Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНДУСТРИАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНДУСТРИАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ НВП / РЕАЛИЗАЦИЯ НВП В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Похоруков О.Ю., Дьячков В.А., Голова О.С.

Проблема начальной военной подготовки всё чаще поднимается в нашем обществе, уже принят закон о введении НВП в школьную программу с 1 сентября 2023 года, в Государственную Думу внесён законопроект об увеличении срока прохождения военной службы по призыву до 2 лет. В данной статье описывается программ НВП разработанная в Сибирском государственном индустриальном университете. Приведены результаты апробации данной программы. Полученные данные говорят о формировании необходимых навыков, а именно навыков топографических, тактических, обращения с оружием и стрельбы из него, физической подготовки и защиты от оружия массового поражения (ОМП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Похоруков О.Ю., Дьячков В.А., Голова О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTING THE PROGRAM OF INITIAL MILITARY TRAINING AT THE STAGE OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN SIBERIAN STATE INDUSTRIAL UNIVERSITY

The problem of basic military training is increasingly being raised in our society, a law has already been adopted to introduce BMT into the school curriculum from September 1, 2023, a bill has been submitted to the State Duma to increase the period of conscription military service to 2 years. This article describes the BMT program developed at the Siberian State Industrial University. The results of approbation of this program are presented. The data obtained indicate the formation of the necessary skills, namely topographical, tactical skills, handling and firing weapons, physical training and protection against weapons of mass destruction (WMD).

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНДУСТРИАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

7. Сударь, В. В. Эффективность влияния оздоровительной тренировки на показатели силовой подготовленности девушек 18-20 лет / В.В. Сударь // Актуальные вопросы современной науки и практики : Материалы II Международной научно-практической конференции, Чистополь, 30 октября 2020 года. - Казань: ИП Рагулин Р.А., ЧУДПО «НИОЦ», 2020. - С. 288-291.

8. Развитие силовых способностей студенток средствами фитнеса в системе дополнительного образования / Л. А. Кекова, И. И. Столов, И. И. Столов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 148-152.

9. Рахманов, Р. С. Оценка факторов риска для здоровья женщин по показателям антропометрии и физиометрии / Р.С. Рахманов, Д.А. Гаджиибрагимов, А. В. Евдокимов // Здоровье населения и среда обитания - ЗНиСО. - 2014. - № 5(254). - С. 4-6.

10. Актуальные проблемы здоровья студенческой молодёжи / С. П. Шепель, Е. Г. Михаль-ченко, Е. Ю. Внукова [и др.] // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 1(73). - С. 85-89

REFERENCES

1. Antipina, Yu. V. (2022), "Physical culture in a modern university", Philosophy and culture of the information society : The Tenth International Scientific and Practical Conference, Saint Petersburg, pp. 393-395.

2. Hajibragimov, D.A., Rakhmanov, R.S., Razgulin, S.A. (2014), "Age-related features of registration of diseases by primary circulation in women", Medical Almanac, No. 5 (35), pp. 15-18.

3. Grigorieva, V.N., Mashkovich, K.A. (2017), "Low motor activity as a risk factor for chronic tension headache in students", Medical Almanac, No. 5(50), pp.105-108.

4. Dzerzhinskaya, L. B., Prokhorova, I.V. (2013), "The possibilities of improving the health of women aged 25-30 by means of power aerobics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5(99), pp. 41-46.

5. Matveeva, N. N. (2015), "The role of physical activity in the formation of women's health", Bulletin of medical Internet conferences, Vol. 5, No.5, p. 620.

6. Nikolaev, V. T. (2019), "The training process in the first year of strength fitness among female students based on bioimpedance metrics", Physical education and student sports through the eyes of students: Materials of the V International Scientific and Methodological Conference, Kazan, pp. 539-541.

7. Sudar, V. V. (2020), "The effectiveness of the influence of wellness training on the strength fitness indicators of girls 18-20 years old", Topical issues of modern science and practice : Materials of the II International Scientific and Practical Conference, Chistopol, pp. 288-291.

8. Stolov, I. I., Kekova, L. A. (2020), "Development of strength abilities of female students by means of fitness in the system of additional education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2(180), pp. 148-152.

9. Rakhmanov, R. S. (2014) "Assessment of risk factors for women's health by indicators of anthropometry and physiometry", Population health and habitat, No. 5(254), pp. 4-6.

10. Shepel, S.P. (2020), "Actual problems of health of student youth", Physical culture and health, No. 1(73), pp. 85-89

Контактная информация: uliasha@list.ru

Статья поступила в редакцию 16.02.2023

УДК 37.035.7

ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНДУСТРИАЛЬНОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ

Олег Юрьевич Похоруков, кандидат педагогических наук, директор института физической культуры, здоровья и спорта, Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк; Виктор Алексеевич Дьячков, кандидат биологических наук, доцент Кузбасский гуманитарно-педагогический институт, Новокузнецк; Ольга Сергеевна Голова, старший преподаватель, Сибирский государственный индустриальный

университет, Новокузнецк

Аннотация

Проблема начальной военной подготовки всё чаще поднимается в нашем обществе, уже принят закон о введении НВП в школьную программу с 1 сентября 2023 года, в Государственную Думу внесён законопроект об увеличении срока прохождения военной службы по призыву до 2 лет. В данной статье описывается программ НВП разработанная в Сибирском государственном индустриальном университете. Приведены результаты апробации данной программы. Полученные данные говорят о формировании необходимых навыков, а именно навыков топографических, тактических, обращения с оружием и стрельбы из него, физической подготовки и защиты от оружия массового поражения (ОМП).

Ключевые слова: начальная военная подготовка, студенты, высшие учебные заведения, прикладная физическая подготовка, разработка программы НВП, реализация НВП в образовательном учреждении.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p369-373

FROM THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTING THE PROGRAM OF INITIAL MILITARY TRAINING AT THE STAGE OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN SIBERIAN STATE INDUSTRIAL UNIVERSITY

Oleg Yurievich Pokhorukov, the candidate ofpedagogical sciences, director of the Institute of Physical Culture, Health and Sports, Siberian State Industrial University, Novokuznetsk; Viktor Alekseevich Dyachkov, the candidate of biological sciences, docent, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute, Novokuznetsk; Olga Sergeevna Golova, the senior teacher, Siberian State Industrial University, Novokuznetsk

Abstract

The problem of basic military training is increasingly being raised in our society, a law has already been adopted to introduce BMT into the school curriculum from September 1, 2023, a bill has been submitted to the State Duma to increase the period of conscription military service to 2 years. This article describes the BMT program developed at the Siberian State Industrial University. The results of approbation of this program are presented. The data obtained indicate the formation of the necessary skills, namely topographical, tactical skills, handling and firing weapons, physical training and protection against weapons of mass destruction (WMD).

Keywords: initial military training, students, higher educational institutions, applied physical training, development of the BMT program, implementation of the BMT in an educational institution.

ВВЕДЕНИЕ

Рост напряжённости в мировой политике, постоянное возникновение различных военных конфликтов на периметре границ России, остро ставят вопрос о безопасности Российской Федерации. Необходимо отметить, что Президент и Правительство Российской Федерации очень много делают для повышения боеготовности армии России. Проведено перевооружение, в армию поступило новое, отвечающее всем современным требованиям вооружение, возвращен престиж военной службы и соответствующего образования, конкурс в образовательные учреждения Министерства обороны РФ неуклонно год за годом растёт. Эффект от этих действий позволил значительно повысить уровень подготовки офицерского состава, однако с подготовкой рядового состава всё не так благополучно. В СССР данная проблема решалась через наличие НВП в школе и сроком службы рядовых 2-3 года. В современной России такая модель была упразднена. С 1990 года Начальная Военная Подготовка в школах была отменена, а с 1998 года срок службы в вооружённых силах Российской Федерации был сокращен до одного года. Затем последовала реформа армии под руководством А.Э. Сердюкова. По мнению экспертов, это привело к тому, что боеспособность армии была сильно снижена. За один год подготовить к несению службы

невозможно, хотя это было бы проще сделать если бы в образовательных учреждениях была НВП.

В качестве образовательной инициативы в Сибирском государственном университете (г. Новокузнецк) была разработана программа НВП для реализации на ступени среднего профессионального образования (СПО) в рамках Университетского колледжа. В колледже осуществляется подготовка по 13 специальностям, срок обучения в зависимости от специальности от 34 до 58 месяцев.

Цель исследования - разработать и апробировать программу НВП реализуемую на этапе СПО в Университетском колледже СибГИУ

Задачи исследования:

1. Разработать программу НВП для СПО.

2. Апробировать программу НВП в образовательном процессе колледжа.

3. Проанализировать полученные результаты.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

При разработке программы НВП был изучен опыт организации такой подготовки в СССР Школьная программа НВП включала в себя: топографическую, строевую, огневую, тактическую и инженерную подготовки, а также медицину и защиту от оружия массового поражения (ОМП). Проанализировав современные реалии в программу НВП были включены следующие разделы: обзорные лекции, тактическая, огневая, топографическая, строевая, прикладная физическая подготовки, а также способы защиты информации и первая помощь с подготовкой в защите от ОМП. Курс построен по классической схеме: обзорные лекции, лекции по видам подготовки (теоретические основы подготовки) и практические занятия, на которых углублялись и закреплялись знания, полученные на лекции. Курс рассчитывался на 100 часов в год из которых 72 часа были аудиторными и 28 часов было отведено на самоподготовку. Из аудиторных часов 20 лекционных и 52 практических. Лекционные часы проводились преподавателями из университета (по своим направлениям), практические занятия осуществляли преподаватели, имеющие практический опыт, а также бывшие военнослужащие из числа офицерского состава.

Для апробации разработанной программы был проведён педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент включал в себя тестирование до и после проведения эксперимента, а также занятия в экспериментальной группе по разработанной программе. Эксперимент проводился на добровольных началах, участвовало две группы контрольная и экспериментальная. В экспериментальной группе были студенты колледжа, которые пожелали заниматься НВП, соответственно в контрольной группе которые не стали заниматься НВП. В обеих группах были студенты обоего пола. В контрольной группе 266 человек (183 юноши и 83 девушки) в экспериментальной группе 213 человек (189 юношей и 24 девушки). Эксперимент проводился с октября 2021 года по июнь 2022 года.

Для определения эффективности разработанной программы были использованы следующие методы:

1. Тестирование. Все тесты состояли из 10 вопросов, за правильный ответ получали 1 балл, за не правильный 0 баллов, можно было набрать максимум 10 баллов. Тестирование проводилось на тактической подготовке (содержало в себе вопросы о родах войск, званиях, о действиях в бою, о видах боевой техники, способов борьбы с ней и др.), на топографической подготовке (оценивались вопросы ориентации по карте, движение по азимуту, определения сторон света, времени и т. д.), тесты по огневой подготовке содержали в себе правила обращения с оружием и условия выполнения упражнения, а также тактико-технические характеристики автомата Калашникова, защита от ОМП с доврачебной помощью.

2. Выполнение практических заданий: стрельба из пневматической винтовки на 10 метров, 5 выстрелов оценивались выбитые очки от 0 до 50. Сборка-разборка автомата

Калашникова АК - 74 на время. Прохождение общевойсковой полосы препятствий, находящейся на территории Университета.

3. Все данные обрабатывались методами математической статистики, вычислялись среднее арифметическое, среднеквадратичное отклонение и достоверность по ^критерию Стьюдента.

В ходе проведения эксперимента были получены результаты, представленные в таблице 1 и 2.

Таблица 1 - Показатели подготовленности юношей

Показатель Группа Обследование Разница Достоверность

Исходное Конечное г Р

Тактическая подготовка Э 3,6±1,4 8,5±0,4 4,9 3,4 <0,005

К 3,4±2,1 4,5±1,8 1,1 0,4 н.д.

Топографическая подготовка Э 4,4±2,2 8,8±0,5 4,4 1,9 н.д.

К 3,9±2,4 4,4±1,7 0,5 0,2 н.д.

Огневая подготовка Э 2,8±1,2 8,2±1,3 5,4 3 <0,005

К 2,5±1,1 3,2±1,4 0,7 0,4 н.д.

Неполная разборка-сборка автомата Калашникова (АК-74) Э 72,4±12,8 48,5±8,3 -23,9 1,6 н.д.

К 73,8±11,5 69,2±9,4 -4,6 0,3 н.д.

Стрельба из пневматической винтовки Э 26,5±8,2 36,4±4,4 9,9 1 н.д.

К 28,6±7,2 30,4±8,6 1,8 0,2 н.д.

Прохождение Единой полосы препятствий (сек.) Э 408,8±34,2 356,8±14,5 -52 1,4 н.д.

К 415,2±30,4 396,3±29,1 -18,9 0,4 н.д.

Таблица 2 - Показатели подготовленности девушек

Показатель Группа Обследование Разница Достоверность

Исходное Конечное г Р

Тактическая подготовка Э 1,6±0,2 7,3±1,1 5,7 5,1 <0,005

К 1,7±0,2 1,9±0,3 0,2 0,5 н.д.

Топографическая подготовка Э 4,7±1,8 8,9±0,3 4,2 2,3 <0.05

К 4,2±1,5 5,4±1,6 1,2 0,5 н.д.

Огневая подготовка Э 1,7±0,4 8,5±0,9 6,8 7 <0,005

К 1,6±0,5 2,4±1,1 0,8 0,7 н.д.

Неполная разборка-сборка автомата Калашникова (АК-74) Э 88,6±20,3 69,4±15,7 -19,2 0,7 н.д.

К 82,4±17,6 80,5±14,2 -1,9 0,1 н.д.

Стрельба из пневматической винтовки Э 18,8±5,4 30,5±6 11,2 1,4 н.д.

К 18,2±3,6 24,3±4,8 6,1 1 н.д.

Прохождение Единой полосы препятствий (сек.) Э 512,5±39,1 467,4±29,1 -45,1 0,9 н.д.

К 515,8±25,2 481,4±43,8 -34,4 0,7 н.д.

АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Изменения, связанные с освоением теоретических знаний по тактической, огневой и у девушек еще и топографической подготовкам достоверно изменились в экспериментальных группах. Изменения показателей, связанные с практическими навыками, изменились не достоверно во всех группах, хотя надо отметить в экспериментальных группах эти изменения в разы выше, чем в контрольных. На наш взгляд - это можно объяснить, тем что теоретические вопросы можно выучить, что наглядно продемонстрировали экспериментальные группы и по некоторым параметрам данные лучше у девушек (тактическая и огневая подготовки), для формирования двигательного навыка времени необходимо гораздо больше и с этими заданиями юноши справились лучше.

Все это произошло по двум причинам, первая причина - это влияние разработанной программы, которая действительно смогла сформировать необходимые знания и умения, вторая причина - это большая роль личной заинтересованности (показатели девушек), в совокупности все это и привело к полученным результатам. Таким образом, для успешного освоения программы НВП в СПО необходима качественная организация занятий и высокий уровень личной заинтересованности и мотивации студентов к освоению этой программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.