Научная статья на тему 'Педагогический анализ практики обучения курсантов военных вузов стрельбе из личного оружия'

Педагогический анализ практики обучения курсантов военных вузов стрельбе из личного оружия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СТРЕЛЬБЕ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ЛИЧНОЕ ОРУЖИЕ / КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федак Евгений Иосифович, Падурин Денис Федорович

В статье проводиться анализ процесса обучения курсантов военных вузов стрельбе из личного оружия. Установлено, что освоение знаний, формирование умений и навыков обращения с оружием в военных вузах условно осуществляется в три этапа: первый (начальный) в рамках общевоенной подготовки до принятия военной присяги; второй (основной) на первом-третьем курсах обучения, где формируется «базовый» уровень огневой подготовленности, необходимый для выполнения огневых задач в составе взвода; третий (сопроводительный) на четвертом и пятом курсах, где совершенствуется индивидуальная огневая выучка и формируется способность в выполнении огневых задач в составе подразделения. Несмотря на достаточно структурированную систему огневой подготовки, в военных вузах выявлены особенности обучения, обуславливающие противоречия: субъектно-познавательного характера (между требованиями к уровню огневых способностей обучающихся и уровнем их познавательных возможностей осваивать в установленное время необходимый объём учебной информации и действий); организационно-методического характера (между групповой формой организации учебно-тренировочных занятий по огневой подготовке и необходимостью индивидуального подхода в обучении стрельбе отстающих и наиболее подготовленных курсантов) и квалификационного характера (между требованиями к эффективности педагогической деятельности и уровнем квалификации преподавательского состава кафедр). Авторы предполагают, что рост эффективности процесса обучения стрельбе из личного оружия будет возможен при оптимизации процесса огневой подготовки курсантов военных вузов на третьем (сопроводительном) этапе, за счет дифференциации обучения по уровню огневой выучки (низкий, достаточный, высокий) и комплексного применения методик, синтезирующих научный потенциал существующих педагогических технологий обучения и инновационных технических средств обучения стрельбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федак Евгений Иосифович, Падурин Денис Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический анализ практики обучения курсантов военных вузов стрельбе из личного оружия»

Педагогический анализ практики обучения курсантов военных вузов стрельбе из личного оружия

Федак Евгений Иосифович

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики

ФГКВОУ ВПО «Военный университет» МО РФ, fed-reab@mail.ru Падурин Денис Федорович

соискатель кафедры педагогики, ФГКВОУ ВПО «Военный университет» МО РФ, den.padurin@yandex.ru

В статье проводиться анализ процесса обучения курсантов военных вузов стрельбе из личного оружия. Установлено, что освоение знаний, формирование умений и навыков обращения с оружием в военных вузах условно осуществляется в три этапа: первый (начальный) - в рамках общевоенной подготовки до принятия военной присяги; второй (основной) - на первом-третьем курсах обучения, где формируется «базовый» уровень огневой подготовленности, необходимый для выполнения огневых задач в составе взвода; третий (сопроводительный) - на четвертом и пятом курсах, где совершенствуется индивидуальная огневая выучка и формируется способность в выполнении огневых задач в составе подразделения. Несмотря на достаточно структурированную систему огневой подготовки, в военных вузах выявлены особенности обучения, обуславливающие противоречия: субъектно-познавательного характера (между требованиями к уровню огневых способностей обучающихся и уровнем их познавательных возможностей осваивать в установленное время необходимый объём учебной информации и действий); организационно-методического характера (между групповой формой организации учебно-тренировочных занятий по огневой подготовке и необходимостью индивидуального подхода в обучении стрельбе отстающих и наиболее подготовленных курсантов) и квалификационного характера (между требованиями к эффективности педагогической деятельности и уровнем квалификации преподавательского состава кафедр). Авторы предполагают, что рост эффективности процесса обучения стрельбе из личного оружия будет возможен при оптимизации процесса огневой подготовки курсантов военных вузов на третьем (сопроводительном) этапе, за счет дифференциации обучения по уровню огневой выучки (низкий, достаточный, высокий) и комплексного применения методик, синтезирующих научный потенциал существующих педагогических технологий обучения и инновационных технических средств обучения стрельбе.

Ключевые слова: обучение стрельбе, огневая подготовка, личное оружие, курсанты военных вузов.

о с

00

Актуальность. Стрелковое оружие продолжает являться основным элементом боевой экипировки военнослужащего и представляет собой средство для ведения огня и поражения противника при решении локальных огневых задач. Практика использования и применения стрелкового оружия сегодня, связанна с защитой интересов страны и ее граждан от непрекращающихся террористических угроз со стороны радикально настроенных лиц и незаконных вооруженных формирований, в том числе и за пределами границ нашего государства. Исходя из этого, формирование устойчивых способностей в умелом и результативном применении боевых возможностей штатного оружия является важной педагогической задачей в профессиональном образовании военных кадров.

Фундамент огневой компетентности офицеров закладывается в военных вузах страны. Как свидетельствуют результаты исследований, уровень огневой подготовленности выпускников по итогам обучения в военных вузах позволяет выполнять поставленные перед ними служебные и боевые задачи. Стоит отметить, что начинающие офицеры уверено демонстрируют устойчивые умения и навыки в стрельбе из индивидуального и группового оружия, но вместе с тем, как показывает опыт проведения учебных стрельб, испытывают трудности в стрельбе из личного оружия1. В частности, одни офицеры показывают недостаточно устойчивые результаты в процессе стрельбы по мишеням при выполнении сложных упражнений (с места или в движении, когда время на стрельбу ограничено), другие, даже при стрельбе из статического положения (когда время на стрельбу достаточно для выполнения точного прицельного выстрел).

Подобное противоречие потребовало предметного изучения практики обучения курсантов военных вузов стрельбе из личного оружия, выявлению причин, снижающих эффективность исследуемого процесса.

Теоретическая разработанность. В конце прошлого и начале нынешнего века поиском педагогических решений проблемы совершенствования огневой подготовки в различных силовых ведомствах страны занимались А.А. Хвастунов, А.И. Щи-

1 Под личным оружием военнослужащего понимается штатное стрелковое оружие (как правило, пистолет), предназначенное для ведения огня и поражения противника на коротких расстояниях.

пин, В.А. Торопов, А.И. Агошков, И.В. Ураков и др. Проблемы формирования двигательных навыков и умений в стрельбе из боевого и спортивного оружия рассматривали Е.В. Варопаева, А.А. Саутин, Ю.Б. Ленева, А.Ф. Мачула и др. Вопросам эмоциональной и психологической устойчивости при применении оружия в различных условиях обстановки посвящены труды А.Н. Блеера, А.Ф. Скворцова, Д.С. Завирохина, Р.А. Солоницына и др. Проблемы совершенствования качества обучения и подготовки стрелков с применением технических средств обучения раскрываются в работах В.А. Ревенко, В.Н. Витольника, В.Н. Типушкина и др. Приемы практической стрельбы из пистолетов описаны российскими методистами А.И. Петровым и В.А. Крючиным.

Анализ работ, затрагивающих исследуемую проблематику, позволил установить, что процесс обучения стрельбе из личного оружия является достаточно трудоемким, сложным и специфичным и требует значительного ресурса времени на упражнения и тренировки [6]. Процесс обучения стрельбе из пистолета, в отличие от обучения стрельбе из автомата, пулемета либо винтовки, имеет ряд особенностей. Например, стрельба из пистолета осуществляется, как правило, из положения стоя и без упора, при этом оружие приходиться удерживать на вытянутой руке (руках), прилагая определенные физические усилия. Короткий ствол оружия требует более точного выполнения всех элементов техники производства выстрела, поскольку даже самое незначительное отклонение оси канала ствола, вызванное неточностью в прицеливании, отработке спуска курка с боевого взвода, ритме дыхания, тремором рук, приводит к промаху при выстреле.

Методика исследования. Методика решения задачи по выявлению причин, снижающих эффективность процесса обучения стрельбе из личного оружия курсантов военных вузов, была основана на системном анализе и опиралась на труды В.П. Давыдова [7], описывающие методологию подобных педагогических исследований. Исходя из этого: проведен анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций военного профиля; изучены требования, предъявляемые к уровню огневой подготовленности выпускников, рассмотрены формы и методы обучения стрельбе; изучены и проанализированы учебные программы дисциплин, осуществляющие огневую подготовку курсантов; определено состояние учебной и материально-технической базы. Такая методологическая последовательность исследования, а также анализ экспертных мнений позволили составить более полное представление о состоянии рассматриваемого процесса в реальной педагогической практике и выявить некоторые особенности, присущие процессу огневой подготовки курсантов в военных вузах. Исследование заявленной проблематики проводилось в военных вузах пограничного профиля.

Результаты исследования. Исследованием установлено, что обучение курсантов военных ву-

зов стрельбе из личного оружия организуется и проводится в рамках требований законодательной нормативной правовой базы [9, 10, 11, 12, 13], на основе наставлений и руководств по стрелковому делу [2] с использованием специальных и ведомственных дидактических источников [3, 4, 5, 8], и осуществляется по разработанным рабочим программам и тематическим планам изучения дисциплин, осуществляющих огневую подготовку.

Изучение и анализ руководящих документов, научной и методической литературы посвященной методике огневой подготовки, свидетельствует, что ее методами являются определенные способы и пути решения конкретной задачи по эффективному усвоению теоретических знаний, формированию на их основе практических умений и навыков в действиях с оружием. Исходя из этого, в качестве базовой основы методологического построения процесса огневой подготовки, принимается следующая последовательность обучения: вначале усвоение знаний о материальной части конкретного образца оружия и правил его эксплуатации, далее формирование умений и навыков в приемах стрельбы, а затем их практическое применение на практике, реализуемое в ходе выполнения упражнений учебных стрельб [7, С. 86].

Процесс обучения стрельбе в военных вузах имеет свою структуру, содержание, логику, методы и формы учебных и учебно-тренировочных занятий, опирается на общепедагогические принципы обучения и подготовку военных кадров. При этом учебно-тренировочный цикл обучения устанавливает следующие формы обучения - учебные занятия, тренировки (стрелковые и огневые) и стрельбы. Где, занятия по огневой подготовке являются формой обучения, при которой основным содержанием выступает сообщение обучающимся новой информации (о материальной части используемого оружия и его боевых возможностей и др.), а также изучения правил, приемов и действий, характерных для той или иной деятельности военнослужащих в составе подразделения. Тренировка (стрелковая, огневая) - это форма обучения, основным содержанием которой является многократное повторение обучающимися приемов и действий в целях приобретения, закрепления и совершенствования умений и навыков в действиях с оружием. Стрельбы - форма обучения, содержанием которой является закрепление и проверка выработанных на занятиях и тренировках умений и навыков, посредством практического самостоятельного ведения огня.

Оценка огневых способностей в процессе обучения осуществляется в результате контроля усвоения знаний (оценка теории) путем решения обучающимися тестов, письменных задач, проведением преподавателем бесед или опросов во время учебных занятий и в период проведения контрольных работ, зачетов и экзаменов. Контроль сформированных умений обращения с оружием осуществляется путем сдачи соответствующих нормативов по огневой подготовке, где проверке подлежит способность обучающегося за опреде-

со ^

0

сч

со

01

ленное время принимать изготовку для стрельбы, осуществлять разборку или сборку оружия, снаряжать магазин патронами. Контроль сформированных умений и навыков стрельбы (оценка практики) осуществляется в результате проведения стрельб, где оценка осуществляется по достигнутым результатам учебной практики стрельбы (количестве пораженных мишеней и достоинству (качеству) в них пробоин).

Дидактическими средствами в обучении стрельбе являются наставления и руководства по стрелковому делу, плакаты и стенды для изучения материальной части оружия, приемов и правил стрельбы, другие учебные, учебно-методические и наглядные пособия, одобренные к использованию в военном ведомстве. Материально-технической базой для качественной организации процесса огневой подготовки являются учебное оружие и боеприпасы, стрелковые тренажеры, командирские ящики (с приборами и приспособлениями для обучения приемам и правилам стрельбы) и прицельные станки. Учебная база предусматривает наличие в военном вузе оборудованных огневых городков, специализированных классов, классов стрелковых тренажеров, мест для чистки оружия и снаряжения магазинов, стрелковых тиров и стрельбищ.

Анализ практики обучения стрельбе в военном вузе

Обучение курсантов в военном вузе начинается с лагерного сбора (по-другому, курса молодого бойца) на котором, до принятия военной присяги, осуществляется общевоенная подготовка. Учебные занятия по огневой подготовке предусмотрены в объёме до 1 зачетной единицы. Программа общевоенной подготовки направлена обеспечить начальный уровень огневой выучки, который необходим для выполнения повседневных служебных и простых огневых задач. Далее, изучение других образцов оружия, состоящих на вооружении подразделений ВС РФ, основ и правил стрельбы, привитие умений и навыков в действиях с оружием и их совершенствование происходит в ходе плановых учебных занятий, в объёме зачетных единиц, установленных рабочим учебно-тематическим планом, отводимых на дисциплину.

Как показывает анализ рабочих программ и тематических планов, освоение новых тем завершается на третьем курсе, поскольку в процессе проводимых занятий, тренировок и стрельб с первого по третий курс, курсанты должны получить необходимый набор знаний, навыков и умений в действиях с оружием, а далее в рамках плановых и систематических занятий на четвертом и пятом курсах поддерживать их в устойчивом состоянии, вариативно применяя в решении различных огневых задач при выполнении разнообразных упражнений учебных стрельб (самостоятельно, в составе боевой пары и в составе подразделения).

Исходя из этого, получение и усвоение знаний, формирование умений и навыков обращения с оружием у курсантов военных вузов условно осуществляется в три этапа:

первый (начальный) - в рамках общевоенной подготовки до принятия военной присяги, где обучающиеся осваивают базовые знания и умения обращения с оружием, обеспечивающие «начальный» уровень огневой подготовленности, необходимый для выполнения служебных и простых огневых задач, свойственных для рядового солдата, вооруженного индивидуальным оружием;

второй (основной) - первый-третий курс обучения, в ходе которого курсанты военного вуза осваивают образцы оружия, состоящего на вооружении ВС РФ, основы и правила стрельбы, получают практику ведения огня и поражения целей в различных условиях. Данный этап нацелен на освоение новых знаний и формирование умений и навыков в действиях с оружием, обеспечивая «базовый» уровень огневой подготовленности, необходимый для выполнения огневых задач вооружением в составе взвода.

третий (сопроводительный) - четвертый-пятый курс, этап совершенствования индивидуальной огневой выучки в выполнении огневых задач в составе подразделения. Учебные занятия на данном этапе проводятся в форме огневых тренировок и стрельб на фоне усиленных физических нагрузок, закрепляя «базовый» и формируя «высокий» уровень огневой подготовленности выпускника военного вуза.

Обучение курсантов стрельбе из личного оружия осуществляется на втором этапе, а закрепление сформированных навыков и умений, предусматривается на выпускных курсах обучения.

Несмотря на достаточно структурированную систему огневой подготовки, анализ результатов учебных стрельб курсантов четвертого курса показывает, что более трети имеют неустойчивые показатели в стрельбе из личного оружия. В таких условиях «третий этап», предназначенный для закрепления и совершенствования сформированных умений и навыков, становится для таких курсантов бессмысленным, поскольку усложнение условий стрельбы не приводит к росту результата, а в последующем снижает мотивацию стрелка осваивать данный тип оружия.

Предметно исследуя практику обучения стрельбе курсантов военных вузов, выявлен ряд характерных особенностей, оказывающих влияние на качество огневой подготовки.

Во-первых, на учебных занятиях (на которых раскрываются ключевые вопросы техники производства выстрела, приемы и правила стрельбы), по объективным причинам (служба в наряде (карауле), подготовка к службе, выполнение административно-хозяйственных задач, командировки, отпуска, болезни) присутствует не весь личный состав учебных групп. При этом содержание учебных занятий, на которых отрабатываются ключевые действия в технике производства результативного выстрела, а также осуществляется формирование требуемых умений и навыков в действиях с личным оружием, отсутствующим на занятиях курсантам с помощью прочтения на самоподготовке учебной литературы, не восстановить.

Во-вторых, исходный уровень физических и интеллектуальных способностей курсантов в учебной группе, мотивационный настрой является разнообразным, некоторым курсантам достаточно учебного времени для освоения учебной программы, другим необходимо дополнительное время на изучение учебного материала, выполнение упражнений и тренировок с оружием для формирования и закрепления умений и навыков в действиях с ним.

В-третьих, численность учебных групп курсантских подразделений превышает двадцать и более человек, исходя из этого в огневой подготовке курсантов превалирует групповые (потоковые) формы обучения и ориентация преподавателей «на среднего» обучающегося. Учебные занятия со стрельбой проводится в составе смен (стрельба по командам руководителя стрельбы осуществляется одновременно сразу же несколькими стрелками), исключается возможность индивидуального подхода к отстающим и к наиболее подготовленным стрелкам. Фактически, из отведенного учебного времени на занятие со стрельбой, сама стрельба может осуществляться в рамках выполнения двух-трех серий упражнений стрельб и происходит в течение 5-10 минут, остальное время курсант находится в режиме ожидания своей очереди для стрельбы или дожидается ее общего окончания.

В-четвертых, ограничения в количестве боеприпасов для проведения учебных стрельб. Количество боеприпасов, планируемое для проведения учебных стрельб, является не всегда достаточным для качественного формирования и поддержания на высоком уровне умений и навыков в стрельбе. Практический опыт показывает, что ограничения в расходе боеприпасов при проведении занятий со стрельбой не всегда позволяют курсантам достигать целей обучения, то есть либо закреплять достигнутый результат путем повторной стрельбы, либо выполнять повторно стрельбу в случае неудовлетворительного результата для выявления и устранения ошибок в действиях с оружием.

В-пятых, уровень огневой подготовленности выпускников военных вузов напрямую зависит от квалификации преподавателей, осуществляющих их огневую подготовку. Существующие требования к аккредитации образовательных организаций, в том числе военного профиля, предполагают наличие ученых степеней и званий у профессорско-преподавательского состава кафедр военно-профессионального блока, что в последнее время стало ключевым в конкурсном отборе кандидатов на замещение вакантных должностей. Подобное положение дел приводит к тому, что преподавателями становятся офицеры, не всегда обладающие достаточным практическим и методическим опытом в вопросах обучения стрельбе из личного оружия.

Проведенный анализ военно-методической литературы позволил проанализировать имеющиеся и применяемые методики огневой подготовки. Установлено, что универсальных методик, позволяющих массово добиться высоких результатов у различных категорий обучающихся стрельбе, нет.

Известные методисты описывают личный опыт подготовки стрелков, а также предлагают применение различных приемов и способов для формирования требуемых в стрельбе умений и навыков, и убеждены, что высокого результата можно достичь лишь при индивидуальном подходе к каждому стрелку, творчески используя научный потенциал существующих технологий обучения и инновационные технические средства.

Заключение. Таким образом, анализ практики обучения курсантов военных вузов стрельбе из личного оружия свидетельствует, что исследуемому процессу присущи следующие противоречия:

- между требованиями к уровню огневых способностей обучающегося и уровнем его познавательных возможностей, не позволяющих в установленное время освоить необходимый объём знаний, сформировать требуемые умения и навыки в действиях с личным оружием для достижения высоких результатов в его применении и использовании;

- между групповой формой организации учебно-тренировочных занятий по огневой подготовке и необходимостью индивидуального подхода в обучении стрельбе как отстающих, так и наиболее подготовленных курсантов;

- между требованиями к эффективности педагогической деятельности и уровнем квалификации преподавательского состава кафедр, осуществляющих обучение курсантов стрельбе из личного оружия.

Признавая существующий опыт обучения стрельбе курсантов военных вузов, стоит отметить, что ресурсом повышения результативности в стрельбе из личного оружия может стать особая организация огневой подготовки на третьем (сопроводительном) этапе обучения, основанная на дифференциации обучения по уровню огневой выучки (низкий, достаточный и высокий), а также синтезе использования научного потенциала существующих педагогических технологий и современных технических инноваций, ускоряющих процессы формирования умений и навыков в действиях с личным оружием.

Литература

1. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. - М.: Логос, 2006. -128 с.

2. Наставление по стрелковому делу. Основы стрельбы из стрелкового оружия. - М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1970. - 176 с.

3. Огневая подготовка: учебник / под общ. ред. канд. юрид. наук Н.В. Румянцева. - Москва: ЦОКР МВД России, 2009. - 672 с.

4. Огневая подготовка: учебник / под ред. В.В. Забирана. - Москва: Граница, 2012.- 368 с.

5. Огневая подготовка: учебник / под редакцией В.Н. Миронченко. - Москва: Военное издательство, 2009 - 416 с.

6. Падурин, Д.Ф. Сущность и структура навыка стрельбы в огневой подготовке военнослужащих /

Д.Ф. Падурин, Ф.Д. Рассказов // Казанская наука. -Казань: Изд-во «Казанский Издательский Дом», 2016. - № 5. - С. 115-117.

7. Рассказов, Ф.Д. Педагогические особенности огневой подготовки подразделений, осуществляющих пограничную деятельность / Ф.Д. Рассказов, Д.Ф. Падурин // Мир науки, культуры, образования.

- 2016. - № 2 (57). - С.85-88.

8. Торопов, В.А. Огневая подготовка : учебник / В.А. Торопов. - Москва : Объединённая редакция МВД России, 2004. - 400 с.

9. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № З23-Ф3 от 21.11.2011 г.

10. Федеральный закон от 13 декабря 1996 года «Об оружии» № 150-ФЗ. - Москва : Омега-Л, 2015.

- 32 с.

11. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». - Москва : Омега-Л, 2016. - 64 с.

12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 -М: издательство «Омега-Л», 2017.-142 с.

13. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года «О полиции» №3-Ф3. - Москва : Питер, 2011. - 96 с.

Pedagogical analysis of military schools cadets training

practice of personal weapons shooting Fedak E.I., Padurin D.F.

Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

The article analyzes the process of training cadets of military high schools for firing from personal weapons. It is established that the mastering of knowledge, the formation of skills and skills in the use of weapons in military universities are conditionally carried out in three stages: the first (initial) - in the framework of the all-military training prior to the adoption of the military oath; the second (main) -in the first or third year of training, where the "base" level of fire preparedness is formed, which is necessary for performing fire missions being a part of the platoon; the third (accompanying) - in the fourth and fifth courses, where individual fire training is being improved and the ability to perform fire tasks being a part of the unit is being formed. Despite the rather structured system of fire training, the military institutions of higher education have revealed the peculiarities of training causing contradictions: subjective-cognitive character (between the requirements for the level of firing abilities of the cadets and the level of their cognitive abilities to master the necessary volume of educational information and actions at the set time); organizational-methodical character (between the group form of the organization of training exercises for fire practice and the need for an individual approach in training the lagging behind cadets and the most trained cadets) and the qualification character (between the requirements for the effectiveness of pedagogical activity and the level of qualification of the teaching staff of the departments).

The authors suggest that the increase in the effectiveness of the training process for firing from personal weapons will be possible with the optimization of the process of fire training of military cadets at the third (accompanying) stage, through the differentiation of training in the level of fire training (low, sufficient, high) and the integrated application of methods synthesizing scientific potential of existing pedagogical technologies of education and modern technical means and innovations.

Keywords: shooting training, fire training, personal weapons,

military cadets. References

1. Davydov, V.P. Metodologiya and technique of a psychology and

pedagogical research / Accusative Davydov, P.I. Obraztsov, A.I. Uman. - M.: Lagos, 2006. - 128 pages.

2. Manual on shooting business. Firing bases from small arms. -

M.: Military publishing house of the Ministry of Defence of the USSR, 1970. - 176 pages.

3. Fire preparation: the textbook / under a general edition a band.

ropwfl. N.V. Rumyantsev's sciences. - Moscow: TsOKR Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2009. - 672 pages.

4. Fire preparation: the textbook / under the editorship of V.V. Zabiran. - Moscow: Boundary, 2012. - 368 pages.

5. Fire preparation: the textbook / under V.N. Mironchenko's edition.

- Moscow: Military publishing house, 2009 - 416 pages.

6. Padurin, D.F. Sushchnost and structure of skill of firing in fire

preparation of servicemen / F. Padurin, F.D. Rasskazov//Kazan science. - Kazan: Kazan Publishing House publishing house,

2016. - No. 5. - Page 115-117.

7. Stories, F.D. Pedagogical features of fire preparation of the subdividings which are realizing boundary activities /

F.D. Rasskazov, D.F. Padurin//World of science, culture, education.

- 2016. - No. 2 (57). - Page 85-88.

8. Toropov, VA. Fire preparation: textbook/VA. Toropov. - Moscow:

Integrated editorial office Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2004. - 400 pages.

9. Federal law "About Bases of Protection of Public Health in the

Russian Federation" No. 323-FZ of 21.11.2011.

10. The federal law of December 13, 1996 "About weapon" No. 150-FZ. - Moscow: Omega-L, 2015. - 32 pages.

11. The federal law of March 28, 1998 No. 53-FZ "About a conscription and military service". - Moscow: Omega-L, 2016. -64 pages.

12. The federal law of December 29, 2012 "About education in the Russian Federation" No. 273-FZ-M: Omega-L publishing house,

2017.-142 pages.

13. The federal law of February 7, 2011 "About police" No. 3-FZ. -Moscow: ST. Petersburg, 2011. - 96 pages.

CO ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

СЧ

C9

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.