Научная статья на тему 'СТРЕЛЯТЬ РЕДКО ДА МЕТКО ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВУЦ (НА ПРИМЕРЕ ВУЦ МГЛУ)'

СТРЕЛЯТЬ РЕДКО ДА МЕТКО ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВУЦ (НА ПРИМЕРЕ ВУЦ МГЛУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОГНЕВЫЕ ТРЕНИРОВКИ / НАВЫК ОБРАЩЕНИЯ СО СТРЕЛКОВЫМ ОРУЖИЕМ / СИСТЕМА ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СТРЕЛКОВЫЕ ТРЕНАЖЁРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дидык Борис Васильевич, Туловский Виталий Валериевич

Рассматриваются актуальные вопросы организации и проведения занятий по огневой подготовке со студентами, проходящими обучение в Военном учебном центре МГЛУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дидык Борис Васильевич, Туловский Виталий Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHOOT RARELY BUT APTLY PROBLEMATIC ASPECTS OF ORGANIZATION AND CONDUCTING OF RANGE PRACTICE CLASSES WITH STUDENTS OF A MILITARY TRAINING CENTER (USING THE EXAMPLE OF THE MILITARY TRAINING CENTER, MSLU)

The article discusses major aspects of organization and conducting of range practice classes with students of the Military Training Center, MSLU

Текст научной работы на тему «СТРЕЛЯТЬ РЕДКО ДА МЕТКО ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВУЦ (НА ПРИМЕРЕ ВУЦ МГЛУ)»

Б.В. ДИДЫК, В.В. ТУЛОВСКИЙ

B.V. DIDYK, V.V. TULOVSKY

СТРЕЛЯТЬ РЕДКО ДА МЕТКО

SHOOT RARELY BUT APTLY

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВУЦ (НА ПРИМЕРЕ ВУЦ МГЛУ)

PROBLEMATIC ASPECTS OF ORGANIZATION AND CONDUCTING OF RANGE PRACTICE CLASSES WITH STUDENTS OF A MILITARY TRAINING CENTER (USING THE EXAMPLE OF THE MILITARY TRAINING CENTER, MSLU)

Сведения об авторах: Дидык Борис Васильевич - начальник Военного учебного центра Московского государственного лингвистического университета, полковник (г. Москва);

Туловский Виталий Валериевич - доцент Военного учебного центра Московского государственного лингвистического университета, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент по кафедре тактики (г. Москва).

Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы организации и проведения занятий по огневой подготовке со студентами, проходящими обучение в Военном учебном центре МГЛУ.

Ключевые слова: огневая подготовка, огневые тренировки, навык обращения со стрелковым оружием, система огневой подготовки, электронные стрелковые тренажёры.

Information about the authors: Boris Didyk - head of the military training center of the Moscow State Linguistic University, colonel (Moscow);

Vitaly Tulovshy - Associate Professor of the Military Training Center of the Moscow State Linguistic University, Colonel in the Reserve, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor in the Department of Tactics (Moscow).

Summary. The article discusses major aspects of organization and conducting of range practice classes with students of the Military Training Center, MSLU.

Keywords: range practice, range practice training, skills of handling small arms, system of range practice, electronic shooting simulators.

В настоящее время опыт ведения войн и локальных вооружённых конфликтов, боевого применения и обеспечения боевых действий войск (сил) при проведении специальных операций за пределами Российской Федерации показывает, что скоротечность огневых контактов требует повышения боевых характеристик индивидуального стрелкового оружия в сочетании с воспитанием психо-

логической устойчивости стрелка, его способности в любых условиях максимально быстро обнаружить и поразить противника. В связи с этим появляется необходимость совершенствования методики обучения стрельбе из штатного стрелкового оружия. Также важно поддержание на должном уровне общевоенных навыков военнослужащих запаса. В последнее время всё чаще интерес преподавателей

огневой подготовки привлекают школы практической и тактической стрельбы, а также скоростная стрельба. Ведётся поиск оптимальной методики для выработки необходимых навыков для поражения противника в боевых условиях. Основное отличие вышеуказанных направлений подготовки от традиционной огневой подготовки - отработка устойчивого навыка для быстрого и эффективного пора-

жения цели из индивидуального стрелкового оружия на дистанциях от 50 до 400 м. Наиболее полно для совершенствования огневой выучки военнослужащих подходят огневая подготовка с элементами практической стрельбы, а также скоростная стрельба. Данная подготовка требует необходимого количества учебного времени (до 48 часов), подготовленных преподавателей (инструкторов) и соответствующей учебно-материальной базы. Всё это трудно выполнимо в современных условиях подготовки студентов в военных учебных центрах при гражданских вузах по программам военной подготовки офицеров и сержантов запаса. В то же время без принципиальных изменений методики огневой подготовки и повышения её эффективности невозможно быстро реагировать на вызовы современности при подготовке мобилизационного резерва ВС РФ. Первые результаты подготовки мобилизованных граждан РФ показывают, что быстрее и эффективнее обучаются навыкам боевой стрельбы те обучающиеся, которые имели базовые навыки производства выстрела и знания материальной части современного стрелкового оружия до прибытия в учебно-тренировочные центры. Авторы статьи уверены, что для более эффективной огневой подготовки студентов ВУЦ сегодня следует использовать все доступные возможности. Для этого необходимо рассмотреть каждый элемент системы огневой подготовки по отдельности (см. рис. 1).

Обучающиеся военных учебных центров - это молодые люди с высоким уровнем интеллекта и средними или удовлетворительными физическими способностями. Анализ результатов обучения (на примере ВУЦ МГЛУ) показывает, что они в итоге обладают удовлетворительными теоретическими знаниями об устройстве стрелкового оружия и боеприпасов, но имеют слабые навыки в практических действиях с оружием.

Основная проблема заключается в том, что начальные навыки по общевоенным дисциплинам, включая огневую подготовку, школьники до поступления в вуз могут получить, только обучаясь в системе кадетского образования. Несмотря на то, что основная задача кадетского образования заключается в том, чтобы воспитать гражданина, патриота, который имеет представление о военной службе, умеет обращаться с оружием. Дети с высокими умственными способностями, как правило, выбирают классы углубленной подготовки (например, иностранного языка) для того, чтобы сосредоточить основные усилия на успешной сдаче итоговой аттестации (ЕГЭ). Поэтому многие обучающиеся ВУЦ МГЛУ впервые получают знания об устройстве стрелкового оружия, его тактико-технических и боевых характеристиках и приобретают начальные практические навыки в обращении со стрелковым оружием на занятиях по огневой подготовке. Особенность досуга современной студенческой молодёжи - минимальная активность вне контекста употребления товаров и услуг для отдыха. Компьютерные игры и коммуникации в сети Интернет предпочтительней, чем занятия спортом даже в бесплатной спортивной секции или самостоятельная физическая активность. Жизнедеятельность

современной молодёжи испытывает негативные социальные последствия экономической и политической нестабильности российского общества в целом. Нынешняя молодёжь живёт уже в другом мире, не в том, что жила молодёжь предыдущих десятилетий. Она развивалась в эпоху масштабных социальных, экономических, политических, идеологических, ценностных перемен и кризисных условий и смотрит на мир уже другими глазами. И в силу того, что эта социальная группа наиболее легко восприимчива к новомодным изменениям и тенденциям, зачастую носящим отрицательный характер, особую роль приобретает эффективная молодёжная политика, направленная на формирование образованной и высоконравственной личности. Лишь чуть более половины всех респондентов (53,3%) (жителей города Москвы от 15 до 29 лет) готовы в случае необходимости встать на защиту своей страны. Более четверти - вообще проигнорировали этот вопрос, а ещё почти столько же - затруднились дать ответ. Большинство (81,1%) опрошенных соглашается с утверждением о том, что служба в рядах ВС способствует формированию у молодого человека качеств настоящего мужчины - мужества, решительности, физической силы и т.п., а среди прошедших службу

Рис. 1. Система огневой подготовки обучающихся ВУЦ (на примере ВУЦ МГЛУ)

Таблица. Прайс-лист курса ознакомительной стрельбы в Московском городском стрелково-спортивном клубе Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России города Москвы

Спортивные (охотничьи) ружья и карабины

Модели оружия Калибр оружия Минимальный заказ (стоимость)

В будние дни В выходные и праздники

Автомат Калашникова (АКМ) / ВПО-136 7,62x39 мм 1500 р . / 20 выстрелов 2250 р . / 30 выстрелов

Автомат Калашникова (АКМ) в тактическом обвесе Б .А Л. / ВПО-136 7,62x39 мм 1600 р . / 20 выстрелов 2400 р. / 30 выстрелов

Ручной пулемёт Калашникова (РПК) / ВПО-134 7,62x39 мм 1500 р . / 20 выстрелов 2250 р . / 30 выстрелов

Снайперская винтовка Драгунова (СВД) / ТИГР 7,62x54 мм 1150 р . / 20 выстрелов 2300 р. / 30 выстрелов

в ВС РФ, являющихся в настоящее время военнослужащими, - это мнение всех. По молодёжи служба в армии не является обязательной для каждого мужчины, тем не менее она может способствовать формированию у молодого человека ряда мужских качеств.

Реальностью современности является отсутствие в системе организаций ДОСААФ РФ бесплатных курсов по обращению со стрелковым оружием.

На фоне изменения психологии современных детей, государственного и родительского контроля интерес к оружию у российских подростков и юношей в настоящее время снизился, мотивация быть «защитником Родины» низкая.

Военная подготовка молодёжи в нашей стране имеет глубокие исторические корни. В 1937 году в СССР в рамках бесплатной начальной стрелковой подготовки допризывной молодёжи действовало 38 спортивно-стрелковых клубов, 6600 малокалиберных тиров и 450 стрельбищ боевых тиров. К 1940 году норму «Ворошиловского стрелка» сдало около 6,5 млн комсомольцев, студентов и школьников.

По данным статистики, 92% призывников 1940 года имели звание «Ворошиловский стрелок» и соответствующий значок. Комплексные программы подго-

товки значкистов «Ворошиловский стрелок» включали в себя элементы строевой, тактической и физической подготовки. Каждый «Ворошиловский стрелок» должен был сдать нормы ГТО. С середины 1930-х годов важной формой массовой военной подготовки стали лагеря ОСОАВИА-ХИМА. В результате перестройки военной подготовки населения к началу 1941 года в ОСОАВИ-АХИМЕ действовало 156 тысяч групп, 26,7 тысяч команд и 3500 отрядов, в которых обучались более 2~<600 000 человек.

К сожалению подобный опыт был отрицательно использован украинскими националистами для подготовки радикально настроенной молодёжи в последнее десятилетие в бесплатных летних лагерях в семи областях Украины (Киевской, Харьковской, Черниговской, Черкасской, Запорожской, Днепропетровской и на Закарпатье).

Причём сопровождалась такая подготовка идейной «накачкой» подростков, которые впоследствии пополнили ряды частей ВСУ.

В отечественной системе образования огневая подготовка в рамках ОБЖ, как правило, упрощается. В планах проведения военно-спортивной игры «Зарница» для школьников 5-11 классов станция «Огневая подготовка» -это неполная разборка автомата

и сборка после неполной разборки. Потому что организация стрельбы даже из пневматической винтовки требует более высокого уровня требований безопасности для окружающих и дополнительных затрат на материально-техническое обеспечение. То же самое происходит в подготовке оказания первой помощи, где основа обучения - теоретические знания об остановке кровотечений и иммобилизации при травмах.

Руководящими документами Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ определено, что за военные сборы в 10 классе отвечают руководители образовательных учреждений, а местные военкоматы помогают в организации их проведения на территории воинских частей. Продолжительность учебных сборов - 5 дней, в которые входит обучение длительностью 35 учебных часов. Безусловно такие занятия несут положительную нагрузку, но каков их реальный результат в отличие от отчётов и докладов, если на огневую подготовку из 35 часов отводится только 5 часов, а в последние 2 года из-за ограничений, введённых из-за корона-вируса, сборы вообще проходят дистанционно?

Профессорско-преподавательский состав циклов общевоенных дисциплин воен-

но-учебных центров составляют в основном офицеры запаса ВС или других силовых структур РФ. Обучение огневой подготовке они, как правило, осуществляют по методикам и опыту, полученному на предыдущем месте службы. Мотивация преподавателей на использование ЭСТ (электронных стрелковых тренажёров) достаточно низкая, так как им удобнее проводить занятия «по старинке». Применение стрелкового тренажёра требует от преподавателя знаний правил его эксплуатации, быстрого восстановления его работоспособности при проведении занятия, разработки и умелого использования методики обучения, и, наконец, образцового выполнения отрабатываемых упражнений (см. рис. 2). В связи с этим руководителям различного звена военных учебных центров целесообразно выявлять активных преподавателей, способных овладеть вышеуказанными навыками и на их примере мотивировать остальной профессорско-преподавательский состав к профессиональному росту.

Поэтому в современных условиях необходимо повышать квалификацию преподавательского состава для умелого применения ЭСТ и совершенствования личных навыков выполнения упражнений

стрельб с элементами скоростной стрельбы.

Учебно-материальная база

занятий зависит от возможностей вуза, так как централизованного обеспечения тренажёрами от МО РФ нет. В гражданских вузах, за редким исключением, отсутствуют полигоны, огневые городки, тактические поля, в связи с чем практические занятия по огневой подготовке в основном проводятся в период проведения учебного сбора на базе воинской части. Но учебного времени на учебном сборе для получения устойчивых навыков в обращении с оружием, овладении приёмами и правилами стрельбы, как правило, не хватает.

Пример. В ВУЦ при МГЛУ в период учебного сбора запланировано 18 часов практических занятий по огневой подготовке, из них 6 - на выполнение упражнений стрельб. При интенсификации обучения и развёртывании максимального количества учебных мест и учебных точек можно добиться удовлетворительного результата только при условии наличия учебного и боевого оружия на всех обучающихся, подготовки руководителей учебных мест и задействования максимального количества элементов учебно-материальной базы. Увеличение часов занятий по огневой подготовке

возможно только за счёт других общевоенных и тактико-специальных дисциплин, что педагогически неправильно. Возможный выход -включение в программу военной подготовки студентов, обучающихся в ВУЦ, дополнительных учебных сборов для прохождения общевойсковой подготовки.

Вышеуказанные недостатки частично можно устранить использованием ЭСТ, приобретение которых целиком зависит от возможностей вуза. Преподаватели ВУЦ МГЛУ используют для проведения занятий ЭСТ «БОЕЦ-2.1.6».

Методика проведения занятий фактически определяется профессиональным умением преподавателя направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие навыков огневой подготовки. Из-за отсутствия возможности работать на полигонах и учебно-тренировочных центрах с боевым оружием на занятиях в ВУЦ МГЛУ изучается материальная часть стрелкового оружия и отрабатываются нормативы по огневой подготовке. Наличие массогабаритных макетов автоматов АК-74М и пулемётов РПК-74М в ВУЦ МГЛУ позволяет эффективно их использовать для тренировок в процессе обучения. Выполнение упражнений стрельб из боевого оружия и огневые трени-

Знание правил эксплуатации ЭСТ

Разработка и применение методики обучения

работоспособности ЭСТ в процессе занятия

Образцовое выполнение отрабаты ваемых упражнений

Рис. 2. Необходимые навыки преподавателя для использования электронных стрелковых тренажёров на занятиях

ровки проходят в период учебного сбора на базе воинской части. Для поддержания навыка производства выстрела в период после и до проведения учебного сбора должны использоваться ЭСТ.

Непременным условием применения ЭСТ в обучении являются мотивация педагога в их использовании и достижение необходимого результата при тренировке обучающимся. Применение тренажёра не должно ограничиваться учебным временем. Необходимо осуществлять контролируемый доступ для должностных лиц ВУЦ (преподаватели, командиры взводов, командиры отделений) к ЭСТ в часы проведения самостоятельной работы, на переменах, в том числе и в «невоенные» дни. Одним из методов повышения мотивации обучающихся к изучению огневой подготовки является проведение соревнований среди обучающихся по выполнению упражнений стрельб из программы ЭСТ. Положительным примером является участие в таких соревнованиях преподавателей общевоенных дисциплин. Такие соревнования побуждают обучающихся совершенствовать свои навыки, стремиться к лучшим результатам своих товарищей и наставников.

Пример. Применение стрелкового тренажёра «Боец-2.1.6» для повышения навыка производства выстрела вне лимита учебного времени, отводимого для изучения дисциплины «Огневая подготовка», в военно-научной секции (ВНС) «Меткий выстрел» показало, что из 100%о привлекаемых обучающихся начальные навыки производства выстрела только за три занятия получили 72% студентов, динамику повышения результатов и кучность стрельбы продемонстрировали 63% (см. рис. 3). Тренировки проходили из положения стоя с упора и стоя. Практические тренировки сопровождались теоретическим изучением производства

Рис. 3. Электронный стрелковый тренажёр «Боец-2.1.6»

выстрела (исходные установки для стрельбы, прикладка оружия, прицеливание, управление дыханием, нажатие на спусковой крючок, удержание оружия во время стрельбы). В процессе тренировок 9% обучающихся попытались сменить удержание оружия правого плеча на левое, а один курсант впоследствии всегда производил выстрел с упором в левое плечо и прицеливание левым глазом). Особый интерес вызывают «дерби» лучшего стрелка из группы обучающихся с преподавателем, в результате которого обучающиеся часто побеждают.

Конечно, использование ЭСТ не может решить все проблемные вопросы, связанные с обучением огневой подготовке студентов ВУЦ, и ни в коем случае не может заменить выполнение упражнений стрельб боевыми патронами.

Разумная интеграция данного направления в процесс обучения способствует выходу на новый уровень решения поставленных задач как перед обучающимися, так и перед преподавателями. В результате проведённой работы те обучающиеся, которые занимались в военно-научной секции, легче адаптировались к занятиям по огневой подготовке в процессе учебного сбора на базе воинской части. Особенно актуальна такая форма работы для курсантов-женщин ВУЦ, не привлекаемых на учебный сбор по объективным обстоятельствам.

Руководящие документы и литература, определяющие методику огневой подготовки, в настоящее время не систематизированы. Учебно-методическое пособие «Огневая подготовка мотострелковых подразделений» 1988 года содержит полезную и научно обоснованную информацию, но в целом устарело.

Курс стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков Сухопутных войск ВС РФ 2019 года и Методика подготовки и выполнения упражнений с элементами практической стрельбы 2018 года содержат необходимые изменения, но в основном определяют организацию и порядок выполнения упражнений стрельб из стрелкового оружия. Особый интерес в рамках рассматриваемого проблемного вопроса представляет собой учебно-методическое пособие «Огневая подготовка» для обучения военнослужащих ВС РФ скоростной стрельбе из индивидуального оружия, разработанное коллективом авторов Центра специальной подготовки «Полигон» (г. Челябинск) и кафедры военно-технических дисциплин Военного института физической культуры (г. Санкт- Петербург) на основе издания А. И. Петрова «Скоростная стрельба из индивидуального стрелкового оружия». Первый раздел пособия посвящён методике обучения удержанию

Рис. 4. Результаты тренировок на электронном стрелковом тренажёре «Боец-2.1.6» курсантов ВУЦ МГЛУ

индивидуального оружия (автомат, пистолет) при стрельбе в процессе его выхватывания, вскидывания при первом выстреле, перезаряжании, в движении, при перемещении и т.д. (см. рис. 4).

Но, к сожалению, массового распространения в виде печатного издания среди вузов МО РФ и военных учебных центров при гражданских вузах данное пособие не получило из-за различных объективных и субъективных факторов.

Термины «Скоростная стрельба», «Практическая стрельба» и «Тактическая стрельба» научного обоснования для проведения боевой подготовки пока не получили. В результате параллельно в учебно-тренировочных центрах МО РФ существуют и проходят апробацию иногда принципиально различные методики обучения.

Единая методика базового (начального) обучения изготовке к стрельбе, удержанию и перезаряжанию оружия, производству выстрела Главным управлением боевой подготовки СВ ВС РФ не определена. Учебники и учебные пособия, позволяющие единообразно и системно готовить обучающихся в комплексе «Изготовка к стрельбе - Удержание оружия -Заряжание и перезаряжание ору- Производство выстрела», отсутствуют. А в современной скоростной стрельбе добавилась необходимость уметь быстро возвращать оружие на линию прицеливания после выстрела.

Поэтому обучение огневой подготовке не только в ВУЦ, но и в военных вузах проводится по частным методикам, разработанным наиболее активными преподавателями кафедр и циклов, учитывая современный опыт боевых действий. При этом очень важно, чтобы начальники ВУЦ относились к выполнению упражнений стрельб студентами по принципу «Лучше меньше да лучше», а не по принципу «Основная задача стрельб - без происшествий».

Выводы:

1. В современных условиях необходимо совершенствовать уровень огневой подготовки будущих военнослужащих запаса ВС РФ. При этом в боевой подготовке ВС РФ необходима глубокая реформа, обусловленная единой системой подготовки, охватывающей все этапы жизни военнообязанных граждан России от обучения допризывной молодёжи до поддержания на должном уровне общевоенных навыков военнослужащих запаса.

2. Необходимо повышать квалификацию преподавателей общевоенных дисциплин и методику обучения для того, чтобы обучать студентов тому, что «надо на войне».

3. Для повышения эффективности обучения огневой подготовке и мотивации обучающихся к овладению навыком производства выстрела в военных учебных центрах рекомендуется использовать электронные стрелковые тренажёры с последующей реализацией полученных навыков при выполнении упражнений стрельб в учебно-тренировочных центрах и полигонах.

4. Следует максимально эффективно использовать учебные часы занятий и учебно-материальную базу ВУЦ для совершенствования навыков обращения с оружием.

5. Целесообразно проведение сборов и военно-научных конферен-

ций с профессорско-преподавательским составом военных учебных центров (в масштабе субъектов РФ) с подготовкой «родственных» ВУС по совершенствованию методики преподавания общевоенных и тактико-специальных дисциплин с учётом современного опыта ведения боевых действий подразделениями ВС РФ. Авторы считают, что будущее за комплексными занятиями, в ходе которых на фоне тактической обстановки, соответствующей военно-учётной специальности, обучающиеся будут выполнять упражнения стрельб с отработкой навыков оказания первой помощи из курса базовой подготовки по тактической медицине.

6. Необходимо научное обоснование и введение терминов «Практическая стрельба», «Скоростная стрельба», «Тактическая стрельба» в военную науку. Актуально издание учебного и учебно-методического пособия по заказу Министерства обороны РФ, раскрывающего базовый уровень скоростной (тактической) стрельбы для использования его материалов для обучения курсантов военных вузов и военных учебных центров.

7. Требуются изменения на федеральном уровне по организации допризывной подготовки школьников с учётом социально-психологического портрета современного подростка - гражданина РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.