Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КУРСАНТОВ ПОСЛЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КУРСАНТОВ ПОСЛЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КУРСАНТЫ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварова Карина Андреевна, Носов Станислав Андреевич, Воронцев Алексей Сергеевич

Автором в данной статье представлено изучение влияния дистанционного обучения на физическую активность курсантов и студентов. Целью настоящей статьи являлась необходимость проверки влияния дистанционного обучения на здоровье и физическую активность курсантов и студентов, а также на то, какие изменения произошли в их режиме дня с переходом на удаленную форму обучения. Мной предлагается исследование курсантов и студентов очной формы обучения первого - третьего курсов. Раскрыта сущность дистанционного обучения, заключающаяся в работе курсантов в непривычных, новых для них условиях. Предложены результаты исследования на примере эссе курсантов. Проведен анализ их работ. Доказано, что дистанционное обучение негативно влияет на обучающихся. Статья предназначена для участников образовательного процесса высшего и среднего профессионального образования, руководителей образовательных организаций и исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уварова Карина Андреевна, Носов Станислав Андреевич, Воронцев Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE PHYSICAL CONDITION OF CADETS AFTER DISTANCE LEARNING

The author in this article presents the study of the influence of distance learning on the physical activity of cadets and students. The purpose of this article was the need to check the impact of distance learning on the health and physical activity of cadets and students, as well as what changes have occurred in their daily routine with the transition to remote learning. I propose a study of cadets and full - time students of the first and third courses. The essence of distance learning is revealed, which consists in the work of cadets in unusual, new conditions for them. The results of the study on the example of the essays of cadets are proposed. The analysis of their works is carried out. It is proved that distance learning negatively affects students. The article is intended for participants in the educational process of higher and secondary vocational education, heads of educational organizations and researchers.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КУРСАНТОВ ПОСЛЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КУРСАНТОВ ПОСЛЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

CHANGES IN THE PHYSICAL CONDITION OF CADETS AFTER DISTANCE LEARNING

Уварова Карина Андреевна

слушатель юридический факультет Воронежский институт Министерства внутренних дел России

г. Воронеж, Россия Uvarova Karina Andreevna student faculty of law

Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Voronezh, Russia

Носов Станислав Андреевич

преподаватель кафедра физической подготовки Воронежский институт Министерства внутренних дел России

г. Воронеж, Россия Nosov Stanislav Andreevich lecturer

department of physical training Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Voronezh, Russia

Воронцев Алексей Сергеевич

преподаватель кафедра физической подготовки Воронежский институт Министерства внутренних дел России

г. Воронеж, Россия Vorontsov Alexey Sergeevich

lecturer

department of physical training Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Voronezh, Russia

Аннотация. Автором в данной статье представлено изучение влияния дистанционного обучения на физическую активность курсантов и студентов. Целью настоящей статьи являлась необходимость проверки влияния дистанционного обучения на здоровье и физическую активность курсантов и студентов, а также на то, какие изменения произошли в их режиме дня с переходом на удаленную форму обучения. Мной предлагается исследование курсантов и студентов очной формы обучения первого-третьего курсов. Раскрыта сущность дистанционного обучения, заключающаяся в ра-боте курсантов в непривычных, новых для них условиях. Предложены результаты

исследования на примере эссе курсантов. Проведен анализ их работ. Доказано, что дистанционное обучение негативно влияет на обучающихся. Статья предназначена для участников образовательного процесса высшего и среднего профессионального образования, руководителей образовательных организаций и исследователей.

Abstract. The author in this article presents the study of the influence of distance learning on the physical activity of cadets and students. The purpose of this article was the need to check the impact of distance learning on the health and physical activity of cadets and students, as well as what changes have occurred in their daily routine with the transition to remote learning. I propose a study of cadets and full-time students of the first and third courses. The essence of distance learning is revealed, which consists in the work of cadets in unusual, new conditions for them. The results of the study on the example of the essays of cadets are proposed. The analysis of their works is carried out. It is proved that distance learning negatively affects students. The article is intended for participants in the educational process of higher and secondary vocational education, heads of educational organizations and researchers.

Ключевые слова: физическая активность; дистанционное обучение; курсанты; студенты; здоровье; физическое состояние.

Keywords: physical activity; distance learning; cadets; students; health; physical condition.

По мнению многих экспертов Высшей школы экономики, основная проблема современной системы образования заключается в ее значительном отставании от цифровых технологий. При этом, активное применение цифровых технологий может в определенной степени исказить воспитательный процесс развития учащихся. В 2019-2020 году образовательные учреждения были вынуждены перейти к дистанционной форме проведения занятий из-за пандемии COVID-19. Активное развитие дистанционного формата обучения в значительной степени увеличило нагрузку на преподавателей и обучающихся. Многие студенты и курсанты высших учебных заведений не были удовлетворены уровнем организации образовательного процесса и отсутствием очного взаимодействия с преподавателями.

В сложившейся эпидемиологической обстановке решению данной проблемы следует уделить особое внимание, так как опыт использования дистанционного обучения, по мнению обучающихся и их родителей, привел к снижению качества образования и физического здоровья студентов и курсантов. Для устранения данной проблемы, следует активизировать методическую работу в отношении формирования новых образовательных стандартов, учитывающих дистанционную форму обучения, а также адаптировать действующие образовательные программы к новым условиям. В целях повышения качества дистанционного образования следует повысить заинтересованность обучающихся к данной форме организации учебных занятий. Так, например, преподаватели могут размещать образовательные видеоматериалы на такой популярной площадке, как «YouTube», посредством создания отдельного аккаунта. Для обучающихся будет интересно изучать не только видеоматериал теоретического характера, но и оценивать проведение различных научных экспериментов.

Проанализировав учебную литературу, можно прийти к выводу о том, что в период дистанционного обучения первостепенной является проблема сохранения здоровья и физической активности [1]. В связи с переходом курсантов и студентов на

дистанционную форму обучения, экспертами были выведены положительная и отрицательная стороны удаленного образования. На обсуждение были выдвинуты самые разнообразные вопросы, касающиеся эффективности дистанционных форм обучения и качества дистанционного образования в целом. Исследования были проведены многими учеными, отдельными вузами и общественными фондами. Большинство исследователей сошлись во мнении, что основными достоинствами дистанционного обучения являются: его всеобщая доступность и гибкость, охват образовательной деятельностью тех, кто физически не может присутствовать в аудитории и другие. Были разработаны основные положения и дефиниции, используемые в цифровом образовании. Но рядом исследователей, на основе опросов и исследований, были рассмотрены и отрицательные стороны цифрового обучения. И совсем небольшая часть работ повествует об исследовании негативных последствий влияния цифровых технологий на здоровье обучающихся.

Дистанционное обучение представляет собой специфичную форму обучения, которая подразумевает собой отсутствие прямого контакта с педагогом в процессе познавательной и мыслительной деятельности. Между курсантом / студентом и педагогом - «дистанция».

Онлайн-обучение (или электронное обучение) представляет собой отработку навыков и получение новых знаний при помощи различных цифровых платформ и площадок, непосредственно, с помощью интернет-соединения. Данная коммуникация происходит непосредственно между педагогом и курсантом / студентом, при помощи различных цифровых площадок в режиме online.

Если сравнивать дефиниции дистанционного обучения и онлайн-обучения, то в данном случае, онлайн - обучение является категорией дистанционного обучения. То есть понятие дистанционного обучения несколько обширней и шире. Обусловлен данный факт тем, что при переходе на дистанционное обучение рациональным будет использование его категории - онлайн-обучения.

В статье 16 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 237-Ф3 [2], сказано, что те организации, которые осуществляют образовательную деятельность, имеют право применения дистанционного обучения при помощи электронных образовательных технологий при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

При дистанционном обучении изучение дисциплины основывается на электронных курсах. Электронный курс представляет собой электронную систему по конкретной учебной дисциплине, выраженную в различных формах: видеолекции, онлайн-лекции, вебинары, электронные учебники, мультимедийные презентации, виртуальные лабораторные работы и другие [2]. Перейдя на дистанционное обучение обучающийся, несомненно, большую часть времени стал проводить в помещении, сидя перед экраном гаджета или же компьютера. Ранее упоминалось, что

в период дистанционного обучения между преподавателем и обучающемся существует «дистанция», что, в свою очередь, при-водит к увеличению времени на поиск нужной информации. А это означает, что у курсанта / студента объем работы, выполняемой самостоятельно - увеличивается. К тому же, с компьютеризацией, и глобализацией общества, количество информации в мировой паутине растет с каждой секундой и приводит к тому, что перед обучающимся стоит еще одна не менее важная задача - не только выбрать досто-верную информацию из всего ее потока, но и научиться правильно ее трактовать. Еще одним негативным признаком пандемии COVID-19 оказался стресс, который за условно небольшой период времени приобрел хронический характер.

На мой взгляд, стрессу способствовал сам формат дистанционного обучения: для обучающегося, привыкшего постоянно взаимодействовать с преподавателем, онлайн-обучение - настоящее испытание. На своем опыте могу сказать, что «слабый» интернет также создает дополнительный стресс. В ситуации, когда обучающийся пропускает часть занятия, либо и вовсе, всю учебную пару, да не по собственной воле, а потому, что физически нет возможности подключения к электронному курсу - по-моему мнению, наносит значительный стресс по обучающемуся. Также, существуют ситуации, когда электронный курс представлен в виде тестирования за определенный промежуток времени, спустя который у обучающегося будет виден результат его работы, и, что мы видим, опять же, в силу «не тянущего» интернета, у курсанта/студента возникают трудности в виде нерешенного тестового задания, так как время вышло, а ответа не поступило. И тогда, у обучающихся возникают симптомы хронического эмоционального стресса, который может формировать у них предпатологическое состояние. При длительной и усердной работе за компьютером быстро наступает усталость и утомление, носящие накопительный эффект. При хронической усталости деятельность внешних органов чувств может проявляться по-разному: у кого-то она неестественно возрастает, а у кого-то ослабляется, к тому же, уменьшается сила памяти, и, как следствие этого, из памяти «выпадает» только что изученный материал.

При всем привычных очных занятиях, обучающийся имеет возможность переключать свое зрение на различных объектах, будь то преподаватель, совзводник, рабочая тетрадь и так далее. При дистанционном же обучении, курсант/студент вынужден не отрываясь сидеть по 5-6 часов, а порой и более, перед экранами гаджетов или компьютеров. В связи с этим, на глаза приходится больше всего нагрузки, что приводит к переутомлению зрения, и, в свою очередь, к его заметному ухудшению. Причем данная тенденция заметна не только у обучающихся, но и у педагогов [3]. В ходе удаленного обучения двигательная активность обучающегося заметно снизилась. Постоянное нахождение перед компьютером в сидячем положении оказывает негативное действие на костно-мышечную систему. Вследствие этого, у обучающихся появляется искривление позвоночника, ослабевают мышцы, и привычная ранее физическая нагрузка теперь - непосильное задание [4]. «Сидячий» образ жизни не оказывает никакого положительного воздействия на организм человека. Среди общепринятых рекомендаций по сохранению здоровья во время дистан-ционного обучения считаю целесообразным выделить:

1. Соблюдение режима сна и времени бодрствования. Сон является неотъемлемой важнейшей частью восстановления сил, энергии и жизненного тонуса, его отсутствие или недостаток приводит к стрессовой ситуации для организма, проявлениями которой могут являться такие наиболее распространенные симптомы, как агрессия и апатия. Кроме того, важнейшей функцией сна является снятие усталости, в этой связи необходим ночной сон в течение 6-7 часов и кратковременный дневной сон - длительность которого в среднем составляет 1 час. Полагаю, что соблюдение данного режима позволит обучающимся эффективно усваивать новый, и структурировать, осмысливать ранее изученный материал.

2. Правильное распределение нагрузки. При длительной сидячей умственной работе лимфообращение прекращается. В связи с этим, наиболее удачной будет такое распределение нагрузки, при котором на каждой перемене (то есть через 1,5 часа дистанционного занятия) организм получает определенное количество физической нагрузки в форме простых физических упражнений, таких как йога, танцы и другие. В свое время Пол Деннисон создал «Гимнастику для ума» [5], которая способствует максимальной концентрации внимания, памяти, мышления и других познавательных процессов в организме молодого человека. Данная гимнастика состоит из комплекса трех упражнений:

1) перекрестные шаги - позиция - стоя, поочередно прикасаться левым локтем к правой коленке, правым локтем - к левой коленке - 10 повторений;

2) кнопки мозга; левая рука кладется на пупок, а другая в это время стимулирует точки подключичных зон; для каждой стороны длительность упражнения составляет 20-30 секунд; перед выполнением рекомендуется выпить воды;

3) колпак; позволяет преодолевать стресс; указательным и большим пальцем нужно массировать ушную раковину сверху до мочек; голова в прямом положении, выполняется три раза.

3. Свежий воздух. Нахождение на свежем воздухе необходимо в течение дня для насыщения организма кислородом. Полагаю, выполнение «Гимнастики для ума» на свежем воздухе поможет выполнить сразу две рекомендации, предложенные мной.

4. Не менее важна правильная организация рабочего места. Необходимо установить на рабочем месте настольную лампу. При работе свет должен падать с левой стороны. Экран компьютера или иного гаджета должен быть расположен прямо перед глазами на расстоянии 60-70 см.

5. Цветотерапия и ароматерапия. В современной психологии много внимания уделяется влиянию цвета на организм человека. При значительной умственной нагрузке в процессе обучения психологи рекомендуют отдавать предпочтение желтому и фиолетовому цветам. Считается, что они способствуют запоминанию и стимулируют интеллектуальные способности. Так, например, можно предложить записывать тезисы, которые необходимо выучить на бумажных стикерах вышеуказанных цветов. Для нормализации психического состояния, снятия стресса и нервного напряжения, на рабочем месте рекомендуют оставить эфирные масла лаванды, можжевельника.

6. Правильная организация питания. Питаться необходимо сбалансировано,

4-5 раз в день небольшими порциями. При переедании кровоснабжение мозга нарушается, что находит негативное отражение на мозговой активности. Затем возникает вялость и сонливость. Рацион должен состоять из достаточного количества белков, витаминов и растительных жиров.

В результате исследования выявлено, что дистанционный формат обучения имеет свои достоинства и недостатки. Анализ последствий дистанционного обучения в разрезе влияния на здоровье обучающихся требует дальнейшей глубокой проработки. Необходимы дальнейшие исследования влияния дистанционной формы обучения на здоровье студентов и доказательная педагогическая экспертиза условия использования цифровых технологий. Но, несомненно, физическая активность студентов и курсантов в период дистанционного обучения заметно снизилась, что привело к некоторым проблемам со здоровьем и ухудшению самочувствия.

Литература

1. Аладинская И. А. Влияние дистанционного обучения на физическое развитие обучающихся в постпандемийный период // Обеспечение глобальной конкурентоспособности науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. (Белгород, 12 апреля 2021 г.). Белгород : Агентство перспективных научных исследований. 2021. С 72-76.

2. Буриев К. С. Роль дистанционного обучения в современном образовании // Образование и воспитание. 2019. № 4(9). С. 4-6.

3. Смагин Н. И. Дистанционное обучение по физической культуре во время эпиде-миологического карантина // Проблемы и перспективы развития образования : сборник материалов XII Междунар. науч. конференции (г. Краснодар, 20-23 мая 2020 г.). Краснодар : Новация. 2020. С. 31-35.

4. Татьяненко А. А., Татьяненко С. А. Здоровье студентов в период дистанционного обучения // Международный журнал экспериментального образования. 2021. № 2. С. 26-30;

5. Милько М. М., Гуремина Н. В. Исследование физической активности студентов в условиях дистанционного обучения и самоизоляции // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 5. С. 195-200.

References

1. Aladinskaya I. A. [The influence of distance learning on the physical development of students in the post-pandemic period]. Obespechenie global'noy konkurentosposobnosti nauki i obrazovaniya. Sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. (Belgorod, 12 aprelya 2021 g.) [Ensuring the global competitiveness of science and education. Collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference (April 12, 2021]. Belgorod, Agency for Advanced Scientific Research Publ., 2021, pp. 72-76. (In Russia).

2. Buriev K. S. Rol' distantsionnogo obucheniya v sovremennom obrazovanii [The role of distance learning in modern education]. Obrazovanie i vospitanie - Education and upbringing, 2019, no. 4 (9), pp. 4-6.

3. Smagin N. I. [Distance learning in physical culture during epidemiological quarantine]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya : sbornik materialov XII Mezhdunar. nauch.

konferentsii (g. Krasnodar, 20-23 maya 2020 g.) [Problems and prospects of education development. Materials of the XII International Scientific Conference (Krasnodar, May 2020)]. Krasnodar, Novation Publ., 2020, pp. 31-35. (In Russia).

4. Tat'yanenko A. A., Tat'yanenko S. A. Zdorov'e studentov v period distantsionnogo obucheniya [Health of students during distance learning]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya - International Journal of Experimental Education, 2021, no. 2, pp. 26-30.

5. Mil'ko M. M., Guremina N. V. Issledovanie fizicheskoy aktivnosti studentov v usloviyakh distantsionnogo obucheniya i samoizolyatsii [Research of physical activity of students in conditions of distance learning and self-isolation]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii -Modern high-tech technologies, 2020, no. 5, pp. 195-200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.