ББК 74.268 УДК 378
Т. Б. Михеева
г. Ростов-на-Дону
Применение технологии совместной деятельности на уроке русского языка в классе с многонациональным контингентом учащихся
Статья содержит некоторые методические рекомендации учителю русского языка, работающему с многонациональным контингентом учащихся в рамках одного класса. Раскрываются особенности технологии сотрудничества при обучении русскому языку. Предлагаются варианты заданий на уроке с применением форм совместной деятельности учащихся 5 класса.
Ключевые слова: технология совместной деятельности, многонациональный контингент учащихся, речевая среда; виды деятельности, учебное сотрудничество, дифференцированные задания, индивидуальный подход.
T. B. Mikheeva
Rostov-na-Dony
Application of Cooperation Technologies at the Russian Language Lesson
in the Multinational Class
The article contains some guidelines for Russian language teachers, working with multinational pupils in one class. It reveals the particular cooperation technology when teaching the Russian language and suggests some scan job at the lesson using collaborative activities for the 5th form students.
Keywords: technology of working together, multinational students, speech environment, types of activities, educational cooperation, differentiated tasks, and individual approach.
Технологичность процесса обучения русскому языку в школе все чаще становится предметом исследования методистов. Исследуются как отдельные формы обучения конкретным аспектам языка [1; 4; 10 и др.], так и общие подходы и принципы выбора средств обучения [5; 8; 9; 12 и др.].
Перечислим условия, методы и приемы обучения русскому языку учащихся, для которых русский язык является неродным, применяемые учителями как наиболее эффективные. В первую очередь - это максимальное использование естественной речевой среды. Русская речевая среда является основанием для организации диалоговых форм общения на уроке (работы в паре). Вторым по значимости приемом включения учащихся в речь является выполнение ситуативных упражнений, которые помогают учебное говорение заменить естественным речевым актом. Далее следуют коммуникативные задания, задания, связанные с решением коммуникативных задач (уточните сказанное, согласитесь с соседом по парте, расспросите учителя о..., убедите в
своей правоте., поздравьте друга/подругу/маму/брата с днем рождения и т. п.). Немаловажными видами деятельности учащихся являются:
- списывание,
- работа по образцу,
- свободный, проверочный и другие виды диктантов,
- обязательная работа с различными словарями;
- использование инструкций,
- использование слов-сигналов,
- упражнения на введение данных слов в контекст и т. п.
Современные модели личностнодеятельностного и развивающего обучения в школе имеют обширный арсенал технологий, методов и приемов обучения, основанных как на индивидуальных, так и на совместных способах обучения. «Сотрудничество - это гуманистическая идея современной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и ре-
зультатов этой деятельности.» [3, с. 62]. В основе стратегии учебного сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных процессов и интересов учащихся.
В отличие от отношений «взрослый
- ребенок», отношение со сверстниками
- это прежде всего отношения равенства. Общение со сверстниками дает детям то, чего никак не может дать им неравноправное общение со взрослыми, критичность к мнениям, словам и поступкам других людей, независимо от их воли и желания. А за этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, а главное, иметь собственную позицию, точку зрения, отличать ее от чужой и защищать ее [11].
Единственной сферой детской жизни в школе, в которую не допущено общение и сотрудничество со сверстниками, остается учебная деятельность младших школьников. Их рассаживают за удобные парты, запрещают разговаривать друг с другом, взаимопомощь на уроке называют нехорошим словом «подсказка и списывание». Получается, что в учении - в их главном деле
- они лишены общества сверстников - этого существенного фактора нормального развития. Ученики на уроке не общаются, не взаимодействуют непосредственно - учитель всегда выступает посредником между детьми. Отношение «ученик - учитель» реально существует, а совместная учебная работа детей, предполагающая их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются крайне редко. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничают друг с другом.
Каким же должно быть учебное сотрудничество учителя с классом, готовящее ребёнка к активной позиции учащегося, то есть учащего самого себя с помощью взрослого и сверстников.
В. В. Давыдов [2, с. 34] считает, что «все формы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения «ребенок-взрослый», но и отношения «ребенок-ребенок». При этом поведение в учебном общении эффективнее складывается не в целом классе, а в
малых детских группах, являющихся для ребенка одновременно и группами эмоциональной поддержки .
Сотрудничество детей друг с другом является основой для организации коллективной формы обучения в средней школе.
В настоящее время учебное взаимодействие признается необходимым условием продуктивной учебной деятельности. Психологи и педагоги зачастую по-разному называют такое учебное взаимодействие - взаимное обучение, учебное сотрудничество.
Следует помнить, что в любой современной педагогической технологии - главные моменты - структура и содержание учебно-познавательной деятельности учащегося, а не педагогическое воздействие учителя. Немаловажную роль в выборе технологии обучения играет целеполагание. «Цель - основа функционирования любой технологии и основа управления учебным процессом» [7, с. 28]. Слабые учащиеся хуже всего справляются с заданиями, содержащими реализацию несколько целей. Им трудно осуществлять эффективную деятельность по двум параметрам. Поэтому каждая корректирующая работа заканчивается выводом в устном или письменном виде. Вывод может сформулировать либо сам слабый учащийся, либо его более сильный партнер по совместной деятельности. Существенное место в педагогике сотрудничества отводится созданию реальных продуктов совместной деятельности учащихся, которые каждый из них может увидеть.
Если ученики не станут помогать друг другу, то ни один учитель не сможет одновременно учить многих детей. Сама организация совместного обучения предполагает учебное взаимодействие детей и без него не мыслима. Идея педагогического сотрудничества состоит в том, что учитель организует взаимодействие не с каждым учащимся в отдельности, а с группой совместно работающих учащихся [11, с. 114]. При этом учителю следует ориентироваться и на взаимодействие детей в самой группе или в паре детей. В совместной деятельности детей раскрываются резервы развивающего характера: формируются общечеловеческие навыки поведения в обществе, такая организация работы дает ученику эмоцио-
нальную поддержку, без которой многие не могут включиться в учебную деятельность на уроке, способствует становлению самокритичности как качества личности. Взаимодействие детей друг с другом имеет большое значение и для развития речи. Общение со сверстниками делает детскую речь адресной. Взаимодействуя с ровесниками, ребенок учится планировать в речи свои действия, учится строить монологические высказывания. При освоении любой новой деятельности ученик должен быть обеспечен помощью. Такую помощь ему может оказать не только учитель, но и одноклассник.
Далее, на примере нескольких уроков русского языка, покажем возможный вариант заданий, основанный на совместной (групповой или парной) деятельности учащихся. Темы уроков и задания соответствуют содержанию учебно-методического комплекса по русскому языку В. В. Бабай-цевой, представленного учебником «Русский язык. Теория», сборник задач и упражнений «Русский язык. Практика». Задания формируют умения видеть особенности употребления языковых единиц в речи, самостоятельно отбирать, конструировать языковой материал в соответствии с изучаемой темой, правильно - в соответствии с нормами литературного языка и целесообразно - в соответствии с обстоятельствами речи отбирать и использовать различные языковые средства в собственной речевой практике.
Использование даже некоторых форм технологии обучения в сотрудничестве в классе с многонациональным контингентом учащихся приводит к следующим положительным моментам:
• на формирование умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
• уменьшаются дисциплинарные трудности;
• ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
• меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;
• растет самокритичность; ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
• учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
• дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
• учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся:
- учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы;
- давать группам или парам учащихся задания, дифференцированные по трудности;
- уделять больше внимания «слабым» учащимся.
Преподавание русского языка в школе, в том числе - в школе с многонациональным контингентом, требует от учителя постоянного поиска, умения анализировать, находить и постоянно совершенствовать эффективные способы формирования компетенций школьников [6]. Учитель русского языка моделирование своей деятельности основывает на понимании того, что в преподавании русского языка как родного и как неродного система изучаемого языка имеет разную степень важности. В преподавании русского языка как родного речь идет не столько о формировании, сколько о совершенствовании и развитии языковой компетенции школьника. При обучении русскому языку как неродному учащиеся осваивают новую для себя знаковую систему, овладевают новыми языковыми средствами (формируется языковая компетенция учащихся).
Деятельность учащихся 5 полиэтнического класса на уроке русского языка в условиях взаимодействия (с использованием технологии сотрудничества)
Виды деятельности
Тема урока Цели урока для учащихся Задания учащихся, для которых русский язык является родным/ с высоким уровнем языковой подготовки учащихся, для которых русский язык является неродным/ со слабой языковой подготовкой
Состав слова. Морфема как значимая часть слова Знать: понятие «морфема» Уметь: отличать морфему от слога; воспроизводить морфемы на письме, определять значение приставок и суффиксов, разбирать слово по составу 1.Составьте слова из данных (учителем) морфем. 2. Запомните -один из главных принципов орфографии - морфемный - гласит: одна и та же морфема пишется одинаково, как бы ни менялось ее произношение (кроме случаев чередования). 3. Проследите за тем, как меняется лексическое значение слова при изменении корня (чистота/частота, запевают/ запивают, примеряешь/ примиряешь) 4. Проверьте безударную гласную в словах, используя известные вам способы проверки безударных гласных. Запиши полученную цепочку слов Выполнение задания у доски и в тетради Пересказ текста. Выполнение задания по условию Составление словосочетаний, объяснение написания слов Уточните значения слов по толковому словарю или путем подбора однокор-ых слов: пол(а/о)скать, отв(о/а) рить, об(и/о)жать, пос(е/и)деть. Выполнение задания по условию Списывание с доски. Определение значений незнакомых слов по словарю. Выписывание из текста примеров и их разбор по составу. Пересказ текста Составление словосочетаний, определение значения незнакомых слов по словарю. Выполнение дополнительного задания Составление с каждым словом словосочетание (употребление слов в контексте). Подбор однокоренных слов, подбор другой формы слова
Задания на совместную деятельность 1. Комментированное письмо. Распределение слов на 2 группы А) проверяемые подбором однокоренных слов; Б) проверяемые с помощью разбора по составу Использование самопроверки, взаимопроверки. 2. Терминологический диктант с взаимопроверкой.
Вводный урок. Морфология и орфография Знать: что изучает морфология; определение орфограммы. Уметь: определять морфологические признаки самостоятельных частей речи 1.Распределите слова (дает учитель) на две группы: А) с общим грамматическим значением. Б) с одинаковыми морфологическими признаками Заполнение таблицы Составление лингвистических текстов «Что я знаю о морфологических признаках сущ. / прилаг. /глаголов» Выполнение задания по условию Дополнение таблицы примерами (из упр.уМК В. В. Ба-байцевой) Формулирование вопросов по содержанию лингвист. текстов. Ответы на вопросы
определять грамматическое значение окончаний в различных формах сущ-ого, прил-ого, глагола 2. Определите и запишите по образцу грамматические признаки данных слов. 3.Расскажите, чем самостоятельные части речи отличаются от служебных Чтение теоретич. материала (§ 68 УМК В. В. Бабайцевой) Составление плана характеристики слова как части речи Выполнение задания по условию Определение и запись начальной (словарной) формы слов Чтение теоретич. материала (§ 68 УМК В. В. Бабайце-вой) Запись в тетради вопросов, по которым можно определить часть речи
Задания на совместную деятельность 1.Определение значения слов на основе анализа их состава. 2. Взаимоопрос с использованием распознавания 3. Свободный диктант с взаимопроверкой
Однозначные и многозначные слова Знать: понятие «однозначное» и «многозначное слово» Уметь: пользоваться толковым словарем, выбирать значение многозн. слова, соответствующее ситуации 1.Прочитайте текст. Найдите предложение, в котором объясняется слово глобус. Составьте в тетради словарную статью об этом слове. 2. Подберите как можно больше сущ. к прилагательному свежий. Выполнение задания по условию Составление предложений. Проговаривание ситуаций /контекста использования того или иного значения слова свежий Выполнение задания с использованием толкового словаря. Списывание со словаря Подбор синонимичных/ антонимич-ных словосочетаний с уточнением значений многозначных прилаг. по толковому словарю
Задания на совместную деятельность 1. Беседа и выполнение упражнений с использованием таблицы «Основные части словарной статьи» 1)заголовочное слово 2) грамматические пометы 3) толкование лексического значения 4) пример употребления слова в речи.) Самостоятельное составление учащимися словарных статей 2. Устный выборочный диктант с грамматиколексическим заданием (стихотв. Г. Демыкиной «Обо всем»)
Глагол как часть речи Знать: понятие «постоянные» и «непостоянные признаки» глагола как части речи Уметь: определять грамматические значения (признаки) глагола 1. Укажите грамматические признаки данных глаголов. 2. Прочитайте текст. Определите вид и время выделенных глаголов Запись по образцу. Ответ на вопрос: Почему глагол в неопределенной форме имеет меньше всего грамматических значений? Подбор видовых пар. Создание текста на одну из тем по выбору «Мой обычный день», «Ура! Завтра воскресенье», «Что я делал сегодня утром» Запись по образцу. Выделения личного окончания глагола как показателя грамматического признака. Создание текста на одну из тем по выбору «Мой обычный день», «Ура! Завтра воскресенье», «Что я делал сегодня утром»
3.Прочитайте стихотворение- подсказку (О.Соболевой) Что в вопросе - то в ответе. Правил проще нет на свете. Используя материал для наблюдений (§ 16), сформулируйте условия написания Ь в глаголах Чтение стихотворения. Вывод: «Если в вопросе есть Ь, значит, и в глаголе пишется Ь» Ответ на вопрос «Почему стихотворение О.Соболевой является стихотворением-подсказкой?
Задания на совместную деятельность 1. Запись собственных текстов. 2. Работа в парах. Анализ глагольных форм с проверкой написания Ь в формах глаголов. Использование самопроверки, взаимопроверки. 3. Составление рассказа по сюжетным картинкам или по личным наблюдениям и впечатлениям
Род имени существительного. Уметь: определять род имени сущ. - по значению, - по окончанию, - из контекста; согласовывать прилагательные и глаголы прош. вр. с существительными 1. Расскажите, как вы определяете род имени существительного. 2. Пользуясь словарем, проверьте, к какому роду относятся данные слова. Составьте с ними словосочет. «прил.+сущ.» Составление лингвистического текста Объяснение трудностей в определении рода. Игра «Наш класс» (Как можно больше назвать предметов, которые находятся в классной комнате). Определение рода им.сущ. Подбор к именам существительным подходящие по смыслу имен прилагательных Составление текста-рассуждения на тему «Как я определяю род имени существительного»
Задания на совместную деятельность Проверочный диктант с грамматическим заданием «О шахматах». (С. А. Романова. Тематические разработки уроков русского языка в 5 кл.- М.,2002. С.107) Использование самопроверки, взаимопроверки.
Список литературы
1. Арипова У. А. Ситуативные упражнения как средство развития устной речи учащихся национальной школы: дис. ... канд. пед. наук, М., 1988. 190 с.
2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 230 с.
3. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Начальная школа: плюс-минус. 2001. № 8. С. 62-73.
4. Куропаткина Т. И. Формирование орфографических навыков на основе углубленного изучения морфемики: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006. 324 с.
5. Мартынова И. В. Учебное взаимодействие младших школьников как средство формирования письменной речи: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2002. 16 с.
6. Михеева Т. Б. Обучение русскому языку в полиэтнической школе: деятельность учителя. М.: Русское слово, 2008. 176 с.
7. Монахов В. М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. 1997. № 6. С. 26-31.
8. Новикова Л. И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5-9 кл. как средство постижения учащимися национальной культуры: дис. ... докт. пед. наук. М., 2005. 515 с.
9. Тимонина В. Ю. Реализация индивидуального подхода при обучении орфографии на роках повторения в 5 классе с компьютерным сопровождением: дис. . канд. пед. наук. М., 2004. 190 с.
10. Устинов А. Ю. Свободный диктант и его место в системе орфографических упражнений: дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 225 с.
11. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 303 с.
12. Янченко В. Д. Пути формирования лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка в средней школе: дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 298 с.
УДК 371 ББК Ч 426.21
В. А. Сергеева
Чита
Работа над подтекстом произведения на основе преемственности при обучении школьников выразительному чтению
Статья посвящена проблеме обучения школьников-подростков выразительному чтению. Автор выявляет ретроспективные и перспективные линии, считая, что процесс обучения должен быть построен на основе принципа преемственности. При этом автор статьи опирается на исследования психологов, в которых характеризуются новообразования периода отрочества. Работа над подтекстом произведения способствует развитию чтецких умений, которые связаны со словесным действием, способностью самостоятельной трактовки (интерпретации) текста. Результатом работы над подтекстом произведения является совершенствование умения выразительно читать, формирование важных компонентов коммуникативной компетенции. Общение чтеца и слушателей рассматривается как один из видов общения подростков. Организация обучения на основе преемственности способствует формированию литературно-творческих способностей школьников.
Ключевые слова: подтекст, словесное действие, исполнительский анализ, интерпретация, чтецкие умения, сензитивный период, преемственность, психологические характеристики возраста.
V. A. Sergeeva
Chita
The Work with the Subtext of the Creation on the Base of Continuity in the Schoolchildren Teaching of Dramatic Reading
The article deals with the problem of teaching dramatic reading to teenage schoolchildren. The author reveals both retrospective and perspective trends.
The author takes into consideration the fact that the process of teaching should be based on the principle of continuity and relies on the psychologists' researches of characterizing new phenomena of adolescence. The work on the fiction subtext helps us develop the dramatic reading skills, which are connected with word action, the ability of independent interpretation of a given text. The results of such work are the perfection of the ability to recite expressively, to form important components of communicative competence.
The interaction of the speaker and the listeners is considered as one of the means of teenagers' communication.
Teaching in terms of continuity contributes to the formation of literary creative abilities of school-children.
Keywords: word action, performing, analysis, interpretation, speaker's abilities, sensitive period, continuity, characterization of the age.