Научная статья на тему 'Характеристика формирования безопасной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях'

Характеристика формирования безопасной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УЧАЩИЙСЯ / SAFETY / SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL SUPPORT / PUPIL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Демьяненко Светлана Юрьевна, Коробейникова Елена Ивановна

В нашей работе рассматривается актуальность создания безопасной образовательной среды в современной школе. Так как школьник проводит в учебных заведениях большую часть своего времени, очень важно сформировать благоприятную, безопасную среду для его обучения, воспитания, развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Демьяненко Светлана Юрьевна, Коробейникова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE FORMATION OF SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In our work, we consider the relevance of creating a safe educational environment in a modern school. Since the pupil spends most of his or her time in educational institutions, it is very important to create a propitious, safe environment for his or her education, upbringing and development.

Текст научной работы на тему «Характеристика формирования безопасной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях»

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЙОГИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

FEATURES OF APPLICATION OF ELEMENTS OF YOGA IN INDEPENDENT WORK OF THE MEDICAL STUDENTS EXEMPTED FROM OCCUPATIONS BY PHYSICAL CULTURE

Батова Елена Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Batova Elena Anatoievna candidate of pedagogic Sciences, associate Professor Department of applied physical culture Orel state University after named I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Увеличение количества студентов, освобожденных от занятий физической культурой, предполагает внедрение в учебный процесс физического воспитания вуза наиболее эффективных методик для повышения уровня их здоровья. Нормальное функционирование состояния организма позволяет адекватно реагировать на современные требования трудовой деятельности. В статье рассмотрено влияние упражнений йоги на функциональное состояние студентов с ослабленны^ш здоровьем и временно освобожденных от практических занятий физической культурой. Считается, что применение упражнений йоги не только улучшит функциональные резервы>/ организма, но и поможет снять психоэмоциональное напряжение в течение учебного дня.

Abstract. The Increase in the number of students exempted from physical education involves the introduction of the most effective methods to improve their health in the educational process of physical education of the University. The normal functioning of the body allows you to respond adequately to the modern requirements of work. The article considers the influence of yoga exercises on the functional state of students with poor health and temporarily exempt from practical physical training. It is believed that the use of yoga exercises will not only improve the functional reserves of the body, but also help to relieve psycho-emotional stress during the school day.

Ключевые слова: здоровье, упражнения, физическая культура, функциональное состояние, йога.

Keywords: health, exercises, physical culture, functional state, yoga.

На протяжении последних лет, прослеживается тенденция к ухудшению здоровья населения. Она характерна для различных возрастных групп населения, в том числе для студенческой среды. Здоровье молодежи является важнейшим условием успешной реализации профессиональных знаний, творческой активности и работоспособности будущих специалистов. Человек вынужден адекватно реагировать и активизировать личностный потенциал [3,

с. 78-80].

Особое внимание к студенческой молодежи объясняется тем, что от их физического и психического здоровья во многом зависит работоспособность будущих специалистов с высшим образованием, и важен тот вклад, который они призваны внести в возрождение России. Именно они должны стать примером для молодежи, образцом, которому стали бы подражать подростки в повседневной жизни, учебе, труде (Гендин A.M., Сергеев М.И., 2007).

В первую очередь это относится к студентам медицинского профиля -будущим врачам, одной из главных задач профессиональной деятельности которых является формирование физически крепкого и здорового подрастающего поколения. Для этого будущим врачам требуется не только усвоение определенного объема знаний и навыков, но и сохранение, и совершенствование своего здоровья.

Перспективным путем решения этой проблемы специалисты считают совершенствование состава средств физического воспитания студентов [5, с. 121].

Студенты, освобожденные от занятий физической культуры по состоянию здоровья, характеризуются слабым уровнем физического развития и низкой степенью функционального состояния, что в значительной степени и определяет работоспособность человека.

Функциональное состояние организма человека, определяющее его общую и профессиональную успешность в труде, прежде всего, зависит от показателей сердечнососудистой, нервной и дыхательной систем и степени физической работоспособности [6, с.152].

Под функциональным состоянием понимают комплекс свойств, определяющих уровень жизнедеятельности организма и ответную реакцию организма на физическую нагрузку, в которой отражается степень адекватности функций выполняемой работы.

Важным направлением для улучшения функциональных резервов организма студентов, освобожденных от занятий физической культурой, является разработка методики, основанной на применении современных оздоровительных средств, к которым относится йога.

Цель данного исследования - определить влияние упражнений йоги на функциональное состояние организма студентов.

Объект исследования - процесс физического воспитания студентов медицинского института, освобожденных по состоянию здоровья от занятий физической культурой.

Предмет исследования - оздоровительная методика упражнений йоги как средства физического воспитания студентов, освобожденных от занятий физической культурой.

В процессе исследования решалась важная задача по оценке уровня функционального состояния организма студентов к применению комплекса упражнений йоги на занятиях, выполняемых в домашних условиях по дисциплине «физическая культура и спорт».

Термин "йога" понимается как техника очищения разума и контроля над своими чувствами с целью духовного просвещения и включает в себя такие методы, как медитация, психический контроль и правильное дыхание.

При занятиях йогой работа опорно-двигательного аппарата становится более эргономичной, вырабатываются правильные двигательные стереотипы. Как любая физическая тренировка, йога оказывает положительное влияние на сердечнососудистую и дыхательную системы, повышая их способность адаптироваться к изменяющимся условиям работы. Тренировка сердечной мышцы приводит к усилению кровоснабжения. Дыхательная система легче адаптируется к нагрузкам, и время восстановления при переходе в интенсивный режим физической активности сокращается.

С целью измерения функционального состояния организма использовались следующие тесты:

1. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе).

Проба характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода. После 5 минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задержать дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задержать дыхание на вдохе для нетренированных людей 40-55 секунд.

2. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе).

Задержка дыхания производится после полного выдоха. Средним показателем является способность задержать дыхание на выдохе для нетренированных людей 25-30 секунд.

3. Проба Руфье-Диксона.

Проба представляет собой комплекс, предназначенный для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке. У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине в течение 5 минут, определяют ЧСС за 15 секунд (Р1); затем в течение 45 секунд испытуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки вновь подсчитывают ЧСС лежа за первые 15 секунд (Р2), а потом за последние 15 секунд 1 минуты периода восстановления (Р3). Оценку работоспособности сердца производят по формуле:

Индекс Руфье-Диксона = ((Р2-70) + (Р3-Р1))/ 10

Результаты оцениваются по величине индекса от 0 до 15. Меньше 3 -хорошая работоспособность; 3-6 - средняя; 7-9 - удовлетворительная; 10-14 -плохая (средняя сердечная недостаточность); 15 и выше - сильная сердечная недостаточность.

Исследования проводились со студентами 2 курса медицинского института Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева, освобожденными по состоянию здоровья от практических занятий по физической культуре. Для участия в педагогическом эксперименте были отобраны 20 человек и разделены на две группы: контрольную и экспериментальную (по 10 в каждой). Сравниваемые группы имели сходный уровень здоровья по заболеваниям. Характер заболеваний - ОДА, дыхательной и сердечнососудистой систем.

Студенты контрольной группы выполняли комплексы лечебной гимнастики с учетом заболевания самостоятельно 2 раза в неделю. Экспериментальная группа студентов занималась с применением разработанных нами комплексов

йоги. При освоении асан-йоги особое внимание уделялось правильному дыханию. Каждый комплекс упражнений включал в себя 10-12 асан, которыми занимались студенты 3 раза в неделю на самостоятельных домашних занятиях. Всего было представлено 2 комплекса упражнений йоги, которые чередовались друг за другом в течение 4 месяцев с сентября по декабрь 2018г. Основная задача эксперимента - проверка влияния разработанных комплексов упражнений йоги на функциональное состояние организма студентов.

Процесс развития функционального состояния организма осуществлялся поэтапно, дозировка упражнений была с постепенным увеличением, упражнения выполнялись систематически и регулярно с ведением дневника самоконтроля. Уровень функционального состояния организма студентов был определен с помощью контрольных тестов в начале сентября и в конце декабря.

Данные сравнительного анализа в исследуемых группах показали, что динамика прироста показателей в экспериментальной группе более высокая, по сравнению с контрольной группой (результаты представлены в таблице 1).

Таблица 1

Уровень функционального состояния организма студентов

Показ-ли Проба Штанге (сек.) Проба Генче (сек.) Проба Руфье-Диксона

М ср. сентябрь декабрь сентябрь декабрь сентябрь декабрь

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

34,0 35,8 37,2 42,1 19,8 20,1 22,3 31,4 7,1 7,3 5,8 3,4

Таким образом, анализируя результаты педагогического исследования, можно сделать вывод, что применение оздоровительной методики с элементами йоги, при самостоятельных домашних занятиях в течение учебного семестра, оказало положительное воздействие на организм студентов экспериментальной группы и способствовало оптимизации показателей функционального состояния. Занятия помогают улучшить функциональные резервы организма студентов, а также снимают психоэмоциональное напряжение в течение учебного дня. Также студенты отмечали, что домашние занятия с элементами йоги стимулировали их самочувствие, улучшали настроение и способствовали благоприятному эмоциональному настрою, что послужило дальнейшей активизации познавательной деятельности студентов.

Литература

1. Аксенова О. Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учеб. пособие / О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев; под ред. С. П. Евсеева. М. : Советский спорт, 2005. — 296 с.

2. Белая-Швед Т. Самоучитель по йоге: ежедневная программа занятий для начинающих /Т. Белая-Швед. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 157 с.

3. Дешикачар Т. К. В. Сердце йоги. Совершенствование индивидуальной практики / Т. К. В. Дешикачар. - СПб. : 2011. — 272 с.

4. Сясина С. Н. Повышение уровня теоритеческой подготовки студентов по дисциплине «Физическая культура» на основе использования метода проектов /

С. Н. Сясина, А. В. Сулимова, Е. А. Цыбина //Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2016. - №2(36). - С. 78-80.

5. Украинцева Ю. А. Применение средств оздоровительных технологий для улучшения физического развития и двигательных качеств / Ю. А. Украинцева, С. А. Дайнеко, Г А. Гуторова // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2014. - №11. - С. 121-124.

6. Ушаков К. З. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов / К. З. Ушаков. - М. : Просвещение, 2000. - 427 с.

References

1. Aksenova O. E, Evseev S. P. Tekhnologii fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti v adaptivnoj fizicheskoj kul'ture [Technologies of sports activity in adaptive physical culture]. Moscow, Sovetskij sport Publ, 2005, 296p.

2. Belaya-Shved T Samouchitel' po joge: ezhednevnaya programma zanyatij dlya nachinayushchikh [Yoga Tutorial: daily program for beginners]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2007,157p.

3. Deshikachar T K. V. Serdtse jogi. Sovershenstvovanie individual'noj praktiki [the Heart of yoga. Improvement of individual practice]. St. Petersburg, 2011, 272p.

4. Syasina S. N, Sulimova A. V., Tsybina Е. A. Povyshenie urovnya teoritecheskoj podgotovki studentov po distsipline «Fizicheskaya kul'tura» na osnove ispol'zovaniya metoda proektov [Improving the level of theoretical training of students in the discipline "Physical Education " by using the method of projects]. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva - Bulletin KSPU them. V.P. Astafieva, 2016, no. 2336), pp. 78-80.

5. Ukraintseva Yu. A., Dajneko S. A., Gutorova G. A. Primenenie sredstv ozdorovitel'nykh tekhnologij dlya uluchsheniya fizicheskogo razvitiya i dvigatel'nykh kachestv [the Use of means of health technologies to improve physical development and motor skills]. Upravlenie innovatsiyami: teoriya, metodologiya, praktika - Managing innovation: theory, methodology, practice, 2014, no. 11, pp. 121-124.

6. Ushakov K. Z. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti [life Safety]. Moscow, Prosveshchenie Publ, 2000, 427p.

УДК 796.422.093.554

ПОЛЬЗА БЕГА В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК THE BENEFIT OF THE RUNNING IN DARK TIME OF THE DAY

Каменев Андрей Валерьевич

преподаватель Мценский филиал

Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева

г. Мценск, Орловской обл., Россия Kamenev Andrey Valerievich

lecturer Mtsensk branch of Orel State University named after I. S. Turgenev

Mtsensk, Orel state, Russia

Аннотация. В статье рассматривается вариант беговы/х тренировок в нестан-дартны/х условиях, осложненных темным временем суток, аргументируются оздо-ровительныэй и тренировочнызй эффектыы предлагаются практические рекомендации.

Abstract. The article discusses the option of running trainings in non-standard conditions, complicated by the dark time of day, justifies the health and training effects, offers practical recommendations.

Ключевы>/е слова: тренировка, бег, темнота, здоровье, стресс, сон, реакция, чувствительность, адаптация, экипировка.

Keywords: training, running, darkness, health, stress, sleep, reaction, sensitivity, adaptation, equipment.

Польза бега на организм человека ни у кого не вызывает сомнений. Регулярные беговые тренировки на свежем воздухе оказывают мощное оздоравливающе воздействие почти на все органы и системы человеческого тела. Бег положительно влияет практически на все органы и системы органов человека, а именно на работу мозга, сердечно-сосудистую, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную, иммунную системы. Беговые тренировки также являются очень хорошим средством контроля лишнего веса. [5]

Бег поздно вечером или ночью, в условиях низкой видимости, большинство воспринимают негативно, что является откровенным заблуждением. В странах, в которых активно развит бег, существует большое количество клубов, сообществ и почитателей ночного бега. [4]

Так или иначе, а с преобладанием темного времени суток, особенно в осенние и зимние времена года, пришлось столкнуться всем с введением, так называемой, «часовой реформы». Тем не менее, это следует рассматривать и как благоприятный момент для развития собственных навыков и дополнительных способностей.

В большинстве случаев, организм наиболее положительно относится к вечерним нагрузкам, нежели к утренним. Сила и выносливость человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.