РАБОТА СЕКЦИЙ: ОПТОМЕТРИЯ
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМЫ ОПТОМЕТРИИ.
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ОПТОМЕТРИСТОВ ВО ФРАНЦИИ
© В. О. Соколов1, В. Р. Грабовецкий2,Д. М. Нефедова2
1 Диагностический центр № 7 (глазной)для взрослого и детского населения, Санкт-Петербург
2 Кафедра офтальмологии с клиникой СПбГМУ им. академика И. П. Павлова, Санкт-Петербург
ф Ключевые слова: оптометрия, образование во Франции, Эссилор, программа «учить учителей», Силмо.
В настоящее время рынок оптической коррекции в России бурно развивается. Он включает в себя очки самых различных конструкций, очковые линзы с большим разнообразием характеристик, контактные линзы из различных материалов и разного дизайна. Открывается много новых салонов, оптических сетей и центров оптической коррекции зрения, в которых требуются тысячи грамотных оптометристов, способных проводить качественную диагностику зрения пациентов и последующий подбор очковых и контактных линз. Но исторически сложилось так, что в СССР и странах Восточной Европы главным специалистом по оказанию оптометрических услуг является врач-офтальмолог. При этом оптометрическое образование заключалось в двухдневном обучении основам рефракции во время цикла офтальмологии на пятом курсе, а в клинической ординатуре часто не уделяют должного внимания принципам оптической коррекции зрения. В России только один Санкт-Петербургский медико-технический колледж занимается подготовкой квалифицированных техников-опти-ков, выпуская при этом не более 40 — 50 специалистов в год. Естественно, для такой страны, как Россия, это «капля в море». Например, во Франции, с населением вдвое меньше нашего, подобных учебных заведений насчитывается порядка 47. В Англии на 5000 офтальмологов приходится 15 000 оптометристов. У нас ситуация обратная: на 15 000 офтальмологов приходится не более 1000 оптометристов. В то же время курсы повышения квалификации направлены в основном на подбор контактных линз.
В то же время многие врачи-офтальмологи устраиваются на работу в оптические салоны для дополнительного заработка. Однако они испытывают недостаток знаний и практических навыков по оптометрии, а выпускаемые Медико-техническим колледжем техники-оптики (оптометристы со средним образованием), в свою очередь, имеют недостаточный уровень знаний по офтальмологии.
Те немногочисленные семинары, которые проводят ведущие западные производители очковых и контактных линз для офтальмологов, не могут решить общие проблемы качества знаний офтальмологов по оптометрии. В результате, наши врачи, хорошо разбираясь в строении органа зрения, глазных заболеваниях, недостаточно осведомлены о новых видах дизайна прогрессивных линз, свойствах фо-тохромных, поляризационных, асферических линз и, как следствие, не всегда могут грамотно порекомендовать и подобрать нужные очки.
В 2003 году Россия подписала Болонское соглашение, согласно которому образовательная система в нашей стране будет соответствовать европейской. При этом продолжился пересмотр и усовершенствование образовательной системы в области подготовки специалистов по оптической коррекции зрения. В связи с этим целесообразно дальнейшее развитие подготовки высшего профессионального образования по специальности оптометрия. Это направление отлично по своему наполнению от оптики и офтальмологии. Оптометрия включает комплекс знаний из оптики и офтальмологии и дополняет их наукой об информации, технологии производства оптических деталей, искусстве работы с людьми, обладающими недостатками или аномалиями зрительной системы. Таким образом, остро стоит задача подготовки таких специалистов.
Для усовершенствования оптометрического образования в России необходимо было ознакомиться с зарубежной системой образования, где исторически уже были выработаны эффективные системы подготовки оптометристов. Поэтому благодаря поддержке концерна ЕээПог и международной оптической выставки БПто была организована программа под девизом «учить учителей», в рамках которой группа преподавателей и врачей Санкт-Петербургского медико-технического колледжа, Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, меха-
Рис. 1. Группа преподавателей и врачей в период обучения
Рис.2. Учебныйкласс
ники и оптики, Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им.академика И. П. Павлова и диагностического центра № 7 (глазной) для взрослого и детского населения в июле 2007 года проходила обучение в одной из школ оптометрии Франции, в пригороде Парижа — Бюр-сюр-Иветт(рис. 1).
В этой стране специалисты в области медицинской оптики, обладающие соответствующими дипломами и сертификатами, называются оптика-ми-оптометристами. К основным типам школ, занимающихся подготовкой таких специалистов, относятся:
• профессиональные лицеи среднего образования (аналогичные нашим профессионально-техническим училищам);
• специализированные высшие школы среднего и высшего образования (подобные нашим техникумам, с той лишь разницей, что проучившиеся там 4 года считаются лицами с высшим образованием — первый уровень профессионального образования);
• государственныеуниверситеты;
Рис. 3. Оснащение рабочего места (окклюдер, поляризаторы, флопи-тесты, кросс-цилиндры, пробная оправа)
Рис. 4. Во время практических занятий
• специализированные высшие школы;
• частные средние и высшие школы;
• частные и государственные курсы (в основном, ориентированные на услуги по повышению квалификации).
Качество образования в этих учебных заведениях зависит от качества работы руководства и традиций преподавательского состава школы. Оплату труда преподавателей и участие в расходах на обучение зачастую берет на себя государство.
Первичный уровень оптического образования во Франции можно приобрести, закончив профессиональные лицеи и получив дипломы с квалификацией «работник оптического салона». Эту же квалификацию можно получить при окончании специализированного лицея или после одного года обучения в высшем специализированном учебном заведении. Однако данная квалификация не дает полноценных навыков по оптометрии и не предоставляет возможностей для карьерного роста. Поэтому большинство специалистов продолжают свое образование, стремясь получить диплом о высшем техническом образовании.
Этот диплом является базовым и позволяет работать в оптических магазинах и компаниях во Франции. Его получают после двух лет обучения, включающего такие дисциплины как оптометрия, геометрическая оптика, физика, основы работы в оптическом магазине и др. Не так давно французское законодательство предоставило желающим возможность получать диплом о высшем техническом образовании без отрыва от производства. В дальнейшем возможна дополнительная специализация в течение еще одного года с получением сертификата личной квалификации. Данный диплом соответствует университетской степени лиценциата и дает возможность заниматься оптометрией на более высоком уровне. Следующей ступенью в образовательной системе оптометрис-тов является магистратура. В уставе Союза оптиков Франции записано, что постоянное повышение уровня образования и квалификации является обязательным для всех представителей профессии.
В ходе обучения участниками программы были освоены основы теории и практики подбора очковой коррекции на уровне, позволяющем в дальнейшем использовать эту методику преподавания и в нашей стране. За период обучения были рассмотрены сле-
дующие темы: объективная (в том числе с использованием штрих-скиаскопа) и субъективная рефрактометрия, исследование остроты зрения и получение оптимальной коррекции, работа с кросс-цилиндром, выявление и коррекция нарушений бинокулярного зрения, определение монокулярного межзрачкового расстояния (рис. 2, 3, 4).
Таким образом, на наш взгляд целесообразно создать и разработать программу профессионального образования по оптометрии согласно стандартам Болонского соглашения, включающую такие уровни квалификации, как бакалавр, магистр и кандидат наук.
Мы приглашаем офтальмологов к обсуждению вопросов оптометрии на страницах журнала «Офтальмологические ведомости». В следующих номерах планируется рассказать о подходах западных опто-метристов к таким вопросам, как полная коррекция зрения, определение остроты зрения, рефракции, межзрачкового расстояния и т. д.
ф Keywords: optometry, France education, Essilor, the program “to teach teachers”, Silmo.