Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КАРАТЭИСТОВ 14-15 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ДИСЦИПЛИНЕ СИАЙ КАТА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КАРАТЭИСТОВ 14-15 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ДИСЦИПЛИНЕ СИАЙ КАТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАТЭИСТЫ-КАДЕТЫ / БЫСТРОТА / ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СИАЙ КАТА / СПОРТСМЕНЫ 14-15 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарагин Виктор Иванович, Амелина Екатерина Николаевна, Кириллова Наталья Владимировна, Калинин Александр Дементьевич

Актуальность исследования определяется тем, что в тренировочном процессе спортсменов-каратэистов, специализирующихся в дисциплине сиай ката на этапе совершенствования спортивного мастерства, недостаточно научно-методической литературы по проблемам формирования методических подходов, направленных на совершенствование специализированных умений каратэистов, обеспечивающих надежность и результативность выполнения ката при повышении конкуренции в соревновательной деятельности в современном каратэ WKF. Цель работы - обосновать эффективность вспомогательных упражнений для совершенствования и индивидуализации техники выполнения соревновательных ката спортсменами 14-15 лет. Задачи исследования: 1.Разработать и апробировать методику совершенствования специализированных умений каратэистов-кадетов 14-15 лет в дисциплине сиай ката. Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе СК «Тацудзин каратэ скул» в течение 3 месяцев. В педагогическом эксперименте приняли участие 20 спортсменов сиай ката. Разработанная методика совершенствования специализированных умений каратэистов-кадетов 14-15 лет в дисциплине сиай ката основывается на методе стимулирующих воздействий. Также применялся комплекс общих упражнений для развития быстроты у каратэистов-кадетов 14-15 лет. Анализ техники выполнения поворотов и прямолинейных перемещений, а также быстроту технико-тактического действия оценивались посредством программного обеспечения «Coach's Eye». Результаты исследования. Разработанная методика способствует развитию быстроты, ловкости и координации. Максимальное относительное отклонение в ЭГ по сравнению с КГ наблюдается в тесте на скоростную выносливость мышц брюшного пресса - 33,73% (при р<0,05). В тесте в беге на 30 м относительное отклонение показателя ЭГ от показателя КГ составило 9,43% (при р<0,05). Выводы. Результаты эксперимента позволяют говорить о необходимости и эффективном совершенствовании быстроты выполнения специальной техники в возрасте у каратэистов 14-15 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шарагин Виктор Иванович, Амелина Екатерина Николаевна, Кириллова Наталья Владимировна, Калинин Александр Дементьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SPECIAL SKILLS OF 14-15 YEARS OLD KARATE PLAYERS SPECIALIZING AT THE SIAI KATA’S DISCIPLINE

The relevance of the study is determined by the fact that in the training process of karate athletes, specializing at the siai kata discipline on the stage of improving sportsmanship, there is not enough scientific and methodical literature on the problems of forming methodical approaches aimed at improving the specialized skills of karate players, ensuring reliability and performance of kata while increasing competition in competitive activities in modern karate WKF. The aim of the work is to justify the effectiveness of auxiliary exercises to improve and individualize the technique of performing competitive rides by 14-15 years old athletes. Research objectives: Develop and test the technique of improving the specialized skills of 14-15 years old karate cadets at the siai kata discipline. Methods and research organization. The study was conducted on the basis of Tatsuzir Karate Cheekbones for 3 months. 20 Siai kata athletes took part in the pedagogical experiment. The developed method of improving the specialized skills of the 14-15 years old karate cadets at the siai kata discipline is based on the method of stimulating influences. Also used a set of general exercises for the development of the 14-15 years old karate cadets speed. Analysis of the technique of making turns and direct movements, as well as the speed of technical and tactical action were evaluated through the "Coach's Eye" software. The results of the study. The developed technique contributes to the development of speed, agility and coordination. The maximum relative deviation in EG compared to CG is observed in the test for high-speed endurance of abdominal muscles - 33.73% (at p<0.05). In the 30 m test, the relative deviation of the EG from the KG indicator was 9.43% (at p<0.05). Conclusions. The results of the experiment allow us to talk about the need and effective improvement of the special equipment performance speed at the14-15 years old karate cadets.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КАРАТЭИСТОВ 14-15 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ДИСЦИПЛИНЕ СИАЙ КАТА»

Спорт. Медицина. - 2019. - № 3 (19). - С. 96-102.

5. Распространенность артериальной гипо- и гипертензии у студентов младших курсов РУДН / Л.Н. Коданева, Е.С. Кетлерова, С.Е. Гонсалес, М.В. Шаройко // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2018. - Т. 95, № 2-2. - С. 69-70.

6. Мякинченко, Е.М. Аэробика. Теория и методика проведения занятий : учебное пособие / под ред. Е.М. Мякинченко и М.П. Шестакова. - Москва : ТВТ Дивизион, 2006. - 123 с.

REFERENCES

1. Afonskaya, A.O. (2004), The effectiveness of the methodology for the formation of the basic techniques of health related aerobics among students in the process of physical education: dissertation, Tula.

2. Kodaneva, L.N. and Ketlerova, E.S. (2020), "Effect of just dance simulator practices on female students' physical fitness", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 78.

3. Kodaneva, L.N. and Ketlerova E.S. (2019), "Life style and attitude to health of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 152-156.

4. Kodaneva, L.N. and Ratkina, N.N. (2019), "The effect of different motor activities at pe lessons on myopia progression", Human. Sport. Medicine, Vol. 19, No. 3, pp. 96-102.

5. Kodaneva, L.N., Ketlerova, E.S., Gonsales, S.E. and Sharoiko, M.V. (2018), "Prevalence of arterial hypo- and hypertension among undergraduate students", Questions of balneology, physiotherapy and medical physical culture, Vol. 95, No. 2-2, pp. 69-70.

6. Myakinchenko, Е.М. and Sheatakov, M.P. (2006), Aerobics. Theory and methods of conducting classes: textbook, TVT Division, Moscow.

Контактная информация: budarnikov.a.a@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2020

УДК 796.853.26

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КАРАТЭИСТОВ 14-15 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ДИСЦИПЛИНЕ

СИАЙ КАТА

Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет; Екатерина Николаевна Амелина, старший преподаватель, Наталья Владимировна Кириллова, старший преподаватель, Московский архитектурный институт; Александр Дементьевич Калинин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, г. Москва

Аннотация

Актуальность исследования определяется тем, что в тренировочном процессе спортсменов-каратэистов, специализирующихся в дисциплине сиай ката на этапе совершенствования спортивного мастерства, недостаточно научно-методической литературы по проблемам формирования методических подходов, направленных на совершенствование специализированных умений каратэистов, обеспечивающих надежность и результативность выполнения ката при повышении конкуренции в соревновательной деятельности в современном каратэ WKF. Цель работы - обосновать эффективность вспомогательных упражнений для совершенствования и индивидуализации техники выполнения соревновательных ката спортсменами 14-15 лет. Задачи исследования: 1.Разработать и апробировать методику совершенствования специализированных умений каратэистов-кадетов 14-15 лет в дисциплине сиай ката. Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе СК «Тацудзин каратэ скул» в течение 3 месяцев. В педагогическом эксперименте приняли участие 20 спортсменов сиай ката. Разработанная методика совершенствования специализированных умений каратэистов-кадетов 14-15 лет в дисциплине сиай ката основывается на методе стимулирующих воздействий. Также применялся комплекс общих упражнений для развития быстроты у каратэистов-кадетов 14-15 лет. Анализ техники выполнения поворотов и прямолинейных перемещений, а также быстроту технико-тактического действия оценивались посред-

ством программного обеспечения «Coach's Eye». Результаты исследования. Разработанная методика способствует развитию быстроты, ловкости и координации. Максимальное относительное отклонение в ЭГ по сравнению с КГ наблюдается в тесте на скоростную выносливость мышц брюшного пресса - 33,73% (при р<0,05). В тесте в беге на 30 м относительное отклонение показателя ЭГ от показателя КГ составило 9,43% (при р<0,05). Выводы. Результаты эксперимента позволяют говорить о необходимости и эффективном совершенствовании быстроты выполнения специальной техники в возрасте у каратэистов 14-15 лет.

Ключевые слова: каратэисты-кадеты, быстрота, темпо-ритмические характеристики, сиай ката, спортсмены 14-15 лет.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p558-563

IMPROVING THE SPECIAL SKILLS OF 14-15 YEARS OLD KARATE PLAYERS SPECIALIZING AT THE SIAI KATA'S DISCIPLINE

Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military sciences, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Ekaterina Nikolaevna Amelina, the senior teacher, Natalya Vladimirovna Kirillova, the senior teacher, Moscow Architectural Institute, Moscow; Alexander Dementievich Kalinin, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Pirogov National Research Medical University, Moscow

Abstract

The relevance of the study is determined by the fact that in the training process of karate athletes, specializing at the siai kata discipline on the stage of improving sportsmanship, there is not enough scientific and methodical literature on the problems of forming methodical approaches aimed at improving the specialized skills of karate players, ensuring reliability and performance of kata while increasing competition in competitive activities in modern karate WKF. The aim of the work is to justify the effectiveness of auxiliary exercises to improve and individualize the technique of performing competitive rides by 14-15 years old athletes. Research objectives: Develop and test the technique of improving the specialized skills of 14-15 years old karate cadets at the siai kata discipline. Methods and research organization. The study was conducted on the basis of Tatsuzir Karate Cheekbones for 3 months. 20 Siai kata athletes took part in the pedagogical experiment. The developed method of improving the specialized skills of the 14-15 years old karate cadets at the siai kata discipline is based on the method of stimulating influences. Also used a set of general exercises for the development of the 14-15 years old karate cadets speed. Analysis of the technique of making turns and direct movements, as well as the speed of technical and tactical action were evaluated through the "Coach's Eye" software. The results of the study. The developed technique contributes to the development of speed, agility and coordination. The maximum relative deviation in EG compared to CG is observed in the test for high-speed endurance of abdominal muscles - 33.73% (at p<0.05). In the 30 m test, the relative deviation of the EG from the KG indicator was 9.43% (at p<0.05). Conclusions. The results of the experiment allow us to talk about the need and effective improvement of the special equipment performance speed at the14-15 years old karate cadets.

Keywords: karate cadets, speed skills, temper-rhythmic characteristics, siai kata, 14-15 years old athletes.

ВВЕДЕНИЕ

В возрасте 14-15 лет у занимающихся сиай ката наиболее рационально приступать к совершенствованию скоростно-силовых способностей и умений каратэистов-кадетов [1, 2]. Баланс спортсмена и сохранение равновесия при поворотах очень важны. В большинстве случаев, потеря баланса идёт как раз за счёт быстрых перемещений и поворотов [5].

На сегодняшний момент основными методами развития быстроты перемещений и поворотов для каратэистов 14-15 лет чаще других используют: повторный, равномерный, круговой, контрольный, соревновательный, а средствами для развития быстроты перемещений и поворотов являются упражнения, которые совершенствуют регуляторную ЦНС и повышают координационные способности занимающихся [3, 5, 6].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент продолжался в течение 3 месяцев с декабря 2019 года по февраль 2020 года. В эксперименте приняли участие 20 каратэистов 14-15 лет, специализирующихся в дисциплине сиай ката. В начале эксперимента проводилось тестирование с целью определения исходного уровня физической подготовленности каратэистов в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах. Далее проведено тестирование с помощью специализированного ПО «Coach's Eye». По результатам теста в беге на 30 м, спортсмены были разделены на две группы - КГ и ЭГ, группы спортсменов были равнозначны и имели в своем составе по 5 «быстрых» и 5 «медленных» спортсменов.

Занятия проводились 5 раз в неделю по полтора часа. Спортсмены КГ занималась по стандартной программе первого года обучения этапа совершенствования спортивного мастерства. Содержание занятий было направлено на улучшение показателей ОФП и СФП.

Спортсмены ЭГ тренировались по той же программе, но в тренировочные занятия были включены упражнения, ориентированные на повышение скоростно-силовых качеств спортсменов и технику выполнения ката.

В конце эксперимента было проведено контрольное тестирование для оценки динамики специальных умений и показателей скоростно-силовых качеств каратэистов. Результаты исследования обрабатывались методом математико-статистической с применением стандартного пакета Microsoft Excel 2019. Сопоставление тестовых показателей подготовленности каратэистов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента осуществлялось посредством t-критерия Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Педагогическое тестирование применялось для определения уровня физической подготовленности спортсменов-катистов 14-15 лет, а также для оценки умений и навыков, способствующих специализированному проявлению быстроты в ходе обучения (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности ЭГ (n = 10) и КГ (n = 10) до и после педагогического эксперимента_

Показатели Группы Период эксперимента

констатирующий контрольный

Х G А, % t Р Х G А, % t Р

Бег 30 м, с ЭГ 5,3 1,2 1,85 0,15 >0,05 4,8 1,1 9,43 1,10 >0,05

КГ 5,4 1,6 5,3 0,8

Челночный бег 3 по 10 м, с ЭГ 7,5 1,3 1,35 0,18 >0,05 6,9 1,3 5,48 0,58 >0,05

КГ 7,4 1,1 7,3 1,6

Прыжок в длину с места, см ЭГ 192,3 2,6 0,79 1,25 >0,05 207,3 1,8 6,91 14,14 <0,05

КГ 190,8 2,5 193,9 2,2

«Складывание» в группировку за 20 с, кол-во раз ЭГ 16,5 1,2 1,23 0,30 >0,05 22,6 1,5 33,73 8,61 <0,05

КГ 16,3 1,6 16,9 1,3

Сгибание и разгибание рук в положении «упор лежа» на полу, кол-во раз ЭГ 47,3 2,3 4,65 1,60 >0,05 56,6 3,6 13,65 4,89 <0,05

КГ 45,2 3,2 49,8 2,1

Как следует из проведенного первоначального тестирования, в количественном соотношении показатели практически не отличаются. Межгрупповые различия относительных отклонений находятся в диапазоне от 0,79% до 4,65% при р>0,05.

Предварительное тестирование позволило сформировать группы занимающихся, равные по возможностям. Результаты тестирования с помощью ПО «Coach's Eye», полученные в ходе экспериментального исследования и проанализированные с помощью парного критерия t-Стьюдента для несвязных совокупностей, представлены в таблице 2. Как следует из таблицы 2, статистические различия между показателями поворотов и пере-

мещений между испытуемыми КГ и ЭГ были статистически незначимы (p>0,05).

Таблица 2 - Результаты тестирования, полученные с помощью с помощью ПО «Coach's Eye», полученные в ходе эксперимента_

Показатели Группы Период эксперимента

констатирующий контрольный

Х G А, % t Р Х G А, % t Р

Повороты из Ои-Дзуки в Дзэнуцу-Тачи Гэдан-Барай ЭГ 0,83 0,05 2,5 0,9 >0,05 0,62 0,05 -24,4 10,3 <0,05

КГ 0,81 0,04 0,82 0,03

Перемещение Ои-Дзуки ЭГ 0,85 0,07 1,2 0,3 >0,05 0,64 0,05 -21,0 7,2 <0,05

КГ 0,84 0,06 0,81 0,05

В ЭГ в занятия была включена методика совершенствования специализированных умений каратэистов 14-15 лет. В каждом тренировочном занятии применялись упражнения сопряженного воздействия на скоростные способности и совершенствование двигательных действий. Эксперимент проводился на протяжении трех месяцев. После экспериментального мезоцикла было проведено повторное тестирование быстроты реагирования спортсменов обеих групп. В таблице 3 представлено распределение временных затрат на формирование и совершенствование темпо-ритмических характеристик технических действий у каратэистов 14-15 лет в период экспериментальной апробации методики.

Таблица 3 - Распределение временных затрат на формирование и совершенствование темпо-ритмических характеристик технических действий у каратэистов 14-15 лет в период экспериментальной апробации методики_

Календарный период эксперимента (месяц, год) Кол-во ТД, дней Кол-во УТЗ, занятий Режим ТЗ Общее время ТЗ, час Время на применение упражнений с направленным воздействием на быстроту перемещений и поворотов

декабрь, 2019 20 20 5 раз в неделю по 135 мин. (3 академических часа) 2700 мин. или 45 ч 30% от общего времени ТЗ (13,5 ч)

январь, 2020 15 15 2025 мин или 33,8 ч 40% от общего времени ТЗ (13,4 ч)

февраль, 2020 20 20 2700 мин. или 45 ч 50% от общего времени ТЗ (22,5 ч)

Обозначение: ТД - тренировочный день; УТЗ - учебно-тренировочное занятие.

За основу в исследовании мы взяли метод стимулирующих воздействий [6]. Для использования этого метода применялся снаряд, который представляет собой гибкую бамбуковую палочку в мягкой оболочке (нарасибу). Этот метод мы использовали для стимуляции быстроты поворотов на 90°, 135°, 180°, 225°, 270° и на 360°.

После сигнала, подаваемых тренером, начинают производиться действия с определенной скоростью, тем самым стимулировалась выработка определенной скорости поворотов, адекватной скорости спортивного движения. Постепенно скорость увеличивалась, доводя скорость поворотов до максимума.

Также для развития быстроты у каратэистов-кадетов применялся комплекс общих упражнений:

1. Бег с ускорением 25-30 м.

2. Бег с изменением скорости и направления движения.

3. Бег с низкого и высокого старта - 15-20 м.

4. Рывки: скоростные движения на определённый сигнал.

5. Ловля брошенного предмета из положения боевой стойки, то же в передвижении.

6. Уход от брошенного мяча, - партнёр бросает мяч сзади в стенку.

7. Упражнения на быстроту реакции: вытянуть вперед руку с выпрямленной в вертикальной плоскости ладонью, а другой спортсмен держит за верхний конец линейку 30-40 см. Затем он неожиданно отпускает линейку, а партнер должен как можно быстрее

схватить ее. Упражнения выполняются в парах. Линейку держать таким образом, чтобы ее нижний конец был вровень с ребром ладони партнера (на расстоянии 1-2 см от нее). Предплечье должно оставаться неподвижным. Расстояние, которое линейка успела пролететь, будет характеризовать быстроту реакции.

После окончания эксперимента мы оценили показатели физической подготовленности спортсменов. Показатели в трех тестах из пяти являются статистически значимыми (таблица 1). Максимальное относительное отклонение в ЭГ по сравнению с КГ наблюдается в тесте на скоростную выносливость мышц брюшного пресса - 33,73% (при р<0,05). В тесте в беге на 30 м относительное отклонение показателя ЭГ от показателя КГ составило 9,43% (при р<0,05). Это говорит о том, что методика, примененная в ходе эксперимента, способствует развитию быстроты, ловкости и координации.

Относительные отклонения в среднем по ЭГ за период эксперимента имели положительную динамику. Статистическая значимость в показателях тестирования ЭГ до и после эксперимента прослеживается в 3 тестах из 5. Максимальное относительное отклонение в ЭГ за период эксперимента наблюдается в тесте на скоростную выносливость мышц брюшного пресса - 36,97% (при р<0,05). В тесте в беге на 30 м относительное отклонение показателя ЭГ до эксперимента (5,3 ± 1,2 с) по сравнению с показателем после эксперимента (4,8 ± 1,1 с) составляет 9,43% (при р>0,05).

По окончании эксперимента разница в показателях в ЭГ по сравнению с КГ стала статистически значимой (при р<0,05) (таблица 2). После эксперимента средние относительные отклонения по быстроте поворотов из Ои-Дзуки в Дзэнуцу-Тачи Гэдан-Барай улучшились в ЭГ на 24,4% по отношению к КГ (при р<0,05), а быстрота перемещений Ои-Дзуки в ЭГ стала лучше на 21,0%, чем в КГ (при р<0,05). В ЭГ время быстроты поворотов сократилось более чем на четверть (на 25,3%) (при р<0,05). До эксперимента данный показатель составлял 0,83 ± 0,05 (с), а после эксперимента 0,62 ± 0,05 (с) (при р < 0,05).

Таким образом, при анализе влияний на подготовленность КГ и ЭГ в конце эксперимента определено, что структуры двигательной подготовленности каратэистов принципиально различались, несмотря на имевшиеся заметные сходства. Этот факт дает основание полагать, что предложенная методика для совершенствования специальных умений и навыков каратэистов 14-15 лет эффективна, что нашло выражение в более высоком уровне развития быстроты и совершенствовании физических качеств у испытуемых ЭГ

[4].

ВЫВОДЫ

Методику совершенствования специализированных умений каратэистов-кадетов 14-15 лет в дисциплине сиай ката можно считать достаточно эффективной. Время быстроты перемещения в ЭГ сократилось достоверно значительно - на 24,7% (при р<0,05). До эксперимента данный показатель составлял 0,85±0,07 (с), после эксперимента 0,64±0,05 (с) (при р < 0,05). Быстрота поворотов в ЭГ улучшилась, сократившись по времени на 25,3% (при р<0,05).

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамишвили, ГА. Основные направления дифференцирования физического воспитания учащихся в общеобразовательном учебном заведении / Г.А. Абрамишвили, В.Ю. Карпов // Научный поиск. 2- 015. - № 1. - С. 67-0.

2. Исследование динамики показателей физической подготовленности мальчиков 12-13 лет в рамках школьной программы / В.Ю. Карпов, А.В. Еремин, А. Д. Калинин, Г.А. Абрамишвили // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 109-113.

3. Карпов, В.Ю. Детско-юношеский спорт в развитии физической культуры учащейся молодежи / В.Ю. Карпов, В.А. Голов // Физическая культура, спорт. - наука и практика. - 2008. № 3. - С. 9-11.

4. Комплекс ГТО: индивидуализация, доступность, критерии эффективности / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.А. Кудинов, А.В. Корнев // Теория и практика физической культуры. -2018. - № 5. - С. 59-61.

5. Ниязова Р.Р. Оценка уровня двигательной подготовленности в восточных единоборствах / Р.Р. Ниязова, Г.М. Хасанова // Молодой ученый. - 2016. - № 20. - С. 776- 779.

6. Орлов, Ю.Л. Специализированные средства и метод совершенствования быстроты атакующих действий руками в спортивном каратэ / Ю.Л. Орлов, Ж.А. Санауов // Теория и практика физической культуры. - 2019. - №10. - С. 92-94.

REFERENCES

1. Abramishvili, G.A. and Karpov, V.Yu. (2015), "The main directions of differentiation of physical training of pupils in general educational institution", Scientific search, No. 1, pp. 67-70.

2. Karpov V.Yu., Eremin M.V., Kalinin A.D., et al. (2015), "Research dynamics of physical fitness indicators of 12-13 years boys within the school program", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 109-113.

3. Karpov, V.Yu. and Golov, V.A. (2008), "Children and youth sport in development of physical culture of the studying youth", Physical culture, sport-science and practice, No. 3, pp. 9-11.

4. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Kudinov, A.A. and Kornev, A.V. (2018), "GTO-complex test: individualization, accessibility and efficiency criteria", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 59-61.

5. Niyazova, R.R. and Khasanova, G.M. (2016), "Assessment of the motor preparedness level in martial arts", Young scientist, No. 20, pp.776-779.

6. Orlov, Yu.L. and Sanauov, J.A. (2019), "Specialized means and method of improving the speed of attacking actions by hands in sports karate", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 92-94.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 19.11.2020

УДК 796.07

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ

МОРСКИХ ВУЗОВ

Елена Петровна Шарина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Анатольевна Москальонова, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Васильевна Ла-гутенко, старший преподаватель, Андрей Николаевич Моисеев, старший преподаватель, Павел Юрьевич Ваньков, ассистент, Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, г. Владивосток

Аннотация

Профессиональная деятельность моряков предъявляет высокие требования к состоянию их психофизического здоровья, что регламентируется Международной Конвенцией ПДНВ 78/95 о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. В настоящее время по ряду причин недостаточно обеспечивается должный уровень развития профессионально-прикладных физических качеств курсантов морских вузов. В статье рассматриваются вопросы, связанные с обоснованием функциональной подготовки будущих морских специалистов, ведь результатом функциональной подготовленности специалиста является оптимальное функционирование организма в целом. Авторами на основании проведенного исследования была обоснована эффективность применения комплексов упражнений с элементами функционального тренинга и кроссфита в повышении функционального состояния курсантов морского вуза.

Ключевые слова: морские курсанты, профессиональная деятельность, профессионально-прикладная физическая подготовка, функциональное совершенствование, функциональный тренинг, кроссфит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.