Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
416
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ПАНДЕМИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / FUNCTIONAL STATE / SELF-ISOLATION / STUDENTS / PANDEMIC / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сысоева Елена Юрьевна, Стадник Елена Григорьевна, Симина Татьяна Евгеньевна, Татарова Светлана Юрьевна, Кульгачев Юрий Иванович

В статье рассматривается отношение студенческой молодежи, обучающейся в РЭУ имени Г.В. Плеханова, к режиму самоизоляции и организации учебного процесса в дистанционном формате в период вынужденной самоизоляции, связанной с пандемией COVID-19. Анализируется отношение студентов к условиям, в которых они вынуждены учиться в формате удаленного доступа, а также к поддержанию своего физического и психологического состояния. Проведенный мониторинг функционального состояния на первоначальном этапе и после трехмесячного пребывания в условиях социальной изоляции позволил выявить тенденцию снижения удовлетворенности студентов своим физическим и психическим состоянием. Увеличилась доля крайне негативно и негативно настроенных студентов к существующему режиму самоизоляции вследствие осознания негативного влияния данного режима на здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сысоева Елена Юрьевна, Стадник Елена Григорьевна, Симина Татьяна Евгеньевна, Татарова Светлана Юрьевна, Кульгачев Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS IN CONDITIONS OF SELF-ISOLATION

The article considers the functional state of student youth on the example of Plekhanov Russian University of Economics during the period of forced self-isolation associated with the COVID-19 pandemic. The article analyzes the attitude of students to the conditions in which they are forced to study in a remote access format and maintain their physical and psychological condition. The monitoring of the functional state at the initial stage and after a three-month stay in conditions of social isolation revealed a tendency to reduce the satisfaction of students with their physical and mental condition. The proportion of extremely negatively and negatively inclined students to the existing regime of self-isolation increased due to the awareness of the negative impact of this regime on health.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ»

польских студентов, изучающих русский язык / Г.М. Васильева, О.В. Ротмистрова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 9 (27). - Ч. 1. - С. 41-44.

3. Синельникова, Л.Н. Междисциплинарность как базовая стратегия современного образовательного процесса / Л.Н. Синельникова // Гуманитарные науки. - 2016. - № 3 (35). - С. 101-109.

4. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва : ИКАР, 2009. - 448 с. - ISBN 978-5-7974-0207-7.

5. Алёхин, И.А. Актуальные тенденции воспитания и обучения в военных вузах на основе информационных ресурсов / И.А. Алёхин, И. В. Тренин // Образовательные ресурсы и технологии. - 2018. - № 1 (22). - С. 7-10.

REFERENCES

1. Dolgopolova, S.V., Nazarova, N.E. and Zueva, O.N. (2015), "Educational and professional motivation of students as a factor of readiness for work", Man and education, No. 2 (43), pp. 91-94.

2. Vasilyeva, G.M. and Rotmistrova, O.V. (2013), "Educational segmentation of the lexical-semantic field "Geographical space of the country" as the basis for the formation of linguoculturological competence of Polish students studying the Russian language", Philological Sciences. Questions of theory and practice, No. 9 (27), part 1, pp. 41-44.

3. Sinelnikova, L.N. (2016), "Interdisciplinary as a basic strategy of the modern educational process", Humanities, No. 3 (35), pp. 101-109.

4. Azimov, E.G. and Schukin, A.N. (2009), A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching), Publishing house of IKAR, Moscow.

5. Alyokhin, I.A. and Trenin, I.V. (2018), "Actual tendencies of education and training in military universities based on information resources", Educational Resources and Technologies, No 1 (22), pp. 7-10.

Контактная информация: olli-r@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.07.2020

УДК 796.011.3

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ

САМОИЗОЛЯЦИИ

Елена Юрьевна Сысоева, старший преподаватель, Елена Григорьевна Стадник, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва; Татьяна Евгеньевна Симина, кандидат педагогических наук, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Государственный университет управления, г. Москва; Светлана Юрьевна Татарова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, МИРЭА - Российский технологический университет, г. Москва; Юрий Иванович Куль-гачев, преподаватель, Национальный исследовательский ядерный университет

«МИФИ», г. Москва

Аннотация

В статье рассматривается отношение студенческой молодежи, обучающейся в РЭУ имени Г.В. Плеханова, к режиму самоизоляции и организации учебного процесса в дистанционном формате в период вынужденной самоизоляции, связанной с пандемией COVID-19. Анализируется отношение студентов к условиям, в которых они вынуждены учиться в формате удаленного доступа, а также к поддержанию своего физического и психологического состояния. Проведенный мониторинг функционального состояния на первоначальном этапе и после трехмесячного пребывания в условиях социальной изоляции позволил выявить тенденцию снижения удовлетворенности студентов своим физическим и психическим состоянием. Увеличилась доля крайне негативно и негативно настроенных студентов к существующему режиму самоизоляции вследствие осознания негативного влияния данного режима на здоровье.

Ключевые слова: функциональное состояние, самоизоляция, студенты, пандемия, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p378-384

FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS IN CONDITIONS OF SELF-ISOLATION

Elena Yurievna Sysoeva, the senior teacher, Elena Grigoryevna Stadnik, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Tatiana Evgenyevna Simina, the candidate ofpedagogical sciences, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, State University of Management, Moscow; Svetlana Yuryevna Tatarova, the candidate of pedagogical

sciences, senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, MIREA-Russian technological University, Moscow; Yuri Ivanovich Kulgachev, the teacher, National Research Nuclear University MEPhI, Moscow

Abstract

The article considers the functional state of student youth on the example of Plekhanov Russian University of Economics during the period of forced self-isolation associated with the COVID-19 pandemic. The article analyzes the attitude of students to the conditions in which they are forced to study in a remote access format and maintain their physical and psychological condition. The monitoring of the functional state at the initial stage and after a three-month stay in conditions of social isolation revealed a tendency to reduce the satisfaction of students with their physical and mental condition. The proportion of extremely negatively and negatively inclined students to the existing regime of self-isolation increased due to the awareness of the negative impact of this regime on health.

Keywords: functional state, self-isolation, students, pandemic, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение нормальных состояний человека ведется по двум основным направлениям: физиологи и психофизиологи изучают функциональные состояния, а психологи -эмоциональные и психические. На самом же деле границы между этими состояниями зачастую настолько размыты, что разница имеется только в названии [4, с. 22]. В рамках настоящего исследования рассматриваются отдельные аспекты физиологических и психических состояний студентов, обусловленных условиями социальной изоляции, вызванной пандемией COVID-19.

Наступивший год обрушился на мир рядом непредвиденных проблем, из которых самой ключевой, и до настоящего времени нерешенной, оказалась пандемия COVID-19. Появившийся вирус с невероятной скоростью распространился по миру. В попытках избежать увеличения смертности и скорости заражения населения в странах были объявлены режимы карантина и самоизоляции. В Российской Федерации режим социальной изоляции вводился поэтапно, начиная с перехода на дистанционное обучение в школах, на эту же форму обучения были переведены и студенты средних и высших учебных заведений. Приказами центрального исполнительного органа власти в сфере образования [5] и ректоров вузов студенты и преподаватели перешли на работу в дистанционном формате в режиме самоизоляции. Ежедневная активная деятельность студентов в университетских стенах сменилась на пребывание в домашних условиях. Трудности, связанные с адаптацией к изменившейся обстановке, к необходимости обучения и общения с преподавателями, сокурсниками, знакомыми в дистанционном формате, а также с родными и близкими, не могли не повлиять на функциональное и психологическое состояние студентов.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Определить влияние самоизоляции, вызванной пандемией коронавируса, на функциональное состояние студентов, а также на самооценку студенческой молодежью своего физического и психологического состояния.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках данного исследования были использованы методы экономико-статистического и факторного анализа, экспертных оценок, социологического опроса,

анализ информационных источников, систематизации данных, абстрагирования.

Информационной базой исследования послужили нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность высших учебных заведений в период самоизоляции, публикации в авторитетных отечественных периодических изданиях, электронный контент российских интернет-порталов, социологические опросы студентов, проведенные в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова.

В проведении исследования выделяются два основных этапа. Критерием для определения этапов является временной фактор, так как отношение студентов и их функциональное состояние с течением времени пребывания в режиме социальной изоляции претерпело существенные изменения.

В ходе первого этапа, который проводился в течение одного месяца (март 2020 г.), выявлялось непосредственно отношение студентов к социальной изоляции методом социологического опроса. Во время второго этапа (апрель, май 2020 г.) исследования проведен повторный социологический опрос с целью выявления динамики изменения отношения студентов к пребыванию в режиме изоляции и его влияния на функциональное и психологическое состояние студентов. Также внимание было уделено анализу новых публикаций, экспертных мнений о влиянии самоизоляции на функциональное состояние студентов. На основе проведенного исследования, были сделаны обобщающие выводы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В данной статье представлены результаты исследования последствий самоизоляции на студенческую молодежь. Был проведен анализ не только различных информационных ресурсов, но и проведены социологические опросы среди 204 представителей названной социальной группы.

Респондентам было предложено ответить на 15 вопросов, ответы на которые позволили проанализировать в динамике их отношение к самоизоляции, начиная с момента её введения и в конце трехмесячного пребывания в её условиях, а также определить её влияние на физиологическое и психологическое состояние студентов.

На первоначальном этапе при переходе на режим дистанционного обучения и ограничения перемещений около 25% опрошенных студентов посчитало текущий ход событий «почти идеальным» (по десятибалльной шкале дали оценки в девять баллов 8,8% студентов и в десять баллов - 16,2%). Вместе с тем, 33,8% студентов были позитивно настроены (дали оценки от 6 до 8 баллов). То есть 58,8 % опрошенных респондентов восприняли самоизоляцию позитивно. Однако 8,8% студентов были крайне подавлены имевшими место ограничениями и дали соответствующие оценки - в один и два балла. Негативно также восприняли социальную изоляцию 11,2% студентов (дали оценки от 3 до 4 баллов). При этом, переход на самоизоляцию для 21,2% опрошенных был безразличен (дали оценку 5 баллов).

Таким образом, большинство студентов - 58,8% на первоначальном этапе позитивно отнеслись к тем условиям, которые были созданы в режиме самоизоляции.

В то же время, к концу трехмесячного пребывания в режиме самоизоляции и ограничения передвижения ситуация несколько изменилась.

Следует отметить, что в повторном социологическом опросе количество респондентов сократилось на 18 человек и поэтому данные дальнейшего исследования приводятся в процентах. Процент крайне отрицательно настроенных респондентов (1 балл) достиг 9%.

Увеличилось число студентов, негативно воспринимающих данную ситуацию (оценка в 3 и 4 балла) и составило 35,8%.

Число студентов, имеющих нейтральное отношение, уменьшилось с 21,2% до 14,7%. Уменьшилось число студентов, отметивших «Почти идеальное» отношение к данному режиму, с 25 до 15,2%. В целом, положительное отношение продемонстрировали

только 40,2% студентов (оценки от 6-ти баллов и более). Таким образом, к концу трехмесячного пребывания в режиме самоизоляции общее число студентов с положительным отношением к данному режиму уменьшилось с 58,8 до 40,2% и более чем в два раза увеличилось число студентов с негативным отношением с 20 до 45,1%.

Кроме того, такая социальная группа, как студенты, проводит длительное время за гаджетами (современными телефонами, компьютером, планшетами) и им присущ малоподвижный образ жизни, что отмечали многочисленные исследователи и до пандемии СОУГО-19 [1, с. 66; 2, с. 66; 3, с. 46]. Студентам также не пришлось сдавать зачеты в очной форме по учебным дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», которые предусматривают выполнение контрольных нормативов в спортзалах и на спортивных площадках. Студенты с успехом это сделали с помощью современных гаджетов в формате удаленного доступа.

Находясь в режиме изоляции трудно поддерживать двигательную активность на должном уровне. Но даже в таких экстремальных для человеческого организма условиях, нужно двигаться, поскольку долгое нахождение в положении лежа или сидя, чревато серьезными нарушениями в работе всех систем организма. Так, 45,1% студентов вследствие снижения двигательной активности отметили у себя резкое снижение внимательности при изучении заданного материала, быструю утомляемость, нарушения сна. Вместе с тем, известно, что занятия различными видами деятельности, в том числе и физическими упражнениями, позволяют получать человеку психологическое удовлетворение. В этой связи, физическая культура и спорт срабатывают как, своего рода, определенная психологическая разгрузка. Поэтому, чтобы избежать проблем со здоровьем ученые советуют регулярно заниматься физическими упражнениями.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует 150 минут умеренной физической активности или 75 минут интенсивной физической активности в неделю и этого достаточно, чтобы поддерживать свой организм в тонусе, чувствовать бодрость и мотивацию [7]. Ежедневные физические упражнения в течение 10-15 минут, занятия гимнастикой, упражнения с эспандерами, гантелями и другими снарядами помогут поддержать и сохранить физическую форму. Рекомендуется использовать ручные домашние тренажеры, поднимать легкие гантели, делать упражнения на баланс, гибкость и даже просто ходить по квартире, выполнять суставную гимнастику и вращательные движения руками.

Абсолютное большинство респондентов осознают важность поддержания двигательной активности в условиях самоизоляции. Более чем у 75% опрошенных появилась потребность в занятиях физическими упражнениями по целому ряду причин: для поддержания физической активности в целом, избавления от лишнего веса, снижения болей в спине и суставах. Для поддержания двигательной активности в период самоизоляции студенты в основном использовали прогулки с домашними животными, выполняли силовые упражнения и упражнения на развитие гибкости.

Вместе с тем на увеличение доли крайне негативно и просто негативно настроенных к режиму самоизоляции студентов могли повлиять как общие, так и специфические причины. Общие причины, относительно свойственные для каждого пребывающего в самоизоляции, и специфические причины для данной группы, связанные с особенностями дистанционного обучения и процессом образования.

К общим причинам следует отнести:

- ухудшающееся экономическое положение: рост безработицы, рост цен;

- физическое функциональное состояние: большинство ощущает последствия недостатка прогулок на свежем воздухе, солнца;

- появление чувства страха (отмечено у 42,5% опрошенных), возникающего из-за неопределенности текущей ситуации, как в мире, так и по стране, связанного сразу с несколькими ключевыми факторами (риски финансовой необеспеченности - возможность потери работы или отсутствия вакансий, вопросы получения заработных плат, погашения

кредитов и т.п.);

- угрозы для жизни, вследствие того, что СОУГО-19 во многих случаях протекает с тяжелой симптоматикой, от одного до пяти процентов случаев грозит смертью и до сих пор не имеет лекарства;

- депривации социального взаимодействия - стоит отметить, что 36,3% опрошенных отмечают нехватку общения, но превалирующему большинству (64,7 %) даже в самоизоляции его хватает.

К специфическим причинам можно отнести:

- сложности взаимодействия студентов и преподавателей через электронные ресурсы. Во-первых, со стороны вузов имеются объективные трудности с обеспечением бесперебойной работы образовательных платформ. Как преподаватель, так и студент в большинстве случаев вынужден самообучаться работе с новыми для себя инструментами взаимодействия, платформами, программами. Малейшие неполадки в интернет-связи, внезапные отключения электричества, сбои в работе компьютерной техники, микрофонов/камер, в том числе их отсутствие, не только препятствуют полноценному общению, но также становятся существенными источниками стресса и, как следствие, значительного ухудшения функционального состояния;

- организация процесса дистанционного образования. Так как потребность в поголовном переходе с очного обучения на дистанционное возникла внезапно и срочно, процедуры проведения, а также нормы, объемы нагрузок работ для студентов формировались в процессе самого обучения. Подобная неопределенность сама по себе становится существенным источником стресса. Но в дополнение к ней, в большинстве случаев, идут и увеличившиеся объемы и домашних заданий для студентов. Многие аспекты обучения могли быть ежеминутно скорректированы: объем задания, сроки его выполнения. Были случаи, когда студенты писали о необходимости отслеживания ситуации практически ежечасно, как в будни, так и в выходные дни, в том числе, в позднее вечернее время суток. Таким образом, студенты, заинтересованные в наилучшем выполнении заданий, в научных достижениях, испытывали определенные трудности из-за постоянно изменяющихся стандартов выполнения и объемов заданий;

- само содержание дистанционного образования, а именно - работа за компьютером. По результатам проведенного исследования 31,9% опрошенных студентов ежедневно (даже в выходные дни) проводят 9 часов и более за компьютерами в целях, как посещения занятий, так и подготовки к ним. Так, 2,5% студентов (5 чел.) проводят за компьютером 14 часов и более, 11,3% студентов (23 чел.) проводят за компьютером по 10-14 часов, 18,1% (37 чел.) - по 9-10 часов и 34,3% студентов (63 чел.) проводят за компьютером 6-8 часов (рисунок 1). Лишь треть опрошенных студентов проводят за компьютером менее 6 часов в день 21,5% (39 чел.) проводят за компьютером 3-5 часов и 12,3% (19 чел.) - до 3 часов.

Количество времени, проводимого за компьютером

70 60 50 40 30 20 10 0

39 37

23

19

5

1 1

s о

и

до 3-х чвсов 3 - 5 часов

6 - 8 часов 9 - 10 часов 10 - 14 часов 14 часов и

более

Рисунок 1 - Время за компьютером во время самоизоляции

Уже спустя месяц после объявления режима самоизоляции многие отмечали появившиеся сильные боли в шейном и спинном отделах позвоночника, возникшие из-за неудобных поз при работе за компьютерами и недостатка физической активности. У 12,3% опрошенных возникла бессонница, а 54,9% студентов, напротив, отмечали, что стали спать гораздо дольше обычного. При этом, 7,4% студентов отметили у себя потерю аппетита, а 36,3%, наоборот, отметили, что стали есть больше; превалирующее же большинство (56,3%) не заметили изменений в своем режиме питания.

Отдельно рассматривая психологическое состояние студентов, стоит отметить, что до самоизоляции на высший балл (по десятибалльной шкале) себя ощущали 32,4% опрошенных. Спустя три месяца периода самоизоляции данный показатель снизился до 25%. В целом положительное психологическое состояние до самоизоляции у себя отметили 81,2% опрошенных, а к концу периода самоизоляции - 67,5%. Негативно свое психологическое состояние оценивали 13,8% и крайне негативно - 2,5%, а за период самоизоляции данный показатель возрос до 23,9% и 5,1%, соответственно.

Таким образом, имеет место тенденция снижения удовлетворенности у студентов своим как физическим, так и психологическим состоянием во время пребывания в режиме самоизоляции.

ВЫВОДЫ

На основании полученных результатов можно сделать следующие заключения:

1. На первоначальном этапе большинство студентов восприняли режим социальной изоляции позитивно. Основными обстоятельствами такого отношения к режиму самоизоляции, как представляется, были: отсутствие необходимости «рано вставать», чтобы ехать в учебное заведение; всё под рукой: домашнее питание, приготовленное родителями; гаджеты (телефон и компьютер), дающие возможность обучаться в дистанционном формате и поддерживать общение со своими сокурсниками, родными и близкими и т. д.

2. После трехмесячного пребывания в режиме социальной самоизоляции студенты стали осознавать, что пребывание дома в течение длительного периода времени может серьезно ухудшить состояние здоровья вследствие невозможности полноценного поддержания физической активности на должном уровне. Возросла доля крайне негативно и просто негативно настроенных к режиму самоизоляции студентов.

3. Условия самоизоляции способствовали дальнейшему укоренению среди студенческой молодежи малоподвижного образа жизни и, как следствие, снижению уровня их функционального состояния и общего состояния здоровья.

В этой непростой ситуации профессорско-преподавательскому составу следует прилагать значительные усилия по раскрытию возможностей использования средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья и повышения функционального состояния организма человека. Физические упражнения помогут сохранить физическое здоровье и психологическое состояние в течение времени вынужденной самоизоляции, а владение приемами самонаблюдения и самоконтроля позволит своевременно обнаружить изменения, происходящие в организме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Использование циклических тренажеров нового поколения студентами специальной медицинской группы, с вегетососудистой дистонией / И.В. Мосин, И.Н. Мосина, М.Н. Есаулов, А.В. Климаков, Л. Д. Царегородцева, И.В. Бурлаченко // Современные здоровьесберегающие технологии. - 2020. - № 1. - С. 65-75.

2. Коданева, Л.Н. Динамика состояния здоровья студентов, занимающихся спортом / Л.Н. Коданева // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 12. - С. 66.

3. Пешкова, Н.В. К вопросу управления развитием студенческого спорта в вузах / Н.В. Пешкова, А.О. Карпова // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. - С. 46.

4. Хватова, М.В. Функциональное состояние человека как интегральная характеристика / М.В. Хватова // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2008. - № 3 (59). - С. 22-27.

5. О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой корона-вирусной инфекции на территории Российской Федерации : приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 398. - URL : https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/docs/index.php?order_4=P_DATE&dir_4=DESC&page_4=10 (дата обращения: 05.06.2020).

6. Спроси врача, Консультация психолога «Состояние на карантине». - URL : https://sprosivracha.com/questions/256997-sostoyanie-na-karantine (дата обращения: 04.06.2020).

7. World Health Organization. Coronavirus disease 2019 (COVID-19) : Situation report. - . URL : https://www.who.int/docs/default-source/coronaviruse/situation-reports/20200323-sitrep-63-covid-19.pdf?sfvrsn=2176eb7a_2 (Дата обращения 22.06.2020).

REFERENCES

1. Mosin, I.V., Mosina, I.N., Esaulov, M.N., Klimakov, A.V., Tsaregorodtseva, L.D. and Burlachenko, I.V. (2020), "Use of cyclic simulators of a new generation by students of a special medical group with vegetative-vascular dystonia",Modern health-saving technologies, No. 1, pp. 65-75.

2. Kodaneva, L.N. (2019), "Dynamics of the state of health of students engaged in sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 66.

3. Peshkova N.V. and Karpova, A.O. (2019), "On the issue of managing the development of student sports in universities", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 46.

4. Khvatova. M.V. (2008), "Functional state of a person as an integral characteristic", Bulletin of Tambov University. Series: Humanitarian Sciences, No. 3(59), pp. 22-27.

5. Order of the Ministry of science and higher education of the Russian Federation of 14 March 2020 № 398 "On the activities of the organizations under the Ministry of science and higher education of the Russian Federation in terms of preventing the spread of novel coronavirus infection in the Russian Federation'^ available at: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/docs/index.php?order_4=P_DATE&dir_4=DESC&page_4=10 (accessed: 06/05/2020).

6. Ask a doctor, Consult a psychologist "State in quarantine", available at: https://sprosivracha.com/questions/256997-sostoyanie-na-karantine (accessed: 06/04/2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. World Health Organization. Coronavirus disease 2019 (COVID-19): Situation report, available at: https://www.who.int/docs/default-source/coronaviruse/situation-reports/20200323-sitrep-63-covid-19.pdf?sfvrsn=2176eb7a_2 (accessed: 06/22/2020).

Контактная информация: alenka.sy@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.07.2020

УДК 796.011.3

РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ ТУРЕЦКОГО ВУЗА В НАЧАЛЕ И КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Анатолий Николаевич Тамбовский, доктор педагогических наук, профессор, Барлык Невзат Кадир, аспирант; Московская государственная академия физической культуры, Малаховка, Россия; Нури Мухаммет Челик, доцент, Батманский университет, Батман, Турецкая Республика; Лейла Вилдирим, учитель, Высшая школа Косетария, Батман, Турецкая Республика

Аннотация

В работе приведены изменения функциональных показателей студентов (юноши, n=24) 1 курса турецкого университета в начале и конце учебного года при их занятиях физической культурой. Студентами были самостоятельно выбраны виды физических нагрузок в процессе данных занятий. Нагрузки носили аэробный (циклические нагрузки - беговые) и анаэробный (скоростно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.