Научная статья на тему 'Организация комплексной помощи детям и их родителям в условиях центральной ПМПК Челябинской области'

Организация комплексной помощи детям и их родителям в условиях центральной ПМПК Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
513
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК С ОВЗ / КОМПЛЕКСНОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ПМПК / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / COMPLEX DIAGNOSTIC INSPECTION / CORRECTION AND DEVELOPING WORK / CARE / CONSULTING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бушуева Л. А., Кондакова О. Н., Эберт В. В.

В данной статье описана модель организации комплексной помощи детям и их родителям (законным представителям), разработанная в ГБОУ "Областном центре диагностики и консультирования" г. Челябинска. Комплексная помощь предполагает поэтапную работу с ребенком: диагностическое обследование с целью определения уровня его психологического и речевого развития, сформированности знаний, умений, навыков соответственно возрасту; коррекционно-развивающие занятия, проводимые на основе рекомендаций по итогам диагностики; консультативную работу с родителями (законными представителями) ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF COMPREHENSIVE CARE FOR CHILDREN AND THEIR PARENTS IN A CENTRAL AREA OF THE CHELYABINSK PMPC

This article describes the model of organization of comprehensive care for children and their parents (legal representatives), developed in the regional center for diagnosis and counseling of Chelyabinsk. Comprehensive care involves a phased work with your child: diagnostic testing to determine the level of psychological and speech development, formation of knowledge and skills according to their age; сorrection and development activities carried out on the basis of recommendations on the results of diagnostics; advisory work with parents.

Текст научной работы на тему «Организация комплексной помощи детям и их родителям в условиях центральной ПМПК Челябинской области»

УДК 614.2-053-084(470.55) ББК 56.14

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПМПК ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Л.А. БУШУЕВА, ГБОУ ОЦДиК, г. Челябинск, Россия О.Н. КОНДАКОВА, ГБОУ ОЦДиК, г. Челябинск, Россия В.В. ЭБЕРТ, ГБОУ ОЦДиК, г. Челябинск, Россия e-mail: ocdik@mail.ru

Аннотация

В данной статье описана модель организации комплексной помощи детям и их родителям (законным представителям), разработанная в ГБОУ "Областном центре диагностики и консультирования" г. Челябинска. Комплексная помощь предполагает поэтапную работу с ребенком: диагностическое обследование с целью определения уровня его психологического и речевого развития, сформированности знаний, умений, навыков соответственно возрасту; коррекционно-развивающие занятия, проводимые на основе рекомендаций по итогам диагностики; консультативную работу с родителями (законными представителями) ребенка.

Ключевые слова: ребенок с ОВЗ, комплексное диагностическое обследование, ПМПК, коррекционно-развивающаяработа, сопровождение, консультирование.

Актуальность. Ребенок плохо

разговаривает? У ребенка проблемы во взаимоотношениях со сверстниками или учителями? Родители перестали понимать своего ребенка?

Разобраться в этих и многих других проблемах помогают специалисты

государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения

"Областного центра диагностики и консультирования" г. Челябинска (далее -центр). Родители (законные представители) всегда могут обратиться в центр и получить квалифицированную помощь педагогов, психологов, медицинских работников.

Это связано с тем, что в настоящее время увеличивается количество детей с различными нарушениями развития и все большее значение приобретает проблема оказания своевременной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детям, испытывающим трудности в освоении общеобразовательных программ.

В нашем центре разработана модель организации комплексной помощи детям и их родителям (законным представителям), которая предполагает поэтапную работу с ребенком: 1 этап - диагностическое обследование ребенка с целью определения уровня его

психологического и речевого развития,

сформированности знаний, умений, навыков соответственно возрасту; 2 этап -коррекционно-развивающие занятия с детьми. И не менее важным этапом оказания психолого-педагогической помощи является консультативная работа с родителями.

Цель оказания психолого-педагогической помощи детям в центре: эмоционально-личностное и познавательное развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям образовательного учреждения, педагогическое просвещение родителей.

Достижение данной цели возможно посредством решения комплекса задач:

1. Укрепление физического и психического здоровья детей через создание условий для эмоционального благополучия и учёта индивидуальных возможностей.

2. Формирование у них адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.

3. Развитие познавательной сферы в соответствии с возрастом, расширение кругозора, усвоение общепринятых способов использования предметов окружающего мира.

4. Взаимодействие с родителями с целью развития у них психолого-педагогической компетентности по отношению к собственным детям.

Структура психолого-педагогического

процесса сопровождения детей в условиях центральной психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ЦПМПК) включает следующие этапы:

1. Психолого-педагогическая диагностика: выявление причин возникновения нарушений в развитии ребенка; определение уровня психического развития; определение программы воспитания и обучения в соответствии с возможностями и способностями ребенка; составление рекомендаций с целью формирования индивидуальной коррекционной программы.

2. Психологическая коррекция: установление полноценного контакта ребенка со взрослыми; снижение уровня сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов; стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование целенаправленного поведения и коррекция неадекватных форм поведения; формирование коммуникативных навыков и социализация ребенка.

3. Педагогическая коррекция: формирование навыков самообслуживания; пропедевтика обучения детей (коррекция специфического недоразвития познавательных процессов; формирование навыков изобразительной и творческой деятельности); реализация коррекционно-развивающих задач, расширение представлений об окружающем мире.

4. Медикаментозная коррекция: поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия.

5. Работа с семьей: ознакомление родителей с особенностями психологического развития ребенка; обучение родителей методам воспитания "особого" ребенка, организации его режима, привития навыков самообслуживания, подготовки к посещению образовательного учреждения; составление родителями совместно со специалистами комплексной индивидуальной программы воспитания и обучения ребенка в домашних условиях (в случае организации семейного обучения); семейная психотерапия.

Обследование на ЦПМПК проходят дети и подростки в возрасте от рождения до 18 лет, имеющие проблемы в речевом и/или психологическом развитии.

В состав ЦПМПК входят областные психолого-медико-педагогические комиссии (ОПМПК) различных направлений:

• ОПМПК для детей с нарушением интеллектуального развития и речи. В режиме экспресс-диагностики специалисты осуществляют ежедневный прием и обследование ребенка в течение 1-1,5 часов. В сложных случаях - при нарушении адаптивных качеств ребенка, при значительных нарушениях речи, трудностях взаимодействия, высокой утомляемости ребенка и т.п. комиссия рекомендует повторное обследование в режиме стационарной диагностики в течение недели. Кроме психолого-педагогического обследования, ребенок будет обследован врачами узких специальностей: неврологом, офтальмологом, ортопедом, оториноларингологом, при необходимости, -врачом-сурдологом;

• тифло-ОПМПК для детей с нарушением зрения;

• сурдо-ОПМПК для детей с нарушением слуха;

• орто-ОПМПК для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

• ОПМПК-РАС для детей с расстройствами аутистического спектра;

• ОПМПК-РВ для детей раннего возраста;

• ОПМПК-ДП для несовершеннолетних с нарушениями поведения.

В течение 2015 года комплексное диагностическое обследование в условиях ЦПМПК прошли 3137 несовершеннолетних. Из них - дети раннего возраста - 9,3%, дети с нарушением психологического развития -52,2%, дети с легкой умственной отсталостью -18,8%, с умеренной и тяжелой умственной отсталостью - 7,7%, со сложной структурой дефекта - 4,6%, с расстройствами аутистического спектра - 1,7%.

Обследование проводит команда высококвалифицированных специалистов: врач-педиатр, врач-психиатр, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед,

социальный педагог.

Большое значение для выявления причин нарушений в развитии ребенка специалисты ЦПМПК уделяют сбору клинического анамнеза. Выявленные анамнестические особенности позволяют специалистам, проводящим обследование, определить причины нарушений развития и, в соответствии

с этим, наметить пути их преодоления. Социальный педагог, анализируя условия жизни, развития, воспитания и обучения ребенка, выявляет не менее важные социально-педагогические причины нарушений развития.

Комплексное обследование ребенка проводится специалистами ЦПМПК в соответствии с заявленной проблемой, возрастными параметрами ребенка, выявленными причинами нарушения развития.

Диагностическое обследование проводится в кабинете, оборудованном зеркалами Гезелла: ребенок находится в кабинете с зеркальной стеной, не зная, что через прозрачное с другой стороны стекло за ним наблюдают остальные специалисты. Данный метод работы позволяет снизить временные затраты на обследование, делает процесс самого обследования щадящим для ребенка, предоставляет родителям возможность непосредственного наблюдения за обследованием ребенка (родители находятся в кабинете вместе со специалистами).

Диагностический этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами. Коллегиальное обсуждение результатов обследования является необходимым условием комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка. На данном этапе вырабатывается единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определяется общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс коррекционно-развивающих мероприятий. На основании заключения каждого специалиста определяется образовательный маршрут в соответствии с возможностями и особенностями ребенка, а также выбираются необходимые для его развития психолого-педагогические

программы, обсуждается координация и согласованность последующего

взаимодействия специалистов друг с другом.

По итогам диагностического обследования специалисты ЦПМПК знакомят родителей с коллегиальным заключением и

рекомендациями комиссии по дальнейшей работе с ребенком. Если есть необходимость, родители приглашаются на индивидуальные консультации к какому-либо специалисту. Врачи-психиатры используют элементы психотерапии на всех этапах сопровождения детей и их родителей во время пребывания на диагностическом обследовании. Это связано с некоторыми экстремальными или стрессовыми

моментами. Волнуются как дети, так и их законные представители. Чтобы нивелировать негативные моменты, врач ведёт, как правило, разъяснительные беседы для снятия избыточного напряжения, что, в свою очередь, улучшает качество диагностики и принятия родителями рекомендаций ЦПМПК.

Дальнейшим этапом деятельности специалистов является оказание

непосредственной психолого-педагогической помощи в форме проведения коррекционно-развивающих занятий с ребенком в индивидуальном или групповом режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка определяются интенсивность и продолжительность занятий. Наиболее важной задачей деятельности специалиста на данном этапе является разработка индивидуально ориентированных программ оказания психолого-педагогической помощи или использования уже имеющихся авторских программ специалистов ЦПМПК в соответствии с индивидуально-

психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.

На каждого ребенка заполняются соответствующие документы, отражающие ход коррекционной работы, в которых отмечаются выполнение программы занятий и основные показатели динамики изменений состояния ребенка.

С 2010 года в центре широко развернуто направление по оказанию коррекционно-развивающей помощи детям с проблемами в развитии. В Центре функционируют группы по коррекции и развитию детей дошкольного возраста со сложным дефектом - РАС и интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести, группа по подготовке к школьному обучению слепых и слабовидящих детей, группа психолого-педагогической реабилитации детей в период после кохлеарной имплантации, реабилитационные группы для детей с девиантным поведением и подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ.

Работа с детьми осуществляется, как правило, в игровой (тренинговой) форме с использованием всех модальностей (моторной, тактильной, зрительной, слуховой,

обонятельной и вкусовой). Обязательно присутствие на занятиях родителей и включение их не только в роли помощников, но и в роли активных участников происходящего.

В ходе работы осуществляется индивидуально-типологический подход. Педагог (совместно с родителями) создает атмосферу

доброжелательности, доверия, сотрудничества. В зависимости от уровня развития детей, их динамики, психологического состояния, поступления новых детей в группу возможно варьирование методов, приемов и структуры занятий и самой коррекционно-развивающей программы.

Завершением коррекционно-развивающего этапа работы специалистов ЦПМПК является динамическое или итоговое обследование ребенка. Результаты каждого из обследований отражаются в соответствующем заключении.

Кроме обследования детей на ЦПМПК, специалистами осуществляется

консультативный прием родителей (законных представителей) детей и специалистов, работающих с детьми. Консультации проводятся в соответствии с заявленной проблемой. Индивидуальное консультирование проводится, как и обследование, по предварительной записи, в удобное для родителей время.

В течение 2015 года специалистами ЦПМПК проведено 6092 консультации:

проконсультировано 706 детей, 3198 родителей, 2468 представителей образовательных организаций, учреждений здравоохранения и социальной защиты населения.

Основная задача данного направления деятельности ЦПМПК - оказание консультативной помощи детям, родителям (законным представителям), педагогам, врачам, социальным работникам и другим заинтересованным лицам и организациям по проблемам обучения и воспитания, трудоустройства детей и подростков с проблемами психического и/или физического развития.

Психологи центра осуществляют семейное консультирование, оказывают помощь в решении конфликтных ситуаций, возникающих в семье, в школе, во взаимоотношениях со сверстниками. Консультируют родителей по вопросам девиаций в поведении несовершеннолетних, по проблемам

употребления ПАВ и различных зависимостей (компьютерная, игровая, пищевая и т.д.). Экстренное психологическое консультирование - неотъемлемая часть сопровождения детей и подростков, находящихся в кризисном состоянии - состоянии острого горя, последствий насилия (физического или морального), депрессивном состоянии, пред-или постсуицидальном состоянии и др.

Учителя-дефектологи оказывают помощь по вопросам освоения различных видов образовательных программ, по причинам возникновения и способам устранения пробелов в школьных знаниях. Учителя-логопеды - по проблемам развития речи у детей.

Социальными педагогами проводится консультирование по вопросам семьи и детства, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Специалисты ЦПМПК на практике доказывают, что комплексное сопровождение ребенка с нарушениями развития и его семьи, систематическая медицинская и психолого-педагогическая коррекция позволяют добиться успехов в формировании личности детей с отклонениями в физическом и/или психическом развитии, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Список литературы

1. Баенская Е. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). Серия: Особый ребенок. Исследования и опыт помощи /Е. Баенская. - М.: Теревинф, 2009.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей /В.В. Лебединский. - М., 1985.

3. Морозова С.С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Серия: Коррекционная педагогика. / С.С. Морозова. - Издательство: Владос, 2007.

ORGANIZATION OF COMPREHENSIVE CARE FOR CHILDREN AND THEIR PARENTS IN

A CENTRAL AREA OF THE CHELYABINSK PMPC

L.A. BUSHUEVA, RCDC, Chelyabinsk, Russia O.N. KONDAKOVA, RCDC, Chelyabinsk, Russia

V.V. EBERT, RCDC, Chelyabinsk, Russia e-mail: ocdik@mail.ru

Abstract

This article describes the model of organization of comprehensive care for children and their parents (legal representatives), developed in the regional center for diagnosis and counseling of Chelyabinsk. Comprehensive care involves a phased work with your child: diagnostic testing to determine the level of psychological and speech development, formation of knowledge and skills according to their age; correction and development activities carried out on the basis of recommendations on the results of diagnostics; advisory work with parents.

Keywords: complex diagnostic inspection, correction and developing work, care, consulting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.