Научная статья на тему 'Из опыта сотрудничиества России и Франции в организации подготовки кадров по оптометрии'

Из опыта сотрудничиества России и Франции в организации подготовки кадров по оптометрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТОМЕТРИЯ / ОПТОМЕТРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / БОЛОНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нисан Белла Александровна, Прокинова Анна Николаевна

Рассмотрены вопросы организации подготовки кадров в области оптометрии в соответствии с Болонским соглашением. Проанализирован опыт сотрудничества России-Франции в области организации оптометрической службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нисан Белла Александровна, Прокинова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта сотрудничиества России и Франции в организации подготовки кадров по оптометрии»

ИЗ ОПЫТА СОТРУДНИЧИЕСТВА РОССИИ И ФРАНЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ОПТОМЕТРИИ

Б.А. Нисан*, А.Н. Прокинова*

Рассмотрены вопросы организации подготовки кадров в области оптометрии в соответствии с Болонским соглашением. Проанализирован опыт сотрудничества России-Франции в области организации оптометрической службы.

Ключевые слова: оптометрия, оптометрическое образование, повышение квалификации, Болонское соглашение

В современной Европе становится престижно и выгодно иметь профессию оптометриста. Открыты все пути для развития оптометрии как практической деятельности и созданы условия для обучения специалистов и научных разработок в этой области. Например, во Франции учебных заведений по подготовке оптометристов насчитывается порядка 47. В Англии на 5000 офтальмологов приходится 15 000 оптометристов [1].

В 2003 г. Россия подписала Болонское соглашение, согласно которому образовательная система в нашей стране будет соответствовать европейской. При этом продолжился пересмотр и усовершенствование образовательной системы в области подготовки специалистов по оптической коррекции зрения. В связи с этим целесообразно дальнейшее развитие подготовки высшего профессионального образования по специальности оптометрия. Это направление отлично по своему наполнению от оптики и офтальмологии. Оптометрия включает комплекс знаний из оптики и офтальмологии и дополняет их наукой об информации, технологии производства оптических деталей, искусстве работы с людьми, обладающими недостатками или аномалиями зрительной системы. Таким образом, остро стоит задача подготовки таких специалистов [2].

Для усовершенствования оптометрического образования в России целесообразно ознакомиться с зарубежной системой образования, где исторически уже были выработаны эффективные системы подготовки оптометри-

* Департамент здравоохранения г. Москвы

** Национальный НИИ общественного здоровья РАМН

Нисан Белла Александровна - ведущий эксперт, (495)411-37-19 Прокинова Анна Николаевна - старший научный сотрудник, (495)916-4-12

стов. При поддержке концерна ЕббПог и международной оптической выставки БПшо была организована программа под девизом «учить учителей», в рамках которой группа преподавателей и врачей Санкт-Петербургского медико-технического колледжа, Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И. П. Павлова и диагностического центра № 7 (глазной) для взрослого и детского населения в июле 2007 г. проходила обучение в одной из школ оптометрии Франции.

В этой стране специалисты в области медицинской оптики, обладающие соответствующими дипломами и сертификатами, называются оптиками-оптометристами. К основным типам школ, занимающихся подготовкой таких специалистов, относятся: профессиональные лицеи среднего образования (аналогичные нашим профессионально-техническим училищам); специализированные высшие школы среднего и высшего образования (подобные нашим техникумам, с той лишь разницей, что проучившиеся там 4 года считаются лицами с высшим образованием - первый уровень профессионального образования); государственные университеты; специализированные высшие школы; частные средние и высшие школы; частные и государственные курсы (в основном, ориентированные на услуги по повышению квалификации).

Качество образования в этих учебных заведениях зависит от качества работы руководства и традиций преподавательского состава школы. Оплату труда преподавателей и участие в расходах на обучение зачастую берет на себя государство. Первичный уровень оптического образования во Франции можно приобрести, закончив профессиональные лицеи и получив дипломы с квалификацией «работник оптического салона». Эту же квалификацию можно получить при окончании специализированного лицея или после одного года обучения в высшем специализированном учебном заведении. Однако данная квалификация не дает полноценных навыков по оптометрии и не предоставляет возможностей для карьерного роста. Поэтому большинство специалистов продолжают свое образование, стремясь получить диплом о высшем техническом образовании.

Этот диплом является базовым и позволяет работать в оптических магазинах и компаниях во Франции. Его получают после двух лет обучения, включающего такие дисциплины как оптометрия, геометрическая оптика,

физика, основы работы в оптическом магазине и др. Не так давно французское законодательство предоставило желающим возможность получать диплом о высшем техническом образовании без отрыва от производства. В дальнейшем возможна дополнительная специализация в течение еще одного года с получением сертификата личной квалификации. Данный диплом соответствует университетской степени лиценциата и дает возможность заниматься оптометрией на более высоком уровне. Следующей ступенью в образовательной системе оптометристов является магистратура. В уставе Союза оптиков Франции записано, что постоянное повышение уровня образования и квалификации является обязательным для всех представителей профессии

[3].

В ходе обучения участниками программы были освоены основы теории и практики подбора очковой коррекции на уровне, позволяющем в дальнейшем использовать эту методику преподавания и в нашей стране. Таким образом, на наш взгляд целесообразно создать и разработать программу профессионального образования по оптометрии согласно стандартам Болонского соглашения, включающую такие уровни квалификации, как бакалавр, магистр и кандидат наук.

Литература

1. 41-й конгресс ECLSO / Современная оптометрия. - 2011. - № 9

(49). - С. 45-47.

2. Koriturio J. Commun. Eye Health, 2009. - № 13. - P. 53-55.

3. Розенблюм Ю.З., Киваева А.А. Основные тенденции развития современной офтальмологии и оптометрии // Русский медицинский журнал. -

2002. - № 2. - С. 82-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.