Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Багдасарян Артем Олегович

Статья посвящена проблеме создания в России системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, как единой государственной системы гражданской защиты. Отмечается, что в Советском Союзе гражданская оборона являлась составной частью образуемой Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. Эта концепция также была реализована в созданной в 1992 году Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Однако в 1994 г. Гражданская оборона была выведена из состава РСЧС. Показаны основные предпосылки, определившие необходимость образования в Российской Федерации единой государственной системы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также раскрыты причины, не позволившие реализовать эту идею на практике в полной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Багдасарян Артем Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CREATING A STATE SYSTEM OF CIVIL PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION (HISTORICAL ASPECT)

The article is devoted to the problem of creating in Russia a system for the prevention and liquidation of emergency situations and civil defense, as a unified state system of civil protection. It is noted that in the Soviet Union, civil defense was an integral part of the emerging State All-Union System for Prevention and Action in Emergency Situations. This concept was also implemented in the Russian system of warning and action in emergency situations, created in 1992. However, in 1994, the Civil Defense was withdrawn from the RSChS. The main prerequisites that determined the need for the formation in the Russian Federation of a unified state system for the protection of the population and territories from emergency situations of peacetime and wartime are shown, as well as the reasons that did not allow this idea to be fully implemented in practice.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

4. Лукин А.Л. Интеграционные процессы и институты в Азиатско-Тихоокеанском регионе: политика, экономика, безопасность. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та. 2009. - 253 с.

5. Taneja, Nisha. Informal Trade in SAARC Region// Economic and Political Weekly. - 2001. - №36(11). - 17-23 March. - Р.959-964.

6. ThongkholalH. India's Look East Policy: Its Evolution and Approach// South Asian Survey. - 2014. - V. 18(2). - P. 239-257.

7. Дудайти А. К. Кувейтский кризис в ближневосточной политике стран-членов ЕЭС начала 90-х гг. XX в // Гуманитарные и юридические исследования. - 2015. - №1.

8. Лунев С. Внешняя политика Индии и воздействие на нее внутренних факторов // Вестник МГИМО-Университета. - 2010. -№1(10). - С. 189-201.

9. Egreteau, Renaud. Wooing the Generals: India's New Burma Policy. - Delhi: Authors Press, 2003.

10. Nanda, Prakash. Rediscovering Asia: Evolution of India's Look-East Policy. - New Delhi: Lancer, 2003.

11. GoyalA. Handbook of the Indian Economy in the 21st Century: Understanding the Inherent Dynamism. - Oxford: University Press, 2014. - 965 p.

12. Андреев С.Д. Концепция «Смотреть на Восток» и её эволюция как инструмент интеграции Индии в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Итоги и перспективы развития исторической науки на Дальнем Востоке России (Десятые Крушановские чтения, 2021 г.). - Владивосток: Дальнаука, 2021.

13. Kesavan K. V. India's 'Act East' policy and regional cooperation // India and South Korea: Exploring new avenues, outlining goals.

- 2020. - V. 101 - P. 7-16

14. Shepard W. On the New Silk Road: Journeying through China's Artery of Power// Bloomsbury Publishing PLC. 2022.

15. Asif A. India - ASEAN Relations in 21st Century: Strategic Implications for India - Analysis // Eurasia review. News Analysis.// [Электронный ресурс] - 2012. - URL: https://www.eurasiareview.com/09072012-india-asean-relations-in-21st-century-strategic-implications-for-india-analysis/ (дата обращения: 15.01.2023).

16. Индия-Темп прироста ВВП, в постоянных ценах // [Электронный ресурс] Knoema. - 2018. - Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/Индия/Темп-прироста-ВВП-в-постоянных-ценах (дата обращения: 15.08.2022).

17. Khurana S.G. Indo-US Joint Defence Exercises: An Appraisal For India // Strategic Analysis. - 2008. - V. 32:6. - P. 1047-1065.

References and Sources

1. Naidu, G.V.C. India and Southeast Asia // World Focus. - 1996. - № 17. - 10-12 October-December. - R. 82-84.

2. Bojcov V.V. «Duh Bandunga» i praktika ekonomicheskogo sotrudnichestva v regione YUgo-Vostochnoj Azii // YUVA: aktual'nye problemy razvitiya. - 2015. - №26.

3. Ghoshal, Baladas. India, ASEAN and APEC // India's Foreign

Policy Challenges and Prospects / Nancy Jetly (ed). - New Delhi: Vikas, 1999.

4. Lukin A.L. Integracionnye processy i instituty v Aziatsko-Tihookeanskom regione: politika, ekonomika, bezopasnost'. - Vladivostok: Izd-vo Dal'nevostochnogo un-ta. 2009. - 253 s.

5. Taneja, Nisha. Informal Trade in SAARC Region // Economic and Political Weekly. - 2001. - № 36 (11). - 17-23 March. - R. 959-964

6. Thongkholal H. India's Look East Policy: Its Evolution and Approach// South Asian Survey. - 2014. - V. 18(2). - P. 239-257.

7. Dudajti A. K. Kuvejtskij krizis v blizhnevostochnoj politike stran-chlenov EES nachala 90-h gg. HX v // Gumanitarnye i yuridicheskie issledovaniya.

- 2015. - №1.

8. Lunev S. Vneshnyaya politika Indii i vozdejstvie na nee vnutrennih faktorov // Vestnik MGIMO-Universiteta. - 2010. - №1(10). - S. 189-201.

9. Egreteau, Renaud. Wooing the Generals: India's New Burma Policy. - Delhi: Authors Press, 2003.

10. Nanda, Prakash. Rediscovering Asia: Evolution of India's Look-East Policy. - New Delhi: Lancer, 2003.

11. Goyal A. Handbook of the Indian Economy in the 21st Century: Understanding the Inherent Dynamism. - Oxford: University Press, 2014. - 965 p.

12. Andreev S.D. Koncepciya «Smotret' na Vostok» i eyo evolyuciya kak instrument integracii Indii v Aziatsko-Tihookeanskom regione // Itogi i perspektivy razvitiya istoricheskoj nauki na Dal'nem Vostoke Rossii (Desyatye Krushanovskie chteniya, 2021 g.). - Vladivostok: Dal'nauka, 2021.

13. Kesavan K.V. India's 'Act East' policy and regional cooperation // India and South Korea: Exploring new avenues, outlining goals. - 2020. - V. 101

- P. 7-16

14. Shepard W. On the New Silk Road: Journeying through China's Artery of Power// Bloomsbury Publishing PLC, 2022.

15. Asif A. India - ASEAN Relations in 21st Century: Strategic Implications for India - Analysis // Eurasia review. News Analysis. [Elektronnyj resurs]

- 2012. - URL: https://www.eurasiareview.com/09072012-india-asean-relations-in-21st-century-strategic-implications-for-india-analysis/ (data obrashcheniya: 15.01.2023).

16. Indiya-Temp prirosta VVP, v postoyannyh cenah // [Elektronnyj resurs] Knoema. - 2018. - Rezhim dostupa: https://knoema.ru/atlas/Indiya/Temp-prirosta-VVP-v-postoyannyh-cenah (data obrashcheniya: 15.08.2022).

17. Khurana S.G. Indo-US Joint Defence Exercises: An Appraisal For India // Strategic Analysis. - 2008. - V. 32:6. - P. 1047-1065.

АНДРЕЕВ СЕМЕН ДЕНИСОВИЧ - аспирант, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. ORCID- 0000-0001-6732-9669., ResearchID: rid45253

ANDREEV, SEMEN D. - Ph.D. student, Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East FEB Russian Academy of Sciences. ORCID- 0000-0001-6732-9669. ResearchID: rid45253 (andreev@mail.ru).

УДК 94(470):351.862 Б01: 10.24412/2308-264Х-2023-1-178-187

БАГДАСАРЯН А.О.

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Ключевые слова: гражданская оборона, защита от чрезвычайных ситуаций, гражданская защита, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Статья посвящена проблеме создания в России системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, как единой государственной системы гражданской защиты. Отмечается, что в Советском Союзе гражданская оборона являлась составной частью образуемой Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. Эта концепция также была реализована в созданной в 1992 году Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Однако в 1994 г. Гражданская оборона была выведена из состава РСЧС. Показаны основные предпосылки, определившие необходимость образования в Российской Федерации единой

государственной системы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также раскрыты причины, не позволившие реализовать эту идею на практике в полной мере.

BAGDASARYAN, AO.

ON THE ISSUE OF CREATING A STATE SYSTEM OF CIVIL PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

(HISTORICAL ASPECT)

Key words: civil defense, protection from emergency situations, civil protection, unified state system ofprevention and liquidation of emergency situations.

The article is devoted to the problem of creating in Russia a system for the prevention and liquidation of emergency situations and civil defense, as a unified state system of civil protection. It is noted that in the Soviet Union, civil defense was an integral part of the emerging State All-Union System for Prevention and Action in Emergency Situations. This concept was also implemented in the Russian system of warning and action in emergency situations, created in 1992. However, in 1994, the Civil Defense was withdrawn from the RSChS. The main prerequisites that determined the need for the formation in the Russian Federation of a unified state system for the protection of the population and territories from emergency situations of peacetime and wartime are shown, as well as the reasons that did not allow this idea to be fully implemented in practice.

Для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций военного и невоенного характера в Российской Федерации созданы и функционируют Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданская оборона.

При этом всеми специалистами в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций отмечается схожесть целей, задач и принципов работы по защите населения и территорий от опасностей в военное и мирное время. Ещё первый министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу отмечал, что управление защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени выполняют единые органы. Ими используются единые системы связи, информирования и оповещения, а силы гражданской обороны привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени. Всё это, по его мнению, является объективными предпосылками создания на основе РСЧС и гражданской обороны единой системы Гражданской защиты [1, с. 188-189].

В указанном контексте, одним из актуальных направлений совершенствования работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должно стать объединение РСЧС и гражданской обороны в единую государственную систему Гражданской защиты.

В январе 2020 г. на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации МЧС России была поставлена задача подготовки предложений по интеграции этих двух систем [2]. 25 марта этого же года Коллегия МЧС России рассмотрела и утвердила Концепцию интеграции единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. В соответствии с этой Концепцией, планировалось до 2022 года осуществить консолидацию законодательных и других нормативно- правовых актов в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а также разработать федеральный закон, устанавливающий общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций и последствий военных конфликтов. На следующем этапе предполагалось завершить проведение практических мероприятий по интеграции РСЧС и гражданской обороны [3]. Более того, был даже разработан проект единого федерального закона, призванный регламентировать правоотношения в области защиты населения в чрезвычайных ситуациях и сфере гражданской обороны [4, с. 10-23]. Несмотря на это, все запланированные мероприятия не были выполнены. В настоящее время можно констатировать, что работа по интеграции РСЧС и гражданской обороны в единую систему зашла в тупик.

Стоит отметить, что предпринятая в 2020 году попытка объединения не была первой. Начиная с 90-х годов прошлого века, МЧС России неоднократно пыталось реализовать идею создания единой государственной системы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Для того, чтобы понять причины, помешавшие её практическому осуществлению, необходимо рассмотреть причины и условия образования и функционирования РСЧС на фоне имеющегося в нашей стране исторического опыта борьбы с чрезвычайными ситуациями. Считается, что основной причиной появления РСЧС была неспособность Гражданской обороны, как системы, ориентированной на защиту страны от

опасностей военного времени, эффективно решать вопросы ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени. Эта проблема наиболее остро проявилась в ходе ликвидации последствий радиационной катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 г. и разрушительного землетрясения в Спитаке в 1988 г. [5, с. 10-11].

Под влиянием полученного негативного опыта, в 1989 г. в структуре правительства Советского Союза Верховным Советом СССР была образована Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 15 декабря 1990 г. постановлением Совета Министров СССР № 1282 была создана Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. В РСФСР в 1990 г. был сформирован Российский корпус спасателей, который в 1991 г. был реорганизован в Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [1, с. 63-64].

Вместе с тем, реформаторами игнорировался тот факт, что со второй половины прошлого века Гражданская оборона, помимо решения задач военного времени, занималась и вопросами защиты от различных аварий, катастроф и стихийных бедствий мирного времени [6, с. 38]. И уже тогда начал ставиться вопрос о необходимости закрепления за гражданской обороной задач по ликвидации различных чрезвычайных ситуаций [7]. Так, в 1974 г. Правительством СССР было принято постановление «Об использовании в мирное время невоенизированных формирований гражданской обороны», а в 1978 г. вышло постановление «О мерах по улучшению защиты населенных пунктов, предприятий и других объектов и земель от селевых потоков, снежных лавин, оползней и обвалов» [8, с. 221].

Привлечение различных формирований гражданской обороны к реагированию на чрезвычайные ситуации было обусловлено спецификой их деятельности. Во-первых, характер угроз и ущерба от чрезвычайных ситуаций были идентичны аналогичным последствиям, возникающим в результате ведения боевых действий. Во-вторых, формирования гражданской обороны создавались на базе соответствующих служб, которые по роду своей деятельности обязаны были реагировать на те или иные возникающие чрезвычайные ситуации. Например, в годы Великой Отечественной войны в Москве подразделения местной противовоздушной обороны (предшественницы гражданской обороны), созданные на базе городских коммунальных служб, привлекались к поддержанию санитарно-эпидемиологического состояния воды и обеспечению безаварийного функционирования водопроводно-канализационной системы города в период прохождения весеннего паводка [9, с. 352].

Силы гражданской обороны были задействованы и в мероприятиях по недопущению затопления долины Зеравшан в Узбекской ССР в 1964 г., в ликвидации последствий землетрясения в Ташкенте в 1966 г. Формирования гражданской обороны привлекались к ликвидации последствий разрушительного землетрясения в Дагестане 14 мая 1970 г., к тушению лесных пожаров в РСФСР в 1972 г., к работам по предотвращению паводка в Брестской области Белорусской ССР в 1974 г. Реагировали они и на стихийные бедствия, связанные с прохождением неблагоприятных метеоявлений в гг. Сочи и Адлере, Одесской и Николаевской областях Украинской ССР и в Молдавской ССР в 1975 г. [10, с. 87; 11, с. 1-6]. На Урале в г. Кунгуре Пермской области в 1974 г. в ликвидации затопления, возникшего в результате резкого повышения уровня воды в реках Сылве, Ирени и Шакве и прорыва дамб, принимали участие невоенизированные формирования численностью 4 тысячи человек [12, с. 361].

К ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекались войска гражданской обороны. Например, батальон специальной защиты гражданской обороны участвовал в ликвидации последствий пожара на выставке «Полимеры-74» в г. Москве (1974 г.), разлива хлора на заводе лакокрасочных изделий в посёлке Старая Купавна Московской области (1979 г.). Также он устранял последствия железнодорожной аварии с нитробензолом под Ковровым (1983 г.), прохождения смерча в Ивановской области (1984 г.) и др. [13, с. 66, 67, 99, 120, 137]. Личный состав 955-го отдельного механизированного полка гражданской обороны участвовал в ликвидации последствий наводнения в Краснодарском крае и Адыгейской автономной области в 1973 г. и в Калмыцкой АССР в 1985 г. [14, л.л. 6-7]. В историческом формуляре 819-го отдельного механизированного батальона гражданской обороны указано, что он был образован для ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, в том числе при стихийных

бедствиях и крупных производственных авариях [15, л. 1]. Имели место случаи, когда для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций проводилось отмобилизование полков гражданской обороны. Например, для тушения сильных лесных и торфяных пожаров в Горьковской (Нижегородской) области в 1972 г. на базе 393-го отдельного механизированного полка гражданской обороны были сформированы 3 специализированных полка [16, л.л. 31-36].

Руководство подразделениями гражданской обороны при реагировании на чрезвычайные ситуации осуществляли соответствующие правительственные комиссии [17, с. 61-62]. При этом Штабы гражданской обороны являлись их рабочими органами. Они участвовали в разработке и организации профилактических мероприятий, направленных на минимизацию ущерба при возможных бедствиях, авариях и катастрофах [11, с.6].

Заметим, что в отличие от существующих в настоящее время комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, являющихся координационными органами управления РСЧС и действующих на постоянной основе, создаваемые в советский период комиссии являлись чрезвычайными органами управления и образовывались для реагирования на конкретно возникающие чрезвычайные ситуации.

Практика создания таких органов управления появилась задолго до образования гражданской обороны. Так, ещё в 1933 году для борьбы с наводнениями на реках Аракс и Кура при Совете Народных Комиссаров Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики была образована Чрезвычайная комиссия [18, с. 33].

Для ликвидации последствий разрушительного землетрясения в Ашхабаде (Туркменская ССР) в 1948 г. была образована Правительственная комиссия в составе Министра внутренних дел СССР С.Н. Круглова (председатель комиссии), заместителя Министра обороны СССР генерала армии А.В. Хрулёва, Министра здравоохранения СССР Е.И. Смирнова. В Туркменской ССР была создана республиканская комиссия под председательством первого секретаря Центрального комитета Коммунистической партии (большевиков) Туркменистана (ЦК КП (б)) Ш.Б. Батырова. В состав комиссии вошли председатель Совета министров Туркменской ССР С.Б. Бабаев, секретари ЦК КП(б) Туркменской ССР А.А. Сенников и М.И. Егоров, Командующий войсками Туркестанского военного округа генерал армии И.Е. Петров, Министр госбезопасности Туркменской ССР Л.Ф. Галкин, Министр внутренних дел Туркменской ССР М.В. Немировский. В самом Ашхабаде и пострадавших районах были образованы чрезвычайные районные тройки. Для оказания помощи пострадавшему населению в соседних республиках были образованы соответствующие республиканские комиссии [19. с. 82, 91, 93, 97, 111, 113, 115].

В Дагестане для ликвидации последствий землетрясений, произошедших 28 апреля 1966 г. и 14 мая 1970 г., были образованы чрезвычайные республиканские комиссии, а в пострадавших районах - чрезвычайные районные комиссии. На них были возложены задачи определения масштабов ущерба и разработки мероприятий по восстановлению разрушенных объектов [10, с. 33, 47]. Для ликвидации последствий прохождения смерча в Ивановской области в 1984 г. при Исполкоме Ивановского областного Совета народных депутатов была сформирована чрезвычайная комиссия, которая отвечала за оценку причинённого ущерба, оказание помощи пострадавшему населению, предприятиям и учреждениям [20, с. 27-28].

Руководство спасательными работами в ходе ликвидации последствий землетрясения в Таджикистане в 1989 г. осуществляли Правительственная комиссия, возглавляемая Председателем Совета Министров Таджикской ССР, и республиканская постоянная чрезвычайная комиссия [21, с. 168, 177].

Для руководства ликвидацией последствий взрыва трёх железнодорожных вагонов с гексогеном в Арзамасе в 1988 г. также была образована соответствующая правительственная комиссия [22, с. 116].

Однако катастрофические последствия природных бедствий и техногенных катастроф в конце 80-х гг. прошлого столетия потребовали создания практически новой системы управления ликвидацией чрезвычайной ситуацией. В этих целях была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. Руководящими органами управления общесоюзной системы были определены Государственная комиссия Совета министров СССР по чрезвычайным ситуациям, республиканские комиссии (союзных и автономных республик) по чрезвычайным ситуациям, комиссии исполнительных

комитетов краевых, областных, районных и городских Советов народных депутатов по чрезвычайным ситуациям и объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям. Её органами повседневного управления являлись дежурные службы территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней, дежурно-диспетчерские службы министерств и ведомств, объектов народного хозяйства, штабы гражданской обороны всех уровней, дежурные службы подразделений Ассоциации спасательных формирований СССР, других добровольных общественных организаций, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В состав сил Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях помимо различных аварийно-спасательных формирований входили формирования и войска гражданской обороны, части химических и инженерных войск, аварийно-спасательные службы Военно-Морского Флота [23].

Шла работа по разработке законопроектов о защите населения, населённых пунктов от крупномасштабных аварий, катастроф и стихийных бедствий [23].

При Совминах союзных республик, исполкомах краевых, областных и городских Советах народных депутатов также были образованы соответствующие Комиссии. Их работа организовывалась во взаимодействии с органами гражданской обороны, МВД, КГБ, военного командования и организациями государственного надзора и контроля. При них на базе штабов и служб гражданской обороны создавались постоянные рабочие органы [24, с.4].

Штабы гражданской обороны играли большую роль в обеспечении деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям. Так, в Казахской СССР на штаб гражданской обороны республики были возложены задачи методического руководства подготовкой сил и средств республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, планированию их использования, организации и управлению проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ [25].

О роли гражданской обороны в создаваемой новой системе говорит тот факт, что первым заместителем председателя Государственной комиссии являлся начальник Гражданской обороны СССР. Помимо этого, в апреле 1990 г. по поручению советского правительства стал прорабатываться вопрос о выводе гражданской обороны из состава Министерства обороны и создании при Совмине СССР Главного управления Гражданской обороны СССР, который по объективным причинам так и не был реализован [26, с. 68-69].

Таким образом, в Советском Союзе гражданская оборона являлась составной частью Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. Эта концепция также была реализована в созданной в 1992 году Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. В Положении о ней говорилось, что эта система предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и военное время [27].

Руководство Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям рассматривало гражданскую оборону в качестве составной части РСЧС, её подсистемы, призванной для защиты и жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях [28, с. 4].

При этом штабы гражданской обороны получили статус органов повседневного управления РСЧС и рабочих органов комиссий по чрезвычайным ситуациям. На выполнение задач РСЧС автоматически заработали все элементы инфраструктуры гражданской обороны, включая оперативные дежурные службы штабов гражданской обороны и соответствующие системы связи и оповещения [1, с. 64-65].

Однако в связи с принятием в 1994 г. федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В результате этого преобразования вопросы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного времени были исключены из задач РСЧС. Гражданская оборона была выведена из состава РСЧС.

В 1995 году началась разработка федерального закона «О гражданской обороне», который был принят в 1998 году. В результате разделения правоотношений в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени из проекта закона «О

гражданской обороне» были исключены нормы, касающиеся вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [29].

Таким образом, в середине 90-х гг. прошлого века вектор развития в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций был направлен на разделение РСЧС и гражданской обороны. Несмотря на это, в то же время был поднят вопрос о необходимости их объединения и создания государственной системы Гражданской защиты.

Заметим, что подобное решение данного вопроса учитывало мировую тенденцию. В 1994 г. на Международном форуме Международной организации гражданской обороны в Аммане (Иордания), членом которой с 1993 г. является Российская Федерация, была принята Декларация по гражданской обороне, которая провозгласила, что решение задач гражданской обороны не должно ограничиваться только вооружёнными конфликтами. Их необходимо расширить применительно ко всем гуманитарным действиям по защите населения, его собственности, а также окружающей среды от всех видов бедствий и катастроф [30].

На форуме был предложен к использованию термин «гражданская защита», под которым рекомендовалось понимать совокупность всей гуманитарной деятельности, связанной с защитой населения, окружающей среды и собственности как от опасностей, возникающих при ведении военных действий, так и в случаях аварий и стихийных бедствий. Отмечалось, что этот термин более точно отражает смысл деятельности в рассматриваемой области, ибо защита является практическим смыслом этой деятельности, а не конфликтный метод активного противодействия как оборона [31, с. 248].

Первыми, кто предложил эту идею, были заместитель начальника гражданской обороны СССР Н.Н. Долгин и заместитель министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Владимиров [32, с. 1].

В 1999 г. были разработаны проекты Федерального закона и Положения о Российской системе гражданской защиты [33].

_ _ _Председатель Правительства РФ - Начальник гражданской защиты страны_]

Ведомственные

подсистемы РСГЗ I тт д

Межведомственная комиссия по ГЗ Федеральные фин и мат резервы

Руководители ФОИВ -начальники ГЗ

[ Комиссии по ГЗ ] [ Службы ГЗ 1

1

Руководители региональных подразделений - начальники ГЗ

[ Комиссии по ГЗ ] I Службы ГЗ |

Руководители территориальных подразделений - начальники ГЗ

| Комиссии по ГЗ 11 1 Службы ГЗ 1

1

Руководители местных подразделений - начальники ГЗ

[ Комиссии по ГЗ ] I Службы ГЗ |

-1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Руководители организаций -начальники ГЗ

Управления (отделы) ГЗ

Управления (отделы) ГЗ

отделы ГЗ

НС

I

щ

I I I

Министерство Гражданской защиты

Силы Мин.ГЗ (войска ГЗ, ПСС, ЦАМО и др.)

Региональные подсистемы РСГЗ

Региональный центр

Гражданской защиты *

1

Руководители фед округов -_начальники ГЗ

Силы РЦ ГЗ (войска гз, пса и др.)

отделы ГЗ

Комиссии по ГЗ | | Службы ГЗ ]

Отделы, секторы, работники ГЗ

ь

г

I

Министерства, комитеты, главные управления ГЗ

Комиссии по ГЗ ] | Службы ГЗ

Главы субъектов РФ -начальники ГЗ

Городские, районные звенья РСГЗ

Управления, отделы ГЗ

I

Объектовые звенья РСГЗ

Отделы, секторы, работники ГЗ

з-6

Я

Комиссии по ГЗ | [ Службы ГЗ ]

Главы ОМСУ - начальники ГЗ

Комиссии по ГЗ ] [ Службы ГЗ ]

Руководители организаций -начальники ГЗ

,1

Комиссии по ГЗ

Службы ГЗ

Рис. 1. Структура Российской системы Гражданской защиты, предложенная в 1999 г.

В 2005 г. Президентом Российской Федерации было дано поручение по подготовке предложений по основам функционирования единой системы Гражданской защиты [34, с. 79]. В 2011 г. решением Коллегии МЧС России была одобрена Концепция создания и развития Российской системы Гражданской защиты до 2020 года.

Данная Концепция определяла задачи Российской системы Гражданской защиты, органы управления, состав сил, порядок ее функционирования в различных режимах [35, с. 44-52].

Несмотря на наметившуюся тенденцию слияния РСЧС и ГО в единую систему, данные планы так и не были реализованы. Свою роль сыграл и тот факт, что у этой идеи были свои противники. Так, начальник Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России В.А. Акимов (2008-2016 гг.) утверждал, что объединение гражданской обороны и РСЧС в Российскую систему Гражданской защиты невозможно по причине того, что гражданская оборона представляет собой составную часть обороны страны, а защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является частью системы государственной и общественной безопасности. Таким образом, концепция создания системы Гражданской защиты противоречила основополагающим принципам Конституции Российской Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, могла способствовать потере координации и управления органами государственной власти, снижению мобилизационных возможностей населения [36, с. 38-41].

Ключевую позицию по этому вопросу высказал министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучков (20122018), который на заседании Коллегии МЧС России 6 февраля 2013 г. однозначно высказался, что «никакого объединения этих двух систем ... не будет» [37, с. 87]. Такая его позиция особенно не ясна в свете того факта, что, будучи в своё время заместителем министра, он отстаивал идею объедения РСЧС и гражданской обороны в единую систему, способную осуществлять задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного времени, а также обеспечивать безопасность государства в условиях локальных, региональных и нетрадиционных войн [38, с. 154 - 156].

Это обстоятельство можно объяснить положениями, которые были озвучены на проведенной 31 января 2020 г. во Всероссийском научно-исследовательском институте ГОЧС научно-практической конференции «Интеграция РСЧС и ГО в единую систему защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций». Так, было сказано, что на принятие решения прекратить процесс объединения РСЧС и ГО повлияло мнение Совета Безопасности Российской Федерации. Ведь создание единой системы Гражданской защиты могло привести к тому, что МЧС России потеряло бы статус «силового» ведомства.

Несмотря на это, при активном участии Российской Федерации, в 2019 году на Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств был принят Модельный закон «О гражданской защите» [39]. В итоге, концепция создания единой системы Гражданской защиты была реализована в Казахстане, Киргизии, Узбекистане [40-42]. Создание единой системы Гражданской защиты было осуществлено и на Украине [43].

Таким образом, можно констатировать, что государственная система Гражданской защиты в России начала формироваться ещё в советский период. Создавалась она на основе существующего опыта организации органов государственной власти по борьбе с чрезвычайными ситуациями. При этом гражданская оборона играла большую роль в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Это было связано с тем, что её силы были наиболее подготовлены к решению подобных задач. Штабы гражданской обороны являлись рабочими органами управления чрезвычайных комиссий, создаваемых для ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Крупномасштабные чрезвычайные ситуации второй половины 1980-х гг. показали необходимость образования на постоянной основе государственной системы, предназначенной для их предупреждения и ликвидации. При этом, в сферу её деятельности должны были входить вопросы защиты населения и территорий от опасностей как мирного, так и военного характера. Изначально, гражданская оборона рассматривалась в качестве основной составляющей части создаваемой государственной системы. При этом, вектор деятельности гражданской обороны в 1990-х гг. сместился с решения задач военного времени на решение задач гуманитарного реагирования в мирных условиях. Однако в результате издания федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в России произошло разделение РСЧС и гражданской обороны в две самостоятельные системы.

Несмотря на это, силы и органы управления гражданской обороны продолжали оставаться структурно основными силами и органами управления РСЧС. В связи с этим в конце XX в. в России стал прорабатываться вопрос создания единой государственной системы Гражданской

защиты путём объединения РСЧС и гражданской обороны. Разрабатывались проекты нормативных правовых актов в области гражданской защиты, неоднократно давались поручения на уровне руководства страны о проработке вопроса образования системы Гражданской защиты.

Основной причиной, по которой концепция гражданской защиты не была реализована, является отсутствие единого понимания в вопросах объединения гражданской обороны, как составной части обороны страны, с РСЧС, являющейся частью системы государственной и общественной безопасности. Кроме того, её образование могло повлечь перестройку системы военного управления, а также изменение структуры МЧС России и пересмотр его задач.

Реализация концепции единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций зависит также ещё от одной составляющей - она невозможна без поддержки со стороны органов власти всех уровней.

Литература и источники

1. От спасения России к новым горизонтам развития. С.К. Шойгу: 21 год во главе Чрезвычайной службы России. В 4-х т. Т. II: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьёва, Р.Х. Цаликова; МЧС России. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. - 208 с.

2. Протокол оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 16.01.2020 № Пр-111.

3. Решение Коллегии МЧС России от «25» марта 2020 г. № 2/II «Об интеграции единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны».

4. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» // Гражданская защита. - 2020. - № 8 (540). - С. 10-23.

5. Чрезвычайная служба России / Под общей редакцией С.К. Шойгу. - М.: Издательство «Контакт-Культура», 2020. - 192 с.

6. Ахунджанов С., Базаров Ю. Борьба со стихией - дело всенародное. - Ташкент: Изд-во «ФАН» УзССР, 1978. - 39 с.

7. Бережно хранить и множить славные традиции гражданской обороны СССР: (К 30-летию Победы в Великой Отечественной войне). - М.: [б. и.], 1975. - 39 с.

8. Законодательное обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: Монография / Под общ. ред. В.А. Пучкова. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. - 312 с.

9. Московская битва в хронике фактов и событий. - М.: Воениздат, 2004. - 504 с.

10. Ахмедов Д., Вагабов М., Магомедов М. Дагестан, 14 мая 1970 года / 2-е изд., перераб. и доп. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. - 248 с.

11. Алтунин А.Т. Формирования гражданской обороны в борьбе со стихийными бедствиями. / Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1978. - 245 с.

12. КрутскихД.А. Мемуары. - М.: МГУЛ, 2001. - 440 с.

13. История войсковой части 54277 / под общ. ред. С.В. Шапошникова. Изд. 2-ое, доп. и перераб. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2018. - 252 с.

14. Центральный архив МЧС России. Исторический формуляр 872 Спасательного центра МЧС России.

15. Центральный архив МЧС России. Ф. 72. Оп. 1. Д. 28. Исторический формуляр 819 отдельного механизированного батальона ГО.

16. Центральный архив МЧС России. Ф. 2. Оп. 3. Д. 1. Исторический формуляр в/ч 75223.

17. Пучков В.А. Авдотьина Ю.С., Авдотьин В.П. Административно-правовые режимы управления природным и техногенным рисками: монография. - М.: ФГБОУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. - 328 с.

18. Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. - 1933. № 1-2. - Тифлис: б.и. - 38 с.

19. Клычмурадов К.К. Братская помощь народов СССР советскому Туркменистану при ликвидации последствий землетрясения в районе Ашхабада: дис ... канд. ист. наук. - Ашхабад, 1970. - 305 с.

20. СердюкВ.Е. Репортаж о черном ветре и людском милосердии. - М.: Сов. Россия, 1986. - 78 с.

21. Уроки и выводы ликвидации последствий разрушительных землетрясений для ГО СССР. - М.: Воениздат, 1989. - 189 с.

22. Сагателян А.Г. Деятельность центральных и местных органов власти по ликвидации последствий техногенной катастрофы на станции Арзамас-1 4 июня 1988 года: дис. ... канд. ист. наук. - Нижний Новгород, 2007. - 243 с.

23. Постановление Совмина СССР от 15 декабря 1990 г. № 1282 «О создании Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях» // СПС КонсультантПлюс.

24. Гражданская оборона: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. 03.04 «Допризыв. и физ. подгот.» / Ю.В. Боровский, Г.Н. Жавронков, Н.Д. Сердюков, Е.П. Шубин; под ред. Е.П. Шубина. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

25. Постановление Кабинета Министров Казахской ССР от 25 июня 1991 г. № 395 «О создании Республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях». [Электронный ресурс]. / Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. Режим доступа URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P910000395_ (дата обращения: 16.02.2023).

26. Степанов В. Говоров Владимир Леонидович. 18 октября 1924 - 3 августа 2006. // Гражданская защита. - 2015. - № 01(473). - С.66-69.

27. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.1992 № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» // СПС КонсультантПлюс.

28. Владимиров В. Объединять усилия, координировать действия призвана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (Ответы на вопросы корреспондента журнала). // Гражданская защита. - 1993. - № 7. - С. 3-8.

29. Законопроект № 95700339-1 «О гражданской обороне». [Электронный ресурс]. / Система обеспечения законодательной деятельности. Режим доступа: URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/95700339-1 (дата обращения: 16.02.2023).

30. История организации. [Электронный ресурс]. / Официальный сайт Международной организации гражданской обороны. Режим доступа URL: https://icdo.org/ru/o-mogo/istoriya.html (дата обращения: 16.02.2023).

31. Гражданская защита: Энциклопедия в 2-х томах. Т. I (А-Н) / Изд. 4-е, нерераб. и дон. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2019.

- 684 с.

32. Фалеев М.И. О создании Российской системы Гражданской защиты. // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2011. - M 3. - С. 1-9.

33. Сборник материалов Центра стратегических исследований гражданской защиты. Вып. 13. - М., 1999.

34. Оперативное управление мероприятиями РСЧС // Сборник лекций для руководящего состава МЧС России. Кн. 1./ Изд. 2-е дон. и нерераб. Под общ. ред. В.Ф. Мищенко. - М.: ООО «ИПП «КУНА», 2004. - 500 с.

35. Концепция создания и развития Российской системы Гражданской защиты до 2020 года // Гражданская защита. - 2011. -M 10. - С. 44-52.

36. Какой будет Гражданская оборона через четверть века // Гражданская защита. - 2016. - M 5. - С. 38-41.

37. Костров А.В. Интеграция понятия «гражданская оборона» с понятием «Гражданская защита». // Технологии гражданской безопасности. Том 14. - 2017. - M 1 (51). - С. 84-89.

38. Современная стратегия гражданской защиты / Под общ. ред. В.А. Пучкова. - М.: ЦСИ МЧС России, 2008. - 260 с.

39. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 19 апреля 2019 г. M 49-10 «О модельном законе «О гражданской защите». // СПС КонсультантПлюс.

40. Закон Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года M 188-V 3PK «О гражданской защите» [Электронный ресурс] / Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. Режим доступа URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000188 (дата обращения: 16.02.2023).

41. Закон Кыргызской Республики от 20 июля 2009 года M 239 «О Гражданской защите». [Электронный ресурс] / Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. Режим доступа URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202681 (дата обращения: 16.02.2023).

42. Закон Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г. M 80-II «О гражданской защите». [Электронный ресурс] / Информационно-поисковые и экспертные системы «Все законодательство Узбекистана». Режим доступа URL: https://nrm.uz/contentf?doc=9849_zakon_respubliki_uzbekistan_ot_26_05_2000_g_n_80-ii_o_grajdanskoy_zashchite (дата обращения: 15.02.2023).

43. Кодекс Цившьного захисту Украши [Электронный ресурс] / Верховна Рада Украши. Режим доступа URL: https://zakon.rada.gov.ua/go/5403-17 (дата обращения: 16.02.2023).

References and Sources

1. Ot spaseniya Rossii k novym gorizontam razvitiya. S.K. SHojgu: 21 god vo glave CHrezvychajnoj sluzhby Rossii. V 4-h t. T. II: Edinaya gosudarstvennaya sistema preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychajnyh situacij I Pod obshch. red. YU.L. Vorob'yova, R.H. Calikova; MCHS Rossii.

- M.: FGBU VNII GOCHS (FC), 2012. - 208 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Protokol operativnogo soveshchaniya Soveta Bezopasnosti Rossijskoj Federacii ot 16.01.2020 N° Pr-111.

3. Reshenie Kollegii MCHS Rossii ot «25» marta 2020 g. M 2III «Ob integracii edinoj gosudarstvennoj sistemy preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychajnyh situacij i grazhdanskoj oborony».

4. Federal'nyj zakon «O zashchite naseleniya i territory ot chrezvychajnyh situacij» II Grazhdanskaya zashchita - 2020 - M 8 (540) - S. 10-23.

5. Chrezvychajnaya sluzhba Rossii. Pod obshchej redakciej S.K. SHojgu. - M.: Izdatel'stvo «Kontakt-Kul'tura», 2020. - 192 s.

6. Ahundzhanov S., Bazarov YU. Bor'ba so stihiej - delo vsenarodnoe. - Tashkent: Izd-vo «FAN» UzSSR, 1978. - 39 s.

7. Berezhno hranit' i mnozhit' slavnye tradicii grazhdanskoj oborony SSSR: (K 30-letiyu Pobedy v Velikoj Otech. vojne). - M.: [b. i.], 1975. - 39 s.

8. Zakonodatel'noe obespechenie zashchity naseleniya i territory ot chrezvychajnyh situacij : Monografiya I Pod obshch. red. V.A. Puchkova I MCHS Rossii. - M.: FGBU VNII GOCHS (FC), 2012. - 312 s.

9. Moskovskaya bitva v hronike faktov i sobytij. - M.: Voenizdat, 2004. - 504 s.

10. Ahmedov D., Vagabov M., Magomedov M.Dagestan, 14 maya 1970 goda I 2-e izd., pererab. i dop. - Mahachkala: Dagknigoizdat, 1971. - 248 s.

11. Altunin A.T. Formirovaniya grazhdanskoj oborony v bor'be so stihijnymi bedstviyami. I Izd. 2-e, pererab. i dop. - M.: Strojizdat, 1978. - 245 s.

12. Krutskih D.A. Memuary. - M.: MGUL, 2001. - 440 s.

13. Istoriya vojskovoj chasti 54277 I pod obshch. red. S.V. SHaposhnikova. Izd. 2-oe, dop. i pererab. - M.: FGBU VNII GOCHS (FC), 2018. - 252 s.

14. Central'nyj arhiv MCHS Rossii. Istoricheskij formulyar 872 Spasatel'nogo centra MCHS Rossii.

15. Central'nyj arhiv MCHS Rossii. F. 72. Op. 1. D. 28. Istoricheskij formulyar 819 otdel'nogo mekhanizirovannogo batal'ona GO.

16. Central'nyj arhiv MCHS Rossii. F. 2, Op. 3, D. 1. Istoricheskij formulyar vlch 75223.

17. Puchkov V.A. Avdot'ina YU.S., Avdot'in V.P. Administrativno-pravovye rezhimy upravleniya prirodnym i tekhnogennym riskami : monografiya

- Moskva: FGBOU VNII GOCHS (FC), 2011. - 328 s.

18. Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij Raboche-krest'yanskogo pravitel'stva Zakavkazskoj Socialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respubliki31 yanvarya 1933 g. M 1-2. - Tiflis: b.i. - 38 s.

19. Klychmuradov K.K.Bratskaya pomoshch' narodov SSSR sovetskomu Turkmenistanu pri likvidacii posledstvij zemletryaseniya v rajone Ashkhabada: dis ... kand. ist. nauk - Ashkhabad, 1970. - 305 s.

20. Serdyuk V.E.Reportazh o chernom vetre i lyudskom miloserdii - M.: Sov. Rossiya, 1986. - 78 s.

21. Uroki i vyvody likvidacii posledstvij razrushitel'nyh zemletryasenij dlya GO SSSR. - M.: Voenizdat, 1989. - 189 s.

22. Sagatelyan A.G.Deyatel'nost' central'nyh i mestnyh organov vlasti po likvidacii posledstvij tekhnogennoj katastrofy na stancii Arzamas-1 4 iyunya 1988 goda :dis. ... kand. ist. nauk - Nizhnij Novgorod, 2007. - 243 s.

23. Postanovlenie Sovmina SSSR ot 15 dekabrya 1990 g. M 1282 «O sozdanii Gosudarstvennoj obshchesoyuznoj sistemy po preduprezhdeniyu i dejstviyam v chrezvychajnyh situaciyah». I SPS Konsul'tantPlyus.

24. Grazhdanskaya oborona: Ucheb. dlya studentov ped. in-tov po spec. 03.04 «Doprizyv. i fiz. podgot.» I YU.V. Borovskij, G.N. ZHavronkov, N.D. Serdyukov, E.P. SHubin; pod red. E.P. SHubina. - M.: Prosveshchenie, 1991. - 223 s.

25. Postanovlenie Kabineta Ministrov Kazahskoj SSR ot 25 iyunya 1991 g. M 395 «O sozdanii Respublikanskoj sistemy po preduprezhdeniyu i dejstviyam v chrezvychajnyh situaciyah». [Elektronnyj resurs]. I Informacionno-pravovaya sistema normativnyh pravovyh aktov Respubliki Kazahstan. Rezhim dostupa URL: https:IIadilet.zan.kzIrusIdocsIP910000395_ (data obrashcheniya: 16.02.2023).

26. Stepanov V. Govorov Vladimir Leonidovich. 18 oktyabrya 1924 - 3 avgusta 2006. II Grazhdanskaya zashchita. - 2015. - M 01(473). - S.66-69.

27. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 18.04.1992 M 261 «O sozdanii Rossijskoj sistemy preduprezhdeniya i dejstvij v chrezvychajnyh situaciyah» // SPS Konsul'tantPlyus.

28. Vladimirov V. Ob"edinyat' usiliya, koordinirovat' dejstviya prizvana Rossijskaya sistema preduprezhdeniya i dejstvij v chrezvychajnyh situaciyah (Otvety na voprosy korrespondenta zhurnala). II Grazhdanskaya zashchita, 1993. - M 7. - S. 3-8.

29. Zakonoproekt M 95700339-1 «O grazhdanskoj oborone». [Elektronnyj resurs]. I Sistema obespecheniya zakonodatel'noj deyatel'nosti. Rezhim dostupa: URL: https:IIsozd.duma.gov.ruIbillI95700339-1 (data obrashcheniya: 16.02.2023).

30. Istoriya organizacii. [Elektronnyj resurs]. I Oficial'nyj sajt Mezhdunarodnoj organizacii grazhdanskoj oborony. Rezhim dostupa URL: https:llicdo.orglrulo-mogolistoriya.html (data obrashcheniya: 16.02.2023).

31. Grazhdanskaya zashchita: Enciklopediya v 2-h tomah. T. I (A - N ) / izdanie chetvertoe, pererabotannoe i dopolnennoe. - M.: FGBU VNII GOCHS (FC), 2019. - 684 s.

32. Faleev M.I. O sozdanii Rossijskoj sistemy Grazhdanskoj zashchity. // Nauchnye i obrazovatel'nye problemy grazhdanskoj zashchity, 2011. - № 3. - S. 1-9.

33. Sbornik materialov Centra strategicheskih issledovanij grazhdanskoj zashchity. Vyp. 13. - M., 1999.

34. Operativnoe upravlenie meropriyatiyami RSCHS / Sbornik lekcij dlya rukovodyashchego sostava MCHS Rossii / Kniga 1. Izdanie 2 dopolnen. i pererab. Pod obshch. red. V.F. Mishchenko. - M.: OOO «IPP «KUNA», 2004. - 500 s.

35. Koncepciya sozdaniya i razvitiya Rossijskoj sistemy Grazhdanskoj zashchity do 2020 goda // Grazhdanskaya zashchita. - 2011. - N° 10. - S. 4452.

36. Kakoj budet Grazhdanskaya oborona cherez chetvert' veka. // Grazhdanskaya zashchita - 2016. - № 5. - S. 38-41.

37. Kostrov A.V. Integraciya ponyatiya «grazhdanskaya oborona» s ponyatiem «Grazhdanskaya zashchita». // Tekhnologii grazhdanskoj bezopasnosti, tom 14 - 2017 - № 1 (51) - S. 84-89.

38. Sovremennaya strategiya grazhdanskoj zashchity / Pod obshch. red. V.A. Puchkova; MCHS Rossii. - M.: CSI MCHS Rossii, 2008. - 260 s.

39. Postanovlenie Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv - uchastnikov SNG ot 19 aprelya 2019 g. № 49-10 «O model'nom zakone «O grazhdanskoj zashchite». / SPS Konsul'tantPlyus.

40. Zakon Respubliki Kazahstan ot 11 aprelya 2014 goda № 188-V 3PK «O grazhdanskoj zashchite» [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovaya sistema normativnyh pravovyh aktov Respubliki Kazahstan. Rezhim dostupa URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000188 (data obrashcheniya: 16.02.2023).

41. Zakon Kyrgyzskoj Respubliki ot 20 iyulya 2009 goda № 239 «O Grazhdanskoj zashchite». [Elektronnyj resurs] / Centralizovannyj bank dannyh pravovoj informacii Kyrgyzskoj Respubliki. Rezhim dostupa URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202681 (data obrashcheniya: 16.02.2023).

42. Zakon Respubliki Uzbekistan ot 26 maya 2000 g. № 80-II «O grazhdanskoj zashchite». [Elektronnyj resurs] / Informacionno-poiskovye i ekspertnye sistemy «Vse zakonodatel'stvo Uzbekistana». Rezhim dostupa URL: https://nrm.uz/contentf?doc=9849_zakon_respubliki_uzbekistan_ot_26_05_2000_g_n_80-ii_o_grajdanskoy_zashchite (data obrashcheniya: 15.02.2023).

43. Kodeks Civil'nogo zahistu Ukraïni [Elektronnyj resurs] / Verhovna Rada Ukraïni. Rezhim dostupa URL: https://zakon.rada.gov.ua/go/5403-17 (data obrashcheniya: 16.02.2023).

БАГДАСАРЯН АРТЕМ ОЛЕГОВИЧ -доктор исторических наук, заместитель начальника кафедры организации управления повседневной деятельности МЧС России, Академия гражданской защиты МЧС России.

BAGDASARYAN, ARTEM O. - Doctor of History, Deputy Head of the Department organization of management of daily activities of the EMERCOM of Russia, Civil Defense Academy of the EMERCOM of Russia (minikorobka2000@mail.ru).

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УДК 94(560)«181/185» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-1-187-195

МУСАЕВА С.И., ДЖАВАТХАНОВ М.М. ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ОБОСТРЕНИЯ ВОСТОЧНОГО ВОПРОСА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Ключевые слова: восточный вопрос, Османская империя, европейские державы, дипломатия, Адрианопольский мирный договор, освободительное движение балканских народов.

В статье рассматривается период нарастания кризисных явлений в Османской империи в первой половине XIX в., создавших предпосылки последующего распада некогда великой державы. Показано, что крайне обострившийся «восточный вопрос» породил оформление целого комплекса противоречий между великими европейскими державами, связанного с борьбой за раздел империи турок-османов. В условиях нараставшего кризиса Османской империи европейские державы разрабатывали планы овладения ее богатствами и территориями, однако Порта активно противодействовала этой политике. Помимо проводимых социальных преобразований, Османские султаны жестоко расправлялись с национально-освободительными движениями, возникавшими в христианских провинциях империи. Отмечается, что особенно остро в это время стояла проблема освобождения греческого народа. Ключевым событием в данном контексте авторы считают русско-турецкую войну 1828-1829 гг., давшую также частичное освобождение сербам, румынам, грузинам и армянам. Обоснован вывод о том, что вмешательство европейских держав во второй египетско-турецкий конфликт стало знаковой вехой на пути установления их коллективной опеки над Османской империей.

MUSAYEVA, S.I., JAVTHANOV, M M. THE EVOLUTION OF INTERNATIONAL RELATIONS IN THE CONTEXT OF THE EASTERN QUESTION AGGRESSION IN THE FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY

Keywords: Eastern question, Ottoman Empire, European powers, diplomacy, Adrianople Peace Treaty, liberation movement of the Balkan peoples.

The article examines the period of increasing crisis phenomena in the Ottoman Empire in the first half of the 19th century, which created the prerequisites for the subsequent collapse of the once great power. It is shown that the extremely aggravated "Eastern question" gave rise to the formation of a whole complex of contradictions between the great European powers, associated with the struggle for the division of the empire of the Ottoman Turks. In the context of the growing crisis of the Ottoman Empire, the European powers developed plans to seize its wealth and territories, but the Port actively opposed this policy. In addition to the ongoing social transformations, the Ottoman sultans brutally cracked down on the national liberation movements that arose in the Christian provinces of the empire. It is noted that the problem of the liberation of the Greek people was especially acute at that time. The key event in this

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.