Научная статья на тему 'Из опыта работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в филиале ГБОУ ПОО "Златоустовский техникум технологий и экономики" в пос. Магнитка'

Из опыта работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в филиале ГБОУ ПОО "Златоустовский техникум технологий и экономики" в пос. Магнитка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в филиале ГБОУ ПОО "Златоустовский техникум технологий и экономики" в пос. Магнитка»

с однокурсниками и преподавателями. Данная проблема диктует необходимость применять социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в учебных группах [2]. Студенты данной категории привлекаются к научно-исследовательской работе и активной творческой жизни. Выставка научно-технического творчества молодежи (НТТМ), Всероссийский инновационный форум «Евразийские ворота», конкурс исследовательских работ «Юность, наука, культура» — вот далеко не полный перечень мероприятий, дипломами которых были удосто -ены творческие проекты наших студентов. Кро-

Библиографический список

ме того, студенты нашего колледжа являются солистами творческих коллективов городского общества глухих, лидерами спортивных команд, участниками областного фестиваля творчества инвалидов по слуху, что говорит об их успешной социальной интеграции.

Социальная модель инклюзивного образования утверждает: причина инвалидности кроется не в самом заболевании как таковом, а в существующих в обществе физических и организационных барьерах, стереотипах и предрассудках. Одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является получение ими полноценного профессионального образования.

1. Ибрагимов, И. Информационные технологии и средства дистанционного обучения [Текст] / И. Ибрагимов. — М. : Академия, 2007.

2. Луценко, Е. Л. Социокультурная реабилитация инвалидов [Текст] / Е. Л. Луценко. — Хабаровск, 2007.

УДК 376.5 Е. П. Пономарева, мастер производственного

обучения филиала Златоустовского техникума технологий и экономики, Челябинская обл., пос. Магнитка, e-mail: [email protected]

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ФИЛИАЛЕ ГБОУ ПОО «ЗЛАТОУСТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ» В ПОС. МАГНИТКА

Эффективным механизмом реализации государственной политики Российской Федерации в области решения проблем инвалидов являются целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. Реализация федеральных, региональных программ должна обеспечить условия, отвечающие нормам и требованиям цивилизованного мира, при которых инвалид имеет возможность на равных со здоровыми гражданами условиях получить образование, трудиться, материально обеспечивать себя, а также иметь доступ ко всем объектам социальной, производственной и хозяйственной инфраструктуры [1].

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии имеет такое же право на

труд, как и другие члены общества. Но ему нужна особая помощь в развитии его способностей к трудовой деятельности и реализации прав на нее с обоюдной пользой для него и окружающих.

Филиал ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» в пос. Магнитка реализует программу профессионального обучения по профессии 19601 «швея» для подготовки квалифицированных рабочих из числа граждан с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего образования. Задача профессиональной образовательной организации при обучении студентов специализированной (коррекционной) группы VIII вида заключается в обеспечении их тем уровнем знаний, практических умений и навыков, которые

необходимы для успешной социальной адаптации в современном обществе.

Коррекционное обучение в филиале включает в себя следующие блоки деятельности:

1) образовательный процесс:

- теоретическое обучение;

- учебная практика;

- производственная практика;

2) система коррекционно-воспитательной работы;

3) психологическая поддержка;

4) социальная защита обучающихся;

5) оздоровительная деятельность.

Личностно ориентированные технологии

определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка. Они основываются на психодиагностических методиках, изменяют отношения в системе «преподаватель — студент» и организацию деятельности обучающихся, позволяют применять разнообразные средства обучения. В центре внимания личностно ориентированных технологий находится личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, способная на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях [2].

Основой организации учебного процесса в нашем филиале также является личностно развивающий характер образования. Учебный, воспитательный, коррекционный, административно-хозяйственный блоки соответствуют ее задачам и способствуют:

• совершенствованию режима работы филиала техникума;

• мониторингу обученности детей с интеллектуальной недостаточностью;

• применению элементов здоровьесберега-ющих технологий;

• использованию эффективных педагогических технологий;

• выбору оптимальных средств и условий коррекции в процессе учебной и производственной практики.

Данная система позволяет всесторонне воздействовать на каждого обучающегося, координировать деятельность преподавателей, мастеров производственного обучения и других специалистов, занятых в коррекционном обучении, для достижения учебных, воспитательных, коррекционных целей, развитию материально-технической базы техникума.

Учебный план для обучающихся специализированной (коррекционной) группы VIII вида по профессии «швея» предусматривает срок

обучения 1,5 года. На основе учебного плана разработаны рабочие программы, календарно-тематическое планирование, учебно-методический комплекс, включая контрольно-оценочные средства.

Рабочая программа по профессиональному модулю «Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов» является документом, характеризующим специфику содержания образования по предмету и профессии, а также особенности организации учебно-воспитательного процесса. Одно из значимых направлений рабочей программы — реализация личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья; оно предусматривает организацию образовательного процесса на основе психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся и используется педагогическим коллективом как при изучении, закреплении программного материала, так и при осуществлении контроля знаний. Разработанная программа основывается на принципах дифференциации и индивидуализации обучения, системности и управляемости.

На весь период обучения за группой закрепляется мастер производственного обучения. Должность мастера производственного обучения профессионального образовательного учреждения предусматривает многофункциональную направленность штатной единицы и подразумевает осуществление:

1) учебной практики, то есть обучения профессии «швея»;

2) сопровождения обучающегося во время прохождения им производственной практики;

3) комплексного изучения личностных и психофизиологических особенностей обучающегося;

4) системы психологической коррекционно-реабилитационной работы;

5) профилактики отклонений в социальном и психологическом здоровье обучающихся;

6) работы по созданию психологически ком -фортных условий для пребывания обучающихся в образовательной организации.

Педагогический коллектив отчетливо представляет, что таких детей необходимо научить профессии, чтобы после окончания учебного заведения ребята смогли реализовать себя, найти работу. Не менее важным является формирование личности обучающегося: создание опыта общения, сотрудничества, усвоение навыков культурного и социального поведения, креативных умений в доступных и разнообразных

видах деятельности, и в первую очередь в производственной.

Коррекционные группы работают в определенном режиме: пятидневная (32-часовая) учебная неделя при 45-минутном уроке. Продолжительность перемен соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Домашнее задание выдается обучающимся с учетом их индивидуальных возможностей.

К обязательному циклу социальной адаптации относятся коррекционные занятия, социально-бытовая ориентировка. Они направлены на решение задачи социальной адаптации и реабилитации обучающихся. В процессе занятий обучающиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания обучения успешно адаптироваться в быту и социуме [3].

К профессиональному циклу относится учебная и производственная практика. Учебная практика будет эффективной тогда, когда учащиеся увидят конечный результат — готовую продукцию. Обучающиеся на практических уроках учатся не только изготавливать отдельные детали, но и отшивать несложные изделия, выполнять декоративные работы. При организации производственной практики как наиболее сложного и ответственного этапа обучения детей с ограниченными возможностями здоровья мастер производственного обучения составляет перечень работ с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Для проведения учебной практики имеется достаточная материальная база. В профессиональной образовательной организации есть учебные мастерские, оснащенные оборудованием, отвечающим современным требованиям профессионального обучения.

Производственную практику обучающиеся проходят на базе швейных мастерских филиала техникума.

Также в филиале действует программа по информатизации образовательной организации, основной целью которой является улучшение качества образования через повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса и активное использование ИКТ. В реализации этой программы участвуют и коррекционные группы как участники образовательного процесса. Одним из направлений программы является совершенствование материально-технической и ресурсной базы учебно-воспитательного процесса, внедрение ИКТ в образовательный процесс. На базе филиала

техникума имеется два компьютерных кабинета, в которых помимо уроков профессионального цикла проводятся индивидуальные консультации для тех обучающихся, кто овладевает ком -пьютером. В индивидуальном порядке проводятся консультации по работе в сети Интернет.

С обучающимися коррекционной группы работают преподаватели: С. Г. Халиуллина — педагог-психолог, Е. П. Пономарева — техник-технолог швейного производства, Т. И. Селянина — мастер производственного обучения, Р. С. Набиуллин — преподаватель физкультуры, Е. Ю. Неелова — юрист.

Педагогический коллектив филиала стабильный, имеет квалификацию, опыт работы, достаточно высокий профессиональный уровень. Это коллектив единомышленников, способных выпускать из образовательного учреждения обучающихся, подготовленных к самостоятельной трудовой жизни, достаточно социализированных, умеющих определиться в жизни с учетом собственных возможностей.

Педагогические работники систематически повышают свою квалификацию, принимают участие в семинарах и конференциях. Т. И. Селянина является членом методического объединения педагогических работников, осуществляющих профессиональное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Самообразование и курсы повышения квалификации прямо влияют на уровень преподавательской деятельности. Преподаватели знают и учитывают в своей работе особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, на уроках используют разнообразные памятки, схемы, карточки, что способствует соблюдению коррекционных принципов в работе со всеми обучающимися.

Конечно же, учебный процесс не может осуществляться успешно без организации воспитательной работы, создания необходимых бытовых условий и проведения профилактических мероприятий. Ребята коррекционной группы участвуют в различных соревнованиях и спортивных состязаниях, конкурсах декоративно-прикладного творчества, для них проводятся встречи с работниками библиотеки поселка, краеведческого музея «Наследие», экскурсии на предприятия.

В филиале Златоустовского техникума технологий и экономики в пос. Магнитка имеется благоустроенное общежитие, комната самоподготовки. В общежитии проводится работа с учетом индивидуальности, интересов,

способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Подростки учатся жить в коллективе, учатся терпимости, взаимовыручке, самостоятельности.

Опыт, накопленный нашим учебным заведением, свидетельствует о том, что лица с ограниченными возможностями здоровья обладают потребностью в приобщении к разнообразным формам образования, труда, культуры. Это мо-

жет быть достигнуто при условии гуманного отношения общества и государства к таким детям. В настоящее время, когда происходят постоянные изменения в политической, экономической, социальной жизни общества, встает важнейшая задача: признать безусловную ценность любой личности, обеспечить ее право быть защищенной государством и всеми его институтами.

Библиографический список

1. Котовская, Л. В. Государственная политика, законодательная и нормативно-правовая база в сфере профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л. В. Котовская, И. В. Шадчин ; под общ. ред. И. Р. Сташкевич ; МОиН Чел. области. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2013. — 51 с.

2. Петрушина, Н. В. Современные технологии обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н. В. Петрушина ; под общ. ред. И. Р. Сташкевич ; МОиН Чел. области. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2013. — 20 с.

3. Дядичкина, Т. А. Социально-бытовая ориентация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т. А. Дядичкина ; под. общ. ред. И. Р. Сташкевич ; МОиН Чел. области. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2013. — 19 с.

4. Шумилова, Е. А. Государственная программа «Доступная среда» : социокультурный аспект [Текст] / Е. А. Шумилова. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2013. — 23 с.

5. Пентишкина, И. Ю. Факультативные занятия с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья [Текст] : сборник примерных программ / И. Ю. Пентишкина, С. Е. Сида-шова, А. А. Мордвинова. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2008. — 60 с.

УДК 376.5 Е. В. Чапаева, зам. директора по учебной

работе Южноуральского энергетического техникума (ЮЭТ), Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: [email protected] Л. И. Савченко, мастер производственного обучения ЮЭТ Л. Н. Смирнова, мастер производственного обучения ЮЭТ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ИНВАЛИДОВ У11-У111 ВИДА В ЮЖНОУРАЛЬСКОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ТЕХНИКУМЕ

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ указывается, что «в целях реализации права каждого человека на образование создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного

Искусство обучения и воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К. Д. Ушинский

образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.