ИЗ ОПЫТА ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОМ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД К УПРАВЛЕНИЮ ОГНЕМ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ НЕЗАКОННЫХ ВООРУЖЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
додин А.Д.,
заместитель начальника Белгородского ЮИ МВД России по служебно-боевой подготовке , член-корреспондент Всемирной академии наук комплексной
безопасности
В условиях разрастания террористической угрозы сотрудникам внутренних дел России все чаще приходится участвовать в отражении нападений вооруженных преступников на подразделения силовых ведомств, иных государственных учреждений, в их поиске и задержании, а также в освобождении заложников. Во многом успех решения таких задач зависит от качества управления задействованными при этом силами и средствами.
Анализ практики боевых действий показывает, что при ликвидации незаконных вооруженных формирований неоправданно велики потери как среди личного состава силовых подразделений, так и среди мирных граждан.
По-прежнему сохраняется сложная ситуация в ряде субъектов Российской Федерации, граничащих с Чеченской Республикой, на территорию которых лидеры бандформирований пытаются перенести террористическую деятельность, совершают вооруженные нападения на представителей силовых структур и местных органов власти.
Так, 21 июня 2004 года около 22 часов 30 минут было совершено вооруженное нападение с применением автоматического оружия и гранатометов одновременно на здания МВД Республики Ингушетия, УБОП при МВД РИ, Назрановского ГОВД и РОВД, склад вооружения МВД РИ, ОМОН при МВД РИ и еще на 7 ведомственных объектов РИ и постов ДПС.
Численность нападавших составляла око-
ло 200 человек. В ходе боестолкновений погибли 34 сотрудника милиции, 38 получили ранения. Кроме того, погибли 5 сотрудников прокуратуры, 8 сотрудников УФСБ России по РИ, 9 военнослужащих пограничной службы и Минобороны России, получили ранения 26 сотрудников УФСБ и 12 пограничников. В результате данного нападения преступники завладели и похитили со склада вооружения ОМТ и ХО МВД Республики Ингушетия около 570 единиц огнестрельного оружия.
13 октября 2005 года несколько групп боевиков в количестве 150 человек совершили вооруженные нападения на здания в г.
Нальчик Кабардино-Балкарской Республики: МВД КБР, полка ППСМ, ОМОН, ОВД №1,2,3, центра «Т» ГУ МВД России по ЮФО, УФСБ по КБР, 43 по УФСБ России, Республиканского военного комиссариата, УФСИН по КБР, оружейный магазин «Арсенал».
Особое внимание при проведении операции по отражению нападения и захвату вооруженных боевиков уделялось организации действий, направленных на пресечение попыток бандитов прорыва за пределы блокированной зоны в ночное время, используя русла рек, овраги, промышленные зоны, районы развалин заброшенных строек, заросшие пустыри, лесопарки. Были организованы оперативно-розыскные и разведывательно-поисковые мероприятия по установлению организаторов и участников вооруженного нападения и их связей, а также мероприятия по их задержанию.
В результате вооруженного нападения
погибло 35 сотрудников и военнослужащих и ранено 69 человек.
Потери гражданских лиц: погибло - 12 человек, ранено - более 100 человек.
Как показывает практика, умение сотрудников стрелять из табельного оружия в тире еще не гарантирует эффективности его применения в группе, в условиях огневого контакта с противником. Поэтому в ходе профессиональной подготовки сотрудников к проведению подобных операций следует проводить комплексные практические занятия, позволяющие в условиях пересеченной местности отрабатывать навыки тактики выполнения отдельных элементов операций, согласованности групповых действий, применения оружия, управления огнем, принятия каждым сотрудником командования на себя в случае гибели командира и т.д.
В БелЮИ МВД РФ накоплен некоторый опыт проведения подобных занятий, которые опираются на знания и навыки, полученные в ходе изучения ряда тем по огневой, тактико-специальной, физической, строевой подготовке и связи.
Занятию, как правило, предшествует тема «Действия личного состава ОВД при отражении нападения вооруженных преступников на ОВД, их поиске и задержании (уничтожении)».
Подготовка руководителя к занятию включает: изучение требований учебной программы, основ управления огнем; курса стрельб КС-2000 г., подбор примеров удачных действий нарядов и групп, создаваемых для проведения специальных операций, по поиску и задержанию вооруженных преступников.
Занятие проводится на основе следующего тактического замысла: «На РОВД г. Курково совершили нападение пятеро вооруженных преступников, в результате чего были убиты и разоружены: дежурный по РОВД, помощник дежурного по РОВД и два сотрудника наряда ППСМ. Завладев двумя пистолетами ПМ и двумя автоматами АКС-74У, преступники, покинув РОВД, убыли в направлении урочища Красное. Начальник УВД решил провести операцию по задержанию вооруженных преступников. Поисковая группа в составе взвода ведет поиск в направлении — урочище Красное, выс. «Двойная» (см. схему № 2 ).
Для проведения занятий определены два учебных места:
№ 1 — в районе разрушенных зданий на выс. «Тактическая». (Здесь, согласно замыслу, «преступник», прикрывая уход основной
группы преступников, ведет огонь из отдельного строения. Задерживается с применением специальных средств и БТР);
№ 2 — в районе стрельбища. На этом учебном месте предусматривается отработка следующего эпизода: преступники на открытой местности обстреливают поисковую группу, а затем пытаются оторваться от преследования и укрыться в складках местности, где невозможно применение БТР и специальных средств. Поисковая группа сосредоточенным огнем поражает вооруженных «преступников».
На основе приведенного замысла доводится тактическая обстановка: «7 января 2006 года в 22.00 пятеро вооруженных преступников, воспользовавшись отсутствием бдительности дежурной смены, напали на РОВД, убили и обезоружили дежурного по РОВД и его помощника, а также двух сотрудников наряда ППС и, захватив 2 автомата АКС-74У с 60 патронами и 2 пистолета ПМ с 32 патронами, скрылись в направлении урочища Красное. Преследование по «горячим» следам положительных результатов не принесло».
По оперативным данным известно, что «преступники» укрываются в горно-лесистом массиве в 2-3 км юго-западнее пос. Пограничное.
Начальник УВД решает провести специальную операцию способом поиска в блокированном районе.
Поисковая группа имеет задачу вести поиск в направлении урочища Красное, выс. «Двойная» с задачей: обнаружить, задержать и обезвредить «преступников», а при вооруженном сопротивлении — уничтожить».
Для того чтобы придать занятию игровой характер с практическими действиями поисковой группы, к роли начальника группы захвата был подготовлен штатный заместитель командира взвода, а командир отделения с двумя курсантами выступали условными «преступниками». До этих лиц заранее и подробно доводится тактический замысел и оперативная обстановка, возможные варианты решений начальника поисковой группы, начальника группы захвата и, в соответствии с ними, действия «преступников» в ходе занятия. Особое внимание обращалось на организацию четкого взаимодействия с руководителем занятия, начальником стрельбищного наряда во время проведения боевой стрельбы, меры безопасности при обращении с оружием.
Занятие фактически начинается накануне,
в часы самостоятельной подготовки. Под руководством офицеров курсанты изучали основы управления огнем, были введены в тактическую обстановку, принимали решения на поиск и задержание преступников. По опорной схеме, разработанной преподавателями тактико-специальной и огневой подготовки, обучаемые проверили свои знания, отвечали на вопросы руководителя занятий, например, что такое управление огнем и какие этапы оно включает?; что включает в себя организация огня?; содержание управления огнем в ходе боя и т. д.
С утра взвод совершает марш в район занятия, попутно выполняя нормативы тактико-специальной подготовки, физической подготовки, защиты от оружия массового поражения и т. д.
Прибыв на учебное место № 1 (см. схему) руководитель приступил к отработке первого учебного вопроса: «Организация огня ОВД при ликвидации вооруженных преступников», на который отводится 20 минут.
Прежде всего он напомнил обучаемым тактическую обстановку, содержание мероприятий по выполнению задач по ликвидации незаконных вооруженных формирований, с учетом особенностей данной местности. Предложил 1-2 обучаемым оценить местность в районе действий.
Курсанты в роли командира взвода, уяснив поставленный вопрос, докладывали, например: «Местность в районе операции средней пересеченности с наличием оврагов, возвышенностей, кустарников, имеется ряд строений. Отсюда следует вывод, что местность способствует скрытому движению «преступников» и требует от всего личного состава быть бдительными и настороженны-
ми». Таким же образом, с оценками и выводами, обучаемые давали ответы по каждому пункту организации огня.
Убедившись, что вопрос усвоен, преподаватель поставил задачу поисковой группе в роли ее начальника, например: «Вооруженные «преступники» находятся в районе выс. «Двойная». Имеют намерения укрыться в горно-лесистом массиве.
1-я поисковая группа ведет поиск в направлении — урочище Красное, выс. «Двойная» с задачей: обнаружить бежавших, задержать их, а в случае вооруженного сопротивления — уничтожить.
2-я поисковая группа ведет поиск вдоль реки в направлении выс. «Двойная».
Инструктор-кинолог с собакой, курсанты Петров и Ветров — головной дозор. Старший — сержант Зотов. Двигаться на удалении зрительной связи с задачей: обнаружить «преступников», не допустить внезапного нападения на ядро поисковой группы, связь поддерживать голосом и уставными сигналами.
Правый боковой дозор — курсанты Соколов, Данилов. Старший — курсант Соколов.
Левый боковой дозор — курсанты Шатров, Барсуков. Старший — курсант Шатров. Двигаться справа и слева от ядра на удалении зрительной связи с задачей: обнаружить «преступников», не допустить внезапного нападения на ядро группы. Связь поддерживать уставными сигналами. Оружие применять при явном нападении и по моей команде. Сигналы управления и взаимодействия: начало поиска — ракета красного огня в зенит; обнаружил «преступника» — ракета зеленого огня в направлении движения «преступника», прекратить огонь — освети-
тельная ракета в зенит. Я нахожусь в ядре поисковой группы (схема1).
Головному и боковым дозорам на указанные позиции — ВПЕРЕД!»
Для тренировки личного состава руководитель произвел расчет, разомкнул строй курсантов, и они поочередно ставили задачу поисковой группе. Преподаватель внимательно следил за работой обучаемых. В случае необходимости помогал им исправить недостатки, а в заключении сделал частный разбор.
Приступая к изучению второго вопроса: «Управление огнем при поиске и ликвидации вооруженных преступников», на который отводилось 55 минут, руководитель занятия привел несколько примеров участия подразделений органов внутренних дел в поиске и ликвидации вооруженных «преступников», предложил курсантам в роли начальника поисковой группы поставить
задачу группе и организовать поиск бежавших «преступников» по вероятному направлению. Обучаемые выполняли эту задачу, а руководитель контролировал построения поисковой группы в предбоевой и боевой порядки, удаление головного и боковых дозоров от ядра группы, умение скрытно преодолевать открытые участки местности, изготавливаться к ведению огня из любых положений, подавал вводные на розыгрыш эпизодов.
Так, по его сигналу, с выходом головного дозора на выс. «Тактическая» из чердачного окна заброшенного дома «преступники» открыли огонь. Старший головного дозора подал сигнал об обнаружении бежавших. Начальник поисковой группы скомандовал: «Взвод, СТОЙ! Ядро группы, в направлении отдельного дома на рубеж — перекресток дорог, дерево с широкой кроной — К БОЮ!» Сам он скрытно выдвинулся к старшему
головного дозора, принял от него доклад, затем вызвал к себе старших боковых дозоров и поставил им задачу на перекрытие направлений возможного отхода «преступников» (схема 2).
Здесь руководитель приостановил занятие, сделал оперативную паузу, которую использовал для тренировки курсантов в постановке задачи поисковой группе по сложившейся обстановке.
Далее, усложняя события и понуждая обучаемых к активным действиям, преподаватель незаметно подал сигнал «преступникам» на продолжение огня, в соответствии с чем начальник поисковой группы принял решение применить снайпера для уничтожения «преступников». Он скомандовал, например: «Снайперу Долгаеву, «преступники» на чердаке отдельного дома, 3, под цель — ОГОНЬ!» После обстрела снайпером командир взвода предложил «преступникам» сдаться. В ответ они снова обстреляли поисковую группу.
Оценив обстановку и сделав выводы, что местность не позволяет эффективно применять стрелковое оружие и скрытно выдвинуться к зданию, так как это небезопасно для личного состава, обучаемые приняли решение по радиостанции доложить об этом начальнику оперативного штаба. Тот, в свою очередь, для оказания помощи поисковой группе выслал группу захвата на БТР, с прибытием которой ее командир (в его роли помощник руководителя занятия) уточнил обстановку и поставил задачу задержать «преступников» с применением специальных средств.
БТР подъехал к зданию с торцевой стороны, и группа захвата, применив «Черемуху», задержала одного из «преступников», а затем организовала обыск правонарушителя, осмотр здания и прилегающей местности. Вскоре инструктор служебно-розыскной собаки доложил начальнику поисковой группы, что в здании никого нет, а с тыльной стороны обнаружены следы, принадлежащие, вероятно, «преступникам», которые двигаются в направлении выс. «Двойная».
Преподаватель вновь выключил взвод из обстановки, произвел краткий разбор действий, после чего тактико-строевым методом тренировал курсантов в действиях по захвату «преступника».
Наращивая динамику занятия, руководитель дал вводную: «Задержанный преступник сообщил, что он прикрывал уход основной группы «преступников», которая скрылась в
направлении выс. «Двойная».
После оценки обстановки и принятия решения поисковая группа, продолжая выполнение задачи, прибыла на стрельбище, где заранее, согласно тактическому замыслу, была подготовлена мишенная обстановка, например: головной дозор обнаружил «преступников» (появляется головная фигура и включается имитатор стрельбы); «преступники» пытаются скрыться в лесу (две появляющиеся, грудная и поясная, фигуры); «преступники» убегают (две движущиеся ростовые фигуры); один убит, второй пытается скрыться (одна движущаяся ростовая фигура); «преступник» укрылся в овраге (одна появляющаяся грудная фигура).
Практическая отработка этого самого сложного этапа занятия началась и проходила так: при достижении головным дозором рубежа открытия огня стрельбища по сигналу руководителя занятия оператор участкового пункта управления осуществил первый показ головной фигуры (мишень № 5) на 250 метров и включил имитатор стрельбы. Старший дозора подал сигнал об обнаружении «преступников». Начальник поисковой группы принял решение: «Взвод — СТОЙ! В направлении выс. «Двойная» на рубеж вал — тир (то есть на рубеж открытия огня войскового стрельбища), перебежкой справа, слева по одному — ВПЕРЕД! Головному дозору быть в готовности прикрыть огнем выдвижение взвода».
Убедившись, что поисковая группа заняла указанный рубеж, руководитель занятия выключил личный состав из обстановки, осмотрел у каждого курсанта оружие и разрешил раздатчику боеприпасов выдать боевые патроны, снаряженные в магазинах.
Расчет количества боеприпасов для поражения целей из каждого вида оружия производился согласно условию выполнения упражнений ( Курс стрельб КС-2000 г.).
С началом показа целей начальник поисковой группы управлял действиями взвода при разведке и оценке целей; выборе вида оружия; подаче команд на открытие огня; наблюдении за результатами огня и его корректировании; маневре огнем; контроле за расходом боеприпасов.
Согласно установленному порядку оператор осуществлял показ целей, а поисковая группа поражала их поочередно огнем снайпера, двух автоматчиков головного дозора, сосредоточенным огнем ядра группы, огнем автоматчиков бокового дозора.
После выполнения поставленной задачи руководитель занятия подал команду:
образование. качество.
2006'01
инновации -
«Разряжай!», осмотрел оружие, принял неизрасходованные патроны и сделал соответствующие записи в ведомости. Затем построил личный состав и подвел итоги второго вопроса.
В заключение, проводя общий разбор за-
нятия, преподаватель напомнил обучаемым тему, цели и учебные вопросы, указал на ошибки в ходе занятия и пути их устранения, каждому объявил оценку. Она выставлялась за тактические действия в ходе выполнения задачи и за результаты стрельбы.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
прокопенко А.Н.,
доцент кафедры информатики и математики Белгородского ЮИ МВД России,кандидат технических наук
сЕЛинА Е.Ю.,
преподаватель-методист группы методического обеспечения учебного процесса учебного отдела Белгородского ЮИ МВД России
тарасенко м.в.,
преподаватель-методист группы методического обеспечения учебного процесса учебного отдела Белгородского ЮИ МВД России
В настоящее время высокие темпы роста объема профессиональных знаний и динамичность развития информационных отраслей порождают потребность использования в учебном процессе огромного количества современных образовательных технологий.
Технологию обучения необходимо рассматривать как системный метод определения, создания, реализации и взаимодействия процессов преподавания и учения с целью оптимизации форм образования. Исходя из этого, под информационной коммуникационной технологией обучения в подготовке специалистов предлагается понимать систему общепедагогических, психологических, дидактических, частно-методических процедур взаимодействия педагогов и обучаемых с учетом технических и человеческих ресурсов, направленную на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и информационных средств обучения, адекватных целям образования,
особенностям будущей деятельности и требованиям к профессионально важным качествам специалиста. Поэтому столь необходимым является так называемое «очеловечивание» компьютеризации учебного процесса путем соединения достижений в области информатики, психологии и педагогики в единое целое [1].
Новые информационные технологии обучения должны удовлетворять основным принципам педагогической технологии и решать задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены. При этом средством подготовки и передачи информации обучаемому выступает компьютерная техника и телекоммуникационное оборудование [2].
Основой любой образовательной системы является наличие высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды, которая формируется под мощным воздействием мировых образовательных информационных ресурсов.