Б01: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2020.4-2.203 УДК 351.861
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ
ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Пархомчик Э.А., Мурзич И.К., Бузин Н.Е.
Цель. Провести анализ существующих зарубежных государственных систем защиты населения от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Рассмотреть перспективу развития государственной системы гражданской защиты, выполняющей функции защиты населения от чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и военное время.
Методы. Использованы общенаучные методы исследования: индукции и дедукции, сравнения и обобщения, аналогии.
Результаты. Обозначены факторы, позволяющие объединить государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, перспективы создания и развития государственной системы гражданской защиты в Республике Беларусь.
Область применения исследований. В статье на основе анализа сложившейся ситуации дано описание возможных направлений и путей развития гражданской защиты в Республике Беларусь в рамках основных направлений социально-экономического, научно-технического и технологического развития республики. Полученные данные могут быть использованы в области организации деятельности гражданской защиты в Республике Беларусь.
Ключевые слова: гражданская оборона, государственная система гражданской защиты, чрезвычайная ситуация, государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(Поступила в редакцию 30 апреля 2020 г.)
Введение
Анализ статистических данных указывает на то, что удельный вес жертв среди мирного населения в Первой мировой войне составил 5 % от всех погибших, во Второй мировой - 50 %, в войне в Корее - 84 %, а во Вьетнаме - около 90 % [1]. Наряду с этим происходит увеличение чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и в мирное время [2].
В связи с этим неотъемлемой частью реализации национальной безопасности, независимости и суверенитета нашей страны является защита населения от ЧС природного и техногенного характера, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и обеспечение выживания в этих условиях [2].
Научно-технический прогресс, постоянно изменяющаяся военно-политическая обстановка, создание новых видов оружия и способов их использования обуславливают возникновение новых источников опасности, а следовательно, разработку новых способов и средств защиты от них для обеспечения безопасности населения.
При этом следует учитывать и опыт других стран, которые начиная с 1970-х гг., в частности государства Западной Европы, строили свою правовую и организационную деятельность в области предупреждения и ликвидации ЧС по двум основным направлениям, представленным в работе [2].
Основная часть
Анализ деятельности государственных систем защиты от ЧС, государственных органов, в составе которых эти системы находятся, а также основные специфические особенности их организации в зарубежных странах представлены в работе [2]. Основываясь на
этом анализе, можно выделить следующие направления деятельности государственных систем управления защитой в ЧС в зарубежных странах (рис. 1):
—►
—►
Направления деятельности государственных систем управления защитой в ЧС в зарубежных странах
Привлечение специально уполномоченных сил полиции, медицинских формирований, различных общественных и благотворительных организаций, а также вооруженных сил при оказании помощи населению в ЧС
Широкое развитие сети защитных сооружений и сооружений двойного назначения для укрытия и защиты населения
—►
Подготовленность экономики для перевода на военное время
—►
Тщательное планирование мероприятий по обеспечению устойчивого управления экономикой и функционирования всех видов транспорта
—►
Практико-ориентированная система подготовки действий в ЧС руководителей, специалистов и населения
Финансирование как из бюджета, так и за счет частных взносов
Рисунок 1. - Направления деятельности государственных систем управления защитой в ЧС в зарубежных странах
Однако следует отметить, что в последнее время в мировой практике просматривается тенденция по оптимизации структур и расширению возможностей сил антикризисных систем по предупреждению и ликвидации ЧС, стихийных бедствий и техногенных аварий как в мирное, так и военное время.
Со времен существования СССР на территории Республики Беларусь и стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) функцию защиты от ЧС выполняла гражданская оборона (далее - ГО), преимущественно она ориентировалась на решение задач военного времени - в части ликвидации аварий и стихийных бедствий как дополнительную вспомогательную задачу. Только в 1987 г. на нее были законодательно возложены задачи мирного времени. Однако на практике действия ГО в крупномасштабных ЧС мирного времени оказались неэффективными.
В настоящее время можно констатировать наличие в каждой из стран СНГ сложившейся самостоятельной сферы правового регулирования в области обеспечения безопасности в ЧС. Национальное правовое регулирование включает соответствующие основополагающие конституционные принципы и положения, конституционные законы, законы, нормативные правовые акты глав государств, правительств и других органов исполнительной власти.
Соответствующие законы (в Российской Федерации - Федеральный закон «О гражданской обороне»; в Кыргызской Республике, Республике Молдова, Республике Узбекистан - Законы «О гражданской защите»; в Украине - Закон «О гражданской обороне Украины») приняты в 1993-2009 гг. в странах СНГ. В Украине до июля 2013 г., помимо Закона Украины от 3 февраля 1993 г. № 2974-Х11 «О гражданской обороне Украины», правовые и организационные основы защиты населения от ЧС военного характера регулировались Законом Украины от 24 июня 2004 г. № 1859-1У «О правовых основах гражданской защиты».
С 1 июля 2013 г. Законы Украины от 3 февраля 1993 г. № 2974-Х11 «О гражданской обороне Украины» и от 24 июня 2004 г. № 1859-1У «О правовых основах гражданской защиты» утратили силу ввиду принятия Кодекса гражданской защиты Украины. В некоторых
законодательных актах существуют отличия от законов большинства стран СНГ, однако они либо несущественные, либо устраняются в процессе законотворчества. Например, в утратившем силу Законе Украины от 3 февраля 1993 г. № 2974-Х11 «О гражданской обороне Украины» было искажено общее содержание понятия «гражданская оборона». Кроме того, в законах некоторых стран СНГ предметная область ГО ограничена лишь защитой населения либо расширена до защиты не только населения, но и материальных и культурных ценностей (Российская Федерация), территорий и объектов хозяйствования (Кыргызская Республика, Республика Казахстан), национального достояния страны (Республика Таджикистан), собственности (Республика Молдова).
Несмотря на некоторые отличия, при рассмотрении законодательства в области ГО следует отметить, что во всех государствах СНГ в его основу положены нормативные правовые акты СССР, которые были созданы в соответствии с нормами международного права, закрепленными Женевскими конвенциями.
Таким образом, схожесть структуры и содержания законодательных актов государств СНГ в области ГО во многом объясняется преемственностью, общим историческим прошлым государств СНГ, а также сотрудничеством в рамках программы модельного законодательства, что позволяет выделить общие направления для законодательств государств СНГ [3]:
- достаточно подробная правовая регламентация вопросов подготовки и ведения ГО, что объясняется значительным опытом СССР по разработке указанных вопросов;
- сходная система задач, функций, принципов организации и ведения ГО;
- общие подходы к организации системы органов управления и сил ГО.
С учетом принятия рядом государств решений о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия вопросы защиты населения от военных опасностей и оружия массового поражения стали второстепенными, как и роль ГО. На первый план вышла проблема обеспечения защиты от ЧС природного и техногенного характера на фоне резкого роста их количества.
В связи с этим страны СНГ создавали государственные системы защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, сохраняя при этом отдельную структуру ГО либо объединяя функции защиты населения и территорий от ЧС и опасностей военного времени в системе гражданской защиты. Например, в Российской Федерации была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а в Республике Беларусь - государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ГСЧС), в Кыргызской Республике, Республике Молдова, Республике Узбекистан - гражданская защита (далее - ГЗ).
В Республике Беларусь ГСЧС строится по административно-территориальному
и отраслевому принципам и функционирует на 4 уровнях. Каждый уровень предусматрива-
1 2
ет наличие соответствующих элементов .
Что касается ГО, то можно отметить ее идентичность построения с ГСЧС -административно-территориальный и отраслевой принципы и уровнях, на которых осуществляются мероприятия ГО.
1 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г., № 141-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 10.07.2012 г. № 401-З // Информационно-аналитическая поддержка бухгалтеров, юристов и руководителей от ilex. - Режим доступа: http://www.ilex.by. - Дата доступа: 04.04.2020.
2 О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 апр. 2001 г., № 495 // Информационно-аналитическая поддержка бухгалтеров, юристов и руководителей от ilex. - Режим доступа: http://www.ilex.by. - Дата доступа: 04.04.2020.
Руководство ГО в Республике Беларусь согласно существующему законодательству осуществляется начальниками ГО на соответствующих уровнях. Установлены органы управления ГО силы и средства ГО3.
В силу единства поражающих факторов ЧС и применяемого оружия в военных действиях, идентичности привлекаемых сил и средств, сходства функциональных задач ГСЧС и ГО возникает потребность в системе, способной решать защитные упреждающие мероприятия вне зависимости от мирного или военного времени, отвечать складывающейся обстановке и современным угрозам, что влечет формирование принципиально новой системы защиты - государственной системы гражданской защиты (далее - ГСГЗ), отвечающей вышеуказанным положениям, создание которой возможно путем слияния и оптимизации ГСЧС и ГО [4].
Таким образом, возможность объединения ГСЧС и ГО в единую систему обуславливается следующими факторами4 [5; 6] (рис. 2).
Факторы, обуславливающие возможность объединения ГСЧС и ГО в единую систему
Единство физических принципов, лежащих в основе поражающих факторов опасных природных явлений, аварий, катастроф и применяемого оружия
Сходство воздействия на людей и объекты экономики —► и инфраструктуры поражающих факторов опасных природных явлений, аварий, катастроф и применяемого оружия
Единство целевых функций систем в мирное —► и военное время (предотвращение и ликвидация ЧС,
снижение возможного ущерба от них)
—►
Сходство функциональных задач в мирное и военное время, обусловленное единством целевых функций
Возможность решения задач мирного и военного времени —► практически одними и теми же органами управления,
силами и средствами
Сходство методологии и организации наблюдения, контроля, —► оценки обстановки и ликвидации последствий воздействий
в мирное и военное время
Возможность использования при противодействии
_ чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного
характера в значительной степени одних и тех же технических средств, материалов и имущества
Рисунок 2. - Факторы, обуславливающие возможность объединения ГСЧС и ГО в единую систему
На первоначальном этапе объединения ГСЧС и ГО основное внимание должно быть сосредоточено на переходе к ГСГЗ с учетом:
3 О гражданской обороне: Закон Респ. Беларусь, 27 нояб. 2006 г., № 183-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 31.12.2009 г. № 114-З // Информационно-аналитическая поддержка бухгалтеров, юристов и руководителей от ilex. - Режим доступа: http://www.ilex.by. - Дата доступа: 04.04.2020.
4 Об утверждении основных направлений реализации государственной политики в области гражданской обороны [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 9 дек. 2013 г., № 1051 // Информационно-аналитическая поддержка бухгалтеров, юристов и руководителей от ilex. - Режим доступа: http://www.ilex.by. - Дата доступа: 04.04.2020.
- необходимости создания ГСГЗ;
- путей создания ГСГЗ;
- ожидаемых результатов создания ГСГЗ. Кроме того, должны быть определены:
- принципы создания и функционирования ГСГЗ;
- основные задачи ГСГЗ;
- ее организационные основы;
- органы управления;
- порядок функционирования;
- финансовое и материальное обеспечение;
- развитие нормативной правовой базы ГСГЗ;
- совершенствование методов и способов защиты населения и территорий;
- совершенствование системы управления ГСГЗ;
- развитие сил и средств ГСГЗ;
- развитие международного сотрудничества в области гражданской защиты. Создание ГСГЗ Республики Беларусь определяет следующие преимущества5, представленные на рисунке 3:
Преимущества ГСГЗ Республики Беларусь
Единая нормативная правовая, нормативная техническая, —► организационная и методологическая база в сфере гражданской защиты вне зависимости от времени - мирного или военного
Целостная и экономически целесообразная система органов управления, мониторинга, оповещения и связи как в мирное, так и в военное время
—►
Достаточная и обоснованная группировка сил и средств для реализации защитных мероприятий как сегодня, так и в будущем
Взаимодействие как между республиканскими органами государственного управления, другими организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами и субъектами хозяйствования, так и с органами военного управления, территориальной обороны в интересах гражданской защиты
Рисунок 3. - Преимущества ГСГЗ Республики Беларусь
Для дальнейшего развития ГСГЗ необходимо рассмотреть вопрос внедрения передовых научных достижений и развития научно-технического прогресса [7], формирования культуры безопасности в обществе:
1. Создание глобальной системы мониторинга, прогнозирования и реагирования на ЧС. Внедрение интеллектуальных систем управления и поддержки принятия решений (создание единой межведомственной сети обмена данными мониторинга источников ЧС; разработка автоматизированных комплексов управления силами и средствами ликвидации ЧС; разработка автоматизированных комплексов управления инфраструктурой населенных пунктов для обеспечения безопасности при ЧС; внедрение системы «Безопасный дом» для автоматизированного управления жизненным циклом зданий; внедрение интеллектуального автоматизированного комплекса вызова экстренных оперативных служб через единый
5 См. сноску 3. Civil defense
номер «112», объединяющий системы приема, обработки и записи информации центров оперативного управления всех уровней; развитие мобильной экспертной инфраструктуры; внедрение нейронных сетей в логистику процессов защиты; внедрение технологий виртуальной реальности и присутствия).
2. Создание дистанционных технологий реагирования и ликвидации ЧС, внедрение роботизированных и беспилотных комплексов (разработка новых методов и технологий ликвидации ЧС; разработка тактики разведки параметров ЧС с использованием интеллектуальных роботизированных систем; создание мобильных роботизированных комплексов для ведения аварийно-спасательных работ в сложных условиях (радиоактивное и химическое загрязнение, ограниченная видимость, высокие температуры); внедрение специальных электромобилей в служебную деятельность органов и подразделений по ЧС; разработка новых методов тушения пожаров и спасения людей из высотных зданий и сооружений; разработка интеллектуальных систем безопасности, обеспечивающих культуру ликвидации ЧС и исключающих причинение ущерба для конструкций зданий и сооружений, окружающей среды; разработка роботизированных систем в деятельности органов и подразделений по ЧС; расширение области применения беспилотных комплексов; повышение эффективности применения авиации в системе МЧС).
3. Разработка smart-экипировки в составе мобильных комплексов доставки и обеспечения ликвидации ЧС (разработка отечественной многофункциональной аварийно-спасательной техники, базирующейся на технологиях виртуальной и дополненной реальностей, нейронных сетях; создание инфраструктуры для внедрения электромобилей в деятельность аварийно-спасательных служб; создание композитных smart-материалов для изготовления аварийно-спасательной техники; внедрение интеллектуального подхода при проектировании аварийно-спасательной техники с целью оптимизации эргономики и функциональности ее применения; разработка систем для адаптации специальной техники и оборудования для поиска и спасения пострадавших в сложных условиях; разработка композиционных материалов для аварийно-спасательного инструмента, применяемого для ликвидации ЧС на объектах электроэнергетики и электротранспорта; разработка и внедрение технологии дистанционной подачи огнетушащих веществ в зону ЧС; разработка систем дистанционного управления и контроля комплексом водо-пенных коммуникаций при ликвидации ЧС; разработка высокотехнологичных регенерируемых материалов для повышения эффективности ликвидации ЧС; разработка smart-материалов специального назначения (материалы с автоматической терморегуляцией, самовосстанавливающиеся материалы, материалы, обеспечивающие мониторинг состояния здоровья человека); разработка высокотехнологичной универсальной экипировки для выполнения разноплановых задач; разработка концепции внедрения экзоскелетных систем в экипировке спасателей-пожарных; разработка медицинских комплексов дистанционного диагностирования психофизиологического состояния спасателя-пожарного; внедрение высокотехнологичных средств индивидуальной защиты в непригодной для дыхания среде).
4. Создание и реализация Национальной платформы действий по уменьшению опасности бедствий, формирование комплексной законодательной системы по управлению рисками (реализация приоритетных направлений деятельности по снижению риска ЧС; разработка раздела по обеспечению безопасности жизнедеятельности в составе Государственной программы социально-экономического развития Республики Беларусь; реализация государственной программы (подпрограммы) в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности; развитие законодательства в области безопасности с учетом уровня социально-экономического развития общественных отношений и технологий; разработка и внедрение оптимальных форм и методов по предупреждению ЧС и минимизации последствий от них; реализация комплекса мер по разграничению ответственности (руководителей, должностных лиц, работников и т. д.) за выполнение требований безопасности; реализация дифференцированного подхода к определению ответственности за нарушение зако-
нодательства в сфере безопасности; усиление ответственности руководителя за обеспечение безопасных условий функционирования объектов; внедрение механизмов обязательного страхования обеспечения безопасности субъектов хозяйствования; внедрение механизмов аудита в области обеспечения безопасности; внедрение механизмов государственного стимулирования деятельности по обеспечению безопасности; внедрение программных комплексов для формирования оптимальных вариантов по обеспечению безопасного функционирования объектов с учетом их специфики и использованием В1М-технологий; разработка и внедрение механизмов оценки риска возникновения ЧС; внедрение национального механизма оценки ущербов от ЧС природного и техногенного характера; внедрение методики определения риска ЧС для зданий различного функционального назначения и конструктивного исполнения с целью выбора оптимальных систем (способов) и вариантов обеспечения их безопасности; внедрение расчетных методик оценки опасности технологических процессов, зданий и сооружений, их элементов для обеспечения вариантного проектирования систем безопасности объектов; разработка и внедрение соответствующих автоматизированных расчетных комплексов; внедрение риск-ориентированных подходов при организации и осуществлении надзорной деятельности; разработка научно обоснованных методик определения критериев отнесения проверяемых субъектов к высокой степени риска совершения нарушений в сфере обеспечения пожарной и промышленной безопасности; внедрение интеллектуальной системы оповещения и информирования населения; разработка отраслевых требований по обеспечению функционирования объектов экономики в военное время; производство отечественного оборудования для систем жизнеобеспечения, коллективных средств защиты).
5. Формирование и развитие интеллектуального общества, соответствующего принципу перехода от информации о существующих угрозах (опасностях) к знанию о них, внедрение культуры безопасности во всех сферах жизнедеятельности» (создание развитой системы обучения основам безопасности жизнедеятельности в учреждениях образования; создание и развитие сети образовательных центров безопасности для формирования и развития интеллектуального общества, соответствующего принципу перехода от информации о существующих угрозах (опасностях) к знанию о них; создание комплексной системы информирования и оповещения населения об опасности и необходимых действиях в местах массового его пребывания; совершенствование программных комплексов в сфере безопасности жизнедеятельности (в том числе мобильных), внедрение специальной программы (интернет-бот), выполняющей автоматически через интерфейсы передачу человеку команды по реагированию в различных ЧС и принятию правильных решений; развитие интеллектуальных сетей по информированию населения о ЧС; техническая реализация глобального информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения; техническая реализация глобального мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей путем профилактического наблюдения).
С целью оказания общественной поддержки по вопросам реализации мероприятий гражданской защиты целесообразно создать в стране общественную организацию (волонтерское движение) по содействию гражданской защите, для чего потребуется разработка ряда законодательных актов в области порядка привлечения, страхования и материального обеспечения волонтеров.
Заключение
Тенденции развития зарубежных систем защиты населения от ЧС показывают необходимость создания в Республике Беларусь с учетом оптимизации и расширения правового поля деятельности единой системы защиты населения от ЧС как в мирное, так и в военное время.
Создание ГСГЗ Республики Беларусь позволит сформировать:
- нормативную правовую, нормативную техническую, организационную и методологическую базу в сфере гражданской защиты;
- систему органов управления, мониторинга, оповещения и связи для решения задач как в условиях чрезвычайных ситуаций, так и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- достаточную и обоснованную группировку сил и средств для реализации защитных мероприятий;
- взаимодействие как между республиканскими органами государственного управления, другими организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами и субъектами хозяйствования, так и с органами военного управления, территориальной обороны в интересах гражданской защиты.
Главная стратегическая цель возможного дальнейшего развития ГСГЗ исходит из повышения ее роли в обществе, формирования социально значимой системы, эффективно выполняющей свои мероприятия в условиях ЧС природного и техногенного характера, а также в условиях опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воробьев, Ю.Л. Современные войны и гражданская оборона / Ю.Л. Воробьев // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2012. - Т. 2, № 1 (2). - С. 791-810.
2. Тихонов, М.М. Перспективы создания государственной системы гражданской защиты / М.М. Тихонов, М.Н. Субботин, С.С. Бордак // Вестник Ун-та гражд. защиты МЧС Респ. Беларусь. - 2018. - Т. 2, № 3. - С. 386-391. Б01: 10.33408/2519-237Х.2018.2-3.386.
3. Живов, А.А. Правовое регулирование вопросов гражданской обороны (гражданской защиты) и межгосударственного взаимодействия государств - участников СНГ в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях / А.А. Живов // Евразийский юридический журнал. -
2013. - № 7 (62). - С. 147-153.
4. Бордак, С.С. О возможности развития гражданской обороны в Республике Беларусь путем создания единой государственной системы гражданской защиты / С.С. Бордак, М.Н. Субботин, М.М. Тихонов // Вестн. Команд.-инженер. ин-та МЧС Респ. Беларусь. - 2015. - № 2 (22). -С.87-92.
5. Тихонов, М.М. Возможные перспективы развития гражданской обороны в Республике Беларусь / М.М. Тихонов [и др.] // Вестник Ун-та гражд. защиты МЧС Респ. Беларусь. - 2018. - Т. 2, № 1. -С. 91-100. Б01: 10.33408/2519-237Х.2018.2-1.91.
6. Владимиров, В.А. О теории гражданской защиты / В.А. Владимиров // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2012. - Т. 2, № 2 (3). - С. 549-559.
7. Малышев, В.П. Возможные перспективы развития гражданской обороны на период до 2020 года / В.П. Малышев, Н.Н. Долгин // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. -
2014. - Т. 4, № 2 (7). - С. 234-282.
Концепция развития государственной системы гражданской защиты
в Республике Беларусь
The concept of development of the state system of civil protection in the Republic of Belarus
Пархомчик Эдуард Александрович
Учреждение «Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, отдел исследований в области гражданской защиты, начальник отдела
Адрес: ул. Солтыса, 183а,
220046, г. Минск, Беларусь e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-1520-2823
Eduard A. Parkhomchik
State Establishment «Scientific Research Institute of Fire Safety and Problems of Emergency situations of the MES of Belarus», Civil Protection Research Department, Head of Department
Address: ul. Soltysa, 183a,
220046, Minsk, Belarus e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-1520-2823
Мурзич Игорь Константинович
доктор военных наук, профессор
Государственное учреждение «Научно-исследовательский институт Вооруженных Сил Республики Беларусь», главный научный сотрудник
Адрес: ул. Славинского, 4/3,
220103, г. Минск, Беларусь e-mail: [email protected]
Бузин Николай Евгеньевич доктор военных наук, профессор
Министерство обороны Республики Беларусь, Генеральный штаб Вооруженных Сил, заместитель начальника по научной работе
Адрес: ул. Коммунистическая, 1,
220034, г. Минск, Беларусь e-mail: [email protected]
Igor K. Murzich
Grand PhD in Military Sciences, Professor
State Establishment «Scientific Research Institute of the Armed Forces of the Republic of Belarus» Chief Researcher
Address: ul. Slavinskogo, 4/3,
220103, Minsk, Belarus e-mail: [email protected]
Nikolay E. Buzin
Grand PhD in Military Sciences, Professor
Ministry of Defence of the Republic of Belarus, General Staff of the Armed Forces, Deputy Head of Research
Address: ul. Kommunisticheskaya, 1,
220034, Minsk, Belarus e-mail: [email protected]
DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2020.4-2.203
THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE STATE SYSTEM OF CIVIL PROTECTION IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Parkhomchik E.A., Murzich I.K., Buzin N.E.
Purpose. To analyze the existing foreign state systems for protecting the population from emergency situations in peacetime and wartime. Consider the possibility of creating and developing a state civil protection system that performs the functions of protecting the population from emergency situations in both peacetime and war.
Methods. General scientific research methods are used: induction and deduction, comparison and generalization, analogies.
Findings. Factors are identified that allow combining the state system for the prevention and elimination of emergency situations and civil defense, the prospects for the creation and development of the state civil protection system in the Republic of Belarus.
Application field of research. Based on the analysis of the current situation, the article describes the possible directions and ways of developing civil protection in the Republic of Belarus within the framework of the main directions of the socio-economic, scientific, technical and technological development of the republic. The data obtained can be used in the field of civil defense organization in the Republic of Belarus.
Keywords: civil defense, state system of civil protection, emergency situation, state system of prevention and elimination of emergency situations.
(The date of submitting: April 30, 2020) REFERENCES
1. Vorob'ev Yu.L. Sovremennye voyny i grazhdanskaya oborona [Modern wars and civil defense].
Strategiya grazhdanskoy zashchity: problemy i issledovaniya, 2012. Vol. 2, No. 1 (2). Pp. 791-810. (rus)
2. Tikhonov М.М., Subbotin M.N., Bordak S.S. Perspektivy sozdaniya gosudarstvennoy sistemy gra-zhdanskoy zashchity [Perspective of the creation of the state system of civil protection]. Journal of CivilProtection, 2018. Vol. 2, No. 3. Pp. 386-391. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2018.2-3.386.
3. Zhivov A.A. Pravovoe regulirovanie voprosov grazhdanskoy oborony (grazhdanskoy zashchity) i mezhgosudarstvennogo vzaimodeystviya gosudarstv-uchastnikov SNG v sfere obespecheniya be-zopasnosti v chrezvychaynykh situatsiyakh [Legal regulation of civil defense (civil protection) and interstate cooperation of the CIS member states in the field of protection during emergency situations]. Eurasian Law Journal, 2013. No. 7 (62). Pp. 147-153. (rus)
4. Bordak S.S., Subbotin M.N., Tikhonov M.M. O vozmozhnosti razvitiya grazhdanskoy oborony v Respublike Belarus' putem sozdaniya edinoy gosudarstvennoy sistemy grazhdanskoy zashchity [Possibility of development of civil defense in Republic of Belarus by creation of uniform state system of civil protection]. Vestnik Komandno-inzhenernogo instituta MChS Respubliki Belarus', 2015. No. 2 (22). Pp. 87-92. (rus)
5. Tikhonov М.М., Subbotin M.N., Bordak S.S., Vasyukevich A.S. Vozmozhnye perspektivy razvitiya grazhdanskoy oborony v Respublike Belarus' [Possible prospects of development of civil defense in the Republic of Belarus]. Journal ofCivil Protection, 2018. Vol. 2, No. 1. Pp. 91-100. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2018.2-1.91.
6. Vladimirov V.A. O teorii grazhdanskoy zashchity [About the theory of civil protection]. Strategiya grazhdanskoy zashchity: problemy i issledovaniya, 2012. Vol. 2, No. 2 (3). Pp. 549-559. (rus)
7. Malyshev V.P., Dolgin N.N. Vozmozhnye perspektivy razvitiya grazhdanskoy oborony na period do 2020 goda [Possible prospects for the development of civil defense for the period until 2020]. Strategiya grazhdanskoy zashchity: problemy i issledovaniya, 2014. Vol. 4, No. 2 (7). Pp. 234-282. (rus)