Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усольцева Светлана Леонидовна

Переход вузов на дистанционную форму обучения в связи с распространением коронавирусной инфекции, имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Одним из отрицательных моментов является падение уровня здоровья студентов. Дисциплина «Физическая культура и спорт» также изменила свой формат. В связи с этим, возросло значение разработки и внедрения в практику «дистанта» новых подходов, технологий, средств, условий организации преподавания дисциплины. Исследование показало, что в целом обучение в дистанционной форме влечет за собой проблемы со здоровьем студенческой молодежи. Однако эти последствия можно нивелировать при правильной организации систематических занятий физической культурой и спортом. Именно физическая культура влияет на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни и определяет готовность будущих выпускников к профессиональной деятельности. Ориентироваться необходимо на применение таких средств физической культуры, которые можно выполнять самостоятельно либо в домашних условиях, либо на улице. Для реализации данного подхода требуется качественное материально-техническое обеспечение и соответствующая планомерная работа профессорско-преподавательского коллектива вуза, обладающего необходимыми компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усольцева Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE IN THE MODERN EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The transition of universities to distance learning in connection with the spread of coronavirus infection has both positive and negative aspects. One of the negative aspects is the drop in the level of health of students. The discipline "Physical Culture and Sports" has also changed its format. In this regard, the importance of developing and implementing new approaches, tools, and conditions for the organization of discipline teaching has increased. The study showed that, in general, distance learning entails health problems for student youth. However, these consequences can be leveled with the correct organization of systematic physical culture and sports. It is physical culture that influences the formation of the values of health and a healthy lifestyle and determines the readiness of future graduates for professional activities. It is necessary to focus on the use of such means of physical education that can be performed independently either at home or on the street. To implement this approach, high-quality material and technical support and the corresponding systematic work of the teaching staff of the university with the necessary competencies are required.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА»

ЛИТЕРАТУРА

1. Сурнин Д.И. Мониторинг деятельности учреждений дополнительного профессионального образования городского округа Тольятти в сфере физической культуры и спорта / Д.И. Сурнин, Н.А. Усачев // Вестник спортивной науки. - 2018. - № 3. - С. 56-58.

2. Усачев Н.А. Инновационная система физического воспитания студентов тольяттинской академии управления / Н.А. Усачев, Д.И. Сурнин, В.А. Сапоженков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 339-342.

REFERENCES

1. Surnin, D.I. and Usachev ,N.A (2018), "Monitoring of the activities of institutions of additional professional education of the Togliatti city District in the field of physical culture and sports", Bulletin of sport scirnce, No. 3, pp. 56-58.

2. Usachev, N.A,, Surnin, D.I. and Sapozhenkov, V.A. (2019), "Innovative system of physical education of students of the Togliatti Academy of Management", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 339-342.

Контактная информация: surnindima@gmail.com

Статья поступила в редакцию 20.12.2021

УДК 796.01

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Светлана Леонидовна Усольцева, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Аннотация

Переход вузов на дистанционную форму обучения в связи с распространением коронави-русной инфекции, имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Одним из отрицательных моментов является падение уровня здоровья студентов. Дисциплина «Физическая культура и спорт» также изменила свой формат. В связи с этим, возросло значение разработки и внедрения в практику «дистанта» новых подходов, технологий, средств, условий организации преподавания дисциплины. Исследование показало, что в целом обучение в дистанционной форме влечет за собой проблемы со здоровьем студенческой молодежи. Однако эти последствия можно нивелировать при правильной организации систематических занятий физической культурой и спортом. Именно физическая культура влияет на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни и определяет готовность будущих выпускников к профессиональной деятельности. Ориентироваться необходимо на применение таких средств физической культуры, которые можно выполнять самостоятельно либо в домашних условиях, либо на улице. Для реализации данного подхода требуется качественное материально-техническое обеспечение и соответствующая планомерная работа профессорско-преподавательского коллектива вуза, обладающего необходимыми компетенциями.

Ключевые слова: физическая культура, здоровье, студенты, дистанционное обучение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p377-381

PHYSICAL CULTURE IN THE MODERN EDUCATIONAL SPACE OF THE

UNIVERSITY

Svetlana Leonidovna Usoltseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural state University of Railway Transport, Yekaterinburg

Abstract

The transition of universities to distance learning in connection with the spread of coronavirus infection has both positive and negative aspects. One of the negative aspects is the drop in the level of health of students. The discipline "Physical Culture and Sports" has also changed its format. In this regard, the

importance of developing and implementing new approaches, tools, and conditions for the organization of discipline teaching has increased. The study showed that, in general, distance learning entails health problems for student youth. However, these consequences can be leveled with the correct organization of systematic physical culture and sports. It is physical culture that influences the formation of the values of health and a healthy lifestyle and determines the readiness of future graduates for professional activities. It is necessary to focus on the use of such means of physical education that can be performed independently either at home or on the street. To implement this approach, high-quality material and technical support and the corresponding systematic work of the teaching staff of the university with the necessary competencies are required.

Keywords: physical culture, health, students, distance learning.

В соответствии с существующими запросами государства и общества, современное образовательное пространство любого вуза страны ориентировано на подготовку высококвалифицированных кадров, которые должны не только владеть соответствующими профессиональными компетенциями, но и быть просто здоровыми. Тем не менее, приходится констатировать: во-первых, получение новых знаний всегда сопряжено с повышением эмоциональной нагрузки; во-вторых, увеличенное время работы за компьютером вследствие перехода на дистанционное обучение из-за угрозы распространения короновируса, привели к падению физической активности молодежи, а соответственно и к резкому снижению уровня здоровья [3].

Целью нашего исследования является определение возможностей физической культуры по нивелированию негативного влияния дистанционного обучения в современном образовательном пространстве вуза.

Анализ существующей научной литературы по заявленной проблеме показал, что:

1. Повышенная эмоциональная нагрузка - «стресс», связана в первую очередь, с тревогой за здоровье своих близких в период пандемии. Студенты также переживают за переносы сроков сессий и каникул. Во время обучения большинство студентов подрабатывали, но из-за карантина они потеряли работу, что негативно отразилось на их экономическом и психическом состоянии. Доходы в семье практически у половины респондентов в этот период также снизились, из-за чего студенты, которые обучаются на платной основе испытывают тревогу за свое дальнейшее обучение.[2].

2. Из-за длительной работы за компьютером могут возникнуть проблемы со здоровьем: опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, сколиоз, онемение конечностей и т.п.); со зрением (синдром сухости глаз, прогрессирующий астигматизм, компьютерный зрительный синдром и т.д.); электромагнитные излучения вызывают ухудшение работы сердечно-сосудистой, нервной, иммунной, эндокринной, половой систем, желудочно-кишечного тракта [4].

3. Снижение физической активности во время обучения в вузе ученые считают основной причиной ухудшения здоровья студентов [1].

Для того, чтобы определить, сколько часов студенты тратят на дистанционное обучение и выполнение домашних заданий, сидят в соц. сетях, играют в компьютерные игры, а сколько в сутки они физической активны (включая прогулки, фитнесс, йога, занятия спортивными играми, тренировки по видам спорта и т.п.), нами был проведен социологический опрос студентов Уральского государственного университета путей сообщения.

Анализ полученных данных показал (рисунок), что основное количество времени суток студенты посвящают общению в соц. сетях, компьютерным играм, просмотру телевизора. На это у них уходит больше трети суточного времени (37 %).

Еще почти треть суток (34,6 %) они тратят на сон, еду, гигиенические процедуры и прочее. На учебные занятия и выполнение домашнего задания у обучающихся уходит 25 % от общего времени суток. И только 3,4 % времени в среднем уделяется физической активности. Максимум времени, который студенты выделяют для прогулок, тренировок по видам спорта и т.п., в пересчете за неделю составил 12 час./нед., минимум - 2 час/нед., в среднем затраты времени на физическую активность в неделю составили 6 часов 10 ми-

нут. Таким образом, выявлено, что больше половины суток студенты проводят, сидя у компьютера.

^-25,0%

Рисунок - Затраты времени на обучение, развлечения и физическую активность во время дистанционного обучения в вузе

Дальнейшие исследования показали, что 92 % студентов испытывают недомогания, сонливость, появилось лень, апатия, почти у половины из них (47 %) периодически возникают головные боли. Про ухудшение зрения сказали 41,2 %, при этом профилактической гимнастикой занимаются (по их словам) только 27 % опрошенных. У большинства респондентов появились боли в спине и суставах, практически половину опрошенных (44 %) беспокоят постоянно. Из-за нарушения режима труда и отдыха, сна у многих респондентов появились проблемы с артериальным давлением, повысилась нервозность.

Учитывая, что обучение сегодня привело к увеличению времени, которое студенты просиживают за компьютером, привело к недостатку физической активности, снижению работоспособности и, как следствие, ухудшению здоровья, возникла острая необходимость в пересмотре существующих программ и информационно-технологического обеспечения дисциплины «Физическая культура и спорт». Именно во время дистанционного обучения возрастает роль средств физической культуры, используемых студентами в целях профилактики заболеваний и поддержания на должном уровне своих физических кондиций. Для этого нами были разработаны и внедрены методические рекомендации, направленные на профилактику всевозможных заболеваний, связанных с обучением студентов в дистанционном формате:

1. Для правильной организации непосредственно процесса обучения студентов в таком формате мы посчитали возможным воспользоваться специальными рекомендациями «Союза охраны психического здоровья», который руководствуясь рекомендациями Всемирной организации здравоохранения, разработал их для детей и родителей:

- необходимо составить четкий режим сна, который помимо снятия усталости помогает в усвоении учебного материала. Именно во время сна происходит переход полученной информации и оперативной в долговременную память;

- правильная организация места работы. Монитор компьютера должен находиться прямо по центру, расстояние до него - 60-70 см. Свет должен падать слева;

- режим питания: 4-5 раз в день, понемногу, пища должна сбалансирована;

- обязательно в режим дня включить прогулки на свежем воздухе;

- использовать чередование нагрузки (~ 1,5 часа работы за компьютером / физические упражнения);

- для улучшения мозговой деятельности рекомендуется применять цветотерапию (считают, что фиолетовый и желтый цвет оказывает стимулирующее воздействие на интеллект человека);

- для снятия нервного напряжения и стресса использовать аромотерапию (эфирные масла можжевеловое, тимьянное, лавандовое).

Среднее кол-во часов на просмотр телевизора, соц.сети и комп.игры

37,0%

Среднее кол-во часов на дистанционное обучение и домашнее задание

Среднее кол-во часов на занятия физическими упражнениями, активный отдых, прогулки с животными

Сон, приемы пищи и т.п.

2. Для повышения физической активности студентов во время пандемии при реализации дисциплины нужно соблюсти несколько психолого-педагогических условий, которые в дальнейшем определяют правила организации дистанционных занятий:

- в соответствии с расписанием разработать четкое время встреч для занятий, консультаций, сроков и обработки заданий;

- учебный материал должен быть четко структурирован, по принципу «от простого к сложному» и иметь преемственность;

- к каждому заданию должны быть разработаны инструкции;

- шкала оценивания понятна для студентов и размещена в общем доступе;

- количество заданий не должно быть большим;

- задания необходимо проверять своевременно.

Соблюдение данных правил поможет преподавателю поддерживать уровень мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. При проработке мотивов у студентов необходимо учитывать именно те, которые присущи данной возрастной группе. К ним относятся: коррекция фигуры, достижение успеха в избранном виде спорта и прочие.

Таким образом, исследование показало, что в целом обучение в дистанционной форме влечет за собой проблемы со здоровьем студенческой молодежи. Однако эти последствия можно нивелировать при правильной организации систематических занятий физической культурой и спортом. Именно физическая культура влияет на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни и определяет готовность будущих выпускников к профессиональной деятельности. Ориентироваться необходимо на применение таких средств физической культуры, которые можно выполнять самостоятельно либо в домашних условиях, либо на улице.

Для реализации данного подхода требуется качественное материально-техническое обеспечение и соответствующая планомерная работа профессорско-преподавательского коллектива вуза, обладающего необходимыми компетенциями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горелов А. А. Двигательная активность и здоровье студенческой молодежи России / А. А. Горелов, А.В. Лотоненко, О.Г. Румба // Культура физическая и здоровье. - 2010. - № 2. - С. 4-8.

2. Кольцова И.В. Влияние пандемии на возникновение тревожности у студентов педагогического вуза / И.В. Кольцова, В.В. Долганина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 4. - С. 49-50.

3. Татьяненко А. А. Здоровье студентов в период дистанционного обучения / А. А, Татья-ненко, С.А. Татьяненко // Международный журнал экспериментального образования. - 2021. - №2. - С. 26-30. - URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12021 (дата обращения: 11.11.2021).

4. Шуляк А.С. Влияние продолжительной работы за компьютером на здоровье человека / А.С. Шуляк // Молодежь и медицинская наука в ХХ1 веке: сборник трудов XV-ой научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых / Под. ред. И.В. Шешунова, Н.К. Мазиной, Ю.В. Кислицина. . Киров : Кировская государственная медицинская академия, 2014. - С. 456-457.

REFERENCES

1. Gorelov, A.A., Lotonenko, A.V., Rumba, O.G. (2010), "Motor activity and health of student youth of Russia", Physical culture and health, No. 2, pp. 4-8.

2. Koltsova, I.V., and Dolganina, V.V. (2020), "The impact of the pandemic on the occurrence of anxiety in students of a pedagogical university", The world of science. Pedagogy and psychology, № 4, pp. 49-50.

3. Tatyanchenko, A.A. and Tatyanenko, S.A. (2021), "Health of students during distance learning", International Journal of Experimental Education, No. 2, pp. 26-30, available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12021 (accessed of: November 2021).

4. Shulyak, A.S. (2014), "The influence of prolonged work at a computer on human health", Youth and medical science in the XXI century: proceedings of the XVth scientific and practical conference

of students and young scientists with international studies, Kirov State Medical Academy, Kirov, pp. 456457.

Контактная информация: atevss.75@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.11.2021

УДК 378.172

О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СТРЕССОВЫМ СОСТОЯНИЯМ

Андрей Иванович Ушенин, кандидат педагогических наук, доцент, Агадаш Мухьеддин Оруджев, доцент, Василий Александрович Арсеньев, доцент, Санкт-Петербургский Университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

Аннотация

Статья посвящена исследованию подверженности курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России стрессу в период прохождения обучения и содействию физических нагрузок как превентивной меры возникновения психосоматических заболеваний, так как стресс является неотъемлемой частью учебного процесса. В работе использовался метод опроса курсантов и слушателей путем анкетирования, в качестве результатов были получены ответы на поставленные вопросы, которые были обработаны и структурированы в таблицы и диаграммы. В качестве выводов предложено увеличить число занятий по физической подготовке для улучшения различных показателей здоровья курсантов и слушателей.

Ключевые слова: стресс, психосоматические заболевания, физическая подготовка, здоровье.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p381-385

ON THE NEED TO INTRODUCE ADDITIONAL PHYSICAL ACTIVITY INTO THE EDUCATIONAL PROCESS AS A MEASURE TO COUNTERACT STRESS

CONDITIONS

Andrey Ivanovich Ushenin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Agadash Muhyeddin Orujev, the senior lecturer, Vasily Aleksandrovich Arsenyev, the senior lecturer, St. Petersburg University of the Ministry of the interior of the Russian Federation

Abstract

The article is devoted to the study of the susceptibility of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to stress during training and the promotion of physical activity as a preventive measure for the occurrence of psychosomatic diseases, since stress is an integral part of the educational process. The method of interviewing cadets and trainees by means of a questionnaire was used in the work, as the results, answers to the questions were received, which were processed and structured into tables and diagrams. As a conclusion, it is proposed to increase the number of physical training classes to improve various health indicators of cadets and trainees. Keywords: stress, psychosomatic diseases, physical fitness, health.

ВВЕДЕНИЕ

Влияние стресса на организм человека исследуется с 1938 года и на современном этапе развития биологических и психологических наук выделяется несколько форм и видов стрессовых состояний такие, как эустресс и дистресс [1]. Первый может быть вызван положительными либо негативными эмоциями и характеризуется мобилизацией всех ресурсов организма и повышенной активностью человека для решения возникших проблем. Второй же носит разрушительный характер и может привести к тяжелым заболеваниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.