Научная статья на тему 'Роль современных образовательных технологий в физической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России'

Роль современных образовательных технологий в физической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные технологии / слушатели / дифференцированное обучение / коллективное обучение / проблемно-ориентированное обучение / здровьесберегающие технологии / educational technologies / listeners / dif- ferentiated learning / collective learning / problem-orient- ed learning / house-saving technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адам Хаутиевич Броев

Статья посвящена наиболее важному направлению работы образовательных организаций МВД России — повышению качества образования слушателей при помощи использования в образовательном процессе современных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адам Хаутиевич Броев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Modern Educational Technologies in Physical Training of Students of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

The article is devoted to the most important direction of work of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation — to improve the quality of education of students by using modern educational technologies in the educational process.

Текст научной работы на тему «Роль современных образовательных технологий в физической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России»

УДК 796 ББК 75.1

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10033

Роль современных образовательных технологий в физической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России

Role of Modern Educational Technologies in Physical Training of Students of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Адам Хаутиевич БРОЕВ,

старший преподаватель кафедры физической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена наиболее важному направлению работы образовательных организаций МВД России — повышению качества образования слушателей при помощи использования в образовательном процессе современных образовательных технологий.

Ключевые слова: образовательные технологии; слушатели; дифференцированное обучение; коллективное обучение; проблемно-ориентированное обучение; здровьесберегающие технологии

Abstract. The article is devoted to the most important direction of work of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation — to improve the quality of education of students by using modern educational technologies in the educational process.

Keywords: educational technologies; listeners; differentiated learning; collective learning; problem-oriented learning; house-saving technologies

Современные инновационные образовательные технологии сегодня развиваются так, что поражают своими темпами. На сегодняшний день мы наблюдаем обширные возможности использования указанных технологий в физической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России [2; 4].

Одним из наиболее важных направлений работы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России является оптимальное применение образовательных технологий в целях совершенствования процесса обучения и подготовки слушателей.

Применение современных технологий обусловливают не только успешное развитие физических качеств, но и формируют творческий потенциал обучающихся [1; 2].

Известно, что «целью физической подготовки в образовательных организациях МВД России является формирование физической готов-

ности слушателей к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности» [2; 3].

Цели физической подготовки указывают на то, что образовательный процесс направлен на обеспечение повышения профессиональной подготовленности как определяющего условия эффективной физической готовности слушателей к успешному выполнению оперативно-служебных задач.

Преподавание дисциплины «Физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России должно сопровождаться комплексным подходом, который обеспечит не только физическое, но интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие.

Решая задачи физической подготовки, акцент должен быть смещен в сторону воспитания ценно-

стных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, а также формирование потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом. Вместе с тем педагогический процесс должен быть направлен на приобретение слушателями коммуникативных навыков, воспитание у них морально-волевых качеств, а также творческое применение полученных знаний, умений и навыков в целях поддержания высокой физической и умственной работоспособности [3; 5]. Таким образом, становится понятно, что одними традиционными технологиями поставленные цели и задачи не могут быть реализованы. Необходимо воспользоваться существующим арсеналом современных образовательных технологий, которые зададут вектор эффективному их применению как в учебно-тренировочном процессе, так и во внеурочное время, что, в свою очередь, обусловит высокие результаты обученности у слушателей [4].

К числу наиболее эффективных современных образовательных технологий можно отнести [2; 6]:

■ дифференцированное обучение;

■ коллективное обучение;

■ игровые способы обучения;

■ здоровьесберегающие технологии;

■ проблемно-ориентированное обучение.

Так, дифференцированное обучение строится с учетом состояния здоровья, уровня физического развития, двигательной подготовленности, пола и особенностей психоэмоционального состояния обучающихся. Дифферинцированный подход обоснован для слушателей как с низким, так и высоким уровнем развития указанных качеств, что позволяет дифференцировать задачи, содержание и темпы освоения учебного материала, включая оценку результатов.

Дифференцированная подготовка слушателей позволяет целенаправленно обучать их двигательным действиям, развивать у них физические качества и формировать знания, умения и навыки на основе их индивидуальных способностей.

Коллективное обучение строится на основе разделения учебной группы на пары, тройки, четверки, подгруппы, что позволяет слушателям более охотно включаться в работу в составе малой группы, чем действовать в условиях полной самостоятельности. При помощи данного способа обучения реализуется возможность поработать вместе слушателям с разным уровнем физической подготовленности, а также разными росто-весовыми показателями, что вносит в образова-

тельный процесс элементы противодействия и борьбы.

Игровые способы обучения слушателей применяются в целях развития физических качеств, формирования двигательных навыков и умений в выполнении физических упражнений, активизации и оптимизации основных психических процессов на основе правил, применяемых в подвижных играх.

При этом игровые технологии не теряют своей актуальности и для более старшего контингента слушателей.

Здоровьесберегающие технологии выступают критерием поддержания и укрепления здоровья, сохранения продуктивной работоспособности, повышения устойчивости организма к неблагоприятному воздействию окружающей среды и служебной деятельности. Здоровьесберегающие технологии призваны сформировать у слушателей необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, а также научить их пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Можно сказать, что здоровьесберегающие технологии являются самыми значимыми, так как оказывают наибольшее влияние на здоровье слушателей и основаны на оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок. Образовательный процесс должен обеспечивать слушателей знаниями о здоровом образе жизни, чтобы они могли использовать факторы, влияющие на здоровье, в том числе физические, психические, социальные и духовные, а также обеспечить их знаниями оздоровительных и общеукрепляющих методов, чтобы сформировать установку на здоровый образ жизни.

Наконец, проблемно-ориентированное обучение строится на основе приближения ситуации образовательного процесса к реальным условиям и задачам оперативно-служебной деятельности. Так, только освоение навыков решения разнообразных задач, решаемых в сложных условиях, способствует подготовке слушателей к преодолению трудностей, столкновение с которыми неизбежно в ходе осуществления ими профессионально-служебной деятельности.

Обучение слушателей и формирование у них профессионального мастерства можно считать завершенным, если они освоили навыки уверенно действовать в любых сложных и чрезвычайных ситуациях, независимо от погодных условий, нервозности обстановки, внезапности, уровня конфликтности ситуации, ограниченности пространства и пр. [2; 6].

2020 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры

133

Выводы. Обобщая изложенное, отметим, что использование современных образовательных технологий на занятиях по физической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России направлены преимущественно на эффективное формирование у них профессиональных навыков и умений, что обусловливает развитие и совершенствование у слушателей творческого подхода и логического мышления при решении служебно-прикладных задач [2; 3].

Список литературы

1. Афов А.Х. Современные информационные технологии в физической подготовке слушателей по программам профессиональной подготовки МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 2А. С. 318—325.

2. Герасимов И.В. Использование современных образовательных технологий на занятиях по физической подготовке // Научный вестник Орловского юридического института МВД Рос-

сии имени В.В. Лукьянова. 2017. № 1 (70). С. 107—110.

3. Дадов A.B. Повышение качества учебно-тренировочного процесса на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России // Культура физическая и здоровье. 2019. № 3 (71). С. 49—50.

4. Карданов A.K. Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России как педагогический процесс // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 163—165.

5. Настуев Э.Б. Значение физической подготовки в профессиональной деятельности слушателей программ профессионального обучения в образовательных организациях МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 4A. С. 75—81.

6. Ярославский MA. Цели и средства функциональной тренировки // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 2018. С. 299—304.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Психология

служебной деятельности

Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности.

Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 351 с.

ISBN 978-5-238-03162-0

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД. Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.