Научная статья на тему 'ИЗ СОВЕТСКОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В 1970-1980-Х ГГ'

ИЗ СОВЕТСКОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В 1970-1980-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЕ И ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ / ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / МОБИЛИЗАЦИЯ / ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ / ПРИЗЫВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Багдасарян Артем Олегович

В статье освещены малоизученные аспекты проведения в СССР 1970-1980-хх годов мобилизационных мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Рассмотрен ряд фактов привлечения подразделений Вооружённых Сил СССР для проведения работ по ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. Показаны примеры проведения мобилизационных мероприятий и призыва личного состава из запаса для преодоления последствий различных крупных природных бедствий и техногенных катастроф. Выявлены и рассмотрены характерные проблемы и трудности, с которыми сталкивались органы государственной власти при проведении мобилизации. Особое внимание обращено на отсутствие нормативного регулирования мобилизационных вопросов при реагировании на чрезвычайные ситуации, что, по мнению автора, мешало качественному их решению. Несмотря на это, обоснованы выводы о безусловной целесообразности проводившихся мероприятий, а также о необходимости изучения опыта, накопленного в советский период, для планирования применения воинских подразделений в деле ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Багдасарян Артем Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE SOVIET EXPERIENCE OF CARRYING OUT MOBILIZATION MEASURES TO LIMINATE THE CONSEQUENCES OF EMERGENCY SITUATIONS IN THE 1970-1980S

The article highlights little-studied aspects of carrying out mobilization measures in the USSR in the 1970-1980s related to the elimination of emergency situations. A number of facts of attracting units of the Armed Forces of the USSR to carry out work to eliminate the consequences of large-scale emergencies are considered. Examples of carrying out mobilization activities and calling up personnel from the reserve to overcome the consequences of various major natural disasters and man-made disasters are shown. The characteristic problems and difficulties faced by public authorities during the mobilization are identified and considered. Particular attention is paid to the lack of regulatory regulation of mobilization issues in response to emergency situations, which, in the author's opinion, hindered their qualitative solution. Despite this, the conclusions about the unconditional expediency of the measures taken, as well as the need to study the experience gained in the Soviet period in order to plan the use of military units in the elimination of large-scale emergencies, are substantiated.

Текст научной работы на тему «ИЗ СОВЕТСКОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В 1970-1980-Х ГГ»

18. Spravka o rabote uchrezhdenij kul'tury oblasti. // OGAOO. F. 371. Op. 48. D. 108. L. 8.

19. Diagramma sostavlena na osnove dannyh OGAOO. F.371. Op. 33. D. 171. L.1 - 122; OGAOO. F. 371. Op. 48. D. 108. L. 1-18; OGAOO. F.371. Op.48. D.108. L.1-12.

МУНАСЫПОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА - аспирант, Оренбургский государственный педагогический университет. MUNASYPOVA, TATYANA V. - Ph.D. student, Orenburg State Pedagogical University (tatyana_victozo@mail.ru).

УДК 94(47).084.9:355.522«197/198» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-2-175-181

БАГДАСАРЯН А.О. ИЗ СОВЕТСКОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ В 1970-1980-х гг.

Ключевые слова: природные и техногенные катастрофы, чрезвычайные ситуации в Советском Союзе, ликвидация чрезвычайных ситуаций; гражданская оборона; мобилизация; Вооружённые Силы, призыв.

В статье освещены малоизученные аспекты проведения в СССР 1970-1980-хх годов мобилизационных мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Рассмотрен ряд фактов привлечения подразделений Вооружённых Сил СССР для проведения работ по ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. Показаны примеры проведения мобилизационных мероприятий и призыва личного состава из запаса для преодоления последствий различных крупных природных бедствий и техногенных катастроф. Выявлены и рассмотрены характерные проблемы и трудности, с которыми сталкивались органы государственной власти при проведении мобилизации. Особое внимание обращено на отсутствие нормативного регулирования мобилизационных вопросов при реагировании на чрезвычайные ситуации, что, по мнению автора, мешало качественному их решению. Несмотря на это, обоснованы выводы о безусловной целесообразности проводившихся мероприятий, а также о необходимости изучения опыта, накопленного в советский период, для планирования применения воинских подразделений в деле ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций.

BAGDASARYAN, AO.

FROM THE SOVIET EXPERIENCE OF CARRYING OUT MOBILIZATION MEASURES TO LIMINATE THE CONSEQUENCES OF EMERGENCY SITUATIONS IN THE 1970-1980s

Key words: natural and man-made disasters, emergency situations in the Soviet Union, liquidation of emergency situations; civil defense; mobilization; Armed Forces, call.

The article highlights little-studied aspects of carrying out mobilization measures in the USSR in the 1970-1980s related to the elimination of emergency situations. A number of facts of attracting units of the Armed Forces of the USSR to carry out work to eliminate the consequences of large-scale emergencies are considered. Examples of carrying out mobilization activities and calling up personnel from the reserve to overcome the consequences of various major natural disasters and man-made disasters are shown. The characteristic problems and difficulties faced by public authorities during the mobilization are identified and considered. Particular attention is paid to the lack of regulatory regulation of mobilization issues in response to emergency situations, which, in the author's opinion, hindered their qualitative solution. Despite this, the conclusions about the unconditional expediency of the measures taken, as well as the need to study the experience gained in the Soviet period in order to plan the use of military units in the elimination of large-scale emergencies, are substantiated.

Силы гражданской обороны в Российской Федерации рассматриваются сегодня в качестве основных подразделений, предназначенных для борьбы с возникающими чрезвычайными ситуациями. В связи с этим на рубеже XX-XXI вв. одним из приоритетных направлений их развития стало создание принципиально новой, мобильной, оснащённой современными техническими средствами группировки, способной эффективно выполнять задачи в мирное и военное время [1, с. 198]. При этом одним из основных принципов ее построения и применения стала стратегическая мобильность, суть которой заключается в создании возможностей для поэтапного наращивания и концентрации сил и средств гражданской обороны в нужное время и в нужном месте. Реализация данного принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных и подготовленных сил, способных прикрывать не только отдельные города и объекты, но и целые территории, а также наличие мобильных резервов средств защиты и средств жизнеобеспечения пострадавшего населения [2, с. 19]. Однако при таком принципе построения гражданская оборона не в состоянии полноценно решать задачи по ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций.

В истории страны ситуации, для ликвидации последствий которых приходилось привлекать большое количество людей, техники и материальных средств, возникали не раз. В современных условиях проблема возникновения подобных бедствий для России все ещё продолжает оставаться актуальной. В этой связи одним из вариантов реагирования на них представляется планирование

мобилизационных мероприятий, адекватных потребностям борьбы с крупномасштабными чрезвычайными ситуациями.

В частности, в 2017 году первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Ф.А. Клинцевич предложил использовать возможности мобилизации граждан, находящихся в запасе, для привлечения их к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (проект закона о внесении соответствующих изменений в федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении» и «О военном положении») [3]. Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» прямо предусмотрена возможность мобилизации трудоспособного населения для обеспечения или проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при введении чрезвычайного положения. Кроме того, им же предусмотрено, что чрезвычайное положение может вводиться не только во всей стране, но и на отдельной территории. В этом случае требование мобилизации распространяется только на то население, которое находится на данной территории [4]. Однако механизм проведения такой мобилизации никакими нормативными актами не регламентирован. Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» предусматривает проведение мобилизации только в целях перевода Вооружённых Сил Российской Федерации, экономики и различных органов власти на работу в условиях военного времени [5]. Процедура осуществления мобилизационных мероприятий для реагирования на различные катастрофы и бедствия мирного времени все еще не определена.

Несмотря на это, в истории нашей страны имеется ряд подтверждённых фактов, когда для ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций приходилось проводить мобилизацию находящегося в запасе личного состава, а также имущества и техники. В СССР такие мероприятия осуществлялись неоднократно.

К примеру, в 1972 году в Советском Союзе в результате высокой температуры и аномальных природных процессов возникли сильные лесные и торфяные пожары (40 169 лесных пожаров) на площади 1,46 млн. га [6, с. 103]. Для тушения пожаров были привлечены подразделения Вооружённых Сил СССР, в том числе и полки гражданской обороны. Так, только на территории Московской области были задействованы более 70 тысяч человек, включая 24 тысячи военнослужащих [7, с. 144].

Привлечение такого количества личного состава воинских подразделений могло отрицательно сказаться на состоянии боевой готовности Вооружённых Сил. Наверное, поэтому было принято решение активно задействовать на тушении лесных и торфяных пожаров военнообязанных, призванных из запаса. Несмотря на то, что события ликвидации крупных лесных и торфяных пожаров в 1972 г. до сих пор остаются малоизученными, можно с уверенностью констатировать, что для борьбы с ними была проведена мобилизация полков войск гражданской обороны СССР в Московской, Горьковской (ныне - Нижегородской) и Саратовской областях.

К примеру, для участия в тушении пожаров 147-й отдельный механизированный полк гражданской обороны (ныне - Ногинский спасательный центр МЧС России), располагавшийся в Московской области, в период с 25 по 26 августа 1972 г. произвел развёртывание по штатам военного времени. Его отмобилизование было осуществлено на основании Директивы Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. В период с 27 августа по 21 сентября полк вел борьбу с пожарами в деревнях Дальняя Павлово-Посадского района, Большое Гридино и Куплиям Егорьевского района, посёлке Рязановский Шатурского района Московской области. Общая площадь пожаров, погашенных личным составом полка, в том числе и призванным из запаса, составила 1557 га (локализованы - на 1654 га.) [8, с. 100].

На штаты военного времени был также переведён 460-й отдельный механизированный полк гражданской обороны, располагавшийся в Московской области. 25 августа 1972 г. в 16.00, в соответствии с Директивой начальника штаба Московского военного округа от 25.08.1972 № 8/298, полк был поднят по боевой тревоге. В пункте постоянной дислокации были развёрнуты пункты приёма личного состава и техники. Через 23 часа после получения сигнала полк был полностью развёрнут, а через 25 часов - убыл в район пожаров. В период с 26 августа по 2 октября 1972 г. личный состав 460-го полка задействовался для тушения пожаров в Егорьевском и Шатурском районах Московской области, а также в Клепиковском районе Рязанской области [9].

На базе 393-го отдельного механизированного полка гражданской обороны (пос. Новосмолинский Горьковской области) были сформированы 3 специализированных полка. Их формирование началось по приказу Начальника гражданской обороны СССР - заместителя Министра обороны СССР генерал-полковника А.Т. Алтунина. Для этого полк, уже находившийся на тушении лесных пожаров в Горьковской области, вынужден был 26 августа 1972 г. прибыть в район отмобилизования, где через 4 часа начался приём приписного личного состава и техники. В 4 утра 27 августа 1972 г. первая команда (отдельный механизированный полк) убыла на тушение лесных и торфяных пожаров в Борский район Горьковской области. Затем были сформированы ещё две команды (отдельных механизированных полка), направленные для тушения пожаров в Кулебакский и Балахнинский районы Горьковской области [10, лл. 31-36]

Также на базе 455-го отдельного механизированного полка гражданской обороны, дислоцированного в Саратовской области, были отмобилизованы два полка гражданской обороны, которые задействовали для тушения пожаров в Пензенской области и Марийской АССР [11].

По результатам ликвидации лесных и торфяных пожаров 147-й и 460-й отдельные механизированные полки гражданской обороны были награждены Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (фото. 1 и 2) [8, с. 101; 9].

Фото. 1. Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР, вручённая 147-му отдельному механизированному полку гражданской обороны СССР [8, с. 101].

Ш

»■пи... Не ПОдлокит снуй ЛУ

УКАЗ

ПРЕЗИДИУМА ВКРЯиВИОГО СОВКГА РСФСР

С награждении воинских соединения, ^ 1 , частей и военнл-уч-збншс эпподсний Почетной 1 иамотои Пдозилмума Верховного Совета ИЖГ

За успешное пыполненио личным составом заданий по туе''ми» пожаров на территории ряда областей РСФСР и проявленные при »том щпкество и сомоо трержвкность наградить

460 отдельный I.

1 Грахдаиской ойэронь

И.ЙСНОВ

Ъ^'с» Х.ШК0В

Коевда, 20 октября ~-глг гсда ж. 7-е/оо

Фото. 2. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о награждении 460-го отдельного механизированного полка гражданской обороны СССР [9].

Самые масштабные мобилизационные мероприятия в Советском Союзе были проведены в 1986-1990 гг. при ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Масштабы и характер чрезвычайной ситуации потребовало тогда беспрецедентных для мирного времени сил и средств. С первых же дней катастрофы Министерство обороны СССР приступило к созданию группировки сил для ликвидации её последствий [12, с. 30]. Её создание также сопровождалось проведением мобилизационных мероприятий, которые стали осуществляться через два дня после аварии. Так, в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил СССР от 28 апреля 1986 года № 490, на базе 427-го отдельного механизированного полка гражданской обороны (г. Киев) началось формирование 731 -го отдельного батальона специальной защиты, который 29 апреля приступил к проведению ликвидационных работ [13, с. 53, 82].

В соответствии с распоряжением Генерального штаба Вооруженных Сил СССР от 1 мая № 4/201 началось отмобилизование 262-го отдельного механизированного полка гражданской обороны (с. Червонознаменка (ныне - Знаменка) Одесской области Украинской ССР), который уже 4 мая приступил к боевому слаживанию. 14-15 мая началось отмобилизование 393-го, 453-го

(пос. Ковалевка Ростовской области) и 955-го (ст. Динская Краснодарского края) отдельных механизированных полков гражданской обороны [14].

Первоначально отмобилизование частей проводилось под видом учебных сборов. Например, в соответствии с директивами начальника Генерального штаба от 8 мая 1986 года № 315/2/32-Ш и № 315/2/33-Ш Прибалтийский военный округ должен был развернуть на учебные сборы сроком на два месяца 442-й, 257-й и 228-й отдельные механизированные полки гражданской обороны [14].

29 мая 1986 г., осознав масштабы катастрофы и объёмы проведения необходимых работ по её ликвидации, ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление № 634-188 о призыве военнообязанных запаса на специальные учебные сборы сроком на 6 месяцев [15, с. 63-64]. Призыв предусматривалось осуществлять сверх лимитов, установленных Министерству обороны постановлением Совета министров СССР от 20 августа 1985 г. № 795-236 [16, с. 177].

Неизвестно, какое количество было запланировано к призыву и насколько полностью он был выполнен, но к июню 1986 г. по распоряжению Министерства обороны СССР уже были отмобилизованы 94 воинские части численностью 32 329 чел. К 25 августа 1986 г. состав оперативной группы Министерства обороны СССР в зоне чрезвычайной ситуации составлял 40 тысяч человек, из которых более 32 тысяч были призваны из запаса [17, с. 321]. Всего, по данным Генерального штаба Министерства обороны СССР с апреля 1986 г. по ноябрь 1990 г. группировка войск Министерства обороны составила 210 соединений и частей численностью 340 тысяч человек [15, с. 69]. По другим данным, за весь период участия Вооружённых Сил в ликвидации последствий аварии через Чернобыль прошли более 600 тысяч военнослужащих [17, с. 322].

В составе группировки войск в Чернобыле, сосредоточенной для ликвидации последствий аварии, 40-44% приходилось на химические войска, 28-32% - на силы гражданской обороны, 8% - на инженерные войска, 10% - на воинские части и подразделения тыла, 7-9% - на части технического обеспечения, 4-6% - на войска связи, Военно-воздушные силы и т.д. [18].

Для отмобилизованного личного состава распоряжением Совета Министров СССР от 23 мая 1986 г. предусматривались соответствующие выплаты. Для военнообязанных, которые к моменту призыва временно не работали, заработная плата должна была выплачиваться местными органами военного управления, исходя из должностного оклада в размере 100 рублей в месяц с применением установленных коэффициентов к заработной плате за работу в зоне атомной станции, и единовременное вознаграждение [16, с. 150].

Помимо призыва военнообязанных военные комиссариаты также осуществляли призыв в различные военизированные подразделения других министерств и ведомств, принимавших участие в ликвидации последствий аварии [14]. Также проводились мероприятия по изъятию из мобилизационного резерва необходимой техники и имущества [16, с. 76-77].

Однако стоит отметить, что при проведении мобилизационных мероприятий имели место определённые трудности и недостатки. Один из ликвидаторов аварии И.В. Бондаренко, проживавший на момент возникновения чрезвычайной ситуации в Краснодарском крае, вспоминал, что 15 мая 1986 г. в 00.30 ч. к нему домой прибыл посыльный из военкомата и вручил повестку о призыве на двухмесячные военные сборы. В течение часа ему предписывалось прибыть на сборный пункт, располагавшийся в актовом зале станкостроительного техникума, откуда его и других резервистов отправили в станицу Динскую в 955-й отдельный механизированный полк гражданской обороны. Там им и сообщили цель их призыва. 19 мая 1986 г. полк прибыл на Украину вместе с техникой и стрелковым оружием. Через две недели за ненадобностью оружие пришлось отвезти обратно. И.В. Бондаренко отмечал, что в ходе мобилизации не проводились медицинские и призывные комиссии, что привело к тому, что в зоне аварии оказались люди с хроническими болезнями и не подлежащие призыву. Решение об увеличении сроков участия резервистов в ликвидации чрезвычайной ситуации с двух до шести месяцев также вызвало непонимание среди личного состава. В итоге, часть военнослужащих отказывались от приёма пищи и требовали от руководства разобраться в сложившейся ситуации [19, с. 253-254].

3 июля 1986 г. Комитет государственной безопасности Украинской ССР сообщал, что ряд военнослужащих из Прибалтийских республик планировали объявить голодовку 7-8 июля, оказать неповиновение приказам и совершать другие неправомерные действия («бунтовать»») в случае, если они по истечению двух месяцев не будут демобилизованы. Некоторые из них склоняли своих

близких предпринимать различные противоправные действия, вплоть до уголовно наказуемых, способствующих досрочной демобилизации (фиктивные справки о болезнях, тяжелом семейном и материальном положении и др.) [20, с. 463].

В целях недопущения роста недовольства мобилизованных лиц на военные комиссариаты дополнительно легла обязанность по проведению среди них разъяснительной работы [14].

Имели место случаи, когда, по разным причинам, военнообязанные не прибывали на призывные пункты. Так, один из участников ликвидации аварии П.А. Бурнышев вспоминал, что после того, как он получил летом 1986 г. повестку из военкомата, его начальник договорился, чтобы его не забирали, потому что он являлся незаменимым специалистом. Только в 1988 г. он был призван в Чернобыль. Другой ликвидатор (Э.П. Иващенко) вспоминал, что несмотря на то, что у него накануне аварии родился ребёнок, к нему прислали повестку. К тому времени он работал водителем-дальнобойщиком, и его директор сказал ему, чтобы он взял путёвку и в течение месяца не появлялся. Однако в военкомате с директором провели соответствующую беседу, где сообщили, что в зону аварии поедет либо он, либо Э.П. Иващенко. Поэтому он вынужден был в октябре 1986 г. отправить своего подчинённого в военный комиссариат для дальнейшего призыва [21, с. 182, 219].

Были случаи, когда родственники резервистов высказывали своё недовольство условиями призыва и порядком задействования военнообязанных на ликвидации чрезвычайной ситуации. Так, 19 июля 1986 г. в г. Лубны Полтавской области Украинской ССР у военкомата собралось около 150 женщин с детьми, которые настаивали на возвращении призванных после истечения ранее указанного срока и замене их другими. Они выражали беспокойство об их здоровье. В ходе беседы с родственниками мобилизованных выяснились серьезные просчеты, допущенные при призыве, и в реагировании на заявления и жалобы граждан. Так, среди призванных оказались многодетные, а также имеющие на иждивении по двое детей и родителей-инвалидов, а также демобилизованные в 1986 г. военнослужащие срочной службы [16, с. 268].

Приведенные примеры вышеуказанных недостатков, проявившихся в ходе мобилизации резервистов, не позволяют однозначно утверждать, что они носили повсеместный характер. Так, один из ликвидаторов чрезвычайной ситуации В.В. Чеботарев, призванный в июне 1986 г., вспоминал, что в военкомате ему сразу разъяснили место, цели и задачи его призыва в армию [15, с 69].

Руководство страны и органы военного командования оперативно сделали соответствующие выводы. Так, по воспоминаниям некоторых участников ликвидации чернобыльской аварии, призванных в последующие годы, отмечалось их обязательное медицинское освидетельствование, а также предварительная подготовка перед убытием в зону проведения работ [21, с. 157-160]. Для подготовки мобилизованных стали разворачиваться соответствующие учебные части. Например, в этих целях в химических войсках были развёрнуты три учебных батальона [22, с. 200].

Помимо трудностей с призывом личного состава имелись проблемы и при использовании техники и имущества, находящегося в мобилизационном резерве. Так как они предназначались для использования в особый период и в военное время, то не было никаких нормативных документов, регламентирующих снятие с хранения для привлечения к ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени [20, с. 378]. При отмобилизовании техники руководители автобаз зачастую в массовом количестве поставляли не новые, приписанные к войскам, а старые неукомплектованные автомобили [14]. Эти обстоятельства затрудняли процесс мобилизации техники.

Опыт проведения мобилизационных мероприятий для ликвидации чернобыльской аварии не был учтён полностью, что показали события Спитакского землетрясения 1988 года. В декабре 1988 г. Комиссия Политбюро ЦК КПСС приняла решение о развёртывании 8 полков гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. 8 декабря начальник Генерального штаба Вооружённых Сил СССР издал Директиву на доукомплектование полков личным составом и техникой и их направление в зону бедствия. Приём, распределение и экипировка приписного состава, снятие техники с хранения и вывоз имущества в пункты погрузки осуществлялись с большими трудностями. 20% мобилизованного личного состава не подлежали призыву по семейным обстоятельствам и состоянию здоровья, что вызвало необходимость его

возвращения из районов проведения работ. Эти обстоятельства негативно сказались на работе соответствующих штабов. Из-за сжатых сроков мобилизации не хватало времени на слаживание подразделений. Не были предусмотрены маршруты выдвижения полков и способы их доставки. В итоге, полки гражданской обороны прибывали в зону чрезвычайной ситуации на 6-8 сутки после землетрясения [23, с. 41,44, 55-56]. И это при том, что, как правило, по истечении 7-10 суток в завале практически не оставалось живых людей.

В итоге, можно определить следующие недостатки, с которыми столкнулись органы государственной власти и военного командования при проведении мобилизации при реагировании на чрезвычайные ситуации: сжатые сроки мобилизации подразделений и их слаживания; неэффективная работа отдельных военкоматов с приписным личным составом, что, в итоге, приводило к мобилизации личного состава, не годного к службе; отсутствие нормативных документов, регламентирующих порядок призыва военнообязанных и отмобилизования техники и имущества для ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Несмотря на имевшие место просчеты, в советское время был накоплен ценный опыт проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время. Угроза возникновения масштабных чрезвычайных ситуаций сегодня требует изучения этого опыта и его практического применения в плане организации мобилизационных мероприятий.

Литература и источники

1. Оперативное управление мероприятиями РСЧС. Сборник лекций для руководящего состава МЧС России. Кн. 2. Изд. 2, доп. и перераб / Под общ. ред. В.Ф. Мищенко. - М.: ООО «ИПП «КУНА», 2004. - 405 с.

2. Гражданская оборона. Изд. 2-е, перераб. - М.: АГЗ МЧС России, 2018. - 400 с.

3. Для ликвидации ЧС могут объявить мобилизацию. [Электронный ресурс]. / Парламентская газета. URL: https://www.pnp.ru/social/dlya-likvidacü-chs-mogut-obyavit-masshtabnuyu-mobilizaciyu.html(дата обращения: 01.12.2022).

4. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении». [Электронный ресурс]. / СПС «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. / СПС «КонсультантПлюс».

6. Россия в борьбе с катастрофами: [в 3 томах]. Кн. 2: XX век - начало XXI века. / под. общ. ред. С.К. Шойгу ; ред.: Ю.Л. Воробьев и А.Н. Сахаров. - М.: Деловой экспресс, 2007. - 271 с.

7. ВоробьевЮ.Л., АкимовВ.А., СоколовЮ.И. Лесные пожары на территории России: состояние и проблемы. - М.: Дэкс-Пресс, 2004. - 309 с.

8. 80 лет службы Отечеству. 1936-2016 / под общ. ред. В.А. Пучкова. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС(ФЦ), 2016. - 224 с.

9. Центральный музей МЧС России. КП-4305. Формуляр исторический - 460 отдельного механизированного полка Гражданской обороны Союза СССР. - С последующими изменениями в наименовании части - 147 отдельной механизированной бригады Гражданской обороны, - 147 спасательной бригады Гражданской обороны, - 57 отдельного спасательного отряда, - 1236 спасательного центра. На 363-х листах в папке. СССР, Российская Федерация. 1968-2009 гг. Комплекта документов 1236 спасательного центра, МЧС России.

10. Центральный архив МЧС России. Ф. 2. Оп. 3. Д. 1. Исторический формуляр в/ч 75223.

11. Юбилей 455 отдельного механизированного полка гражданской обороны. [Электронный ресурс]. // БЕZФОРМАТА: Новости Саратова и Саратовской области. URL: https://saratov.bezformata.com/listnews/polka-grazhdanskoj-оЬогош/5265970/(дата обращения: 01.12.2022).

12. Журбенко В.М., Кудряшов В.И. Участие Вооруженных Сил СССР в ликвидации последствий взрыва на Чернобыльской атомной электростанции. // Военно-исторический журнал. - 2006. - № 4. - С. 29-34.

13. Гудов В.А. 731 спецбатальон. - Киев: Киевский университет, 2009. - 89 с.

14. Под контролем ГОМУ Генерального штаба. [Электронный ресурс]. // «Военные комиссариаты России». Информационно-аналитический и методический журнал Минобороны России. URL: https://voenkom.ric.mil.ru/Stati/item/316043/ (дата обращения: 01.12.2022).

15. Чернобыль. Труд и подвиг. Красноярским ликвидаторам Чернобыльской аварии посвящается. - Красноярск: Поликор, 2011. - 304 с.

16. Чорнобильська трагедш. Документи i матер1али / головний упорядник: Н.П. Барановська. - Кшв: «Наукова думка», 1996. - 718 с.

17. Дьяченко А.А. Опыт ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Деятельность государственных органов СССР, 1986-1991 гг.). Дис. ... докт. ист. наук. - М., 2002 - 689 с.

18. Полонский И. День гражданской обороны. Войска МЧС всегда готовы прийти на помощь. [Электронный ресурс]. // «Военное обозрение» обзор военно-политической обстановки в мире. URL: https://topwar.ru/83689-den-grazManskoy-oborony-voyska-mchs-vsegda-gotovy-priyti-na-pomosch.html (дата обращения: 01.12.2022).

19. Бондаренко В.И. Вклад регионов России в ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф в СССР во второй половине XX в.: на примере Краснодарского края. Дис. ... канд. ист. наук. - Краснодар, 2015. - 260 с.

20. Чорнобильське досье КГБ: вщ будiвництва до аварй: Збiрник докуменпв про катастрофу на Чорнобильськш АЕС / Упоряд.: О. Бажан, А. Когут, Г. Боряк; Ред. кол.: I. Лябах, А. Моргун, В. Бiрчак, М. Панова, О. Рубльов, В. Хропко. - Кшв., 2020. - 688 с.

21. Пермский край и ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС. Сборник документов и воспоминаний / под ред. С.В. Неганова. - Пермь, 2021. - 388 с.

22. Малеев В.Н. Герои неизвестной войны. Память обретенная. - М.: Куна, 2011. - 388 с.

23. Уроки и выводы ликвидации последствий разрушительных землетрясений для гражданской обороны СССР. / под общ. Ред. генерала армии В.Л. Говорова. - М.: Воениздат, 1989. - 189 с.

References and Sources

1. Operativnoe upravlenie meropriyatiyami RSChS. Sbornik lekcij dlya rukovodyashchego sostava MChS Rossii. Kn. 2. Izd. 2, dop. i pererab / Pod obshch. red. V.F. Mishchenko. - M.: OOO «IPP «KUNA», 2004. - 405 s.

2. Grazhdanskaya oborona. Izd. 2-e, pererab. - M.: AGZ MChS Rossii, 2018. - 400 s.

3. Dlya likvidacii ChS mogut ob"yavit' mobilizaciyu. [Elektronnyj resurs]. / Parlamentskaya gazeta. URL: https://www.pnp.ru/social/dlya-likvidacii-chs-mogut-obyavit-masshtabnuyu-mobilizaciyu.html(data obrashcheniya: 01.12.2022).

4. Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 30 maya 2001 g. № 3-FKZ «O chrezvychajnom polozhenii». [Elektronnyj resurs]. / SPS «Konsul'tantPlyus».

5. Federal'nyj zakon ot 26 fevralya 1997 g. N° 31-FZ «O mobilizacionnoj podgotovke i mobilizacii v Rossijskoj Federacii». [Elektronnyj resurs]. / SPS «Konsul'tantPlyus».

6. Rossiya v bor'be s katastrofami: [v 3 tomah]. Kn. 2: XX vek - nachalo XXI veka. / pod. obshch. red. S.K. Shojgu ; red.: Yu.L. Vorob'ev i A.N. Saharov. - M.: Delovoj ekspress, 2007. - 271 s.

7. Vorob'ev Yu.L., Akimov V.A., Sokolov Yu.I. Lesnye pozhary na territorii Rossii: sostoyanie i problemy. - M.: Deks-Press, 2004. - 309 s.

8. 80 let sluzhby Otechestvu. 1936-2016 / pod obshch. red. V.A. Puchkova. - M.: FGBU VNII GOChS(FC), 2016. - 224 s.

9. Central'nyj muzej MChS Rossii. KP-4305. Formulyar istoricheskij - 460 otdel'nogo mekhanizirovannogo polka Grazhdanskoj oborony Soyuza SSSR. - S posleduyushchimi izmeneniyami v naimenovanii chasti - 147 otdel'noj mekhanizirovannoj brigady Grazhdanskoj oborony, - 147 spasatel'noj brigady Grazhdanskoj oborony, - 57 otdel'nogo spasatel'nogo otryada, - 1236 spasatel'nogo centra. Na 363-h listah v papke. SSSR, Rossijskaya Federaciya. 1968-2009 gg. Komplekta dokumentov 1236 spasatel'nogo centra, MChS Rossii.

10. Central'nyj arhiv MChS Rossii. F. 2. Op. 3. D. 1. Istoricheskij formulyar v/ch 75223.

11. Yubilej 45 5 otdel'nogo mekhanizirovannogo polka grazhdanskoj oborony. [Elektronnyj resurs]. // BEZFORMATA: Novosti Saratova i Saratovskoj oblasti. URL: https://saratov.bezformata.com/listnews/polka-grazhdanskoj-oboroni/5265970/(data obrashcheniya: 01.12.2022).

12. Zhurbenko V.M., Kudryashov V.I. Uchastie Vooruzhennyh Sil SSSR v likvidacii posledstvij vzryva na Chernobyl'skoj atomnoj elektrostancii. // Voenno-istoricheskij zhurnal. - 2006. - № 4. - S. 29-34.

13. Gudov V.A. 731 specbatal'on. - Kiev: Kievskij universitet, 2009. - 89 s.

14. Pod kontrolem GOMU General'nogo shtaba. [Elektronnyj resurs]. // «Voennye komissariaty Rossii». Informacionno-analiticheskij i metodicheskij zhurnal Minoborony Rossii. URL: https://voenkom.ric.mil.ru/Stati/item/316043/ (data obrashcheniya: 01.12.2022).

15. Chernobyl'. Trud i podvig. Krasnoyarskim likvidatoram Chernobyl'skoj avarii posvyashchaetsya. - Krasnoyarsk: Polikor, 2011. - 304 s.

16. Chornobil's'ka tragediya. Dokumenti i materiali / golovnij uporyadnik: N.P. Baranovs'ka. - Kii'v: «Naukova dumka», 1996. - 718 s.

17. D'yachenko A.A. Opyt likvidacii posledstvij katastrofy na Chernobyl'skoj AES (Deyatel'nost' gosudarstvennyh organov SSSR, 1986-1991 gg.). Dis. ... dokt. ist. nauk. - M., 2002 - 689 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Polonskij I. Den' grazhdanskoj oborony. Vojska MChS vsegda gotovy prijti na pomoshch'. [Elektronnyj resurs]. // «Voennoe obozrenie» obzor voenno-politicheskoj obstanovki v mire. URL: https://topwar.ru/83689-den-grazhdanskoy-oborony-voyska-mchs-vsegda-gotovy-priyti-na-pomosch.html (data obrashcheniya: 01.12.2022).

19. Bondarenko V.I. Vklad regionov Rossii v likvidaciyu posledstvij prirodnyh i tekhnogennyh katastrof v SSSR vo vtoroj polovine XX v.: na primere Krasnodarskogo kraya. Dis. ... kand. ist. nauk. - Krasnodar, 2015. - 260 s.

20. Chornobil's'ke dos'e KfB: vid budivnictva do avarii: Zbirnik dokumentiv pro katastrofu na Chornobil's'kij AES / Uporyad.: O. Bazhan, A. Kogut, G. Boryak; Red. kol.: I. Lyabah, A. Morgun, V. Birchak, M. Panova, O. Rubl'ov, V. Hropko. - Kii'v., 2020. - 688 s.

21. Permskij kraj i likvidaciya avarii na Chernobyl'skoj AES. Sbornik dokumentov i vospominanij / pod red. S.V. Neganova. - Perm', 2021. - 388 s.

22. Maleev V.N. Geroi neizvestnoj vojny. Pamyat' obretennaya. - M.: Kuna, 2011. - 388 s.

23. Uroki i vyvody likvidacii posledstvij razrushitel'nyh zemletryasenij dlya grazhdanskoj oborony SSSR. / pod obshch. Red. generala armii V.L. Govorova. - M.: Voenizdat, 1989. - 189 s.

БАГДАСАРЯН АРТЕМ ОЛЕГОВИЧ - доктор исторических наук, заместитель начальника кафедры (организации управления повседневной деятельности МЧС России), Академия гражданской защиты МЧС России.

BAGDASARYAN, ARTEM O. - Doctor of History, Deputy Head of the Department (organization of management of daily activities of the EMERCOM of Russia), Civil Defense Academy of the EMERCOM of Russia (minikorobka2000@mail.ru).

УДК 94(470.42).084.9:37.035«1981/1985» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-2-181-185

ПАНКОВ Р.Н.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ ИГРЫ «ЗАРНИЦА» В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, «Зарница», Ульяновск, Ульяновская область, оборонная работа, советская молодежь.

В статье анализируется опыт реализации мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи на территории Ульяновской области в годы 11 пятилетки. Опираясь на архивные материалы, автор характеризует основные этапы подготовки и проведения военно-спортивной игры «Зарница». Проанализированы основные виды соревнований, отмечена их роль в воспитании будущих защитников Отечества. Изученные данные свидетельствуют, что военно-спортивная игра «Зарница» являлась успешной методикой, позволявшей всем школьникам страны принять в ней участие и получить потенциальную возможность дойти до всесоюзного финала. Анализ статистических материалов позволил установить неравномерность вовлечения учащихся в игру «Зарница» по отдельным районам области, что было связано с активностью комсомольских организаций на местах и личной заинтересованностью руководителей образовательных учреждений.

PANKOV, R.N.

HISTORICAL EXPERIENCE OF ORGANIZING AND CARRYING OUT THE MILITARY SPORT GAME "ZARNTTSA" IN THE FIRST HALF OF THE 1980s. (BY THE MATERIALS OF THE ULYANOVSK REGION)

Key words: military-patriotic education, «Zarnitsa», Ulyanovsk, Ulyanovsk region, defense work, Soviet youth

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.