Научная статья на тему 'АНАЛИЗ АДАПТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К УСЛОВИЯМ САМОИЗОЛЯЦИИ И ИЗМЕНЕНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

АНАЛИЗ АДАПТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К УСЛОВИЯМ САМОИЗОЛЯЦИИ И ИЗМЕНЕНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1355
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вынужденная самоизоляция / студенческая молодежь / пандемия COVID-19 / дистанционное обучение / адаптация / поколение Z / цифровизация. / forced self-isolation / student youth / COVID-19 pandemic / distance learning / adaptation / generation Z / digitalization.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чипизубова Виталия Николаевна, Дашиева Сурэна Владимировна, Паркина Анастасия Павловна

Одной из самых актуальных тем 2020 года является исследование влияния пандемии COVID-19 на все сферы общественной жизни путем введения карантинных и ограничительных мер. Всеобщий режим самоизоляции затронул практически все отрасли экономики и общественного сектора, не исключением стало и образование. Экстренный переход сферы высшего образования к дистанционному обучению вызвал ряд проблем, как организационных, так и психологических у всех участников образовательного процесса. В работе уделено внимание изучению адаптации студенческой молодежи к ситуации самоизоляции в период пандемии COVID-19. В качестве метода исследования выступил метод анкетирования на основе авторского опросника, представленного в Google-форме. Авторами выявлено, что представители цифрового поколения смогли достаточно быстро приспособиться к учебному процессу в удаленном режиме благодаря навыкам онлайн-коммуникаций и компьютерной грамотности. Определено, что у студенческой молодежи имеется запрос на цифровизацию образовательного процесса, создающего условия гибкости, мобильности, индивидуализации. В период после пандемии цифровая трансформация образования в России и во всех странах мира безусловно продолжится, поэтому и преподавателям, и студентам необходимо и дальше адаптироваться к новым формам обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чипизубова Виталия Николаевна, Дашиева Сурэна Владимировна, Паркина Анастасия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STUDENT YOUTH ADAPTATION TO THE CONDITIONS OF SELF-ISOLATION AND CHANGES IN THE EDUCATIONAL PROCESS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

One of the most relevant topics of 2020 is the study of the impact of the COVID-19 pandemic on all spheres of public life through the introduction of quarantine and restrictive measures. The general regime of self-isolation affected almost all sectors of the economy and the public sector, and education was no exception. The emergency transition of higher education to distance learning has caused a number of problems, both organizational and psychological, for all participants in the educational process. The paper focuses on the study of the adaptation of students to the situation of self-isolation during the COVID-19 pandemic. The research method was a questionnaire based on the author's questionnaire presented in the Google form. The authors revealed that the representatives of the digital generation were able to quickly adapt to the learning process in remote mode thanks to the skills of online communication and computer literacy. It is determined that students have a request for digitalization of the educational process, which creates conditions for flexibility, mobility, and individualization. In the period after the pandemic, the digital transformation of education in Russia and in all countries of the world will certainly continue, so both teachers and students need to continue to adapt to new forms of education.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ АДАПТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К УСЛОВИЯМ САМОИЗОЛЯЦИИ И ИЗМЕНЕНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 304.3

Чипизубова Виталия Николаевна, Chipizubova Vitalia Nikolaevna

Кандидат экономических наук, доцент Candidate of economic sciences, associate professor Дашиева Сурэна Владимировна, Dashieva Surena Vladimirovna Паркина Анастасия Павловна Parkina Anastasia Pavlovna Студент Student

Иркутский государственный университет Irkutsk State University

АНАЛИЗ АДАПТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К УСЛОВИЯМ САМОИЗОЛЯЦИИ И ИЗМЕНЕНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

ANALYSIS OF STUDENT YOUTH ADAPTATION TO THE CONDITIONS OF SELF-ISOLATION AND CHANGES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Аннотация: Одной из самых актуальных тем 2020 года является исследование влияния пандемии COVID-19 на все сферы общественной жизни путем введения карантинных и ограничительных мер. Всеобщий режим самоизоляции затронул практически все отрасли экономики и общественного сектора, не исключением стало и образование. Экстренный переход сферы высшего образования к дистанционному обучению вызвал ряд проблем, как организационных, так и психологических у всех участников образовательного процесса. В работе уделено внимание изучению адаптации студенческой молодежи к ситуации самоизоляции в период пандемии COVID-19. В качестве метода исследования выступил метод анкетирования на основе авторского опросника, представленного в Google-форме. Авторами выявлено, что представители цифрового поколения смогли достаточно быстро приспособиться к учебному процессу в удаленном режиме благодаря навыкам онлайн -коммуникаций и компьютерной грамотности. Определено, что у студенческой молодежи имеется запрос на цифровизацию образовательного процесса, создающего условия гибкости, мобильности, индивидуализации. В период после пандемии цифровая трансформация образования в России и во всех странах мира безусловно продолжится, поэтому и

VМеждународная научно-практическая конференция преподавателям, и студентам необходимо и дальше адаптироваться к новым формам обучения.

Abstract. One of the most relevant topics of 2020 is the study of the impact of the COVID-19 pandemic on all spheres of public life through the introduction of quarantine and restrictive measures. The general regime of self-isolation affected almost all sectors of the economy and the public sector, and education was no exception. The emergency transition of higher education to distance learning has caused a number of problems, both organizational and psychological, for all participants in the educational process. The paper focuses on the study of the adaptation of students to the situation of self-isolation during the COVID-19 pandemic. The research method was a questionnaire based on the author's questionnaire presented in the Google form. The authors revealed that the representatives of the digital generation were able to quickly adapt to the learning process in remote mode thanks to the skills of online communication and computer literacy. It is determined that students have a request for digitalization of the educational process, which creates conditions for flexibility, mobility, and individualization. In the period after the pandemic, the digital transformation of education in Russia and in all countries of the world will certainly continue, so both teachers and students need to continue to adapt to new forms of education.

Ключевые слова, вынужденная самоизоляция, студенческая молодежь, пандемия COVID-19, дистанционное обучение, адаптация, поколение Z, цифровизация.

Key words. forced self-isolation, student youth, COVID-19 pandemic, distance learning, adaptation, generation Z, digitalization.

Введение. Обоснование актуальности темы исследования

Второе десятилетие двадцать первого века началось с масштабных социально-общественных перемен, вызванных пандемией коронавирусной инфекцией COVID-19. Это событие пошатнуло и изменило весь мир. Обществу пришлось быстро адаптироваться к новым условиям существования, таким как самоизоляция и социальная дистанция.

Весной 2020 года система образования одной из первых претерпела беспрецедентные изменения, прекратив аудиторные занятия и организовав обучение полностью в дистанционном формате. Вся студенческая жизнь поменялась в один момент, а образовательный процесс испытал шоковую реакцию. Переход учебных заведений к новому формату обучения вызвал множество дискуссий. Адаптация педагогического и студенческого сообщества

VМеждународная научно-практическая конференция - непосредственных участников этого сложного процесса происходила с разной скоростью и разной степенью успешности в зависимости от уровня развития цифровой инфраструктуры и опыта работы с данными технологиями. При этом уже сегодня можно говорить о том, что мир не будет прежним, как до пандемии. Дистанционные технологии обучения будут развиваться дальше, создавая возможности построения новых образовательных траекторий.

На наш взгляд, в условиях цифровой среды удаленная форма обучения должна активно дополнять существующие традиционные образовательные системы, создавая интегрированную модель получения высшего образования. Кроме того, на сегодняшний день развивается концепция life-long learning, при которой важно иметь возможность обучаться без отрыва от работы. Данные тренды определяют дальнейший процесс цифровой трансформации системы высшего образования и появление цифровых университетов.

Обзор литературы Пандемия коронавируса затронула все области человеческой жизни и заставила каждого из нас глобально пересмотреть свое отношение к повседневности. В ходе изучения проблемы адаптации студентов к условиям самоизоляции мы обратились к более ранним работам, которые прямо или косвенно касаются интересующей нас темы.

Эмоциональное восприятие перехода к удаленному получению образования хорошо раскрывает Соколовская И. Э., где указаны плюсы и минусы данной формы обучения и выделены факторы, влияющие на самочувствие и продуктивность в ней. Важным заключением ее работы стало то, что «на уровень удовлетворенности обучением в дистанционном формате студента влияют следующие социально-психологические факторы, характеризующие его субъективное благополучие: интерес к учебе как таковой, независимо от способа обучения; эффективность обучения, связанная с положительными сторонами дистанционной работы; возможность поддерживания взаимоотношений с одногруппниками; высокое качество взаимодействия с преподавателями» [1].

VМеждународная научно-практическая конференция

Еще в 2015-ом году в статье «История развития дистанционного

образования. Положительные и отрицательные стороны МООС» Петькова Ю.Р. выделила проблемы характерные для онлайн-обучения. Среди них были: отсутствие мотивации, массовость, сложность оценивание и отсутствие навыков работы в таком режиме. Тогда она сделала заключение: «...дистанционное образование может служить лишь дополнением к традиционной форме, наиболее эффективным внедрением будет сочетание этих двух моделей образования», еще не зная, с чем придется столкнуться миру [2]. Ее точка зрения в целом является верной, но последний год доказал, что люди могут работать продуктивно даже удаленно.

В статье «Как коронавирус изменил систему высшего образования: анализ перехода вузов на дистанционное обучение» (2020) к.э.н., доц. Орусова О.В. также выделила плюсы и минусы дистанционной формы образования [3]. Положительными сторонами она назвала дешевизну, доступность, гибкость графика, возможность объединять с работой и другие. Среди отрицательных она выделила: отсутствие личного контакта с преподавателем, идентификацию учащихся, низкий уровень компьютерной грамотности, слабый уровень самодисциплины и т.д. Автор делает заключение, что первое образование получать в такой форме подходит не каждому, а последующее - предоставляет значимые преимущества, так как студентом является уже сформировавшийся взрослый человек.

В аналитическом докладе «Уроки «стресс-теста» вузы в условиях пандемии и после нее» (2021), подготовленном по инициативе Министерства науки и высшего образования РФ командами известных российских вузов: ТГУ, МГПУ, НИУ ВШЭ, МШУ «Сколково», СПбГУ, МИСиС», РАНХиГС, и др., обобщен опыт для дальнейшего использования на практике [4]. Для достижения цели авторами было проведено исследование обеих волн пандемии: первой -конца марта 2020 года и второй - конца мая 2020 года, которое основывается на результатах опросов студентов и преподавателей, интервью и анализ данных о деятельности образовательных структур, как российских, так и зарубежных.

VМеждународная научно-практическая конференция Статистические данные позволили сделать вывод о возможности грамотного

внедрения дистанционных форм в процесс обучения, что во многом может

улучшить качество высшего образования.

В работе социолога РАНХиГС Д. Рогозина «Будущее дистанционного образования» (2020) раскрывается отношение преподавателей к дистанционному обучению. Результаты опросов середины 2020-го года говорят, что больше половины респондентов считают, что такая форма обучения негативно сказывается на получении знаний. Автор связывает это с экстремальностью опыта и принужденностью перехода в такой формат и говорит о формировании общества «неопессимистов, готовых не только критиковать, но и развивать высшее образование» [5].

А. Фадеев, и.о. проректора по цифровизации ТПУ, директор центра цифровых образовательных технологий в работе «УНИВЕРСИТЕТ 4.0. МОДЕЛЬ ЦИФРОВОГО УНИВЕРСИТЕТА» (2020) еще до пандемии построил модель университета будущего, который будет основываться на самоорганизации, использовании новейших технологий, развитии цифровой грамотности и получении практически применимых знаний, что так важно в ХХ1-ом веке [6].

Обобщая изложенное выше, стало понятно, что негативные последствия пандемии в большей степени связаны с отсутствием подготовки к условиям самоизоляции. Студенческое сообщество по-своему среагировало на состояние стресса, вызванного самоизоляцией. Сложности обучения у студентов были связано с резким переходом от постоянного живого контакта с преподавателями к онлайн-коммуникациям.

Постановка задачи исследования

Исследование по адаптации студентов к условиям самоизоляции и изменениям образовательного процесса проводилось в формате онлайн -анкетирования обучающихся в Иркутском государственном университете на факультете «Бизнес-коммуникаций и информатики» (далее - ИГУ ФБКиИ). Предмет исследования - способность студентов адаптироваться к новым

VМеждународная научно-практическая конференция условиям жизни, в том числе - обучения в период самоизоляции. В качестве

гипотезы выступает предположение, что студенческая молодежь, являющаяся

представителями поколения 7, для которого характерна гибкость в отношении

постоянно меняющегося мира, развитые цифровые навыки онлайн-

коммуникаций, смогли адаптироваться к адаптироваться к дистанционному

обучению в условиях вынужденной самоизоляции.

Основная цель работы - это, безусловно, ответить на вопрос: «Как полный переход на онлайн-образование повлияло на студентов и с какими сложностями они столкнулись?».

Для начала стоит дать определения таким ключевым словам нашей работы как пандемия СОУГО-19, дистанционное образование, цифровой университет, которые будут часто появляется в ходе исследования.

До настоящего времени человечество пережило уже несколько пандемий, однако СОУГО-19 или коронавирус, крайне быстро распространяется и очень схож с обычным гриппом, что вызвало множество осложнений с его выявлением и лечением. Таким образом, пандемия - это эпидемия, характеризующаяся распространением инфекционного заболевания на территории всей страны, территорию сопредельных государств, а иногда и многих стран мира. Дистанционное образование приобрело огромную востребованность совсем недавно, когда мир потрясла пандемия СОУГО-19, затронувшая весь мир. Дистанционное образование (далее-ДО) - вид образования в учебных учреждениях, который предполагает взаимодействия студентов и преподавателей путем соблюдения самоизоляции различными методами проведения занятий в удаленном режиме. При такой форме обучения на первый план для студента выходят навыки самодисциплины и самоорганизации.

Онлайн-анкетирование было проведено в период с 25.02.2021 г. по 06.03.2021 г. среди студентов 1-4 курса ИГУ, ФБКиИ. Результаты данного опроса показали, как студенты пережили наиболее интенсивную волну пандемии весной 2020 г, а также продолжение режима самоизоляции осенью 2020 года. Нашло подтверждение мнения о том, что студенческая молодежь, как и все

VМеждународная научно-практическая конференция поколение 7, которых еще принято называть «домоседы», имеет способность к

быстрой адаптации к стрессовым ситуациям. Было опрошено 60 человек, среди

которых 90% составили девушки и 10% - юноши. Средний возраст респондентов

составил 19,8 года. Свыше 60% опрошенных - это молодежь в возрасте 20-22

лет. Самыми активными респондентами стали студенты 3 курса.

Анализ результатов исследования По результатам ответов студентов ФБКиИ на вопрос «Как в целом изменилась Ваша привычная жизнь в период пандемии?» выяснилось, что у 48,3% респондентов жизнь стала лучше, лишь 16,7% ответивших отметили ухудшение качества их жизни, а 21,7% сообщили, что не заметили изменений. Это можно связать с тем, что студенты - цифровое поколение, на начальном этапе достаточно быстро приспособились к условиям вынужденной самоизоляции и смогли получить положительный опыт.

Отвечая на вопрос «Какие сложности Вы испытывали в бытовой повседневной жизни в период пандемии?», студенты в большей степени отмечали следующие факторы: нехватка общения в реальной жизни (51,7%), рутина (50%) и ограничение свободы передвижения (46,7%). О проблемах финансового характера сообщила четверть респондентов, а сложность обучения в дистанционном режиме присутствовала лишь у 15% опрошенных.

Какие сложности Вы испытывали в бытовой повседневной жизни в период пандемии?

не хватало реального «живого» общения рутинная жизнь гиподинамия финансовые проблемы сложности обучения не было проблем проблемы самоорганизации

0,00% 10,0096 20,00« 30,00% 40,00« 50,00% 60,00%

Рис.1. Ключевые сложности, которые испытывали студенты

в период самоизоляции

103

Среди ответов на вопрос «С какими социально-психологическими трудностями Вы столкнулись в период пандемии?» ключевыми стали проблемы самоорганизации и прокрастинации, а также усиленная зависимость от социальных сетей (56,7 %). Это связано с непривычным отсутствием контроля со стороны преподавателей и дисциплинарного влияния аудиторной среды с одной стороны, а также необходимости учиться и общаться в удаленном режиме. Половина ответивших отметили случаи бессонницы, а 43,3 % - переживания за здоровье своих близких. На самом деле, стрессовая обстановка, экстремальность ситуации и непонимание того, что ожидает человечество безусловно повлияло на психическое состояние молодежи, что во многом и приводило к бессоннице, усилению вредных привычек и прокрастинации.

С какими социально-психологическими трудностями Вы столкнулись в период пандемии?

прокрастинация усилилась зависимость от соцсетей переживания за здоровье близких людей бессонница плохой аппетит или переедание снизилось качество коммуникации переживания за собственное здоровье усилились вредные привычки нет проблем

Рис.2. Социально-психологическими трудностями, с которыми столкнулись студенты в период пандемии

При ответе на вопрос «Какой положительный опыт Вы приобрели в период самоизоляции?» 41,7% респондентов отметили возможность гибкого сочетания работы и учебы, 40% опрашиваемых выделили «улучшение навыков работы на компьютере» и «занятие спортом», а 30% опрашиваемых отметили желание читать книги. Студенты освоились получать удовольствие от «одиночества» и научились наслаждаться самостоятельным времяпрепровождением.

Кроме того, мы поинтересовались об увлечениях и хобби в условиях самоизоляции. В ходе опроса, мы выявили, что почти у половины респондентов (46,7%) хобби было еще до появления пандемии, и СОУГО-19 никаким образом не повлиял на него, а 8,3% студентам с приходом пандемии заниматься своими увлечениями стало невозможно. Другим повезло немного больше, у 23,3% респондентов хобби появилось именно в период пандемии, что не может не радовать. Однако для 21,7% опрашиваемых пандемия не принесла никакого эффекта, у них как не было хобби, так и не появилось. Исходя из этого можно говорить о том, что студенты имели возможность контролировать свой накопившийся стресс во время пандемии с помощью увлечений и интересных им занятий.

Рис.3. Ответы респондентов о положительном опыте, приобретенным в период пандемии

Изучая ответы на вопрос «Как Вы на сегодняшний день относитесь к вакцинированию в качестве ключевой меры по борьбе с вирусом СОУГО -19?» 41,7% респондентов сообщили, что отношение нейтральное, 38,3% высказались негативное мнение, 11,7% затрудняются с ответом, а оставшиеся -положительно. На вопрос «Собираетесь ли Вы ставить прививку от

VМеждународная научно-практическая конференция коронавируса?», 75% опрошенных ответили, что не собираются делать прививку

от COVID-19, 10% сообщили о намерении вакцинироваться, оставшиеся

затруднились с ответом. В итоге отношение к вакцинации от коронавируса

скорее негативное, что свидетельствует о самонадеянности, непонимании

реальной степени риска тяжелого протекания болезни и ее последствий.

На вопрос «Как Вы считаете, получилось ли при переходе на дистанционное обучение сохранить качество образования?» мнения респондентов разделились. Одни считают (28,3%), что качество обучения не поменялось и преподаватели готовы работать в онлайн-режиме, а другие (26,7%) отмечают повышение качества, наличие цифровых навыков у преподавателей для проведения онлайн-занятий. Важно отметить наличие на факультете современного портала электронного образования «Forlabs», который очень помог в организации дистанционного обучения, поддержке онлайн-коммуникаций, а также контроле успеваемости. Образовательная платформа «Forlabs» в значительной степени облегчила образовательный процесс студентам, делая его доступным и комфортным.

Мы опросили обучающихся «Как на сегодняшний день Вы бы предпочли обучаться?». Проанализировав ответы, мы пришли к выводу о том, что дистанционное обучение востребовано современным цифровым поколением. Желание остаться полностью в очном обучении выразили около 15% студентов, 50% - предпочитают смешанный формат с гибкими возможностями в процессе обучения, а 35% отметили интерес к полному дистанту.

Одной из важных тем для студентов в период пандемии стала поддержка со стороны университета. Студенты, участвовавшие в опросе, отметили, что на базе факультета была оказана активная коммуникативная поддержка: проводились досуговые онлайн-мероприятий и видео-встречи по интересам. Большой интерес вызвал онлайн-проект «Ну, рассказывайте», в котором приняли участие студенты и преподаватели ФБКиИ, где в неформальной обстановке делились впечатлениями о режиме самоизоляции, рассказывали о своих хобби и способах поддержки хорошего настроения.

Рис.4. Виды поддержки, которую получили студенты от ВУЗа

во время пандемии

В завершении студентам был предложен открытый вопрос о том, каким они себе представляют «Университет будущего». Участники отметили, что надеются на дальнейшее развитие цифровых технологий в вузе и заинтересованы в смешанном формате обучения. Были выделены следующие прилагательные, характеризующие образ современного университета: перспективный, передовой, инновационный, доступный, поддерживающий, комфортный. На основании полученных результатов исследования можно сделать следующие выводы. Студенты ИГУ ФБКиИ приобрели полезный, положительный опыт, который в будущем может помочь им стать более гибкими для современных социальных реалий. В целом, студенты отметили невысокий показатель уровня своего стресса, они смогли быстро адаптировать к нестандартным условиям. Тем не менее, обратим внимание на актуализацию навыков цифровой грамотности, умения «отдыхать» и восстанавливать силы после высоких зрительных нагрузок и гиподинамии. С такой задачей справиться сразу крайне сложно, нужно организовать освоение данных практик.

VМеждународная научно-практическая конференция

Отметим, что поддерживать хороший уровень обмена учебной

информацией и не терять связь преподавателям и студентам помогла оптимизированная образовательная платформа ФБКиИ - Forlabs.ru.

Пандемия СОУГО-19 в значительной степени раскрыла потенциал развития модели цифрового университета и ускорила трансформацию образовательного процесса с активным применением дистанционного обучения. Важно понимать, что цифровой университет не может начать свою работу быстро и без барьеров.

Результаты исследования могут быть использованы как вузами, заинтересованными в более глубоком понимании нужд и перспектив современных студентов, так и самими студентами при изучении материалов на данную тематику.

Библиографический список:

1. Соколовская, И. Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии СОУГО-19 и самоизоляции / Цифровая социология. - 2020. - Т.3, № 2. - с. 46-54. - УДК 316.6 DOI 10.26425/2658-347X^020-2-46-54.

2. Петькова, Ю.Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 3. - С. 199-204. [электронный ресурс]: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34763 (дата обращения: 03.03.2021).

3. Орусова О.В. Как коронавирус изменил систему высшего образования: анализ перехода вузов на дистанционное обучение. - 2020. - DOI: 10.26653/20764650-2020-3-17

4. МГПУ. Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после неё (10.07.2020). // Сайт: mgpu.ru [электронный ресурс]: https://www.mgpu.ru/uroki-stress-testa-vuzy-v-usloviyah-pandemii-i-posle-neyo/ (дата обращения: 03.03.2021).

VМеждународная научно-практическая конференция

5. Европейский Университет В Санкт-Петербурге. После пандемии:

адаптация преподавателей вузов к дистанционному формату (17.09.2020). // Сайт: eusp.org [электронный ресурс]: https://eusp.org/news/posle-pandemii-adaptaciya-prepodavateley-vuzov-k-distancionnomu-formatu (дата обращения: 03.03.2021).

6. Фадеев, А. С., Змеев, О. А., Газизов, Т. Т. МОДЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТА 4.0 / Научно-педагогическое обозрение. - 2020. - № 2 (30). - С. 172-178. - УДК 316.6 DOI 10.26425/2658-347X-2020-2-46-54.

7. Журнал «DOXA». Университеты vs Коронавирус: хроника: как студентов пытаются защитить от пандемии (16.03.2020). // Сайт: doxajournal.ru [электронный ресурс]: https://doxajournal.ru/uni/uni_vs_coronavirus (дата обращения: 03.03.2021).

8. Зинченко В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы /

B.П.Зинченко // Педагогика. — 2000. — №2. — С.23-34.

9. Малитиков Е.М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е.М.Малитиков, М.П.Карпенко, В.П.Колмогоров // Право и образование. — 2000. — №1(2). —

C.42-54.

10. Орлова, Е.Р. Проблемы развития дистанционного обучения в россии // Приоритеты России. - 2013. - 23 (212) - с. 12-20. [электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-distantsionnogo-obucheniya-v-rossii-1/viewer (дата обращения: 03.03.2021).

11. Полат, Е. С. Дистанционное обучение: учеб. пособие / под ред. Е.С.Полат. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 192 с.

12. Сочивко, Д. В. Метод исследования психологических эффектов самоизоляции /Д. В. Сочивко, Т. А. Симакова // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 3(52). - С. 19-36. - 001 : 10.33463/2072-8336.2020.3(52).019-036.

13. Шах, С. Пандемия: Всемирная история смертельных вирусов. - М.: Альпина нон-фикшн, 2017. - 358 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.