ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
А.К. Виноградов,
Г.П. Лекус
В Челябинской области до конца 80-х годов минувшего столетия все ПМПК работали как сезонные и работали по мере необходимости, выполняя основную функцию - функцию отбора в специальные школы.
Произошедшие в начале 90-х годов социально-политические изменения повлекли за собой социально-экономические: определенная часть населения потеряла социальные гарантии, ориентации и, как следствие, социальнонравственный профессиональный стержень бытия. В этот период в области, как и во всей России, резко возросло количество социальных сирот, беспризорных и безнадзорных детей, развивающихся в асоциальной субкультуре, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реформы системы образования привели к поливариативному, альтернативному обучению. Увеличение количества детей, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания (до 14% от общей популяции детского населения), потребовало безотлагательных действий по оказанию им помощи. Для разрешения этой проблемы в 1990 году был разработан и начал практически реализовываться проект областного медико-психолого-педагогического центра (ЧМППДЦ) /А.Н.Нигаев, В.В.Кор-
кунов, А.К.Виноградов, Г.П.Лекус/.
ЧМППДЦ начал функционировать с сентября 1990 года как самостоятельное учреждение системы образования. В его структуру вошли: ОПМПК для детей с нарушениями интеллекта, диагностический стационар и реабилитационное отделение.
Работа центра выявила множество проблем и вопросов, для решения которых в 1992 году в ЧМППДЦ была создана проблемная лаборатория. Ухудшающееся экономическое положение страны повлекло за собой сокращение ассигнований на развитие центра, и необходимость пересмотра его структуры: ликвидацию диагностических классов, коррекционного от-
Челябинск
деления, проблемной лаборатории.
После утверждения типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психоло-педагогической и медико-социальной помощи появилась возможность модернизировать интегральную модель психолого-медико-педагогической помощи
детям. В 2001 году ЧМППДЦ был преобразован в Областной центр диагностики и консультирования (ГОУ ОЦДиК) со следующей структурной организацией:
7. ОПМПК для детей с нарушением интеллекта
8. ОПМПК для детей с нарушением речи
9. ОПМПК для детей с нарушением слуха
10. ОПМПК для детей с нарушением зрения
11. ОПМПК для детей с нарушением опорнодвигательного аппарата.
12. Отделение длительной (стационарной) диагностики.
За год консультативно-диагностичесую помощь в центре получают более 3 тысяч детей. Работа осуществляется 37 специалистами, в том числе 20 специалистов имеют высшую квалификационную категорию.
Перед специалистами центра стояли задачи определения:
• новых подходов к комплексной экспертизе развития ребенка в условиях ПМПК, диагностического стационара и стационарно-замещающих вариантах диагностики;
требований к документации: коллегиальному заключению, заключению по комплексному клиническому обследованию, психологическому, педагогическому, социальному, блокам рекомендаций по организации ПМП, сопровождения ребенка с ограниченными возможностями.
• содержания пакета единых диагностических методик на каждый возрастной период (2-3 года, 3-4, 5-6, 6-7, 7-9, 9-11 и старше 11 лет).
Творческим началом работы стал поиск
оптимальных организационных форм работы с ребенком, исключающих стрессогенность ситуации обследования. Предпочтение было отдано технологии супервизии, как на сегодняшний день наиболее доступной, уводящей членов ПМПК от десятилетиями практикуемого обозримо-комиссионного подхода, повергающего как ребенка, так и его родителей (законных представителей) в эмоциональнонапряженное состояние. Технология суперви-зии дает возможность экономии времени и повышения качества обследования в эмоционально щадящих психику ребенка условиях.
В 2002 году в Центре оборудовано 4 супервизорных лаборатории, оснащенных радиосвязью и полунепроницаемыми витражами - зеркалами Гезелла, видеотехникой, стимуль-но-диагностическим материалом на каждый возрастной период. Специалисты диагностикоконсультативных служб Челябинской области имеют возможность в рамках научнопрактических семинаров, методических совещаний познакомиться с технологией экспертно-диагностического обследования в суперви-зорных лабораториях.
Опыт работы специалистов ОЦДиК выявили бесспорные преимущества технологии супервизии: создание психотерапевтической
атмосферы во время процедуры обследования
за счет взаимодействия ребенка с одним специалистом и, в то же время, одновременность участия в обследовании ребенка всех специалистов в качестве супервизоров, которые в своей работе реализуют метод круговой оценки особенностей развития ребенка.
Результатами деятельности ОЦДиК
стало:
определение параметров психофизического, речевого, социального развития при онтогенетическом и дизонтогенетическом варианте развития по каждой возрастной группе /от 1 мес. - 13 лет/;
определение показателей степени сфор-мированности школьно-значимых функций и общеинтеллектуальных умений;
разработка технологии проведения обучающего эксперимента в процессе обследования;
определение единых требований к ведению документации и формулированию заключений и рекомендаций по итогам психологопедагогического обследования.
В настоящее время ОЦДиК является методическим центром для специалистов муниципальных (городских, районных) ПМПК.
© Виноградов А. К., Лекус Г. П., 2005