Б01: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2020.4-1.74 УДК 351.861:35.08
ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМОЙ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Панасевич В.А., Лебедкин А.В., Мурзич И.К., Бузин Н.Е.
Цель. Разработать предложения по повышению эффективности функционирования органов управления по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне.
Методы. Использованы общенаучные методы исследования: анализ, сравнение и обобщение.
Результаты. Определен качественный и количественный состав органов управления по ЧС и ГО на объектовом уровне, разработаны предложения по совершенствованию нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность. Разработаны проект контингента структурных подразделений, обеспечивающих выполнение задач в области защиты организаций от ЧС и ГО, квалификационные требования для специалистов, назначенных для исполнения обязанностей в области защиты организации от ЧС и ГО.
Область применения исследований. Результаты исследования могут быть использованы при внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок создания органов управления по ЧС и ГО.
Ключевые слова: государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданская оборона, органы управления по чрезвычайным ситуациям, органы управления по гражданской обороне.
(Поступила в редакцию 31 января 2020 г.)
Введение
Ежегодно в университете гражданской защиты МЧС Беларуси по образовательным программам повышения квалификации в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО обучается около 1500 слушателей различных категорий. Одна из важнейших - работники организаций с количеством работающих 300 и более человек, обеспечивающие выполнение мероприятий ГО и задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Данные работники наделены статусом органа управления по ЧС и ГО на объектовом уровне. Именно от их квалификации, знаний и умений будет во многом зависеть полнота и качество реализуемых в организациях мероприятий в области государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) и ГО.
Начиная с 2015 г. и по настоящее время при формировании учебных групп данной категории слушателей стала прослеживаться устойчивая тенденция ежегодного снижения процента штатных работников организаций, занимающихся исключительно решением задач ГСЧС и ГО - с 45 до 31 % от общего количества обучаемых, и соответственно, отмечен рост количества специалистов, исполняющих задачи ГСЧС и ГО, совмещая их со своей основной трудовой функцией, - с 55 до 69 %.
В статье опубликованы результаты работы по определению причин появления кадрового дефицита. Проведено детальное изучение нормативных правовых актов, регламентирующих создание органов управления по ЧС и ГО в организациях, изучен их качественный и количественный состав с целью разработки предложений и рекомендаций по совершенствованию системы управления ГСЧС и ГО. Исследования проведены в рамках работы научной школы «Научное обеспечение гражданской защиты».
Основная часть
Для анализа качественного и количественного состава органов управления по ЧС и ГО была изучена база слушателей Университета гражданской защиты МЧС Беларуси (954 человека), проходивших повышение квалификации по учебной программе «Защита от чрезвычайных ситуаций» в период с 2016 по 2019 г. Детально рассмотрены учебные группы, в которых проходили обучение обеспечивающие выполнение мероприятий ГО и задач в области защиты населения и территорий от ЧС работники организаций с количеством работающих 300 и более человек.
Результаты исследования свидетельствуют, что работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий ГО и задач в области защиты организации от ЧС, условно можно разделить на две категории:
1) специально назначенные для этих целей штатные работники по защите от ЧС и ГО;
2) работники, совмещающие обеспечение выполнения мероприятий ГО и задач в области защиты организации от ЧС со своими основными трудовыми функциями, - работники по совместительству.
Анализ имеющихся данных показал, что более 70 % организаций республики не имеют специально назначенных штатных работников по защите от ЧС и ГО, и лишь третья часть сохраняет их в своем штатном расписании (рис. 1).
264 (28 %)
Штатные работники по защите от ЧС и ГО
Работники иных должностей, исполняющие обязанности в области ГСЧС и ГО по совместительству
Рисунок 1. - Наличие штатных работников по защите от ЧС и ГО в организациях с количеством работающих 300 и более человек
Институт штатных работников по защите от ЧС и ГО в целом сохранен только в пяти отраслях: здравоохранение, промышленность, нефтехимический и энергетический блоки, организации ГО «Белорусская железная дорога». Доля штатных работников в иных отраслях имеет тенденцию стабильного ежегодного снижения (рис. 2).
Учреждения здравоохранения Промышленные предприятия Организации БЖД Организации Белнефтехима Организации энергетической отрасли Транспортные организации Организации пищевой промышленности Организации строительной отрасли Организации ЖКХ Организации связи Объекты торговли Иные отрасли
92% 87% 87% 85%
70%
53% 52% 49% 47% 42% 42%
менее 30%
Рисунок 2. - Доля штатных работников по защите от ЧС и ГО от общего количества работников отрасли, уполномоченных исполнять обязанности по вопросам ГСЧС и ГО
Перечень должностей штатных работников по защите от ЧС и ГО содержит 9 наименований. Титульной должностью или абсолютным лидером по количеству (52 %) является должность советского периода - начальник штаба ГО. Необходимо отметить, что применение такого наименования должности на объектовом уровне некорректно, т. к. действующее законодательство не предусматривает создания штабов ГО в организациях.
Причина большого разброса и многовариантности в должностях скрыта в трудовом законодательстве.
Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Занятия»1 (ОКРБ 0142017) и единый квалификационный справочник должностей служащих2 (ЕКСД) не содержат конкретного наименования должности служащего, обеспечивающего выполнение задач в области защиты от ЧС и ГО. Отсутствие конкретного наименования приводит к вольной трактовке кадровыми органами этой должности в различных отраслях и организациях республики, что подтверждается проведенным анализом качественного состава должностей штатных работников по защите от ЧС и ГО (рис. 3).
Начальник штаба ГО Инженер по ЧС и ГО 49 137
Специалист по ЧС и ГО 25
Инженер по ГО 23
Специалист по ГО м 8
Инженер по ЧС ■ 6
Инженер по ГСЧС и ГО ™ 6
Специалист по ЧС 5
Специалист по ГСЧС и ГО 5
Рисунок 3. - Анализ качественного состава должностей штатных работников по защите от ЧС и ГО организаций
Также установлено, что рабочие и служащие более 60 должностей и профессий совмещают выполнение задач в области защиты организации от ЧС и обеспечивают выполнение мероприятий ГО со своими основными трудовыми функциями. В ходе исследований установлена классификация данных специалистов путем разделения их на 4 группы с общим признаком - основная трудовая функция (рис. 4).
Группа А. Инженеры по безопасности
Группа Б. Иные инженерные специальности
Группа В. Руководители структурных подразделений, цехов, участков
Группа Г. Иные специалисты и рабочие
ИИИИИИИН 151 (22%) 89 (14%)
ИШИИИПИ 135 (18%)
Количество, чел. (% от общего количества)
Рисунок 4. - Качественный состав должностей работников, совмещающих выполнение задач в области защиты организации от ЧС и обеспечивающих выполнение мероприятий ГО со своими основными трудовыми функциями
1 Об утверждении Общегосударственного классификатора Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Мин-ва труда и соц. защиты Респ. Беларусь, 24 июля 2017 г., № 33 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
2 Об утверждении общих положений единого квалификационного справочника должностей служащих [Электронный ресурс]: постановление Мин-ва труда и соц. защиты Респ. Беларусь, 2 янв. 2012 г., № 1 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
4853532348538948230223489123895323534848912389234853532348238953235323239148232323904823912353
Сравнительный анализ учебных групп, представленных в таблице 1, показал, что среди работников по совместительству доминируют инженерные специальности (группы А и Б), в которых со значительным отрывом лидируют инженеры по охране труда (241 человек из 315). Тем не менее квалификация ряда представленных должностей и профессий вызывает определенные сомнения в их возможности компетентно исполнять трудовые функции штатных работников по защите от ЧС и ГО в достаточном объеме. Например, в группу Г (пятая часть от всей численности) включены должности работников, квалификация и условия труда которых, по мнению авторов, могут не позволить им выполнять в полном объеме функцию органов управления по ЧС и ГО, например, контролер на КПП, микробиолог, врач-терапевт, медстатистик, ревизор, техник-механик, электромеханик, слесарь-ремонтник и др.
Таблица 1. - Распределение работников по совместительству по группам
Наименование группы Перечень должностей и профессий
Группа А. Инженеры, деятельность которых, связана с обеспечением техногенной безопасности организации Инженер по охране труда, инженер по пожарной безопасности, инженер по промышленной безопасности, инженер по радиационной безопасности, инженер по охране окружающей среды
Группа Б. Иные инженерные специальности Ведущий инженер, инженер по оборудованию, инженер эксплуатационно-технического отдела, инженер по охране и защите леса, инженер-энергетик, инженер-теплотехник, инженер-технолог, инженер-механик, инженер по технадзору, инженер по стандартизации и сертификации, инженер КИПиА, инженер по внедрению новой техники и технологий, инженер по безопасности движения, инженер по мобилизационной подготовке (работе)
Группа В. Руководители структурных подразделений, цехов, участков Начальник охраны объекта, начальник аварийно-диспетчерской службы, начальник испытательного центра, начальник общетехнического отдела, начальник транспортного участка, начальник транспортной службы, начальник жилищного отдела, заместитель начальника цеха, заместитель начальника службы связи, заведующий ремонтными мастерскими, заведующий лабораторией, прораб, мастер локомотивного депо, старший мастер, мастер по содержанию зданий и сооружений, мастер участка тепловых сетей, научный сотрудник, специалист по технической укрепленности объектов
Группа Г. Иные специалисты и рабочие Врач-терапевт, медстатистик, микробиолог, контролер на КПП, юрисконсульт, эколог, преподаватель, фельдшер, медицинская сестра, инспектор по кадрам, ревизор, методист, техник-механик, электромеханик, слесарь-ремонтник, инспектор, оператор ПЭВМ, специалист по труду и зарплате, специалист по кормопроизводству, специалист по комплектации, специалист по экономической безопасности
Анализ качественного состава работников по совместительству подтвердил наличие в организациях установившейся практики замещения штатных работников по защите от ЧС и ГО специалистами различных должностей и профессий. В большинстве организаций выполнение задач в области защиты от ЧС и ГО включаются в должностные обязанности инженера по охране труда, инженера по пожарной, промышленной, радиационной, экологической безопасности или иных служащих. Наличие такого широкого диапазона должностей и профессий работников по совместительству свидетельствует о наличии неопределенности в вопросе, какие служащие могут и способны заменить собой штатных работников по защите от ЧС и ГО. Данная неопределенность возникла из-за отсутствия требований к квалификации штатных работников по защите от ЧС и ГО.
Согласно общим положениям 3 должностные обязанности работника по решению нанимателя могут предусматривать выполнение обязанностей, содержащихся в квалификационных характеристиках других должностей, близких по содержанию работ, равных по
3 См. сноску 2. Civil defense
сложности и не требующих изменения квалификации служащего. Таким образом, невозможно в должностные обязанности инженера по пожарной безопасности или другого специалиста включить обязанности специалиста по защите от ЧС и ГО, т. к. сама должность и ее должностные обязанности в едином квалификационном справочнике должностей отсутствуют.
Тем не менее проблема кадровой неопределенности заключается не только в трудовом законодательстве, но и в несовершенстве основных нормативных правовых актов в области ГСЧС и ГО.
В настоящее время порядок назначения штатных работников по защите от ЧС и ГО определен двумя документами: Законом Республики Беларусь4 в части создания органов управления по ГО и постановлением Совета Министров Республики Беларусь5 в части создания органов управления по ЧС.
Данным постановлением определено, что в рамках ГСЧС в организациях в качестве органа управления по ЧС на объектовом уровне назначаются штатные (специально назначенные) работники в зависимости от количества работающих: при количестве работников от 600 до 3 тыс. чел. - 1, от 3 до 10 тыс. чел. - 2-3 (сектор), свыше 10 тыс. чел. - 3-4 (сектор или отдел). Таким образом, из положений документа следует необходимость создания штатной должности в организациях с количеством работающих 600 и более человек. Штатная должность предполагает включение ее в штатное расписание организации. Но постановление не регламентирует создания органов управления по ЧС в организациях с количеством работающих 599 человек и менее. Данный правовой пробел приводит к тому, что в крупных организациях (300 человек и более), имеющих в составе потенциально опасные объекты, в штатном расписании может отсутствовать должность служащего, выполняющего задачи в области защиты организации от ЧС.
Аналогичная проблема прослеживается при создании объектовых органов управления по ГО. Законом6 определено, что организации, подлежащие переводу на работу в условиях военного времени, создают объектовые органы управления по ГО. Ими являются структурные подразделения или работники организаций, обеспечивающие выполнение мероприятий ГО. Указано, что создание структурных подразделений и назначение работников осуществляются в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь. Данная формулировка предполагает разработку и утверждение подзаконного акта, определяющего данный порядок, но в настоящее время данный документ не разработан. Это не позволяет нанимателю и кадровым службам организаций осуществлять единый подход в вопросе создания объектовых органов управления по ГО. По установившейся практике в организациях трудовые функции по обеспечению выполнения мероприятий ГО включаются в должностные обязанности инженера по охране труда, инженера по пожарной, промышленной, радиационной, экологической безопасности или иных служащих.
Выводы. Анализ качественного и количественного состава органов управления по ЧС и ГО показал, что в организациях отсутствует единый подход к их формированию. Изучение нормативных правовых актов и проведенные исследования выявили ряд проблемных вопросов:
- во-первых, трудовое законодательство не содержит конкретного наименования должности служащего, обеспечивающего выполнение задач в области защиты от ЧС и ГО,
4 О гражданской обороне [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 27 нояб. 2006 г., № 183-З // Информа-ционной-аналитическая поддержка бухгалтеров, юристов и руководителей от экспертов ilex. - Режим доступа: https://ilex.by. - Дата доступа: 17.12.2019.
5 О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 апр. 2001 г., № 495 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
6 См. сноску 4.
как следствие, отсутствуют требования к квалификации и должностные обязанности таких работников;
- во-вторых, в организациях с количеством работающих 599 человек и менее предусмотрено законодательством назначение штатных работников, обеспечивающих выполнение задач в области ГО, однако порядок их назначения не установлен.
Предложения. Решение данных проблем заключается в совершенствовании нормативных правовых актов. Необходимо законодательно закрепить установившуюся практику совмещения одним работником организации двух органов управления - по ЧС и ГО. Для этого предлагается утвердить единый порядок создания данных органов управления и ввести единое унифицированное наименование должности для работника, исполняющего обязанности в области защиты организации от ЧС и ГО.
1. Министерство по чрезвычайным ситуациям, как специально уполномоченный государственный орган в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны имеет право внести предложения по включению в ОКРБ 01420177 наименования должности служащего «инженер по гражданской защите» (альтернативный вариант: «инженер по защите от ЧС и ГО») в качестве единой унифицированной должности для специалистов, назначенных для исполнения обязанностей в области защиты организации от ЧС и ГО. Для указанных специалистов возможно применить код начальной группы занятий 2149 «Специалисты-профессионалы в области техники, технологии, не вошедшие в другие начальные группы». Аналогично вносятся предложения по включению в ЕКСД8 квалификационной характеристики (обязанностей) для данной должности.
Опираясь на ранее проведенный анализ национального законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО и возможные перспективы развития гражданской обороны [1; 2], в качестве модельного образца предлагается использовать проект квалификационной характеристики, разработанный авторами статьи и приведенный в таблице 2.
Таблица 2. - Квалификационная характеристика инженера по гражданской защите (инженера по защите от ЧС и ГО)
ЕКСД. Выпуск 1. «Должности служащих для всех видов деятельности» (код начальной группы занятий 2149)._
Инженер по гражданской защите (альтернативный вариант: инженер по защите от ЧС и ГО)
Должностные обязанности
Анализирует возможную обстановку на объекте при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при применении противником современных средств поражения.
На основании анализа осуществляет планирование мероприятий по реагированию на чрезвычайные ситуации или угрозу их возникновения, по защите рабочих и служащих, материальных ценностей организации от опасностей военного времени. Организует разработку плана предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, плана гражданской обороны, плана основных мероприятий по подготовке органов управления и сил ГСЧС и гражданской обороны на очередной год и других документов в рамках ГСЧС и гражданской обороны, установленных законодательством.
Представляет руководителю организации предложения по созданию в организации сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданских формирований гражданской обороны, оснащению их соответствующими средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций и средствами гражданской обороны.
Осуществляет организационное обеспечение деятельности объектовой комиссии по чрезвычайным ситуациям, эвакуационной комиссии. Разрабатывает план проведения эвакуационных мероприятий.
7 См. сноску 1.
8 См. сноску 2.
Продолжение таблицы 2
Должностные обязанности Организует обучение руководителей и работников организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны. Организует проведение учений и тренировок. Контролирует содержание в исправном состоянии систем оповещения, средств ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, защитных сооружений. Организует их учет, хранение и обслуживание. Представляет руководителю организации предложения по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Контролирует хранение, использование и восполнение указанных резервов. Обеспечивает выполнение и соблюдение требований нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. Организует работу по содействию подразделениям по чрезвычайным ситуациям при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории организации. Участвует в аварийно-спасательных и других неотложных работах в рамках своей компетенции. Оказывает содействие государственным инспекторам по надзору за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при проведении проверок на территории организации, контролирует правильность оформления документов по результатам проверок, дает объяснения, высказывает свои замечания по действиям инспекторов и оформлению документов. Представляет интересы организации в государственных органах, судах при рассмотрении дел о нарушении законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны
Должен знать Нормативные правовые акты, другие руководящие и методические материалы и документы, регламентирующие деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; нормы административного и уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; техногенную опасность объектов, расположенных на территории организации, порядок отнесения организаций (территорий) к категориям (группам) по гражданской обороне; методики и правила разработки планирующих документов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; правила контроля технического состояния средств гражданской обороны на соответствие нормативным требованиям; основные мероприятия по медицинской, инженерной, радиационной и химической (биологической) защите рабочих и служащих; методики проведения надзора за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; основы делопроизводства, порядок и сроки составления отчетных и иных документов о реализации мероприятий по защите организации от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; порядок работы со сведениями, составляющими государственную тайну, и служебной информацией ограниченного распространения
Квалификационные требования Инженер по гражданской защите: высшее образование по соответствующему направлению без предъявления требований к стажу работы
2. Подготовить предложения по внесению изменений в постановление9 в части установления единого порядка назначения работников, обеспечивающих выполнение задач как в области защиты от ЧС, так и ГО.
Порядок назначения должен учитывать ключевые критерии: численность организации, потенциальную техногенную опасность организации, принадлежность организаций и населенных пунктов, в которых они расположены, к категориям и группам по гражданской обороне.
Кроме того, данный порядок должен иметь определенную гибкость. Необходимо понимать, что в современных экономических условиях и условиях оптимизации штатных структур организаций совмещение трудовых функций является одним из оптимальных способов решения кадровых проблем. Исходя из отраслевой принадлежности организации, ее
9 См. сноску 5.
численности и кадрового состава специалистов, техногенной опасности в нем должна быть предусмотрена возможность возлагать выполнение задач в области защиты организации от ЧС и ГО на служащих с инженерными специальностями помимо их основных трудовых функций. Целесообразно также включить в него норму, разрешающую нанимателю при наличии соответствующего обоснования (например, при отсутствии в организации специалистов инженерных специальностей) отступать от указанных требований по согласованию с соответствующими органами по ЧС (территориальные управления МЧС, районные (городские) отделы по ЧС). В качестве модельного образца контингента структурных подразделений, обеспечивающих выполнение задач в области защиты организаций от ЧС и ГО, предлагается использовать разработанный авторами статьи проект (таб. 3).
Таблица 3. - Предложения по контингенту структурных подразделений, обеспечивающих выполнение задач в области защиты организаций от ЧС и ГО
Общее количество работников организации, чел. Контингент структурного подразделения, обеспечивающего выполнение задач в области защиты организаций от ЧС и ГО
Количественный состав, чел. Качественный состав (должности работников)
1. Организации, подлежащие переводу на работу в условиях военного времени
1.1. Организации, отнесенные к 1-й категории по ГО, независимо от места расположения
Не менее 10 000 3-4 (сектор или отдел) начальник сектора/отдела по гражданской защите, ведущий инженер по гражданской защите, инженер по гражданской защите
От 3000 до 9999 2-3 (сектор) начальник сектора по гражданской защите, инженер по гражданской защите
От 600 до 2999 1-2 ведущий инженер по гражданской защите, инженер по гражданской защите
Менее 600 1 инженер по гражданской защите
1.2. Организации, отнесенные ко 2-й категории по ГО, независимо от места расположения
Не менее 10 000 2-3 (сектор) начальник сектора по гражданской защите, инженер по гражданской защите
От 3000 до 9999 2 ведущий инженер по гражданской защите, инженер по гражданской защите
От 600 до 2999 1-2 ведущий инженер по гражданской защите, инженер по гражданской защите
Менее 600 чел. 1 инженер по гражданской защите
1.3. Организации, отнесенные к 3-й категории по ГО, находящиеся в населенном пункте, отнесенном к группе по ГО
Не менее 600 1* инженер по гражданской защите
От 300 до 599 1* инженер по гражданской защите (нанимателем могут быть установлены для работника условия неполного рабочего времени, 0,5 ставки штатного расписания)
Менее 300 1* инженер по гражданской защите (нанимателем могут быть установлены для работника условия неполного рабочего времени, 0,25 ставки штатного расписания)
1.4. Организации, отнесенные к 3-й категории по ГО, находящиеся в населенном пункте, не отнесенном к группе по ГО
Не менее 600 1* инженер по гражданской защите (нанимателем могут быть установлены для работника условия неполного рабочего времени, 0,5 ставки штатного расписания)
От 300 до 599 1* инженер по гражданской защите (нанимателем могут быть установлены для работника условия неполного рабочего времени, 0,25 ставки штатного расписания)
Менее 300 обязанности по выполнению мероприятий в области защиты организации от ЧС и задач ГО возлагаются на специалиста, трудовая функция которого является близкой по содержанию работ
Продолжение таблицы 3
Общее количество работников организации, чел. Контингент структурного подразделения, обеспечивающего выполнение задач в области защиты организаций от ЧС и ГО
Количественный состав, чел. Качественный состав (должности работников)
1.5. Организации без категории по ГО, находящиеся в населенном пункте, отнесенном к группе по ГО
Не менее 600 1* инженер по гражданской защите (нанимателем могут быть установлены для работника условия неполного рабочего времени, 0,5 ставки штатного расписания)
Менее 600 обязанности по выполнению мероприятий в области защиты организации от ЧС и задач ГО возлагаются на специалиста, трудовая функция которого является близкой по содержанию работ
1.6. Организации без категории по ГО, находящиеся в населенном пункте, не отнесенном к группе по ГО
Не менее 600 1* инженер по гражданской защите (нанимателем могут быть установлены для работника условия неполного рабочего времени, 0,25 ставки штатного расписания)
Менее 600 обязанности по выполнению мероприятий в области защиты организации от ЧС и задач ГО возлагаются на специалиста, трудовая функция которого является близкой по содержанию работ
2. Организации, не подлежащие переводу на работу в условиях военного времени
Независимо от численности работников обязанности по выполнению мероприятий в области защиты организации от ЧС и задач ГО возлагаются на специалиста, трудовая функция которого является близкой по содержанию работ
Примечание. * - обоснованные отступления от требований по порядку создания структурных подразделений и назначения штатных работников допускаются только по согласованию с соответствующим территориальным органом по чрезвычайным ситуациям.
Заключение
Проведенные исследования в рамках реализации государственной политики в области гражданской обороны подтвердили необходимость усовершенствовать действующие нормативные правовые акты, направленные на объединение ГСЧС и ГО в единую систему. Первый шаг - установить единый порядок создания органов управления по ЧС и органов управления по ГО, определить общие квалификационные характеристики (должностные обязанности) и наименование должности для работников.
Реализация данных предложений нацелена на совершенствование законодательства в области ГСЧС и ГО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тихонов, М.М. Возможные перспективы развития гражданской обороны в Республике Беларусь / М.М. Тихонов [и др.] // Вестник Ун-та гражд. защиты МЧС Беларуси. - 2018. - Т. 2, № 1. - С. 91100. Б01: 10.33408/2519-237X.2018.2-1.91.
2. Бордак, С.С. Органы управления гражданской обороны района (города): целеполагание, функции и задачи / С.С. Бордак // Вестник Ун-та гражд. защиты МЧС Беларуси. - 2018. - Т. 2, № 4. -С. 511-520. БОТ: 10.33408/2519-237Х.2018.2-4.511.
Перспективы совершенствования управления гражданской обороной и Государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Prospects for improving the management of civil defense and the State system for the prevention and elimination of emergency situations
Панасевич Валерий Александрович
Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты МЧС Беларуси», кафедра гражданской защиты, старший преподаватель
Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь e-mail: panasev.valer.71@mail.ru ORCID: 0000-0002-5469-1455
Лебедкин Александр Владимирович
доктор военных наук, профессор
Государственное учреждение «Научно-исследовательский институт Вооруженных Сил Республики Беларусь», главный научный сотрудник
Адрес: ул. Славинского, 4/3,
220103, г. Минск, Беларусь e-mail: niivs@mod.mil.by
Мурзич Игорь Константинович
доктор военных наук, профессор
Государственное учреждение «Научно-исследовательский институт Вооруженных Сил Республики Беларусь», главный научный сотрудник
Адрес: ул. Славинского, 4/3,
220103, г. Минск, Беларусь e-mail: niivs@mod.mil.by
Бузин Николай Евгеньевич доктор военных наук, профессор
Министерство обороны Республики Беларусь, Генеральный штаб Вооруженных Сил, заместитель начальника по научной работе
Адрес: ул. Коммунистическая, 1,
220034, г. Минск, Беларусь e-mail: modmail@mod.mil.by
Valery A. Panasevich
State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Civil Protection, Senior Lecturer
Address: ul. Mashinostroiteley, 25,
220118, Minsk, Belarus e-mail: panasev.valer.71@mail.ru ORCID: 0000-0002-5469-1455
Aleksandr V. Lebedkin
Grand PhD in Military Sciences, Professor
State Establishment «Scientific Research Institute of the Armed Forces of the Republic of Belarus» Chief Researcher
Address: ul. Slavinskogo, 4/3,
220103, Minsk, Belarus e-mail: niivs@mod.mil.by
Igor K. Murzich
Grand PhD in Military Sciences, Professor
State Establishment «Scientific Research Institute of the Armed Forces of the Republic of Belarus» Chief Researcher
Address: ul. Slavinskogo, 4/3,
220103, Minsk, Belarus e-mail: niivs@mod.mil.by
Nikolay E. Buzin
Grand PhD in Military Sciences, Professor
Ministry of Defence of the Republic of Belarus, General Staff of the Armed Forces, Deputy Head of Research
Address: ul. Kommunisticheskaya, 1,
220034, Minsk, Belarus e-mail: modmail@mod.mil.by
DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2020.4-1.74
PROSPECTS FOR IMPROVING THE MANAGEMENT OF CIVIL DEFENSE AND THE STATE SYSTEM FOR THE PREVENTION AND ELIMINATION
OF EMERGENCY SITUATIONS
Panasevich V.A., Lebedkin А.V., Murzich I.K., Buzin N.E.
Purpose. To develop proposals on improving the efficiency of the functioning of emergency management and civil defense authorities.
Methods. General scientific research methods used: analysis, comparison and generalization. Findings. The qualitative and quantitative composition of the emergency and civil defense management bodies at the facility level has been determined, and proposals have been developed to improve the regulatory legal acts governing their activities. A project has been developed for the contingent of structural divisions ensuring the fulfillment of tasks in the field of protecting organizations from emergency situations and civil defense, qualification requirements for specialists assigned to perform duties in the field of protecting the organization against emergency situations and civil defense.
Application field of research. The results of the study can be used when making changes and additions to regulatory legal acts regulating the procedure for creating emergency management and civil defense authorities.
Keywords: state emergency prevention and response system, civil defense, emergency management bodies, civil defense management bodies.
(The date of submitting: January 31, 2020)
REFERENCES
1. Tikhonov M.M., Subbotin M.N., Bordak S.S., Vasyukevich A.S. Vozmozhnye perspektivy razvitiya gra-zhdanskoy oborony v Respublike Belarus' [Possible prospects of development of civil defense in the Republic of Belarus]. Journal of Civil Protection, 2018. Vol. 2, No. 1. Pp. 91-100. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2018.2-1.91.
2. Bordak S.S. Organy upravleniya grazhdanskoy oborony rayona (goroda): tselepolaganie, funktsii i zadachi [Civil defense regional governing bodies: goals, functions and tasks]. Journal of Civil Protection, 2018. Vol. 2, No. 4. Pp. 511-520. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2018.2-4.511.