�алификации.
Основным направлением исследований по вопросам организации физической культуры для лиц среднего возраста в системе поствузовского и дополнительного образования посвящены различным аспектам подготовки специалистов с физкультурным образованием. Практически не освещены особенности и само наличие такой работы в системе повышения квалификации работников с нефизкультурным профилем основного образования, и частности специалистов по управлению организацией и персоналом.
Таким образом, сложилось противоречие между необходимостью увеличения доли граждан трудоспособного возраста, систематически занимающихся физическими упражнениями и наличием необходимых условий для занятий физической культурой и спортом, массовым (в т. ч. адаптивным) спортом.
Целью исследования является вовлечение населения среднего и старшего возрастов в активные занятия физической культурой и спортом посредством системы поствузовского и дополнительного профессионального (нефизкультурного) образования.
Для достижения поставленной цели сформированы задачи:
1. Обзор нормативно-правовой документации, научной и методической литературы регламентирующей развитие системы физического воспитания в структуре поствузовского образования на современном этапе;
2. Анализ вовлеченности слушателей курсов профессиональной переподготовки «Управление организацией» ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» в занятия физической культурой и спортом (в том числе адаптивным) и определение наиболее востребованных физкультурно-оздоровительных направлений для данной возрастной группы, посредством анкетирования;
3. Разработать и проверить эффективность внедрения занятий физкультурно-спортивной направленности «Фитнес-ТАУ» в содержание курсов профессиональной переподготовки по дополнительной образовательной программе «Управление организацией»;
4. Разработать практические рекомендации для образовательных учреждений системы послевузовского и дополнительного профессионального (нефизкультурного) образования по вовлечение населения среднего и старшего возрастов в активную физкультурно-оздоровительную деятельность.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» (далее Академия) в период с октября 2018г. по май 2021г. поэтапно, в соответствие с поставленными задачами.
На первом этапе (октябрь 2018 - февраль 2019г.) проводился обзор нормативно-правовой, научно - методической литературы по проблеме исследования. На основе анализа материалов определены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, а также разработаны анкеты для слушателей курсов профессиональной переподготовки по программе «Управление организацией».
На втором этапе (март 2019г. - декабрь 2020 г.) проводился педагогический эксперимент (констатирующий - набор 2019-2020 уч. год и формирующий - набор 2020-2021 уч. год), основной его целью которого было исследование вовлеченности слушателей курсов ПК в занятия физической культурой и спортом (в том числе адаптивным), определение наиболее востребованных физкультурно-оздоровительных направлений для данной возрастной группы и проверка эффективности разработанной программы «Фитнес -ТАУ». Эксперимент осуществлялся профессорско-преподавательским составом кафедры «Физическая культура» Академии, в котором приняли участие 94 (п = 94) слушателей в
возрасте от 35 до 50 лет.
Третий этап (январь 2021 - май 2021 г.) связан с обработкой полученных данных, составлении выводов и формулировании практических рекомендаций.
В рамках решения первой задачи, обзор материалов по проблеме исследования показал, что нормативно - правовое регулирование физкультурно-спортивной работы с гражданами трудоспособного (среднего) возраста предусмотрено федеральными законами «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отраслевыми нормативными правовыми актами Минтруда России, Минздрава России, генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
На основании официальной статистики за 2020 год, предоставляемой организациями в органы исполнительной власти (формы № 1-ФК, № 3-АФК, № 5-ФК) по мониторингу и контролю развития физической культуры и спорта, лица трудоспособного возраста выбирают для поддержания физической формы организованные занятия в фитнес-клубах, в общественных физкультурно-спортивных и оздоровительных клубах, в спортивных секциях при образовательных и производственных организациях и учреждениях.
Кроме того, согласно результатов анкетирования слушателей курсов профессиональной переподготовки (п = 94) по программе «Управление организацией» ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» в условиях особого режима самоизоляции, применяемого в период пандемии 2020 г., часть граждан сегодня выбирают неорганизованные самостоятельные занятия физическими упражнениями, резко вырос интерес к он-лайн занятиям физической культурой и спортом, в том числе к фитнес-услугам с использованием дистанционных технологий.
На вопрос о наиболее востребованных физкультурно-оздоровительных направлениях для данной возрастной группы ответы респондентов разделились в соответствие с гендерными различиями (предпочтениями). Как видно из рисунка 1 и рисунка 2, наибольшее число респондентов среди мужчин отдают предпочтение силовым видам спорта (атлетическая гимнастика, кроссфит и т.д.). Среди женщин примерное одинаковое количество опрошенных отдали предпочтения фитнесу и танцевальным направлениям -28% и силовым видам - 23%.
Примечание: 1 - Футбол, 2 - Волейбол, 3 - Баскетбол, 4 - Плавание, 5 - Оздоровительный бег, 6 - Фитнес (аэробика, шейпинг, степ, аквафитнес), 7 - Единоборства, 8 - Хоккей, 9 - Лыжный спорт, 10 - Велосипедный спорт, 11 - Танцевальные направления, 12 - Атлетическая гимнастика
Рисунок 1 - Распределение предпочтений по видам Рисунок 2 - Распределение предпочтений по видам двигательной активности у женщин двигательной активности у мужчин
Анализ вовлеченности в активные занятия физической культурой и участия в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и соревнованиях показал что, подавляющее большинство, кто активно занимается физической культурой и спортом, принимает уча-
стие, как в спортивно - массовых, так и локальных соревнованиях - мужчины в возрасте 35-40 лет.
Общая же тенденция по регулярности занятий, что у мужчин, что у женщин - нерегулярные занятия спортом, вне зависимости от возрастной категории.
35
30
25
20
15
10
5
0
-
30
25
■ I 20
■ II 15
■ III
10
■ IV
5
0
■ III
IIV
35-40
41-45
46-50
35-40 41-45 46-50
Примечание: I - активно занимаюсь физической культурой и спортом и регулярно участвую в официальных спортивных мероприятиях / соревнованиях, II - регулярно занимаюсь физической культурой, но не участвую в спортивных мероприятиях / соревнованиях, III - нерегулярно занимаюсь физической культурой и спортом, IV -не занимаюсь физической культурой и спортом
Рисунок 3 - Анализ вовлеченности в занятия Рисунок 4 - Анализ вовлеченности в занятия
физической культурой и спортом у мужчин физической культурой и спортом у женщин
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, новые федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, Указы Президента Российской Федерации, в том числе Указ Президента РФ от 24 марта 2014г. № «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», и многие другие документы очерчивают достаточно четко круг полномочий и функций образовательных организаций, в том числе и в сфере высшего и поствузовского образования, по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, обеспечению их оптимальной двигательной активности.
В соответствие с задачами исследования и вышеупомянутыми нормативными актами, в содержание дополнительной профессиональной программы «Управление организацией» курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки Академии, профессорско-преподавательским составом кафедры «Физическая культура» внедрена программа физкультурно-спортивной направленности «Фитнес-ТАУ», разработанная с учетом профессиональных стандартов, квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.
Слушатели курсов «Управление организацией» в Академии оттачивают умение принимать управленческие решения на основе разбора конкретных ситуаций (case-study). Индивидуально и в командах слушатели разрабатывают проекты, нацеленные как на решение отдельных проблемных вопросов, так и на реорганизацию и совершенствование системы управления на промышленных предприятиях и в бизнес-организациях. Задача учебного процесса - передать слушателем опыт и знания, которые можно немедленно использовать на практике. Отличительная черта «Фитнес-ТАУ» состоит в том, что занятия проводятся большей частью индивидуально или в малых группах (сформированных по интересам) и требуют от слушателей определенного объема методико-практических знаний и организационных умений.
Слушатели курсов условно были разделены на три группы. К первой группе отнесли тех, кто в детстве и молодости активно занимался физической культурой и спортом
и сейчас, несмотря на возраст, продолжает увлекаться любимым видом спорта. Ко второй группе относятся практически здоровые граждане среднего возраста, практически не занимающиеся физической культурой и спортом, по крайней мере, в последние годы. Они нуждаются в квалифицированном совете и помощи, без чего их самостоятельные занятия могут принести больше вреда, чем пользы. Третью группу составляют лица, страдающие наиболее часто встречающимися в этом возрасте заболеваниями: ишемической и гипертонической болезнью, хроническим бронхитом, артритами и др. Представители этой группы нуждаются в строго дозированных занятиях физической культурой под постоянным наблюдением специалистов.
В рамках организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями, дополнительными (к типовым) задачами для слушателей - «управленцев» - определены:
1. Индивидуализация физического воспитания (в плане самоопределения - разработка собственной программы дальнейшего физического совершенствования; в плане самоорганизации - разработка и реализация индивидуальных планов и тренингов);
2. Координация выполнения индивидуально разработанных режимов психофизических тренировок.
Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ «Управление проектами» и «Управление организацией» предусматривает очную и дистанционную формы обучения. В течение учебного года предусмотрено шесть очных проектно-аналитических сессий (далее ПАС), включающих обязательные занятия по программе «Фитнес-ТАУ».
На первом фитнес ПАСе проводится организационно-методическое занятие, включающее постановку задач на учебный год, анкетирование, диагностику уровня физической и функциональной подготовленности и распределение слушателей по группам. Далее слушатели каждой подгруппы получают технико-тактические и методико-практические задания на каждый последующий фитнес ПАС.
Примерный перечень технико-тактических заданий:
1. Продемонстрировать технику одного из предложенных базовых видов физкуль-турно-спортивной деятельности и ВФСК «ГТО»;
2. Продемонстрировать технику выполнения упражнений избранного вида физ-культурно-спортивной деятельности;
3. Продемонстрировать тактические приемы (с партнером или в составе команды) базовых или избранных видов физкультурно-спортивной деятельности
4. Составить и продемонстрировать комплекс простейших самостоятельных занятий базовыми или избранными видами физкультурно-спортивной деятельности и ВФСК «ГТО»;
5. Продемонстрировать навыки судейства при проведении занятий с игровой или соревновательной направленности по базовым или избранным видам физкультурно-спортивной деятельности и ВФСК «ГТО».
Примерный перечень технико-тактических заданий:
1. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма. Проанализировать полученные результаты функциональных проб.
2. Самооценка телосложения, физического развития и физической подготовленности. Проанализировать полученные результаты антропометрических измерений.
3. Продемонстрировать методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.
4. Составить и провести с группой комплекс простейших занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности.
5. Составить и провести с группой комплекс индивидуальных программ физического самовоспитания и занятия с оздоровительной, рекреационной и восстановительной
направленностью (медленный бег, плавание, прогулка на лыжах).
В дистанционном формате, для подготовки к сдаче контрольных нормативов и выполнению задач фитнес ПАСов слушатели курсов самостоятельно выбирают вид физкультурно-оздоровительной деятельности и/или выполняют комплекс физических упражнений, разработанный ППС кафедры «Физическая культура» Академии.
В таблице 1 представлены результаты физической подготовленности слушателей курсов на различных этапах эксперимента, распределенные по возрастным категориям и гендерной принадлежности в соответствие с всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне».
Таблица 1 - Результаты физической подготовленности на этапе констатирующего и формирующего экспериментов у мужчин_
Констатирующий эксперимент | Формирующий эксперимент
Возраст (лет)
35-40 41-45 46-50 35-40 41-45 46-50
Прыжки через скакалку (30 сек.) 39,16±10,2 35,83±5,67 32,33±4,8 47,52±7,5 42,66±5,35
Поднимание туловища из положения лежа (60 сек) 33,90±2,17 32,81±1,6 32,5±2,13 38,70±1,68 36,70±1,94 33,85±1,75
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 21,42±1,0 19,4 ±1,43 17,15±1,04 27,70±1,21 23,20±1,1 22,75±1,23
Наклон из положения сидя 2,85±2,4 -0,16±2,92 -1,34±3,26 5,16±2,92 4,5±2,88 0,166±1,94
Таблица 2 - Результаты физической подготовленности на этапе констатирующего и формирующего экспериментов у женщин_
Констатирующий эксперимент | Формирующий эксперимент
Возраст (лет)
35-40 41-45 46-50 35-40 41-45 46-50
Прыжки через скакалку (30 сек.) 48,08±12,5 42,10±9,6 38,16±10,7 54,18±13,6 45,14±11,4 40,05±13,2
Поднимание туловища из положения лежа (60 сек) 33,90±2,17 32,81±1,6 32,5±2,13 38,70±1,68 36,70±1,94 33,85±1,75
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 7,42±1,0 6,2 ±1,23 3,1±1,04 12,72±2,23 9,27±1,45 5,75±1,98
Наклон из положения сидя 9,46±2,4 6,15±1,92 4,32±1,23 12,36±2,07 8,15±2,24 5,63±1,76
В связи с вышеизложенным, с целью вовлечения населения среднего и старшего возрастов в активную физкультурно-оздоровительную деятельность в образовательных учреждениях системы поствузовского и дополнительного профессионального (нефизкультурного) образования, предлагается:
1. Включить в учебный процесс курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки фитнес-паузы, проведение различных мастер-классов, с применением традиционных и нетрадиционных средств для процесса физического воспитания (аква-аэробика, степ-аэробика, йога, кроссфит и др.);
2. Оптимально использовать потенциал новых направлений и видов спорта для повышения престижа занятия физическими упражнениями, для расширения спектра возможностей и интересов обучающихся в организации самостоятельной двигательной активности и успешной социализации;
3. Широко использовать контрольно-измерительные материалы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» при мониторинге функциональной и физической подготовленности слушателей.
Проведение подобных «учебных» мероприятий в очном и дистанционном форматах, в комплексе с самостоятельными занятиями, организованными на основе свободного выбора физкультурно-спортивной специализации, во многом могут повлиять на повышение уровня вовлеченности населения среднего и старшего возрастов в систематические занятия физической культурой и спортом; формирование умений, потребностей и мотивов направленного использования физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья, а также участия в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сурнин Д.И. Мониторинг деятельности учреждений дополнительного профессионального образования городского округа Тольятти в сфере физической культуры и спорта / Д.И. Сурнин, Н.А. Усачев // Вестник спортивной науки. - 2018. - № 3. - С. 56-58.
2. Усачев Н.А. Инновационная система физического воспитания студентов тольяттинской академии управления / Н.А. Усачев, Д.И. Сурнин, В.А. Сапоженков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 339-342.
REFERENCES
1. Surnin, D.I. and Usachev ,N.A (2018), "Monitoring of the activities of institutions of additional professional education of the Togliatti city District in the field of physical culture and sports", Bulletin of sport scirnce, No. 3, pp. 56-58.
2. Usachev, N.A,, Surnin, D.I. and Sapozhenkov, V.A. (2019), "Innovative system of physical education of students of the Togliatti Academy of Management", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 339-342.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.12.2021
УДК 796.01
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Светлана Леонидовна Усольцева, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург
Аннотация
Переход вузов на дистанционную форму обучения в связи с распространением коронави-русной инфекции, имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Одним из отрицательных моментов является падение уровня здоровья студентов. Дисциплина «Физическая культура и спорт» также изменила свой формат. В связи с этим, возросло значение разработки и внедрения в практику «дистанта» новых подходов, технологий, средств, условий организации преподавания дисциплины. Исследование показало, что в целом обучение в дистанционной форме влечет за собой проблемы со здоровьем студенческой молодежи. Однако эти последствия можно нивелировать при правильной организации систематических занятий физической культурой и спортом. Именно физическая культура влияет на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни и определяет готовность будущих выпускников к профессиональной деятельности. Ориентироваться необходимо на применение таких средств физической культуры, которые можно выполнять самостоятельно либо в домашних условиях, либо на улице. Для реализации данного подхода требуется качественное материально-техническое обеспечение и соответствующая планомерная работа профессорско-преподавательского коллектива вуза, обладающего необходимыми компетенциями.
Ключевые слова: физическая культура, здоровье, студенты, дистанционное обучение.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p377-381
PHYSICAL CULTURE IN THE MODERN EDUCATIONAL SPACE OF THE
UNIVERSITY
Svetlana Leonidovna Usoltseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural state University of Railway Transport, Yekaterinburg
Abstract
The transition of universities to distance learning in connection with the spread of coronavirus infection has both positive and negative aspects. One of the negative aspects is the drop in the level of health of students. The discipline "Physical Culture and Sports" has also changed its format. In this regard, the