Научная статья на тему 'Проектирование урока по новым образовательным стандартам'

Проектирование урока по новым образовательным стандартам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) / ОПЕРАЦИОННЫЙ СОСТАВ УУД / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ (ТЦ) ФОРМИРОВАНИЯ УУД / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗВЕНЬЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА / НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES (ULA) / OPERATIONAL STRUCTURE OF UNIVERSAL LEARNING ACTION (ULA) / TECHNOLOGICAL CHAINS (TCH) OF ULA FORMATION / META-SUBJECT RESULTS / SYSTEM AND ACTIVE APPROACH / TECHNOLOGICAL UNITS / DESIGNING THE LESSON AIMED AT FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Татьяна Евгеньевна

Особенности проектирования урока в начальной школе, отвечающего требованиям новых образовательных стандартов. Анализ реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании младших школьников, способы достижения метапредметных результатов образования в рамках урока. Технология формирования универсальных учебных действий (УУД).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование урока по новым образовательным стандартам»

ПРО

ЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ПО НОВЫМ образовательным стандартам

Татьяна Евгеньевна Соколова,

профессор кафедры дошкольного и начального образования Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры, кандидат педагогических наук

• метапредметные результаты • системно-деятельностный подход

• универсальные учебные действия (УУД) • операционный состав УУД

• технологические цепочки (ТЦ) формирования УУД • технологические звенья • проектирование урока, направленного на формирование УУД младших школьников

Требования к начальному общему образованию, заявленные в материалах Федерального государственного образовательного стандарта, являются, по сути, и требованиями к школьному уроку. В первую очередь, они касаются новых подходов к определению целей и задач урока. Проектируя урок, учителю начальных классов надо думать о достижении школьниками не только соответствующих учебной программе предметных результатов, но и результатов метапредметных («межпредметных», надпредметных).

Освоить технологию формирования конкретных УУД на междисциплинарной основе — достаточно трудоёмкий процесс. Поэтому не следует планировать на урок несколько целей и задач метапредметного характера, особенно если учитель только начинает работать по новым образовательным стандартам. Ведь любое универсальное учебное действие имеет сложный операционный состав и работа над каждым должна вестись «пошагово», от элемента к элементу, постепенно совершенствуясь, углубляясь и вступая во взаимосвязь с другими УУД.

Покажем это на примере.

Участник опытно-экспериментальной ра боты по созданию и апробации пакета контрольно-измерительных материалов, обеспечивающих процесс формирования конкретного универсального учебного действия младших школьников, учитель начальных классов гимназии № 1 г. Североморска Мурманской области Е.В. Плешивцева ведёт индивидуальное педагогическое исследование по теме, связанной с технологией формирования и оценкой конкретного УУД — «Умение младшего школьника аргументиро вать свою позицию».

В рамках опытно-экспериментального исследования она планирует, что в 2012/13 учебном году её ученики-четвероклассники научатся:

• выбирать тему (цель) работы и обосновывать свой выбор (период углублён■ ной работы над данным звеном технологической цепочки — ноябрь — декабрь 2012 г.);

• высказывать свою точку зрения

в споре, дискуссии, диспуте (ноябрь — декабрь 2012 г.);

• различать аргументы и контраргументы (январь — февраль 2013 г.);

• сохранять доброжелательность в споре (январь — февраль 2013 г.);

• прислушиваться к чужому мнению (март — апрель 2013 г.);

• договариваться при столкновении интересов (март — апрель 2013 г.).

Дети могут научиться:

• самостоятельно находить общее решение;

• пользоваться дополнительными источниками информации для обоснования (подтверждения) своей точки зрения;

• использовать компьютер для поиска аргументов, подтверждающих свой мнение.

«Научатся» — это значит, что каждый школьник овладеет данным умением. Учитель-экспериментатор разрабатывает не только систему упражнений, формирующих элементы конкретного УУД на уроках, но и способы индивидуального контроля за динамикой данного умения с помощью мини-тестов и коротких диагностических процедур.

«Могут научиться» — это значит, что учитель будет предлагать школьникам на уроках и более сложные учебные задачи метапред-метного характера, не требуя при этом обязательного усвоения и применения новых способов деятельности от каждого учащегося.

Таким образом, новые образовательные стандарты через формулу «научатся — получат возможность научиться» позволяют учителю постоянно дифференцировать и индивидуализировать процесс достижения метапредметных результатов младшими школьниками.

Создавая технологическую цепочку из промежуточных задач и методических приёмов, ведущих к заданному результату, учитель имеет возможность выбрать для конкретного урока (в рамках любой учебной дисциплины) одно технологическое звено, помогающее ему и его ученикам продвинуться вперёд в освоении данного УУД (в нашем случае — уме-

ния каждого учащегося аргументировать свою позицию в споре).

Проектируя урок, учитель ставит перед учащимися максимально конкретную (и предельно узкую) учебную задачу ме-тапредметного характера: например, «учиться высказывать свою точку зрения в диспуте» или «учиться договариваться при столкновении интересов».

На таком уроке недостаточно просто организовать диспут или спровоцировать столкновение интересов. В ходе урока учащиеся должны получить знания о причинах возникновения той или иной жизненной ситуации, о достойной манере поведения в данном случае, об ошибочных словах и поступках, которые нежелательно допускать, о лексике, которую уместно использовать.

Но если мы на данном уроке остановимся только на знаниях («что и как нужно делать») или дадим детям готовый алгоритм-памятку типа «Как стать хорошим собеседником», это будет урок вчерашнего дня. Уходя от чисто «знаниевой» педагогики к системно-деятельностному подходу в образовании, учитель меняет не только цели и задачи урока, но и средства их достижения.

Управление деятельностью ученика ведёт к успешной реализации метапредмет-ных задач урока. При этом деятельность должна быть максимально целенаправленной, отвечающей логике урока и придающей уроку особый колорит и неповторимость. Особенно ценны формы урока, способствующие развитию детского познавательного общения, максимально свободные от регламентирующей роли учителя: проекты, групповые исследования, споры, диспуты, обмен впечатлениями, суждениями, знаниями.

Некоторые авторы в методических рекомендациях для учителей начальных классов чрезмерно подробно описывают в рабочей программе и конспекте урока

характеристики деятельности учащихся на уроке. Однообразное и многословное перечисление видов деятельности на уроке (есть случаи — до 46 видов деятельности на 35 минут урока в 1-м классе)1 не являются показателем качества урока и не гарантируют выход на метапредметные результаты учебного процесса. Кроме того, большое количество целей и задач дезориентирует учителя, создавая у него иллюзию профессионального обновления, иллюзию погружения в суть системно-деятельностного подхода в образовании, при этом не позволяя действительно сосредоточиться на содержании и технологии формирования новых для учащихся способов регулятивной, познавательной, коммуникативной деятельности.

Полагаем, при отборе содержания и форм организации урока, направленного на формирование УУД младших школьников, необходимо спроектировать управление именно той деятельностью, теоретические знания о которой учащиеся только что приобрели на данном уроке (от учителя, из дополнительных источников информации или в процессе общения друг с другом). Проще говоря, после разговора о том, как высказывать в диспуте свою точку зрения (в какой форме, в какой последовательности, при соблюдении каких правил и пр.), нужна, как минимум, деловая игра, в которой младшие школьники оказываются в роли участников мини-диспута. В ходе такой игры, как это ни удивительно, более важна не тема спора, а его качество как процедуры, и особенно отслеживание соблюдения формы диспута самих учащихся и их желание «работать по правилам», установленным для этого вида деятельности.

На другом уроке (лучше — в рамках другой учебной дисциплины) возможно повторение той же метапредметной учебной задачи. В ходе такого урока актуализируются и пополняются полученные ранее знания о том, когда и как следует высказывать своё мнение участнику диспута, организуется (более самостоя-

1 Обучение грамоте, авт. В.Г. Горецкий, Русский язык, авт. В.П. Канакина. Рабочая программа. Раздел «Обучение чтению». Урок 15 (с. 42—45). Согласные звуки [н], [н'], буквы Н, н. [Электронный ресурс]: http://school-russia.prosv.ru/ тк^рх?оЬ_по=26992 (дата обращения: 06.02.12).

тельно) деятельность учащихся в рамках следующей деловой игры.

Итак, при глубокой работе над каждым (лучше — одним) универсальным учебным действием учитель начинает видеть максимально точно операционный состав данного УУД, самостоятельно и осмысленно структурирует последовательность технологии работы над конкретным УУД, отслеживает результативность своей работы в данном направлении, выходя на элементы мониторинга качества УУД младших школьников и адекватного реагирования на результаты этого мониторинга.

Обмен опытом между педагогами, разрабатывающими в течение учебного года разные технологические цепочки в рамках своей методической темы, позволяет педагогическому коллективу школы быстрее выйти на качество урока, направленного на формирование УУД младших школьников.

И всё же, как показывает практика, не многие учителя начальных классов готовы заменить привычные фронтальные формы работы на уроке активной самостоятельной проектной и познавательно-исследовательской работой.

Порой «...педагоги не знают, за счёт каких именно видов детской активности возможно достижение метапредметных результатов. Формулировки требований к метапредметных результатам, внесённые в ФГОС НОО, остаются непонятными для тех, кто должен реализовать ФГОС... Педагоги не готовы к самостоятельной разработке инструментов и процедур оценки метапредметных результатов и предметных грамотностей на разных уровнях.. Поскольку всё большее значение в современном образовании начинает играть так называемое формирующее оценивание, всё важнее становится готовность педагога не только пользоваться готовым инструментарием, но и разрабатывать собственные

оценочные процедуры, соответствующие конкретным задачам образовательного процесса, возникающими в конкретном классе или с определённой группой детей. Соответственно, всё большее значение приобретает диагностическая культура, позволяющая педагогу работать в исследовательском ключе, анализируя детские дефициты и ища средства их преодоления...»2.

Таким образом, наряду с правильными действиями учителя по определению метапред-метных задач урока и подбором организационных форм урока, обеспечивающих мета-предметную деятельность школьников, важное значение имеет организация оценочной деятельности в области метапредметных результатов урока как самого учителя (элементы мониторинга УУД — индивидуального и в мини-группах), так и в самооценке школьников.

Приведём примеры проектирования уроков (из опыта работы учителей начальных классов Мурманской области).

Сохранение доброжелательных отношений в группе

Тропина Ольга Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 г. Полярные Зори Мурманской области

Урок курса «Окружающий мир»

Тема: «Где зимуют птицы?» (1-й класс)

Цель: в процессе специальным образом организованного общения расширить представления о зимующих и перелётных птицах.

2 Требования к программам повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений: Информационное письмо АНО дополнительного профессионального образования «Институт проблем образовательной политики «Эврика».

№ 151 от 11.10.2011.

Задачи:

1. Учиться различать зимующих и перелётных птиц.

2. Выяснить причины отлёта птиц в тёплые края.

3. Учиться выдвигать предположения

о местах зимовки птиц и доказывать их.

4. Учиться задавать вопросы.

5. Формировать умение работать в группах: сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Источники информации: наблюдение, познавательное общение, учебник «Окружающий мир», атлас-определитель «От земли до неба», «Зелёные страницы» А.А. Плешакова, фильм «Возвращение домой».

Ходурока

1. Актуализация знаний

• В каких районах земного шара побывали на прошлом уроке?

• О каких животных узнали?

2. Мотивация учебной деятельности

Стихотворение Г. Ладонщикова:

«Потянулись гуси на далёкий юг. Голоса их грустные ловит чуткий слух. Пролетают мимо стороны лесной... Возвращайтесь, милые! Будем ждать весной».

• О ком говорится в стихотворении?

• Весной вернутся птицы, улетевшие от нас на зиму. А где они провели зиму? На этот вопрос мы постараемся найти ответ.

3. Работа по теме урока

• Птицам было посвящено уже два урока. Проверим, что мы знаем.

Работа в группах:

а) «Задачи-«данетки».

• Поучимся задавать вопросы. Предлагаю игру «Я задумала птицу». Надо

угадать, какую птицу я задумала. Можно про птицу задавать вопросы, но только такие, чтобы ответами были слова «ДА» или «НЕТ».

Игра в «задачи-«данетки».

• Какой вопрос оказался самым полезным? Почему?

б) Игра в журналистов, берущих интервью.

• Представьте себе, что вы — журналисты. Каждая группа подготовит вопросы для других групп на тему «Птицы».

Дети по очереди задают свои вопросы, например:

• Чем птицы отличаются от других животных?

• Каких птиц называют зимующими?

• Как можно помочь зимующим птицам?

• Каких птиц называют перелётными?

• Почему некоторые птицы улетают на зиму в тёплые края?

• Какой вопрос вам показался самым интересным? Почему?

в) Задание «Исследуем, находим правильное решение»

• В учебнике на с. 16 рассмотрите рисунок, зимующих птиц отметьте синими фишками, перелётных птиц отметьте красными фишками. Можно использовать атлас-определитель. Проверить работу группы можно на страницах 84—85.

• В тетради (с. 14) соедините линиями рисунки и названия птиц.

г) Упражнение «Быть доброжелательным»

• Поучимся думать сообща, сохраняя при этом доброжелательное отношение друг к другу. Давайте обсудим, что значит быть доброжелательным?

Упражнение «Я постараюсь.». В группе ученики передают маленькую мягкую игрушку и говорят о себе. Например, «я постараюсь не перебивать говорящего, я постараюсь помочь ребятам справиться с заданием» и т.д.

Всем задают проблемные вопросы:

• Где зимуют птицы?

• На что ориентируются птицы во время полёта?

После обсуждения каждая группа высказывает своё мнение.

• Кому удалось быть доброжелательным?

4. Чтение фрагмента рассказа «Куда, как и когда?» из книги А.А. Плешакова «Зелёные страницы». Учитель отмечает на карте страны, где зимуют птицы.

5. Видеофильм «Возвращение домой». После просмотра обсуждение — кто оказался прав.

6. Анализ работы в группах. Дети заполняют лист наблюдений про каждого из участников групповой работы. (Приложение к уроку 1)

7. Рефлексия учебной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• На какие вопросы вы сегодня нашли ответ?

• Что вам было особенно интересно?

8. Итог. Мы узнали много нового

о птицах. Учились задавать вопросы, старались быть доброжелательными друг к другу.

Приложение 1. Карточка-образец:

Оценка работы в группе:

— доброжелательность ? — задаёт вопросы

Дети, опираясь на карточку-образец, заполняют лист наблюдений: записывают имена, дают оценку участия каждого в коллективной работе, ставя «+» или « — ».

Лист наблюдений. Оценка работы в группе

Q 1уч — 2 уч — 3 уч — 4 уч — ?

Преодоление эгоистической позиции в споре («Мир глазами другого»)

Елена Владимировна Рожкова, учитель начальных классов гимназии № 1 г. Полярные Зори Мурманской области

Урок русского языка

Тема: «Написание безударных окончаний имён существительных 1 склонения единственного числа в дательном и предложном падежах» (3-й класс).

Цель: обеспечить в ходе урока усвоение алгоритма написания безударных падежных окончаний имён существительных 1 склонения.

Задачи:

1. Продолжить формирование умения находить и проверять безударную гласную в разных частях слова.

2. Развивать умение применять орфографические правила, изученные ранее при решении новых орфографических задач.

3. Развивать навык сотрудничества с одноклассниками, умение преодолевать эгоистические позиции в споре.

4. Работать над осознанным построением речевого высказывания по вопросу аргументации своего мнения по решению орфографической задачи.

Этапы урока Ответы детей

1. Организационный момент Работают дежурные. Учитель обращает внимание на то, что сегодня работа выполняется в группах, необходимо выбрать себе роль в группе на данный урок: координатор, податель идей, скептик, разработчик, консультант, исполнитель. • Давайте вспомним, что должен будет делать каждый из вас в группе в соответствии со своей ролью? • Координатор — следит за тем, чтобы все могли высказать своё мнение по порядку. Консультант — помогает членам группы, если у них возникли трудности при выполнении какого-либо задания

• Какие роли могут быть непостоянными? • Податель идей, скептик

2. Актуализация знаний • Определите, какой общий признак объединяет слова? Слайд № 1 Снежинка, о бабушке, дорожка, кормушка, на радуге, записка, полочка • имена существительные; • в единственном числе; • первого склонения; • трёхсложные слова; • нарицательные; • орфограмма — безударная гласная

• Что вы можете рассказать об орфограмме безударная гласная? • Безударная гласная в слове бывает проверяемая и непроверяемая. Безударная гласная встречается в корне, приставке, суффиксе и окончании

Задание: запишите слова в тетрадь и выделите ту часть слова, в которой находится безударная гласная. Если у вас возникнут затруднения, то вы можете обратиться к консультанту группы Снежинка, бабушкЩ , дорожка, кормушка, / п и / / /ч на радуг е , записка, полочка

Проверка выполненной работы. Объяснения учащихся. Слайд № 2 • В каких словах вы можете доказать написание безударной гласной и какое орфографическое правило вам в этом помогает? Снежинка — снег, кормушка — корм, — (подбор одноко-ренных слов, где безударная становится ударной). Дорожка — обратимся к орфографическому словарю. Записка — приставка за- (вспоминаю приставки). Полочка — суффикс -очк- (вспоминаю суффиксы)

Этапы урока Ответы детей

3. Постановка проблемы. Сообщение темы • В каких словах вы затрудняетесь объяснить написание безударной гласной? • Какую орфографическую задачу вы должны будете решать сегодня? Бабушке, на радуге. Написание безударной гласной -е или -и в окончании существительных 1 склонения ед.ч.

4. Физминутка (проводят дежурные физорги)

5. Работа по теме урока • Давайте вспомним, по какому плану мы работаем с безударной гласной? Слайд № 3 План работы над безударной гласной: 1. Ударение. 2. Поиск безударной гласной. 3. Часть речи. 4. Часть слова. 5. Корень — однокоренное слово, словарь. 6. Приставка, суффикс — вспоминаю. 7. Окончание — ?

• Предлагаю вам поработать в группах и выяснить как проверить написание гласной -е в словах: бабушке, на радуге. Решить эту сложную учебную задачу сможет только та группа, которая будет работать... Продолжите мою мысль • Вся группа будет работать дружно, согласованно. • Каждый член группы будет исполнять обязанности в соответствии с ролью, которую он выбрал. • Друг друга надо выслушивать до конца. • Не считать своё мнение самым верным, правильным

• Сегодня главное в работе группы — это суметь преодолеть эгоистическую позицию в споре, т.е. посмотреть на себя «глазами другого». Слайд № 4 Рассуждения при решении учебной задачи: 1. Ударение падает на гласную в корне, безударная в окончании. 2. Можем подобрать однокоренное слово, чтобы ударение падало на окончание — нет. 3. Можем вспомнить написание окончания как написание приставки и суффикса — нет, не заучивали. 4. Можем воспользоваться правилом, что ударные и безударные окончания в одном и том же падеже пишутся одинаково. Да. 5. Значит надо определить падеж Бабушке (кому?) Д.п., на радуге (на чём?) П.п. 6. Подбираю существительное первого склонения, чтобы у него в Д.п. и в П.п. окончание было ударным: Д.п. лисе, руке и т.д. Окончание слышу чётко -е. Пл. на лисе, на руке и т.д. Окончание -е. Доказали. 7. Делаем вывод, чтобы у существительных 1 склонения в ед. ч. в Д.п. и П.п. правильно написать безударную гласную в окончании, надо подобрать существительное 1 склонения ед. ч. с ударным окончанием в Д.п., П.п. (Записи оформляются на листах А3)

Коллективное обсуждение групповых проектов • Какой вывод мы можем принять как решение поставленной орфографической задачи? Каждая группа предлагает свой вариант решения орфографической задачи. Выбирается правильный, оптимальный вариант. Орфографическая задача решена

• Как вы думаете, сумел ли каждый из вас решить вторую задачу, которая была перед вами поставлена. (Слайд № 4) • Отметьте в тетради на полях значками (Г — трудно, Л — легко), кому было трудно выслушивать мнение другого, хотелось быстрее высказать своё мнение, а кто слушал товарища спокойно, соглашаясь с ним или нет , и ждал своей очереди терпеливо. • Оцените работу своей группы, продолжив фразу: «Группа решилаучебную задачу..., потому что все в группе работали» или «Группа решила учебную задачу..., потому что не все в группе работали» Каждый должен отметить в тетради на полях мнение о своей работе. Быстро, правильно Дружно, слушали внимательно, координатор правильно вёл всех, дал всем высказать своё мнение Медленно, с трудом Перебивали друг друга, не слушали мнение другого, не слушали координатора

6. Физминутка

7. Продолжение работы по теме урока 1 группа стр. 34 № 332 1,2 предложение 2 группа стр. 34 № 332 3,4 предложение 3 группа стр. 34 № 332 5,6 предложение Каждая группа на практике применяет решение орфографической задачи при выполнении практической работы. Работают группой

8. Итог урока • Как вы думаете, какая из двух задач, которые мы должны были решить на уроке, вам больше принесёт пользы в повседневной жизни? • Почему вы так считаете? Мнения детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.