Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КУРСАНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / GOOGLE ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паулкина Дарья Павловна

В статье рассматриваются особенности дистанционного обучения в период пандемии COVID-19, отмечаются положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения. Проведен анализ научных проблем, с которыми столкнулись исследователи при работе с курсантами силовых структур в период пандемии COVID-19. Отдельное внимание уделяется организации учебного процесса курсантов образовательных организаций ФСИН России. Раскрываются проблемы применения некоторых методов диагностики в Google Формах, приводится пример исследования индивидуальных особенностей личности курсанта с помощью Теста «Смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева в Google Формах. Отмечается важность работы в направлении совершенствования методов и приемов работы с курсантами в дистанционном формате с применением Google Форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паулкина Дарья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PERSONALITY OF A CADET OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF A PANDEMIC: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article discusses the features of distance learning during the COVID-19 pandemic, notes the positive and negative aspects of the distance learning. The analysis of the scientific problems that researchers faced when working with cadets of law enforcement agencies during the COVID-19 pandemic was carried out. Special attention is paid to the organization of the educational process of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. The problems of using some diagnostic methods in Google Forms are revealed, an example of studying the individual characteristics of a cadet’s personality using the Test of «Life Orientations» by D. A. Leontiev in Google Forms is given. In conclusion, the importance of working towards improving the methods and techniques of working with cadets in a remote format using Google Forms is noted.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

УДК 159.9 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-242-250

ББК 88.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

STUDYING PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PERSONALITY OF A CADET OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF A PANDEMIC: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Паулкина Дарья Павловна

Адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров, Академия Федеральной службы исполнения наказаний России E-mail: dashakomleva@mail.ru

Paulkina Darya P.

Adjunct at the Faculty of training of scientific and pedagogical personnel, Academy of the Federal penitentiary service of Russia E-mail: dashakomleva@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности дистанционного обучения в период пандемии COVID-19, отмечаются положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения. Проведен анализ научных проблем, с которыми столкнулись исследователи при работе с курсантами силовых структур в период пандемии COVID-19. Отдельное внимание уделяется организации учебного процесса курсантов образовательных организаций ФСИН России. Раскрываются проблемы применения некоторых методов диагностики в Google Формах, приводится пример исследования индивидуальных особенностей личности

Abstract. The article discusses the features of distance learning during the COVID-19 pandemic, notes the positive and negative aspects of the distance learning. The analysis of the scientific problems that researchers faced when working with cadets of law enforcement agencies during the COVID-19 pandemic was carried out. Special attention is paid to the organization of the educational process of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. The problems of using some diagnostic methods in Google Forms are revealed, an example

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Паулкина Д. П., 2022

курсанта с помощью Теста «Смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева в Google Формах. Отмечается важность работы в направлении

of studying the individual characteristics of a cadet's personality using the Test of «Life Orientations» by D. A. Leontiev in Google Forms is given. In conclusion, the importance of working towards improving the methods and techniques of working

совершенствования методов и приемов работы с курсантами в дистанционном формате с

применением Google Форм.

with cadets in a remote format using Google Forms is noted.

Ключевые слова: пандемия, дистанционное обучение, курсант, образовательная среда, психологические особенности, Google Формы.

Keywords: pandemic, distance learning, cadet, educational environment, psychological features, Google Forms.

Для цитирования: Паулкина Д. П. Исследование Cite as: PauLkina D. p. Studying Psychological

решения // Проблемы современного образования. the Conditions of a Pandemic: Problems 2022. № 2. С. 242-250. DOI: 10.31862/2218-8711- and Solutions. Problemysovremennogo

Изменение очной формы получения высшего образования на дистанционную в период пандемии COVID-19 в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией как в стране, так и во всем мире потребовало от системы образования совершенствования методов и способов работы в условиях цифрового обучения. В современной литературе нет однозначного мнения касательно дистанционной формы обучения. Ряд авторов: А. Ю. Кремнева, Е. Н. Нетребко, А.Б. Оришев, Н. В. Хлабысто-ва в своих трудах обратили внимание на достоинства и недостатки дистанционной работы.

Так, А. Ю. Кремнева одним из важных плюсов дистанционного обучения выделяет повышение качества образования и снижение затрат на организацию и проведение образовательного процесса. К минусам относит: доступность технического оснащения (не все обучающиеся имеют доступ к Интернету и техническим средствам), невозможность реализации некоторых практических навыков, требующих непосредственного контакта между обучающимся и преподавателем [1, с. 96-97].

На основании социологического исследования Е. Н. Нетребко, Н. В. Хлабыстова выделяют следующие достоинства дистанционного обучения:

• обучение в вузе без отрыва от трудовой деятельности;

• дистанционная форма обучения сокращает расходы и экономит время на получение образования;

психологических особенностей личности курсанта образовательных организаций ФСИН России в условиях пандемии: проблемы и пути

Features of the Personality of a Cadet of Educational Organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia in

2022-2-242-250.

obrazovaniya. 2022, No. 2, pp. 242-250. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-242-250.

• получение образования в дистанционной форме доступно для людей с ограниченными возможностями (инвалидов);

• обучающиеся самостоятельно могут организовывать образовательный процесс;

• для образовательного учреждения дистанционная форма обучения дает возможность увеличить контингент [2, с. 148].

Наряду с достоинствами, авторы также указывают на недостатки данной формы обучения:

• отсутствие «живого общения»;

• отсутствие возможности лично обратиться к преподавателю;

• не все студенты способны к самостоятельной организации учебного процесса;

• отсутствие возможности осуществления контроля самостоятельности выполнения заданий студентами;

• не всегда есть возможность для отработки практических навыков [2, с. 148-149].

Мы разделяем позиции авторов относительно достоинств и недостатков дистанционного обучения, так как оно однозначно имеет как плюсы, так и минусы. Также хотим обратить внимание, что при дистанционном обучении снижается возможность проведения комплексных психологических исследований личности в связи с ограничительными мерами профилактики коронавирусной инфекции.

Многие авторы отмечают изменения эмоционального состояния (А. А. Мещеряков, А. А. Лебедева) [3], уровня тревожности (В. С. Иванов, В. И. Шарагин, Р. В. Козьяков, Н. Г. Пучкова) [4] и в целом образа жизни студентов в период пандемии (О. В. Судаков, Д. В. Судаков, Н. В. Якушева, А. Н. Шевцов, Е. В. Белов) [5]. Поэтому проведение комплексных психологических исследований остается неотъемлемой частью образовательного процесса, целью которых является поддержание благоприятного психологического состояния обучающихся.

Современные дистанционные технологии применяются и в работе с курсантами образовательных организаций ФСИН России. Взаимодействие с курсантами проводится посредством электронной образовательной среды (ЭОС), где преподавателями размещается лекционный материал, семинарские и практические занятия. Часть курсантов, проживающих в общежитии на территории образовательной организации (на примере Академии ФСИН России), обучалась очно с учетом соблюдения эпидемиологических мер.

В качестве одного из недостатков дистанционного обучения курсантов вузов ФСИН России Т. В. Кириллова и М. И. Кузнецов отметили нарушение воспитательного процесса. В условиях перехода на дистанционное обучение не могут быть реализованы следующие особенности воспитательного пространства вузов ФСИН России: «регламентация жизнедеятельности обучающихся, включающая не только образовательные и воспитательные аспекты, но и несение службы на весь срок обучения; обязательное соблюдение служебной дисциплины, уставного порядка; реализация принципов единоначалия, соблюдения субординации при личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию; неразрывное единство учебной деятельности, служебных обязанностей, групповой учебной и внеучебной работы; постоянный контроль со

стороны офицеров, старших по званию, профессорско-преподавательского состава и курсового звена» [6, с. 156].

Сами же курсанты, согласно проведенному исследованию Т. В. Кирилловой и М. И. Кузнецова, в целом удовлетворены получением образования в дистанционном формате. Среди недостатков курсанты выделяют: отсутствие мотивации к выполнению привычного распорядка дня, занятий физической направленности, привычного общения с сотрудниками учебно-строевых подразделений, сокурсниками и преподавателями.

Анализ современных научных трудов позволил рассмотреть актуальный круг вопросов, с которыми столкнулись исследователи при работе с курсантами силовых структур в период пандемии, а именно проблемы: учебно-профессиональной мотивации курсантов в условиях дистанционного обучения (К. А. Новоселов, С. Н. Силина, 2020); профессиональной подготовки (В. Ю. Егоров, Д. В. Ковалев, 2021); изменения уровня физической подготовленности курсантов вузов ФСИН России (Д. С. Долгин, М. Б. Пичу-гин, 2020); развития жизнестойкости (С. Б. Калинина, 2021); развития самоконтроля как важной предпосылки повышения физической подготовки курсантов (Ф. Ф. Халилуллин, 2020); совершенствования методики преподавания огневой подготовки в образовательных организациях ФСИН России (К. В. Родионов, А. А. Вагурина, 2021); профессиональной мобильности курсанта (А. М. Чуковский, Т. И. Исакова, 2020).

Количество проблем разнообразно и затрагивает различные сферы учебно-воспитательной деятельности курсантов силовых структур, в том числе образовательных организаций ФСИН России.

В процессе проведения диссертационного исследования, направленного на диагностику психологических особенностей личности курсанта образовательных организаций ФСИН России, основная работа над которым проводится в период с 2019 г. и по настоящее время, мы также столкнулись с рядом проблемных вопросов, связанных с дистанционной формой обучения курсантов во время пандемии.

Возможность очного присутствия при проведении исследования психологических особенностей личности курсанта образовательных организаций ФСИН России (В период начала пандемии были ограничены выезды за пределы домашнего региона, а также в целях профилактики коронавирусной инфекции массовое скопление людей признано нежелательным).

Исследование психологических особенностей курсантов проводилось в дистанционном формате с помощью использования Google Форм.

Недостатками проведения психодиагностического исследования в дистанционном формате выступают:

• отсутствие возможности контроля процесса заполнения тестового материала, а именно: фиксации вербальных и невербальных проявлений испытуемых;

• отсутствие возможности контроля самостоятельного заполнения респондентами тестового материала, учета времени;

• отсутствие непосредственного взаимодействия между исследователем и обследуемым в случае возникающих вопросов и проблем, требующих консультационного разрешения.

3 2 1 0 1 2 3

1. Обычно мне очень ск\"чно. Обычно я полон энергии.

2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей. Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.

3. В жизни я не имею определенных цепей и намерений. В жизни я имею очень ясные цели и намерения.

4. Моя ~л л знь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной. Моя асизнь представляется мне вполне осмысленной и ц ел еу стремл енн ой.

5 Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие. Каждый лень кажется зше совершенно похожим на все другие.

б. Когда я уйду на пенсию, я займусь ингереснызш Есщалси. которьпми всегда, мечтал заняться. Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обреохенягь ссоя никахизш заботами.

Рис. 1. Пример бланка ответов Теста «Смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева

Сложность применения некоторых методик исследования в Google Формах.

Например, Тест «Смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева предполагает собой пары противоположных утверждений; испытуемому предлагается выбрать одно из двух утверждений, которое, по его мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр: 1, 2, 3, в зависимости от того насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на ваш взгляд одинаково верны). Бланк ответов выглядит следующим образом (рис. 1).

Тест 6

Вам предложены пары противоположных утверждений. Баша задача выбрать ОДНО из утверждений, которое по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить РЯДОМ С НИМ одну из цифр 1,2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0 ,если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).Рядом с утверждением, которое не было выбрано, поставьте также 0

1.*

1 2 3 0

Обычно мне очен... □ □ □ □

Обычно я полон э... □ □ □ □

Рис. 2. Пример бланка ответов Теста «Смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева в Google Формах

Однако при работе в Google Формах нет подходящей формы вопроса для создания шкалы, аналогичной бланку разработчиков теста, что вызывает определенные трудности как при работе с формой, так и при дальнейшей обработке полученных результатов.

Предлагаемый вариант решения. Образец для заполнения Теста «Смысложизнен-ных ориентаций» Д. А. Леонтьева в Google Формах представлен на следующем рисунке (рис. 2). Данная форма адаптирована нами под дистанционный формат проведения исследования с учетом условий теста в процессе диссертационного исследования. Необходимо отметить, что перед началом тестирования исследователю необходимо предупредить о важности выполнения теста по инструкции и, по возможности, разъяснить ее.

После инструкции создается вопрос-сетка (рис. 3), позволяющий выбрать определенные точки в сетке, которая состоит из столбцов и строк, при этом необходимо проследить в настройках к вопросу (расположены в правом нижнем углу вопроса) отсутствие галки рядом с выбором «по одному ответу на столбец», так как в случае ее присутствия выбор двух «0» в одном столбце окажется невозможным. Более подробно по работе с вопросом-сеткой в Google Формах можно ознакомиться в сети Интернет.

Рис. 3. Пример вопроса-сетки Теста «Смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева в Google Формах

Третий проблемный вопрос, с которым мы столкнулись в процессе реализации исследования, касается проведения профилактической и развивающей работы с курсантами по результатам полученных психодиагностических данных.

Большинство методов профилактического и развивающего воздействия не адаптированы под дистанционный формат проведения тренинговой работы. В данном направлении требуется детальная проработка подходящих методов и техник.

Подводя итог, отметим, что работа, направленная на исследование психологических особенностей личности курсанта образовательных организаций ФСИН России, является важным полем деятельности в условиях пандемии и к тому же, как выяснилось, имеет определенные трудности, которые нам предстоит решать. Исследуемая тема носит дискуссионный характер и требует дополнительного изучения и проработки.

Список литературы

1. Кремнева А. Ю. Дистанционное обучение в современных вузах // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2012. № 1. С. 95-98.

2. Нетребко Е. Н., Хлабыстова Н. В. Дистанционное обучение в период пандемии COVID-2019: на материалах эмпирического исследования // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2020. № 4 (269). С. 146-151.

3. Мещеряков А. А. Исследование эмоционального состояния обучающихся в период пандемии (на материале домашних рецензий студентов по пьесе «Белая болезнь») // MEDIAОбразование: медиа как тотальная повседневность: материалы V Междунар. науч. конф. Челябинск, 2020. С. 73-77.

4. Иванов В. С. Исследование уровня тревожности у студентов в период пандемии в условиях дистанционного обучения // Учен. зап. Ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 12 (190). С. 340-345.

5. Судаков О. В. Оценка изменений аспектов образа жизни студентов, влияющих на их здоровье в период пандемии COVID-19 // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2021. № 83. С. 36-39.

6. Кириллова Т. В., Кузнецов М. И. Плюсы и минусы дистанционного обучения в условиях пандемии: мнение курсантов Академии ФСИН России // Вопросы педагогики. 2020. № 6-1. С. 154-157.

7. Долгин Д. С., Пичугин М. Б. Особенности физической подготовки курсантов в период пандемии // Учен. зап. Ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 11 (189). С. 172-175.

8. Егоров В. Ю., Ковалев Д. В. Проблемы профессиональной подготовки сотрудников ОВД в период пандемии коронавируса // Modern Science. 2021. № 3-1. С. 313-315.

9. Калинина С. Б. Развитие жизнестойкости как задача обучения курсантов в период пандемии // Гуманитарные, естественно-научные и технические аспекты современности: материалы XXXIII Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д., 2021. С. 250-253.

10. Кириллова Т. В. Воспитательное пространство образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 4. С. 130-134.

11. Новоселов К. А., Силина С. Н. Формирование учебно-профессиональной мотивации курсантов морского вуза в период дистанционного обучения // Современное высшее образование: теория и практика: колл. моногр. Ульяновск: Зебра, 2021. С. 340-353.

12. Родионов К.В., Вагурина А.А. Вопросы совершенствования методики преподавания огневой подготовки в образовательных организациях ФСИН России в условиях ди-

станционного обучения // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2021. № 1 (27). С. 28-31.

13. Халилуллин Ф. Ф. Развитие самоконтроля как важная предпосылка повышения эффективности физической подготовки курсантов вузов МВД России в период пандемии ко-ронавируса // Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Волгоградская академия МВД России. Волгоград, 2020. С. 151-156.

14. Чуковский А. М., Исакова Т. И. Состояние проблемы формирования профессиональной мобильности курсантов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12, № 2 (48). С. 22-29.

References

1. Kremneva A. Yu. Distantsionnoe obuchenie v sovremennykh vuzakh. Prioritetnye nauchnye napravleniya: ot teorii k praktike. 2012, No. 1, pp. 95-98.

2. Netrebko E. N., Khlabystova N. V. Distantsionnoe obuchenie v period pandemii C0VID-2019: na materialakh empiricheskogo issledovaniya. Vestn. Adygeyskogo gos. un-ta. Ser. 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kulturologiya. 2020, No. 4 (269), pp. 146-151.

3. Meshcheryakov A. A. Issledovanie emotsionalnogo sostoyaniya obuchayushchikhsya v period pandemii (na materiale domashnikh retsenziy studentov po pyese "Belaya bolezn"). In: MEDIAObrazovanie: media kak totalnaya povsednevnost. Proceedings of the VInternational scientific conference. Chelyabinsk, 2020. Pp. 73-77.

4. Ivanov V. S. Issledovanie urovnya trevozhnosti u studentov v period pandemii v usloviyakh distantsionnogo obucheniya. Uchen. zap. Un-ta im. P. F. Lesgafta. 2020, No. 12 (190), pp. 340-345.

5. Sudakov O. V. Otsenka izmeneniy aspektov obraza zhizni studentov, vliyayushchikh na ikh zdorovye v period pandemii COVID-19. Nauchno-meditsinskiy vestnik Tsentralnogo Chernozemya. 2021, No. 83, pp. 36-39.

6. Kirillova T. V., Kuznetsov M. I. Plyusy i minusy distantsionnogo obucheniya v usloviyakh pandemii: mnenie kursantov Akademii FSIN Rossii. Voprosy pedagogiki. 2020, No. 6-1, pp. 154-157.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Dolgin D. S., Pichugin M. B. Osobennosti fizicheskoy podgotovki kursantov v period pandemii. Uchen. zap. Un-ta im. P. F. Lesgafta. 2020, No. 11 (189), pp. 172-175.

8. Egorov V. Yu., Kovalev D. V. Problemy professionalnoy podgotovki sotrudnikov OVD v period pandemii koronavirusa. Modern Science. 2021. No. 3-1, pp. 313-315.

9. Kalinina S. B. Razvitie zhiznestoykosti kak zadacha obucheniya kursantov v period pandemii. In: Gumanitarnye, estestvenno-nauchnye i tekhnicheskie aspekty sovremennosti. Proceedings of the XXXIII All-Russian scientific-practical conference. Rostov-on-Don, 2021. Pp. 250-253.

10. Kirillova T. V. Vospitatelnoe prostranstvo obrazovatelnykh organizatsiy Federalnoy sluzhby ispolneniya nakazaniy. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy. 2018, No. 4, pp. 130-134.

11. Novoselov K. A., Silina S. N. Formirovanie uchebno-professionalnoy motivatsii kursantov morskogo vuza v period distantsionnogo obucheniya. Sovremennoe vysshee obrazovanie: teoriya i praktika: coll. monogr. Ulyanovsk: Zebra, 2021. Pp. 340-353.

12. RodionovK.V.,VagurinaA.A.Voprosysovershenstvovaniyametodikiprepodavaniyaognevoy podgotovki v obrazovatelnykh organizatsiyakh FSIN Rossii v usloviyakh distantsionnogo obucheniya. Penitentsiarnoe pravo: yuridicheskaya teoriya i pravoprimenitelnaya praktika. 2021, No. 1 (27), pp. 28-31.

13. Khalilullin F. F. Razvitie samokontrolya kak vazhnaya predposylka povysheniya effektivnosti fizicheskoy podgotovki kursantov vuzov MVD Rossii v period pandemii koronavirusa. Fizicheskaya podgotovka sotrudnikov organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii. Volgogradskaya akademiya MVD Rossii. Volgograd, 2020, pp. 151-156.

14. Chukovskiy A. M., Isakova T. I. Sostoyanie problemy formirovaniya professionalnoy mobilnosti kursantov. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspekt. 2020, Vol. 12, No. 2 (48), pp. 22-29.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 2

Статья поступила в редакцию 21.09.2021 The article was received on 21.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.