Центру образования № 641 имени Сергея Есенина — 50 лет
SI Анушкевич Ирина Геннадьевна
! учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина
г. Москва
J
V
ИЗДАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО АЛЬМАНАХА
В ШКОЛЕ
Л
г
Аннотация: Как пробудить мыслительную деятельность учащихся? Какие формы работы могут явиться не только коммуникативной акцией, но и актом самопознания для детей? Как создать благоприятную атмосферу для творческого самовыражения ученика?
Ключевые слова: учебный проект, средства коммуникации, погружение в проект, эмоциональный старт, интеллектуальный продукт, «мозговой штурм», каноны жанра.
,.|1аша жизнь - это мгновения младенчества, \\ I I детства, юности. К сожалению, заканчивается школьная жизнь. И через год, десять лет, тридцать захочется ее вспомнить, пережить. Не дадут забыть учебные дни фотографии, видеофильмы -на них наши лица, веселые улыбки, неповторимые жесты. Но мгновения, запечатленные в слове, всего прочней. Поэтому мы создали альманах «А solis ortu usque ad occasum (От восхода солнца до заката)», призвав все свои знания, полученные за 7 лет, через слово попытались передать, кто мы сегодня, что нас волнует, какие мы, что и кто вокруг нас»,- эти слова являются предисловием к последнему альманаху учеников-выпускников 2007 года. На протяжении всей школьной жизни они выпускали литературные альманахи. Их семь: «Древо поэзии Есенина», «Тихая моя родина», «О город тайн, душой с тобою обручен... (Образ Санкт-Петербурга в русской поэзии)», «Что важнее: разум или чувство?», «В чем ценность человеческой жизни?», «Эпистолярный жанр в поэзии», «От восхода солнца до заката». Названия сборников и их содержание показывают, что от простого высказывания впечатлений после прочтения художественного произведения учащиеся пришли к формулированию важных проблем, актуальных во все времена.
Общее название сборников - «Облако», именно оно изображено на обложке, так как творческие работы детей светлые, легкие, добрые, но пока еще не отточенные законами словесного искусства.
А семиклассники для своих альманахов выбрали другой символ - окно - взгляд в художественное пространство произведения, в окружающий мир, в свое внутреннее «я».
Выпуск литературного альманаха - учебный проект. Для ребят это игра, творчество, общение, возможность самовыражения, объединение единомышленников. Главное для нас - увлечь чтением, обучить владению словом и оформительским искусством, а также адаптировать учащихся к средствам коммуникации.
Работа над выпуском литературного альманаха длится месяц, иногда два. Это напряженная деятельность, требующая тщательной подготовки. Поэтому в год мы выпускаем по одному альманаху. Истоки этого творчества, эмоциональный старт - всегда на уроке. Можно выделить 6 этапов в издании сборников.
1 этап - погружение в проект, реализуемое по следующему плану:
1. Самостоятельное знакомство учащихся с художественным произведением.
2. Эмоциональный старт. Вступительное слово учителя на уроке.
20
Эксперимент и инновации в школе 2012/5
Центру образования № 641 имени Сергея Есенина — 50 лет
3. Обмен мнениями. Выход на основную проблему.
4. Письменные отклики о прослушанном (прочитанном) тексте. Устная викторина по произведению.
5. Интеллектуальный продукт - подготовленное выразительное чтение отрывков из художественного произведения. Актуализация прочитанного.
Чтобы строить дальнейшее обсуждение художественного произведения, необходимо учитывать, что из прочитанного взволновало детей, о чем они хотели бы размышлять на уроке. Не все дети на уроке выскажутся: кто-то постесняется, кто-то просто не успеет ответить, поэтому на первых проектных уроках планируются письменные отклики.
Мнения ребят, порой, противоположны. Вот выдержки из работ по произведению М. А. Шолохова «Донские рассказы»: «Это очень интересное произведение, но мне не понравилось, что М. А. Шолохов придерживается односторонней позиции в изображении бойцов Красной Армии, представляя их героями, а белых -бандитами» - «... во всех рассказах М. А. Шолохова отсутствует поэтизация войны, нет того пафоса и возвышенности, которые обычно присутствуют в произведениях о войне»; «Суть рассказов М. А. Шолохова состоит, в основном, в описании военных действий» -«Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Родинка», «Чужая кровь». Уже названия говорят о том, что писателя интересует, прежде всего, человек в переломном историческом процессе, живая человеческая душа». Для более глубокого прочтения произведения и поиска аргументов, подтверждающих правоту учащихся, им предлагаются домашние задания с проблемными вопросами.
2 этап - исследование художественного текста (самостоятельный поиск)
1. Углубленное чтение. Поиск своих ответов на поставленные вопросы.
2. Выбор темы исследования по основной проблеме.
3. Выполнение индивидуальных заданий.
4. Получение консультаций учителей литературы и истории, психолога, библиотекаря.
По шолоховскому произведению учащихся заинтересовали темы: «Дети на войне», «Пейзаж в произведении», «Испытание человеческой души». Все они вошли в альманах.
Индивидуальные задания, которые выполняли дети:
- эссе «Слово о Шолохове»
- «Словарик просторечной и диалектной лексики (по «Донским рассказам» М. А. Шолохова)»
- ответ на вопрос: в чем особенность описания природы в шолоховских рассказах?
Выполнение домашнего задания позволило ребятам почувствовать всю глубину человеческой трагедии поколений (отцов и детей), представленной в произведениях автора. Ценностно-смысловое содержание раскрылось в процессе диалога на уроке.
3 этап - текстовой, идейный, тематический и лингвистический анализ художественного текста (формы различны):
1. «Справочное бюро» (экскурс в эпоху, биографическая справка, толкование непонятных слов из произведения).
2. Дискуссия с опорой на первоначальные мнения, отклики учеников. Аргументация своей точки зрения.
3. Сопоставление художественных текстов об интересующей эпохе.
4. «Мозговой штурм» (аргументированные ответы на главные вопросы).
5. Знакомство с канонами жанра (этюд, эссе, интервью и др.)
Подготовка к выпуску литературного альманаха завершается выработкой законов литературного жанра и творческой работой учащихся. Например, при выпуске сборника, посвященного сентиментализму в литературе, ученики 8 класса анализировали, исследовали произведения эпистолярного жанра. Обобщение материала производилось по определенной схеме, выработанной еще в 5 классе: ЗЖ (задача жанра - идея), КЖ (картина жизни - темы), Композиция, Язык, Герой, Тональность. В центр схемы каждый ученик подбирал символический рисунок, отображающий основные особенности данного вида произведений. Благодаря этой работе развиваются навыки «жанрового мышления», творческие работы выполняются на более высоком уровне.
4 этап - творческие работы (по выбору ученика)
5 этап - работа редколлегии альманаха (корректировка, набор текстов, оформление титульного листа, издание сборника)
6 этап - презентация альманаха.
Редколлегия сборников - это 5-6 учеников, заинтересованных темой, общением друг с другом, общим делом, кто-то из них осуществляет общее руководство изданием. Есть ученик, отвечающий за дизайн альманаха (оформление обложки, страниц, открывающих разделы), корректор - самый грамотный ученик, который перечитывает тексты, исправляя недочеты, еще 2-3 ученика продумывают выступление-презентацию и готовят ее. Выступая с представлением работы на конкурсах, ребята приобретают опыт монологической речи, защиты и аргументации своих мыслей, а победы на интеллектуальных состязаниях поднимают самосознание учеников, у них появляется уверенность в своих силах, знаниях. Выпуск литературных альманахов стал традицией, а есть традиция - есть сообщество, сотрудничество. Сборник делает из класса семью, поэтому альманахи дороги и мне, и моим ученикам. Они - результат нашего общения на уроках и после занятий. Работа над изданием сборников будит в ребенке чувство прекрасного, зовет его в мир творчества, открывает окно в реальный мир.
Эксперимент и инновации в школе 2012/5
21