УЛУЧШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЭЛЕМЕНТОВ ЙОГИ
THE ENHANCEMENT OF BODY FUNCTIONAL ABILITIES OF STUDENTS IN SPECIAL HEALTH GROUPS USING YOGA ELEMENTS AT LESSONS
Г.А. Гуторова, CA. Дайнеко, О.Н. Опалева
G.A. Gutorova, S.A. Daineko, O.N. Opaleva
Физическая культура, здоровье, специальная медицинская группа, функциональное состояние, сохранение, улучшение, упражнение, йога, хатха-йога. Увеличение количества студентов, занимающихся в специальных медицинских группах, предполагает внедрение в учебный процесс физической культуры вуза более эффективных методик для повышения уровня здоровья. Нормальное функциональное состояние организма позволяет адекватно реагировать на современные требования трудовой деятельности. В статье рассмотрено влияние упражнений йоги на функциональное состояние студенток с ослабленным здоровьем. Авторы считают, что применение упражнений хатха-йоги не только улучшит функциональные резервы организма, но и снимет психоэмоциональное напряжение в течение учебного дня.
На протяжении последних лет, прослеживается тенденция ухудшения здорьвья населения. Она характерна для различных возрастных групп населения, в том числе для студенческой среды. Здоровье молодежи является важнейшим условием успешной ре ализации профессиональных знаний, творческой активности и работоспособности будущих специалистов. Человек вынужден адекватно реагировать, должен активизировать личностный потенциал [Сясина, Сулимова, Цыбина, 2016].
Перспективным путем решения этой проблемы специалисты считают совершенствование со-
Physical education, health, special health group, functional condition, preservation, enhancement, exercise, yoga, Hatha yoga.
The increase in a number of students attending physical education classes in special health groups suggests introducing more effective methods to enhance the level of health to the educational process of physical education in a high school. The normal functional condition of the body allows responding to the current demands of work in an adequate way. The article considers the influence of yoga exercises on the functional condition of female students with debilitated health. The authors believe that the use of Hatha yoga exercises will not only improve the functional reserves of the body, but also remove a psych-oemotional stress during a school day.
става средств физического воспитания студентов [Украинцева, Дайнеко, Гуторова, 2014, с. 121].
Студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, характеризуются слабым уровнем физического развития и низкой степенью функционального состояния организма, которое в значительной степени определяет трудоспособность человека.
Функциональное состояние организма человека, определяющее его общую и профессиональную успешность в труде, прежде всего, зависит от показателей сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем и степени физической работоспособности [Ушаков, 2000, с. 152].
<
m
Щ
I %
С и
о
ь
X
к
W m H
и
Рч < ^
о ^
о о ^ h о Q
£
W H
S о
Рч
w
о §
X
«
«
и w
V
S
ь
l-ч
<с
ri w с
« S
д
H U
W PQ
Под функциональным состоянием также принято понимать комплекс свойств, определяющих уровень жизнедеятельности организма, ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работы.
Перспективным направлением для улучшения функциональных резервов организма в специальной медицинской группе является разработка методик, основанных на применении современных оздоровительных средств, к которым также относится йога.
Цель данного исследования - влияние упражнений йоги на функциональное состояние организма студентов специальной медицинской группы.
В процессе исследования решались задачи по оценке уровня функционального состояния организма студентов специальной медицинской группы, а также применению комплекса упражнений из хатха-йоги на занятиях по физической культуре в вузе.
Термин «йога» впервые упоминается в Катха-упанишаде - индуистском философском тексте, написанном примерно в IV в. до н.э. Изначально йога понимается как техника очищения разума и контроля над своими чувствами с целью духовного просвещения. Более поздние упанишады расширяют понятие йоги и включают в него такие методы, как медитация, психический контроль и правильное дыхание.
При занятиях йогой работа опорно-двигательного аппарата становится более эргономичной, вырабатываются правильные двигательные стереотипы. Как и любая физическая тренировка, йога оказывает влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышая их способность адаптироваться к изменяющимся условиям работы. Тренировка сердечной мышцы приводит к усилению ее кровоснабжения. Дыхательная система также легче подстраивается к возникающим нагрузкам, и время одышки при переходе в интенсивный режим физической активности укорачивается.
Методы и организация исследования. С целью измерения функционального состояния организма, мы использовали следующие тесты.
1. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). Характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода. После 5 минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задержать дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задержать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40-55 секунд, для тренированных - на 60-90 секунд и более.
2. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь средним показателем является способность задержать дыхание на выдохе для нетренированных людей на 25-30 секунд, для тренированных - на 40-60 секунд и более.
3. Проба Руфье - Диксона. Представляет нагрузочный комплекс, предназначенный для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке. У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине в течение 5 минут, определяют число пульсаций за 15 секунд (Р1); затем в течение 45 секунд испытуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится и у него вновь подсчитыва-ется число пульсаций за первые 15 секунд (Р2), а потом — за последние 15 секунд первой минуты периода восстановления (РЗ). Оценку работоспособности сердца производят по формуле:
индекс Руфье = 4х(Р1+Р2+РЗ)-200/10.
Результаты оцениваются по величине индекса от 0 до 15. Меньше 3 — хорошая работоспособность; 3—6 — средняя; 7—9 — удовлетворительная; 10—14 — плохая (средняя сердечная недостаточность); 15 и выше - сильная сердечная недостаточность.
Исследования проводились на базе Брянского государственного университета.
Экспериментальная группа студентов занималась с применением разработанных комплексов йоги.
При освоении асан хатха-йоги особое внимание студентов уделялось правильному дыханию (пранаямы).
Каждый комплекс упражнений включал 10-12 асан, которыми занимались студенты 2 раза в неделю на занятиях по физической культуре, который проводился в основной части занятия. Всего было составлено 5 комплексов упражнений йоги, которые чередовались друг за другом в течение 9 месяцев.
Основной задачей эксперимента явилась проверка влияния разработанных комплексов упражнений йоги на функциональное состояние организма.
Процесс развития функционального состояния организма осуществлялся поэтапно, дози-
ровка упражнений была с постепенным увеличением, упражнения применялись систематически и регулярно на каждом занятии.
Студенты контрольной группы занимались по общепринятой программе.
Группы были подобраны таким образом, чтобы исходный уровень развития функциональных показателей не имел существенных различий.
Уровень функционального состояния организма студентов был определен с помощью контрольных тестов в конце сентября и начале июня. Данные педагогического эксперимента представлены втабг.
Уровень функционального состояния организма студенток
№ п/п Проба Штанге (с.) Проба Генче (с.) Проба Руфье-Диксона
Сентябрь Июнь Сентябрь Июнь Сентябрь Июнь
К. Э. К. Э. К. Э. К. Э. К. Э. К. Э.
1 30 40 36 50 15 21 20 25 7 10 5 3
2 25 35 31 45 20 30 25 33 10 7 6 3
3 27 47 34 56 25 25 30 33 9 5 5 3
4 35 38 37 47 12 20 15 22 8 5 6 3
5 45 20 47 40 20 20 30 35 7 3 5 2
6 36 20 40 38 21 15 35 25 7 10 6 5
7 40 44 45 55 13 15 20 25 10 5 5 3
8 35 37 47 45 15 17 23 27 6 9 6 3
9 43 40 47 47 22 20 30 39 5 8 6 5
10 28 38 35 42 24 25 35 39 10 8 7 5
11 20 20 30 30 17 10 25 25 6 7 6 3
12 34 25 37 35 20 15 40 35 10 6 6 5
13 50 28 55 36 25 15 37 30 3 10 2 5
14 38 23 45 32 30 24 45 40 5 11 3 5
15 40 28 50 35 21 30 36 48 8 6 6 2
Мер 35,07 36,50 41,07 43,20 20,00 20,13 29,73 32,54 7,4 7,33 5,33 3,67
< 03
щ
£ I
Й ее
¡1 е5
ы н К о
Рч
т со
£ о ^
еа
¡Й о ?
Он к
« и
3 р ж Ь
4 ¡$
Д Й
В с «
Е
н
и
И
со
о и о я я Й со н и
Он
<
Данные сравнительного анализа в исследуе- ста показателей в экспериментальной группе бо-мых группах показывают, что динамика приро- лее высока по сравнению с контрольной (рис.).
Проба Штанге
(сек.)
Проба Генче (сек.)
Проба Руфье-Диксона
Эксперимента ль мая группа
Ионтрольная группа
Рис. График изменения функциональных показателей студенток специальной медицинской группы
[137]
Анализируя полученные результаты педаго- 2. гического исследования, можно сделать вывод, что занятия с элементами йоги помогают улучшить функциональные резервы организма, снимают психоэмоциональное напряжение в течение учебного дня.
Эффективность методики с элементами 3. хатха-йоги позволяет сохранить, укрепить и улучшить функциональные возможности организма, что говорит о результативности данного эксперимента.
Библиографический список
1. Дешикачар Т.К. В. Сердце йоги. Совершен- 4. ствование индивидуальной практики. СПб.: София, 2011. 272 с.
Сясина С.Н., Сулимова A.B., Цыбина Е.А. Повышение уровня теоретической подготовки студентов по дисциплине «Физическая культура» на основе использования метода проектов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 2(36). С. 78-80. Украинцева Ю.А., ДайнекоС.А., Гуторова Г.А. Применение средств оздоровительных технологий для улучшения физического развития и двигательных качеств //Управление инновациями: теория, методология, практика. Новосибирск, 2014. № 11. С. 121-124.
Ушаков К.З. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. М.: Просвещение, 2000. 427 с.