Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОСВОЕНИЮ КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТАМИ И СЛУШАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОСВОЕНИЮ КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТАМИ И СЛУШАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вотинов Константин Алексеевич, Шевырталов Егор Павлович

Всвязи с пандемией короновируса в России сложилась ситуация, когда невозможно проводить групповые занятия и требуется разработка новых форм и методов по формированию требуемых компетенций. Так встатье предложен ряд методических рекомендаций по организации дистанционного обучения физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организация МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вотинов Константин Алексеевич, Шевырталов Егор Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOMMENDATIONS FOR REMOTE LEARNING OF PHYSICAL TRAINING BY CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article discusses the relationship of training sessions with the level of development of cadets ' leadership abilities. The article reveals the importance of sports and physical culture as a powerful means of social development of the individual, active improvement of their personal qualities.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОСВОЕНИЮ КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТАМИ И СЛУШАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОСВОЕНИЮ КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТАМИ И СЛУШАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

RECOMMENDATIONS FOR REMOTE LEARNING OF PHYSICAL TRAINING BY CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY

OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Вотинов Константин Алексеевич

преподаватель кафедра физической подготовки Уральский юридический институт МВД г. Екатеринбург, Россия Votinov Konstantin Alekseevich senior lecturer department of physical training Ural law Institute of the Ministry of internal Affairs

Yekaterinburg, Russia

Шевырталов Егор Павлович

курсант, рядовой полиции Уральский юридический институт МВД России

г. Екатеринбург, Россия ShevyrtalovEgorPavlovich cadet, ordinary police Ural law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia

Yekaterinburg, Russia

Аннотация. Всвязи с пандемией короновируса в России сложилась ситуация, когда невозможно проводить групповые занятия и требуется разработка новых форм и методов по формированию требуемых компетенций. Так встатье предложен ряд методических рекомендаций по организации дистанционного обучения физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организация МВД.

Abstract. The article discusses the relationship of training sessions with the level of development of cadets ' leadership abilities. The article reveals the importance of sports and physical culture as a powerful means of social development of the individual, active improvement of their personal qualities.

Ключевые слова: дистанционное обучение, физическая подготовка, боевые приемы борьбы, информационные технологии

Keywords: distance learning, physical training, combat techniques, information technology

С развитием информационных технологий и средств связи меняются методы и способы обучения. Сегодня в условиях распространения во всем мире пандемии короновируса повсеместно вводятся карантинные меры, такие как масочный режим, социальная дистанция, самоизоляция и т. д., целью которых является

предупреждение распространения и ликвидация последствий COVID-19, а также сохранения здоровья и благополучия граждан. Данные меры не могли затронуть и систему образования, так большинство образовательных организаций нашей страны перешли на дистанционную форму обучения, в том числе ВУЗы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Для данного перехода создана техническая база электронного обучения: специальные программы для видеоконференций с обучающими и ресурсы для обмена информацией. Однако методические рекомендации по организации образовательного процесса нуждаются в совершенствовании, в том числе для учебной дисциплины «Физическая подготовка» курсантов образовательных организаций МВД России. Сложность проблемы также обусловлена тем, что физическая подготовка сотрудников ОВД направлена на формирование физической готовности к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности1. Таким образом, наибольшую актуальность набирают вопросы по изучению курсантами и слушателями курса физической подготовки, а также оценивание их результатов при помощи дистанционных образовательных технологий.

В п. 1 ст. 16 Федеральном законе от 29.12.2012 №273-Ф3 Об образовании в Российской Федерации сказано, что под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников, а под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников2. Анализирую определения мы можем понять, что электронное обучение не всегда дистанционное, оно лишь направленно на освоение программ обучение при помощи информационных технологий. Второе же понятие содержит образовательные технологии, которые предусматривают опосредованное взаимодействие между обучающимися и преподавателями. На основе, приведенных в законе определений, мы можем сказать, что дистанционное обучение - это реализуемый при помощи дистанционно-образовательных технологий, один из видов электронного обучение, при котором обучающийся осваивает учебный материал, находясь удалено от образовательной организации и преподавателя.

Дистанционное обучение имеет ряд неоспоримых достоинств, например:

:Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 "Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации"

2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)

1. Позволяет осваивать рабочую программу учебной дисциплины независимо от того, где находится обучающийся;

2. Способствует соблюдению карантинных мер и сохранению здоровья обучающихся в условиях пандемии;

3. Сокращает экономические и временные затраты на обучение.

Стоит оговорится, что дистанционное обучение невозможно представить без использования скоростного интернета и современных вычислительных технологий (компьютера, ноутбука, смартфона). Поэтому стоит предусмотреть обеспечение всем необходимым как обучающихся, так и преподавателей.

Пожалуй, одним из основных недостатков дистанционного обучения можно считать отсутствие живого общения между обучающимися и преподавателям, как следствие снижение мотивации, самоконтроля и желания выполнять учебный план. Однако это можно минимизировать путем использования видеоконференцсвязи со всей группой или же личного общения в специальных чатах электронно-информационной образовательной среды (ЭИОС).

По-нашему мнению, физическая подготовка сотрудников ОВД имеет большую практическую направленность, поэтому она не может в полной мере быть реализована по средствам дистанционного обучения. В связи с этим, но учитывая запрет на проведение групповых занятий, считаем важным разработать несколько практических рекомендаций по проведению занятий по физической подготовке.

Во-первых, о чем хотелось бы поговорить, это общефизическая подготовка курсантов и слушателей. Если раннее, до введения карантинных мер, она осуществлялась путем выполнения заданий и упражнений, поставленных профессорско-преподавательским составом кафедры, на групповых занятиях на стадионе или в спортивных залах. Такие тренировки были направлены на развитие базовых качеств организма (сила, выносливость, быстрота и гибкость). В программу занятий были включены упражнения прикладной гимнастики и атлетической подготовки, легкой атлетики и ускоренного передвижения, преодоления препятствий, лыжной подготовки, плавания, боевых приемов борьбы.

Конечно же сейчас, когда курсанты и слушатели обязаны находится по месту жительства невозможно проводить занятия по физической подготовки в прежнем формате, но выполнять цели Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации (далее «Наставление») необходимо. Поэтому очень важно не только сохранить физическую форму, но и совершенствовать физические качества, двигательные навыки и умения для успешного выполнения служебных задач.

Ряд методических рекомендаций для достижения вышеотмеченного, если дистанционное занятие проводится с использованием видеоконференцсвязи:

1. Перед началом занятия преподаватель разрабатывает план занятия, в который необходимо включить общефизическую разминку и комплексно-силовые упражнения, а также разместить в информационно-образовательной среде необходимые материалы. Курсанты и слушатели в свою очередь должны ознакомиться с представленными видеоматериалами и теоретической базой, подготовить форму

для занятий по физической подготовки. Очень важно правильно организовать рабочее место, а именно убрать лишние предметы во избежание получения травм.

2. Занятие проводится строго по расписанию и начинается с проверки наличия личного состава и его готовности к выполнению тренировочного плана.

3. Основная часть занятия проводится по разработанному плану и с постоянно включенными видеокамерами. Когда курсанты и слушатели выполняют задания, преподаватель контролирует весь процесс через видеоконференцсвязь.

4. В конце занятия преподаватель выставляет оценки, делает необходимые замечания и подводит итоги занятия.

Поговоримо боевых приемах борьбы. Нами был проведен опрос, в котором приняло участие 32 курсанта третьего курса факультета подготовки сотрудников полиции Уральского юридического института МВД России. По результатам исследования мы выяснили, что большинство респондентов, а именно 83%, отмечают трудности в освоении боевых приемов по средствам дистанционного обучения. Этот факт, а также высокая травмоопасность, необходимость контроля преподавателем и требования к месту проведения занятий обуславливают то, что не все боевые приемы борьбы по объективным причинам могут быть изучены и выполнены в условиях дистанционного обучения. Учитывая вся обстоятельства, хотим дать несколько методических рекомендация:

1. Немало важным в данных условиях является и теоретическое изучение боевых приемов борьбы. Для этого необходимо подробно ознакомится с разделом УИНаставления. После закрепить знания при помощи тестовых заданий, разработанных по данной теме профессорско-преподавательским составом кафедры. Конечно же, полагаться только на теорию глупо, так как боевые приемы борьбы имеют большую служебно-прикладную значимостью и очень важны для сотрудника ОВД.

2. Использовать исключительно видеоконференцсвязь при проведении занятия. Это улучшит обратную связь и позволит наглядно показать особенности того или иного боевого приема, а также проконтролировать порядок его выполнения курсантами либо слушателями.

3. Целесообразно разделить учебную группу на несколько подгрупп для наиболее качественного взаимодействия между преподавателями и обучающимися, но для этого потребуется задействовать больше сотрудников кафедры физической подготовки.

4. Для наибольшей эффективности изучения необходимо использовать видеоматериалы с инструкцией по выполнению боевых приемов борьбы, что позволит детально показать технику передвижений, ударов и действий.

5. Формат дистанционного обучения предполагает высокий уровень самоорганизации и ответственности курсанта и слушателя, так как преподаватель не может полностью контролировать весь процесс обучения. Поэтому ведения дневника тренировок обучающимся и его проверка преподавателем будет дополнительным стимул к самосовершенствованию.

Считаем, что приведенные методические организация позволят повысить эффективность проведения занятий по физической подготовки в высшей школе МВД России, и как следствия окажут влияние на профессиональную подготовку

сотрудников ОВД.

Литература

1. Афов А. Х. Современные информационные технологии в физической подготовке слушателей по программам профессиональной подготовки МВД России / А. Х. Афов // Педагогический журнал. - 2018.- Т. 8. - № 2A. - С. 318-325.

2. Ермакова Е. Г. Методы и технология электронного дистанционного обучения в вузе по дисциплине «Физическая культура» / Е. Г. Ермакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 6-1. - С. 102 -106.

3. Карданов А. К. Применение дистанционного обучения на занятиях по физической подготовке со слушателями образовательных организаций МВД России / А. К. Карданов, Э. Б. Настуев // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2020. - № 2 (15). - С. 39 - 44.

References

1. Afov A. Kh. Sovremennye informatsionnye tekhnologii v fizicheskoy podgotovke slushateley po programmam professional'noy podgotovki MVD Rossii [Modern information technologies in the physical training of students in the professional training programs of the Ministry of internal Affairs of Russia]. Pedagogicheskiy zhurnal - Pedagogical journal, 2018, Vol. 8, no. 2A, pp. 318-325.

2. Ermakova E. G. Metody i tekhnologiya elektronnogo distantsionnogo obucheniya v vuze po distsipline «Fizicheskaya kul'tura» [Methods and technology of electronic distance learning in higher education in the discipline "Physical culture"]. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk - international journal of Humanities and natural Sciences, 2020, no. 6-1, pp. 102-106.

3. Kardanov A. K., Nastuev E. B. Primenenie distantsionnogo obucheniya na zanyatiyakh po fizicheskoy podgotovke so slushatelyami obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii [Application of distance learning in physical training classes with students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia]. Gumanitarnye issledovaniya Tsentral'noy Rossii - Humanities research of Central Russia, 2020, no. 2 (15), pp. 39-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.