Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыганкова Е.Н., Смирнова Г.А., Квашенко Т.А.

Формирование коммуникативных учебных действий младших школьников - сложный, многоаспектный процесс, требующий глубоких знаний и хорошей методической подготовки. Поэтому работа в данном направлении заслуживает внимания в процессе обучения младших школьников русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»

УДК 330

Е.Н.Цыганкова

учитель МБОУ «Масловопристанская СОШ»

Г.А.Смирнова

учитель МБОУ «Масловопристанская СОШ»,

Т.А.Квашенко учитель МБОУ «Масловопристанская СОШ»,

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

Формирование коммуникативных учебных действий младших школьников - сложный, многоаспектный процесс, требующий глубоких знаний и хорошей методической подготовки. Поэтому работа в данном направлении заслуживает внимания в процессе обучения младших школьников русскому языку.

Ключевые слова

Коммуникативные учебные действия. Урока русского языка. Творческие задания.

С вступлением в силу Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения произошел ряд изменений, связанных с организацией и реализацией учебного процесса. Главная цель урока - организовать деятельность детей, в процессе которой формируются УУД, большое внимание при этом уделяется самостоятельной работе учащихся.

Актуальность проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий отметила Рождественская С.В., учитель начальных классов, говоря о трудностях овладения учащимися навыками взаимодействия в процессе общения. Работа, выстроенная с комбинацией элементов инновационных и традиционных методик при проблемном подходе обучения, к которым относят технологию развития критического мышления, групповую работа на уроках русского языка, метод «взаимных обучений» и применением информационно-коммуникационных технологий, активизирует познавательную и коммуникативную деятельность учащихся.

Так, на уроках русского языка детям даются задания, «позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения». Это способствует выработке чувства языка, развивает аналитические и творческие способности школьников - как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

Для развития у школьников первой ступени обучения умений, связанных с формированием языковой компетенции, на уроках русского языка предлагается проводить различные виды творческих работ, мини-сочинения, словарная работа с пословицами и фразеологизмами, упражнения на запоминание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, творческие работы учащихся. Одним из наиболее интересных, значимых, но в то время трудных видов деятельности, способствующих становлению связной речи и коммуникативных умений младших школьников, является написание и совместный анализ творческих работ.

Так как овладение языком возможно в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации, Рождественская С.В. считает, что необходимо делать акцент на диалоговую форму обучения. При этом в процессе учебной деятельности важнейшую роль приобретают общение ученика и учителя, ученика и ученика, речевая активность самих обучающихся на каждом уроке.

Поскольку информация в завершенном виде представляет собой законченный текст, главное место на уроке занимает малый или большой, в зависимости от формы урока, текст. Поэтому на уроках необходимо развивать у детей навыки работы с текстом, а новые виды учебной деятельности важно сопровождать

четкими инструкциями.

По мнению учителя, «сосредоточение внимания учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы» определяет приоритетным видом деятельности анализ текста [6, с.219].

Важно формировать коммуникативные умения, подбирая задания, в которых будут проводиться наблюдение над текстами типа повествования, описания, рассуждения и определяться задачи речи в них; выявляться смысловые основы повествования (последовательность действий, событий) при составлении плана текста; выявляться и устраняться нарушения последовательности путем соотнесения плана и текста.

Упражнения, в которых нужно составить пересказ текста-повествования с соблюдением его смысловой основы, восстанавливать деформированный текст, проводить наблюдение над языковой стороной текстов разного типа и выявлять в них частотность употребления и роль слов разных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) так же уместны.

Не стоит оставлять без внимания работу с сюжетными картинками и картинами, анализируя содержание которых дети говорят о возможности или невозможности рассказать, что случилось после момента, изображенного на картине.

Творческое списывание требует от ученика осознанности, т.е. школьники должны понимать содержание текста, уметь пересказать его. Такие упражнения учитель усложняет заданиями, связанными со становление коммуникативных УУД. Так, в ходе работы учащимся предлагается подобрать пропущенные слова в предложениях, составляющих текст. Творческий диктант, требующий от детей внесения изменений по заданию учителя в каждое предложение, уместен на уроках закрепления или проверки знаний младших школьников. При данном виде работы учащиеся воспринимают текст на слух, а затем выбирают слово для вставки из предложенных.

На уроках развития речи традиционными являются изложение и сочинение и их производные. Специфика выборочного изложения, выступающего связующим звеном между изложением и сочинением, заключается в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные подтемы и информацию, относящуюся к той или иной теме, строить высказывания на основе собранного материала. Таким образом, выборочное изложение помогает сформировать умения собирать и систематизировать материал, способствует закреплению умения определять объем и границы темы высказывания, раскрывать основную мысль.

Подготовительный этап к самому написанию сочинение ведется достаточно продолжительно время и включает ведение специальной тетради по развитию речи, в которой учащиеся записывают отрывки из стихотворений, рассказов, отмечают свои наблюдения, собирают иллюстрации, работают с текстом по теме сочинения.

При обучении написанию сочинения учитель особое внимание уделяет подготовительной работе. Таким образом, в связи с нововведениями в области образования и просвещения, современные учителя находятся в поиске наиболее эффективных методов и средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Объединяя в своей работе современные технологии, традиционные подходы, знания теории и методики преподавания учебного предмета, каждый педагог стремится к достижению высоких показателей сформированности умений, определяющих успешность ребенка в сфере коммуникации, умения учиться.

Изучив опыт учителей, можно отметить, что существуют частные случаи обращения к формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на материале текста. Это создает условия для поиска эффективных упражнений и заданий для их становления. Так, используя в подготовке и проведении уроков русского языка опыт педагогов по формированию коммуникативных УУД, совершенствуя и преобразуя предложенные упражнения и задания, учитель имеет возможность формировать и развивать интересующие нас универсальные учебных действий.

Список использованной литературы: 1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 140-142.

2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. -№4. - С.18-22.

3. Боброва С.В. Формирование языковой культуры на уроках русского языка / С.В. Боброва // Русский язык в школе. - 2010. - №4. - С. 9-16.

4. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках русского языка / Е.А. Быстрова // Русская словесность. - 2003. -№1. - С. 35-40.

5. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2020. - 160 с.

6. Рождественская С.В. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка. [Электронный ресурс]//Сборник педагогических идей 2013. URL: http://u4eba.net/wp-content/uploads/2019/02/Razvitie-kommunikativnyih-universalnyih-uchebnyih-deystviy-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyika.doc (дата обращения: 15.01.2020).

© Цыганкова Е.Н., Квашенко Т.А., Смирнова Г.А., 2020

УДК-37

А.В. Шавлов,

кандидат технических наук, профессор кафедры теории и методики управления авиацией филиала

академии ВУНЦ ВВС «ВВА»

Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА») в г. Челябинске

г. Челябинск, Россия ORCID: 0000-0003-1392-2509 А.С. Алтухов

Старший инструктор кафедры теории и методики управления авиацией филиала академии ВУНЦ

ВВС «ВВА»

Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА») в г. Челябинске

г. Челябинск, Россия Д. И. Борисенко

инструктор кафедры теории и методики управления авиацией

филиала академии ВУНЦ ВВС «ВВА» Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА») в г. Челябинске

г. Челябинск, Россия

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы совершенствования форм и средств учебной и воспитательной работы. Особое внимание автор уделяет подготовки педагогических кадров, для обеспечения разработки новых методик преподавания отдельных разделов дисциплин, отражающих учебные и воспитательные цели. Необходимым условием эффективности учебного и воспитательного процесса является активизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.