Научная статья на тему 'Урок русского языка в 10 классе по теме «Способы словообразования»'

Урок русского языка в 10 классе по теме «Способы словообразования» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5121
740
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГЭ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД / РУССКИЙ ЯЗЫК / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Козицкая Мария Владимировна

Автор статьи представляет урок русского языка в 10 классе по теме «Способы словообразования», построенный в деятельностном подходе и обеспечивающий подготовку учащихся к выполнению задания В1 единого государственного экзамена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Урок русского языка в 10 классе по теме «Способы словообразования»»

МАСТЕР-КЛАСС

Козицкая Мария Владимировна

учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №64 г. Москва

J V.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ»

Л___________________________________________г

Аннотация. Автор статьи представляет урок русского языка в 10 классе по теме «Способы словообразования», построенный в деятельностном подходе и обеспечивающий подготовку учащихся к выполнению задания В1 единого государственного экзамена.

Ключевые слова: ЕГЭ, деятельностный метод, русский язык, словообразование.

Урок построен на основе деятельностного метода и обеспечивает подготовку учащихся выполнению здания В1 ЕГЭ [1,2,3].

Цели:

обобщение и систематизация знаний по разделам: • словообразование как раздел науки о языке,

• основные способы образования слов в русском языке; • совершенствование умения производить словообразовательный разбор слова;

• совершенствование представления о морфемном разборе слова как неотъемлемой части смыслового анализа значимых частей слова;

• подготовка к выполнению задания В1 ЕГЭ;

• проверка степени усвоения материала по словообразованию учащихся 11 класса.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Подготовка к уроку.

2. Сообщение учителем темы, целей урока.

3. Запись в тетради: число, тема урока.

II. Повторение пройденного материала.

Вступительное слово учителя Задание В1 ЕГЭ проверяет умение определять основные способы образования слов.

Словообразование - один из главных источников пополнения словарного запаса. Новые слова образуются постоянно. Это обусловлено переменами в жизни общества. Еще сорок-пятьдесят лет тому назад не было таких слов, как прилуниться, луноход, стеклопакет, внеземной и т.д. Эти слова образовались по существующим моделям. Например, слово луноход образовалось по модели таких слов, как пароход, теплоход путем сложения основ лун- и ход-с помощью соединительной гласной о. Слово прилуниться образовано по модели глагола приземлиться.

Беседа с элементами лекции.

- Итак, давайте вспомним, что такое словообразование?

(раздел науки о языке, изучающий строение и способы образования слов)

- Для чего на уроках русского языка изучается этот раздел науки о языке?

(от правильного определения морфемы зависит написание слова - его орфография)

- Какие способы словообразования вам известны?

Учащиеся называют способы образования слов;

учитель записывает их на доске вместе с примерами, которые приводят учащиеся.

1) приставочный способ (слова образуются при помощи приставки): с-ходить, без-звучный;

2) суффиксальный способ (слова образуются при помощи суффикса): туман - туман-н-ый, белый -бел-оват-ый;

3) приставочно-суффиксальный (слова образуются при помощи приставки и суффикса): при-мор-ск-ий от море, под-окон-ник от окно;

4) бессуффиксный способ (бессуффиксным способом слова образуются редко; этим способом образуются от глаголов имена существительные, которые обычно означают результат действия, обозначенного глаголом; бессуффиксным способом существительные образуются и от некоторых прилагательных): взрыв от взрывать, ход от ходить; синь от синий, тишь от тихий;

5) сложение слов или основ, а также сложением части основы с целым словом или частей основы: водостойкий от вода и стойкий, диван-кровать; стенгазета, спецкор, вуз;

6) путем перехода слов из одной части речи в другую: рабочий (прилагательное) костюм - молодой рабочий (существительное), идти наудачу (наречие) -надеяться на удачу (существительное).

50

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

Устная работа (лекция с элементами беседы).

- Вспомните словарный состав слова. (Лексическое значение слова выражает основа)

- Что такое основа? (Часть изменяемого слова без окончания)

- Что такое корень слова? (Общая часть родственных слов, в которых заключено основное значение)

- Что такое приставка? (Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов)

- Что такое суффикс? (Значимая часть слова, которая стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов)

- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова, которая, образуя формы слова, служит для связи слов в словосочетании и предложении)

- Окончание выражает значение рода, числа, падежа, лица. Приведите примеры.

- Бывает, что окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой. Как называется такое окончание? Приведите примеры. (Нулевое)

- Не имеют окончания неизменяемые части речи. Какие? (Наречия, деепричастия, служебные части речи, неизменяемые существительные)

- Приведите примеры.

III. Основная часть.

1. Составление алгоритма действий при словообразовательном разборе.

• - Определите лексическое значение разбираемого слова, выделите в нем основу.

• - Найдите к нему родственные слова (или слово), выделите в них (в нем) основы.

• - Сопоставьте состав основ разбираемого и родственного слова и выберите родственное слово более простое по структуре, но включающее как можно больше общих элементов. Оно и будет тем словом, от которого образовано разбираемое слово.

• - Укажите значимые части слова, при помощи которых образовано разбираемое слово. Таким образом, вы установите способ словообразования.

Важно запомнить, что этот алгоритм не подходит для таких способов словообразования как сложение или переход слов из одной части речи в другую.

2. Работа на доске и в тетрадях.

Запишите слова, сделайте словообразовательный разбор.

Умненький, бесплатный, сокурсник, летчик-испытатель.

3. Работа с комментированием.

1) Из предложений, записанных на доске, выпишите слово, которое образовано путем перехода из одной части речи в другую.

(1) Ребята с шумом вбежали в класс. (2) Через несколько минут началась жаркая дискуссия, дошедшая до драки. (3) Дежурные ничего не смогли сделать.

2) Из предложений, записанных на доске, выпишите слово, которое образовано бессуффиксным способом.

(1) Задолго до рассвета он прискакал на луг около Татарского. (2) Ниже хутора, где Дон был мельче, разделся и пустился вплавь. (3) Стараясь согреться, он быстро загребал правой рукой.

3) Из предложений, записанных на доске, выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(1) Каждый собирает грибы по-своему. (2) Есть охотники за боровиками. (3) Есть любители груздей, а есть любители лисичек. (4) Чем больше разных грибов, тем веселее нести корзину.

IV. Закрепление пройденного материала.

1. Самостоятельная работа. (Выполняется на отдельных листочках)

1) Каким способом образовано слово обидный?

2) Каким способом образовано слово послезавтра?

3) Каким способом образовано слово безоблачный?

4) Каким способом образовано слово больной в предложениях:

Больной уснул.

Больной ребенок уснул.

5) Каким способом образовано слово взрыв?

6) Каким способом образовано слово ледокол?

7) каким способом образовано слово правнук?

8) Каким способом образовано слово блестящие в словосочетании блестящие способности?

9) Каким способом образовано наречие издали?

10) Каким способом образовано выделенное слово в предложении Он сказал это в шутку.

11) Из предложений выпишите слово, образованное сложением основ.

(1) Кочегар сказал, что угля не хватит до станции. (2) Это был удар. (3) Если мы сейчас остановимся в лесу, то подмоги будет ждать неоткуда. (4) Если сказать об этом пассажирам, начнется паника. (5) Не сказать нельзя. (6) Ведь бандиты наступали нам на пятки. (7) Нужно обязательно сказать пассажирам и идти рубить лес. (8) «Дядя Михей, тормози паровоз!»,- крикнул новиков. (9) Через десять минут большая часть пассажиров вышла из вагонов.

12) Выпишите из предложений существительное, образованное бессуффиксным способом.

(1) Ранним утром мы шли вдоль реки. (2) Несколько чаек кружили высоко в небе. (3) Вдоль берега летали бабочки и стрекозы. (4) Тишь кругом и красота.

13) Из предложений выпишите слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую.

(1) Издали доносились голоса. (2) Мы пошли на этот звук. (3) Через пять минут мы встретились с отрядом Каменщика.

14) Выпишите из предложений слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(1) Много наших соотечественников жили в эмиграции в большой нужде. (2) Бывшие генералы, графы и князья готовы были на любую работу. (3) Но мало кто мог ее найти.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

51

МАСТЕР-КЛАСС

15) Из предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

(1) Андрею приснился страшный сон. (2) Будто из окна вылезает Никита и тянет свои ручищи к колыбели. (3) Наутро Андрей пошел к Тимошихе, чтобы та разгадала ему сон.

Ответы.

1) суффиксальный; 2) приставочный; 3) приставочно-суффиксальный; 4) переход из одной части речи в другую и суффиксальный; 5) бессуффикс-ный; 6) сложение основ; 7) приставочный; 8) переход одной части речи в другую; 9) переход одной части речи в другую; 10) переход одной части речи в другую; 11) паровоз; 12) тишь; 13) издали; 14) соотечественников; 15) ручищи.

2. Подведение итогов.

- Какой раздел лингвистики мы сегодня повторяли на уроке?

- Какие способы словообразования вы знаете?

- Приведите примеры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Назовите морфемы, известные вам.

- Дайте их определение.

- В чем состоит задание В1 в ЕГЭ?

- Что нужно сделать, чтобы легко с ним справиться?

V. Домашнее задание.

1. Придумать и записать слова, образованные разными способами словообразования.

2. Составить с ними предложения и записать их.

3. Выучить теоретический материал.

Литература

1. Абдулаева Т. С., Яшная С. Ю. Применение правил русского языка с позиций деятельностного метода обучения // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.53-56.

2. Большухин Л. Ю., Маринова Е. Ю. Работа мастерских по русскому языку и литературе // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.53-57.

3. Ефимов В. Н. ЕГЭ и цели образовательной системы // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С.53-56.

J

Л

Мосина Екатерина Валерьевна

учитель истории и обществознания ГБОУ Школа №64 г. Москва

СИСТЕМА ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРАВОВОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

_________________________________________С

Аннотация. В статье рассмотрены как традиционные, так и опирающиеся на современный уровень технологий формы внеклассного и внешкольного правового образования школьников. Приводятся примеры конкретных проектов и мероприятий, осуществляемых, в том числе, в тесном взаимодействии и с помощью организаций правовой направленности и вузов.

Ключевые слова: правовое воспитание, внеклассная и внешкольная работа, мотивация к учению, компетенции ученика.

В правовом государстве и гражданском обществе важное значение имеет правовое воспитание граждан, уровень правовой культуры населения. Важнейшей задачей современного образования школьника становится его правовое воспитание, формирование основ правовой культуры, правильного восприятия правовой действительности в стране. Сейчас у многих россиян складывается скептическое отношение к системе права, не правильно трактуются многие нормы права и ситуации в средствах массовой информации, интернете. Особенно это скептическое настроение

прослеживается у современной молодежи [5]. Я считаю, что просто необходимо говорить с современными подростками, молодежью о достижениях демократии, о развитии российской системы права.

Современное правовое воспитание в школах включает несколько аспектов: уроки «Права», блоки в курсе «Обществознание», предметные олимпиады, классные часы, беседы социального педагога, работа с родительской общественностью, цикл мероприятий по воспитательной работе, Единый правовой день, приглашение в школу представителей, сотруднича-

52

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.