Научная статья на тему 'НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ'

НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В ИНСТИТУТАХ / СТУДЕНТЫ / АРМИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обыденников Геннадий Александрович, Добрянская Зинаида Ивановна, Звягинцева Елена Николаевна

Усиливающееся давление на нашу Родину, продвижение войск НАТО к непосредственным границам Российской Федерации, усиление политики конфронтации всё это приводит к мысли о готовности населения к защите своей Родины. Существует мнение, что за один год службы в армии невозможно качественно подготовить юношу к исполнению воинского долга. Данная статья рассматривает теоретические аспекты введения начальной военной подготовки в образовательное пространство вуза, изучает возможные проблемы, с которыми столкнётся данный процесс и намечает пути выхода из создавшейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обыденников Геннадий Александрович, Добрянская Зинаида Ивановна, Звягинцева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INITIAL MILITARY TRAINING AT UNIVERSITY: PROSPECTS AND PROBLEMS

The growing pressure on our Motherland, the advancement of NATO troops to the immediate borders of the Russian Federation, the intensification of the policy of confrontation - all this leads to the idea that the population is ready to defend their Motherland. There is an opinion that in one year of service in the army it is impossible to qualitatively prepare a young man for the performance of military duty. This article examines the theoretical aspects of the introduction of basic military training in the educational space of the university, studies the possible problems that this process will face and outlines ways out of this situation.

Текст научной работы на тему «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ»

Practical Conference with International Participation, Novosibirsk, pp. 85-92.

3. Kremneva, V.N. and Nepovinnykh, L.A. (2020), "Analysis of injuries during snowboarding: comparison and statistics", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 12-2 (51), pp. 175-178.

4. Kulikov, V.I., Belanova, A.S. and Kibko N.V. (2021), "Modeling and psychological characteristics of a successful person in snowboarding", Problems of humanitarian education in the aspect of new scientific paradigms : collection of materials of the IV All-Russian Distance Scientific and Practical Conference (with international participation), Makhachkala, pp. 194-197.

5. Lepekhina, S. Yu. and Tkach I. M. (2021), "Influence of snowboarding on human health and physical fitness", Social sciences and humanities in the context of the challenges of our time, materials of the All-Russian Scientific Conference, Komsomolsk-on-Amur, pp. 334- 336.

6. Markova, A. S. and Malyshkin S. A. (2021), "The evolution of the program of the sport of snowboarding at the Winter Olympics", Development of Modern Youth Science: Experience of Theoretical and Empirical Analysis : Collection of Articles of the II International Scientific and Practical Conference, Petrozavodsk, pp. 83-87.

7. Melentyeva, N. N. and Fedorova G.A. (2020), "Features of the method of teaching the technique of turning with body weight transfer when moving on a snowboard", Actual problems of physical culture, sports and tourism, Materials of the XIV International Scientific and Practical Conference dedicated to the 75th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War, Ufa, pp. 130-135.

8. Pitnyavko, E.A. and Kozyreva O.A. (2016), "Pedagogical conditions for optimal socialization and self-realization of students engaged in snowboarding", Modern scientific research and innovations, No, 4 (60). pp. 472-484.

9. Razumova, A.M. and Kolesnikova N. V. (2020), "The impact of snowboarding on the human body", Science-2020, No. 9 (45), pp. 50-54.

10. Samarin, D.N. (2019), "Foreign experience in training specialists in teaching skiing and snowboarding", Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University, No. 8 (141), pp. 87-92.

11. Rysakova, O.G., Mikhailova, I.V., Bakulina, E.D., and Bogdanova, V.A. (2021), "Social portrait and motivational preferences of an instructor in alpine skiing and snowboarding", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 25-34.

12. Tumanov, M.N. and Rysakova, O. G. (2021), "Influence of equipment on the development of skills during initial training in snowboarding", Physical education in the conditions of the modern educational process : a collection of materials of the national scientific and practical conference with international participation, Shuya, pp. 232-235.

13. Shirshova, A. A. and Shirshova, A.A. (2019), "Evaluation of the effectiveness of snowboarding distance technique", Actual problems ofphysical education, sports training and rehabilitation of various categories of the population of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug: collection of works, Khanty-Mansiysk, pp. 91-93.

Контактная информация: alio.nogina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 19.01.2023

УДК 37.035.7

НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И

ПРОБЛЕМЫ

Геннадий Александрович Обыденников, доцент, Зинаида Ивановна Добрянская,

старший преподаватель, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного Университета, Новокузнецк; Елена Николаевна Звягинцева, кандидат экономических наук, старший преподаватель, Кузбасский института ФСИН

России, Новокузнецк

Аннотация

Усиливающееся давление на нашу Родину, продвижение войск НАТО к непосредственным границам Российской Федерации, усиление политики конфронтации всё это приводит к мысли о готовности населения к защите своей Родины. Существует мнение, что за один год службы в армии

невозможно качественно подготовить юношу к исполнению воинского долга. Данная статья рассматривает теоретические аспекты введения начальной военной подготовки в образовательное пространство вуза, изучает возможные проблемы, с которыми столкнётся данный процесс и намечает пути выхода из создавшейся ситуации.

Ключевые слова: начальная военная подготовка, военная подготовка в институтах, студенты, армия, специальная военная операция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p349-352

INITIAL MILITARY TRAINING AT UNIVERSITY: PROSPECTS AND PROBLEMS

Gennady Alexandrovich Obydennikov, the docent, Zinaida Ivanovna Dobryanskaya, the senior teacher, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute, Kemerovo State University, Novokuznetsk; Elena Nikolaevna Zvyagintseva, the candidate of economic sciences, senior teacher, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk

Abstract

The growing pressure on our Motherland, the advancement of NATO troops to the immediate borders of the Russian Federation, the intensification of the policy of confrontation - all this leads to the idea that the population is ready to defend their Motherland. There is an opinion that in one year of service in the army it is impossible to qualitatively prepare a young man for the performance of military duty. This article examines the theoretical aspects of the introduction of basic military training in the educational space of the university, studies the possible problems that this process will face and outlines ways out of this situation.

Keywords. Basic military training, military training in institutes, students, army, Special Military Operation.

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие события в Мире, осуществление Специальной Военной Операции (СВО), нагнетание напряжённой обстановки у границ нашей Родины, остро ставит вопрос о необходимости возвращения в учебные планы Начальной Военной Подготовки (НВП). Этот вопрос является актуальным для нашей страны и его всё чаще задают на разных мероприятиях от региональных совещаний по вопросам образования, до различных ток-шоу идущих по телевидению. Законопроект о введении начальной военной подготовки в школу был внесён в Государственную Думу и одобрен. Планируется с 1 сентября 2023 года, ввести модуль НВП в ОБЖ, через внеурочную деятельность. Однако данное решение не снимает вопрос о целесообразности введения НВП именно в школах, может быть его лучше вводить на других ступенях образования, в частности в ВУЗах? В силу ряда причин, введение НВП в школьную программу, как это было в СССР и как предлагается сейчас не целесообразно по нескольким причинам.

Во-первых, в школах утрачена преемственная связь образования и военной подготовки. Во-вторых, большинство педагогов в современных школах - это женщины, а из мужчин, работающих в школах только единицы служили в армии и то на должностях рядового состава. В-третьих, отсутствие материальной базы, невозможности её создания в кратчайший срок, всё это свидетельствует не в пользу школьного образования. К тому же НВП в данный момент времени как раздел внеурочной деятельности и дополнительного образования осуществляет «Юнармия» - всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение.

Другое дело, внедрение НВП в образовательную практику вуза, где все эти вопросы можно быстро решить.

Цель исследования. Теоретическое обоснование введения НВП в образовательную практику вуза, выявление основных проблем и подбор путей их решения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Наличие НВП в учебной программе ВУЗа - вполне логично. Многие сотрудники ещё помнят времена, когда существовали военные кафедры при ВУЗах, которые осу-

ществляли подготовку офицеров запаса, в ВУЗах больше мужчин, по сравнению со школой, которые проходили службу в армии. В ВУЗах имеется и необходимая база для осуществления НВП, это различный аудиторный фонд, спортивные объекты, ТСО и квалифицированные преподаватели.

НВП во времена СССР состояла из следующих разделов: изучение воинских уставов, топографическая подготовка, медицинская подготовка, строевая подготовка, огневая подготовка, инженерная подготовка, тактическая подготовка и защита от оружия массового поражения. При разработке программы НВП можно оставить данные разделы, естественно модернизировав их содержание. Необходимо дополнить содержание НВП такими разделами как: психологическая подготовка, идеологическая подготовка, киберподготовка и изучение специфического раздела иностранного языка. Исходя из такого примерного содержания НВП основными проблемами реализации будут являться:

1. Отсутствие примерной учебной программы НВП;

2. Примерная программа НВП должна формировать компетенции близкие или тождественные компетенциям, формируемым у курсантов Министерства Обороны или Министерства Юстиции РФ.

3. Отсутствие учебного оружия, комнат хранения оружия (КХО), тиров в том числе тиров и стрельбищ из БРСО, что будет негативно сказываться на огневой подготовке;

4. Отсутствие противогазов и ОЗК, газоанализаторов и другого оборудования;

5. Малое количество специалистов по тактической, топографической и строевой подготовке;

6. Из-за диджитализации резко снизилось умение ориентироваться по топографическим картам, что также является большой проблемой;

7. При разработке программы НВП необходимо переориентировать физическую и медицинскую подготовки на «прикладную», «практикоориентированную». Это потребует изменения средств и методов такой подготовки.

Для решения обозначенных проблем необходима Всероссийская программа НВП. Данная программа должна строится на единых стандартах, с централизованным финансированием. Не должно быть разработки и финансирование программы НВП из регионального бюджета. Данное финансирование должно осуществляться траншем, возможно без участия непосредственных ВУЗов в закупке оборудования. Необходимо принять решение о взаимодействии ВУЗов с военкоматами. Служащие военкоматов, вполне могли бы проводить занятия по строевой, тактической, огневой и топографической подготовкам. В городах, где есть ведомственные ВУЗы, можно налаживать сотрудничество с ними и привлекать преподавателей и курсантов к занятиям. На занятиях необходимо широкое использование ТСО, что значительно повысит эффективность занятий. Курс необходимо осуществлять в разумных пределах на начальных этапах обучения, возможно включение данного курса в курсы по выбору.

ВЫВОДЫ

1. Для успешного внедрения НВП, необходимо создание единой программы для всех субъектов Российской Федерации. Для реализации данной программы необходимо Федеральное финансирование, лучше это делать через централизованные поставки готового оборудования непосредственно в ВУЗы.

2. Реализацию НВП необходимо производить на этапе профессионального образования, в нашем случае в ВУЗ, но можно и в рамках СПО. Обусловлено это тем, что данные учебные заведения более приспособлены к решению этой задачи.

3. Создание условий для реализации огневой подготовки: создание КХО, тиров, использование стрельбищ, под контролем надзорных органов.

4. Привлекать к реализации данной программы реальных практиков, которые владеют тактической, медицинской, топографической, огневой подготовкам. В учебных за-

ведениях целесообразно выделять соответствующий блок для НВП, в котором были бы всевозможные макеты, тренажёры, карты и другое необходимое оборудование.

Контактная информация: maxim-zv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.01.2023

УДК 796.85

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАРАТЭ В СПОРТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ КАТА

Юрий Леонидович Орлов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», г. Москва; Нгуен Тхи Лоан, преподаватель, Университет,

Винь, Вьетнам

Аннотация

Одним из важнейших компонентов планирования спортивной подготовки квалифицированных каратэистов, выступающих в спортивной дисциплине КАТА, является объективизация данных о содержании их соревновательной деятельности. Точное определение факторов, влияющих на результативность соревновательной деятельности в этой спортивной дисциплине, позволяет рассчитывать модельные характеристики, которые должны стать ориентирами и индикаторами эффективности при подготовке спортсменов к соревнованиям по КАТА.

Ключевые слова: каратэ, факторы, спортивная дисциплина КАТА, результативность соревновательной деятельности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p352-357

FACTORS AFFECTING THE EFFECTIVENESS OF COMPETITIVE ACTIVITY IN KARATE IN THE SPORTS DISCIPLINE OF KATA

Yuri Leonidovich Orlov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Russian University Sport (SCOLIPE), Moscow; Nguyen Thi Loan, the teacher, Vinh University, Vietnam

Abstract

One of the most important components of planning the sports training of qualified karate players performing in the sports discipline of KATA is the objectification of data on the content of their competitive activities. The precise determination of the factors affecting the effectiveness of competitive activity in this sports discipline will allow us to calculate model characteristics that should become benchmarks and indicators of effectiveness in preparing athletes for KATA competitions.

Keywords: karate, factors, KATA sports discipline, effectiveness of competitive activity.

ВВЕДЕНИЕ

Соревновательная деятельность в спортивной дисциплине КАТА характеризуется как опосредованная краткосрочная конфликтная деятельность, где нет прямого взаимодействия соперников, с субъективной системой определения победителя. Результативность в соревнованиях по КАТА может рассматриваться как сумма отдельных составляющих данной соревновательной деятельности, необходимых для достижения запланированного высокого результата, зависящего от уровня развития психических качеств каратэиста, его технической и специальной физической подготовленности.

Однако сам показанный результат не содержит информации о содержании выступления спортсмена и, следовательно, не позволяет выявить сильные и слабые аспекты различных сторон его подготовленности и наметить пути устранения найденных недостатков.

Для установления наиболее значимых показателей и тенденций соревновательной деятельности в спортивной дисциплине КАТА, проводимой по правилам соревнований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.