УДК 351.861
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ЗАПРОСА НА ВЫДАЧУ
ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, РАЗРАБОТКУ РАЗДЕЛА «ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ» В ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО
Булва А.Д.
Выполнен анализ проблемных вопросов, возникающих в процессе подготовки запроса на выдачу технических условий, разработку проектной документации, содержащей инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Уточнен алгоритм работы проектных организаций, осуществляющих указанную административную процедуру, сформулирован ряд предложений по совершенствованию методологии подготовки запроса. В частности уточнены организационные аспекты категорирования по гражданской обороне, а также предложено ввести административную процедуру установления проектной категории по гражданской обороне для вновь строящихся объектов. Уточняется дополнительный перечень сведений, необходимых для качественной подготовки технических условий территориальными органами государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: госнадзор, гражданская оборона, запрос, инженерно-технические мероприятия, категория, проектирование, проектная документация, проектные решения, технические условия, чрезвычайные ситуации.
(Поступила в редакцию 19 октября 2018 г.)
Введение. Разработке раздела проектной документации, включающего инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций (далее - раздел ИТМ ГО и ЧС), предшествует подготовительный этап, содержащий ряд организационных процедур, в ходе которых осуществляется сбор, обработка и анализ данных, необходимых для проектирования. В соответствии с требованиями ТКП 369-2012 [1] в градостроительных проектах и проектной документации на строительство этот этап называется «Подготовка исходных данных».
Несмотря на достаточно прозрачный алгоритм работы, приведенный в указанном техническом нормативном правовом акте, существует ряд организационных моментов, которые следует учитывать как заказчику, осуществляющему запрос на получение технических условий, так и территориальному органу государственного надзора и контроля в области защиты населения и территории от ЧС (далее - органы госнадзора МЧС), эти условия формулирующему либо констатирующему факт их отсутствия. Более того, на сегодняшний день существует порочная практика, когда не только заказчик не соблюдает установленные требования к форме и содержанию запроса на получение технических условий, но и территориальный орган госнадзора МЧС игнорирует установленную форму ответа. Причина -отсутствие методологии подготовки и обобщения необходимых сведений и данных, а также понимания того, как те либо иные сведения влияют на характер проектных решений. В результате подготовленные технические условия на проектирование раздела ИТМ ГО и ЧС оказываются размытыми и малоинформативными.
Однако этап подготовки исходных данных (прописаный в разделе ИТМ ГО и ЧС) является в большинстве случаев единственным периодом в строительстве, когда осуществляется взаимодействие проектной организации и территориального органа МЧС по вопросам ГО и предупреждения ЧС. Поэтому данный этап должен быть максимально эффективным и предельно однозначным для всех участников рассматриваемой административной процедуры.
Основная часть. Как уже отмечалось, начальным этапом в разработке раздела ИТМ ГО и ЧС является сбор исходных данных и получение технических условий территориальных органов госнадзора МЧС. От того, насколько эффективно и качественно он будет выполнен, зависит эффективность и целесообразность принимаемых проектных решений.
Исходя из процессуального порядка, приведенного в [1], для получения технических условий заказчик должен подготовить запрос в территориальные органы госнадзора МЧС.
Форма запроса определяется требованиями приложения Б для объектов строительства жи-лищно-гражданского, производственного назначения, инженерной инфраструктуры и приложения Г для градостроительных проектов [1].
Содержательной основой запроса является информация, характеризующая объект проектирования и включающая:
- место расположения намечаемого строительства с указанием района (или районов), населенного пункта (или пунктов), данные о природно-климатических условиях в районе (или районах) расположения объекта;
- основание и намечаемые сроки строительства (с указанием очередности);
- технологические характеристики объекта: выпускаемая продукция, проектная мощность, энергопотребление, собственные энергозапасы, имеющиеся потенциально опасные и вредные технологические установки, процессы, вещества и материалы;
- категорию объекта по ГО (в случае, если она определена заказчиком в установленном порядке);
- ориентировочную численность работающих, в том числе продолжающих работать в военное время (наибольшей работающей смены, дежурного и линейного персонала, обеспечивающего жизнедеятельность объекта);
- наличие существующих защитных сооружений ГО и характер их использования в мирное время (для реконструируемых и технически перевооружаемых объектов), намечаемый характер использования в мирное время проектируемых защитных сооружений;
- возможность возникновения на объекте аварийных ситуаций исходя из технологии работы в процессе эксплуатации и технического обслуживания агрегатов и коммуникаций, вывода объекта из эксплуатации (с указанием видов воздействия и поражающих факторов).
Данные о природно-климатических условиях в районе расположения объекта включают температуру наружного воздуха в зимний и летний периоды, высоту снежного покрова, ветровую нагрузку, глубину сезонного промерзания грунта и уровень грунтовых вод, количество осадков в зимний и летний период, их возможную интенсивность и т. д.
Приведенную информацию заказчик либо проектная организация могут получить в областных филиалах государственного учреждения «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды», а также из требований технических нормативных правовых актов и других документов:
- СНБ 2.04.02-2000 «Строительная климатология»;
- СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия»;
- ТКП БК 1991-1-3-2009 «Еврокод 1. Воздействия на конструкции. Часть 1-3. Общие воздействия. Снеговые нагрузки»;
- ТКП БК 1991-1-4-2009 «Еврокод 1. Воздействия на конструкции. Часть 1-4. Общие воздействия. Ветровые воздействия»;
- ТКП БК 1991-1-5-2009 «Еврокод 1. Воздействия на конструкции. Часть 1-5. Общие воздействия. Температурные воздействия».
При этом следует учесть, что выбор системы норм проектирования (Еврокоды с национальными приложениями либо только национальные нормы) осуществляет генеральный проектировщик совместно с заказчиком, а их решение отражается в задании на проектирование и в договоре [2].
Для определения уровня грунтовых вод проводятся инженерно-геологические изыскания, результатом которых является техническое заключение, на основании чего в запросе формулируются соответствующие сведения.
Анализ запросов и выданных технических условий свидетельствует о том, что технологические характеристики целесообразно приводить не только для объекта проектирования, но и в целом для всего предприятия, на территории которого будет расположена строительная площадка. Например, в случае проектирования деревообрабатывающего цеха на действующем предприятии лесозаготовительного комплекса отдельно должны быть приведены проектные технологические сведения как в отношении проектируемого объекта (в данном случае - тип продукции, планируемой для размещения на складе; количество продукции; пожаро-, взрывоопасные характеристики веществ и материалов, их химическая и токсическая опасность; планируемая механизация складских операций и процессов; проектное потребление тепла, электроэнергии, воды; планируемое количество работников, обслуживающих помещения склада в наиболее загруженную смену, и пр.), так и ряд данных, характеризующих все предприятие - наиболее опасные эксплуатируемые технологические
установки, их удаленность от проектируемого объекта, вид и количество опасных веществ и материалов в технологическом процессе, давление, температура, расход веществ и материалов, сведения о максимальном количестве работников на предприятии в мирное и военное время. Здесь же целесообразно отразить вопросы о возможности возникновения на объекте аварийных ситуаций исходя из технологии работы, процесса технического обслуживания агрегатов и коммуникаций, вывода объекта из эксплуатации. Это позволит территориальным органам госнадзора МЧС более взвешенно подойти к подготовке технических условий на проектирование раздела ИТМ ГО и ЧС.
Следует также отметить, что ряд сведений, содержащихся в запросе о предприятии, источниках возможных ЧС, имеется у заказчика в разработанной эксплуатационной документации, например, декларации промышленной безопасности, паспорте пожарной безопасности, плане предупреждения и ликвидации ЧС, плане ГО, плане ликвидации аварийных ситуаций и пр. [3].
Некоторые сложности могут возникнуть в определении категории по ГО проектируемому объекту.
В Республике Беларусь порядок отнесения организаций (объектов) к соответствующим категориям по ГО определяется действующим законодательством, в котором ряд нормативных правовых актов имеет гриф ограниченного доступа. Соответственно, и содержание как отдельных, так и сводных данных, полученных в результате работы с документами, имеющими эти ограничительные грифы, также не является открытым, а для получения этих сведений необходимо иметь допуск по соответствующей форме, выдаваемый органами государственной безопасности [4-5].
Вместе с тем категория по ГО - это один из важнейших показателей организации, который должен определять перечень и объем планируемых и реализуемых защитных мероприятий от опасностей, возникающих, прежде всего, в военное время. Анализ действующих требований технических нормативных правовых актов в области ГО показал, что четкая взаимосвязь, существовавшая между предлагаемым объемом инженерно-технических мероприятий ГО для проектируемого объекта и его категорией по ГО, на каком-то из этапов трансформации технических нормативных правовых актов в области ГО советского периода в национальные нормы проектирования истончилась и стала почти самостоятельной, практически независимой характеристикой. В настоящее время это выражается в том, что основной функциональной связью между инженерно-техническими мероприятиями по ГО и их отсутствием является только факт наличия категории. При этом совершенно не имеет значения, к какой именно категории объект относится.
Согласно требованиям ст. 6 Закона [6] Совет Министров Республики Беларусь определяет порядок и критерии отнесения территорий к соответствующим группам по ГО и организаций к соответствующим категориям по ГО, а также утверждает перечень государственных органов и других организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени.
В настоящее время полномочия по подготовке и утверждению перечней организаций, продолжающих работу в условиях военного времени и имеющих категорию по ГО, делегированы МЧС Республики Беларусь. С целью актуализации соответствующих перечней ведомство каждые два года (периодичность сложилась в практике деятельности МЧС Республики Беларусь) обобщает предложения республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов об отнесении организаций к категориям по ГО в соответствии с порядком, установленным Советом Министров, и уточняет перечень организаций, продолжающих деятельность в условиях военного времени.
Однако сегодня отсутствуют четкие критерии, утвержденные нормативными правовыми актами, позволяющие однозначно установить возможность функционирования организаций в условиях военного времени. При этом государственные органы и другие организации эти объекты должны определять исходя из перечня и объема задач, направленных на обеспечение режима военного положения, в том числе на проведение мероприятий территориальной и гражданской обороны. Например, общеобразовательные школы, профессионально-технические училища, техникумы, школы-интернаты, санатории, дома отдыха, пансионаты, туристические базы и кемпинги, гостиницы и мотели, детские оздоровительные лагеря, базы отдыха, административные здания и клубы, расположенные в безопасных районах. Можно планировать для развертывания на их базе в военное время организаций здравоохранения (п. 8.1.22 [7]). Эти же объекты, а также организации здравоохранения реаби-
литационного профиля, санатории, туристические базы и приюты, спортивные и молодежные лагеря круглогодичного и кратковременного функционирования, дачные кооперативы, садоводческие товарищества могут быть использованы в военное время для размещения отселяемого населения и развертывания лечебных учреждений с учетом их нахождения в безопасных районах (п. 8.1.21 [7]).
Возможность использования указанных объектов должна определяться на основании плана ГО республики, отраслевых планов ГО республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, территориальных (местных) планов ГО местных исполнительных и распорядительных органов, планов ГО организаций (п. 9, [8]).
По результатам обобщения сведений, представляемых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, МЧС Республики Беларусь направляет выписки из утвержденного перечня объектов в заинтересованные министерства, местные исполнительные и распорядительные органы и иные организации, в том числе - подчиненные территориальные органы.
Таким образом, проектировщику для уточнения категории по ГО проектируемого объекта, если последний является частью существующей более крупной организации, например, цех или административный корпус на действующем предприятии, следует обратиться с запросом к заказчику, а последнему, при отсутствии соответствующей информации, - в вышестоящий ведомственный орган.
Более сложным является случай, когда планируется новое строительство целого предприятия. Проектируемый объект может иметь критерии, позволяющие отнести его к категории по ГО, но в утвержденном списке категорированных организаций и продолжающих работу в условиях военного времени он будет отсутствовать.
Тем не менее, согласно требованиям, установленным в ст. 1 Закона [6] и п. 3.14 [7], «организации, отнесенные к соответствующим категориям по ГО - действующие, строящиеся, реконструируемые и проектируемые объекты промышленности, транспорта, энергетики и электросвязи, научные и научно-исследовательские и иные объекты, которым в установленном порядке присвоена категория по ГО». Категорию по ГО также могут иметь и проектируемые организации. Однако не существует установленного алгоритма присвоения этой категории, позволяющего определить ее на стадии разработки проектной документации. В итоге и проектные организации, и заказчики, и органы госнадзора МЧС игнорируют требование о присвоении категории по ГО проектируемому объекту, констатируя лишь факт ее отсутствия. Более сложная ситуация складывается с установлением возможности функционирования объекта в условиях военного времени еще на стадии проектирования. Для проектируемого объекта не установлены мобилизационные задания и иные задачи, связанные с обеспечением режима военного положения. В то же время и заказчик, и проектировщик, и должностное лицо территориальных органов госнадзора МЧС интуитивно понимают, что проектируемый объект все же может продолжать функционировать и в период нарастания военной угрозы, и в условиях военного времени, выполняя те же задачи и функции, что и в мирное время, например, административные здания судов, органов прокуратуры, милиции, исполнительных и распорядительных органов и др.
Решением указанных проблем может стать разработка и введение процедуры установления проектной категории по ГО для вновь строящихся объектов, которую осуществляют территориальные органы госнадзора МЧС. Для этой процедуры предлагается проектную категорию присваивать исходя из критериев, установленных Правительством Республики Беларусь. Для определения возможности функционирования проектируемого объекта в условиях военного времени и определения перечня выполняемых задач необходимо проводить детальный анализ содержания плана ГО и плана заблаговременной подготовки к ведению ГО, на основании которых полученные сводные данные формулировать в технических условиях территориальных органов госнадзора МЧС. Более того, нет никаких очевидных препятствий, чтобы снять ограничительные грифы в нормативных правовых актах, устанавливающих критерии отнесения организаций к категориям по ГО, что позволит осуществлять деятельность в области проектирования ИТМ ГО и ЧС более продуктивно, т. к. станут более четкими исходные положения.
В дальнейшем, после введения объекта в эксплуатацию, уточняющие сведения предлагается вносить в соответствующие планы ГО, а также в республиканский перечень объектов, продолжающих работу в условиях военного времени. При этом сводные данные по про-
ектным категориям ГО, а также по объектам, продолжающим работу в условиях военного времени, предлагается аккумулировать в территориальных органах госнадзора МЧС.
В вопросах установления численности работающих в мирное время обычно проблем не возникает, чего нельзя сказать про военный период, для которого численность работающих должна определяться исходя из наличия у организации либо оборонного заказа, либо мобилизационного задания, либо установленной организационно-штатной структуры республиканского органа государственного управления на военное время, а также объема задач по обеспечению режима военного положения, например, развертывание на базе объекта санитарно-обмывочного пункта, станции обеззараживания одежды, пункта приема личного состава, больничного коллектора и т. д. При этом очевидно, что на стадии проектирования полностью нового объекта в мобилизационных планах экономики он еще отсутствует, а у проектировщика нет представления о возможной роли и месте проектируемого объекта в обеспечении обороноспособности государства. Поэтому уточняющая информация должна формулироваться также в технических условиях. Например, территориальному органу госнадзора МЧС следует указывать, что проектируемый объект согласно плану ГО планируется использовать в военное время в качестве станции обеззараживания техники. Это, в свою очередь, потребует не только соответствующих инженерно-технических решений (в данном случае предусмотренных в [9]), но и системы организационных мер, реализуемых в ходе эксплуатации объекта. Например, для рассматриваемого случая с целью обеспечения работы станции обеззараживания техники потребуется создать гражданские формирования ГО [10], а также произвести бронь необходимого персонала в военкомате для укомплектования формирования по обеспечению работы станции, выполнить ее оснащение табельными средствами и имуществом, организовать проведение тренировок, занятий и т. д.
Для уточнения наличия оборонного заказа или мобилизационного задания полагается возможным обращение заказчика в вышестоящую организацию, осуществляющую мобилизационную работу, а копию ответа прилагать к запросу в территориальные органы госнадзора МЧС для выработки более взвешенных и аргументированных требований.
Для получения сведений о наличии существующих защитных сооружений ГО и характере их использования в мирное время рекомендуется учитывать данные, содержащиеся в паспортах защитных сооружений ГО на объекте заказчика [11]. Кроме сведений, содержащих информацию об имеющихся защитных сооружениях, следует также приводить данные об имеющихся на территории предприятия сооружениях двойного назначений (СДН), которые могут быть использованы для укрытия людей в случае возможных ЧС. В этом случае основные сведения обобщаются из «расчетных ведомостей по приспособлению встроенных помещений под СДН» согласно [12, 13]. Также целесообразно проектной организации (заказчику) прикладывать к запросу копии указанных документов (паспортов, расчетных ведомостей).
В случае проектирования защитных сооружений ГО следует в запросе отразить намечаемый характер их использования в мирное время. При этом следует учесть, что согласно [11] помещения защитных сооружений ГО запрещается использовать под овощехранилища, склады тяжелых и крупногабаритных изделий, ядохимикатов, сыпучих и легковоспламеняющихся материалов, а также под жилье.
Важным аспектом подготовки запроса на выдачу технических условий, разработку раздела ИТМ ГО и ЧС является включение в перечень представляемых материалов дополнительной информации, которая может быть востребована территориальными органами госнадзора МЧС при подготовке технических условий, но отсутствует в требованиях к содержанию самого запроса.
К такой информации относятся сведения, предоставляемые другим государственными органами и организациями, прежде всего:
- задание на проектирование;
- технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта (теплоснабжение, электрификацию, внешнее электроснабжение, наружное освещение, газоснабжение, водоснабжение, канализацию, ливневую канализацию, телефонизацию).
Последнее обстоятельство вызвано тем, что технические условия на разработку раздела ИТМ ГО и ЧС являются также требованиями (техническим заданием) для подготовки других разделов проектной документации, о чем очень часто забывают и проектные организации, и органы государственной экспертизы. Другими словами, требования органов
госнадзора МЧС должны дополнять и уточнять технические условия, подготовленные другими органами и организациями на инженерно-техническое обеспечение объекта строительства, что в последствии должно найти свое отражение не только в разделе ИТМ ГО и ЧС, но и в разделе проектной документации «Инженерное оборудование, сети и системы» [14].
В практике нередки случаи, когда проектная документация близка к завершению, а технические условия для разработки раздела ИТМ ГО и ЧС только готовятся. При этом могут иметь место ситуации, когда требования других органов и организация на инженерно-техническое обеспечение объекта вступают в противоречие с требованиями органов госнадзора МЧС, что в последствии может привести к необходимости переработки принятых ранее проектных решений.
Приведенные обстоятельства, в свою очередь, определяют еще один важный организационный аспект рассматриваемой административной процедуры - очередность обращения в государственные и иные организации за получением исходных данных на проектирование. Очевидно, что территориальные органы госнадзора МЧС должны замыкать список этих организаций.
Заключение. Текущие тенденции и перспективы развития ГО Республики Беларусь, как отмечается в работах [15-17], определяют необходимость в оптимизации и переработке требований целого ряда технических нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС, в частности концептуальных с точки зрения проектирования и разработки ИТМ ГО и ЧС - ТКП 112-2011 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», ТКП 369-2012 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» в градостроительных проектах и проектной документации на строительство».
Полагаем, что при переработке указанных технических нормативных правовых актов должны быть учтены и методологические аспекты подготовки запроса на выдачу технических условий, на разработку раздела ИТМ ГО и ЧС, изложенные в настоящей статье. Это позволит систематизировать работу как проектных организаций, так и должностных лиц территориальных органов госнадзора МЧС при выработке взаимоувязанных и взаимодополняющих друг друга проектных решений в области обеспечения защиты населения и территории от ЧС, планирования мероприятий ГО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций в градостроительных проектах и проектной документации на строительство = Парадак распрацоум i склад раздзела «1нжы-нерна-тэхшчныя мерапрыемствы грамадзянскай абароны. Мерапрыемствы па папярэджанш надзвычайных сггуацый» у горадабудаушчых праектах i праектнай дакументацьи на бу-даунщтва: ТКП 369-2012. - Введ. 10.01.12. - Минск: МЧС, 2012. - 27 с.
2. О введении в действие европейских стандартов и норм в области проектирования и строительства: письмо МАиС, Департамента надзора и контроля за строительством Респ. Беларусь от 03 мар. 2010 г. № 06-2-05/1345 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
3. Еремин, А.П. Гражданская защита: учебник / А.П. Еремин, А.Д. Булва. - Минск: РИВШ, 2013. -420 с.
4. Об информации, информатизации и защите информации: Закон Респ. Беларусь от 10 нояб. 2008 г. № 455-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.
5. О государственных секретах: Закон Респ. Беларусь от 19 июл. 2010 г. № 170-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.
6. О гражданской обороне: Закон Респ. Беларусь от 27 нояб. 2006 г. № 183-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
7. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны = 1нжынерна-тэхшчныя мерапрыемствы грамадзянскай абароны: ТКП 112-2011. - Введ. 22.12.11. - Минск: МЧС, 2011. - 27 с.
8. Об утверждении Положения о порядке строительства и содержания объектов гражданской обороны: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 31 янв. 2008 г. № 134 // Консультант
Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
9. Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта = Прыстасаванне аб'ектау камунальна-бытавога прызначэння для саштарнай апрацоую людзей, адмысловай апра-цоую вопратю i рухомага складу аутатранспарту: ТКП 260-2010. - Введ. 22.09.10. - Минск: МЧС, 2010. - 25 с.
10. Булва, А.Д. Станция обеззараживания техники: назначение и организация работы / А.Д. Булва // Служба спасения 01. - 2011. - № 10. - С. 45-48.
11. Инструкция о порядке эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны: постановление МЧС Респ. Беларусь от 24 фев. 2005 г. № 22 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://do.ucp.by/file.php/64/NPA/ot_24.02.2005_No_22_INSTRUKCIJA_o_porjadke_ehkspluatacii_z ashchitnykh_sooruzhenii_GO_.doc. - Дата доступа: 17.10.2018.
12. Безносик, Е.А. Методика оценки возможности приспособления инженерных сооружений для укрытия населения при чрезвычайных ситуациях / Е.А. Безносик, А.П. Еремин // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2017. - Т. 1, № 1. - С. 87-93
13. Методика по оценке возможности приспособления инженерных сооружений для укрытия населения при чрезвычайных ситуациях: утв. Министром по ЧС Респ. Беларусь, 27 июн. 2016 г. -Минск: МЧС Респ. Беларусь, 2016. - 39 с.
14. Булва, А.Д. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций в составе проектной документации / А.Д. Булва, В.А. Панасевич // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2018. - Т. 2, № 2. - С. 256-268.
15. Булва, А. Д. Система оповещения Республики Беларусь: проблемы и пути решения / А. Д. Булва, П.Н. Гоман, А.Ю. Кононюк // Технологии техносферной безопасности: Интернет-журнал. -2015. - Вып. 2 (60). - 10 с.
16. Булва, А.Д. Методические аспекты проектирования мероприятий гражданской защиты / А.Д. Булва // Национальная стратегия по снижению рисков ЧС в Республике Беларусь на 2019-2030 годы: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 27 сент. 2018 г. / УГЗ МЧС Беларуси. - Минск, 2018. - С. 10-12.
17. Булва, А.Д. Концептуальные предпосылки проектирования и разработки инженерно-технических мероприятий гражданской обороны / А.Д. Булва // Национальная стратегия по снижению рисков ЧС в Республике Беларусь на 2019-2030 годы: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 27 сент. 2018 г. / УГЗ МЧС Беларуси. - Минск, 2018. - С. 7-10.
METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE PREPARATION OF THE REQUEST FOR ISSUANCE OF TECHNICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE SECTION «TECHNICAL MEASURES FOR CIVIL DEFENSE. MEASURES FOR EMERGENCIES PREVENTION» IN CONSTRUCTION PROJECT
DOCUMENTATIONS
Alexander Bulva
The State Educational Establishment «University of Civil Protection
of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Minsk, Belarus
Purpose. The paper is devoted to improving the administrative procedure for the preparation of a request for the issuance of technical conditions, the development of project documentation containing engineering and technical measures for civil defense and measures for prevention of emergencies.
Methods. Observation, comparison, analysis, and general logical.
Findings. Proposals were made to improve the methodology for the preparation of the request. In particular, the organizational aspects of the categorization of civil defense were clarified, and it was proposed to introduce an administrative procedure for the establishment of the project category of civil defense for newly constructed facilities.
Applications field of research. The field of the research is the normative legal basis of civil defense.
Conclusions. The results of the study can be used in the preparation of the request for issuance of technical conditions for the development of section «Technical measures for civil defense. Measures for prevention of emergencies».
Keywords: state supervision, civil defense, request, engineering activities, category, design, project documentation, design solutions, technical conditions, emergencies.
(The date of submitting: October 19, 2018) REFERENCES
1. Poryadok razrabotki i sostav razdela «Inzhenerno-tekhnicheskie meropriyatiya grazhdanskoy oborony. Meropriyatiya po preduprezhdeniyu chrezvychaynykh situatsiy» v gradostroitel'nykh proektakh i proektnoy dokumentatsii na stroitel'stvo: TKP 369-2012 [The order of development and composition of the section «Engineering and technical measures of civil defense. Measures to prevent emergencies» in urban development projects and design documentation for construction: Technical Code of Practice 369-2012]. Affirmed January 10, 2012. Minsk: MES, 2010. 27 p. (rus)
2. O vvedenii v dejstvie evropejskih standartov i norm v oblasti proektirovanija i stroitel'stva [On the implementation of European standards and norms in the field of design and construction]: The letter from the Ministry of Architecture and Construction, Department of Supervision and Control of Construction Repulic of Belarus, March 3, 2010, No. 06-2-05/1345. Konsul'tant Plyus, Belarus. OOO «YurSpektr», National Center of Legal Information of the Republic of Belarus. Minsk, 2018. (rus)
3. Eremin A.P., Bulva A.D. Grazhdanskaja zashhita: uchebnik [The civil defense]: textbook. Minsk: RIVSh, 2013. 420 p. (rus)
4. Ob informacii, informatizacii i zashhite informacii [On the information, informatization and protection of information]: Law of the Republic of Belarus, November 10,2008, No. 455-Z. Konsul'tant Plyus, Belarus. OOO «YurSpektr», National Center of Legal Information of the Republic of Belarus. Minsk, 2018. (rus)
5. O gosudarstvennyh sekretah [On state secrets]: Law of the Republic of Belarus, July 19, 2010, No. 170-Z. Konsul'tant Plyus, Belarus. OOO «YurSpektr», National Center of Legal Information of the Republic of Belarus. Minsk, 2018. (rus)
6. O grazhdanskoy oborone [On the civil defense]: Law of the Republic of Belarus, November 27, 2006, No. 183-Z. Konsul'tant Plyus, Belarus. OOO «YurSpektr», National Center of Legal Information of the Republic of Belarus. Minsk, 2018. (rus)
7. Inzhenerno-tekhnicheskie meropriyatiya grazhdanskoy oborony: TKP 112-2011 [Engineering and technical measures of civil defense: Technical Code of Practice]. Affirmed December 22, 2011. Minsk: MES, 2011. 27 p. (rus)
8. Ob utverzhdenii Polozhenija o porjadke stroitel'stva i soderzhanija ob'ektov grazhdanskoj oborony [On approval of the Regulations on the procedure for construction and maintenance of civil defense facilities]: Decree of the Council of Ministers of the Republic of Belarus, January 31, 2008, No. 134.
Konsul'tant Plyus, Belarus. OOO «YurSpektr», National Center of Legal Information of the Republic of Belarus. Minsk, 2018. (rus)
9. Prisposoblenie ob'ektov kommunal'no-bytovogo naznachenija dlja sanitarnoj obrabotki ljudej, spe-cial'noj obrabotki odezhdy i podvizhnogo sostava avtotransporta: TKP 260-2010 [Adaptation of objects of household purpose for sanitary processing of people, special processing of clothes and rolling stock of motor transport: Technical Code of Practice 260-2010]. Affirmed September 22, 2010. Minsk: MES, 2010. 25 p. (rus)
10. Bulva A.D. Stancija obezzarazhivanija tehniki: naznachenie i organizacija raboty [The station disinfection equipment: the appointment and organization of work]. Sluzhba spasenija 01, 2011. No. 10. Pp. 45-48. (rus)
11. Instrukcija o porjadke jekspluatacii zashhitnyh sooruzhenij grazhdanskoj oborony [The instructions on the operation of civil defense]: resolution of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus, February 24, 2005, No. 22, available at: http://do.ucp.by/file.php/64/NPA/ot_24.02.2005_ No_22_INSTRUKCIJA_o_porjadke_ehkspluatacii_zashchitnykh_sooruzhenii_GO_.doc (accessed: October 17, 2018). (rus)
12. Beznosik E.A., Eremin A.P. Methods of possibility andadaptation of engineering constructions for population sheltering in case of an emergency. Vestnik Universiteta grazhdanskoy zashchity MChS Belarusi, 2017. Vol. 1, No. 1. Pp. 87-93. (rus)
13. Metodika po ocenke vozmozhnosti prisposobleniya inzhenernyh sooruzhenij dlya ukrytiya naseleniya prichrezvychajnyh situaciyah [The methodology for assessing the possibility of adapting engineering structures for sheltering populations in emergency situations], approved by the Minister for Emergency Situations of the Republic of Belarus, June 27, 2016. Minsk: MES, 2016. 39 p. (rus)
14. Bulva A.D. Engineering and technical activities of civil defense and emergency prevention activities in the composition of design documentation. Vestnik Universiteta grazhdanskoy zashchity MChS Belarusi, 2018. Vol. 2, No. 1. Pp. 256-268. (rus)
15. Bulva A.D., Goman P.N., Kononjuk A.Ju. Warning system of the Republic of Belarus: problems and solutions. Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti: Internet-zhurnal, 2015. Iss. 2(60). Pp. 1-10. (rus)
16. Bulva A.D. Metodicheskie aspekty proektirovanija meroprijatij grazhdanskoj zashhity [Methodical aspects of designing civil protection measures]. Proc. Intern. scientific-practical conf. «Natsional'naya strategiyapo snizheniyu riskov ChS v Respublike Belarus' na 2019-2030 gody», Minsk, September 27, 2018. University of Civil Protection. Minsk, 2018. Pp. 10-12. (rus)
17. Bulva A.D. Konceptual'nye predposylki proektirovanija i razrabotki inzhenerno-tehnicheskih meroprijatij grazhdanskoj oborony [Conceptual background of the design and development of civil defense engineering activities]. Proc. Intern. scientific-practical conf. «Natsional'naya strategiya po snizheniyu riskov ChS v Respublike Belarus' na 2019-2030 gody», Minsk, September 27, 2018. University of Civil Protection. Minsk, 2018. Pp. 7-10. (rus)