ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОПТОМЕТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Б.А. Нисан*, В.С. Нечаев**
Рассмотрены вопросы организации подготовки специалистов по оптометрии за рубежом и в Российской Федерации. Предлагается разработать новый образовательный стандарт высшего профессионального образования по оптометрии, которое будут предоставлять технические и медицинские университеты с присвоением квалификации «оптометрист». Ключевые слова: оптометрия, здравоохранение, образовательный стандарт.
В Российской Федерации в 2009 г. болезни глаза и его придаточного аппарата составили 3366,8, а миопия - 353,7 на 100 тыс. населения [1]. В настоящее время примерно 40% населения страдают близорукостью, и их число с каждым годом увеличивается, особенно среди детей и подростков. С учетом таких дефектов зрения, как дальнозоркость, астигматизм, возрастная дальнозоркость число посещений к врачам-офтальмологам в стране составляет около 65,5 млн. в год, т.е. за офтальмологической помощью ежегодно обращается каждый второй гражданин России. Перечисленные виды расстройства зрения нуждаются в рациональной оптической коррекции, которую могут подобрать только квалифицированные специалисты. В условиях текущего офтальмологического приема это невозможно в силу следующих недостатков:
- рост заболеваемости глазными болезнями усиливает нагрузку на офтальмологическую службу и ее работников;
- дефицит врачей-офтальмологов и среднего медицинского персонала из-за ухода специалистов в сектор частной медицины;
- плохое медико-техническое оснащение городских поликлиник;
- существенный рост объемов необходимой для заполнения документации;
- отсутствие оптометристов.
Последняя позиция является ключевой в организации обеспечения населения необходимыми мерами оптической коррекции.
* Департамент здравоохранения г. Москвы
** Национальный НИИ общественного здоровья РАМН
Нисан Белла Александровна - к. м. н., ведущий специалист, belnisan@gmail.com Нечаев Василий Сергеевич - д.м.н., проф., зав отделом, vn52@inbox.ru
Оптометрия - определение дефектов оптической системы глаза и коррекция их с помощью оптических средств (очков и контактных линз), - сформировалась как специальность на границе между офтальмологией и оптикой. В нашей стране оптометрическая служба (включая трехмесячные курсы при НИИ глазных болезней им. Гельмгольца по подготовке оптометристов в рамках законченного среднего медицинского образования) была организована еще в 1983 г., однако дальнейшего развития не получила. До сих пор не предусмотрено специальной подготовки по этой специальности для врачей-офтальмологов, которые в системе высшего и последипломного образования не получают достаточных знаний по оптометрии и, в силу этого, не могут оказывать квалифицированную помощь в случаях сложных видов коррекции.
В зарубежном здравоохранении подготовка оптометристов осуществляется в рамках сложившейся системы. Например, в США обучение организовано в университетах и частных учебных заведениях. Оптометристы, после резидентуры, могут специализироваться в таких областях как педиатрическая, гериатрическая, психологическая оптометрия и нейрооптометрия. Оп-тометристы имеют профессиональное право оказывать ту же медицинскую помощь, что и офтальмологи, за исключением лечения заболеваний, требующих хирургической квалификации (птоз, страбизм, глаукома, катаракта). В число их обязанностей входит пропись рецептов на очки и контактные линзы. Офтальмологи направляют пациента к оптометристу с целью назначения контактных линз, оптических устройств или реабилитации пониженного зрения, продолжая при этом лечить заболевание, которое привело к снижению зрения. Оптометрист, при диагнозе глазного заболевания, требующего неотложной или высоко специализированной помощи, направляет пациента к офтальмологу. Оптометристы и офтальмологи проводят массовые осмотры населения для выявления лиц с определенными видами глазных заболеваний (катаракта, глаукома). В Евросоюзе подготовка оптометристов проводилась в специальных профессиональных колледжах. В последние годы оптометристов в странах Европы готовят по американской системе на специальных факультетах университетов.
В большинстве стран действует регулирование оптометрического образования и практики. Оптометристы, как и большинство медицинских специалистов, проходят повышение квалификации для соответствия современным клиническим и организационным стандартам. Научная поддержка оптомет-
рии развивается в направлении высокотехнологического совершенствования оптических средств коррекции зрения и технологий их производства.
Специальность "оптометрия" и оптометрическая служба официально признаны в Северной Америке, Латинской Америке, Европе (Великобритания, Испания, Германия, Франция, Италия, Латвия), Австралии, Азии (Малайзия, Китай, Гонконг, Таиланд и Тайвань), Ближнем Востоке (Саудовская Аравия, Иран и Израиль).
В Российской Федерации подготовка специалистов со средним медицинским образованием по оптометрии проводится в рамках специальности 06.01.11 «Медицинская оптика» [2]. Подготовка ведется по программам среднего профессионального образования базового и повышенного уровней. По окончании обучения присваиваются квалификация «техник-оптик» (срок обучения -2 года 10 мес., базовый уровень) и «техник-оптик с углубленной подготовкой в области оптометрии» (срок обучения - 3 года 10 мес.). Курсы организованы в отдельных учебных учреждениях - например, Санкт-Петербургском медикотехническом колледже Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Московском Колледже предпринимательства № 11, Ресурсном центре «Московская школа медицинской оптики» и др.
Сфера деятельности специалистов этого профиля - вся технологическая цепочка по обеспечению населения средствами коррекции зрения, начиная от проверки зрения и заканчивая изготовлением очков. Эта специальность востребована в силу быстрого развития рынка медицинской оптики и отсутствия образовательных медицинских учреждений этого профиля.
В России проблема нехватки врачей-офтальмологов и оптометристов в амбулаторно-поликлинической службе является актуальной для отечественного здравоохранения. Одним из направлений ее решения является разработка, утверждение и внедрение нового образовательного стандарта получения высшего профессионального образования по оптометрии, которое смогут предоставлять как технические, так и медицинские университеты с последующей выдачей диплома о высшем образовании с присвоением квалификации «оптометрист». Литература
1. Заболеваемость населения России в 2009 г. / Статистические материалы - Ч. I. - М., 2010. - С. 22.
2. Приказ Министерства образования России от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования»).