Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ 2020 ГОДА'

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ 2020 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1041
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ПРОБЛЕМА / PHYSICAL ACTIVITY / DISTANCE LEARNING / STUDENTS / HEALTH / PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криворотов С.К.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения влияния дистанционного обучения на физическую активность студентов. Целью статьи было проверить как влияет дистанционное обучение на студентов, и какие изменения произошли в их режиме дня студентов. Автором предлагается исследование со студентами очной формы обучения 1 - 3 курсов. Раскрыта сущность дистанционного обучения, заключающаяся в работе студентов в новых для них условиях. Предложены результаты исследования на примере эссе студентов. Проведен анализ их работ. Доказано, что дистанционное обучение негативно влияет на физическую активность студентов Филиала ОмГПУ в г. Таре. Статья предназначена для участников образовательного процесса высшего и среднего профессионального образования, руководителей образовательных организаций и исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Криворотов С.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF DISTANCE LEARNING ON STUDENT PHYSICAL ACTIVITY DURING THE 2020 PANDEMIC

The relevance of the article is due to the need to study the impact of distance learning on the studentsphysical activity. The purpose of the article was to check how distance learning affects students and what changes have occurred in their, (student) day schedule. The author proposes a study with full-time students of 1-3 courses. The essence of distance learning is revealed, which consists in the students’ work in new conditions for them. The research results on the example of students' essays are offered. An analysis of their work is carried out. It has been proven that distance learning has a negative effect on the physical activity of students of the OmSPU Branch in Tara. The article is intended for participants in the educational process of higher and secondary vocational education, heads of educational organizations and researchers.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ 2020 ГОДА»

УДК 378.172

Влияние дистанционного обучения на физическую активность студентов в период пандемии 2020 года

Impact of distance learning on student physical activity during the 2020 pandemic

Криворотов С.К., Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, krivorotov_sk@omgpu.ru

Krivorotov S., Branch of Omsk State Pedagogical University in the city of Tare, krivorotov_sk@omgpu. ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.024

Ключевые слова: физическая активность, дистанционное обучение, студенты, здоровье, проблема.

Keywords: physical activity, distance learning, students, health, problem.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения влияния дистанционного обучения на физическую активность студентов. Целью статьи было проверить как влияет дистанционное обучение на студентов, и какие изменения произошли в их режиме дня студентов. Автором предлагается исследование со студентами очной формы обучения 1-3 курсов. Раскрыта сущность дистанционного обучения, заключающаяся в работе студентов в новых для них условиях. Предложены результаты исследования на примере эссе студентов. Проведен анализ их работ. Доказано, что дистанционное обучение негативно влияет на физическую активность студентов Филиала ОмГПУ в г. Таре. Статья предназначена для участников образовательного процесса высшего и среднего профессионального образования, руководителей образовательных организаций и исследователей.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to study the impact of distance learning on the students' physical activity. The purpose of the article was to check how distance learning affects students and what changes have occurred in their, (student) day schedule. The author proposes a study with full-time students of 1-3 courses. The essence of distance learning is revealed, which consists in the students' work in new conditions for them. The research results on the example of students' essays are offered. An analysis of their work is carried out. It has been proven that distance learning has a negative effect on the physical activity of students of the OmSPU Branch in Tara. The article is intended for participants in the educational process of higher and secondary vocational education, heads of educational organizations and researchers.

Введение. В настоящее время овладение наукой требует от студентов высоких психических, физических и психоэмоциональных затрат. Академическая деятельность за последние годы настолько изменилась, что адаптивные и компенсаторные механизмы организма не всегда справляются со всеми нагрузками в университете. Постоянная интенсификация учебного процесса и его иррациональная организация, недооценка роли соответствующей физической активности, неадекватные методики обучения по возрасту и адаптивности учащихся - все это приводит к истощению и нарушению адаптации, появлению заболеваний. Поэтому задачи высшего образования состоят не только в формировании компетентного специалиста, но и в воспитании

полноценного, здорового человека с отношением к здоровому образу жизни, эстетическим идеалам и этическим нормам жизни [6].

Физическая активность всегда была наиболее важным звеном в адаптации живых организмов к окружающей среде, и в процессе эволюции она формировалась как биологическая потребность человека наряду с потребностями в пище, воде, самосохранении и репродукции [4-6].

Низкий уровень физической активности, гиподинамия (недостаточная подвижность) негативно влияют на функционирование адаптационных механизмов организма по отношению к физическим и психическим нагрузкам, изменениям внешних условий жизни и их последствиям. Гиподинамия оказывает

особенно неблагоприятное воздействие на рост молодых организмов, а также функционирование зрелых.

Большое количество студентов имеют недостаточную физическую активность. В то же время некоторым студентам нравится спорт, уровень которого требует от них выполнять относительно большие объемы и интенсивность физической активности. Поэтому возникает задача определения оптимального, а также минимального и максимального возможных режимов физической активности. Минимальные пределы должны характеризовать

профилактический режим движения,

необходимый для того, чтобы студент поддерживал благоприятную динамику психического состояния в течение всего периода обучения в университете. Оптимальные пределы должны определять уровень физической активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, а также высокий уровень образовательной,

работнической и социальной активности. Такой режим оздоровляет и развивает [8]. Максимальные пределы должны предупреждать о слишком высоком уровне физической активности, который может привести к истощению, перетренированности, резкому падению уровня успеваемости в группах, то есть к режиму, индивидуально адаптированному к максимальным способностям обучающихся [7].

Многие студенты полностью пытаются оградить себя от физических нагрузок во время работы по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту», думая, что чем меньше физической нагрузки они выполняют, тем меньше получают травм для собственного организма, вследствие чего становятся здоровее. Они различными путями пытаются добыть освобождение от занятий физической культуры и спорта. Самое печальное, что при этом они находят поддержку у родителей и, что самое ужасное, у врачей. Однако постоянный нервно-психический стресс и хроническая умственная усталость без физических нагрузок вызывают серьезные функциональные нарушения в организме, снижение его работоспособности и начало преждевременной старости. Если студент намеренно и систематически не занимается физическим воспитанием самостоятельно, это означает, что любые негативные последствия отсутствия физической активности на растущем и развивающемся организме, безусловно, отрицательно повлияют на его физическое, умственное, сексуальное созревание и здоровье в целом. Этого можно избежать только путем

включения оптимальной физической активности в свой режим дня. Оптимальный режим двигательной активности - это ведущий врожденный фактор как физического, так и психического развития человека и, следовательно, его здоровья [3].

Методология исследования. Современная эпидемиологическая ситуация в мире и в нашей стране внесла определенные изменения в систему образования - учебные заведения вынуждены перейти на дистанционное обучение. Как в этой ситуации осваивать программы различных дисциплин и по предмету физическая культура в частности? Современное образование предусматривает дистанционные формы обучения [1;2; 10], но необходимо учитывать специфику предметов, а физическая культура требует определенного подхода, в отличие от других учебных предметов, здесь невозможно ограничиться заочным выполнением тестовых заданий. В условиях карантина и домашней самоизоляции, в условиях вынужденного ограничения физической активности

двигательная активность является наиболее актуальной [9].

Практически половину семестра 2019-2020 учебного года студенты образовательных учреждений страны должны были обучаться дистанционно. Поэтому каждому преподавателю необходимо было пересмотреть рабочие программы дисциплин. Особенно тяжело, по моему мнению, пришлось педагогам физической культуры и спорта. Им было необходимо в очень короткие сроки перейти с практической работы в спортивных залах на веб-камеры и микрофоны. Одной из главных и массовых практических дисциплин в нашем ВУЗе является дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту», рабочая программа которой была кардинально изменена. Таким образом, это позволило мне провести эксперимент. Целью моего эксперимента было сравнить физическую активность студентов в период очного обучения и дистанционного. После завершения данного семестра я мог отследить изменения в образе жизни студентов. Для отслеживания изменений мной был использован метод анализа. В рамках программы дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» студентам 1 - 3 курсов необходимо было написать эссе на тему «Дистанционная физическая культура». В данной работе их задачей было дать ответы на ряд вопросов: каким был режим вашего дня в период дистанционного обучения, занимались ли физическими упражнениями самостоятельно, насколько активно участвовали в практической

работе по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» и т.д.

Результаты исследования. Прошел семестр дистанционного обучения, которое было нелегким как для студентов так и для преподавателей. Внезапное погружение в дистант выявило плюсы и минусы этой системы. Хотелось бы поделиться своими наблюдениями.

Минусы:

1. Сложность организации групповой работы, которая необходима для деятельностного образования.

2. Методы, используемые в дисциплинах связанных с физической культурой, где требуется выполнение практической работы непосредственно студентом (техника спортивных игр, циклических видов спорта и т.д.), оказываются неэффективными при дистанционном обучении.

3. Из дистанционного обучения по физической культуре практически вылетают студенты с ОВЗ, особенно гиперактивные.

4. Нет гарантии самостоятельного выполнения/решения учебных заданий и задач.

5. Студенты и преподаватели очень много времени проводят за компьютерами, тем самым ухудшают собственное здоровье.

6. Так как при дистанционном обучении добавилось больше заданий для отчетности, то у всех участников образовательного процесса стало меньше свободного времени.

Увы, но плюсов в дистанционном обучении выявилось меньше.

Плюсы:

1. Студенты учатся самообразовываться, что важно в современном мире.

2. Преподаватели имеют возможность выбирать из огромного количества интернет-ресурсов наиболее удобные и комфортные для них.

3. Скромные студенты стали более активно проявлять себя в онлайн-занятиях.

Проблемы дистанционного обучения предложенные мной, практически полностью совпали с проблемами студентов, о которых они рассказали в своих эссе. Что же происходит у студентов с физической активностью? Вашему вниманию представлю фрагменты работ студентов, в которых описаны их режим дня и проблемы с которыми они столкнулись. Студентка 1 курса профиля «Русский Язык и Литература» Анна Б. пишет «Мой режим дня на дистанционном обучении не очень активен, т.к. большую часть времени я провожу за компьютером. В 7:00 я просыпаюсь, умываюсь, иду готовить завтрак. Примерно в 8:00 я выхожу

во двор, чтобы немного прогуляться и чувствовать себя чуточку бодрее. С 8:30 начинаются занятия в дистанционном режиме и продолжаются до 15:10. В перерыве между парами за 20 минут я успеваю покушать и продолжить обучение. После пар я немного отдыхаю, делаю работу по дому и начинаю выполнять задания к семинарам, на это уходит большое количество времени. 23:00 я стараюсь лечь спать, но это не всегда удается. Ведь очень много заданий, составление читательских дневников и т.д. отнимают очень много времени и сил и порой вместо того, чтобы лечь спать, я пишу или читаю. В связи с тем, что приходится очень много времени проводить за компьютером и мой образ жизни малоподвижный, вечером я выполняю некоторые упражнения». Анализируя данное эссе, мы видим, что у студентки стало меньше свободного времени. Вследствие этого, в её жизни стало меньше двигательной активности, и нарушен режим дня. Если мы прочитаем фрагмент эссе Дарьи Щ., то мы увидим ещё одну проблему: «Вернёмся к моему режиму дня. После интенсивной работы, я иду домой, делаю водные процедуры, где-то минут сорок отдыхаю, могу посмотреть фильм или надолго засесть с друзьями в разговоре, обсуждая наиважнейшие вопросы. Далее, я сажусь опять за работу и могу выполнять её до глубокой ночи и только утром идти спать, поэтому часто не могу поднять себя с кровати и настроиться на новый день. Хотела бы сказать, что очень устала работать в таком режиме. Мало движений, мы привязаны к компьютеру, и без него наше обучение заходит в тупик. Я надеюсь, что в сентябре мы вернёмся в обычный, привычный режим обучения, начнём посещать полноценно тренировки и наконец-то сможем вживую увидеться и пообщаться». Помимо нарушения режима дня, мы видим, что на дистанционном обучении у студентов нет возможностей заниматься в спортивных секциях образовательной организации. Для многих студентов спорт - это неотъемлемая часть жизни, которой они лишились в период дистанционного обучения. Ну и последний фрагмент покажет нам, по моему мнению, самый главный минус дистанционного обучения - отсутствие живого общения. Студент 2 курса Александр Ф. пишет следующее: «На дистанционном обучении помимо отсутствия нормального посещения пар мы получили отсутствие физической нагрузки с тренировок и занятий физкультуры. Это повлекло за собой желание получить хоть какую-то нагрузку на организм, поэтому я начал выполнять некоторые упражнения дома, пока не смог подключаться к видеоконференции по

физкультуре и полноценно участвовать в проведении пар по физической культуры. Я начал выполнять комплекс по ОФП, который был приложен к дистанционным тренировкам и стал бегать помимо этого, чтобы хоть как-то сохранять выносливость. В итоге дистанционное обучение убило во мне все желание делать хоть что-то, потому что сидеть четыре пары подряд у ноутбука - это что-то невозможное даже для интровертов, особенно если пытаться учиться в это время, а не просто смотреть и записывать все, что происходит на паре. На дистанционном обучении при отсутствии возможности

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Исходя из ответов студентов, мы прослеживаем сильное снижение физической активности. 41 студент считает, что его физическая активность «сильно снизилась», 71 - «снизилась», у 15 студентов осталось на том же уровне, а у 4 увеличилась, и лишь 2 считают, что их активность «сильно увеличилась». Анализируя данные цифры, мы приходим к выводу, что дистанционное обучение очень сильно сказывается на двигательной активности студентов, тем самым влечет за собой проблемы со здоровьем. Если представить, что дистанционное обучение станет основной формой преподавания, то буквально за несколько лет мы заметим резкое снижение здоровья у молодого поколения.

Заключение. Подводя итоги исследования, мы пришли к выводу, что дистанционная форма работы негативно влияет на физическую активность студентов. При таком формате

подключиться к нормальной физкультуре, посещения тренировок и без минимального движения в виде перехода по кабинетам, у людей вырабатываются апатия и отсутствие желания учиться и делать что-либо».

Каждому студенту в своем эссе необходимо было ответить на вопрос, в котором они давали ответ на вопрос о своей физической активности в период дистанционного обучения. Всего в исследовании приняло участи 133 студента очной формы обучения: 52 - первый курс; 41 - второй курс; 40 - третий курс. Результаты ответа на вопрос представлены на рисунке 1.

обучения они практически оказались «прикованы» к компьютеру. Так как в основном студентам ставят 3 - 4 пары в день, то это серьезно нагружает организм молодых людей, в результате чего начинают развиваться различные заболевания. Это печально, что свободного времени ребят хватает лишь на физическую активность по дому (уборка, работа на приусадебном участке и т.д.). Из их жизни практически полностью исчезли самостоятельные тренировочные занятия, ведь попросту на это не остается сил. Разбирая эссе, можно увидеть, что большинство наших ребят хотят живого общения, им нравится учиться, нравится посещать занятия, им хочется получать знания из уст педагога, вести живой диалог. Ведь тогда их жизнь наполнена различными событиями, которые заставляют их двигаться. Тем самым, молодое поколение нашей страны укрепляет собственное здоровье, и мы сможем видеть здоровое будущее нашей нации.

Ваша физическая активность в период дистанционного обучения

1

Сильно снизилась

I

Снизилась

Осталась прежней

Р73 г^п

Увеличилась Сильно

увеличилась

Рисунок 1. - Влияние дистанционного обучения на физическую активность

Литература:

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение / А.А. Андреев. - М, 2017.

2. Буриев К.С. Роль дистанционного обучения в современном образовании [Электронный ресурс] / К.С. Буриев // Образование и воспитание. - 2019. - № 4(9). -С. 4-6. - Режим доступа: https:// moluch.ru/th/4/archive/39/1045/

3. Германов Г.Н. Двигательные способности и навыки. Разделы теории физической культуры: учебное пособие для студентов-бакалавров и магистров высших учебных заведений по направлениям подготовки 49.03.01, 49.04.01 «Физическая культура» и 44.03.01, 44.04.01 «Педагогическое образование» [Электронный ресурс] / Г.Н. Германов. - Воронеж: Элист, 2017. - 303 c. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS. -Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52019.html

4. Димитриев Д.А. Питание, физическая активность и здоровье: монография [Электронный ресурс] / Д.А. Димитриев, А.Д. Димитриев, Г.О. Ежкова. - Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2017. - 128 с. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS. - Режим доступа: http://www.ipibookshop.ru/ 95008.html

5. Дистанционное обучение: учебное пособие; под редакцией Е.С. Полат. - М.: Гуман. изд. центр, «Владос», 2019.

6. Зайцева Г.А. Физическая культура.

Оптимальная двигательная активность: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Г.А. Зайцева. - Москва: Издательский Дом МИСиС, 2017. -56 с. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78532.html

7. Кабачкова А.В. Двигательная активность студенческой молодежи / А.В. Кабачкова, В.В. Фомченко, Ю.С. Фролова // Вестник Томского гос. унта. - 2015. - № 392. - С. 175-178.

8. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов [Электронный ресурс] / В.Н. Платонов. - Москва: Издательство «Спорт», 2019. - 656 с. // ЭБС IPRbooks. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83625.html

9. Смагин Н.И. Дистанционное обучение по физической культуре во время эпидемиологического карантина [Электронный ресурс] / Н.И. Смагин // Проблемы и перспективы развития образования / Материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). - Краснодар: Новация, 2020. - С. 31-35. -Режим доступа: https://moluch.ru/coni7ped/archive/ 369/15801/

10. Шабанов А.Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования. Проблемы и перспективы развития: монография [Электронный ресурс] / А.Г. Шабанов. - Москва: Современная гуманитарная академия, 2009. - 284 с. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16946.html

References:

1. Andreev A.A. Introduction to distance learning / A.A. Andreev. - M, 2017.

2. Buriev K.S. The role of distance learning in modern education [Electronic resource] / K.S. Buriev // Education and upbringing. - 2019. - № 4(9). - P. 4-6. - Access mode: https: // moluch.ru/th/4/archive/39/1045/

3. Germanov G.N. Motor abilities and skills. Sections of the theory of physical culture: a textbook for bachelor and master students of higher educational institutions in the areas of training 49.03.01, 49.04.01 "Physical culture" and 44.03.01, 44.04.01 "Pedagogical education" [Electronic resource] / G.N. ... Germanov. - Voronezh: Elist, 2017. -303 p. // Electronic library system IPR BOOKS. - Access mode: http://www.iprbookshop.ru/52019.html

4. Dimitriev D.A. Nutrition, physical activity and health: monograph [Electronic resource] / D.A. Dimitriev, A.D. Dimitriev, G.O. Ezhkov. - Kazan: Kazan National Research Technological University, 2017. - 128 p. // Electronic library system IPR BOOKS. - Access mode: http://www.iprbookshop.ru/95008.html

5. Distance learning: study guide; edited by E.S. Polat. - M.: Guman. ed. center, "Vlados", 2019.

6. Zaitseva G.A. Physical education. Optimal motor activity: teaching aid [Electronic resource] / G.A. Zaitsev. -Moscow: Publishing House MISIS, 2017. - 56 p. //

Electronic library system IPR BOOKS. - Access mode: http://www.iprbookshop.ru/78532.html

7. Kabachkova A.V. Motor activity of student youth / A.V. Kabachkova, V.V. Fomchenko, Yu.S. Frolova // Bulletin of the Tomsk State. un-that. - 2015. - № 392. - P. 175-178.

8. Platonov V.N. Motor qualities and physical training of athletes [Electronic resource] / V.N. Platonov. -Moscow: Publishing house "Sport", 2019. - 656 p. // EBS IPRbooks. - Access mode: http://www.ipibookshop.ru/ 83625.html

9. Smagin N.I. Distance learning in physical culture during epidemiological quarantine [Electronic resource] / N.I. Smagin // Problems and prospects for the development of education / Materials of the XII Intern. scientific. conf. (Krasnodar, May 2020). - Krasnodar: Novatsia, 2020. - P. 31-35. - Access mode: https://moluch.ru/conf/ped/archive /369/15801/

10. Shabanov A.G. Distance learning in the context of continuing education. Problems and prospects of development: monograph [Electronic resource] / A.G. Shabanov. - Moscow: Modern Humanitarian Academy, 2009. - 284 p. // Electronic library system IPR BOOKS. -Access mode: http://www.iprbookshop.ru/16946.html

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.