способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Подростки учатся жить в коллективе, учатся терпимости, взаимовыручке, самостоятельности.
Опыт, накопленный нашим учебным заведением, свидетельствует о том, что лица с ограниченными возможностями здоровья обладают потребностью в приобщении к разнообразным формам образования, труда, культуры. Это мо-
жет быть достигнуто при условии гуманного отношения общества и государства к таким детям. В настоящее время, когда происходят постоянные изменения в политической, экономической, социальной жизни общества, встает важнейшая задача: признать безусловную ценность любой личности, обеспечить ее право быть защищенной государством и всеми его институтами.
Библиографический список
1. Котовская, Л. В. Государственная политика, законодательная и нормативно-правовая база в сфере профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л. В. Котовская, И. В. Шадчин ; под общ. ред. И. Р. Сташкевич ; МОиН Чел. области. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2013. — 51 с.
2. Петрушина, Н. В. Современные технологии обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н. В. Петрушина ; под общ. ред. И. Р. Сташкевич ; МОиН Чел. области. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2013. — 20 с.
3. Дядичкина, Т. А. Социально-бытовая ориентация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т. А. Дядичкина ; под. общ. ред. И. Р. Сташкевич ; МОиН Чел. области. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2013. — 19 с.
4. Шумилова, Е. А. Государственная программа «Доступная среда» : социокультурный аспект [Текст] / Е. А. Шумилова. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2013. — 23 с.
5. Пентишкина, И. Ю. Факультативные занятия с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья [Текст] : сборник примерных программ / И. Ю. Пентишкина, С. Е. Сида-шова, А. А. Мордвинова. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2008. — 60 с.
УДК 376.5 Е. В. Чапаева, зам. директора по учебной
работе Южноуральского энергетического техникума (ЮЭТ), Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: [email protected] Л. И. Савченко, мастер производственного обучения ЮЭТ Л. Н. Смирнова, мастер производственного обучения ЮЭТ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ИНВАЛИДОВ У11-У111 ВИДА В ЮЖНОУРАЛЬСКОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ТЕХНИКУМЕ
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ указывается, что «в целях реализации права каждого человека на образование создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного
Искусство обучения и воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
К. Д. Ушинский
образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее
подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [1].
Право на качественное образование — одно из самых значительных прав человека в современном обществе.
Данная тема является актуальной для Южноуральского энергетического техникума, так как в его стенах обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. В нашем учебном заведении ведется подготовка обучающихся-ин-валидов У11-У111 вида по профессиям «штукатур» и «садовник».
Согласно закону «О социальной защите инвалидов», «ребенок с ограниченными возможностями (ОВЗ) — ребенок с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм»; «ребенок-инвалид — это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством физических и психических функций организма, обусловленным заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты»; «инвалидность — это специфическая ситуация развития и состояния личности, как правило сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных сферах» [2].
Формирование личности у детей с ОВЗ и детей-инвалидов происходит в условиях ограничения жизненного пространства и общения, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Это вызывает у них неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание и иждивенчество, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма.
Перед нами стоит очень серьезная задача — выработать навыки жизни в обществе и общепринятые нормы поведения у особенной категории обучающихся. Для ее решения мы в своей деятельности опираемся на восемь принципов инклюзивного образования:
• «Ценность человека не зависит от его способностей и достижений»;
• «Каждый человек способен чувствовать и думать»;
• «Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным»;
• «Все люди нуждаются друг в друге»;
• «Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений»;
• «Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников»;
• «Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут»;
• «Разнообразие усиливает все стороны жизни человека».
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей их интеллектуальное и физическое развитие и становление личности. В результате коррекционной работы у ребят формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности при решении новых учебных и трудовых задач, и, что самое главное, повышаются шансы трудоустроиться и адаптироваться к жизни в социуме.
Коррекционно-развивающая работа с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ осуществляется в большинстве случаев посредством игр. Таким детям часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистом сне и т. п. Чтобы достичь ожидаемого результата, необходимо точно определить возможности той или иной игры.
В своей работе педагоги техникума используют шесть методов организации игровой деятельности [3]:
- метод игрового тренинга (например, «Съедобное — несъедобное», «Паровоз», «Ниточка — иголочка»);
- метод театрализации;
- метод состязательности;
- метод равноправного духовного контакта;
- метод воспитывающих ситуаций;
- метод импровизации.
Обучающийся должен быть лично заинтересован в изучении той или иной темы и видеть, где она применяется в повседневной жизни. Вся организация обучения ориентирована на добровольное включение обучающегося в деятельность. Для этого используются творческие и проблемные задания, соответствующие возможностям обучающегося.
Производственное обучение, как известно, является основой профессиональной подготовки. Практика проводится не только в мастерских техникума, но и на предприятиях города в соответствии с требованиями учебно-программной документации в целях улучшения качества обучения квалифицированных рабочих.
Большая часть наших воспитанников — это дети, оставшиеся без попечения родителей. Около 70 % обучающихся являются детьми-сиротами или опекаемыми и проживают в общежитии техникума. Огромную роль в организации обучения таких детей играет, конечно же, внеучебная занятость. В техникуме проводятся конкурсы профессионального мастерства «Цветочки-ягодки» для садовников, «Лучший по профессии» для штукатуров; различные внеклассные мероприятия, выставки технического творчества.
Цель внеклассных мероприятий, как и занятий, — помочь обучающимся осмыслить про-
стые нормы нравственности, научить их жить среди людей. Нужно сказать, что внеклассные мероприятия дают обучающимся возможность полнее раскрыться, показать такие свои качества, о которых мы порой и не догадываемся. У них появляется чувство собственной значимости, уверенности в своих силах, что очень важно. В узком кругу дети раскрепощаются, открываются для общения, мастер устанавливает с ними контакт, доверительные отношения.
Те кружки и секции, клубы по интересам, которые функционируют в городе, для таких детей не предусмотрены, поэтому их занятость остается заботой педагогического коллектива техникума. На базе техникума для них действуют кружки по бисероплетению, вышивке и живописи шерстью (технике сухого валяния). Ребята с удовольствием занимаются данными видами творчества, участвуют со своими работами в различных выставках как внутри учреждения, так и за его пределами (табл. 1).
№ Ф. И. О. участника Мероприятие Год Результат
1 Е. Казакова Экологическая игра (1 чел. в составе команды) 2013 2-е место
2 Группа по профессии «штукатур» Внутриучрежденческий конкурс стенгазет 2013 Участие в номинации «Познавательность»
3 А. Гнусарев А. Михалев А. Фаткуллин С. Швец Внутриучрежденческий конкурс профессионального мастерства по профессии «штукатур» 2013 Участие в конкурсе
4 Е. Казакова IV Всероссийский творческий конкурс «Мой выбор», номинация «Вышивка бисером» 2014 Диплом II степени
5 Е. Казакова IV Всероссийский творческий конкурс «Мой выбор», номинация «Декупаж» 2014 Диплом I степени
6 Е. Казакова Областной смотр-конкурс декоративно-прикладного творчества «Уральский мастеровой» 2014 Сертификат участника
7 Е. Безрукова С. Швец Конкурс художественного творчества «В мире прекрасного» в рамках Юго-Западного ТМО 2014 Сертификат участника
8 М. Голомидова Е. Казакова В. Кожаринова A. Крылова B. Марущак Г. Мусина Ю. Поспелова Г. Семавина Внутриучрежденческая выставка декоративно-прикладного творчества «Осеннее настроение», номинации: «Поделки из овощей и фруктов»; «Икебана»; «Поделки из природных материалов»; «Вышивка»; «Живопись» 2014 Сертификат участника
Таблица 1
Участие в олимпиадах, конкурсах, творческих состязаниях обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обучающиеся с интересом посещают кружки и спортивные секции, участвуют в соревнованиях (табл. 2). Кроме этого, наши обучающиеся участвуют в реализации национального проекта «Дети — наше будущее», в параде профессий, открытии Аллеи первоклассников (презентация профессии «Цветовод, плодоовощевод», К. Рож-
Участие в спортш
кова, VIII вид), которое состоялось 1 сентября 2014 г. Все вышеперечисленные мероприятия проводятся совместно с другими обучающимися техникума, что позволяет детям с ОВЗ не чувствовать себя «особенными», а учиться находить свое место в обществе, лучше осваивать профессию, любить, творить, дружить.
Таблица 2
ых мероприятиях
№ Участник Вид инвалидности обучающегося или наличие ограничения возможностей здоровья Вид и название спортивного соревнования Год Результаты
1 Группа по профессии «штукатур» (12 чел.) VIII вид Комплексная спартакиада 2013 2-е место по подтягиванию в командном зачете
2 М. Голомидова VIII вид Областные соревнования по мини-футболу 2014 Участие в составе команды
В последние годы в нашей стране отмечается неуклонный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Успешность процесса становления и социализации личности таких детей зависит от условий их воспитания и раннего преодоления нарушений в их социальной адаптации.
Окончив техникум, наши выпускники вступают во взрослую жизнь, где они могут испытывать значительные затруднения в решении сложных проблем. Юноши и девушки, оставшиеся без родителей, на протяжении детства и юности находились под крылом у сво-
их педагогов. Порой они не умеют правильно распорядиться своим имуществом, не всегда в состоянии экономно рассчитать свои денежные средства. У этой категории детей большая вероятность стать жертвами обмана. Поэтому огромное внимание мы уделяем социально-бытовому ориентированию, стараемся и после выпуска осуществлять психолого-педагогическое сопровождение таких ребят. Мы считаем своим профессиональным и моральным долгом отслеживать дальнейший путь своих выпускников и при необходимости оказывать им помощь в сложных жизненных ситуациях.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok. html.
2. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон № 181-ФЗ : [принят Гос. Думой 20 июля 1995 г. : одобр. Советом Федерации 15 нояб. 1995 г. : по сост. на 6 апр. 2015 г.]. — Режим доступа: http:// www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html.
3. Битов, А. Л. Особый ребенок : исследования и опыт помощи [Текст] : науч.-практич. сборник / А. Л. Битов. — М. : Правда, 2000. — С. 254.
4. Старобина, Е. М. Профессиональное образование инвалидов [Текст] / Е. М. Старобина. — М. : НИИРПО, 2003.
5. Инклюзивное образование : право, границы, практика [Текст] / Н. В. Борисова, С. А. Пру-шинский ; отв. ред. М. Ю. Перфильева. — М. ; Владимир : оОо «Транзит-ИКС», 2009.