Научная статья на тему 'Обсуждаем проблемы оптометрии. Опыт подготовки оптометристов во Франции'

Обсуждаем проблемы оптометрии. Опыт подготовки оптометристов во Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТОМЕТРИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ / ЭССИЛОР / ПРОГРАММА "УЧИТЬ УЧИТЕЛЕЙ" / СИЛМО / THE PROGRAM "TO TEACH TEACHERS" / SILMO / OPTOMETRY / FRANCE EDUCATION / ESSILOR
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обсуждаем проблемы оптометрии. Опыт подготовки оптометристов во Франции»

РАБОТА СЕКЦИЙ: ОПТОМЕТРИЯ

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМЫ ОПТОМЕТРИИ.

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ОПТОМЕТРИСТОВ ВО ФРАНЦИИ

© В. О. Соколов1, В. Р. Грабовецкий2,Д. М. Нефедова2

1 Диагностический центр № 7 (глазной)для взрослого и детского населения, Санкт-Петербург

2 Кафедра офтальмологии с клиникой СПбГМУ им. академика И. П. Павлова, Санкт-Петербург

ф Ключевые слова: оптометрия, образование во Франции, Эссилор, программа «учить учителей», Силмо.

В настоящее время рынок оптической коррекции в России бурно развивается. Он включает в себя очки самых различных конструкций, очковые линзы с большим разнообразием характеристик, контактные линзы из различных материалов и разного дизайна. Открывается много новых салонов, оптических сетей и центров оптической коррекции зрения, в которых требуются тысячи грамотных оптометристов, способных проводить качественную диагностику зрения пациентов и последующий подбор очковых и контактных линз. Но исторически сложилось так, что в СССР и странах Восточной Европы главным специалистом по оказанию оптометрических услуг является врач-офтальмолог. При этом оптометрическое образование заключалось в двухдневном обучении основам рефракции во время цикла офтальмологии на пятом курсе, а в клинической ординатуре часто не уделяют должного внимания принципам оптической коррекции зрения. В России только один Санкт-Петербургский медико-технический колледж занимается подготовкой квалифицированных техников-опти-ков, выпуская при этом не более 40 — 50 специалистов в год. Естественно, для такой страны, как Россия, это «капля в море». Например, во Франции, с населением вдвое меньше нашего, подобных учебных заведений насчитывается порядка 47. В Англии на 5000 офтальмологов приходится 15 000 оптометристов. У нас ситуация обратная: на 15 000 офтальмологов приходится не более 1000 оптометристов. В то же время курсы повышения квалификации направлены в основном на подбор контактных линз.

В то же время многие врачи-офтальмологи устраиваются на работу в оптические салоны для дополнительного заработка. Однако они испытывают недостаток знаний и практических навыков по оптометрии, а выпускаемые Медико-техническим колледжем техники-оптики (оптометристы со средним образованием), в свою очередь, имеют недостаточный уровень знаний по офтальмологии.

Те немногочисленные семинары, которые проводят ведущие западные производители очковых и контактных линз для офтальмологов, не могут решить общие проблемы качества знаний офтальмологов по оптометрии. В результате, наши врачи, хорошо разбираясь в строении органа зрения, глазных заболеваниях, недостаточно осведомлены о новых видах дизайна прогрессивных линз, свойствах фо-тохромных, поляризационных, асферических линз и, как следствие, не всегда могут грамотно порекомендовать и подобрать нужные очки.

В 2003 году Россия подписала Болонское соглашение, согласно которому образовательная система в нашей стране будет соответствовать европейской. При этом продолжился пересмотр и усовершенствование образовательной системы в области подготовки специалистов по оптической коррекции зрения. В связи с этим целесообразно дальнейшее развитие подготовки высшего профессионального образования по специальности оптометрия. Это направление отлично по своему наполнению от оптики и офтальмологии. Оптометрия включает комплекс знаний из оптики и офтальмологии и дополняет их наукой об информации, технологии производства оптических деталей, искусстве работы с людьми, обладающими недостатками или аномалиями зрительной системы. Таким образом, остро стоит задача подготовки таких специалистов.

Для усовершенствования оптометрического образования в России необходимо было ознакомиться с зарубежной системой образования, где исторически уже были выработаны эффективные системы подготовки оптометристов. Поэтому благодаря поддержке концерна ЕээПог и международной оптической выставки БПто была организована программа под девизом «учить учителей», в рамках которой группа преподавателей и врачей Санкт-Петербургского медико-технического колледжа, Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, меха-

Рис. 1. Группа преподавателей и врачей в период обучения

Рис.2. Учебныйкласс

ники и оптики, Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им.академика И. П. Павлова и диагностического центра № 7 (глазной) для взрослого и детского населения в июле 2007 года проходила обучение в одной из школ оптометрии Франции, в пригороде Парижа — Бюр-сюр-Иветт(рис. 1).

В этой стране специалисты в области медицинской оптики, обладающие соответствующими дипломами и сертификатами, называются оптика-ми-оптометристами. К основным типам школ, занимающихся подготовкой таких специалистов, относятся:

• профессиональные лицеи среднего образования (аналогичные нашим профессионально-техническим училищам);

• специализированные высшие школы среднего и высшего образования (подобные нашим техникумам, с той лишь разницей, что проучившиеся там 4 года считаются лицами с высшим образованием — первый уровень профессионального образования);

• государственныеуниверситеты;

Рис. 3. Оснащение рабочего места (окклюдер, поляризаторы, флопи-тесты, кросс-цилиндры, пробная оправа)

Рис. 4. Во время практических занятий

• специализированные высшие школы;

• частные средние и высшие школы;

• частные и государственные курсы (в основном, ориентированные на услуги по повышению квалификации).

Качество образования в этих учебных заведениях зависит от качества работы руководства и традиций преподавательского состава школы. Оплату труда преподавателей и участие в расходах на обучение зачастую берет на себя государство.

Первичный уровень оптического образования во Франции можно приобрести, закончив профессиональные лицеи и получив дипломы с квалификацией «работник оптического салона». Эту же квалификацию можно получить при окончании специализированного лицея или после одного года обучения в высшем специализированном учебном заведении. Однако данная квалификация не дает полноценных навыков по оптометрии и не предоставляет возможностей для карьерного роста. Поэтому большинство специалистов продолжают свое образование, стремясь получить диплом о высшем техническом образовании.

Этот диплом является базовым и позволяет работать в оптических магазинах и компаниях во Франции. Его получают после двух лет обучения, включающего такие дисциплины как оптометрия, геометрическая оптика, физика, основы работы в оптическом магазине и др. Не так давно французское законодательство предоставило желающим возможность получать диплом о высшем техническом образовании без отрыва от производства. В дальнейшем возможна дополнительная специализация в течение еще одного года с получением сертификата личной квалификации. Данный диплом соответствует университетской степени лиценциата и дает возможность заниматься оптометрией на более высоком уровне. Следующей ступенью в образовательной системе оптометрис-тов является магистратура. В уставе Союза оптиков Франции записано, что постоянное повышение уровня образования и квалификации является обязательным для всех представителей профессии.

В ходе обучения участниками программы были освоены основы теории и практики подбора очковой коррекции на уровне, позволяющем в дальнейшем использовать эту методику преподавания и в нашей стране. За период обучения были рассмотрены сле-

дующие темы: объективная (в том числе с использованием штрих-скиаскопа) и субъективная рефрактометрия, исследование остроты зрения и получение оптимальной коррекции, работа с кросс-цилиндром, выявление и коррекция нарушений бинокулярного зрения, определение монокулярного межзрачкового расстояния (рис. 2, 3, 4).

Таким образом, на наш взгляд целесообразно создать и разработать программу профессионального образования по оптометрии согласно стандартам Болонского соглашения, включающую такие уровни квалификации, как бакалавр, магистр и кандидат наук.

Мы приглашаем офтальмологов к обсуждению вопросов оптометрии на страницах журнала «Офтальмологические ведомости». В следующих номерах планируется рассказать о подходах западных опто-метристов к таким вопросам, как полная коррекция зрения, определение остроты зрения, рефракции, межзрачкового расстояния и т. д.

ф Keywords: optometry, France education, Essilor, the program “to teach teachers”, Silmo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.