РАКТИКИ
УДК 614.78:711.417
ИЗ ОПЫТА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА
ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ НОВОГО ГОРОДА
Е. Т. Чернякова
Запорожская областная санэпидстанция
#
В Запорожской области в районе Большебелозерской магнитной аномалии, простирающейся от села Малой Белозерки до Мелитополя, недавно открыты большие запасы железной руды. В соответствии с семилетним планом в Белозерском железорудном районе предусмотрен ввод в эксплуатацию в 1964 г. первого рудника большой мощности. В связи с этим необходимо строительство нового населенного пункта на 20 тыс. жителей с перспективным развитием до 100 тыс. человек.
Предупредительный санитарный надзор за планировкой и застройкой нового города 3 года осуществляла Запорожская областная государственная санитарная инспекция в соответствии с инструкцией сО работе госсанинспектора по планировке городов», утвержденной Главной государственной санитарной инспекцией СССР 7/1Х 1951 г.
В порядке осуществления предупредительного санитарного надзора в этой области мы установили контакт с областным архитектором, архитектурно-строительным контролем, Украинским институтом коммунальной гигиены, Советом народного хозяйства и другими советскими органами. Большое внимание уделили выбору площадки для строительства. После ознакомления с предварительными проектными материалами комиссия с участием представителя областной санитарной инспекции рассмотрела несколько вариантов размещения и размеров города. Прежде чем окончательно определить местоположение нового населенного пункта, мы детально изучили район будущего строительства, его геологические и климатические условия.
Размещение города в засушливой и пыльной степи около рудников привело бы к ухудшению условий жизни трудящихся, поэтому этот вариант был отклонен.
Наиболее приемлемой для строительства оказалась территория, расположенная в верхней части правого склона балки Каменной, на левом берегу Каховского водохранилища, в Васильевском районе. Земельный участок площадью 14 000 га размещается на колхозных пахотных землях. Строительство нового города на берегу Каховского водохранилища, на озелененной местности создаст благоприятные условия для населения.
Пологий берег, песчаная отмель и защищенность участка от преобладающих восточных и северо-восточных ветров представляют возможности для организации мест отдыха.
Прибрежная полоса отведенного участка расчленена мелкой балочной сетью, засаженной молодыми деревьями и кустарником. Берег подходит к урезу воды спокойным склоном; интенсивного размыва не
I
• •
наблюдается. Геологическое строение участка представлено лессовидными суглинками и третичными глинами, известняками и песками. Выполнив дноуглубительные и берегоукрепительные работы, здесь можно создать водные подходы и причалы.
В качестве источника водоснабжения могут быть использованы подземные воды и воды Каховского водохранилища. Вода из скважин села Балки, расположенных в 3 км от будущего города, соответствует ГОСТ 2874-54. Наиболее целесообразным решением отвода сточных вод города в данном случае мы считали передачу их после биологической очистки на орошение колхозных полей.
В 1960 г. институт «Укрниипроект» составил схему планировки города. Гигиеническая оценка генерального плана города имеет наиважнейшее значение, так как новый город коммунистического общества должен соответствовать всем современным требованиям гигиены.
Установление контакта с Советом народного хозяйстаа позволило нам участвовать в работе еще в стадии проектирования и обсуждения генерального плана города на заседании технического совета совнархоза. Тщательно изучив проект планировки города, мы коллегиально его одобрили.
Выбор и распределение территории, архитектурно-планировочная композиция города, размещение учреждений обслуживания, его благоустройство и инженерное оборудование решаются на основе сочетания всех удобств современного благоустроенного города. Распределение городских земель осуществлено с учетом создания компактного городского участка, размещения жилых районов на здоровой и благоустроенной в санитарно-гигиеническом отношении территории. Для размещения предприятий местной и обрабатывающей промышленности отведена зона к югу от города; при выборе участков предусмотрено предупреждение неблагоприятных влияний на жилую территорию.
В основу планировки города положен принцип микрорайонирования с необходимой сетью культурно-бытового обслуживания. В каждом микрорайоне, рассчитанном на 6 тысяч жителей, запланировано строительство школы, детских и обслуживающих учреждений, магазинов, предприятий общественного питания, а также парков, скверов, спортивных площадок и т. д. Микрорайоны будут застраиваться в основном 4—5-этажными жилыми домами в соответствии с действующими типовыми проектами.
На прибрежной зеленой полосе предполагается создать место отдыха трудящихся — спортивные центры, зеленые театры, пляж, водные станции и пр. С восточной и северо-восточной стороны город будет защищен от господствующих ветров мощной ветрозащитной полосой зеленых насаждений.
Транспортировка населения к месту работы, учитывая расстояние до рудника (20 км)у в первое время будет осуществляться с помощью автобуса и по железной дороге. В дальнейшем эти виды транспорта заменит подвесная монорельсовая дорога (возможная скорость до 200 км в час); пуск ее позволит сократить время на проезды до 8—10 мин.
В связи с ограниченными запасами подземных вод, пригодных для питьевых целей, водоснабжение первой очереди города запланировано из скважин; в перспективе предусматривается водоснабжение из Каховского водохранилища. Водозаборные сооружения разместятся выше города.
Наряду с положительным решением ряда основных гигиенических вопросов в планировке города имелись и недостатки. Изучение схемы планировки позволило высказать ряд замечаний, которые в дальнейшем были учтены в проекте. Изменена ориентация жилых домов по странам света, спроектированная частично на неблагоприятные румбы.
Котельная для теплоснабжения и горячего водоснабжения первой очереди строительства, размещенная с наветренной стороны в жилой зоне, была выведена за пределы города. Отрицательную оценку получил предусмотренный проектом метод обезвреживания воды на постоянном водопроводе из открытого водоема бактерицидными лампами.
Большое внимание мы уделили вопросу о сбросе промышленных сточных вод в водохранилище, являющееся источником постоянного водоснабжения города и рудника. По нашему требованию были внесены коррективы в проект. Сточные воды предполагается направить в ветку предусматриваемого коллектора для отвода промышленных стоков всего левобережья в Сиваш. Был отклонен вариант санитарной очистки с помощью крупнопанельных цилиндрических контейнеров и предложена поквартирная очистка, оправдавшая себя в условиях Запорожской области.
При рассмотрении проектного задания с привязкой жилых домов и культурно-бытовых зданий первой очереди строительства были выявлены серьезные нарушения. Так, проектная организация представила некомплексную техническую документацию — без проекта питьевого водоснабжения и канализации. Предписания по этому вопросу не были выполнены, поэтому госсанинспекцией было наложено административное взыскание на директора института «Укрниипроект». В результате нам удалось добиться положительных результатов.
Проектная организация ускорила изготовление технической документации по водоснабжению и канализации. Непосредственно во время выездов специалистов на место уточнялись связанные с изготовлением технической документации вопросы: изменения границ полей орошения, размещения очистных канализационных сооружений, выбор места для водозаборных сооружений постоянного водопровода и пр. Однако подготовка технической документации по питьевому водоснабжению первой очереди строительства резко отстала от остального проектирования в связи с тем, что при бурении скважин не оказалось воды.
Учитывая сжатые сроки строительства рудника, совнархоз включил в титульный список строительство первого микрорайона без проекта инженерных коммуникаций; началось осуществление проекта. В связи с этим мы были вынуждены направить совнархозу возражение против многоэтажного строительства без одновременного ввода в эксплуатацию внешних инженерных сетей и сооружений, так как при этом резко ухудшается санитарное состояние города.
График осуществления строительства, затребованный у совнархоза, свидетельствовал о резком отставании проектирования инженерных сооружений от остальных разделов генерального плана. Это заставило
нас обратиться в Госстрой УССР, Обком партии, Облисполком с просьбой о вмешательстве.
^^ 4
Своевременная реакция Госстроя УССР, партийных и советских органов ускорила решение столь важных вопросов; органам архитектуры, совнархозу и проектной организации были даны соответствующие указания.
В связи с необходимостью расселения первых строителей шахты и города мы вынуждены были согласиться с некоторыми временными мероприятиями: прокладка водопровода из села Балки от малодебит-ных существующих скважин, осуществление канализации в соответствии с генеральной схемой города, но с временными очистными сооружениями, размещенными на площадке, отведенной для строительства постоянных сооружений.
Можно ли оправдать с санитарных позиций строительство временных сооружений? Мы полагаем, что такое решение было вполне целесообразным. Санитарный эффект его заключается в том, что многоэтажное строительство подключается к канализации без организации
систем выгребов, приводящих, как правило, к сильному загрязнению почвы. Наряду с этим следует отметить, что строительство временного водопровода и канализационных сооружений несколько отдалило сроки реализации уже изготовленных по нашему требованию постоянных сооружений.
При осуществлении предупредительного санитарного надзора в стадии реализации генерального плана мы обращали особое внимание прежде всего на соответствие строительства проекту и на учет замечаний, имеющихся в заключении по проекту.
Строительство контролируют в соответствии с планом один раз в 2 месяца врачи Областной санэпидстанции всех профилей с привлечением местных санитарных органов. Проверка производится в присутствии представителей технического надзора и администрации строительства.
При выявлении нарушений и отклонений от проекта дирекции железорудного комбината направляются предписания с указанием конкретных сроков устранения выявленных недостатков. При невыполнении требований применяются административные меры воздействия.
В процессе контроля за строительством города мы выявили попытку администрации Рудстроя расселить первых строителей во временных постройках в черте будущего города.
Наши категорические возражения против этого строительства предотвратили застройку нового города временными сооружениями, которые могли бы усложнить его застройку, благоустройство и санитарное содержание.
Для одноэтажной застройки была выделена отделенная балкой площадка, находящаяся на расстоянии 1 км от города.
Наш небольшой опыт осуществления санитарного контроля за ходом строительства нового города позволяет отметить наиболее существенный недостаток: отставание проектирования и возведения инженерных сооружений от строительства всего города. Кроме водопровода и канализации, отстающим оказалось строительство высоковольтной сети, тормозившее бесперебойное водоснабжение, работу котельной общественного питания, подачу горячей воды и пр.
Нам удалось добиться некоторых положительных результатов в устранении этих недостатков лишь после применения административных мер воздействия к директору железорудного комбината. Кроме того, по представленному нами материалу было вынесено соответствующее решение Запорожского исполкома областного Совета депутатов трудящихся. Вопрос о строительстве и бытовых условиях населения застраиваемого города был заслушан на бюро Обкома партии.
В результате предпринятых шагов удалось добиться улучшения бытовых условий населения вновь застраиваемого города. Закончено строительство высоковольтных линий, в связи с чем стала бесперебойно
работать котельная, подается холодная и горячая вода; заканчивается
строительство водопровода от новых скважин, пробуренных в 2 о от города. Построены магазин и столовая, заканчивается возведение дет-сада-яслей, школы и др.
Поступила 21/У 1963 г.: