Научная статья на тему 'ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ'

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУС / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PHYSICAL CULTURE / PANDEMIC / CORONAVIRUS / SELF-ISOLATION / MOTOR ACTIVITY / VIDEOS / DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлицкая Ирина Анатольевна, Брыкина Валентина Анатольевна, Переузник Анатолий Захарович

В статье определены основные направления работы со студентами в области физической культуры в период самоизоляции, представлены оптимальные виды двигательной активности и оздоровительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светлицкая Ирина Анатольевна, Брыкина Валентина Анатольевна, Переузник Анатолий Захарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF ORGANIZATION OF TRAINING SESSIONS WITH STUDENTS ON PHYSICAL CULTURE DURING THE PERIOD OF SELF-ISOLATION

The article identifies the main areas of work with students in the field of physical culture during the period of self - isolation, presents the optimal types of motor activity and wellness activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ»

w

формы организации учебных занятии со студентами

по физической культуре в период самоизоляции

forms of organization of training sessions with students on physical culture during the period of self-isolation

Светлицкая Ирина Анатольевна

Факультет Дошкольного и начального образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Svetlitskaya Irina Anatolievna Faculty of Preschool and Primary Education Volgograd State Social and Educational University

Volgograd, Russia

Брыкина Валентина Анатольевна

ассистент кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально - педагогический университет

г. Волгоград, Россия Brykina Valentina Anatolyevna

assistant

Department of physical culture Volgograd State Social Pedagogical University

Volgograd, Russia

Переузник Анатолий Захарович

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Pereuznik Anatoly Zakharovich senior teacher department of physical culture Volgograd state socio-pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье определены основные направления работы со студентами в области физической культуры в период самоизоляции, представлены оптимальные виды двигательной активности и оздоровительной деятельности.

Abstract. The article identifies the main areas of work with students in the field of physical culture during the period of self-isolation, presents the optimal types of motor activity and wellness activities.

Ключевые слова: физическая культура, пандемия, коронавирус, самоизоляция, двигательная активность, видеоматериалы, дистанционное образование.

Keywords: physical culture, pandemic, coronavirus, self-isolation, motor activity, videos, distance education.

В конце 2019 года было обнаружено новое заболевание COVID-19. На заседании комитета по чрезвычайным ситуациям ВОЗ вспышка нового коронавируса была признана чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение. 11 февраля 2020 года заболевание получило название нового коронавирусного заболевания (COVID - 2019) [2]. 11 марта 2020 года ВОЗ объявила, что вспышка приобрела характер пандемии [1].

В период с 30.03.2020 Российская федерация находится на официальном карантине, призывая своих граждан соблюдать режим самоизоляции. Каждый человек должен заботиться о сохранении своего физического и психического здоровья в период пандемии. Городские жители страны вынуждены пребывать в ограниченных условиях пространства собственной квартиры, проводя основное время у компьютера или смартфона. Задача обеспечить необходимый двигательный режим в условиях самоизоляции стала очень актуальной и значимой и при этом легко выполнимой.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призывает граждан к активному образу жизни в период самоизоляции. Сохранять физическую активность помогает обычная ходьба в небольшом помещении или на лестничной площадке. Во время разговора по телефону гораздо полезнее будет ходить по квартире, чем сидеть. Если по месту жительства есть парковая зона, то можно применять оздоровительную ходьбу или бег, соблюдая меры безопасности и дистанцию с другими людьми на улице не менее 1,5 м", - говорится в рекомендациях ВОЗ [1]. Необходимо в течение дня выделить специальное время для физической активности при этом максимально сократить время, проводимое в положении сидя и лежа. Если вы работаете сидя за компьютером, то рекомендуется вставать не реже одного раза в 30 минут. Свободное время дома можно провести, играя в шахматы, шашки, дартс. Для развития умственных способностей можно использовать ребусы, головоломки, кроссворды, оставаясь при этом спокойным. Кроме того, в рекомендациях ВОЗ уделяется большое внимание рациональному питанию и соблюдению питьевого режима. Пить при этом рекомендует обычную воду, отдавая ей предпочтение вместо газированных напитков и фруктовых соков. "Необходимо обеспечить потребление достаточного количества фруктов и овощей, ограничить потребление соли, сахара и жиров, а также отдавать предпочтение цельнозерновым продуктам, а не рафинированным", - напоминают в ВОЗ.

Студенческая молодежь также оказалась в ситуации самоизоляции. Было принято решение о переводе студентов на дистанционное образование, в связи с чем возникла проблема поиска необходимых форм организации занятий в целях укрепления и сохранения здоровья молодежи в этих условиях. Организм студента -это молодой организм с большим запасом энергии, поэтому занятия спортом в домашних условиях необходимы. Нами были разработаны основные формы работы со студентами по предмету «физическая культура и спорт». Работа велась в трех направлениях, соответственно учебному расписанию.

Первое направление - теоретический блок. Основной его задачей является обеспечение студентов необходимыми знаниями в области физической культуры и спорта: основы техники безопасности, здорового образа жизни, истории

отдельных видов спорта, правил соревнований, методов и средств физического воспитания школьников и дошкольников, виды оздоровительных систем и т.д.

Второе направление - практический блок, основной задачей которого является непосредственное обеспечение необходимой двигательной активностью студентов в нестандартных условиях. Студентам были предложены видеоматериалы с комплексами оздоровительных систем: йога, пилатес, танцевальная аэробика, силовая аэробика. Количество занятий - 2 раза в неделю соответственно расписанию, при желании 3 раза. Для занятий спортом дома, студентам достаточно иметь удобную и подходящую одежду, место занятий и желание. Помещение должно иметь хорошую вентиляцию. В условиях домашних тренировок достаточно сложно перетренироваться, поэтому заниматься можно чаще. На время тренировки по возможности лучше уединиться. Для комплекса танцевальной аэробики понадобится больше пространства, чем для других видов занятий. Перед комплексом необходимо выполнить разминку, если ее нет в программе. Комплекс упражнений необходимо выполнять через час-полтора после еды. Домашняя тренировка должна длиться от 30 минут до часа.

Третье направление - отчетный блок. Задача блока - проверка и корректировка выполненных заданий по изученным темам и практическим навыкам. Формы отчета: видео-презентации по видам спорта и оздоровительным системам, составление комплексов упражнений, ответы на предлагаемые тесты, расчет индивидуальных показателей здоровья по предложенным формулам.

Конечно, в качестве альтернативы можно использовать и обычные упражнения, если нет противопоказаний в занятиях физической культурой:

• ходьба на месте и дыхательные упражнения;

• боксерские удары с прыжками;

• бег на месте, перекрестный бег (на носках, ставя ноги крест-накрест);

• шаги через препятствие, лежащее на полу;

• различные виды прыжков, прыжки через скакалку;

• бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени;

• подскоки;

• выпады и приседания;

• упражнения с гантелями;

• подъемы на опору или ступеньку.

При выполнении физических упражнений в домашних условиях необходимо обратить внимание на следующие противопоказания:

• наличие различных психических расстройств;

• обострение заболеваний внутренних органов;

• болезни сердца и суставов;

• наличие простудных заболеваний и высокой температуры;

• послеоперационный период;

• онкологические заболевания.

Результаты тестирования студентов по изученным темам позволили установить, что в процессе дистанционного образования значительно повысился уровень необходимых знаний в области физической культуры, спорта и здорового образа

жизни. Некоторые из занимающихся освоили технику оздоровительных систем, которыми ранее никогда не занимались и не предполагали заниматься. Занятия предложенными видами двигательной активности способствовали улучшению здоровья и самочувствия студентов, благоприятствовали улучшению настроения в процессе дня, не позволяли впадать в депрессивное состояние в период самоизоляции. В целом же, дистанционное образование по данной дисциплине никогда не сможет заменить привычное стандартное образование, предполагающее живое общение со сверстниками и преподавателями.

Литература

1. ВОЗ разработала рекомендации по физической активности во время самоизоляции // ТАСС. - Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/8016811 (дата обращения 01.04.2020).

2. Йога для начинающих: осваиваем практику в домашних условиях // Gold's gum. -Режим доступа: https://www.goldsgym.ru/programmy-trenirovok/yoga-doma-uprazhneniya-yogi-dlya-nachinayushchikh-v-domashnikh-usloviyakh/ (дата обращения 01.04.2020).

References

1. VOZ razrabotala rekomendatsii po fizicheskoy aktivnosti vo vremya samoizolyatsii [WHO has developed recommendations for physical activity during self-isolation]. TASS. Available at: https://tass.ru/obschestvo/8016811 (accessed 04/01/2020).

2. Yoga dlya nachinayushchikh: osvaivaem praktiku v domashnikh usloviyakh [Yoga for beginners: mastering the practice at home]. Gold's gum. Available at: https://www.goldsgym.ru/programmy-trenirovok/yoga-doma-uprazhneniya-yogi-dlya-nachinayushchikh-v-domashnikh-usloviyakh/ (accessed 01.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.