Инновации в ССУЗах
мероприятиях педагогического сообщества слушатель обязан своевременно сообщать заместителю директора, ответственного за повышение квалификации для осуществления мониторинга повышения квалификации педагога по накопительной системе. Промежуточные итоги повышения квалификации по накопительной системе подводятся один раз в год - с 30 мая по 20 июня (методист-координатор УМОЦ и заместитель директора ОУ на основании листа выполнения индивидуального плана проводят сверку по своевременности реализации педагогом ИППК). Лист выполнения индивидуального плана педагога хранится у замдиректора, ответственного за повышение квалификации и предъявляется им при сверке как документ, подтверждающий фактическое прохождение повышения квалификации в соответствии с индивидуальным планом. После сверки копия листа выполнения индивидуального плана педагога сдается методисту-координатору УМОЦ.
4. Порядок контроля и выдачи итоговых документов о повышении квалификации
4.1. Результаты освоения учебных программ (при прохождении курсов повышения квалификации в ПАПО, АПК и ППРО, УМОЦ и др.организациях) фиксируются в листе выполнения индивидуального плана и в единой зачетной книжке слушателя в виде указания номера удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации в вышеуказанных учреждениях, а также с приложением копии данного документа.
4.2. Участие в различных формах открытых методических мероприятий педагогического сообщества, включенных в индивидуальный план и предусмотренных настоящим положением, фиксируется в листе выполнения индивидуального плана и в единой зачетной книжке
4.3. По окончании прохождения курсов повышения квалификации по накопительной системе педагогический работник защищает итоговую методическую работу на заседании ГМО учителей-предметников, при этом в зачетной книжке руководитель ГМО фиксирует запись о защите.
4.4. По окончании установленного в Индивидуальном плане срока повышения квалификации единая зачетная книжка обменивается на соответствующий документ (удостоверение) о дополнительном профессиональном образовании (при объеме обучения 216 часов).
4.5. В случае невыполнения Индивидуального плана в установленные сроки слушателю выдается Сертификат участия.
5. Документы, необходимые для организации обучения по накопительной системе
5.1. Индивидуальный план повышения квалификации. Разрабатывается совместно с метод истом-координатором, согласовывается с руководителем образовательного учреждения, утверждается директором МОУ ДО «УМОЦ».
5.2. Лист выполнения индивидуального плана повышения квалификации. Оформляется перед началом обучения, временно выдается педагогу для выставления результатов освоения учебных программ в составе Индивидуального плана.
5.3. Единая зачетная книжка слушателя. Оформляется перед началом обучения руководителем НС, заверяется директором УМОЦ, заполняется сведениями о результатах выполнения Индивидуального плана одновременно с листом выполнения индивидуального плана, хранится у слушателя, сдается в УМОЦ по окончании установленного срока повышения квалификации.
6. Деятельность субъектов по реализации Положения о накопительной системе повышения квалификации
6.1, Педагог (слушатель):
> знакомится с перечнем учебных программ, реализуемых в ПАПО, АПК И ППРО, УМОЦ и других учреждениях, имеющих право осуществлять повышение квалификации педагогических работников;
> изучает перечень открытых методических мероприятий педагогического сообщества, проводимых как в городе Королеве, так и в других территориях области и страны;
> конструирует ИППК согласно рекомендациям администрации ОУ и УМОЦ;
> несет ответственность за выполнение ИППК и представляет итоговые документы об освоении учебных программ администрации ОУ (заместителю директора ОУ) и методисту-координатору УМОЦ.
6.2, Администрация ОУ:
> доводит до сведения педагога перечень курсов повышения квалификации, реализуемых в ПАПО и УМОЦ;
> доводит до сведения педагога перечень открытых методических мероприятий педагогического сообщества, проводимых как в городе Королеве, так и в других территориях области и страны;
> дает рекомендации педагогу по выбору курсов и открытых методических мероприятий, учитывая его образовательные потребности и проблемы, с которыми он сталкивается в образовательной деятельности;
> согласовывает ИППК педагога.
6.3, МОУ ДО «Учебно-методический образовательный центр» (УМОЦ):
> осуществляет сбор информации о курсах, проводимых в ПАПО и доводит ее до сведения ОУ;
> осуществляет разработку и утверждение учебных программ курсов повышения квалификации, проводимых на базе УМОЦ как с привлечением собственных педагогических работников, так и специалистов из других образовательных учреждений;
> осуществляет консультирование педагога при составлении ИППК;
> утверждает ИППК;
> осуществляет координацию последовательности освоения слушателем учебных программ в рамках реализации ИППК;
> выдает документ (удостоверение) о повышении квалификации по накопительной системе (при объеме обучения 216 часов).
ш
Анушкевич Ирина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина, г. Москва
РАБОТА НАД ИЗДАНИЕМ ЛИТЕРАТУРНОГО АЛЬМАНАХА В ШКОЛЕ
История школьных изданий насчитывает без малого двести лет Подростки-современники А.С. Пушкина публиковали свои творения в лицейских рукописных литературных альманахах и альбомах. Основная значимость работы по выпуску альманахов состоит в развитии коммуникативной компетенции учащихся, т. е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение издателей и читателей. Издание любой печатной продукции и сборников, в том числе, позитивно влияет на уровень гуманитарного образования школьников, способствует развитию его личности, Школьное издание - это учебный проект, который помогает объединить детей, «кто наслаждение прекрасным в прекрасный получил удел» (А.С. Пушкин), увлечь творчеством, обучить издательской деятельности, а также адаптировать старшеклассников к современным средствам коммуникации - компьютеру и ксероксу.
Проект формирует способности юношества к разнообразным видам деятельности - руководство изданием, владение словом и оформительским искусством - и дает его участникам неограниченные возможности самовыражения. Издательская проектная деятельность в школе направлена на решение предметных образовательных задач:
- дать знания о «масс-медиа», о мире печати, радио, телевидения, технике и технологиях современных СМИ;
- обучить пользованию компьютерной техникой, познакомить с возможностью издательских программ;
- повторить правила орфографии и пунктуации; помочь детям овладеть умениями оформления своих мыслей в слова, выражения ощущений; осуществления отбора фактов и соответствующих аргументов, умениями анализировать полученную информацию;
- развить умения «жанрового мышления»;
- научить дисциплине, порядку, собранности.
В процессе такой деятельности можно достичь определенных над предметных целей: развития коммуникативных компетенций (речевой, языковой, и учебно-познавательной):
- речевой (развитие умения использовать язык как средства общения, анализировать художественные тексты, создавать их с учетом специфики жанра);
- языковой (развитие умения использовать новые выразительные средства в процессе выполнения творческих работ; систематизировать знания об изобразительно-вы разительных средствах, приобретать дополнительные знания о них);
- учебно-познавательной (развитие специальных умений, позволяющих овладевать русским языком, использовать его в целях самообразования; развитие способности к личностному самоопределению, социальной адаптации; проявлению активной жизненной позиции, культуры общения, умения работать в команде и при-
обретать опыт творческой проектно-исследовательской деятельности; формирование приемов и способов самостоятельного приобретения знаний на основе использования справочной литературы; обобщения информации, ее отбора из различных источников, включая современные информационные технологии, адаптацию к ним и мировую информационную «Интернет - сеть»).
Создание альманаха осуществляется на основе механизма, включающего следующие этапы:
Первый - погружение в проект, реализуемое по следующему плану: - самостоятельное знакомство учащихся с художественным произведением; эмоциональный старт; вступительное слово учителя на уроке; обмен мнениями; выход на основную проблему; письменные отклики о прослушанном (прочитанном) тексте; устная викторина по произведению.
Интеллектуальный продукт этого этапа - подготовленное выразительное чтение отрывков из художественного произведения, актуализация в сознании учащихся прочитанного содержания.
Второй - исследование художественного текста (с акцентуацией на самостоятельный поиск): углубленное чтение, поиск своих ответов на поставленные вопросы, выбор темы своего исследования по основной проблеме, выполнение индивидуальных заданий, получение консультаций (учителей литературы и истории, психолога, библиотекаря).
Третий - текстовой, идейный, тематический и лингвистический анализ художественного текста с использованием различных форм: «справочное бюро» (экскурс в эпоху, биографическая справка, толкование непонятных слов из произведения); «мозговой штурм» (аргументированные ответы на главные вопросы); знакомство с канонами жанра (этюд, эссе, интервью и др.), дискуссия с опорой на первоначальные мнения, отклики учеников. Анализ художественного текста сопровождается обязательной аргументацией своей точки зрения; сопоставлением художественных текстов об интересующей эпохе.
Четвертый - создание творческих работ (по выбору ученика).
Пятый - создание макета альманаха (работа редколлегии альманаха по корректировке, набору текстов, оформлению титульного листа, изданию сборника).
Шестой - презентация альманаха.
В качестве примера рассмотрим один из таких проектов, созданный в процессе проектирования цикла уроков, основанный на реализации разработанного механизма сотрудничества учителя и учащихся.
Тематика проекта определена на старте его разработки после предварительного коллективного обсуждения и выбора основной направленности содержания, а именно: В чем ценность человеческой жизни? (Размышления над страницами «Донских рассказов» М.А. Шолохова).
Разработчики проекта: учащиеся 9«б» класса, время реализации один месяц. Продукт - альманах (традиционный сборник отрывков художественных произведений, сопровождавшихся мнениями и размышлениями учащихся, их иллюстрациями, творческими эссе)
Погружение в проект. Двадцать первый век - век компьютерных технологий и фантастических перспектив, неограниченных возможностей и век... «охлаждения сердец». Моральные ценности поменялись в одночасье. Под воздействием средств массовой информации наш взгляд на жизнь стал более закаленным и жестким: трагедии сейчас измеряются жизнями тысяч, а то и десятками тысяч людей; жизнь и смерть отдельных людей становится очередной сводкой новостей.
Человек рождается на Земле, чтобы жить. Этот счастливый случай продолжается с позиций космических масштабов измерения времени один миг, его единица измерения - всего 100 лет... Великий мыслитель Ж.Ж. Руссо писал в одном из своих произведений: «Жизнь длится лишь мгновение; сама по себе она - ничто; ценность ее зависит от того, что удалось сделать. Только добро, творимое человеком, остается, и, благодаря ему, жизнь чего-нибудь стоит». Способность к состраданию, способность ценить чужую жизнь является одним из главных человеческих качеств - к такому выводу приводит нас автор «Донских рассказов» МЛ,Шолохов, писатель XX века, ставший свидетелем самого страшного периода в истории нашей страны -братоубийственной гражданской войны. По мнению писателя Феликса Кузнецова, «Шолохов - это гений шекспировского уровня... более правдивой книги, чем «Донские рассказы», более жестокой и беспощадной книги о революции никем не создано».
В «Донских рассказах» М.А. Шолохов пишет о жизни и быте казаков. Они выстрадали свою вольность. Веками (со времен Разина, Пугачева) донская земля, «Донщина» была гнездом колоритного народного быта, «Гуляй-полем», пристанищем самых вольнолюбивых и дерзких натур. Казаки всегда были устремлены к природе, к земле, к круговороту природы. В рассказе «Чужая кровь» М.А. Шолохов пишет: «На кургане обглоданная столетиями ноздреватая каменная баба, а через голову ее, прозеленью обросшую, солнце по утрам переваливает, вверх карабкается и сквозь мглистое покрывало пыли заботливо, словно сука щенят, лижет степь, сады, черепичные крыши домов липкими горячими лучами... Давит на поручни Гришка, чуть не в колено землю выворачивает, а Пахомыч по борозде глянцевитой ковыляет, кнутом помахивает да на сына любуется: ... в работе любого казака за пояс заткнет... С кургана баба каменная, в землю вросшая, смотрит на пахарей глазами незрячими, а сама алеет от солнечных лучей, будто полымем спеленутая». Поэтому-то с трудом казаками принималась политическая кампания «продразверстки». Крестьянину оставлялось лишь зерно для личного потребления, посева, прокорма скота. Излишки же изымались из закромов хозяина по «твердым» низким ценам, фактически - бесплатно. П род комиссары были встречены многими казаками враждебно, но беднота помогала продотрядам, т.к. ей перепадала часть заготовленных продуктов. Шолохов воссоздает уже «притихшую Донщину» (после решающих сражений гражданской войны, ухода Деникина и Врангеля из Крыма), но война в произведении - без фронтов, без границ.
Страницы рассказов густо окрашены кровью. Человеческие судьбы трагичны. Один из фрагмен-
тов рассказа «Родинка», в котором белый атаман зарубил в бою красного командира, «...присел сапоги снять с мертвяка... сорвал сапог и на ноге... родинку увидел с голубиное яйцо... повернул холодеющую голову... и сказал глухо: «Сынок! Николушка!.. Родной! Кровинушка моя... ».,. К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и... выстрелил себе в рот...» А вот Дуняшка, сестренка пастуха, горюет после смерти Григория, которого местные кулаки убили за то, что осмелился поднять голос против установленных ими порядков на хуторе (рассказ «Пастух»). П род комиссар Игнат Бодягин поддерживает беспощадное решение трибунала: казнить родного отца за саботаж. Сам же погибает, спасая от банды малыша.
Самостоятельное исследование художественного текста. Размышляя над тем, кто прав, кто виноват в этой кровавой бойне, на чьей стороне автор, ученики делятся своими впечатлениями: «Рассказы пробудили в душе чувство обиды и горечи, потому что война разбивает судьбы людей, которые могли бы жить и быть счастливы», «Рассказы потрясли...», «Страх!», «... страшная жестокость...», «...жуткое впечатление -описываемые события не для нас, слабонервных и привыкших к удобствам».
Мнения ребят противоположны: «Это очень интересное произведение, но мне не понравилось, что М.А. Шолохов придерживается односторонней позиции в изображении бойцов Красной Армии, представляя их героями, а белых - бандитами»; «... во всех рассказах М.А. Шолохова отсутствует поэтизация войны, нет того пафоса и возвышенности, которые обычно присутствуют в произведениях о войне»; «Суть рассказов М.А. Шолохова состоит, в основном, в описании военных действий»; ... названия говорят о том, что писателя интересует, прежде всего, человек в переломном историческом процессе, живая человеческая душа».
Прочитывая и исследуя текст, ученики выясняют, что М.А.Шолохов написал «Родинку» - свой первый рассказ в девятнадцать лет Название связано со словами «род», «семья». Сын - продолжение отца, плоть и кровь его. Но война рвет эти самые крепкие и родные человеческие связи. Родинка - по народным поверьям - приносит человеку счастье. Но и народная мудрость в кровавую годину меркнет - рушатся вековые устои, народные законы не действуют Название рассказа своим символическим смыслом показывает, что война выбила нравственный стержень человеческой жизни, основу их векового уклада. Оно подчеркивает отношение автора к проблеме - конфликту поколений. Не с малого ли и начинается любовь к стране, в которой живешь, ко всему миру? И если человек забыл и пренебрег самыми святыми и кровными связями, самыми истинными корнями: убил сына, брата, отца, русский убил русского, - разве он защищал Родину? Разве не деградирует человек, если начинает выбирать, кого из детей оставить в живых? (рассказ «Семейный человек») А стоит ли спасать брата ценою жизни отца? («Бахчевник») Убить ребенка, если он «прижит от белогвардейской шпионки», или оставить в живых? («Шибалково семя»).
Больше всего М.А. Шолохова волнует утрата нравственных ориентиров, потеря веры в Божьи заповеди, разложение людских душ. Массовая деградация, потеря высшего духовного смысла жизни - вот следствие братоубийственной войны. Игнат поступает по велению своей должности - казнит классового врага, которым оказался его отец. Забыть кровные связи
учили устои коммунизма. Все во имя идеи. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сделать выбор в такой ситуации было испытанием для человеческой души. Как выдержал испытание Игнат Бодягин? (Рассказ «Продкоммиссар»).
История Игната Бодягина - это вариация на тему притчи «о блудном сыне», но с новыми, соответствующими времени акцентами. Эпизодом с замерзающим мальчишкой автор показывает победу человеческого в сердце героя. Ценой собственной жизни, спасением ребенка искупает он смертную вину перед отцом. Таким образом, не идеологические установки, а глубинные скрытые процессы, происходящие в человеческом сердце, определяют судьбу и выбор героев. Война пробуждает первобытную жестокость, ведет к утрате христианского представления о безусловной ценности каждой человеческой жизни. А у героев, например - Шибалка, это чувство сохраняется, хотя он и не догадывается о его истоках. На что опираться в своих поступках: на разум, идеи - или слушать свое сердце? Через кровь, социальный хаос, человеческое озверение, братоубийства художник сумел вынести надежду на человеческое сочувствие, человеческое освобождение от безверия, цинизма, отчаяния. Даже озверевшему атаману из рассказа «Жеребенок» пришлось задуматься о «неизмеримо большом и высоком». Шолохов заглянул в темную душу и на дне ее увидел способность к воскрешению. Автор учит понимать и ценить людей, знать их бытие. Их души, высокие стремления и страдания, учит прощать. Не случайно венчает цикл рассказов произведение «Чужая кровь», где бесплодная ненависть сменяется жалостью, а потом и любовью к врагу. Отрицание мщения является высшей степенью смирения человека перед Богом. В этом выразилась гуманистическая направленность рассказов Шолохова». В качестве эпиграфа к самостоятельным работам учащихся им предлагается обратиться к поэтам - современникам М.Шолохова. Его мысли созвучны с поэтическими строчками русских поэтов, переживших кровавое время революционного переворота:
М. Волошин А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других.
М. Цветаева Белым был - красным стал.
Кровь обагрила.
Красным был - белым стал.
Смерть побелила.
А. Твардовский О, годы юности немилой,
Ее жестоких передряг,
То был отец, то вдруг он - враг.
А мать? Но сказано: два мира И ничего о матерях...
Н. Гум ил ев Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога.
Но все в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в бога.
С. Есенин Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине.
Аргументируя свой выбор, подростки рассуждали о том, что только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, то есть вернуться к жизни по заповедям Христа, и тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться.
Таким образом, текстовой, идейный, тематический, лингвистический анализ художественного текста осуществлялся методом диалога учителя и учащихся.
Для более глубокого прочтения произведения и поиска аргументов, подтверждающих правоту учащихся, им предлагаются домашние задания с проблемными вопросами:
1. Судьба человека в рассказах Шолохова. Как уживаются жестокость и жалость в одном человеке? Какие чувства вы испытывали при чтении?
2. Прочитайте рассказ «П род комиссар». Одобряете вы или осуждаете поведение сына Игната Бодягина по отношению к отцу? Так каков же Игнат?
3. Перечитайте рассказ «Родинка». С какими мыслями ушел из жизни потрясенный содеянным белогвардейский атаман? Осознанием своей запутанности? Прозрением?
4. Ваши впечатления от рассказа «Чужая кровь». Как на конкретном одном примере М.А. Шолохов раскрывает трагедию всего народа?
5. Как в рассказе «Жеребенок» автор сталкивает две стихии - войну и мир? Вспомните финал: сраженный пулей в двух шагах от спасенного жеребенка, чудесной души человек на одном берегу, на другом -убийца. О чем автор заставляет нас задуматься?
6. Индивидуальные задания: создать словарик «По страницам «Донских рассказов», указать роль просторечных и диалектных слов, историзмов; подготовить выразительное чтение картин природы, выписать метафоры, проанализировать их, сделать выводы. Ответить на вопрос - в чем особенность изображения природы у Шолохова? Подготовить «Слово о Шолохове».
Выполнение домашнего задания позволило ребятам почувствовать всю глубину человеческой трагедии поколений (отцов и детей), представленной в произведениях автора. Ценностно-смысловое содержание раскрылось в процессе диалога на уроке.
Создание творческих работ по выбору ученика. Индивидуальные задания, выбранные учащимися и подготовленные ими дома, отличаются эмоциональной оценкой персонажей и их поступков. Работа Рябцева С. «Слово о Шолохове» является образцом собственной позиции на его творчество. «М. Шолохов - родом был не из бедной семьи. Учился в церковно-приходской школе, даже успел закончить четыре класса гимназии. Революцию Михаил Александрович встретил на Дону, на родной земле. Донские казаки исстари были опорой самодержавия в России, поэтому в основной массе они выступили против большевиков во время гражданской войны. Но Михаил, будучи еще подростком, активно включился в борьбу за установление новой власти. Он работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых, служил в Каргинском станичном ревкоме. Потом добровольцем вступил в продотряд. Видимо, Шолохов настолько был увлечен революционной идеей светлого будущего, что считал допустимым ради нее ликвидацию излишков хлеба у своих земляков. Неужели для него, как и для большинства революционеров, цель оправдывала средства?
До двадцать второго года Михаил служил в продотряде и гонялся за бандами белых. Впоследствии под впечатлением увиденного и пережитого за время войны он написал «Донские рассказы». Читая один из них - «П род комиссар», мы видим, что автор неоднозначно относится к продразверстке. Шолохов сочувствует кулаку Бодягину-старшему. В словах старого
труженика звучит историческая правда: «Меня за мое ж добро расстрелять надо, за то, что в свой амбар не пущаю,- я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, энтот при законе? Грабьте, ваша сила...» Не думаю, что в то далекое время писатель был бездумным проводником красного террора на Дону В его рассказах чувствуется боль и переживание за судьбу казаков, в чью жизнь революция внесла раскол».
Одна из сопутствующих форм работы в процессе создания альманаха - работа со словарем писателя в «Донских рассказах». «В его произведениях мы видим алмазные россыпи Русской речи. Не в словарях отысканное, не из запылённых фолиантов утащенное, а взятое писателем у самого хозяина языка - у народа -вот какое это слово! С молоком матери впитал писатель приемы народного творчества и принес их в русскую художественную речь... и поражают они своей смелостью и художественной силой» (С.Н. Сергеев - Ценский).
Историзмы - слова, обозначающие предметы, вещи, явления, которые не существуют в современной действительности, в настоящее время вышли из живого употребления. Возраст историзмов исчисляется столетиями, десятилетиями. В противоположность архаизмам, историзмы не имеют своих смысловых (семантических) эквивалентов в лексической системе современного языка и обычно используются в языке художественных произведений на исторические темы при стилизации. В произведении М.А.Шолохова «Донские рассказы» использована лексика, характерная для периода становления советской власти в России: Военком; Кулак, Продразверстка, РКСМ -Российский Коммунистический Союз Молодёжи, Тачанка (телега на рессорном ходу), Шашка - сабля, Эскадрон (кавалерийское подразделение) и т.д. С. Лапаев осуществляет классификацию: «Историзмы -это средство создания исторического колорита. Одна из особенностей языка писателя - разговорная лексика. Отслеживается в творчестве автора две группы слов: общеупотребительные: жито (хлеб), кисет (мешочек для махорки), кресало (приспособление для добычи огня), кушак (широкий пояс), узда (часть конской сбруи); диалектные: станица, курень, цигарка, цыбар-ка (подойник), хата, хутор. Разговорная лексика - прием описания быта простых казаков писателем».
Необычно ярка и индивидуальна работа Ю. Халь-ковой «Дети на войне в «Донскихрассказах» М.А. Шолохова».
«Для того ль тебя носила
Я когда- то на руках,
Для того ль сияла сила
В голубых твоих глазах!
А. Ахматова
Детство - самая светлая пора в жизни человека. Во взрослую жизнь ребенок берет тепло и ласку матери, строгий наказ отца, запах родной земли, улыбки безоблачного неба и смех солнечных зайчиков. И все это согревает сердце, настраивает его на доброту и понимание, сострадание и нежность. А если детство человека пришлось на войну? Сможет ли вынести жестокие уроки судьбы ребенок? Как повлияет кровавое месиво на его формирование? Эти вопросы встают перед нами, когда мы читаем «Донские рассказы» Шолохова. Писатель показывает, как война врывается в безоблачное настоящее ребенка и смертями, и убийствам и, и жестокостью, и словно льдинками - слугами Снежной королевы, замораживает его сердце.
Произведение М.А. Шолохова написано о социальном хаосе, человеческом озверении, братоубийстве во времена гражданской войны, но тема детской судьбы и сегодня остается актуальной, так как и в наше время в военных конфликтах гибнут дети. XXI век - век «охлаждения сердца», а равнодушие и холодность душ взрослых воспитывают «каменные» и «холодные» сердца. Страницы «Донских рассказов» заставляют откликнуться на горе маленького человека, В них - эмоциональная, искренняя, беспощадная правда. Своими рассказами М.А. Шолохов обращается к нашему времени, учит искать нравственные ценности, так необходимые взрослеющему поколению, на путях мира и гуманизма, братства и милосердия.
На судьбу маленького человечка выпало больше испытаний и страданий, чем на судьбы взрослых. Многие ребята потеряли своих родных, семью и друзей. Можно предположить, что у большинства подростков была нарушена психика, так как на их глазах происходили смерти, убийства. Взрослый человек, в котором была заложена нравственная основа, может справиться с бедой, начать жить заново, а ребенок, переживший войну, сможет ли он вырасти полноценным человеком? Он либо сам превратится в зверя, либо всю жизнь будет до смертной тоски страдать по своим близким и не находить на земле себе места. Есть ли будущее у страны, в которой погибают и мучаются дети? Писатель оценил гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей. И в этом состоит не только правда жизни, переданная нам писателем, но и предупреждение, пророчество на будущие времена».
Исследование представила Н. Авершина в работе «Испытание человеческой души по «Донским рассказам» М.А.Шолохова». Тема испытания пронизывает все произведения русской литературы дружбой, любовью, счастьем, горем. Многие писатели обращались к теме «Человек на войне», потому что перед смертью обнажается душа человеческая и никакими красивыми фразами не прикрыть ее пустоту и фальшь.
Писатель в «Донских рассказах» пронзительно описывает страшную трагедию русского народа - гражданскую войну. «Материнское горе», «Жизнеутверждающая роль природы». Но основная тема «Донских рассказов» Шолохова - конфликт поколений, когда дети во имя чужих идей идут против родителей, отвергают весь старинный, сформировавшийся веками уклад, перечёркивают жизнь своих близких, а иногда решаются и на убийство их.
Разногласия отцов и детей существовали всегда, во все времена. Иногда заканчивались трагически. Вспомним известное полотно Репина «Иван Грозный и сын его Иван» и знаменитую фразу главного героя из произведения Н,В. Гоголя «Тарас Бульба», сказанную младшему сыну: «Я тебя породил, я тебя и убью!»
М.А. Шолохов, показывая разногласия в казацких семьях в период становления новой власти, продолжает традицию русской литературы, поднимает философские проблемы, актуальные и в наше время. Разве сегодняшние дети не отрицают идеалов отцов, ведь младшие и старшие поколения - люди разных эпох, политических систем? Как найти понимание? Как не обидеть отцов и не унизить насмешками юношей, начинающих жить? Произведение Шолохова помогает нам осмыслить события сегодняшнего времени: в мирное ли время мы живём?
Обратившись к «Донским рассказам», мы ещё раз осознали, что жизнь каждого человека - бесценна, и
самый главный закон жизни - любовь и добро. «Жизнь длится лишь мгновение; сама по себе она - ничто; ценность её зависит от того, что удалось сделать. Только добро, творимое человеком, остаётся, и, благодаря ему, жизнь чего-нибудь стоит. (Ж.Ж. Руссо).
Исследуя тексты, ученики старались найти ответы на вопросы: Почему близкие люди могут решиться на убийство друг друга, отчего жизнь родственников теряет для них свою ценность? Что чувствует человек, поднимая руку на сына? Его душевное состояние после трагедии?
В качестве выводов учащимися получено, что особо явственно семейный конфликт показан в рассказах, которые можно объединить в две группы: «Родинка» и «Червоточина», Продкомиссар» и «Бахчевник», В первой группе произведений показано, как беспощадная война разделила отца и сына на два непримиримых лагеря. Схватка между борцами за новую жизнь и теми, кто отстаивал старые порядки, окончилась в пользу последних. Но так ли это? Можно ли сказать, что отцы одержали победу?
Рассказ «Родинка» является самым первым творением Шолохова, но ученики не называют его «пробой пера» автора. Даже заглавие носит особый смысл. Действительно, основная трагедия случилась между сыном и отцом. Сын - продолжение отца, плоть и кровь его, Не случайно и то, что мысли, чувства родственных душ близки в страшную пору: Никол ка, прочитав привезенный пакет с просьбой о подмоге, устало думает: «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда,... Опять кровь, а я уж уморился так жить.... Опостылело все...» Эта оценка гражданской войны дополнена еще одной деталью: нарочный, привезший пакет, до смерти загнал лошадь, и это еще больше убеждает Николку в неправоте творимого дела. Видя «черную ленту крови, точившуюся из пыльных ноздрей» издохшей лошади, герой отворачивается. Устал он от убийств, душа просит мира и покоя, потому что война противоестественна человеческой природе. Атаман тоже неспокоен: «Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной. Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить лихоманку никаким самогоном». Природа донская напоминает казаку о прежней, счастливой жизни и болит грудь от несбывшегося счастья, не дает покоя совесть, и не отмыться от кровавых смертных грехов солдату.
В последней сцене - убийство Ни колки - Шолохов показывает нам трагедию отца. «Неук, сосун, горяч, через это и смерть его тут налапает»...думает атаман и налетает коршуном. Не знал он, что убивает свою кровинушку, а, увидев родинку... отцовские чувства берут верх над классовой идеологией: Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя....Да скажи же хоть слово! Как же это, а?»
О «неизмеримо большом и вечном» пришлось задуматься даже озверелому атаману. Ненависть, слепая, холодная, нерассуждающая, приводит к необратимым последствиям, Шолохов заглянул в темную душу и на дне её увидел способность к воскрешению. Герои Шолохова обладают двумя уровнями сознания, двумя глубинами души, Помимо поверхностного слоя сознания, Шолохов-гуманист и знаток человеческой души - показал, что есть в людях и иная глубина - общечеловеческий уровень сознания, отвергающий культ безжалостного насилия, принимающий ценность человеческой жизни, ощущающий ответственность за жизнь, за народ, за Россию.
Ученики постарались показать соотношение этих пластов в художественном мире рассказа «Родинка».
И во внешнем, и во внутреннем сюжетах есть своя завязка, кульминация, концовка. Если бы рассказ был закончен по внешнему сюжету (эпизодом, где атаман снимает сапоги с убитого), то произведение оборвалось бы на ноте ожесточения и злобы. Но в шолоховском рассказе главнее, ярче, сложнее является линия внутреннего, сокровенного сюжета. И в вопросе, с болью брошенном убитым горем атаманом: «Как же это, а?» - звучит тревога за семью, святыни которой попраны войной, за множество родов, которым военные распри принесли смерть и горе, за Родину, которая ослаблена братоубийственным раздором.
Да и рассказ «Червоточина» наводит на размышления, Слово «червоточина» можно разделить на две части: «червь» и «точить». Изгоем семьи является Степка, коммунистические интересы которого не приемлют «середняки», который, образно говоря, точит крепкое дерево зажиточной семьи. Стёпка верит в справедливость новой власти: «Будто каменной глухой стеной отгородилась от Стёпки семья, Не перелезть через эту стену, не достучаться. Отчуждение постепенно переходило в маленькую злобу, а злобу сменила ненависть». Он настаивает на том, чтобы отец помогал беднякам. В одном доме не могли уживаться большевики и кулаки. Последней каплей в их отношениях стали якобы пропавшие по вине Стёпки быки. В итоге, он был жестоко убит братом и отцом, так как нигде не нашёл понимания: «Степка бился под отцом, выгибаясь дугою, искал губами отцовы руки и целовал на них вспухшие рубцами жилы и рыжую щетину волос... Оба произведения пронизаны печальными событиями с ужасающей развязкой. Однако в «Родинке» происходит непреднамеренное убийство, а в «Червоточине» осознанное, так как отец знал, что убивает собственного сына, но это не послужило препятствием для жестокой казни.
В чем же спасение человеческой души в эпоху идеологических столкновений и кровавых распрей? Ответ в заключительном рассказе цикла - «Чужая кровь». Он повествует, как отец проводил своего сына в казачий полк воевать за белых, а через месяц в деревню пришли красные и установили свои порядки. Дед Гаврила, как истинный и преданный казак, чтобы мысленно быть с воюющим сыном, нарочно носил шаровары и ордена, заслуженные у царя. Но у него не было поддержки и защиты без Петра:... и он все больше и больше тосковал по единственному сыну: «Была обида горькая, как полынь в цвету. Ордена снял, но обида росла в душе, лопушилась, со злобой родниться начала». Обижен был дед на председателя, который заставлял его снимать боевые ордена, на войну, которая забрала его сына. Смерть Петра - страшная беда, постигшая стариков. Дед Гаврила переживает её как истинный былинный богатырь: «А ночью, накинув полушубок... тяжело закрыл глаза». И, наверное, так бы он и замкнулся в своей ненависти, если бы в жизни его не появился «враг», который стал роднее сына, Когда банда перестреляла продразверстников, Гаврила на гумне увидел, как лежат «раздетые до белья продо-трядники, все трое в ряд». «И, глядя на них, уже не ощутил Гаврила в дрогнувшем от ужаса сердце той злобы, что гнездилась там сутра. ...Гаврила дрогнул от жалости: лежал перед ним мальчишка лет девятнадцати, а не сердитый, с колючими глазами продкомиссар». Чувство жалости берет верх над бесплодной ненавистью и обидой; услыхал дед сквозь леденящий холодок кожи стук сердца юноши, приволок его в хату, и вместе со старухой они подняли на ноги, казалось
бы, безнадёжного раненого бойца. И стали они раненого Николая кликать Петром, потому что кровно привязались к нему Сколько нравственной силы в этом смирении, в жертвенной любви! Цикл «Донских рассказов» МЛ. Шолохов венчает произведением «Чужая кровь», где автор указал путь к восстановлению и возрождению измученной человеческой души, воссоединению людей. Этот путь - путь следования новозаветной морали, заповедям Господним: любить врагов своих, учиться прощать, покаяться и смириться перед Богом. По высшему Божескому счету прав простивший, тот, кто сумел стать выше личной обиды.
Основная цель работы проведенной работы состояла в том, чтобы: выявить позицию Шолохова как человека и писателя; определить пути, которые ведут к разрешению конфликта отцов и детей; понять, в чем видит писатель спасительное очищение человеческой души, Цель достигалась через решение задач:
1, Выбрать из цикла «Донские рассказы» произведения, в основе которых - трагические истории семейных конфликтов.
2. Проанализировать названия выбранных произведений, раскрыть их смысл.
3. Сравнить, сопоставить героев, исследовать их душевное состояние в критические моменты жизни.
4. Определить особенности композиции сборника, выявить авторскую оценку.
5. Сделать выводы о понимании позиций писателя, постараться ответить на вопросы: Почему близкие люди могут решиться на убийство друг друга, отчего жизнь родственников теряет для них свою ценность? Что чувствует человек, поднимая руку на сына? Его душевное состояние после трагедии?
Выводы, которые сделали ученики:
• Шолохов - тончайший психолог, вскрывающий скрытые процессы «человеческой души», ее выбор в критических ситуациях жизни.
• Герои Шолохова обладают двумя уровнями сознания,
• В «Донских рассказах» раскрыт конфликт поколений.
• Названия рассказов М.А. Шолохова раскрывают основные противоречия сюжета.
Продуманность «Донского цикла» - «Кольцевая композиция» ведёт читателя к постижению, новому открытию библейских заветов, помогающих героям обрести семью через прощение, покаяние, любовь.
Кушнерёва Оксана Олеговна,
учитель химии МСОШ №1 имени ЮАГагарина г. Гагарин Смоленская область
РГ)
№
МОДЕЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ химии
В преподавании естественных наук и, в частности, химии основная задача учителя состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания, научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты и делать выводы. Всё вышеперечисленное можно реализовать при активном использовании в обучении технологий исследовательской направленности.
При включении исследовательской деятельности в процесс обучения, прежде всего, необходимо проанализировать условия её реализации:
• диалогическое взаимодействие ученика и педагога;
• компетентность педагога;
• способности учащихся;
• грамотную организацию учебного исследования;
• включение механизмов рефлексии.
Если отсутствует какое-либо условие, то такая деятельность будет неэффективной.
Формы организации исследовательской деятельности могут быть как урочными, так и внеурочными. Однако в них должны присутствовать следующие моменты:
> продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников, предоставление им возможности высказывать оригинальные идеи и гипотезы;
> усиление экспериментальной составляющей занятий, ориентированной на развитие и саморазвитие;
> организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
> стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей;
> побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к занятиям;
> стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
• Мыслительных умений и навыков.
• Умений и навыков при работе с книгой и другими источниками информации.
• Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
• Специальных исследовательских умений и навыков.
Особое внимание необходимо обратить на взаимодействие ученика и педагога, поскольку процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность этих субъектов. Только при наличии взаимоотношений сотрудничества и сотворчества создаётся
благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребёнка и результаты его самореализации, Педагог помогает ученику овладеть исследовательскими навыками, суммой базовых знаний и понятий, вводит ученика в бескрайнее море научного поиска, при этом уважая его индивидуальность.
При организации исследовательской деятельности я использую несколько моделей взаимодействия ученика и педагога.
МОДЕЛЬ 1. Педагог знает путь поиска и предлагает пройти этот путь ученику зная конечный результат этого пути.
Такая модель удобна для использования на коротком отрезке времени: уроке или части урока. Она реализуется через созданный мной комплекс уроков, построенных по технологии развивающего обучения с прохождением всех этапов исследования:
1. Постановка учебной задачи.
2. Создание проблемной ситуации (это может быть постановка проблемного эксперимента).
Столкновение учащихся с противоречием: поставленную задачу нельзя решить ранее известными способами или для решения необходимо интегрировать полученные ранее сведения.
3. Поиск способа решения проблемы.
Фронтальное обсуждение вариантов и способов
решения, выдвижение гипотез. Сбор и анализ данных (теоретических и экспериментальных).
4. Решение проблемы.
Проверка предложенных гипотез и принятие решения о верности каждой гипотезы.
5. Формулирование обобщённых выводов.
6. Применение обобщённых выводов к решению частных задач.
В этой модели деятельность учителя заключается в формулировании проблемы, подборе заданий, которые могут быть одинаковыми для всех или дифференцированными, и управлением деятельностью учащихся, Деятельность учащихся - самостоятельный поиск новых знаний. При организации на уроке учебного исследования ученик ставится в позицию учёного, что способствует усвоению не только самих знаний, но и методологии их получения. Качественно изменяется стиль деятельности учащихся, она становится проблем но-поисковой. При этом происходит развитие следующих умений:
• находить и формулировать научную проблему;
• генерировать идеи;
• планировать эксперимент и его проведение;
• находить решение проблемы нестандартным способом;
• анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
• определять сферы и границы результатов исследования,
Практика показывает, что самостоятельно сделанное, пусть даже небольшое открытие, гораздо лучше запоминается учеником, повышает уровень его самооценки, вызывает положительный эмоциональный настрой.
Использование исследовательского метода позволяет получать стабильно высокое качество знаний, прежде всего, за счёт их осознанности. Многолетней практикой доказано, что в ходе исследовательской деятельности приобретаются самые прочные знания.
Однако исследовательский метод, как и любой другой, следует применять на уроке целесообразно и обоснованно. Самостоятельное «открытие» учениками базовых теорий и законов не всегда является оправданным. Масса времени и сил уходит на абстрактные рассуждения, часто выходящие за рамки понимания ученика. Тогда это «псевдооткрытие» не приносит нужного результата. Следует подчеркнуть и важность предварительной подготовки учителя по управлению поисковой деятельностью, чтобы в процессе урока не был потерян интерес к исследуемой проблеме. Немаловажным является и уровень знаний учащихся, В классах с резким различием уровня знаний учеников применять на уроке исследовательский метод в его классическом варианте можно крайне редко.
Возможность применения на уроке исследовательского метода обучения определяю следующими критериями:
1. Наличие базовых знаний учащихся.
2. Знания, приобретаемые на данном уроке, находятся в зоне ближайшего развития ученика.
3. Объём новых знаний невелик, так как экономить время на исследовании и торопить учащихся нежелательно.
4. У учащихся должен быть навык подобной деятельности.
5. Учащиеся должны владеть методами научного познания,
При формировании химических понятий большое значение имеет качество формируемых знаний. Важная характеристика качества знаний - их осознанность. Она проявляется в умении использовать полученные знания на практике, объяснять и предсказывать факты и явления, раскрывать логику материала, аргументировать оценочные суждения. Использование исследовательского метода позволяет получать стабильно высокое качество знаний, прежде всего, за счёт их осознанности. Многолетней практикой доказано, что в ходе исследовательской деятельности приобретаются самые прочные знания.
Для реализации этой модели обучения я разработала комплекс уроков, построенных по технологии развивающего обучения. В ходе подготовки к этим урокам с использованием исследовательского метода обучения особое внимание уделялось:
> целесообразности и обоснованности применения исследовательского метода на данном уроке;
> оптимальному сочетанию с другими методами развивающего обучения (наряду с исследовательским - это поисковый, частично-поисковый, проблемное изложение) и формирующего обучения (объяснение, упражнение, демонстрация, работа по алгоритму и др.);
> организации самостоятельной поисковой деятельности учащихся;
> привнесению в лабораторные опыты и практические работы дополнительных заданий исследовательского характера;
> использованию в интеграции комплекса современных педагогических технологий: информационнокоммуникационных технологий, технологии проектной деятельности, технологии разноуровневого обучения, здоровьесберегающих технологий, технологии сотрудничества, технологии «мозгового штурма».
МОДЕЛЬ 2. Педагог знает путь поиска и исследования, прогнозирует конечный результат, предла-