- правовые основы спортивного агентирования - 94%,
- организация трансфертных сделок - 91%,
- организация брендинга атлета - 100%.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
На основании материалов исследования были определены проблемы, спортивного агентирования в России. К этим проблемам следует отнести:
- противоречие между потребностью в отечественных квалифицированных спортивных агентах и сложившейся практикой спортивного агентирования в российском профессиональном спорте,
- противоречие между существующей практикой подготовки менеджеров в системе физкультурного образования и требованиями к профессии спортивного агента.
В настоящее время студенты не получают в должном объеме необходимых знаний для этой профессии. Выявленные в ходе исследования профессиональные компетенции спортивного агента могут быть использованы для формирования программы подготовки спортивных агентов в физкультурном вузе на факультативной основе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Sphere of Physical Education and Sports as a Business Object / A.V. Pochinkin, N.A. Prodanova, I.L. Dimitrov, S.V. Viseiko, V.A. Zaitsev, S.N. Pozdeeva // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. - 2020. - Volume 24, Issue 8. - P. 4772-4777.
REFERENCES
1. Pochinkin, A.V., Prodanova, N.A., Dimitrov, I.L., Viseiko, S.V., Zaitsev, V.A. and Pozdeeva, S.N. (2020), "Sphere of Physical Education and Sports as a Business Object", International Journal of Psychosocial Rehabilitation, Volume 24, Issue 8, pp. 4772-4777.
Контактная информация: avpo4inkin@mail.ru
Статья поступила в редакцию 25.05.2020
УДК 796.011.3
САМОИЗОЛЯЦИЯ ДОМА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПОКАЗАТЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МИНУТЫ ЮНОШЕЙ - СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВУЗОВ Г. ТЮМЕНИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19
Николай Яковлевич Прокопьев, доктор медицинских наук, профессор, Алексей Михайлович Дуров, доктор медицинских наук, профессор, Тюменский государственный университет; Евгений Алексеевич Семизоров, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень; Светлана Ивановна Хромина, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Тюменский индустриальный университет; Динар Сабитович Речапов, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет
Аннотация
Пандемия коронавируса COVID-19 внесла существенные изменения в привычный образ жизни каждого человека нашей страны, в том числе студентов. В связи с решением Правительства РФ о введении на территории нашей страны режима самоизоляции, все студенты переведены на дистанционную форму обучения, что существенно изменило их уровень двигательной активности. В связи с тем, что индивидуальная минута (ИМ) как показатель функционального состояния организма человека в условиях вынужденной самоизоляции недостаточно освещен в доступной литературе, было проведено её изучение у 41 студента трех профильных вузов г Тюмени. Изучение ИМ выполнено по Халбергу в течение недели в 8, 12, 16 и 20 часов. Установлено, что в условиях само-
изоляции ИМ имеет циркасептальный (околонедельный) ритм. У юношей, обладающих более высокими способностями организма к условиям самоизоляции, ИМ превышает минуту физического времени, но только в определенные дни недели - вторник и среду. У всех студентов ИМ находилась в размахе от 55,36 до 64,38 секунд, что расценивается как хорошая адаптация к условиям самоизоляции.
Ключевые слова: пандемия коронавируса СОУГО-19, самоизоляция, юноши-студенты, индивидуальная минута, университет, дистанция, активность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p362-369
SELF-ISOLATION AT HOME AND ITS IMPACT ON THE INDICATORS OF INDIVIDUAL ACTIVITY OF YOUNG FIRST-YEAR STUDENTS OF TYUMEN UNIVERSITIES DURING THE PERIOD OF COVID-19 PANDEMICS
Nikolai Yakovlevich Prokopyev, the doctor of medical sciences, professor, Alexey Mikhailo-
vich Durov, the doctor of medical sciences, professor, Tyumen State University; Evgeny Ale-kseevich Semizorov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chairman, State Agrarian University of Northern Trans-Urals, Tyumen; Svetlana Ivanovna Khromina, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Department chairman, Tyumen industrial University; Dinar Sabitovich Rechapov, the candidate of pedagogic sciences, senior
lecturer, Tyumen State University
Annotation
The COVID-19 coronavirus pandemic has made significant changes in the habitual way of life of every person in our country, including students. Due to the decision of the government of the Russian Federation to introduce a self-isolation regime on the territory of our country, all students were transferred to distance learning, which significantly changed their level of motor activity. Due to the fact that the individual minute (IM) as an indicator of the functional state of the human body in conditions of forced self-isolation is not sufficiently covered in the available literature, it was studied in 41 students of three specialized universities in Tyumen. The study WAS performed on Halberg for a week at 8, 12, 16 and 20 hours. It is established that in conditions of isolation it has circoseptal (weekly) rhythm. In young men with higher abilities of the body to the conditions of self-isolation, IM exceeds a minute of physical time, but only on certain days of the week-Tuesday and Wednesday. For all students, IM was in the span of 55.36 to 64.38 seconds, which is regarded as a good adaptation to the conditions of self-isolation.
Keywords: coronavirus pandemic with COVID-19, self-isolation, male students, individual minute, University, distance, activity.
ВВЕДЕНИЕ
Пандемия коронавируса COVID-19 существенно нарушила привычный ритм жизнедеятельности и физической активности каждого человека на земле, потребовавшая проведения самоизоляции на сравнительно длительное время. Пандемия коронавируса COVID-19 заставила изменить сложившийся веками стиль обучения студентов и перейти на дистанционную форму обучения, предусматривающую проведение обучения с использованием интернета в условиях пребывания в домашних условиях. В связи с этим совершенно не изученными остаются многие вопросы, связанные с особенностями течения физиологических процессов у человека в связи с вынужденным нахождением в течение продолжительного времени в условиях замкнутого помещения, в условиях относительной гиподинамии, в условиях резко суженного информационного процесса общения и т.д. Нерешенным вопросом в такой ситуации является выявление индивидуальных особенностей физиологической и психологической адаптации человека путем изучения ИМ. Длительность индивидуальной минуты (ИМ) является одним из критериев эндогенной организации биологических ритмов. У здоровых людей ИМ является относительно стойким показателем, характеризующим эндогенную организацию времени и адаптационные способности организма.
Работа так называемых «внутренних часов» отражает активность многих физиологических процессов, протекающих в организме человека, и зависит, в том числе, от особенностей высшей нервной деятельности и общего состояния организма [4, 5, 19, 20].
Несмотря на многочисленные исследования изучения индивидуальной оценки показателей времени [2, 3, 8, 12, 13], они не затрагивают некоторых аспектов хода «внутреннего хронометра» при нарушениях привычного ритма жизни. Восприятие времени или способность адекватно ориентироваться во времени - одна из наиболее сложных форм субъективного отражения человеком внешнего мира [6, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17].
Изучение вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения и, в частности, современных студентов, является важнейшей государственной задачей, связанной с сохранением трудового и интеллектуального потенциала нашей страны [1, 7, 18], что согласуется с Постановлением Правительства РФ № 434 «О целевом проекте формирования трудового потенциала для наукоемкого производства».
МЕТОДИКА
В период пандемии коронавируса СОУГО-19 на территории Тюменской области в вузах г. Тюмень в связи с самоизоляцией студенты были переведены на дистанционную форму обучения. На добровольной основе у 41 студента в возрасте 17,46±0,57 лет первого курса, не имеющие отклонений в состоянии здоровья в течение двух недель до обследования, проведено хронобиологическое изучение ИМ в апреле текущего года в 8, 12, 16 и 20 часов с перерывом на ночной сон в течение двух недель. Из числа участвующих в исследовании юношей-студентов первого курса Государственного аграрного университета Северного Зауралья (ГАУСЗ) было 15 (36,6%) человек, Тюменского индустриального университета (ТИУ) - 14 (34,1%), Тюменского государственного университета - 12 (29,3%) человек.
Длительность ИМ определялась нами по предложенному в 1969 году канадским хронобиологом, профессором университета штата Миннесота (США) Францем Халбер-гом (5 июля 1919 - 9 июня 2013) «Тесту индивидуальной минуты».
Для этого испытуемый включает секундомер, закрывает глаза и начинает про себя проводить отсчёт секунд (от 1 до 60) и, дойдя до цифры 60, открывает их и фиксирует результат в дневнике самоконтроля.
При проведении исследования мы просили юношей ложиться спать в 23 часа, просыпаться в 7 часов утра, т.е. соблюдать продолжительность сна 8 часов.
Результаты исследования обработаны на персональном компьютере с использованием современных электронных программ (8ТЛТ18Т1КЛ). Анализ материала проводился на основе математических расчетов с вычислением средней арифметической, ошибки средней арифметической, среднего квадратичного отклонения. Оценка достоверности различий осуществлялась с использованием 1 критерия Стьюдента.
Соблюдены принципы добровольности, прав и свобод личности, гарантированных статьями 21 и 22 Конституции РФ, а также Приказ Минздравсоцразвития России №774н от 31 августа 2010 г. «О совете по этике». Исследование проводилось с соблюдением этических норм, изложенных в Хельсинкской декларации и Директивах Европейского сообщества (8/609ЕС) и информированного устного согласия студентов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В период пандемии коронавируса СОУГО-19 на территории Тюменской области в вузах г. Тюмень в связи с самоизоляцией студенты были переведены на дистанционную форму обучения. На добровольной основе было проведено обследование у 41 студента. Из числа участвующих в исследовании юношей-студентов первого курса Государственного аграрного университета Северного Зауралья (ГАУСЗ) было 15 (36,6%) человек, Тюменского индустриального университета (ТИУ) - 14 (34,1%), Тюменского государствен-
ного университета - 12 (29,3%) человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Результаты исследования, на наш взгляд, ряд интересных моментов (таблица 1).
Таблица 1 - Хронобиологические показатели индивидуальной минуты у юношей-студентов первого курса профильных вузов г. Тюмени в условиях самоизоляции в состоя-
День недели Время обследования
В 8 часов В 12 часов В 16 часов В 20 часов
Понедельник 58,24±1,21 58,87±1,26 59,44±1,30 58,27±1,22
Вторник 60,17±1,32 61,23±1,37 63,53±1,29 60,03±1,31
Среда 61,66±1,29 62,47±1,26 64,38±1,30 61,53±1,34
Четверг 57,28±1,26 57,88±1,23 59,04±1,26 57,19±1,19
Пятница 55,36±1,27 56,80±1,28 57,56±1,32 55,42±1,31
Суббота 55,79±1,24 56,17±1,27 57,49±1,31 56,00±1,26
Воскресенье 58,60±1,36 59,10±1,30 59,61±1,29 58,53±1,35
Средние значения 58,15 58,93 61,57 58,13
Во-первых, они показали, что в течение светового дня показатель ИМ меняется, причем в абсолютных значениях её наибольшие величины преобладают в 16 часов дня на протяжении недели (рисунок 1).
62
61,57
58,93
58,15
58,13
61 60 59 58 57 56
в 8 час. в 12 час. в 16 час. в 20 час.
Рисунок 1 - Средние значения индивидуальной минуты в течение недели в различное время суток
Во-вторых, такая четкая закономерность выявляется во все дни недели (рисунки 28). В-третьих, практически одинаковые цифровые значения ИМ отмечаются в 8 и 20 часов, т.е. в начале бодрствования и при подготовке ко сну (рисунок 9). В-четвёртых, максимальные значения ИМ имели место быть два раза в неделю, а именно во вторник и среду, тогда как минимальные показатели были выявлены в пятницу и субботу.
60 59,5 59 58,5 58 57,5
64 63 62 61 60 59 58
63,53
61,23
60,17
ЁН=
60,03
I
8 часов 12 часов 16 часов 20 часов Рисунок 2 - ИМ в понедельник
8 часов 12 часов 16 часов 20 часов Рисунок 3 - ИМ во вторник
65 64 63 62 61 60
64,38
62,47
61,66
61,53
I
8 часов 12 часов 16 часов 20 часов Рисунок 4 - ИМ в среду
59,5 59 58,5 58 57,5 57 56,5 56
8 часов 12 часов 16 часов 20 часов Рисунок 5 - ИМ в четверг
58 57,5 57 56,5 56 55,5 55 54,5 54
57,56
8 часов 12 часов 16 часов 20 часов Рисунок 6 - ИМ в пятницу
58 57,5 57 56,5 56 55,5 55 54,5
57,49
56,17
56
ЭЭ,/9
■ М I
8 часов 12 часов 16 часов 20 часов Рисунок 7 - ИМ в субботу
60 59,5 59 58,5 58 57,5
8 часов 12 часов 16 часов 20 чвсо
Рисунок 8 - ИМ в воскресенье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании выше изложенного, можно сделать ряд выводов.
Во-первых, у юношей-студентов вызов г. Тюмени во время пандемии коронавируса СОУГО-19 в условиях самоизоляции, ИМ имеет
циркасептальный (околонедельный) ритм.
Во-вторых, у юношей обладающих более высокими способностями организма
к условиям самоизоляции в связи с коронавирусом СОУГО-19, ИМ превышает минуту физического времени, но только в определенные дни недели - вторник и среду.
В-третьих, практически у всех студентов ИМ находилась в размахе от 55,36 до 64,38 секунд, что мы расцениваем как хорошую адаптацию к условиям самоизоляции. Следовательно, недельное пребывание юношей в условиях самоизоляции не сказывается на состоянии здоровья.
64
62 60 58 56 54 52
61,7 61,5
58,2 58,3
58,6 58,5
■ ■■
55,4 55,4 55,8 56,0
I
Понед. Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскрес.
8 часов ■ 20 часов
Рисунок 9 - Значения индивидуальной минуты у юношей-студентов в 8 и 20 часов
ЛИТЕРАТУРА
1. Башина, О.Э. Роль высшего образования в формировании потенциала трудовых ресурсов страны / О.Э. Башина, Ю.Н. Царегородцев, Л.В. Матраева // Актуальные вопросы развития мировой и модернизации российской экономики : сборник научных трудов. - Москва, 2016. - С. 17-21.
2. Васильева, В.М. Роль фактора времени в аналитико-синтетической деятельности человека / В.М. Васильева // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. - 1988. - Т. 38, № 4. - С. 401-402.
3. Вернадский, В.И. Проблема времени в современной науке / В.И. Вернадский // Известия АН СССР. Отд. математики и естественных наук. -1932. - № 4. - С. 511-541.
4. Гареев, Е.М. Изменения оценки времени в течение учебного дня / Е.М. Гареев // Физиология человека. - 1981. - Т. 7, № 6. - С. 1052-1058.
5. Гареев, Е.М. Особенности формирования субъективной оценки времени в онтогенезе / Е.М. Гареев // Вопросы психологии. - 1977. - № 5. - С. 114-119.
6. Губин, Д.Г. Околонедельные (циркасептанные) ритмы в физиологии (обзор) / Д.Г. Губин // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 1-8. - С. 1268-1272.
7. Давлетшина, Л.А. Статистический анализ обобщающего интегрального показателя социально-экономического положения субъектов Российской Федерации / Л.А. Давлетшина, Т.А. Першина // Вестник университета. - 2018. - № 5. - С. 11-19.
8. Дмитриев, А.С. Ориентировка человека во времени (осознанная оценка коротких интервалов времени) / А.С. Дмитриев // Успехи физиологических наук. - 1980. - Т. 11, № 4. - С. 411-413.
9. Дуров, А.М. Хронобиологическая характеристика показателей температуры тела, мышечной силы кисти, индивидуальной минуты, экскреции электролитов в слюну у людей в различные возрастные периоды / А.М. Дуров // Актуальные теоретические и практические аспекты восстановления здоровья человека : сборник научных трудов. - Тюмень : ИПЦ «Экспресс», 2002. -Вып. 5. - С. 4.
10. Изучение длительности индивидуальной минуты у студентов ВГМУ / М.И. Ходасевич, М.С. Рощевкина, А.Н. Пашков, Л.Г. Величко, О.В. Мячина // Молодежный инновационный вестник. - 2019. - Т. 8, № 2. - С. 314-315.
11. Индивидуальная минута и ее корреляционная связь с показателями центральной гемодинамики мальчиков второго детства г. Тюмени, страдающих аллергическим ринитом, занимающихся греко-римской борьбой / Н.Я. Прокопьев, М.Н. Гуртовая, Л.Н. Шатилович, А.М. Дуров // Молодой ученый. - 2015. - № 8 (88). - С. 113-116.
12. Корягина, Ю.В. Хронобиологические механизмы точности восприятия времени и пространства и их роль в подготовке спортсменов различных специализаций / Ю.В. Корягина, В.Г. Тристан // Физическая культура и спорт - здоровье населения России : материалы Всерос. науч.-практ. конф. 17-20 декабря. - Москва, 2001. - С. 170-174.
13. Мельникова, С.Л. Показатели индивидуального восприятия времени как характеристика общего состояния организма. / С. Л. Мельникова, В.В. Мельников // Вестник новых медицинских технологий. - 2002. - Т IX, № 2. - С. 20-23.
14. Назмутдинова, В.И. Динамика восприятия времени студентами юношеского возраста с различной двигательной активностью как критерий адаптации / В.И. Назмутдинова, Н.Я. Прокопьев. // Проблемы образования в условиях северных городов : материалы научно-практической конференции филиала Тюменского государственного университета в Нягани. - Нягань, 2006. - С. 112118.
15. Назмутдинова, В.И. Восприятие времени у людей, занимающихся и не занимающихся спортом / В. И. Назмутдинова //Актуальные теоретические и практические аспекты восстановления и сохранения здоровья человека : сборник научных трудов.- Тюмень : ИПЦ «Экспресс», 2003. -Выпуск 6. - С. 99-101.
16. Прокопьев, Н.Я. Показатели индивидуальной минуты у студентов заочной формы обучения факультета физической культуры в начале учебного года / Н.Я. Прокопьев, В.И. Назмутдино-ва // Актуальные вопросы физического воспитания и спортивной тренировки : материалы региональной научно-практической конференции. - Тюмень, 2004. - С. 56-57.
17. Ракшина, Н.С. Восприятие времени студентами первого курса специальности "лечебное дело" с различным уровнем личностной тревожности / Н.С. Ракшина // Здоровый образ жизни и охрана здоровья : сборник научных статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Сургут, 2018. - С. 140-143.
18. Смиренникова, Е.В. Обзор современных методических подходов к оценке демографического потенциала / Е.В. Смиренникова, А.В. Уханова, Л.В. Воронина // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 11-2. - С. 307-313.
19. Фонсова, Н.А. Функция отсчёта времени как основа индивидуальной адаптивной деятельности нервной системы / Н.А. Фонсова, И.А. Шестова // Научные доклады высшей школы. Биологические науки. - 1988. - № 3. - С. 59-72.
20. Характеристика общего состояния организма по показателям индивидуального восприятия времени / Л.А. Мерденова, Е.А. Такоева, И.Р. Тагаева, М.И. Нартикоева. // Вестник новых медицинских технологий. - 2018. - Т. 25, № 4. - С. 96-100.
REFERENCES
1. Bashina, O.E., Tsaregorodtsev, Yu.N. and Matraeva, L.V. (2016), "Role of higher education in shaping the potential of the country's labor resources", Current issues of the development of the world and modernization of the Russian economy: collection of scientific papers, Moscow, pp. 17-21.
2. Vasilieva, V.M. (1988), "Role of the time factor in analytical and synthetic human activity", I.P. Pavlov Journal of Higher Nervous Activity, Vol. 38, No. 4, pp. 401-402.
3. Vernadsky, V.I. (1932), "The Problem of time in modern science", Proceedings of the USSR Academy of Sciences. Department of Mathematics and Natural Sciences, No. 4, pp. 511-541.
4. Gareev, E.M. (1981), "Changes in the assessment of time during the school day", Human Physiology, Vol. 7, No. 6, pp. 1052-1058.
5. Gareev, E.M. (1977), "Features of the formation of a subjective assessment of time in ontogenesis", Questions of psychology, No. 5, pp. 114-119.
6. Gubin, D.G. (2015), "Weekly (circaseptane) rhythms in physiology (review)", Successes of modern natural science, No. 1-8, pp. 1268-1272.
7. Davletshina, L.A. and Pershina, T.A. (2018), "Statistical analysis of the generalized integral indicator of the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation", Bulletin of the University, No. 5, pp. 11-19.
8. Dmitriev, A.S. (1980), "Orientation of a person in time (conscious assessment of short time intervals)", Success of physiological Sciences, Vol. 11, No. 4, pp. 411-413.
9. Durov, A.M. (2002), "Chronobiological characteristics of indicators of body temperature, muscle strength of the hand, individual minute, excretion of electrolytes in saliva in people in different age periods", Actual theoretical and practical aspects of restoring human health: collection of scientific papers, Issue 5, CPI "Express", Tyumen, pp. 4.
10. Khodasevich, M.I., Roshchevkina, M.S., Pashkov, A.N., Velichko, L.G. and Myachina, O.V. (2019), "Studying the duration of an individual minute for VSMU students", Youth innovation Bulletin, Vol. 8, No. 2, pp. 314-315.
11. Prokopyev, N.Ya., Gurtovaya, M.N., Shatilovich, L.N. and Durov A.M. (2015), "Individual minute and its correlation with indicators of Central hemodynamics of boys of the second childhood of Tyumen, suffering from allergic rhinitis, engaged in Greco-Roman wrestling", Young scientist, No. 8 (88), pp. 113-116.
12. Koryagina, Yu.V. and Tristan, V.G. (2001), "Chronobiological mechanisms of accuracy of perception of time and space and their role in the preparation of athletes of various specializations", Physical culture and sport - health of the population of Russia: materials of Conference, Moscow, pp. 170-174.
13. Melnikova, S.L. (2002), "Indicators of individual perception of time as a characteristic of the General state of the organism", Bulletin of new medical technologies, Vol. IX, No. 2, pp. 20-23.
14. Nazmutdinova, V.I. and Prokopyev, N.Ya. (2006), "Dynamics of perception of time by students of youth age with various motor activity as a criterion of adaptation", Problems of education in the conditions of Northern cities materials of the scientific and practical conference of the branch of the Tyumen state University in Nyagan, Nyagan, pp. 112-118.
15. Nazmutdinova, V.I. (2003), "Perception of time in people engaged and not engaged in sports", Actual theoretical and practical aspects of restoration and preservation of human health: collection of scientific works, Issue 6, CPI "Express", Tyumen, pp. 99-101.
16. Prokopyev, N.Ya. and Nazmutdinova, V.I. (2004), "Records of individual minutes of students distance learning faculty of physical culture in the beginning of the school year", Actual problems ofphysical education and sports training: materials of regional scientifically practical conference, Tyumen, pp. 56-57.
17. Rakshina, N. S. (2018), "Perception of time by first-year students of the specialty "medical care" with different levels of personal anxiety", Healthy lifestyle and health protection: collection of scien-
tific articles of the II all-Russian scientific and practical conference with international participation, Surgut, pp. 140-143.
18. Smirennikova, E.V., Ukhanova, A.V and Voronina, L.V. (2018), "Review of modern methodological approaches to the assessment of demographic potential", Fundamental study, No. 11-2, pp. 307-313.
19. Fonsova, N.A. and Shestova, I.A. (1988), "The function of counting time as the basis of individual adaptive activity of the nervous system", Scientific reports of the higher school. Biological Sciences, No. 3, pp. 59-72.
20. Merdenova, L.A., Takoeva, E.A., Tagaeva, I.R. and Nartikoeva, M.I. (2018), "Characteristics of the General state of the organism by indicators of individual perception of time", Bulletin of new medical technologies, Vol. 25, No. 4, pp. 96-100.
Контактная информация: semizorov-evgeni@mail.ru
Статья поступила в редакцию 11.05.2020
УДК 796.433.1
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАГРУЗОК В ОТДЕЛЬНЫХ МИКРОЦИКЛАХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА ПОДГОТОВКИ ТОЛКАТЕЛЕЙ ЯДРА
Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Робертович Кузекевич, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация
Определение направленности и величины нагрузки является значимым фактором тренировочного процесса, обусловленным, с одной стороны стремлением, постоянного увеличения нагрузки, с другой - недопустимости перетренированности спортсменов. Предложен вариант построения тренировочного процесса толкателей ядра в подготовительном периоде с определением направленности, величины, и пиковости нагрузок, который позволил существенно повысить уровень специальной физической подготовленности толкателей ядра высокой квалификации. Так в конце подготовительного периода на тренировочном сборе средние результаты скоростных, скоростно-силовых и силовых показателей увеличились на 11,0% (р <0,05). Результаты исследования могут быть использованы в процессе спортивной подготовки легкоатлетов высокой квалификации, специализирующихся в толкании ядра.
Ключевые слова: тренировочные нагрузки, толкание ядра, подготовительный период, физическая подготовка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p369-373
DIFFERENTIATION OF LOADS IN INDIVIDUAL MICROCYCLES OF THE PREPARATORY PERIOD FOR PREPARING THE SHOT PUTTERS
Alexander Albertovich Rusakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Robertovich Kuzekevich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk
State University
Abstract
Determining the direction and magnitude of the load is a significant factor in the training process, due, on the one hand, to the desire to constantly increase the load, on the other-the inadmissibility of the overtraining athletes. The proposed version of the training process construction of the shot putters in the preparatory period with the determination of the direction, magnitude and peak loads allowed to significantly increasing the level of special physical fitness of highly qualified shot putters. So, at the end of the preparatory period at the training camp, the average results of speed, speed-power and power indicators increased by 11.0% (p <0.05). The results of the study can be used in the process of sports training of the athletes who specialize in shot put.
Keywords: training loads, shot put, preparatory period, physical training.