Научная статья на тему 'Общеобразовательная школа в системе подготовки молодежи к службе в армии (1968-1991 гг. ): опыт и уроки. Западная Сибирь'

Общеобразовательная школа в системе подготовки молодежи к службе в армии (1968-1991 гг. ): опыт и уроки. Западная Сибирь Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
393
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ / ШКОЛЬНИКИ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / INITIAL MILITARY TRAINING / SCHOOLBOYS / WESTERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кутепов В. А.

Вопросы укрепления обороноспособности России тесно связаны с начальной военной подготовкой и военно-патриотическим воспитанием молодежи. Общий духовный кризис, смена идейно-политических установок в обществе и в Вооруженных силах, низкая эффективность действующей системы военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к службе в армии требуют на современном этапе принятия самых действенных мер, которые, в первую очередь, предполагают изучение опыта прошлых лет в решении этого важного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Initial military training of schoolboys in Western Siberia (1968-1991): experience and learning

The most organized forms and greater scales there was purposeful preparation of youth for active military service during the Soviet period of history of Russia. The historical experience saved up in our country in this area convincingly testifies that the constant care of the state of preparation of citizens to protection of Fatherland is one of indispensable conditions of safe functioning a society. The work spent in this area with schoolboys of the senior classes was fruitful. It promoted the increase of power of Army, maintenance of military parity with the probable opponent and keeping stability in Russia and all over the world. At the same time, deviation from centuries-old Russian tradition all-round care of Armed forces, their qualitative acquisition during realization in the country of liberal reforms, has negatively affected a condition of army and fleet, on an opportunity consistently to defend the national interests, reliably and confidently to neutralize military threats. In the given article the analysis of efficiency of existing system of preparation of schoolboys to service in Armed forces of the Russian Federation now is done.

Текст научной работы на тему «Общеобразовательная школа в системе подготовки молодежи к службе в армии (1968-1991 гг. ): опыт и уроки. Западная Сибирь»

СОЛОДОВНИКОВА Юлия Ринатовна, аспирантка кафедры отечественной истории Омского государственного педагогического университета, старший преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма Омского государственного института сервиса.

Адрес для переписки : 644010 г. Омск, ул. Певцова, 13, ОГИС, кафедра социально-культурного сервиса и туризма.

Статья поступила в редакцию 25.12.2009 г. © Ю. Р. Солодовникова

УДК 37.035.7:355(09)

В. Л. КУТЕПОВ

Омский государственный технический университет

ОБЩЕОБРЛЗОВЛТЕЛЬНЛЯ ШКОЛЛ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В ЛРМИИ (1968-1991 гг.): ОПЫТ И УРОКИ. ЗЛПЛДНЛЯ СИБИРЬ

Вопросы укрепления обороноспособности России тесно связаны с начальной военной подготовкой и военно-патриотическим воспитанием молодежи. Общий духовный кризис, смена идейно-политических установок в обществе и в Вооруженных силах, низкая эффективность действующей системы военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к службе в армии требуют на современном этапе принятия самых действенных мер, которые, в первую очередь, предполагают изучение опыта прошлых лет в решении этого важного вопроса.

Ключевые слова: подготовка к военной службе, школьники, Западная Сибирь.

Исследование проблемы деятельности средних общеобразовательных школ (СОШ) по начальной военной подготовке (НВП) и военно-патриотическому воспитанию молодежи в период 1968— 1991 гг. является актуальным для отечественной исторической науки, так как имеется ряд существенных тому оснований.

Во-первых, в настоящее время война вновь стала средством проведения политики (Югославия, Ирак, Афганистан, Южная Осетия). Идет активное противодействие укреплению России как одного из влиятельных центров многополярного мира. Следовательно, современной России нужны мощные Вооруженные силы, способные стать несущей опорой в системе обеспечения национальной безопасности государства. Поэтому необходимо формировать у молодого поколения духовно-патриотические ценности, профессиональные качества и умения, воспитывать чувство верности конституционному и воинскому долгу, а также готовность к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе воинской и государственной службы.

Во-вторых, школа в нашей стране является важнейшим учебно-воспитательным учреждением. Ни один человек её не минует. Основы мировосприятия, идеологии, нравственных устоев, как фундамент последующей профессиональной и специальной подготовки, закладываются в школе. Если нет этого фундамента, прочно заложенного, трудно ожидать успехов на последующих ступенях обучения. Школа выводит молодых людей на старт большой жизни. Надо полагать, что критический анализ роли СОШ в системе обязательной подготовки к военной службе и военно-патриотического воспитания молодежи в хронологи-

ческих рамках, указанных выше, станет способствовать осмыслению и переосмыслению накопленного исторического опыта и его творческого применения в современных условиях.

В-третьих, в условиях, когда служба в ВС РФ сократилась до года, вопрос о подготовке к армии стал особенно важным. Школьных часов предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (раздела «Основы военной службы») явно недостаточно [1, с. 49 — 56], поэтому использование передового опыта советской школы в этом вопросе жизненно необходимо.

В-четвертых, по прошествии времени появляется возможность критического осмысления и переосмысления наработок советской историографии названной проблемы, а также исправления некоторых имеющих место искажений.

Таким образом, с точки зрения исторического опыта и уроков, изучение и обобщение материалов по теме исследования объективно необходимо и полезно, так как позволяет выйти на новый уровень исторического синтеза по актуальным проблемам, представляющим сегодня повышенный научный интерес для ученых-историков.

12 октября 1967 года третья сессия Верховного Совета СССР приняла Закон «О всеобщей воинской обязанности» [2]. С принятием этого документа срок действительной военной службы сокращался на один год и восстанавливалась начальная военная подготовка (НВП) в школах страны1 [3]. Одной из основных задач СОШ становится подготовка учащихся к службе в рядах Вооруженных сил СССР.

Исходя из анализа ситуации с преподаванием НВП в рассматриваемый период, выделяются следующие этапы в ее истории (на примере Западной Сибири).

Первый этап — 1968—1980 гг. Введение и развитие НВП в 9-х и 10-х классах средних общеобразовательных школ (СОШ) с целью усиления работы по военно-патриотическому воспитанию, формированию у школьников необходимых морально-политических качеств, позволяющих выдержать суровые испытания войны, совершенствование подготовки учащейся молодёжи к военной службе в армии и на флоте.

ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли ряд постановлений: «О мерах в связи с принятием нового Закона о всеобщей воинской обязанности» (1967), «О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи» (1968). Министерство обороны СССР утвердило «Положение о начальной военной подготовке молодежи» и «Программу начальной военной подготовки учащихся общеобразовательных школ» (1968). В перечисленных документах была определена главная цель НВП школьников: обеспечить высокий уровень НВП, с тем чтобы молодежь в процессе обучения приобрела практические навыки в объеме одиночной подготовки солдата, освоила основы гражданской обороны и, будучи призванной в Вооруженные силы СССР, смогла в короткие сроки овладеть современным оружием и боевой техникой. Основным документом, определяющим порядок и сроки введения НВП, было постановление правительства от 29 апреля 1968 г. № 289 «О сроках и порядке введения НВП молодежи».

Занятия по НВП, включая подготовку по гражданской обороне, постановлением предписывалось проводить в общеобразовательных школах в IX и X (XI) классах. С девушками — учащимися общеобразовательных школ — занятия по основам военного дела и гражданской обороне должны были проводиться в учебные часы, отводимые на НВП, совместно с юношами, а по программе подготовке санитарных дружинниц — отдельно. В этих целях предусматривалось деление классов на группы юношей и девушек. На начальную военную подготовку молодежи отводилось 140 часов. В связи с введением НВП увеличивалось максимальное количество обязательных часов, предусмотренных в учебных планах, в IX и X (XI) классах общеобразовательных школ на два часа в неделю. В штаты средних общеобразовательных школ вводилась должность военного руководителя. На указанную должность предполагалось назначать, как правило, офицеров запаса, имеющих высшее или среднее военное образование. В министерствах и ведомствах СССР, в ведении которых находились СОШ, предусматривались должности инспекторов по организации НВП молодежи и контроля за этой подготовкой. Ответственность за создание необходимой учебно-материальной базы НВП в СОШ возлагалась на министерства и ведомства, в ведении которых находились СОШ, совместно с Министерством обороны СССР, начальником Гражданской обороны СССР и ЦК ДОСААФ СССР. Введение НВП молодежи в СОШ предполагалось постепенно в течение 1968-1972 годов.

По официальным данным Министерства обороны СССР, отложенным в РГАСПИ, в 1972 г. по всей стране «организованно и повсеместно перешли к всеобщему военному обучению» [4]. Аналогичный вывод имеется и в стенограмме XVII съезда ВЛКСМ от 25 апреля 1974 г., где сказано, что «в 1972 г. завершился процесс повсеместного и планомерного введения начального военного обучения».

В официальных отчетах краевых и областных отделов народного образования Западной Сибири о состоянии НВП отмечались следующие проблемы:

— недостаток военных руководителей, имеющих высшее и среднее образование (особенно в сельских районах);

— отсутствие тесного контакта в деятельности директоров школ и военных руководителей;

— нагрузка военруков административно-хозяйственными поручениями, которые отвлекали от учебно-воспитательной работы;

— более низкий процент (39 %) военных руководителей-офицеров запаса в СОШ Западной Сибири, чем в других регионах. Так, в 1972 г. в системе НВП в СССР работало: 80 % — офицеров запаса, 20 % — сержантов и солдат запаса [5];

— большая текучесть кадров, несмотря на заработную плату в размере должностного оклада заместителя директора школы по учебной работе (155245 рублей, в зависимости от количества учащихся в школе), ряда льгот и получение пенсии в полном размере военнослужащими запаса;

— отсутствие полной учебно-материальной базы для проведения занятий;

— нежелание части военных руководителей, не имеющих высшего образования, обучаться в педагогических вузах заочно. Имел место и большой процент отчисленных по неуспеваемости и неявке на сессии;

— отсутствие у военных руководителей специальной и методической подготовки, и вследствие этого низкое качество проведения занятий [6].

Анализируя перечисленные недостатки можно сделать вывод о том, что постановление правительства по введению НВП молодежи в течение 1968- 1972 годов в полном объеме выполнено не было. Качество обучения школьников военным знаниям, по причине отсутствия у военных руководителей педагогического опыта и слабой учебно-материальной базы, было крайне низким. При составлении отчетных документов имели место приписки и очковтирательство, несмотря на требования руководящих документов повысить качественный уровень призывной подготовки [7].

Последующие годы (1975-1980), несмотря на сложившуюся систему начальной военной подготовки школьников, издания достаточного количества учебно-методической литературы, включения вузов в подготовку студентов по специальности № 2115 «Начальное военное обучение и физическое воспитание», качество призывного контингента повысилось незначительно [8].

Так, количество школ, в которых НВП не проводилась из-за отсутствия военного руководителя в городах районного значения и сельской местности, увеличивалось из года в год. В больших городах серьезных проблем с подбором военных руководителей не было, что объяснялось наличием в них военных учебных заведений. Преподавательский состав военных училищ после увольнения в запас, как правило, в большинстве своем оставался по месту службы (при наличии жилья). И вполне понятным было желание устроиться в школу на должность военного руководителя [9]. На них распространялся порядок пенсионного обеспечения, а также льготы, преимущества и продолжительность очередных отпусков, установленные соответственно для учителей и преподавателей учебных заведений. Но и в крупных городах, в течение учебного года, увольнялось от 5 до 20 % военных руководителей средних школ.

Вопросами совершенствования учебно-материальной базы по начальной военной подготовке и военно-патриотическому воспитанию школьников в со-

ответствии с рекомендациями Министерства обороны и приказа Министерства просвещения СССР № 151 от 20. 11. 1975 г. отделы народного образования и директора школ занимались недостаточно [10]. Военные руководители зачастую вместо повышения методической и специальной подготовки, самообразования — изыскивали средства и материал для создания учебно-материальной базы. На результатах учебно-воспитательного процесса это отражалось крайне негативно. При этом в обязанностях было четко определено, что военный руководитель не является заместителем директора школы, поэтому на него не могут возлагаться несвойственные ему административно-хозяйственные обязанности, а также обязанности классного руководителя [11].

Даже с учетом вышеперечисленных недостатков повсеместно отмечалось, что «НВП в сочетании с военно-патриотическим воспитанием способствовала укреплению дисциплины, повышению организованности, внешней опрятности и подтянутости учащихся и лучшей подготовке юношей к военной службе в Советской Армии». В органы народного образования приходили письма из воинских частей о том, что юноши успешно осваивают военное дело, быстро входят в ритм армейской жизни и становятся отличниками боевой и политической подготовки, а многие классными специалистами. За последние годы значительно увеличилось количество желающих поступать в военно-учебные заведения и стать офицером [12].

Как видим (табл.1), шел поступательный рост по всем основным показателям подготовки школьников к службе в Советской Армии. Особого внимания заслуживают такие вопросы, как ликвидация неграмотности среди призывного контингента, повышение уровня физической подготовки и ориентация учащихся на выбор профессии кадрового военного.

До 1980 г. дважды переиздается программа начальной военной подготовки (в 1971 г. и 1975 г.). В нее включаются такие предметы, как военная топография и военно-медицинская подготовка, дается военно-исторический материал справочного характера и конкретные сведения по военному делу. Правительство СССР приняло еще семь руководящих документов, направленных на совершенствование НВП. Важнейший из них — постановление Совета Министров СССР от 25 августа 1978 г. «О дополнительных мерах по улучшению начальной военной подготовки»[14].

Второй этап — 1980— 1990 гг. в истории НВП связан с принятием постановления Совета министров СССР от 11 сентября 1980 г. № 785-260 «О началь-

ной военной подготовке молодежи» [15], которое отменило все ранее принятые постановления по данному вопросу. Общее руководство и контроль за начальной военной подготовкой учащейся молодежи возлагались на Министерство обороны (главнокомандующего сухопутными войсками — заместителя Министра обороны СССР через аппарат заместителя главнокомандующего Сухопутными войсками — начальника вневойсковой подготовки Министерства обороны). Общее учебно-методическое руководство НВП и военно-патриотическое воспитание поручалось в средних образовательных школах Министерству просвещения СССР.

В положении о начальной военной подготовке, введенном в действие приказом Министра обороны СССР от 9 ноября 1980 г. № 220, четко разделяется ответственность министерств, государственных комитетов и ведомств за НВП молодежи [16].

С принятием 11 сентября 1980 г. постановления Совета министров СССР №785-260 «О начальной военной подготовке» разрабатывается новая «Программа начальной военной подготовки молодежи» [17].

Общий расчет часов, как и в предыдущих программах НВП, остался прежним (140 часов). Перераспределение учебного времени между предметами обучения больше соответствовало лозунгу: учить тому, что необходимо знать и уметь солдату. Вместо пятидневных (30 часов) занятий на местности, проводимых ранее в 9-м классе во время производственной практики, на завершающем этапе обучения предусматриваются трехдневные полевые занятия (сборы).

Необходимо признать, что принятие 11 сентября 1980 г. постановления Совета министров СССР № 785260 «О начальной военной подготовке», разработка нового положения о НВП и издание новой программы НВП молодежи, значительно положение дел не улучшило. Подтверждение тому выписка из отчета Омского обкома КПСС о состоянии начальной военной подготовки молодежи [18, л. 12—17].

Из табл. 2 видно, что за сравнительно небольшой период чётко обозначились проблемы: возрастает число выпускников, не годных к строевой службе, уменьшается число значкистов ГТО. Резко подскакивает показатель «возвращенцев» из военных училищ, не годных по состоянию здоровья или не желающих дальше продолжать учёбу в военных училищах. Несмотря на то, что охват школьников в той же Омской области возрастал (в 1982 году НВП проводилось в 456-х средних школах, 52-х училищах, в 23-х учебных пунктах), всё же план по набору кандидатов в

Таблица 1

Сравнительные данные итогов призыва молодежи на военную службу военкоматами Томской области [13]

Всего отправлено в войска 1967 г. 1968 г. 1972 г. 1975 г. 1979 г.

до введения НВП после введения НВП

С высшим и средним образованием, % 86,78 87,27 44,04 92,.7 94,2

С образованием 8 — 9 классов, % 42,.93

С образованием 3 — 6 классов, % 13,22 12,7 — — 0,38

значкистов Г З Р, % 89,61 91,23 95,01 97,1 97,2

спортсменов-разрядников, % 49,68 41,12 67,47 64,4 59,18

членов ВЛКСМ и кандидатов в члены КПСС, % 54,78 52,19 51,16 79,75 81,04

Наряд на поступление в военные училища, чел. — — 701 760 820

Отобрано кандидатов в военные училища от плана наряда, % — — 58 47,3 39,7

Зачислено курсантами в военные училища, чел. — — 97 198 214

Основные качественные показатели подготовки молодежи Омской области к службе в ВС СССР [18, Л. 63]

Таблица 2

Наименование показателей 1982 г., % 1983 г., % 1984 г., %

I. НВП

Прошло обучение 100 100 100

Стреляло боевыми патронами 100 99,52 100

Выполнили упражнения стрельб 99,7 99,73 99,49

Учебные заведения, в которых полностью оборудованы элементы учебно-материальной базы 8,3 37,96 53,62

II. Итоги приписки граждан к призывным участкам Прошли приписку в установленный срок. 99,6 99,45 99,23

Из них:

— признаны годными к строевой службе 92,9 91,40 95,60

— признаны годными к нестроевой службе 2,4 3,25 3,25

— с образованием 7 классов и ниже - - -

— значкистов ГТО 98,9 98,06 93,98

— членов ВЛКСМ 69,7 71,16 74,17

III. Качество выполнения нарядов на призыв

Явилось на призыв 100 100 100

Из них признано годными к:

— строевой службе 92,8 92,71 92,71

— нестроевой службе 2,98 2,34 2,34

Направлено в войска:

— с высшим и средним образованием 87,2 87,62 90,65

— с образованием 7 классов и ниже 0,09 0,17 --

— членов ВЛКСМ 85,3 86,09 87,71

— значкистов ГТО 99,8 99,61 97,74

Возвращено из войск, не годных к в/службе по состоянию здоровья 0,04 0,14 0,19

IV. Комплектование военных училищ

Направлено кандидатов в в/училища к установленному заданию 27,21 25,36 50,12

Зачислено курсантами от числа направленных 35,5 45,37 38,74

Возвращено из в/училищ не годных по состоянию здоровья, не желающих учиться и недисциплинированности 2,36 10,9 6,03

военные училища не выполнялся. Все большее количество юношей, подлежащих призыву, привлекались к уголовной ответственности и не могли быть призванными в Советскую Армию.

В некоторых районах Омской области органы народного образования, профессионально-технического образования и райвоенкоматы не занимались вопросами подбора военных руководителей. Высокой оставалась текучесть преподавателей военного дела. К началу 1982/83 учебного года из школ области уволились 128 военных руководителей [18, л. 14].

Знания, умения и навыки в проверенных средних школах оценивались только на оценку «удовлетворительно». Учебно-материальная база (УМБ) по НВП наращивалась медленно. Технические средства обучения внедрялись недостаточно.

Проблемные вопросы подготовки молодежи к службе в армии постоянно рассматривались на всех уровнях власти. Для повышения престижа физической подготовки в январе 1982 года утверждается положение о всесоюзной комсомольской военно-спортивной игре «Орленок». Она становится обязательной и основной формой внеклассной формой оборонно-массовой работы начальной военной и

физической подготовки учащейся молодежи для каждой средней школы1.

В связи с необходимостью повышения качества обучения НВП и сложностью создания во всех СОШ полной учебно-материальной базы, в январе 1984 года принимается положение о базовой (опорной) средней общеобразовательной школе по начальной военной подготовке [19]. В таких школах создается образцовая учебно-материальная база НВП, методический кабинет для военных руководителей, в котором сосредоточиваются методические разработки по темам программы НВП. На их базе проводятся инструктивно-методические занятия с военными руководителями и преподавателями медико-санитарной подготовки, учебно-методические семинары с директорами школ и другие мероприятия по вопросам организации и проведения НВП.

С учетом необходимости повышения престижа труда военного руководителя, принимается решение о выдаче им на льготных условиях формы одежды офицеров Советской Армии - один раз в пять лет с оплатой 50 % ее стоимости.

Предпринимаемые шаги по исправлению недостатков в подготовке молодежи к службе в армии,

снижению текучести кадров военных руководителем имели положительный результат. В Тюменской области, в связи с повышением внимания к военным руководителям, сокращается их выбытие из школ с 5,5 % 1983/84 учебном году до 2,2 % в 1984/85 учебном году [20]. Согласно данным Тюменского областного отдела народного образования, в 1984 году в школы области вернулись из других областей народного хозяйства 393 учителя. Среди них 9 военных руководителей [21].

Для решения задачи укомплектования школ сельских районов военными руководителями-офицерами принимается решение об обучении военных руководителей, не имеющих офицерского звания на трехмесячных курсах при вузах МО СССР. По окончании обучения им присваивалось звание лейтенант запаса. Такие курсы были организованы при Омском высшем общевойсковом училище, Новосибирском военно-политическом училище, Кемеровском училище связи и других. Управление СибВО решало эту задачу качественно, с выделением всех необходимых материальных средств.

С 1987 года вводится новая программа НВП для средних учебных заведений районов и городов, в которых по решению исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов организуются оборонно-спортивные оздоровительные лагеря. В данной программе на НВП отводилось также 140 учебных часов, из них 30 часов — в период проведения пятидневных учебно-полевых сборов на завершающем этапе обучения. Кроме того, для юношей отводилось 70 часов на 14-дневные учебно-полевые сборы, проводимые в период летних каникул.

Третий этап — 1990— 1991 гг. Его началом послужил приказ «Об улучшении допризывной подготовки юношей-учащихся» от 12 июня 1990 г., подписанный министром обороны СССР Д. Язовым и председателем Государственного комитета по народному образованию Г. Ягодиным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С июня 1990 г. НВП стала называться по-иному — допризывная. Педагогическим коллективам СОШ было рекомендовано активно внедрять новые формы и методы организации подготовки юношей к действительной военной службе. А главное, учебным заведениям предоставлялась самостоятельность, инициатива, возможность ведения поиска в решении этой государственной задачи. При этом не были определены источники финансирования, и в условиях экономических трудностей и перехода к хозяйственной самостоятельности предприятия крайне неохотно выделяли средства для совершенствования УМБ НВП в подшефных школах.

Окончательно развеял иллюзии Министерства обороны СССР о возможности реализации задуманного приказ по Министерству образования РСФСР № 62 от 17 октября 1990 г., подписанный заместителями министра Е. Б. Куркиным и В. М. Заварыкиным [22]. Согласно приказу, было определено, что впредь до отмены статьи 17 Закона СССР о всеобщей воинской обязанности допризывную подготовку осуществлять на учебно-полевых сборах в оборонно-спортивных оздоровительных лагерях. Определялось, что оценка по допризывной подготовке не влияет на документ об образовании. Приказом директора разрешалось возложить на военного руководителя дополнительные обязанности, связанные с организацией физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, организацией коллективных творческих дел, культурно-массовых и досуговых мероприятий. Оплата труда учителя допризывной подготовки пред-

полагалось производить за счет средств экономии фонда заработной платы.

В регионе звучали протесты против отмены допризывной подготовки. Обращения адресовались председателю Совета министров и Главному прокурору РСФСР с просьбой отменить противоправный приказ. Поднимался этот вопрос и народными депутатами на встрече в Верховном Совете России 2 ноября 1990 года. Реакции не последовало [23].

В 1991 году НВП практически перестала существовать, чему в первую очередь способствовали смена политического курса в стране, проблемы материального плана, распад СССР.

Подводя итог, можно отметить, что НВП школьников в рассматриваемый период являлась основной частью системы подготовки молодежи к службе в ВС СССР. Благодаря НВП и военно-патриотической работе проводимой в СОШ:

— в ВС СССР в большинстве своем приходили молодые люди, владеющие элементарными навыками военного дела, дисциплинированные, имеющие основательную общеобразовательную подготовку, без чего невозможно познать военное дело, умеющие самостоятельно добывать знания, мыслить;

— создавался большой резерв военно-обученных граждан;

— проводилась важная работа по военно-профессиональной ориентации молодежи;

— изучение основ военного дела давало возможность приблизить армию к народу, было важнейшим элементом военно-патриотического воспитания;

— в СОШ повышалась дисциплина и правопорядок, учащиеся с большим уважением относились к старшему поколению, прошедшему войну.

Следует признать, что наряду с положительным в проведении НВП имелось и много проблем, о чем отмечалось в многочисленных проверках МО СССР, Министерства образования РСФСР, отделов народного образования и других заинтересованных ведомств.

Выделялись следующие проблемы:

— органы народного образования и военные комиссариаты не уделяли достаточного внимания подбору наиболее подготовленных и опытных военных руководителей. В результате этого количество военруков в СОШ Западной Сибири из числа сержантов и солдат увеличивалось с каждым годом. Значительная часть из них не имела необходимой подготовки и опыта работы в школе. В ежегодных отчётах о результатах проверок НВП СОШ Западной Сибири повсеместно отмечалось невысокое качество проводимых занятий. И это не случайно. В 1972 году в СОШ региона военными руководителями были от 30 до 47 % — офицеров запаса, от 53 до 70 % — сержантов и солдат запаса [24]. К середине 80-х количество военных руководителей офицеров увеличивается только до 58%. При этом общее высшее образование имели 51 % военных руководителей. Большую трудность вызывал возраст военных руководителей. Каждому четвёртому было более 55 лет [25]. А ведь им вменялось в обязанность проведение практических занятий по программе НВП, рассчитанной на молодого солдата. Поэтому говорить о личном примере многих из них не приходилось. Давала о себе знать большая текучесть кадров военруков и их некомплект;

— в основе многих проблем, мешавших повышению качества и эффективности НВП, находилась слабая учебно-материальная база начальной военной подготовки. Принимавшиеся правительством решения о необходимости создания в учебных заведения

обязательного комплекса НВП выполнены не были, новые школы строились без них. В середине 1980-х годов количество СОШ с полным комплектом УМБ НВП составляло 29 % от необходимого.

Таким образом, наличие приведённых выше проблем не позволило наполнить НВП желанным качеством, придать ей необходимую эффективность. При этом не вызывает сомнения тот факт, что начальная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание школьников имели огромное значение в вопросе подготовки молодежи к службе в армии.

Примечание

1 До исследуемого периода, в соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1939 года, начальная военная подготовка проводилась в 5-7-х классах общеобразовательной школы. 9 февраля 1962 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР в школах НВП была отменена.

Библиографический список

1. Кутепов, В. А. Начальная военная подготовка школьников Западной Сибири (1968 - 2008 гг.): опыт и уроки / В. А. Кутепов. -Омский научный вестник. - 2009. - № 3(78). - С. 49-56.

2. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1967. - № 42. -Ст. 552.

3. РГАСПИ. Ф. 1М. Оп. 1. Д. 147-г. Л. 47.

4

5

Оп. 1

6

РГАСПИ. Ф. 1М. Оп. 1. Д. 953. Л. 95.

Государственный архив Кемеровской области. Ф. Р-323. Д. 813. Л. 94.

ЦДНИТО (Томской). Ф. 608. Оп. 42. Д. 8. С. 23-27., ГАНО (Новосибирской). Ф. 1366. Оп. 1. Д. 2481. Л. 28, ГАОО (Омской). Ф. 1272. Оп. 1. Д. 1455. Л. 427., ГАТО (Тюменской). Ф. Р1823. Оп. 1. Д. 794. Л. 39. и др.

7. Архив Отдела народного образования АК. Ф. Р-573. Оп. 5. Д. 2266. Л. 176.

8. Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 1272. Оп. 1. Д. 1733. С. 28-31.

9. Государственный архив Кемеровской области. Ф. Р-323. Оп. 1. Д. 1001. Л. 187., Государственный архив Омской области. Ф. 1272. Оп. 1. Д. 1733. Л. 29.

10. Государственный архив Кемеровской области. Ф. Р-323. Оп. 1. Д. 1001. Л. 189., Государственный архив Омской области. Ф. 1272. Оп. 1. Д. 1678. Л. 54., Центр документации новейшей истории Томской области Ф. 607. Оп. 5. Д. 171. Л. 28.

11. Сборник материалов по начальной военной подготовке. -М. : Просвещение, 1976. - С. 18.

12. Материалы Всесоюзной учебно-методической конференции по начальной военной подготовке и военно-патриотическому воспитанию. -М. : Просвещение, 1975. -С. 4.

13. ОГУ «Центр документации новейшей истории Томской области» Ф. 608. Оп. 42. Д. 8. Л. 19, 20, Ф. 608. Оп. 46. Д. 10. Л. 7, Ф. 608. Оп. 46. Д. 7. Л. 61, Ф. 607. Оп. 1. Д. 3801. Л. 74, Ф. 607. Оп. 1. Д. 4633. Л. 129-131.

14. Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР. - М. : Педагогика. - 1978. - № 9. - С. 23-27.

15. ГАРФ. Ф. Р-9563. Оп. 4. Д. 123. Л. 91-105.

16. Положение о начальной военной подготовке молодежи. -М. : Военное издательство, 1981. - С. 5.

17. Программа начальной военной подготовки молодежи. -М. : Воениздат, 1981. -С. 10.

18. ЦДНИОО. Ф. 17. Оп. 1а. Д. 3922. Т. 2. Л. 12-17, Л. 63, Л. 14.

19. Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР. - М. : Педагогика. - 1984. - № 6. - С. 17-19.

20. ГАТО. Ф. 1823. Оп. 1. Д. 1219. Л. 69.

21. ГАТО. Ф. 1823. Оп. 1. Д. 1302. Л. 10.

22. Информационный сборник Министерства образования РСФСР. - М. : Просвещение. - 1990. - № 32, ноябрь. - С. 23.

23. Матяш, В. Удар по будущим солдатам / В. Матяш // Красная звезда. - 1991. -17 января.

24. Управление архивного дела Алтайского края. Ф. Р.-573. Оп. 5. Д. 533. Л. 24, ГУТО «Государственный архив Тюменской области». Ф. 1823. Оп. 1. Д. 1219. Л. 40.

25. ФЦАМО. Ф. 10204. Оп. 10510. Д. 19. Л. 72-81.

КУТЕПОВ Виктор Анатольевич, аспирант кафедры отечественной истории, заместитель начальника Учебного военного центра Омского государственного технического университета (институт военно-технического образования).

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.06.2010 г. © В. А. Кутепов

Книжная полка

Брокгауз, Ф. А. Мировая история. Иллюстрированный биографический словарь [Текст] : соврем. версия / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - М. : ЭКСМО, 2008. - 863 с. : ил. - ISBN 978-5-699-18646-4.

В настоящем издании словаря собрана обширная информация о персоналиях мировой истории, об их достижениях и открытиях, неудачах и поражениях. Написанные живым языком, статьи содержат подробности жизненного пути деятелей мировой истории и дают возможность ярко представить каждую личность, известную и незаслуженно забытую, а богатый иллюстративный материал — дополнить эти представления зрительным образом. Тщательно подобранные иллюстрации воспроизводят внешний облик персоналий и упоминаемых в словаре реалий. Большая насыщенность словаря фактическим материалом, обилие библиографических сведений сохраняют за ним значение важного справочного издания. Ученые в различных областях знания, настоящие знатоки своего дела, умеющие доходчиво, выразительно и ярко объяснить то, в чем блестяще разбираются сами, создали оригинальное русское справочное издание, в котором, благодаря непринужденной и образной манере изложения материала, биографические и научные статьи читаются как захватывающие рассказы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.