Научная статья на тему 'Методический проект первого урока русского языка по разделу «Морфология. Словообразование»'

Методический проект первого урока русского языка по разделу «Морфология. Словообразование» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
894
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ / СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ / ФГОС ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА / ШКОЛЬНИКИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / МОРФОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / METHODS OF TEACHING RUSSIAN / METHODS OF TEACHING RUSSIAN AT SCHOOL / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / UNIVERSAL LEARNING ACTIONS / REFLECTION / LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE / PUPILS / METHODOLOGICAL PROJECTS / PROJECT / PROJECT METHOD / MORPHOLOGY OF RUSSIA / WORD FORMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гусарова Владимировна Гусарова

Основным содержанием работы является ход урока по теме «Понятие о морфеме». Статья включает в себя подробную технологическую карту урока с указанием целей, видов деятельности и методических приемов. Изучение раздела «Морфемика и словообразование» в системе русского языка имеет большое теоретическое и практическое значение. Понимание закономерностей словообразования русского языка способствует расширению лексикона и обогащению грамматического строя речи. Практическая направленность изучения раздела имеет значение для формирования правильного грамотного письма. Представляет интерес применение стратегий чтения при работе с данной темой, так как смысловое чтение фундамент всех обозначенных в стандарте результатов. В ФГОС ООО отмечается важность формирования навыка смыслового чтения: чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер. Данный урок представляет собой практику использования стратегий чтения на определенном тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PROJECT OF THE FIRST LESSON OF RUSSIAN ON «MORPHOLOGY. WORD FORMATION»

The main content of the article is the course of the lesson on the topic «The concept of morpheme». The study of the section «Morphemics and word formation» in the system of the Russian language has great theoretical and practical significance. Understanding the patterns of word formation of the Russian language contributes to the expansion of the lexicon and the enrichment of the grammatical structure of speech. The practical orientation of the study of the section is important for the development of proper writing. It is of interest to apply reading strategies when working with this topic, since semantic reading is the foundation of all the results indicated in the standard. In the Federal State Educational Standard of General Education the importance of forming the skill of semantic reading is mentioned: reading in the modern information society has a «meta-subject» or «supra-subject» character. This lesson is the practice of using reading strategies of a specific text.

Текст научной работы на тему «Методический проект первого урока русского языка по разделу «Морфология. Словообразование»»

УДК 372.881.111.1

ББК 4426.819=411.2,21-270 ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02

А. В. Гусарова

Екатеринбург, Россия

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПЕРВОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО РАЗДЕЛУ «МОРФОЛОГИЯ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

Аннотация. Основным содержанием работы является ход урока по теме «Понятие о морфеме». Статья включает в себя подробную технологическую карту урока с указанием целей, видов деятельности и методических приемов. Изучение раздела «Морфемика и словообразование» в системе русского языка имеет большое теоретическое и практическое значение. Понимание закономерностей словообразования русского языка способствует расширению лексикона и обогащению грамматического строя речи. Практическая направленность изучения раздела имеет значение для формирования правильного грамотного письма. Представляет интерес применение стратегий чтения при работе с данной темой, так как смысловое чтение — фундамент всех обозначенных в стандарте результатов. В ФГОС ООО отмечается важность формирования навыка смыслового чтения: чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер. Данный урок представляет собой практику использования стратегий чтения на определенном тексте.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка; методика русского языка в школе; стратегии чтения; ФГОС федеральные государственные образовательные стандарты; универсальные учебные действия; рефлексия; уроки русского языка; школьники; методические проекты; проектная деятельность; метод проектов; морфология русского языка; словообразование.

A. V. Gusarova

Ekaterinburg, Russia

METHODOLOGICAL PROJECT OF THE FIRST LESSON OF RUSSIAN ON «MORPHOLOGY. WORD FORMATION»

Abstract. The main content of the article is the course of the lesson on the topic «The concept of morpheme». The study of the section «Morphemics and word formation» in the system of the Russian language has great theoretical and practical significance. Understanding the patterns of word formation of the Russian language contributes to the expansion of the lexicon and the enrichment of the grammatical structure of speech. The practical orientation of the study of the section is important for the development of proper writing. It is of interest to apply reading strategies when working with this topic, since semantic reading is the foundation of all the results indicated in the standard. In the Federal State Educational Standard of General Education the importance of forming the skill of semantic reading is mentioned: reading in the modern information society has a «meta-subject» or «supra-subject» character. This lesson is the practice of using reading strategies of a specific text.

Keywords: methods of teaching Russian; methods of teaching Russian at school; Federal State Educational Standards; universal learning actions; reflection; lessons of Russian language; pupils; methodological projects; project; project method; morphology of Russia; word formation.

Разработка урока составлена в соответствии с учебниками линии УМК В. В. Бабайцевой1. Тема «Понятие о морфеме» в данном комплексе изучается в течение двух уроков. На первом уроке обучающиеся вспоминают уже известные основные понятия морфемики, систематизируют их, вспоминают порядок морфемного разбора, повторяют алгоритм обозначения морфем. На втором уроке учебный материал усложняется, он проводится в основном в форме рассуждений на лингвистическую тему.

Целью данной работы является помощь учителю в организации уроков русского языка в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта2, в котором обяза-

1 Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. Углубленное изучение. М.: «Дрофа», 2015. Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д., Дрозд Н. В. Русский язык. Сборник заданий. 5 класс. Учебное пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы» для школ и классов с углубленным изучением русского языка. М.: «Дрофа», 2015.

Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д., Глазков А. В. Русский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь. Углубленное изучение. М.: «Дрофа», 2016.

2 Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования:

тельным компонентом метапредметных результатов освоения основной образовательной программы является овладение навыками смыслового чтения

3

текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Особое внимание уделено работе над текстом с применением стратегий смыслового чтения. Под смысловым чтением понимается восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Стратегия — это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам.

В работе над текстом, в соответствии с технологией продуктивного чтения, можно выделить три

приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 12. 22.03.2010; Российская газета. 2011. 16 фев. № 5408.

3 Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. М.: Баласс, 2013.

основных этапа, на каждом из которых происходит формирование определенных универсальных учебных действий: до чтения текста, во время чтения текста, после чтения текста. Ряд заданий ориентирован на работу с текстами, в которых информация представлена в различных видах: сплошной текст, инфографика, схема, иллюстрация.

Статья рассчитана на ее творческое применение. Педагог может использовать как полностью разработанный урок, так и отдельные материалы и задания.

Технологическая карта урока

Тема: Понятие о морфеме.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Тип урока: комбинированный.

Используемая технология: смысловые стратегии чтения.

Цель: дать понятие о морфемике как разделе лингвистики, изучающем строение слова.

Класс: 5.

УУД (предметные, метапредметные, личностные):

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. Составлять плана урока.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Осознание ценности русского языка и возможности, предоставляемые средствами русского языка — морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся выделять морфемы в словах; выполнять морфемный разбор; понимать роль морфем в образовании слов объяснять языковые явления.

Обучающиеся познакомятся с понятиями: языкознание, морфема, неизменяемые слова, лексическое значение, грамматическое значение, главная часть слова, новые слова, формы слов.

№ Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность обучающихся Результаты этапа

1. Перемена перед уроком Настрой на работу с темой На экране представлен слайд с ин-фографикой: т Ш т Агя . щ ЕЯ в По желанию: Обращают внимание на экран. Обсуждают информацию, представленную на слайде. Задают вопросы учителю Включение сознательных и бессознательных механизмов памяти

2. Оргмомент Организация внимания. Настрой на работу Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Готовность к работе

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результаты этапа

Составление плана урока

Составление плана работы

Учитель на доске составляет план урока из заранее приготовленных

блоков

4

Составляют план работы

Составлен план урока.

1. Разминка (интеллектуальная)

2. Изучение нового материала

3. Отработка нового материала

4. Разминка (физическая)

5. Рефлексия

6. Итог урока

7. Выставлен ие отметок

8. Домашнее задание_

4.

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока

На доске расположены карточки:

- Рассмотрите карточки. Какое предложение здесь зашифровано?

- Запишите предложение в тетрадь. Дайте его полную характеристику, выполните синтаксический разбор, прокомментируйте орфограммы.

Учитель комментирует расстановку знаков препинания в предложении

Расшифровывают предложение. Записывают его в тетрадь.

Дают характеристику предложения.

Выполняют синтаксический разбор.

Комментируют орфограммы

В тетради записано предложение: ЧТОБЫ ЗНАНИЯ ПОЛУЧИТЬ, НАДО КНИЖКУ ИЗУЧИТЬ.

Выполнен его синтаксический разбор.

Постановка

учебной

задачи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуализация имеющихся знаний

Сформулировать тему и поставить задачи урока

Назовите части слов, которые вы соединяли между собой для составления данного предложения, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Сформулируйте задачи урока, используя шаблон, представленный на доске:

1) Познакомиться с новым названием...

2) Узнать в каком разделе науки о языке...

3) Совершенствовать умение.

Формулируют (уточняют) тему урока.

Ставят задачи на урок:

1) Познакомиться с новым названием частей слова;

2) Узнать в каком разделе науки о языке изучаются части слова;

3) Совершенствовать умение находить составные части слов

Сформулирована тема урока.

Поставлены задачи урока

6.

Изучение нового материала

Предтекстовая стратегия чтения нацелена на постановку задач чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотива-

Мы будем читать учебный текст по теме Морфемика.

Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом (тексты представлены на доске в виде карточек, прикрепленных магнитами): ЯЗЫК.. ЗНАНИЕ, МОРФЕМА, МОКРИБ, ПР..СТАВКА, КОРЕНЬ,

Выбирают из списка слов те, которые могут быть связаны с текстом, объясняют значение выбранных слов.

Выписывают ключевые слова

Знакомство с новой информацией с помощью предтексто-вой стратегии чтения «Глоссарий» — включение механизма предвосхищения, ожидания.

4 Целесообразно вести работу над составлением плана урока с начала учебного года. Сперва учитель сам составляет этот план, комментируя новые этапы. А затем (примерно через месяц) обучающиеся составляют, корректируют и следят за выполнением плана самостоятельно.

№ Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность обучающихся Результаты этапа

ции к чтению СУФФИКС, ОК..НЧАНИЕ, ОСНОВА, РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ, ГЛАГОЛ, НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ СЛОВА, СКЛОНЕНИЕ, СПРЯЖЕНИЕ, ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗН..ЧЕНИЕ, ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗН..ЧЕНИЕ, ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ СЛОВА, РРАЕЫХШ, БОТИХШ, НОВЫЕ СЛОВА, ФОРМЫ СЛОВ. Запишите в тетрадь выбранные слова, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя по эталону (учитель переворачивает карточки, на обороте которых буквы на месте пропусков выделены): ЯЗЫКОЗНАНИЕ, МОРФЕМА, МОКРЫЕ, ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ, ОСНОВА, РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ, ГЛАГОЛ, НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ СЛОВА, СКЛОНЕНИЕ, СПРЯЖЕНИЕ, ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ СЛОВА, РКАЕПХШ, ВОТТТХШ, НОВЫЕ СЛОВА, ФОРМЫ СЛОВ. в тетрадь. Выполняют орфографическую работу. Проверяют себя по эталону

Управление процессом осмысления текста во время его чтения Прочитайте название параграфа 18 (Понятие о морфеме). Предположите содержание параграфа, исходя из его названия. Добавьте в глоссарий опорные слова, которые могут встретиться в данном тексте. Читают, строят предположения о содержании текста, основываясь на названии. Дополняют опорные слова Расширен глоссарий по теме Морфемика

Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка. МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СТОП 1. Дайте толкование сложным словам СЛОВОПРОИЗВОДСТВО и СЛОВОИЗМЕННИЕ. 2. Для чего служит словопроизводство и словоизменение в языке? Словопроизводство в русском языке, подобно словоизменению, отличается, сравнительно с тою же стороною других новейших европейских языков, гораздо большим разнообразием. H. Г. Чернышевский § 18. Понятие о морфеме Морфемика (греч. шогрке — форма) — это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. СТОП I. Из каких значимых частей состоят слова? Слова состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов и Читают текст и отвечают на вопросы учителя Понимание текста

№ Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность обучающихся Результаты этапа

окончаний. Эти части называются общим словом — морфемы. Они образуют морфемный состав слова. Каждая морфема в слове имеет свое значение. СТОП 2. Запишите на доске, какие условные значки приняты для обозначения морфем. Для разных морфем есть свои условные значки: — — приставка, п — корень, л — суффикс, □ — окончание. Например: заготовк(в], лесн\ой\, надписать СТОП 3. Какая морфема является основной в слове? 4. Где располагается приставка или приставки? Где располагается один или несколько суффиксов? 5. У всех ли слов есть окончание? Почему? Основной частью слова является корень. Перед корнем может быть одна или несколько приставок, а после корня — один или несколько суффиксов. В конце изменяемых слов есть окончание. Неизменяемые слова окончаний не имеют. СТОП 6. Для чего нужно изучать строение слов? 7. Какие орфографические правила связаны с морфемным составом слова? Умение видеть строение слова развивает языковое чутье, способствует осознанию тончайших оттенков в значении слов. Если вы научитесь правильно и быстро членить слова на морфемы, выявлять их значения, то избежите многих ошибок, что, несомненно, повысит культуру устной и письменной речи. Знание морфемного состава слова — одно из главных условий, обеспечивающих грамотное письмо. С морфемным составом слова связаны многие орфографические правила правописания корня, приставок, суффиксов, окончаний. Тайны морфемного состава некоторых слов уведут вас в их историю, часто связанную с историей общества.

7. Первичная проверка понимания изученного Обучение обобщению содержания текста с помощью послетекстовой стратегии чтения «Глоссарий» Закончив чтение текста, мы возвращаемся к выбранным опорным словам и посмотрим на значение и употребление слов, использованных в тексте. Найдите в тексте слова, интересные для морфемного разбора (это задание заставляет учащихся мысленно начерно определить морфемный состав нескольких слов, всмотреть- Вспоминают порядок морфемного разбора. Выполняют на доске и в тетрадях морфемный разбор слов (5-7 слов). Разъясняют вы- На доске появляется опорная схема из составленных слов. На доске и в тетради выполнен морфемный разбор нескольких слов

№ Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность обучающихся Результаты этапа

ся в него, и, следовательно, обратить внимание на написание этих слов). бранные понятия с учетом прочитанного текста.

- Найдите фрагмент текста, раскрывающий морфемный принцип написания («С морфемным составом слова связаны многие орфографические правила правописания корня, приставок, суффиксов, окончаний»). Учитель напоминает о морфемном принципе написания: каждая морфема пишется единообразно, независимо от того, как она произносится. - Поясните на примерах суть морфемного принципа написания. Обучающиеся на примерах изученных правил объясняют сущность этого принципа

8. Разминка (физическая) Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка Учитель называет слова, а обучающиеся, если слово связано с темой урока, хлопают в ладоши над головой, если не связано — топают. Примеры понятий: морфемика, математика, ударение, корень, словообразование, система, морфемный разбор. Поднимаются и становятся рядом с рабочим местом. Выполняют физические упражнения Размялись, не отрываясь от темы урока

9. Закрепление пройденного материала Часть урока проводится в форме соревнования Обучающиеся записывают слова по принципу: кто больше или кто быстрее (за определенное время) запишет слов с известными им частотными суффиксами (-чик-, -ость-, -ник- и др.). Можно устроить соревнование: кто больше запишет слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, за пять минут. Слова надо записывать двусложные (коза, лоза, нога и т. д. без проверочных слов), лучше записывать их в столбик. Письменно выполняют задание

10 Применение изученного материала Задание 379. Прочитайте слова, придуманные маленькими детьми. Одевальце, пальчатки, гудильник, конькей, горблюд. • Как вы думаете, что они обозначают? • Как вы догадались? • Запишите правильно эти слова. • Из каких морфем состоят первые два слова. • А вы или ваши родные придумывали подобные слова? Как вы думаете, почему подобные слова появляются в детской речи? О чем они свидетельствуют? Осознание основного пути пополнения языка новыми словами, понимание роли морфем в слове

11 Рефлексия Соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом, зафиксировать новое знание, поставить цели на дальнейшую работу. Оценить работу обучающихся Обращает внимание на план на доске, составленный в начале урока. Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки. Направляет рефлексию. Соотносят пункты плана с конкретной деятельностью на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции изучаемого материала и как они их усвоили (что Рефлексия пути достижения результата

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результаты этапа

получилось, что не получилось и почему).

Самооценка и оценка работы класса и отдельных обучающихся

12

Домашнее задание

Отработка основных знаний и умений и актуализация знаний для дальнейшего изучения материала

Комментирует домашнее задание (три уровня домашнего задания).

1. Стандартный минимум:

Выполнить в рабочей тетради задание 112.

Впишите пропущенные буквы: Е или И, А или О, Я или Е. Вычеркните «четвертое лишнее».

1. Б..да, тр..пать, к..ты, д..ла.

2. К..заться, уд..ваться, уст..вать, подк..вать.

3. Др..нной, тр..стись, гл..деть, м..двяный.

2. Повышенный уровень:

Выполнить письменно задание 377 из сборника заданий. Рассмотрите рисунок. Перед вами условное обозначение слова и его морфем. Почему две матрешки больше остальных? Подумайте и запишите слова, состоящие из следующих морфем:

а) корня и окончания (п □);

б) корня, суффикса и окончания (п л □);

в) приставки, корня и окончания (п л □);

г) приставки, корня, суффикса и окончания (- п л □).

Творческий уровень: дать развернутый ответ на проблемный вопрос: как понимать выражение «Наименьшие значимые части слова».

Записывают домашнее задание в дневник, отвечают на вопросы учителя, задают уточняющие вопросы

Обучающиеся получили домашнее задание

ЛИТЕРАТУРА

Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д., Дрозд Н. В. Русский язык. Сборник заданий. 5 класс. Учебное пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы» для школ и классов с углубленным изучением русского языка. — М.: «Дрофа», 2015.

Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д., Глазков А. В. Русский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь. Углубленное изучение. — М.: «Дрофа», 2016.

Бакулина Г. А. Конспекты уроков для учителя русского языка: 4 (5) кл.: Интеллектуальное развитие школьников. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. Углубленное изучение. — М.: «Дрофа», 2015.

Методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык. 5-9 классы. Углубленное изучение / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, И. Н. Политова, О. А. Сальникова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014.

Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — № 12. — 22.03.2010; Российская газета. — 2011. — 16 фев. — № 5408.

Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС: пособие для учителя. — М.: Баласс, 2013.

REFERENCES

Babaytseva V. V., Bednarskaya L. D., Drozd N. V. Rus-skiy yazyk. Sbomik zadaniy. 5 klass. Uchebnoe posobie k uchebniku V. V. Babaytsevoy «Russkiy yazyk. Teoriya. 5-9 klassy» dlya shkol i klassov s uglublennym izucheniem russ-kogo yazyka. — M.: «Drofa», 2015.

Babaytseva V. V., Bednarskaya L. D., Glazkov A. V. Russkiy yazyk. 5 klass. Rabochaya tetrad'. Uglublennoe izuchenie. — M.: «Drofa», 2016.

Bakulina G. A. Konspekty urokov dlya uchitelya rus-skogo yazyka: 4 (5) kl.: Intellektual'noe razvitie shkol'nikov. — M.: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2004.

Babaytseva V. V. Russkiy yazyk. Teoriya. 5-9 klassy. Uchebnik. Uglublennoe izuchenie. — M.: «Drofa», 2015.

Metodicheskoe posobie k UMK V. V. Babaytsevoy. Russkiy yazyk. 5-9 klassy. Uglublennoe izuchenie / V. V. Babaytseva, L. D. Bednarskaya, I. N. Politova, O. A. Sal'nikova. — 2-e izd., stereotip. — M.: Drofa, 2014.

Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo standarta nachal'nogo obshchego obra-zovaniya: prikaz Minobrnauki Rossii ot 06.10.2009 № 373 (red. ot 18.12.2012) // Byulleten' normativnykh aktov fe-deral'nykh organov ispolnitel'noy vlasti. — № 12. — 22.03.2010; Rossiyskaya gazeta. — 2011. — 16 fev. — № 5408.

Smetannikova N. N. Obuchenie strategiyam chteniya v 5-9 klassakh: kak realizovat' FGOS: posobie dlya uchitelya. — M.: Balass, 2013.

Данные об авторе

Анна Владимировна Гусарова - учитель русского языка, МАОУ-Гимназия 47 (Екатеринбург). Адрес: 620067, Россия, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а. E-mail: me.gusarova@gmail.com.

About the author

Anna Vladimirovna Gusarova, Teacher of Russian Language and Literature, Gymnasium № 47 (Ekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.