Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРЕВОДУ НА РАБОТУ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ'

КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРЕВОДУ НА РАБОТУ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
243
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ВРЕМЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА / УПРАВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ / WARTIME / CIVIL DEFENSE / ENGINEERING AND TECHNICAL MEASURES / COMPREHENSIVE PROTECTION / MANAGEMENT / STABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Булва Александр Дмитриевич, Безносик Евгений Анатольевич, Лебедкин Александр Владимирович

Цель. Разработать модель, структуру и принципы реализации комплексной защиты в организациях, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени. Методы. Использованы общенаучные методы исследования: индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения и обобщения, аналогии. Результаты. Разработан порядок реализации комплексной защиты в организациях, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени; сформирована иерархическая модель системы защитных мероприятий, а также сформулированы принципы их осуществления. Область применения исследований. Результаты исследования являются вкладом в развитие теории гражданской обороны, а также могут быть использованы при переработке требований нормативных правовых актов в части уточнения принципов осуществления защитных мероприятий в организациях, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени, структуры и системы управления комплексной защитой в организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Булва Александр Дмитриевич, Безносик Евгений Анатольевич, Лебедкин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED PROTECTION OF ORGANIZATIONS WHICH HAVE TO BE TRANSFERRED FOR WORKING UNDER WAR CONDITIONS

Purpose. The purpose of the article is to develop a model, structure and principles for the implementation of integrated protection of the organizations which have to be transferred for working under war conditions. Methods. General scientific research methods are used: induction and deduction, analysis and synthesis, comparison and generalization, analogy. Findings. A procedure was developed for implementing integrated protection in organizations that continue to work in wartime; a hierarchical model of the protection system was proposed, the principles of the implementation of protective measures were formulated. Application field of research. The result of the study is the contribution to the development of the theory of civil defense; it can be used in processing the requirements of technical regulatory legal acts in terms of clarifying the principles of the implementation of protective measures in organizations that would continue to work under wartime conditions, the structure and management system of integrated protection in organizations.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРЕВОДУ НА РАБОТУ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ»

Б01: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2020.4-1.59 УДК 351.861

КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРЕВОДУ НА РАБОТУ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Булва А.Д., Безносик Е.А., Лебедкин А.В.

Цель. Разработать модель, структуру и принципы реализации комплексной защиты в организациях, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени.

Методы. Использованы общенаучные методы исследования: индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения и обобщения, аналогии.

Результаты. Разработан порядок реализации комплексной защиты в организациях, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени; сформирована иерархическая модель системы защитных мероприятий, а также сформулированы принципы их осуществления.

Область применения исследований. Результаты исследования являются вкладом в развитие теории гражданской обороны, а также могут быть использованы при переработке требований нормативных правовых актов в части уточнения принципов осуществления защитных мероприятий в организациях, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени, структуры и системы управления комплексной защитой в организациях.

Ключевые слова: военное время, гражданская оборона, инженерно-технические мероприятия, комплексная защита, управление, устойчивость.

(Поступила в редакцию 20 января 2020 г.)

Введение

Общепризнанной формой защиты населения и территориальной целостности государства от военной опасности является гражданская оборона (далее - ГО). Ее степень готовности определяет способность государства обеспечивать защиту граждан в условиях военного времени.

Как раздел военной науки, теория ГО включает систему научных знаний, принципов, закономерностей, категорий (понятий) и положений об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, их воздействии на население, материальные и культурные ценности, способах и методах защиты от них, ликвидации последствий вооруженного нападения [1].

Необходимость совершенствования ГО как важнейшего направления строительства военной организации государства на современном этапе и как отрасли военной науки определяется положениями действующей военной доктрины, в соответствии с которыми в состав мер по обеспечению военной безопасности входит «развитие военной науки и гражданских отраслей науки, прямо или косвенно связанных с проработкой оборонной тематики и разработкой военных технологий, укрепление научного потенциала военной организации государства» [2].

Изучая силы и средства вероятного противника, характер возможных последствий их применения в войне, способы защиты населения и территорий от возникающих при этом опасностей, теория ГО исследует войну и вооруженную борьбу, несмотря на то, что решение задач защиты осуществляется невооруженными способами.

Кроме того, теория ГО не замыкается в себе. Она способна успешно взаимодействовать с другими отраслями военно-научного знания, в результате чего достигается их взаимное развитие и интегрирование. Например, теория военной экономики и теория ГО способны обогатить друг друга теоретическими положениями и практическими рекомендациями по

таким проблемам, как обеспечение живучести военно-экономических, транспортных и других тыловых объектов, своевременная ликвидация последствий разрушений и потерь, использование местных ресурсов и т. п.

Объектом исследования в теории ГО является безопасность личности, общества, государства при возникновении опасностей военного характера. Предметом исследования, соответственно, выступает защита населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

С учетом объекта и предмета исследования теории ГО ее проблемы прямо или косвенно связаны с разработкой средств и способов защиты населения, материальных и историко-культурных ценностей, повышения устойчивости функционирования организаций при возникновении опасностей военного характера.

Специфической особенностью предмета исследований является изучение защитных мероприятий - организационных, инженерно-технических и специальных, направленных на снижение вероятности поражения объектов тыла обычными средствами поражения, а также в результате диверсий.

В раннем исследовании Н.В. Карпилени и А. Д. Булвы [2] сформулировано положение о научно-теоретической основе мероприятий по защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Такой основой, по мнению авторов, выступает прежде всего военная доктрина, в соответствии с которой характер современных военных конфликтов в интересах осуществления защитных мероприятий обуславливается:

- применением высокоэффективных систем высокоточного оружия в неядерном снаряжении, в том числе основанных на новом использовании физических принципов, предусматривающим нанесение быстрых ударов в условиях глобальной досягаемости и обеспечивающим поражение войск (сил), объектов тыла, экономики, коммуникаций на всей территории противника;

- катастрофическими последствиями поражения (нарушением функционирования) критически важных объектов инфраструктуры Республики Беларусь, включая объекты энергетики, химические и другие опасные производства, системы жизнеобеспечения.

Законом Республики Беларусь о гражданской обороне1 определен ряд специфических задач, решение которых обеспечивает минимизацию последствий возможных военных конфликтов для объектов инфраструктуры и населения:

- организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий ГО;

- обеспечение устойчивого функционирования экономики и ее отдельных объектов, коммуникаций и систем жизнеобеспечения населения в военное время.

Кроме того, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2013 г. № 1051 «Об утверждении основных направлений реализации государственной политики в области гражданской обороны»2 закреплено, что обеспечение устойчивого функционирования организаций является одним из основных направлений государственной политики в сфере ГО, которое должно реализовываться через механизм совершенствования требований по обеспечению безопасности.

Обеспечение устойчивого функционирования организаций достигается через реализацию комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий (далее - ИТМ), направленных на повышение способности объекта сохранять свои функциональные возможности при воздействии дестабилизирующих факторов в условиях мирного и военного времени [5].

1 О гражданской обороне [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 27 нояб. 2006 г., № 183-З // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

2 Об утверждении основных направлений реализации государственной политики в области гражданской обороны [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 9 дек. 2013 г., № 1051 // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

В соответствии с Законом Республики Беларусь о военном положении3 устойчивое функционирование объектов жизнеобеспечения, транспортных организаций, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, окружающей среды в военное время обеспечивают местные советы обороны. В организациях, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени, необходимость решения указанной задачи закреплено в положениях Закона Республики Беларусь «О гражданской обороне».

Целью данного исследования является разработка модели, структуры и принципов реализации комплексной защиты в организациях, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени.

Основная часть

В контексте рассматриваемой проблемы под понятием «комплексная защита организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени (далее - комплексная защита)», будем понимать совокупность взаимосвязанных по содержанию, времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, обеспечивающих решение следующих задач:

- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), возникающих в военное время;

- снижение вероятности диверсий, воздействия обычных средств поражения;

- снижение риска гибели и травматизма людей, размера материального ущерба от ЧС и опасностей, возникающих при ведении военных действий, в результате диверсий;

- обеспечение восстановления нарушенного производства в кратчайшие сроки.

Таким образом, основной целью комплексной защиты является устойчивое функционирование организации при воздействии дестабилизирующих факторов в условиях военного времени и в период нарастания военной угрозы.

Общий подход к реализации мероприятий, обеспечивающих достижение сформулированных задач, представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. - Порядок реализации комплексной защиты в организациях, подлежащих переводу

на работу в условиях военного времени

Для эффективного решения задач и разработки системы связанных мероприятий комплексной защиты необходимым условием является наличие обобщающих положений (кратких руководств), которые принято называть принципами.

В словаре иностранных слов современного русского языка [6] термин «принцип» (лат. рппаршш - первоначало, основа) приводится в трех значениях:

3 О военном положении [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 13 янв. 2002 г., № 185-З // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

- основное начало, на котором построено что-либо (научная система, теория, устройство и т. п.);

- закон, основное положение чего-либо;

- точка зрения, убеждение, правило поведения.

Следует отметить, что слишком высокий уровень обобщенности приводит к утрате адекватного отражения необходимых существенных свойств, а недостаточный - к дроблению принципов на положения, которые не являются принципиальными.

В контексте изучаемой проблемы наиболее близким является значение, определяемое требованиями нормативных правовых актов в сфере ГО, а также защиты населения и территории от ЧС, возникающих в военное время.

Анализ действующего законодательства Республики Беларусь позволяет выделить следующие базовые принципы (на схеме они указаны в качестве принципов первого уровня):

- заблаговременность проведения мероприятий;

- планирование и осуществление мероприятий с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей организаций, степени реальной опасности возникновения ЧС, осуществления диверсий, применения обычных средств поражения;

- необходимая достаточность и максимально возможное использование сил, средств и ресурсов при определении объема и содержания защитных мероприятий;

- планирование и реализация мероприятий на всех стадиях жизненного цикла организации - от проектирования до вывода ее из эксплуатации.

Учитывая сформулированные цели, задачи и принципы, систему управления комплексной защитой целесообразно представить как совокупность объектовых органов управления, сил, средств и ресурсов, обеспечивающих планирование, организацию и реализацию существенных мер, необходимых для устойчивого функционирования организаций в условиях ЧС мирного и военного времени, а также направленных на снижение риска возникновения диверсий, воздействия обычных средств поражения.

Авторская модель системы управления комплексной защитой в организациях, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени, представлена на рисунке 2.

Система комплексной защиты организации

Органы

Мирное время

Комиссия по ЧС

Орган

управления по ЧС

Военное время

Штаб ГО

Аварийно-спасательные

служб ы, внештатные пожарные формиро вания, силы ГО и иной производственный персонал

Средства Ресурсы

Мирное время

Аварийно-спасательные и иные средства - Финансовые, материальные, временные, информационные, энергетические и др.

Военное время

Средства ГО и иные средства

-\/-

Реализация мер комплексной защиты

Снижение рисков диверсий, воздействия обычных средств поражения

Инженерно-технические мероприятия

Организационные мероприятия

Рисунок 2. - Система управления комплексной защитой в организациях, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени

J

Как следует из модели (рис. 2), меры комплексной защиты объединены тремя основными направлениями:

- снижение рисков диверсий, воздействия обычных средств поражения;

- инженерно-технические мероприятия;

- организационные мероприятия.

Первая группа мероприятий обеспечивает:

- снижение вероятности обнаружения объекта силами и средствами вероятного противника;

- ограничение распространения сведений, имеющих целевую привлекательность, осуществимость и эффективность для вероятного нападения либо атаки;

- активное противодействие применению обычных средств поражения.

Вторая группа мероприятий направлена на обеспечение физической устойчивости объектов и элементов организации, а также защиту ее работников в условиях применения обычных средств поражения, а также при возникновении ЧС. Группа содержит мероприятия активной и пассивной защиты.

Под активной защитой авторы понимают специальные технические средства (комплексы технических средств, устройств) и решения, предназначенные для выявления источников природной, техногенной, террористической и военной угрозы, оповещения работников о ЧС, доведения сигналов ГО, а также подавления либо ограничения распространения поражающих факторов в результате ЧС и применения обычных средств поражения.

Пассивная защита представляет собой совокупность конструктивных, объемно-планировочных и архитектурно-строительных решений, обеспечивающих предотвращение либо снижение интенсивности воздействия поражающих факторов ЧС и обычных средств поражения. Отличительной особенностью пассивной защиты является ее функциональная независимость от действий человека и командных импульсов автоматических и автоматизированных устройств.

Мероприятия пассивной защиты предусматривают:

- устройство физических барьеров, исключающих либо препятствующих распространению поражающих факторов ЧС и обычных средств поражения;

- удаление объектов от источников вероятной опасности на расстояния, при которых исключаются либо минимизируются риски их поражения;

- уменьшение высоты и плотности застройки, предусматривающей удаление объектов друг относительно друга с целью исключения распространения вторичных поражающих факторов, а также для осуществления защитных мероприятий, в том числе проведения аварийно-спасательных работ и эвакуационных мероприятий;

- резервирование и дублирование основных элементов транспортной, инженерной и технологической инфраструктуры, существенно влияющих на решение организационных, производственных и технологических задач.

Третья группа мероприятий направлена на подготовку к определенному порядку (алгоритму) поведения и действиям должностных лиц, иных работников организаций при угрозе и возникновении ЧС, а также опасностей военного характера.

Следует отметить, что ряд мероприятий не представляется возможным соотнести лишь с одной группой защитных мер, что обуславливается их взаимозависимостью. Поэтому преобладающая роль того либо иного мероприятия для соответствующей группы определялась эмпирически, на основе сложившейся системы экспертных предпочтений.

На рисунке 3 представлены сформулированные и обобщенные направления и вероятные связанные мероприятия комплексной защиты. Основными линиями обозначены связи с ведущими направлениями, штриховыми - со смежными.

Ключевыми объектно-ориентированными критериями комплексной защиты в авторской модели являются две базовые категории: «ранг и уровень значимости организации по

ГО», «зона опасности». Процедура определения ранга и уровня значимости называется ранжированием, а зоны (зон) опасности - зонированием [8].

Накоплениё^рёдст^

гражданской обороны, в том

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

числе средств индивидуальной зящиты

Создание и подготовка органов управления и формирований гражданской обороны

Разработка планирующих документов, в т. ч. плана гражданской обороны

Создание учебно-материальной

базы, в т. ч. изготовление и применение средств наглядной агитации

Оптимизация технологического

процесса (сокращение количества опасных веществ и материалов, работников на период военного времени)

Создание эвакуационных органов, планирование и проведение эвакуационных мероприятий

Накопление, хранение резервов материальных ресурсов для выполнения мероприятий гражданской обороны

Соблюдение пропускного

режима, устройство контрольно-пропускных пунктов

Охрана объектов силами территориальной обороны

Дублирование производственных связей, обеспечивающих бесперебойную работу

Организация мобилизационной работы

Своевременное техническое обслуживание и ремонт зданий, сооружений, производственного оборудования

Мор ально-психол огическая подготовка

Рисунок 3. - Иерархическая модель системы мероприятий, обеспечивающих комплексную защиту организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени

Вопросы ранжирования и зонирования детально рассмотрены в наших работах [3; 7; 8]. Здесь же сформулирован ряд предложений по дальнейшему совершенствованию указанных процедур. По мнению авторов, зонирование и ранжирование позволит обеспечить более дифференцированное и рациональное планирование и использование ресурсов, осуществление защитных мер как в период заблаговременной подготовки государства к ведению ГО, так и непосредственно при введении в стране военного положения.

Кроме того, в указанных публикациях утверждается, что помимо ранжирования и зонирования в основу комплексной защиты должен быть положен ряд принципиальных положений.

Однако указанные ранее принципы первого уровня для этой цели непригодны, т. к. они определяют лишь направления управленческой деятельности в сфере защиты, общие подходы к построению системы управления защитными мероприятиями. Поэтому в предлагаемой модели реализации комплексной защиты (рис. 1) предусмотрен еще один элемент, содержащий общие положения, - принципы второго уровня, которые относятся к разработке и проектированию защитных мероприятий и прежде всего инженерно-технических (далее - ИТМ ГО), как наиболее затратных.

В концентрированном виде в действующем национальном законодательстве в области технического нормирования и стандартизации такие принципы явным образом не определены. Поэтому происходит их подмена и растворение в общем своде норм, правил и положений.

По мнению авторов, указанное обстоятельство является одной из причин появления паралогизмов при определении технических требований уполномоченными должностными лицами в сфере ГО. Ведь только благодаря принципиальным установкам возможно системно оценить необходимость и эффективность предлагаемых к реализации защитных мероприятий (по материалам учебно-методических сборов с должностными лицами органов управления ГСЧС и ГО, проходивших 29-30 ноября 2018 г. и 20 ноября 2019 г.). Кроме того, в ходе непосредственной разработки проектной документации, а также ее экспертизы нередкими являются ошибочные заключения и решения как со стороны проектных организаций, так и со стороны должностных лиц РУП «Главгосстройэкспертиза» [4; 9].

В работе [4] отмечается, что сегодня вопросы проектирования требуют определенных разъяснений, выработки общих взглядов как на структуру, так и на содержание проектной документации. При этом общие взгляды должны быть у Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, реализующего государственную политику в области архитектуры и строительства, проектных и экспертных организаций, а также должностных лиц, осуществляющих надзор в сфере защиты населения и территории от ЧС, ГО. Согласившись и пролонгировав данное утверждение, добавим, что общие взгляды невозможно сформировать без системы ценностных ориентиров, к которым как раз и относятся принципы реализации мероприятий комплексной защиты.

В Республике Беларусь основным техническим нормативным правовым актом (далее - ТНПА), содержащим и определяющим требования к проектированию и разработке ИТМ ГО, является ТКП 112-2011 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обо-

4

роны» .

4 Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны = 1нжынерна-тэхшчныя мерапрыемства гра-мадзянскай абароны: ТКП 112-2011. - Введ. 22.12.2011 г. - Минск: МЧС, 2011. - 27 с.

Кроме того, ряд нормативных предписаний содержится в положениях ТКП 260-20105, ТКП 311-20116, ТКП 369-20127, ТКП 45-3.02-231-20118.

При этом следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством (ст. 21 Закона Республики Беларусь о техническом нормировании и стандартизации9; п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь о развитии предпринимательства10) технические кодексы установившейся практики являются обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования только при ссылке на них в законодательных актах, технических регламентах, иных нормативных правовых актах Совета Министров Республики Беларусь.

По состоянию на декабрь 2019 г. в законодательных и нормативных правовых актах Правительства Республики Беларусь ссылок на ТКП 112-2011 и другие приведенные ТНПА не содержится, что позволяет их отнести к обязательным для соблюдения субъектами хозяйствования, только если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения.

Однако вполне очевидно, что «обеспечение устойчивого функционирования экономики и ее отдельных объектов, коммуникаций и систем жизнеобеспечения населения в военное время» (ст. 4 Закона Республики Беларусь о гражданской обороне11), а также реализация механизма «совершенствования требований по обеспечению безопасности функционирования организаций» (гл. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2013 г. № 1051 «Об утверждении основных направлений реализации государственной политики в области гражданской обороны») невозможно эффективно осуществлять без обязательных требований в сфере градостроительства и строительства. По мнению авторов, добровольный характер ИТМ противоречит принципу государственной политики в области ГО, согласно которому выполнение соответствующих мероприятий по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом совершенствования средств вооруженной борьбы и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий.

Кроме того, ст. 5 Закона Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь12 закреплено, что «разработка градостроительной документации и проектной документации, застройка населенных пунктов,

5 Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта = Прыстасаванне аб'ектау камунальна-бытавога прызначэння для санггарнай апрацоуш людзей, адмысловай апрацоуш вопратш i рухомага складу аутатранспарту: ТКП 260-2010. - Введ. 22.09.2010 г. - Минск: МЧС, 2010. - 21 с.

6 Световая маскировка. Общие положения = Светлавая масшроука. Агульныя палажэнш: ТКП 311-2011. - Введ. 17.02.2011 г. - Минск: МЧС, 2011. - 11 с.

7 Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» в градостроительных проектах и проектной документации на строительство = Парадак распрацоуш i склад раздзела «1нжынерна-тэхшчныя мерапрыемствы гра-мадзянскай абароны. Мерапрыемствы па папярэджанш надзвычайных спуацый» у горадабудаушчых праектах i праектнай дакументацьн на будаунщтва: ТКП 369-2012 - Введ. 10.01.2012 г. - Минск: МЧС, 2012. - 27 с.

8 Защитные сооружения гражданской обороны. Нормы проектирования = Ахоуныя будынш грамадзянскай абароны. Нормы праектавання: ТКП 45-3.02-231-2011. - Введ. 17.05.2011 г. - Минск: МЧС, 2011. - 123 с.

9 О техническом нормировании и стандартизации [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2004 г., № 262-З // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2020.

10 О развитии предпринимательства [ Электронный ресурс]: Декрет Президента Респ. Беларусь, 23 нояб. 2017 г., № 7 // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

11 См. сноску 1.

12 Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 5 июл. 2004 г., № 300-З // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

строительство объектов должны осуществляться с соблюдением требований законодательства в области гражданской обороны».

В связи с этим целесообразно обратить внимание на технический регламент ТР 2009/013/БУ «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопас-ность»13, который был утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1748 от 31 декабря 2009 г. Принятие этого регламента стало важнейшим этапом интеграции Республики Беларусь в европейскую систему нормирования. На момент принятия он был гармонизирован с действовавшей на территории Европейского союза Директивой 89/106/ЕЕС.

С введением в действие ТР 2009/013/БУ полностью изменилась модель системы технического нормирования и стандартизации в строительстве. Вместо существовавшего подхода, когда требования всех ТНПА, касающиеся проектирования, строительства были обязательны для соблюдения, субъектам строительной деятельности предоставлено право выбора способа обеспечения безопасности. При этом количество обязательных при проектировании и строительстве мероприятий ограничено существенными требованиями, идентичными действующему в странах ЕС подходу: безопасность в ЧС природного и техногенного характера, пожарная безопасность, охрана труда, производственная санитария, механическая прочность и устойчивость, энергоэффективность.

К сожалению, инженерно-технические мероприятия ГО, являющиеся элементами безопасности организаций в условиях военного времени, в содержание базовых требований не вошли, а защита людей, инфраструктуры организаций от вероятного применения обычных средств поражения, диверсий в контексте ТР 2009/013/БУ не рассматривается, что может повлечь снижение защищенности населения и территории при разработке, реализации проектной документации, а также дальнейшей эксплуатации объектов. По мнению авторов, одной из причин такого подхода могло стать отсутствие на момент разработки технического регламента четких принципов относительно ИТМ ГО, которые позволяли ли бы их рассматривать в контексте требований безопасности.

Таким образом, необходимость в выработке и обобщении принципов ИТМ ГО, а также подготовка соответствующего нормативного правового акта, содержащего эти принципы, сегодня объективно существует. При этом следует отметить, что подобный механизм на практике уже однажды был реализован. Так, в советский период появлению норм проектирования ИТМ ГО предшествовало принятие 4 ноября 1963 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения»14, которое принято было называть Основными принципами защиты населения. Документ, в частности, не только определял перечень этих принципов, но и указывал на необходимость разработки соответствующих норм проектирования, имеющих обязательный характер для всей страны.

Кроме того, сегодня объективно следует исходить еще и с позиции новых обстоятельств, обусловленных развитием в стране прогрессивной системы технического нормирования, переходом к гибким, упрощенным нормам, позволяющим применять при строительстве современные технологии и материалы.

Так, в 2019 г. Указом Президента Республики Беларусь «О строительных нормах и правилах»15 определены новые виды ТНПА:

13 Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность = Будынш i збудаванш, будаушчыя матэрыялы i вырабы. Бяспека: ТР 2009/013/БУ. - Введ. 01.08.2010 г. - Минск: Госстандарт, 2015. - 31 с.

14 О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения [Электронный ресурс]: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, 4 нояб. 1963 г., № 1132-416 // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

15 О строительных нормах и правилах [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 5 июня 2019 г., № 217 // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2020.

- строительные нормы Республики Беларусь, содержащие обязательные для применения требования в области безопасности зданий и сооружений;

- строительные правила Республики Беларусь, определяющие способы выполнения строительных норм и применяемые на добровольной основе.

В целях обеспечения защиты от ЧС природного и техногенного характера в строительных нормах устанавливаются обязательные для соблюдения требования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при градостроительном планировании, размещении объектов строительства и застройке территорий, проектировании и строительстве зданий и сооружений.

По мнению авторов, принципы ИТМ ГО, направленные на повышение способности объектов сохранять свои функциональные возможности при воздействии дестабилизирующих факторов в условиях мирного и военного времени, должны стать основой при разработке соответствующих норм и правил.

В настоящее время завершается работа по подготовке проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны (защиты)». При этом основу нормативного правового акта, по мнению авторов, должны составлять принципы ИТМ ГО - правовые категории, являющиеся императивами для разработки нормативных предписаний.

Закрепление принципиальных положений позволит:

- формировать общий подход и требования к осуществлению защитных мероприятий;

- определять тенденцию развития нормативных предписаний и их систематизацию;

- ограничивать правовые отношения нормативными рамками;

- оказывать помощь должностным лицам в применении норм, а также решении задач, не урегулированных действующими требованиями;

- сопоставлять национальные подходы и требования к осуществлению ИТМ с подходами и требованиями других государств благодаря отправным положениям.

С учетом современного взгляда на характер мероприятий, обеспечивающих реализацию положений законодательства в сфере ГО, имеющегося практического опыта разработки раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» в градостроительных проектах и проектной документации на строительство, стратегий развития генеральных планов городов и иных населенных пунктов в Республике Беларусь целесообразно нормативно закрепить следующие принципы ИТМ ГО:

- заблаговременное проведение ИТМ ГО;

- планирование и разработка ИТМ ГО с учетом характера современных военных конфликтов, положений военной доктрины;

- дифференцированное осуществление ИТМ ГО в зависимости от уровня значимости организаций и территорий по ГО, а также с учетом зонирования территорий по степени опасности, времени осуществления (мирное время, период нарастания военной угрозы, военное положение);

- реконструкция и техническое перевооружение организаций без увеличения общего количества опасных веществ и материалов в технологическом процессе;

- ограничение строительства промышленных объектов и объектов с массовым пребыванием людей в зонах повышенной опасности;

- приоритет групповому размещению промышленных объектов (формирование промышленных узлов);

- ограничение плотности застройки, плотности населения, высоты зданий и сооружений в городской и промышленной зонах;

- приоритетное развитие интегрированных систем безопасности;

- развитие ландшафтно-рекреационных территорий в городской черте;

- кольцевая прокладка линейных объектов транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры (транспортные магистрали, магистральные сети электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, канализации и т. д.);

- резервирование элементов и объектов систем жизнеобеспечения населения и транспортной инфраструктуры;

- преимущественное удаление организаций, имеющих важное оборонное и экономическое значение, опасных производственных объектов от границ проектной застройки населенных пунктов;

- проектирование и строительство подземных объектов инженерной инфраструктуры с учетом их двойного назначения (защита населения в условиях ЧС и от опасностей, возникающих в ходе военных действий или вследствие этих действий);

- равная устойчивость ко всем поражающим факторам (доведение защиты зданий, сооружений и оборудования до такого целесообразного уровня, при котором выход из строя от поражающих факторов может возникнуть на одинаковом расстоянии. При этом защита от одного поражающего фактора является определяющей).

После нормативного закрепления указанных принципов может осуществляться переход к очередному этапу - разработке нормативов и определению порядка реализации мероприятий комплексной защиты.

Заключение

В исследовании [10] отмечается, что в области обороноспособности государства ГО выполняет три важнейшие функции:

- оборонную (решение проблем сохранения людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны);

- социальную (обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасение и оказание помощи пораженным и пострадавшим);

- экономическую (сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики страны и выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей, снижение опасности образования вторичных поражающих факторов в условиях войны).

Мероприятия комплексной защиты во многом позволяют определить и систематизировать способы реализации указанных функций. В исследовании представлен авторский взгляд на содержание понятия «комплексная защита», предложены порядок ее реализации и соответствующая система управления комплексной защитой, разработана иерархическая модель системы мероприятий, обеспечивающих защиту организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени.

Кроме того, в работе не только обосновывается необходимость нормативного закрепления принципов, на основании которых, по мнению авторов, будет осуществляться процесс реализации защитных мероприятий, но и предлагается непосредственно перечень этих принципов.

Полагаем, что дальнейшие исследования в этом направлении могут быть направлены на уточнение нормативных правовых актов и порядка реализации защитных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долгин, Н.Н. Теория гражданской обороны / Н.Н. Долгин // Гражданская защита: энциклопедия: в 4 т. / под общ. ред. В А. Пучкова. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. - Т. 4 (Т-Я). - С. 23.

2. Карпиленя, Н.В. Военная доктрина как научно-теоретическая основа совершенствования гражданской обороны / Н.В. Карпиленя, А. Д. Булва // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2019. - Т. 3, № 2 - С. 178-194. БОТ: 10.33408/2519-237Х.2019.3-2.178.

3. Ласута, Г.Ф. Методика ранжирования организаций в интересах гражданской обороны с использованием метода анализа иерархий / Г.Ф. Ласута, Н.В. Карпиленя, А. Д. Булва // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2019. - Т. 3, № 3. - С. 301-313. Б01: 10.33408/2519-237X.2019.3-3.301.

4. Булва, А.Д. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций в составе проектной документации / А.Д. Булва, В.А. Па-насевич // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2018. - Т. 2, № 2. -С. 256-268. Б01: 10.33408/2519-237Х.2018.2-2.256.

5. Махутов, Н.А. Повышение устойчивости функционирования объекта / Н.А. Махутов // Гражданская защита: энциклопедия: в 4 т. / под общ. ред. В. А. Пучкова. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. - Т. 3 (П-С). - С. 68-69.

6. Егорова, Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка / Т.В. Егорова - М.: «Аде-лант», 2014. - 800 с.

7. Булва, А.Д. Методика определения ранга организаций для дифференцированного планирования мероприятий гражданской обороны / А.Д. Булва // Технологии гражданской безопасности. -2019. - Т. 16, № 2 (60). - С. 70-78.

8. Булва, А.Д. Концептуальные подходы к зонированию территорий по степени опасности / А.Д. Булва, Н.В. Карпиленя, А.В. Лебедкин // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2019. - Т. 3, № 4. - С. 420-437.

9. Булва, А.Д. Методические аспекты подготовки разрешительной документации при проектировании инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций / А.Д. Булва, Д.А. Антипенко // Совершенствование Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны Российской Федерации на современном этапе: сборник трудов секции № 1 XXIX Международной научно-практической конференции «Предотвращение. Спасение. Помощь», 21 марта 2019 г. / ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России. - 2019. - С. 8-16.

10. Воробьев, Ю.Л. Современные войны и гражданская оборона / Ю.Л. Воробьев // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2012. - № 1. - С. 791-810.

Комплексная защита организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени

Integrated protection of organizations which have to be transferred for working under war conditions

Булва Александр Дмитриевич

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра гражданской защиты, доцент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь e-mail: bulva@list.ru ORCID: 0000-0001-9887-8759

Безносик Евгений Анатольевич

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, отдел планирования и организации ГСЧС и ГО, главный специалист

Адрес: ул. Революционная, 5,

220030, г. Минск, Беларусь e-mail: ftkdor@tut.by

Лебедкин Александр Владимирович доктор военных наук, профессор

Государственное учреждение «Научно-исследовательский институт Вооруженных Сил Республики Беларусь», главный научный сотрудник

Адрес: e-mail:

Aleksandr D. Bulva

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Civil Protection, Associate Professor

Address: ul. Mashinostroiteley, 25,

220118, Minsk, Belarus e-mail: bulva@list.ru ORCID: 0000-0001-9887-8759

Evgeniy A. Beznosik

The Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus, Department of Planning and Organization of the State Emergency Service and Civil Defense, Chief Specialist

Address: ul. Revolyutsionnaya, 5, 220030, Minsk, Belarus e-mail: ftkdor@tut.by

Aleksandr V. Lebedkin

Grand PhD in Military Sciences, Professor

State Establishment «Scientific Research Institute of the Armed Forces of the Republic of Belarus» Chief Researcher

ул. Славинского, 4/3, 220103, г. Минск, Беларусь niivs@mod.mil.by

Address: ul. Slavinskogo, 4/3,

220103, Minsk, Belarus e-mail: niivs@mod.mil.by

DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2020.4-1.59

INTEGRATED PROTECTION OF ORGANIZATIONS WHICH HAVE TO BE TRANSFERRED FOR WORKING UNDER WAR CONDITIONS

Bulva A.D., Beznosik E.A., Lebedkin A.V.

Purpose. The purpose of the article is to develop a model, structure and principles for the implementation of integrated protection of the organizations which have to be transferred for working under war conditions.

Methods. General scientific research methods are used: induction and deduction, analysis and synthesis, comparison and generalization, analogy.

Findings. A procedure was developed for implementing integrated protection in organizations that continue to work in wartime; a hierarchical model of the protection system was proposed, the principles of the implementation of protective measures were formulated.

Application field of research. The result of the study is the contribution to the development of the theory of civil defense; it can be used in processing the requirements of technical regulatory legal acts in terms of clarifying the principles of the implementation of protective measures in organizations that would continue to work under wartime conditions, the structure and management system of integrated protection in organizations.

Keywords: wartime, civil defense, engineering and technical measures, comprehensive protection, management, stability.

(The date of submitting: January 20, 2020) REFERENCES

1. Dolgin N.N. Teoriya grazhdanskoy oborony [Civil defense theory]. Civil protection: encyclopedia in 4 parts. Ed. by V.A. Puchkov. Moscow: Institute for Civil Defence and Emergencies, 2015. Part 4. Pp. 23. (rus)

2. Karpilenya N.V., Bulva A.D. Voennaya doktrina kak nauchno-teoreticheskaya osnova sovershenstvo-vaniya grazhdanskoy oborony [Military doctrine as a scientific and theoretical basis for the improvement of civil defense]. Journal of Civil Protection, 2019. Vol. 3, No. 2. Pp. 178-194. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2019.3-2.178.

3. Lasuta G.F., Karpilenya N.V., Bulva A.D. Metodika ranzhirovaniya organizatsiy v interesakh grazhdanskoy oborony s ispol'zovaniem metoda analiza ierarkhiy [Ranking methodology of organizations for benefit of civil defense using the method of hierarchies]. Journal of Civil Protection, 2019. Vol. 3, No. 3. Pp. 301-313. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2019.3-3.301.

4. Bulva A.D., Panasevich V.A. Inzhenerno-tekhnicheskie meropriyatiya grazhdanskoy oborony i mero-priyatiya po preduprezhdeniyu chrezvychaynykh situatsiy v sostave proektnoy dokumentatsii [Engineering and technical activities of civil defense and emergency prevention activities in the composition of design documentation]. Journal of Civil Protection, 2018. Vol. 2, No. 2. Pp. 256-268. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2018.2-2.256.

5. Makhutov N.A. Povyshenie ustoychivosti funktsionirovaniya ob"ekta [Improving the stability of the operation]. Civil protection: encyclopedia in 4 parts. Ed. by V.A. Puchkov. Moscow: Institute for Civil Defence and Emergencies, 2015. Part 3. Pp. 68-69. (rus)

6. Egorova T.V. Slovar' inostrannykh slov sovremennogo russkogo yazyka [Dictionary of foreign words of the modern Russian language]. Moscow: Adelant, 2014. 800 p. (rus)

7. Bulva A.D. Metodika opredeleniya ranga organizatsiy dlya differentsirovannogo planirovaniya meropri-yatiy grazhdanskoy oborony [Method of determining the rank of organizations for the differentiated planning of civil defense activities]. Journal of Civil Security Technology, 2019. Vol. 16, No. 2. Pp. 70-78. (rus)

8. Bulva A.D., Karpilenya N.V., Lebedkin A.V. Kontseptual'nye podkhody k zonirovaniyu territoriy po stepeni opasnosti [Conceptual approaches to zoning of territories by the degree of danger]. Journal of Civil Protection, 2019. Vol. 3, No. 4. Pp. 420-437. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2019.3-4.420.

9. Bulva A.D., Antipenko D.A. Metodicheskie aspekty podgotovki razreshitel'noy dokumentatsii pri proek-tirovanii inzhenerno-tekhnicheskikh meropriyatiy grazhdanskoy oborony i meropriyatiy po

preduprezhdeniyu chrezvychaynykh situatsiy [Methodological aspects of the preparation of the permissive documentation and for the development of technical measures for civil defense and measures for emergencies prevention]. Proc. Intern. scientific-practical conf. «Prevention. Rescue. Help», Moscow, March 21, 2019. Civil Defence Academy EMERCOM of Russia, 2019. Pp. 8-16. (rus) 10. Vorob'ev Yu.L. Sovremennye voyny i grazhdanskaya oborona [Modern wars and civil defense]. Civil Protection Strategy: Issues & Research, 2012. No. 1. Pp. 791-810. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.