Научная статья на тему 'Организация профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Златоустовском индустриальном колледже им. П. П. Аносова'

Организация профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Златоустовском индустриальном колледже им. П. П. Аносова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куницына О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Златоустовском индустриальном колледже им. П. П. Аносова»

4. Михайлова, Т. А. Социально-педагогическое сопровождение студентов с особыми адаптивными возможностями в процессе получения среднего профессионального образования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Михайлова. — М., 2008. — 24 с.

УДК 376.5 О. С. Куницына, методист

Златоустовского индустриального колледжа (ЗлатИК) им. П. П. Аносова, Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: zlatik@anosov.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЗЛАТОУСТОВСКОМ ИНДУСТРИАЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ ИМ. П. П. АНОСОВА

Объективно оценить реальную потребность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образовании зачастую бывает очень сложно. Часть инвалидов в силу тяжести недуга не могут быть профессионально заняты, и их потребность в профессиональном образовании чаще всего выражается в необходимости овладения трудовыми навыками и навыками самообслуживания. У других состояние здоровья накладывает существенные ограничения на выбор профессии, а подчас и уровень профессионального образования. Однако определенная группа лиц данной категории при создании необходимых и достаточных условий, а также при желании может получить любое не противопоказанное для здоровья профессиональное образование в соответствии со своими способностями.

Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова уже не первый год реализует идею инклюзивного образования. С 1949 г. начинается обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 1-го и 2-го вида дизонтогенеза (нарушение индивидуального развития организма) — глухих и слабослышащих; 568 выпускников начали трудовую деятельность по специальностям «холодная обработка металла», «программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «технология машиностроения», «программирование в компьютерных системах». С 2004 г. приказом Министерства образования России № 2356 от 24 мая учебное заведение является федеральным окружным учебно-методическим центром обучения студентов с нарушением слуха. Также ведется подготовка квалифицированных рабочих, служащих по профессиям «швея» и «штукатур»

из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья 8-го вида (с нарушением интеллекта).

В 2013 г. колледж приступил к обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 6-го вида (с нарушением опорно-двигательного аппарата) по специальности «программирование в компьютерных системах».

Первая проблема, которую необходимо было решать, содержится в самом определении понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья» — это студент, имеющий физические и (или) психические недостатки, препятствующие освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. Поэтому для успешного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в колледже создана специальная безбарьерная образовательная среда, то есть такая среда, которая организационно, методически, технически и технологически приспособлена к особым потребностям данной категории обучающихся. Эта среда полностью или частично компенсирует ограничение жизнедеятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в общении, обучении, трудоустройстве, в получении образования, позволяя им выступать на рынке труда на равных конкурентных началах с другими специалистами.

Прежде всего, оформлена территория, прилегающая к зданию: имеются доступные и необходимые элементы информации, обеспечен путь движения, оснащены места для автостоянки и парковки специализированных транспортных средств. В соответствии с требованиями оборудована входная группа: лестницы со специальными поручнями продублированы пандусами, приспособлены входная площадка

Инновационное развитие профессионального образования

и входная дверь, в распоряжении студентов-колясочников имеется тамбур с твердым покрытием пола. Внутри здания оснащен наиболее короткий и удобный путь движения к зонам целевого назначения, обустроены учебная аудитория, обеденная зона столовой, санитарно-гигиеническая комната; ко всем зонам имеется свободный доступ. Для своевременного ориентирования и распознания объектов разработана определенная система информации, включающая визуальные и звуковые средства. Кроме того, в распоряжение студентов с ограниченными возможностями здоровья предоставлен центр реабилитации и релаксации, позволяющий комфортно провести внеурочное время.

Следующая проблема, с которой столкнулись преподаватели в работе со студентами-инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья, это дискретность знаний. До поступления в колледж обучение данной категории учеников независимо от формы (специализированная или массовая школа, обучение на дому) имело одну особенность — щадящий режим, который привел к пробелам в знаниях. С целью решения данной проблемы преподаватели колледжа разрабатывают специальные дидактические материалы, такие как: индивидуальные информационные карты, учитывающие особенности восприятия и написания текста каждым студентом; полезные модели, формирующие в сознании целостный образ изучаемого объекта и позволяющие отработать профессиональную терминологию; мультимедийный словарь жестового языка и созданные на его основе цифровые образовательные ресурсы; тестовая обучающая оболочка и др. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее приемлемых в работе преподавателя со студентами с ограниченными возможностями здоровья. Визуализировать информацию и представить ее в доступной форме позволяет инфографика (опорные конспекты).

При подборе содержания занятий для студентов с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой — принцип целесообразности, без излишнего упрощения материала. Содержание только тогда становится средством активизации учебной деятельности, когда оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям студентов и их потребностям. Одной из форм активизации обучения являются разработанные преподавателями специальные электронные ресурсы: «Сетевая обучающая программа "Клавиатура"», «Видео-

уроки в графическом редакторе INKSCAPE», «Операционная система WINDOWS».

Дистанционная форма обучения является наиболее оптимальным способом организации учебного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья, поскольку, учась дистанционно, они перестают быть зависимыми от пространственного и временного положения и могут не ограничивать себя в образовательных потребностях. Студенты работают в индивидуальном темпе не только с литературой, но и с обучающими программами, тестами, информационными базами данных, самостоятельно изучают лекции, готовятся к семинарам и практическим работам. При достаточном оснащении студентов методическими материалами доля самостоятельной работы может составлять две трети всей семестровой нагрузки. К плюсам дистанционных образовательных технологий можно отнести:

- индивидуальный темп обучения — скорость освоения материала устанавливается самим студентом в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;

- свобода и гибкость — возможность выбрать форму обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;

- доступность — независимость от географического и временного положения, что позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях;

- мобильность — реализация обратной связи между преподавателем и студентом;

- технологичность — использование в образовательном процессе достижений информационных и телекоммуникационных технологий;

- социальное равноправие — равные возможности получения образования независимо от места проживания и состояния здоровья;

- творчество;

- объективность — использование интерактивных практикумов, различных форм тестирования, оценка знаний может проходить в автоматическом режиме, без участия преподавателя [1].

Внедрять в образовательный процесс технологию дистанционного обучения позволяют электронные курсы, разработанные преподавателями колледжа.

Дефицит общения, а в итоге социальная дезадаптация — еще одна проблема, возникающая в процессе обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Такие студенты на первых порах испытывают трудности не столько в усвоении знаний, сколько в общении

с однокурсниками и преподавателями. Данная проблема диктует необходимость применять социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в учебных группах [2]. Студенты данной категории привлекаются к научно-исследовательской работе и активной творческой жизни. Выставка научно-технического творчества молодежи (НТТМ), Всероссийский инновационный форум «Евразийские ворота», конкурс исследовательских работ «Юность, наука, культура» — вот далеко не полный перечень мероприятий, дипломами которых были удосто -ены творческие проекты наших студентов. Кро-

Библиографический список

ме того, студенты нашего колледжа являются солистами творческих коллективов городского общества глухих, лидерами спортивных команд, участниками областного фестиваля творчества инвалидов по слуху, что говорит об их успешной социальной интеграции.

Социальная модель инклюзивного образования утверждает: причина инвалидности кроется не в самом заболевании как таковом, а в существующих в обществе физических и организационных барьерах, стереотипах и предрассудках. Одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является получение ими полноценного профессионального образования.

1. Ибрагимов, И. Информационные технологии и средства дистанционного обучения [Текст] / И. Ибрагимов. — М. : Академия, 2007.

2. Луценко, Е. Л. Социокультурная реабилитация инвалидов [Текст] / Е. Л. Луценко. — Хабаровск, 2007.

УДК 376.5 Е. П. Пономарева, мастер производственного

обучения филиала Златоустовского техникума технологий и экономики, Челябинская обл., пос. Магнитка, e-mail: b_e_69@mail.ru

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ФИЛИАЛЕ ГБОУ ПОО «ЗЛАТОУСТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ» В ПОС. МАГНИТКА

Эффективным механизмом реализации государственной политики Российской Федерации в области решения проблем инвалидов являются целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. Реализация федеральных, региональных программ должна обеспечить условия, отвечающие нормам и требованиям цивилизованного мира, при которых инвалид имеет возможность на равных со здоровыми гражданами условиях получить образование, трудиться, материально обеспечивать себя, а также иметь доступ ко всем объектам социальной, производственной и хозяйственной инфраструктуры [1].

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии имеет такое же право на

труд, как и другие члены общества. Но ему нужна особая помощь в развитии его способностей к трудовой деятельности и реализации прав на нее с обоюдной пользой для него и окружающих.

Филиал ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» в пос. Магнитка реализует программу профессионального обучения по профессии 19601 «швея» для подготовки квалифицированных рабочих из числа граждан с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего образования. Задача профессиональной образовательной организации при обучении студентов специализированной (коррекционной) группы VIII вида заключается в обеспечении их тем уровнем знаний, практических умений и навыков, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.