руководящий состав и их непосредственные руководители, проходит в торжественной обстановке в форме собеседо-вания. Нами используются также разработанные или доработанные тесты для определения деловых качеств будущих руководителей. Применяется также анкетирование.
В период и в ходе занятий с резервом и руководителями с успехом используются «деловые игры», которые никого не оставляют равнодушными и активно воспринимаются слушателями.
Дальнейшая работа с кандидатами, отобранными в резерв, строится на основе проверки их политических, профессиональных качеств и результатов практической деятельности.
В организационном отделе областной санэпидстанции на всех членов резерва заведены личные дела, листы учета выполненных задании. В 1983 г. начата разработка про-фессиограмм, необходимых для определения пригодности кандидатов для выдвижения на руководящие должности. Профессиограммы состоят из 2 частей: в первой определяется круг обязанностей конкретного руководителя, во второй сформулированы предъявляемые к нему профессиональные требования. Следующей стадией формирования резерва является определение индивидуальной программы подготовки каждого и общей программы для всего резерва.
Резерв утверждается приказом главного врача областной санэпидстанции, в котором указаны руководители, ответственные за подготовку резерва (в основном по индивидуальным планам). Всю работу с резервом направляет главный врач. Между областными специалистами функции разделяются следующим образом: заведующий организационным отделом отвечает за формирование, учет и организацию работы с резервом; заведующие отделами областной санэпидстанции и главные врачи подбирают кандидатов резерва, представляют в организационный отдел списки резерва, составляют индивидуальные планы работы с ним, осуществляют постоянный контроль за повышением деловой квалификации, участием в общественно-политиче-1 ской жизни кандидатов резерва.
Партия и правительство рекомендуют тщательно отбирать и воспитывать кадры руководителей, разрабатывая мероприятия по совершенствованию системы управления народным хозяйством, особое внимание уделять проблемам повышения квалификации руководящих кадров.
Руководствуясь этими принципами, мы проводим работу, направленную на подготовку членов резерва на базе областной санэпидстанции, школ передового опыта, институтов усовершенствования и специализации врачей НИП, а также на базе своих санэпидстанций.
Занятия на базе областной санэпидстанции проводятся постоянно раз в месяц. В программу включаются «деловые игры», домашние задания, подготовка выступлений. Цикл лекций предусматривает социально-психологические вопросы методов управления, психологин управления коллективом, вопросы эстетики в управлении, рациональной организации труда, внедрение в практическую деятельность передовых форм и методов работы, элементов НОТ, использования статистических методов в практической деятельности, взаимодействия санитарно-эпидемиологической службы с различными ведомствами, вопросы метрологии и стандартизации, правового воспитания и др. Для проведения занятии, кроме профессиональных специалистов, привлекаются специалисты ведущих институтов республики, работники областного совета профессиональных союзов, областного отдела по делам строительства и архитектуры, прокуратуры. Управления внутренних дел и др.
Члены резерва на протяжении года привлекаются к руководству структурными подразделениями и санитарно-эпидемиологическими учреждениями на время отпуска, болезни или командировки руководителей. Все индивидуальные задания и другие поручения, выполняемые членами резерва, заносятся в карту учета и в конце года совет оценивает подготовку и деловые качества. Члены резерва при необходимости утверждаются на руководящие должности. За последние 5 лет выдвинуто 27 человек. Это заместитель заведующего облздравотделом, заместители главного врача областной санэпидстанции, главные врачи районных и городских санэпидстанций, заведующие отделами областной, районной и городской СЗС, заведующие лабораториями, отделами профилактической дезинфекции; из членов резерва выдвинуты специалисты на руководящие должности в лечебно-профилактической службе и общественные организации.
Пз сказанного можно сделать вывод о необходимости и целесообразности работы с резервом руководящих кадров в санитарно-эпидемиологической службе.
Поступила 17.06.83
УДК 614.3:007.5
П. В. Бойко, В. В. Мурзов, В. П. Яворский, А. П. Темнохид,
О. И. Романов
ИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В САНИТАРНО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
11нано-Франковская областная санэпидстанция
Централизация управления и финансирования в санитарно-эпидемиологической службе Ивано-Франковской области позволяет осуществлять рациональное планирование ее сети и управление материально-технической базой, обеспечить более высокий уровень хозяйствования. Особенностью этой системы является возможность принятия целенаправленных решений в масштабе санитарно-эпидемиологической службы области. Управленческие решения базируются на основе определенных показателей качества работы санэпидстанций.
Основу исчисления показателей качества и эффективности работы санэпидстанций составляют данные официальной статистической отчетности (формы № 36, 86. 87, 43 и 90 обл.), используемые для комплексной оценки деятельности в динамике, состояния работы по конкретным разделам государственного санитарного надзора, но эти статистические формы при всей их важности не содержат оперативной информации. В них заложена информация
только для ретроспективного анализа. В связи с этим экспертным путем были отобраны основные признаки, характеризующие деятельность коллективов санитарно-эпидемиологических учреждении за оптимально короткие периоды.
Вместе с тем в современных условиях требуется принципиально новый подход к сбору, подготовке и передаче информации из районных и городских санэпидстанций в организационно-методический центр областной санэпидстанции. Ввиду того что почтовая и телефонная связь имеет ряд недостатков (сравнительно медленное движение информации, трудность передачи цифровых и табличны* материалов, возможность ошибок при приеме), с 1976 г. в областном масштабе был решен вопрос об организации более прогрессивной телетайпной связи. Телеграфная связь между санитарно-эпидемиологическими учреждениями области была налажена путем установки телеграфных аппаратов типа «телетайп» в санэпидстанциях и ис-
3*
— 67 —
пользования телетайпов других организаций. Внедрение телеграфной связи значительно сократило документооборот и число телефонных разговоров; годовой экономический эффект внедрения составил более 5800 руб.
Телеграфная связь положила начало развитию автоматизированной системы управления (АСУ) «Санэпид-служба». На первом этапе удалось выделить ряд признаков, характеризующих деятельность санитарно-эпидемио-логической службы, и в виде зашифрованной информации получать их из районных и городских санэпидстанций. Силами организационного отдела областной санэпидстанции эти признаки расшифровывались, сводились в таблицы и проводилась определенная статистическая обработка для принятия решений по управлению. Наряду с положительной это начинание имело негативную сторону, так как было экономически неэффективным. Подобная система сбора и обработки информации стала предполагающим фактором для создания автоматизированной системы, которая была разработана специалистами областной санэпидстанции совместно с вычислительным центром областного статистического управления. В основе автоматизированной системы сбора и обработки информации о деятельности санитарно-эпидемиологической службы лежат сбор и обработка на ЭВМ «Минск-32» значительного количества (450) признаков, характеризующих деятельность санитарно-эпидемиологической службы по разделам: ресурсы (материальная база, кадры), организационная деятельность, государственный санитарный надзор, санитарно-эпидемиологическая ситуация.
Для оценки разных по категорийности, территории обслуживания, материальной базе санэпидстанций расчетным и экспертным путем были определены поправочные коэффициенты. Для первичного учета деятельности в районных (городских) санэпидстанциях разработаны листы ежедневного учета деятельности специалистов. Сбор информации из районных (городских) санэпидстанций осуществляется следующим образом.
Данные о деятельности санэпидстанций за месяц с листов ежедневного учета работы врачей и средних медицинских работников переносятся в общий лист кодирования вводных документов с целью передачи в областную санэпидстанцию. Принцип кодирования прост: в лист заносятся пятизначный кодовый номер и числовое выражение признака. Таким образом, вся информация формируется в числовом выражении. Информация с кодировоч-ного листа переносится телеграфисткой на перфоленту телетайпа и в течение 5 мин передается в областную санэпидстанцию. На телетайпе областной санэпидстанции, отбивается идентичная перфолента, которая несет информацию о деятельности санитарно-эпидемиологического учреждения.
В течение 90 мин информация поступает от всех санитарно-эпидемиологических учреждений области. Информация на перфолентах без дополнительной обработки вводится в ЭВМ и в течение 3 ч обрабатывается. Результаты обработки информации о деятельности санитарно-эпиде-миологической службы выдаются с ЭВМ в виде таблиц. Эти таблицы унифицированы и представлены абсолютным показателем, показателем в пересчете на 100 000 населения с учетом поправочного коэффициента, средним показателем по области, отклонением от среднеобластного показателя и ранговым местом по каждому показателю. Цифровой анализ в виде таблиц выдавался по всем разделам деятельности специалистам областной санэпидстанции для использования в управлении. В районные и городские санэпидстанции обратной связью напоавляется бюллетень для принятия мер по улучшению государственного санитарного надзора на обслуживаемой территории.
Данная система обеспечила регулярный сбор информации из районных и городских санэпидстанций для проведения анализа деятельности санитарно-эпидемиологической службы за определенные периоды (месяц, квартал, год), она позволила освободить оперативных работников от механической счетно-вычислительной работы, улучшить информационное обеспечение коллективов санэпидстанций, обеспечить возможность подведения итогов социа-
листического соревнования среди санитарно-эпидемиологических учреждений области. Эксплуатация автоматизированной системы сбора » обработки информации fSCCOH) позволила определить наиболее рациональные пути совершенствования этой задачи и, главное, не только устранить у специалистов санитарно-эпидемиологической службы недоверие к современным техническим средствам, но и вызвать интерес к математическим способам анализа информационного материала. Появилась возможность выработать у специалистов различного ранга необходимые навыки для работы на ЭВМ высокого класса, разобраться с порядком ввода, обработки и выхода информации, научиться работать с ней. При этом нам стало понятно, насколько этот этап освоения важен и что он является одним из определяющих при внедрении любой автоматизированной задачи или системы.
Учитывая навыки в разработке этой системы, имеющиеся в последней недостатки и с целью комплексной оценки качества деятельности коллективов районных и городских санэпидстанций с использованием ЭВМ ЕС-1022 мы преобразовали АССОИ и разработали подсистему (АСУ «Санэпидслужба») «Импульс». В ней определено 5 групповых критериев (ресурсы, санитарно-гигиеническая деятельность, противоэпидемиологическая деятельность, санитарно-гигиеническая ситуация, эпидемическая ситуация) с 89 оценочными признаками. Путем машинной обработки ежедекадно по всем 5 группам информации получаем обобщенные интегрированные показатели по каждой районной и городской санэпидстанции и общий интегрированный показатель деятельности санитарно-эпидемиологической службы области в целом. По интегральным данным определяются ранговые места и элементы прогнозирования эпидемических ситуаций.
Информация о деятельности районных и городских санэпидстанций формируется с листов ежедневного учета работы специалистов всех профилей и экстренных сообщений о инфекционной заболеваемости.
Для удобства формирования информации на листах учета деятельности врачей, их помощников и лаборантов предусмотрены только те элементы, которые необходимы для автоматизированной системы. Сведенная информация шифруется, переносится на носитель информации (перфоленту телетайпа). Затем информация передается по телеграфу с телетайпов районных и городских санэпидстанций на телетайп областной санэпидстанции. Информация о деятельности городских и районных санэпидстанций с носителя информации вводится в ЭВМ ЕС-1022. Информация на ЭВМ вычислительного центра, где нам по договору выделяют рабочие часы, обрабатывается и выдается в виде сводных статистических таблиц об исходных, промежуточных и окончательных показателях работы коллективов санитарно-эпидемиологических учреждений области.
С целью быстрого реагирования на изменение санитарно-гигиенической и эпидемической ситуаций в районах (городах) предусмотрена ежедекадная передача по телеграфу с телетайпа областной санэпидстанции на телетайп районных и городских санэпидстанций полученной с ЭВМ информации о их деятельности (индивидуально для каждой) в виде таблиц. Для главного государственного санитарного врача области и его заместителей предусмотрен выход с ЭВМ, представленный интегральными величинами.
Подекадная информация, поступающая из районных и городских санэпидстанций для обработки на ЭВМ, накапливается в запоминающем устройстве и в виде статистических таблиц может быть получена за любой интересующий нас период (декаду, месяц, квартал, год и т. д.).
В областной санэпидстанции, кроме подсистемы АСУ «Импульс*, на ЭВМ-1022 внедрена подсистема АСУ «Контроль исполнительной дисциплины» и внедряется подсистема АСУ «Управление кадрами». Подсистема контроля исполнительской дисциплины позволила организовать оперативный контроль за выполнением плановых мероприятий, предписаний и поручений, увеличить объем обрабатываемой информации с одновременным уменьшением «ручной» работы с целью получения отчетной информации. обеспечила получение различных статнстиче-
ских справок и исключила возможность утери входных документов структурными подразделениями областной санэпидстанции и главными государственными санитарными врачами районов, городов. Подсистема предусматривает единство основных массивов нормативно-справочной информации, используемой при решении постановочных задач, принцип однократности ввода информация и многократности ее использования. Подсистема предназначена
для создания архива учетных карточек, выдачи уведомлений об использовании документов, выполнении контрольных мероприятий, поручений подразделениями санитарно-эпидемиологических учреждений, для внесения коррективов в архивы при обнаружении неправильных записей в учетных карточках, а также анализа работы исполнителей в конкретный период в процентах.
Поступила 15.04.83
Краткие сообщения
УДК 613.162-07 ([47 + 57]-17)
И. И. Деденко, А. Е. Шмонин, Т. А. Кочеткова, Т. С. Шушкова, Л. Г. Иванова
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ВЛАЖНОСТИ НА ОРГАНИЗМ ЖИВОТНЫХ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
Климат высоких широт отличается от климата средней полосы, помимо низких температур, высокой скорости подвижности воздуха, длительного холодного периода года, относительно постоянным параметром — низкой влажностью среды. Анализ многолетних наблюдений показал, что среднегодовая влажность воздуха в средней полосе достигает 6,8 г/м3, тогда как в регионе Заполярья она не превышает 2,3 г/м3, т. е. в 3 раза ниже.
Оценке влияния полярного климата на человека и животных посвящено значительное число работ (Бартон А., Эдхолм О., 1957; Бобров Н. И. и др., 1979; Кандрор И. С., 1968; и др.), установивших различные морфофункцио-нальные сдвиги в состоянии ряда систем и органов.
Дифференциальный подход к оценке влияния климата региона Заполярья и микроклиматических условий труда и быта (Шицкова А. П., 1979; Деденко И. И., 1979; Деденко И. И. и др., 1980) позволил выявить, что основные функциональные сдвиги организма направлены на поддержание теплового гомеостаза и осуществляются преимущественно путем физической терморегуляции с увеличением доли теплообмена испарением, вовлечением в этот процесс системы внешнего дыхания и водного обмена организма. Доминирующим фактором в этой перестройке организма является низкая абсолютная влажность воздуха, влияющая на структуру теплообмена с перераспределением путей выведения жидкости и нарушением межсистемных взаимоотношений кровообращения и дыхания — с переносом основной функциональной нагрузки на органы дыхания и правые отделы сердца.
В свете изложенного представляется необходимым разработать комплекс гигиенических мероприятий по нормированию не только температурных параметров среды обитания, но и уровней влажности.
Целью данной работы являлось определение влияния на организм различных уровней влажности среды.
В эксперименте на белых крысах (2 группы по 10 особей) при обычном атмосферном давлении температура воздуха в камерах была 21,5±0,3 °С, скорость его движения— 0,3—0,5 м/с, абсолютная влажность — 3,5± ТО,4 г/м3 для 1-й и 11,5^0,7 г/м3 для 2-й группы. Длительность опыта 2 мес при ежедневной 10-часовой экспозиции каждой группы. Остальные 14 ч животных содержали в обычной комнатной среде при температуре воздуха 22,3±0,1 °С, его подвижности 0,1—0,5 м/с и влажности 8,9±0,2 г/м3. Корм и жидкость животные получали после ежедневной экспозиции. Животных забивали после 300 и 600 ч чистого времени ингаляции воздухом различной влажности. В течение 4—5 дней перед каждым забоем регистрировали массу тела. До и после экспозиции оценивали водный баланс организма. У забитых животных определяли влажную массу внутренних органов. Морфологическому исследованию подвергали гистологические срезы легких, сердца, печени, селезенки, почек и надпочечников.
К концу первого периода дискретной экспозиции масса тела крыс 1-й группы снизилась на 7,5% по сравнению с исходной (270±6,6 г) и на 4,7% по сравнению с крысами 2-й группы (табл. 1). Указанное снижение произошло на
Таблица 1
Сравнительная динамика массы (в г) тела и внутренних органов у животных после экспозиции в среде с различной
влажностью воздуха
Срок ЭКСПОЗИЦИИ. ч Влажность воздуха, Масса тела Оба легких Левое легкое Правое легкое Сердце Печень Почка Надпочечника Селезенка
300 Р 600 р 11, 5±0,7 3, 5±0 , 4 11, 5±0, 7 3, 5±0,4 261,9±2, 1 249,6±3,0 <0,05 272,6±2,4 237.8±4,2 <0,001 3, 33±0,22 4, 88±0, 31 <0.01 5, 76±0, 1 9 6 , 2 1 ±0 , 29 >0,05 1, 08±0 , 04 1,53±0.08 <0.01 2, 19±0, 03 2,47±0.04 <0,001 2,25±0,17 3, 35±0,23 <0,01 3, 58±0, 17 3.74±0,25 >0, 05 3, 04±0, 14 3,38 + 0, 17 >0.05 5,29±0, 16 5, 1 7 ±0 , 2 1 >0,05 22,97±1 ,68 31,81±0,71 <0.01 33,06±0,81 33, 73± 1.13 <0.05 5, 33±0, 43 6,88±0, 13 <0.05 10,17±0, 49 9. 02± 1, 0 >0,05 0,106±0, 011 0,154±0.015 <0.05 0,247±0.019 0,307±0.017 <0,05 1,82±0, 14 1,97±0, 29 >0.05 2,95±0, 06 2,81±0. И >0,05
Прааечааае. Влажная аасса внутренних органов указана в пересчете на 1 кг ыассы тела.