Научная статья на тему 'Учебная работа по начальной военной подготовке школьников (1968-1972 гг. ). Западная Сибирь'

Учебная работа по начальной военной подготовке школьников (1968-1972 гг. ). Западная Сибирь Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1340
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ РАБОТА / НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА / ШКОЛЬНИКИ / ACADEMIC STUDY / BASIC MILITARY TRAINING / PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепов Виктор Анатольевич

Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет советскую, рассчитанную на двухгодичный срок службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Однако качество подготовки граждан по основам военной службы осталось крайне низким [1]. Именно поэтому изучение результатов начальной военной подготовки школьной молодежи советского периода имеет большое значение для серьёзной модернизации ныне существующей малоэффективной системы допризывной подготовки молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic military training for school pupils (1968-1972) in West Siberia

Existing military training system for civilians in Russian Federation has similarities with Soviet system, based on 2 years of official military service, with modernized quantitative and qualitative elements suiting state needs. However, the quality of training on military basics is at its lowest level. Therefore, the study of basic military training of schools' pupils, in soviet times, carries great potentials of improvement for the insufficient system used today. In this article we use an example from an analysis on basic military training. Such military training is used by the West Siberian general education schools during a given period. Also, the article presents official legislative acts of the examined period; these acts explain the organizational aspects of basic military training and assessments used to evaluate such training. Presented information is supported with the links to the official archived original sources. The significance of this study is summarized as follows: for the first time author provides a comparative analysis on accepted by the Russian Federation concepts of military training for the period 2009-2020. This study has a theoretical and practical significance that may be used further for improvements on pre-military training system and future profession orientation amongst contracted military officers.

Текст научной работы на тему «Учебная работа по начальной военной подготовке школьников (1968-1972 гг. ). Западная Сибирь»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

УДК 37.035.7(571.1)(09)

В. Л. КУТЕПОВ

Омский государственный технический университет

УЧЕБНАЯ РАБОТА ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ (1968-1972 гг). ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ

Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет советскую, рассчитанную на двухгодичный срок службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Однако качество подготовки граждан по основам военной службы осталось крайне низким [1]. Именно поэтому изучение результатов начальной военной подготовки школьной молодежи советского периода имеет большое значение для серьёзной модернизации ныне существующей малоэффективной системы допризывной подготовки молодёжи.

Ключевые слова: учебная работа, начальная военная подготовка, школьники.

Несомненный интерес представляют для науки результаты исследования вопросов организации учебной и воспитательной работы при изучении НВП школьников в рассматриваемый период. И связано это прежде всего со следующим.

1. Школа в нашей стране является важнейшим учебно-воспитательным учреждением. Ни один человек её не минует. Основы миросозерцания, идеологии, нравственных устоев закладываются в школе. Фундамент последующей профессиональной и специальной подготовки закладывается в школе. Если нет этого фундамента, по-настоящему заложенного, трудно ждать успехов на последующих ступенях обучения. Школа выводит молодых людей на старт большой жизни [2].

2. В настоящее время война вновь стала средством проведения соответствующей политики (Югославия, Ирак, Афганистан, Южная Осетия). Идет активное противодействие укреплению России как одного из влиятельных центров многополярного мира.

Поэтому к призывной молодежи необходим новый подход: смена сознания молодых людей от воинской повинности к осознанной необходимости и приобщение приобретенной воинской специальности, как к источнику существования в гражданской жизни.

3. В условиях, когда служба в ВС РФ сократилась до года, вопрос о подготовке к армии стал особенно важным. Школьных часов предмета ОБЖ (раздела ОВС) явно недостаточно. И использование передового опыта советской школы в этом вопросе жизненно необходимо.

4. Анализ результатов начального военного обучения школьников Западной Сибири в рассматриваемый период показал, что общеобразовательные школы вносили существенный вклад в систему мероприятий по военно-профессиональной ориентации и подготовке молодежи к службе в ВС СССР. Эффективно решали важную задачу по начальному военному обучению и военно-патриотическому воспитанию учащихся — будущих воинов Советских Вооруженных сил [3].

5. Введение НВП, согласно постановлению Совета министров СССР от 29 апреля 1968 г. № 289 [4], предусматривалось постепенно, в течение 1968— 1972 годов согласно приложению к постановлению. При этом было определено Министерству обороны СССР, Министерству просвещения СССР, ЦК ДОСААФ СССР и начальнику Гражданской обороны СССР изучить, обобщить и широко использовать опыт организации НВП в 1968 — 1970 годах для развертывания военного обучения молодежи во всех школах в 1971 — 1972 годах. Использование передового опыта первого этапа и последующая корректировка учебной программы с учетом пожеланий и предложений военных руководителей и директоров школ дали положительный результат.

6. Более 80 процентов офицеров ВС СССР поступали в военные учебные заведения именно после окончания средней школы. И менее 20 процентов выпускников Суворовских и Нахимовских училищ, средних специальных учебных заведений, СПТУ, прапорщиков, военнослужащих, поступивших при прохождении или после увольнения со срочной службы. А ведь именно офицерский корпус был и остается костяком Вооруженных сил, организатором их строительства и развития, основным созидателем и гарантом поддержания на должном уровне боеготовности и боеспособности войск.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что средняя школа через начальную военную подготовку учащихся вносила значимый вклад в формирование гражданской позиции молодежи и практическую подготовку к службе в ВС СССР, формирование офицерского корпуса.

В соответствии с Законом СССР о всеобщей воинской обязанности от 12 октября 1967 г. [5] и постановлением Совета министров СССР от 29 апреля 1968 г. «О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи» определялись основные задачи обучения НВП и порядок организации учебного процесса.

Целью обучения начальной военной подготовке в СОШ было:

— обеспечить высокий уровень НВП с тем, чтобы молодежь в процессе обучения приобрела практические навыки в объеме одиночной подготовки солдата, освоила основы гражданской обороны и, будучи призванной в Вооруженные силы СССР, смогла в короткие сроки овладеть современным оружием и боевой техникой.

Для организации учебной работы в СОШ определялось:

— занятия по НВП, включая подготовку по гражданской обороне, проводить в общеобразовательных школах в 9 и 10 (11) классах;

— с девушками, учащимися общеобразовательных школ, занятия по основам военного дела и гражданской обороне проводить в учебные часы, отводимые на НВП, совместно с юношами, а по программе подготовки санитарных дружинниц — отдельно. В этих целях предусматривать деление классов на группы юношей и девушек;

— установить, что на начальную военную подготовку молодежи отводится 140 часов, включая 35 часов, которые были ранее отведены на изучение курса гражданской обороны в школах;

— широко практиковать проведение тактических занятий, военизированных походов и игр в военноспортивных и оздоровительных лагерях;

— в связи с введением НВП увеличить максимальное количество обязательных часов, предусмотренных в учебных планах, в 9 и 10 (11) классах общеобразовательных школ на два часа в неделю;

— ввести в штат средних общеобразовательных школ должность военного руководителя.

На указанную должность назначался, как правило, офицер запаса, имеющий высшее или среднее военное образование. Для проведения занятий по НВП с юношами привлекались нештатные специалисты, учителя (преподаватели). Для проведения занятий с девушками, обучающимися по программе подготовки санитарных дружинниц (а с 1975 года в новой программе НВП молодежи «Медико-санитарная (военно-медицинская) подготовка»), привлекались медицинские работники, а также учителя (преподаватели), прошедшие обучение по программе медицинских сестер запаса;

— в министерствах и ведомствах СССР, в ведении которых находились СОШ, вводилась должность инспектора по организации НВП молодежи и контроля за этой подготовкой.

Программа начальной военной подготовки 1968 г. [6] в последующие годы переиздается 5 раз, в неё включаются новые разделы военной подготовки, углубляются и обновляются военно-технические сведения о вооружении и военной технике, воспитательные аспекты.

В общих методических рекомендациях по планированию и проведению занятий по начальной военной подготовке определялось [7]:

— уроки по начальной военной подготовке включаются в общешкольное расписание учебных занятий по 2 часа в неделю и планируются в тесной связи с другими общеобразовательными предметами: обществоведением, химией, физикой, историей, математикой, физическим воспитанием и трудовым политехническим практикумом;

— директор школы отвечает за организацию начальной военной подготовки. Ему разрешается по согласованию с военным комиссариатом в отдельных случаях вносить изменения в последовательность прохождения отдельных тем программы в зависимости от местных условий, при этом не допускает-

ся сокращение времени и объема содержания занятий;

— занятия по начальной военной подготовке проводятся, как правило, одночасовые (45 минут), но могут быть двухчасовые (сдвоенные) и большей продолжительности. Двухчасовые (и большей продолжительности) занятия планируются в отдельных случаях по тактической подготовке, отработке приемов стрельбы и стрельбе из стрелкового оружия, а также по гражданской обороне и военной топографии на местности;

— в целях обеспечения более организованного проведения занятий и привития учащимся практических навыков в выполнении требований уставов каждый класс, учебная группа именуются взводами и делятся на три (четыре) отделения. Из числа учащихся (юношей и девушек (девушки назначаются командирами отделений в отделениях состоящих из девушек)) приказом директора учебного заведения назначаются командиры взводов и отделений.

Для закрепления знаний и навыков на завершающем этапе обучения по начальной военной подготовке с юношами 10-х классов проводились 5-дневные (30 часов) полевые занятия (сборы) в марте — мае с учетом климатических условий.

Эти полевые занятия проводились путем сбора юношей 10 классов одновременно всех или нескольких школ района (города) на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей или на базе шефствующих воинских частей. Допускалось проведение и путем сбора или ежедневных выходов (выездов) юношей каждой школы в поле на стрельбище.

Время и место проведения полевых занятий с юношами, а также время проведения стрельб из автомата боевым патроном, посещение воинских частей (военно-учебных заведений) с целью ознакомления учащихся с боевой техникой, вооружением, с размещением, жизнью и бытом и учебой солдат определяли военные комиссариаты совместно с органами народного образования.

Учет и оценка успеваемости по начальной военной подготовке производятся на общих основаниях так же, как и по другим предметам, изучаемым в школе.

В аттестат о среднем образовании выставлялась общая оценка, которая выводилась из полученных учащимися оценок по начальной военной подготовке в 9 (10) и 10 (11) классах.

При неудовлетворительной оценке по начальной военной подготовке учащихся 9 классов в 10 класс не переводили, а выпускникам 10 классов аттестат о среднем образовании не выдавался.

Учащиеся, прошедшие курс начальной военной подготовки и имеющие положительные оценки по этому предмету, объявлялись в приказе по школе. Выписки из приказа направлялись в военные комиссариаты по месту приписки юношей.

По окончании курса начальной военной подготовки в каждой школе организовывались и проводились военно-спортивные праздники, на которых в торжественной обстановке зачитывался приказ директора школы с подведением итогов учёбы [8].

Военный руководитель на занятиях по начальной военной подготовке, как правило, должен был быть в военной форме.

Основным документом, определяющим общие организационные указания, наименование разделов и предметов, тематический расчет часов, табель снабжения вооружением, имуществом и литературой была «Программа НВП учащихся общеобразовательных школ» [9].

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

Расчет часов

по начальной военной подготовке учащихся общеобразовательных школ [10]

№ п/п Разделы программы Количество часов в 9 и 10 (11)* 9 класс 10 (11) классы Занятия

учебно-

классах 1-е полугодие 2-е полугодие 1-е полугодие 2-е полугодие производ- ственной

практики

к 3 о я 2 к а 3 СО ф < к 3 о я 2 к а 3 СО Ф < к 3 о я 2 к а 3 СО Ф < к 3 о я 2 девушки к 3 о я 2 к а 3 СО Ф < к 3 о я 2 к а 3 СО Ф <

1 Советские 10 7 7 7 3 - - - - - - -

Вооруженные силы

их характер

и особенности

2 Общевойсковая подготовка:

уставы ВС СССР; 8 4 2 2 3 2 1 - 2 - 3 -

тактическая

подготовка; 11 2 - - 6 2 5 - - - 21 -

огневая подготовка; 31 17 6 6 4 2 7 4 14 5 6 -

строевая подготовка 5 - 2 - 2 - 1 - - - - -

3 Военно-техническая подготовка 40 40 - - - - 18 18 22 22 - -

4 Гражданская оборона 35 35 15 15 20 20 - - - - - -

5 Специальная

подготовка санитарных - 35 - 2 - 12 - 10 - 11 - -

дружинниц

6 ИТОГО 140 140 32 32 38 38 32 32 38 38 30 -

* В СОШ со сроком обучения 11 лет НВП проводится в 10 и 11 классах.

Первая программа НВП1 в рассматриваемый период была разработана отделом вневойсковой подготовки Сухопутных войск в мае 1968 г. Утвердил программу главнокомандующий Сухопутными войсками — заместитель министра обороны СССР с согласования заместителя министра просвещения СССР. Разделы программы «Гражданская оборона» и «Специальная подготовка санитарных дружинниц» были утверждены начальником Гражданской обороны СССР.

Программа начальной военной подготовки 1968 г. включала следующие разделы:

1. Советские Вооруженные силы, их характер и особенности.

2. Общевойсковая подготовка.

3. Военно-техническая подготовка.

4. Гражданская оборона.

5. Специальная подготовка санитарных дружинниц.

Всего на начальную военную подготовку отводилось 140 учебных часов. Кроме того, в 9-м классе во время производственной практики (в весенне-летний период в течение 5 дней (30 часов) с учащимися юношами проводились тактические занятия с выходом в поле, стрельбы из автомата боевыми патрона-ми2, организуется показ вооружения и боевой техники, а также ознакомление с размещением и жизнью личного состава воинской части.

Для углубления знаний по военно-технической подготовке в 10-х (11-х) классах для учащихся могли быть организованы факультативные занятия3 (до 70 ч).

Занятия по НВП включаются в общее расписание уроков 9-х и 10-х классов (по 2 часа в неделю). Во вне-

урочное время не реже одного — двух раз в месяц для учащихся организуется показ военно-учебных кинофильмов. Кроме того, рекомендовалось демонстрировать кинофильмы на военно-патриотические темы.

За организацию начальной военной подготовки отвечал директор школы. Военный руководитель непосредственно отвечал за военную подготовку учащихся, организацию и проведение занятий по всем разделам программы (кроме специальной подготовки санитарных дружинниц) и по факультативному курсу. В отдельных случаях для проведения занятий по изучению военной техники разрешалось привлекать нештатных специалистов с почасовой оплатой их труда.

Расчет часов НВП учащихся общеобразовательных школ представлен в табл. 1.

В соответствии с требованием постановления Совета министров СССР от 29 апреля 1968 г., № 289 «О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи», где определялось изучить, обобщить и широко использовать опыт организации НВП в 1968— 1970 годах, в 1971 году издается новая (издание второе) учебная программа с учетом двухгодичного опыта проведения занятий с учащимися в школах, предложений военных руководителей и органов народного образования.

В новой программе [10] конкретизируются и уточняются следующие вопросы:

— в раздел «Общевойсковая подготовка» включаются предметы «Военная топография» и «Военномедицинская подготовка». Общее количество часов остается прежним (140) за счет перераспределения учебного времени между разделами и предметами;

Примерный расчет часов по начальной военной подготовке учащихся общеобразовательных школ [10]

№ п/п Разделы программы Количество часов в 9 и 10 (11)* классах Занятия, проводимые за счет учебнопроизводственной практики с юношами

юноши девушки

I Советские Вооруженные силы, их характер и особенности 10 7

II Общевойсковая подготовка: уставы ВС СССР; тактическая подготовка; огневая подготовка; строевая подготовка; военная топография; военно-медицинская подготовка 10 6 24 9 6 2 3 2 15 6 22 6 2

III Военно-техническая подготовка 35 35

IV Гражданская оборона 35 35

V Специальная подготовка санитарных дружинниц 35

Контрольные занятия 3 3

ИТОГО 140 140 30

*В СОШ со сроком обучения 11 лет НВП проводится в 10 и 11 классах.

— в общее время начальной военной подготовки включаются часы для проведения контрольных занятий;

— расчет часов по НВП учащихся общеобразовательных школ становится примерным. Директору школы разрешается по согласованию с военным комиссариатом, в отдельных случаях вносить изменения в последовательность прохождения отдельных тем программы в зависимости от местных условий;

— в целях оказания практической помощи в проведении пятидневных занятий воинские части должны предоставлять школам учебные поля, стрельбища, оружие, боеприпасы, имитационные средства; выделяют офицеров и сержантов для проведения занятий по огневой и тактической подготовке;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— для обеспечения более организованного проведения занятий и привития учащимся практических навыков в выполнении уставных требований было определено делить каждый класс на три отделения (по 8—10 человек каждое). Из лучших учащихся приказом директора школы назначать командиров классов и командиров отделений;

— в связи с информацией о случаях получения травм учащимися в ходе занятий по НВП отдельным пунктом было определено, что для предупреждения несчастных случаев при обращении с оружием, техникой, имитационными средствами в начале занятий тщательно изучаются требования по мерам безопасности (табл. 2).

По официальным данным Министерства обороны СССР, отложенным в РГАСПИ, в 1972 г. по всей стране «организованно и повсеместно перешли к всеобщему военному обучению» [11]. При этом, анализируя отчетные документы отделов народного образования Западной Сибири по результатам НВП и ВПВ молодежи, выделяются следующие проблемы [12, 13, 14]:

— недостаток военных руководителей, имеющих высшее и среднее образование (особенно в сельских районах);

— отсутствие тесного контакта в деятельности директоров школ и военных руководителей (нагрузка

военруков административно-хозяйственными поручениями, которые отвлекали от учебно-воспитательной работы);

— большая текучесть кадров, несмотря на заработную плату в размере должностного оклада заместителя директора школы по учебной работе (155 — 245 рублей (в зависимости от количества учащихся в школе)), ряда льгот и получении пенсии в полном размере военнослужащими запаса;

— отсутствие полной учебно-материальной базы для проведения занятий;

— нежелание части военных руководителей, не имеющих высшего образования, обучаться в педагогических вузах заочно, а также большой процент отчисленных из-за неуспеваемости и неявки на сессии;

— недостаточное количество на начальном этапе введения НВП в СОШ учебно-методической литературы, наглядных пособий и технических средств обучения;

— отсутствие у военных руководителей специальной и методической подготовки, сложности в общении со школьниками.

Даже с учетом выше перечисленных недостатков повсеместно отмечалось, что «НВП в сочетании с военно-патриотическим воспитанием способствовало укреплению дисциплины, повышению организованности, внешней опрятности и подтянутости учащихся и лучшей подготовке юношей к военной службе в Советской Армии. В органы народного образования приходили письма из воинских частей о том, что юноши успешно осваивают военное дело, быстро входят в ритм армейской жизни и становятся отличниками боевой и политической подготовки, а многие и классными специалистами. За последние годы значительно увеличилось количество желающих поступать в военно-учебные заведения и стать офицером» [15].

Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР № 61 от 17 января 1972 г., вводится новый Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). В соответствии с

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

Упражнения и нормы

Виды упражнений Юноши Девушки

серебряный значок золотой значок серебряный значок золотой значок

1. Бег 100 м (с) 14,2 13,5 16,2 15,4

2. Кросс: 500 м (мин, с) - - 2,00 1,50

1000 м (мин, с) 3,30 3,20 - -

Бег на простых коньках

500 м (мин, с) 1,25 1,15 1,30 1,20

3. Прыжок в длину (см) 440 480 340 375

или прыжок в высоту (см) 125 135 105 115

4. Метание гранаты весом 500 г (м) - - 21 25

700 г (м) 35 40 - -

или толкание ядра весом 4 кг (м, см) - - 6,00 6,80

5 кг (м, см) 8,00 10,00 - -

5. Лыжные гонки и 3 км (мин) - - 20 18

5 км (мин) 27 25 - -

или 10 км (мин) В бесснежных районах: 57 52 - -

марш-бросок 3 км (мин) - - 20 18

6 км (мин) 35 32 - -

или велосипедный кросс 10 км (мин) - - 30 27

20 км (мин) 50 46 - -

6. Плавание 100 м (мин, сек) или 200 м (мин) 2,00 без учёта 1,45 без учёта времени 2,00

времени - - -

7. Подтягивание на перекладине (число раз) или подъём из виса в упор переворотом или силой 8 12 - -

(число раз) Сгибание и разгибание рук лежа в упоре 3 4 - -

на гимнастической скамейке (число раз) - - 10 12

8. Стрельба из малокалиберной винтовки

на 25 м (очки) 33 40 30 37

на 50 м (очки) или стрельба из боевого оружия — 30 37 27 34

начальное упражнение по программе начальной военной подготовки (на оценку) Удовлетвори- тельно Хорошо Удовлетвори- тельно Хорошо

9. Туристический поход 1 поход 1 поход 1 поход 1 поход

с проверкой туристических навыков на 20 км на 25 км на 20 км на 25 км

и ориентированием на местности или или или или

2 похода 2 похода 2 похода 2 похода

по 12 км по 15 км по 12 км по 15 км

Таблица 4

Всего отправлено в войска 1967 г. 1968 г. 1972 г.

С высшим и средним образованием, % 86,78 87,77 44,04

С образованием 8-9 классов, % 4,93

С образованием 3-6 классов, % 13,22 12,7 -

значкистов Г З Р, % 89,61 91,23 95,01

спортсменов-разрядников, % 49,68 41,12 67,47

членов ВЛКСМ и кандидатов в члены КПСС, % 54,78 52,19 51,16

Наряд на поступление в военные училища, чел. - - 701

Отобрано кандидатов в военные училища от плана наряда, % - - 58

Зачислено курсантами в военные училища, чел. - - 97

Рис. 1. Значок «Отличник ГТО»

приказом министра просвещения СССР от 10 февраля 1972 года, № 20 «О введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» военные руководители привлекаются к работе по подготовке учащихся к сдаче норм ГТО.

Военные руководители совместно с учителями физкультуры должны организовать подготовку и сдачу зачетов и норм по программе начальной военной подготовки, пребыванию в противогазе, стрельбе из малокалиберного оружия и боевыми патронами из автомата (карабина), а также по метанию гранат [16].

ВСЕСОЮЗНЫЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ СССР» [17] (рис. 1).

III ступень «Сила и мужество« (для юношей и девушек 16—18 лет)

1. Владеть знаниями по теме «Физическая культура и спорт в СССР».

2. Знать и выполнять правила личной и общественной гигиены.

3. Освоить программу НВП, включая разделы о защите от ОМП, и пробыть в противогазе 1 час; или пройти обучение по программам подготовки специалистов в организациях ДОСААФ; или иметь одну из прикладных технических специальностей (для юношей). Для девушек — знать основные правила гражданской обороны и пробыть в противогазе 1 час.

4. Уметь объяснить значение и выполнить комплекс упражнений гигиенической гимнастики (табл. 3).

Сводная ведомость показателей пополнения в войска военкоматами Томской области позволяет сделать выводы о результативности введения НВП в общеобразовательных школах в процентах [18] (табл. 4).

К 1972— 1973 учебному году большая часть средних общеобразовательных школ Западной Сибири получила в достаточном количестве учебных пособий по начальной военной подготовке. За пять лет, с 1968 по 1972 г., «Воениздатом», издательством ДОСААФ было выпушено 3,5 млн экземпляров учебных пособий для НВП, 1,5 млн экземпляров общевоинских уставов, более 2 млн наставлений по стрелковому спорту [19]. Наглядность учебных изданий, полнота информации и доступность понимания были выше всяких похвал (а согласно постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР от 27.11.1977 г. № 1029, учащиеся обеспечивались бесплатными учебниками). Школьники с большим интересом изучали огневую и тактическую подготовку, военную топографию. Без особого рвения занимались строевой подготовкой и уставами. К 1972 г. подготовкой военных руководителей занималось семь педагогических институтов СССР4.

По результатам проведения Министерством просвещения СССР в ноябре 1973 г. Всесоюзной учебно-

методической конференции по начальной военной подготовке и военно-патриотическому воспитанию готовится новое издание учебной программы НВП школьников. Очередная программа соответствует времени. Оружие, техника, средства индивидуальной защиты, приборы радиационной и химической разведки, снятые с вооружения и снабжения ВС СССР, убираются из программы НВП школьников. Вводятся принятые на вооружение и снабжение образцы. Например, если в программе НВП школьников 1971 г. предусматривалось изучение автомата Шпа-гина (ППШ-41), ручного пулемета Дегтярева (РПД) и гранатомета РПГ-2, то в программе, введенной в 1975 г., эти образцы вооружения заменены на более современные (автомат АКМ, пулемет РПК, гранатомет РПГ-7).

В соответствии с уточненной программой начальной военной подготовки во вновь издаваемых учебных пособиях дается военно-исторический материал справочного характера, расширен объем информации по военной подготовке.

В заключение приведу некоторые цифры в планах реализации рассматриваемой в настоящее время концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 г.

Реализацию концепции предусматривается осуществить в 4 этапа.

1-й: 2009 — 2010 годы;

2-й: 2011—2012 годы;

3-й: 2013 — 2015 годы;

4-й: 2016 — 2020 годы.

По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2016 году:

— снизить количество граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы до 20 процентов;

— увеличить показатель годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии, на 15 процентов;

— обеспечить наличие первого спортивного разряда или спортивного звания у 8 процентов граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Анализируя статистические отчеты 70-х годов, получается, что в Западной Сибири при прохождении медицинских комиссий количество призывников, признанных годными к строевой службе, составляло от 87 до 94 процентов. А число спортсменов-разряд-ников составляло от 46 до 76 процентов, значкистов ГТО — 92— 100 процентов [20, 21, 22].

Цифры говорят сами за себя. Для восстановления уровня призывного контингента 70-х годов нам необходимо около 50 лет. Будет ли у нас это время?

Примечания

1 В период с 1968— 1991 гг. (по подсчету автора) было издано 6 программ НВП (1968, 1971, 1974, 1981, 1986, 1987).

2 Стрельба боевыми патронами, согласно требованию программы НВП, должна была проводиться под руководством офицеров военного комиссариата или воинской части.

3Программа факультативного курса военно-технической подготовки издавалась отдельно.

4 Физкультура и спорт в Советском Союзе имели массовый характер, и комплексам ГТО придавалось важное значение. Последняя форма значков наиболее известная: такие значки (штампованные из алюминия объемные значки с применением мягких (холодных) эмалей) выпускались огромными тиражами, купить такой значок было практически невозможно. Сдача норм

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

ГТО, а тем более получение золотого значка обеспечивали не только всеобщее уважение, но и, безусловно, открывали дорогу в большой спорт. «От значка ГТО — к олимпийской медали!» — гласил лозунг, вдохновлявший миллионы советских школьников на ежедневные занятия спортом, как минимум утренней гимнастикой.

Библиографический список

1. Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе период до 2020 г.

2. Стенографический отчет XVII съезда ВЛКСМ от 25 апреля 1974 г. — М. : Молодая гвардия, 1975. — С. 221.

3. Кутепов, В. А. Начальная военная подготовка школьников Западной Сибири (1968—1991 гг.): опыт и уроки / В. А. Кутепов // Омский научный вестник. — 2009. — № 3 (78). — С. 49.

4. ГАРФ. Ф.Р. 9563. Оп. 4. Д. 123. Л.109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ведомости Верховного Совета СССР. — 1967. — № 42. — С. 552.

6. Программа начальной военной подготовки учащихся общеобразовательных школ. — М. : Военное изд-во МО СССР. — М., 1968. - 138 с.

7. Аверин, А. И. Учебно-методическое пособие по начальной военной подготовке / А. И. Аверин, К. Е. Швидченко, А. Ф. Лахин. — М. : Просвещение, 1972. - С. 8, 15.

8. Программа НВП учащихся общеобразовательных школ. — М. : Военное изд-во МО СССР, 1968. — С. 8.

9. Программа НВП учащихся общеобразовательных школ. — М. : Военное изд-во МО СССР,1968. — С. 132.

10. Программа начальной военной подготовки учащихся общеобразовательных школ / МО СССР. — М., 1968. — С.10.

11. Информация Министерства обороны СССР от 12 июня 1973 г. о выполнении постановления Совета министров СССР «О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи» // РГАСПИ. Ф. 1М. Оп. 1. Д. 953. Л. 95.

12. ОГУ Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК). Ф.Р. 573. Оп. 5. Д. 355. С. 46.

13. ОГУ Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф.Р. 323. Оп. 1. Д. 813.

14. ОГУ Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИТО). Ф. 608. Оп. 42. Д. 8. Л. 12.

15. Материалы Всесоюзной учебно-методической конференции по начальной военной подготовке и военно-патриотическому воспитанию. — М. : Просвещение, 1975. — С.4.

16. Циркулярное письмо Министерства просвещения СССР

от 29 мая 1972 г. № 38-М / Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. — М., 1972. — № 30. — Ок-

тябрь.

17. Гусак, П.А. Начальная военная подготовка / П.А. Гусак, А.М. Рогачев. — Минск : НАРОДНАЯ АСВЕТА, 1975. — С.2 89.

18. ОГУ «Центр документации новейшей истории Томской области«. Ф. 608. Оп. 46. Д. 7., Ф. 607. Оп. 1. Д. 3801.

19. Информация Министерства обороны СССР от 12 июня 1973 г. о выполнении постановления Совета министров СССР «О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи» // РГАСПИ. Ф. 1.1М. Оп. 1. Д. 953. Л. 95.

20. ОГУ ЦДНИТО Ф. 608. Оп. 46. Д. 10. Л. 7.

21. ОГУ ЦДНИОО Ф. 17. Оп. 1а. Д. 3922. Л. 15.

22. ОГУ Государственный архив Тюменской области. Ф. 1823. Оп. 1. Д. 794. Л. 40 — 45.

КУТЕПОВ Виктор Анатольевич, аспирант кафедры отечественной истории, заместитель начальника учебного военного центра при Омском государственном техническом университете, полковник.

Адрес для переписки: е-шаД: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.10.2009 г.

© В. А. Кутепов

Книжная полка

Токмаков В.Н. Армия и государство в Риме от эпохи царей до Пунических войн. — М. : КД Университет, 2007. — 264 с. — 978-5-98227-147-1.

Целью спецкурса является изучение основных принципов и этапов генезиса в раннем Риме гражданской общины и государства во взаимосвязи с развитием римской военной организации. Особое внимание уделяется развитию военного центуриатного строя вплоть до его превращения в форму политической организации гражданского коллектива. Выявляются историческое значение воинских сил как одной из главных предпосылок расцвета могущества Рима и превращения его в мировую державу, а также роль военной организации в целом в развитии римского права, своеобразии римских сакральных институтов и в формировании специфических черт римского государства как военизированной гражданской общины.

Спецкурс основан на общем курсе «История Древнего Рима» и учебнике «История Древнего Рима» (под ред. В. И. Кузищина), он рассчитан на студентов университетов, гуманитарных вузов, а также вузов иного профиля с преподаванием истории Древнего мира.

Уайт, Д. Боги и люди Древнего Египта. — М. : Центрполиграф, 2007. — 189 с. — ISBN: 978-5-95243252-9.

Книга Д. М. Уайта, известного ученого-египтолога, рассказывает о том, что больше всего занимает нас и что наиболее полно отражает особенности истории любого народа, — о повседневной жизни древних египтян. О том, как и во что они верили и чему учились, что ели и как развлекались, во что одевались и как устраивали свои дома. И конечно же о гробницах, из которых почерпнута значительная часть наших знаний о Древнем Египте.

Шад, М. Бонапарты. — М. : Мой мир, 2007. — 96 с. — ISBN: 978-5-9591-0131-2.

Это эксклюзивное коллекционное издание посвящено династии Бонапартов, возникшей благодаря и вопреки Великой французской революции на обломках старого королевства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.