Научная статья на тему 'Возможности участия офтальмологических кабинетов коммерческих салонов оптик в повышении доступности медицинской помощи для пациентов, нуждающихся в оптической коррекции зрения'

Возможности участия офтальмологических кабинетов коммерческих салонов оптик в повышении доступности медицинской помощи для пациентов, нуждающихся в оптической коррекции зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ОФТАЛЬМОЛОГИЯ / OPHTHALMOLOGY / АМБУЛАТОРНАЯ ПОМОЩЬ / AMBULATORY CARE / КОММЕРЧЕСКИЕ САЛОНЫ ОПТИКИ / COMMERCIAL OPHTHALMIC OFFICES / ЧАСТНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / PRIVATE HEALTHCARE / ОПТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ / OPTICAL CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никитина Оксана Георгиевна, Блинов Андрей Валерьевич

В настоящее время предоставление первичной специализированной офтальмологической медицинской помощи в условиях городской поликлиники сопровождается множеством проблем. Это отражается как на доступности медицинских услуг, так и создает предпосылки для снижения их качества и поиска новых подходов к предоставлению амбулаторной офтальмологической помощи. В статье на примере крупного мегаполиса России Санкт-Петербурга проводится анализ возможного участия офтальмологических кабинетов коммерческих салонов оптик в оказании офтальмологических услуг пациентам, нуждающимся в оптической коррекции зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никитина Оксана Георгиевна, Блинов Андрей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF PARTICIPATION OF COMMERCIAL OPHTHALMIC OFFICES IN IMPROVING ACCESS TO MEDICAL CARE FOR PATIENTS FOR OPTICAL CORRECTION

Currently the provision of primary medical care in a public outpatient department s has a lot of problems. These reduce the availability of medical services and creates the preconditions for reducing their quality and for searching new approaches to the providing of ambulatory eye care. This article using such large city as St. Petersburg as example analyzes the possibility of involvement the commercial ophthalmic offices for providing services to patients, needing optical correction.

Текст научной работы на тему «Возможности участия офтальмологических кабинетов коммерческих салонов оптик в повышении доступности медицинской помощи для пациентов, нуждающихся в оптической коррекции зрения»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Никитина Оксана Георгиевна, Блинов Андрей Валерьевич

аспиранты кафедры общественного здоровье и здравоохранения с курсом экономики и управления здравоохранением ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Росздрава,

Россия, Санкт-Петербург

ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ КАБИНЕТОВ КОММЕРЧЕСКИХ САЛОНОВ ОПТИК В ПОВЫШЕНИИ ДОСТУПНОСТИ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОПТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ

Аннотация

В настоящее время предоставление первичной специализированной офтальмологической медицинской помощи в условиях городской поликлиники сопровождается множеством проблем. Это отражается как на доступности медицинских услуг, так и создает предпосылки для снижения их качества и поиска новых подходов к предоставлению амбулаторной офтальмологической помощи. В статье на примере крупного мегаполиса России - Санкт-Петербурга проводится анализ возможного участия офтальмологических кабинетов коммерческих салонов оптик в оказании офтальмологических услуг пациентам, нуждающимся в оптической коррекции зрения.

Ключевые слова: офтальмология, амбулаторная помощь, коммерческие салоны оптики, частное здравоохранение, оптическая коррекция зрения.

Oksana Nikitin, Andrey Blinov assistant of Department of Public Health and Healthcare of First Pavlov State Medical

University of St. Petersburg. POSSIBILITIES OF PARTICIPATION OF COMMERCIAL OPHTHALMIC OFFICES IN IMPROVING ACCESS TO MEDICAL CARE FOR PATIENTS FOR

OPTICAL CORRECTION.

Annotation

Currently the provision of primary medical care in a public outpatient department s has a lot of problems. These reduce the availability of medical services and creates the preconditions for reducing their quality and for searching new approaches to the providing of ambulatory eye care. This article using such large city as St. Petersburg as example analyzes the possibility of involvement the commercial ophthalmic offices for providing services to patients , needing optical correction.

Key words: ophthalmology, ambulatory care, commercial ophthalmic offices, private healthcare, optical correction

В рамках нашего исследования была изучена инфраструктура коммерческой сети салонов оптик. Всего на территории Санкт-Петербурга коммерческую деятельность осуществляют около 120 салонов оптик, маркетинговая политика которых предполагает организацию в салоне оптики оборудованного офтальмологического кабинета, в котором организуется прием пациентов в целях оценки параметров рефракции и аккомодации для подбора оптических средств коррекции зрения. Пациенты приглашаются в офтальмологический кабинет перед тем, как делают заказ на изготовление очков. Деятельность таких офтальмологических кабинетов осуществляется на основании лицензии, полученной организациями в соответствии с требованиями Положения о лицензировании медицинской деятельности (за 32

исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291.

Анализ работы коммерческих салонов оптики был проведен на примере двух наиболее распространенных сетей салонов оптик, работающих на территории Санкт-Петербурга. Все офтальмологические кабинеты имеют лицензию на право осуществления медицинской деятельности и, соответственно, имеют необходимое материально-техническое оснащение и кадровое обеспечение. Нами были детально изучены некоторые аспекты их деятельности.

Все изученные салоны оптики расположены в удобных для потенциальных пациентов местах - в крупных торговых центрах, у станций метро и пр. Каждая из изученных нами сетей при этом старается разместить свои салоны в каждом из районов города.

Работа офтальмологических кабинетов организована достаточно интенсивно. Каждый четвертый (24,6 %) офтальмологический кабинет салонов оптик работает в 2 смены, значительная часть (62,7 %) кабинетов работает в 1,5 смены (9 часов). Остальные кабинеты (12,7 %) работают в одну смену.

Нами были уточнены объемы медицинской помощи, которые предоставляются офтальмологическими кабинетами вышеуказанных салонов оптики, Оказалось, что в течение 1 рабочего дня (независимо от количества рабочих смен) в офтальмологическом кабинете сети салонов осуществляется прием 4,2 пациентов.

Безусловно, что предварительная запись для получения консультации у специалиста салона оптики не требуется, так же для посещения такого специалиста не требуется направления лечащего врача. Также нами было установлено, что специалисты, работающие в офтальмологических кабинетах салонов оптик, предоставляют ограниченный спектр медицинских услуг, связанных только с определением параметров рефракции и аккомодации и, в исключительных случаях, выполняют иные диагностические исследования (периметрия, измерение внутриглазного давления и пр.). При этом при подозрении на наличие иных заболеваний глаза и/или его придаточного аппарата пациентам рекомендуется обратиться к врачу-офтальмологу в иное медицинское учреждение для прохождения полного необходимого комплекса лечебно-диагностических мероприятий.

Интересны кадровые характеристики специалистов, работающих в салонах оптик. Нами установлено, что в 78,5 % случаев прием пациентов осуществляет врач-офтальмолог. Оказалось, что салоны оптик предъявляют достаточно высокие требования к работающим у них врачам. Все врачи-офтальмологи салонов оптик, также, как и врачи-офтальмологи городских поликлиник, имеют последипломное образование по специальности «офтальмология». Также нами установлено, что в 93,5 % случаев врачи-офтальмологи салонов оптик, срок получения специализации которых превышает 5 лет, имеют документ, о прохождении в течение последних 5 лет повышения квалификации. При этом стоит отметить, что этот показатель существенно выше, чем показатель, установленный среди врачей городских поликлиник (84,3 %, t = 4,0; р < 0,05;), что может свидетельствовать о более внимательном отношении к соблюдению требований по профессиональной подготовке кадров со стороны коммерческих медицинских организаций. Также следует обратить внимание, что все врачи-офтальмологи салонов оптик (100,0 %) имеют дополнительную подготовку в области оптометрии (повышение квалификации), в некоторых случаях -неоднократную. Этот показатель существенно превышает аналогичный показатель, полученный среди врачей-офтальмологов городских поликлиник (22,9 %, t = 6,7; р < 0,05).

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 23.07.2010 № 541н, предусматривает, что оптик-оптометрист может вести в пределах своей компетенции прием пациентов в кабинете врачебного приема и должен диагностировать основные признаки заболеваний органа зрения, подбирать средства коррекции зрения, давать индивидуальные рекомендации по уходу за ними и пр. Руководствуясь этим нормативным положением, салоны оптик в 21,5 % случаях организуют прием пациентов оптиками-оптометристами. Такие специалисты имеют действующий сертификат специалиста по специальности «медицинская оптика», в том числе среди них есть медицинские сестры, прошедшие профессиональную переподготовку по специальности «медицинская оптика».

Таким образом, специалисты, работающие в офтальмологических кабинетах салонов оптик, во всех случаях имею специальную подготовку в области оптометрии.

Нами путем анкетирования пациентов, посетивших салоны оптики, проанализированы результаты оказания ими медицинской помощи пациентам с нарушениями рефракции и аккомодации. Среди опрошенных пациентов оказалось 78,5 % женщин и 21,5 % мужчин. Возрастная структура опрошенных несколько отличалась от таковой при опросе пациентов городских поликлиник, в сторону преобладания лиц молодого возраста. Среди пациентов офтальмологических кабинетов салонов оптик оказалось 45,6 % лиц в возрастной группе 39 лет и моложе, 27,4 % - в возрастной группе 40 - 59 лет и 27,0 % - в возрастной группе 60 лет и старше. Средний возраст пациентов, таким образом. Составил 43,4 ± 3,7 лет. Большинство опрошенных на момент проведения исследования (72,0 %) - это работающие граждане и, соответственно, 28,0 % - это неработающие граждане.

Оказалось, что практически все опрошенные граждане - 98,7 % удовлетворены качеством предоставленных им офтальмологических услуг (из них 75,8 % полностью удовлетворены и 22,9 % скорее удовлетворены). Неудовлетворенных качеством оказанной медицинской помощи установлено не было. Только 1,3 % опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. Полученный показатель удовлетворенности существенно выше показателя, полученного по результатам опроса пациентов в городской поликлинике - 89,4 % ^ = 3,9; р < 0,05).

Более высокие показатели, по сравнению с пациентами городских поликлиник, пациенты салонов оптик поставили и доступности медицинской помощи. Оказалось, что в целом удовлетворены доступностью предоставленных медицинских услуг 88,4 % респондентов (из них полностью удовлетворены 80,1 % опрошенных, скорее удовлетворены 8,3 %). Не удовлетворены доступностью медицинской помощи только 4,9 % опрошенных, а 6,7 % затруднились с ответом. Показатель удовлетворенности доступностью медицинской помощи в городской поликлинике составил 76,0 % ^ = 5,0; р < 0,05).

Нами было установлено, что 49,5 % посетителей офтальмологических кабинетов салонов оптик ежегодно обращаются для проверки зрения, что практически не отличается от показателя, полученного по результатам анкетирования пациентов городских поликлиник (значение показателя 52,1 %; t < 2). Однако, оказалось, что две трети посетителей салонов оптик (75,6 %) уже неоднократно обращались в эти структуры для проверки зрения и подбора оптических средств его коррекции.

С учетом сложившейся популярности у пациентов офтальмологических кабинетов, расположенных в салонах оптик, а также с целью сравнения их мнения с мнением пациентов офтальмологических кабинетов городских поликлиник, нами были в ходе анкетирования уточнены причины, по которым пациенты обращаются в салоны оптик, а не в городских поликлиники. Среди таких причин оказались следующие:

- более удобное территориальное расположение коммерческих салонов оптик, чем городских поликлиник - 97,1 на 100 опрошенных (в городских поликлиниках 84,5 на 100 опрошенных, t = 4,5; р < 0,05);

- отсутствие очередей в коммерческих салонах оптик - 100,0 на 100 опрошенных (в городских поликлиниках 80,7 на 100 опрошенных пациентов, t = 5,7; р < 0,05);

- более удобный режим работы коммерческих салонов оптик по сравнению с городскими поликлиниками - 88,4 на 100 опрошенных (в городских поликлиника 86,0 на 100 опрошенных, t < 2);

- более вежливое и внимательное отношение медицинского персонала в салонах оптик, чем в городских поликлиниках - 97,1 на 100 опрошенных (в городских поликлиниках 75,1 на 100 опрошенных, t = 3,2; р < 0,05);

- более высокое качество оказания медицинских услуг, по сравнению с городскими поликлиниками - 77,0 на 100 опрошенных (в городских поликлиниках 67,1 на 100 опрошенных, t = 3,4; р < 0,05);

- возможность получить медицинскую услугу врача-офтальмолога там же, где и приобрести оптические средства коррекции зрения - 79,3 на 100 опрошенных (в городских поликлиниках 40,1 на 100 опрошенных, t = 3,9; р < 0,05);

- отсутствие необходимости получать направление для посещения врача-офтальмолога в коммерческом салоне оптик - 74,4 на 100 опрошенных (в городских поликлиниках 32,3 на 100 опрошенных, t = 3,7; р < 0,05);

- более качественное оснащение офтальмологических кабинетов коммерческих салонов оптик по сравнению с оснащением городских поликлиник - 32,1 на 100 опрошенных (в городских поликлиниках 25,0 на 100 опрошенных, t = 3,3; р < 0,05).

Отдельного внимания заслуживают ответы респондентов на вопрос: «Хотели бы Вы получать офтальмологическую медицинскую помощь по проверке зрения и подбору очков в коммерческих салонах оптики бесплатно по полису обязательного медицинского страхования?». Подавляющее большинство (86,0 %) респондентов ответили на данный вопрос утвердительно, 6,9% затруднились ответить, а 7,1 % высказались против такого предложения.

Таким образом, результаты исследования позволяют утверждать, что коммерческие салоны оптик с организованными в них офтальмологическими кабинетами являются готовыми базами для повышения доступности первичной специализированной офтальмологической медико-санитарной помощи пациентам, при заболеваниях которых требуется оптическая коррекция зрения. Организация работы таких кабинетов и их кадровый состав являются достаточными для решения этой задачи, а пациенты, их посещающие, в целом достаточно высоко оценивают как качество, так и доступность предоставляемых ими медицинских услуг, отдавая им во многих случаях предпочтение в получении медицинской помощи по сравнению с офтальмологическими кабинетами городских поликлиник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.