ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 371.9 ББК Ч 43
Е.В. Зволейко
г. Чита
Нормативно-правовые основы психологического сопровождения детей с проблемами в развитии в образовательных учреждениях
В данной статье автор делает обзор нормативно-правовых документов, которые необходимы при осуществлении деятельности по психологическому сопровождению образования детей с проблемами в развитии. Автор перечисляет учреждения, в которых предусматривается психологическое сопровождение образовательного процесса, и выделяет основные задачи, которые стоят перед специалистом, сопровождающим образовательный процесс.
Ключевые слова: нормативно-правовые
документы; психологическое сопровождение; развитие; перечислять; образовательный процесс.
E.V. Zvoleiko
Chita
Regulatory basis for the psychological support of handicapped children at educational institutions
The article presents a review of the regulatory documents necessary for the psychological support of handicapped children during their education. The author enumerates the educational institutions which provide the education process with psychological background; points out major tasks for the psychologist to do.
Key words: regulatorydocuments, psychological support, development, to enumerate, education process.
Специалисту, осуществляющему деятельность по психологическому сопровождению образования детей с проблемами в развитии, необходимо знать основные нормативно-правовые документы, действующие в этой области.
В своей деятельности специалист, прежде всего, ориентируется на международные акты в области защиты прав детей и инвалидов: Декларацию о правах умственно отсталых лиц (1971), Декларацию о правах инвалидов (1975), Кон-
венцию о правах ребенка (1989), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1989), Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990); федеральные законы — Конституцию Российской Федерации, Закон РФ «О социальной защите инвалидов» (1995), Закон РФ «Об образовании» (1996), Семейный кодекс РФ (1996), а также федеральные законы, указы и распоряжения президента Российской федерации, постановления и распоряжения правительства Российской Федерации, решения федеральных и региональных органов управления образованием.
Образование детей с проблемами в развитии осуществляется в учреждениях, действующих в системе общего и специального образования Российской федерации. В системе общего образования принят ряд законодательных актов, которые разъясняют особенности организации и деятельности специалиста в области оказания психологического сопровождения.
«Положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1995) [см.: 1], регулирует деятельность образовательных учреждений для данной категории детей и определяет их виды:
— детский дом (для детей раннего, дошкольного, школьного возраста);
— детский дом-школа, школа-интернат;
— санаторный детский дом для детей, нуждающихся в длительном лечении;
— специальный (коррекционный) детский дом и специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии.
В данных учреждениях предусматривается психологическое сопровождение образовательного процесса, консультативная и профилактическая работа психолога с воспитанниками и педагогическими работниками.
«Положение о социальном приюте для детей и подростков» [см.: 2] регламентирует деятельность учреждений, предназначенных для детей в возрасте 4 — 18 лет добровольно обратившихся; подкинутых и заблудившихся; утративших семейные связи или отказавшихся жить в семье, оставшихся без попечения, постоянного места жительства; подвергшихся любым формам насилия. Психолог учреждения (1единица на 15 воспитанников) изучает личность ребенка, проводит выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций и оказывает психологическую помощь, помогает выработать дальнейший характер его жизни, учебы, работы.
В «Положении об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении» (1997) [см.: 3], определены цели создания таких учреждений (санаторная школа-интернат; санаторно-лесная школа; санаторный детский дом для детей-сирот) — обеспечение проведения реабилитационных и лечебнооздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении.
«Положение о классах коррекционноразвивающего обучения (КРО) в общеобразовательных учреждениях» (1997) [см.: 4] разъясняет правила организации и функционирования классов КРО как равноправного структурного подразделения, действующего в системе общего образования. Цель создания классов КРО — обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями обучения — обусловливает развертывание диагностико-консультативного, коррекционноразвивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности. В классы КРО принимаются дети, испытывающие трудности в обучении вследствие различных биологических и социальных причин (проявлений легких остаточных нарушений функций головного мозга, незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматической осла-бленности, задержки психического развития церебрально-органического генеза, проявлений гипердинамического синдрома, педагогической запущенности вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка и т.д.). Не подлежат приему дети, имеющие выраженные отклонения в развитии.
Система работы в классах КРО направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию учебной и активизацию познавательной деятельности. Комплексное изучение детей и организация работы по определенным направлениям осуществляется школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом, в состав которого входит и специалист по психологическому сопровождению образования лиц с проблемами в развитии.
В «Положении о психолого-медико-педагогической службе (ПМПС) округа (города)» (1997) [см.: 5] определена задача Службы: своевременное выявление, организация обучения и воспитания, социальной адаптации и
интеграции в общество детей с отклонениями в развитии, которые приводят к школьной дезадаптации (в виде проблем в обучении и поведенческих расстройств). Положением определяется трехуровневая система ПМПС, где первый уровень представлен психолого-медико-педагогическим консилиумом (ПМПк), создающимся на базе массовой школы; второй — психолого-медико-педагогической консультацией, объединяющей несколько ПМПк школ; третий — окружной (городской) консультацией, являющейся головным методическим учреждением службы.
«Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» (2000) [см.: 6] регламентирует деятельность первичного звена психолого-медико-педагогической службы округа (города). Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) образовательного учреждения является структурой, наиболее приближенной к ребенку, и поэтому может эффективно решать задачи по психолого-медико-педагогическому сопровождению ребенка.
Специалист по психологическому сопровождению образования лиц, имеющих проблемы в развитии, должен знать важнейшие законодательные акты, действующие в Российской Федерации в области специального образования.
«Положение о специальном учебновоспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» (1995) [см.: 7] регулирует направления деятельности учреждений и определяет их виды: специальные общеобразовательные школы и профессиональнотехнические училища, а также специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и ПТУ. Цель учреждений — обеспечить психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, коррекцию поведения и адаптацию в обществе подростков с девиантным поведением, а также создать условия для получения ими общего и начального профессионального образования. Эти учреждения могут быть как открытого (для несовершеннолетних с устойчивым противоправным поведением), так и закрытого типов (для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния). Данные категории подростков нуждаются в особых условиях обучения и воспитания. В штате учреждения предусматривается должность психолога, который совместно с другими специалистами проводит индивидуальную социально-психологическую диагностику и психокоррекционную работу, организует воспитательные мероприятия, занятие общественно полезной деятельностью и личное время воспитанников. Психолог входит в состав психолого-медико-педагогической
комиссии учреждения, которая вырабатывает согласованные мероприятия по лечению, обучению и воспитанию, выявляет динамику и устанавливает сроки реабилитации.
«Положение о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1997) [см.: 8] регулирует деятельность специальных образовательных учреждений и устанавливает следующие их виды:
— коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования;
— коррекционные общеобразовательные учреждения;
— коррекционные учреждения начального профессионального образования.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения следующих видов: для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших; незрячих, слабовидящих и поздноослепших; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; для умственно отсталых, которые реализуют образовательные программы дошкольного, школьного и начального профессионального образования в зависимости от вида учреждения. Образовательный процесс в данных учреждениях осуществляется специалистами в области коррекционный педагогики; психологическое сопровождение осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.
Инструктивное письмо «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов» (1997) [см.: 9] разъясняет особенности образовательного процесса, направлений деятельности по реабилитации обучающихся, уровней реализуемых образовательных программ в каждом виде специального образовательного учреждения. В данных учреждениях проводится психолого-медико-педагогическое изучение личности ребенка, преодоление недостатков физического и психического развития, формирование коррекционно-компенсаторных навыков средствами психолого-педагогической коррекции.
Положение о ППМС-Центрах (1998) [см.: 10] регулирует образовательную, реабилитационную, оздоровительную и другие виды деятельности образовательных учреждений для детей, имеющих проблемы в развитии, Центров диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и
профориентации; лечебной педагогики и дифференцированного обучения.
С момента вступления в силу данного Положения в Российской Федерации впервые начата организация инновационных структур, действующих в системе специального образования — ППМС-Центров. Содержание и основные направления деятельности Центров предусматривают обязательное участие психолога, который реализует следующие виды работ: диагностику уровня психического развития и отклонений в поведении, проводит индивидуально ориентированную психокоррекционную и психопрофилактическую работу, оказывает помощь подросткам в профориентации, проводит консультативные мероприятия.
Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» (1999) [см.: 11] принят в целях создания законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования и обеспечения благоприятных условий для социальной адаптации их и интеграции в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, профессиональной деятельности и семейной жизни.
Данный закон определяет государственную политику в области специального образования:
— регламентирует права граждан, нуждающихся в специальном образовании, и их родителей;
— устанавливает формы получения специального образования, которое может осуществляться в специальных образовательных учреждениях (восьми видов в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами), в специальных образовательных подразделениях (обучение в условиях лечебнопрофилактического учреждения, в учреждении закрытого типа, в центрах реабилитации различных профилей), в образовательных учреждениях интегрированного обучения, в учреждениях общего назначения, на дому;
— устанавливает процедуру приема и перевода лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые осуществляются на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или учреждения медикосоциальной экспертизы (МСЭ);
— определяет порядок создания и функционирования ПМПК и МСЭ, за которыми закрепляются обязанности диагностики физических и психических недостатков детей (взрослых), в том числе подтверждение, уточнение и изменение ранее поставленного диагноза, установле-
ние их прав на специальное образование, консультирование родителей, других участников образовательного процесса по вопросам, связанным с получением специального образования и др.;
— регламентирует вопросы управления специальным образованием и кадровой политикой.
Письмо МО РФ «Об особенностях организации начального профессионального образования для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1999) [см.12] рекомендует организовывать трудовое обучение выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений в разных формах, а именно: реализуя вариант, обучение при котором целиком осуществляется по специальным учебным планам и программам, и вариант, где могут быть открыты специализированные группы при учреждениях обычного начального профессионального образования. Реализация второй модели позволяет осуществлять интеграцию воспитанников с отклонениями в среду нормально развивающихся сверстников. Письмо акцентирует внимание на необходимости пересмотра имеющихся в специальных школах профилей трудового обучения с учетом новых социально-экономических условий развития общества, потребности в кадрах.
Концепция реформирования системы специального образования (1999) [см.: 13] является своеобразной программой мер, определяющих стратегию и тактику перехода отечественной системы специального образования на качественно новый этап развития. К основным направлениям реформирования системы в области структурной перестройки относятся:
— опережающее развитие системы дошкольной коррекционной психолого-педагогической помощи детям;
— создание единой системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства (на основе учреждений детского здравоохранения и ПМПК, реабилитационных центров), совершенствование приемов выявления и изучения детей с разными отклонениями в развитии;
— создание системы психологопедагогической поддержки лиц, не охваченных специальным образованием;
— стабилизация деятельности существующих и развитие инновационных видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений; создание малокомплектных учреждений с целью максимального возвращения ребенка в семью и обеспечение внешкольного интеграционного процесса;
— создание и развитие специальных образовательных условий в системе образования общего назначения;
— создание службы специальной психологии в системе специального образования и постоянно действующей системы психолого-медико-педагогического сопровождения.
В области содержания образования и образовательных технологий предусматривается:
— совершенствование стандартизации содержания специального образования и профессиональной подготовки специалистов для системы специального образования; совершенствование федерального комплекта учебников, учебных пособий для студентов среднего и высшего профессионального образования, проходящих подготовку по направлению «Специальная педагогика и специальная психология»;
— развитие вариативных систем специального образования и системы дистантного образования для лиц с ограниченными возможностями и системы подготовки и повышения квалификации специальных психологопедагогических кадров;
— создание федерального банка лицензированного диагностического инструментария для системы психолого-медико-педагогической диагностики;
— создание федерального банка данных о детях-инвалидах, о системе государственных и негосударственных учреждений, обеспечивающих выявление и комплексную их реабилитацию, в том числе средствами образования, о системе подготовки и переподготовки соответствующих кадров специалистов и на его основе разработка и внедрение модели информационной компьютерной сети в целях координации деятельности административных работников на федеральном и региональном уровнях, директоров специальных образовательных учреждений, заведующих ПМПК и др.
Письмо «О психолого-медико-
педагогической комиссии» (2003) [см.: 14] регламентирует деятельность комиссий, которые создаются и действуют на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Помимо задач, традиционно стоящих перед психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), — проведение комплексной диагностики, консультирование родителей, педагогических и медицинских работников и др. — ставятся задачи внедрения современных технологий диагностики и коррекционной работы, формирования банка данных, содействия процессам интеграции в общество детей с отклонениями в развитии.
Важнейшей задачей совершенствования специального образования является достраивание отсутствующего звена — нового базиса — системы раннего выявления и ранней комплексной медико-психологической коррекции отклонений в развитии ребенка. На сегодняшний момент сложилась необходимость и возможность создания такой системы. Разработка стратегии и тактики создания системы раннего выявления и обеспечение вариативной помощи выявленным детям является целью Программы, которая рассчитана на 2000-2010 гг. Результатами работы по Программе будут являться базовая модель единой системы раннего выявления, вариативная реализация этой модели на местах [см.: 15].
В связи с развитием системы специального образования в Российской Федерации возникла необходимость модернизации и реструктуризации сферы образования лиц с отклонениями в развитии в целях максимально полного удовлетворения их особых образовательных потребностей на территории Забайкальского края. Концепция развития специального образования Читинской области (2005) учитывает основные положения Концепции реформирования системы специального образования в России, Концепцию модернизации Российского образования до 2010 года, опирается на принцип «независимого образа жизни» и принцип равных прав и возможностей индивидуума [см.: 16]. Целью Концепции является формирование на основе новых организационных форм, технологий гибкой и доступной системы образования детей и подростков с отклонениями в развитии, обеспечивающей их полное и эффективное включение в региональное образовательное пространство.
В качестве основных направлений модернизации системы специального образования на территории Забайкальского края на организационно-управленческом уровне выступают:
— разработка системного подхода к решению проблемы доступного образования детей с ограниченными возможностями: определение путей взаимодействия всех структур, обеспечивающих процесс специального образования; разработка регионального пакета нормативно-правового обеспечения процесса сопровождения ребенка с ограниченными возможностями; пропаганда в СМИ идей доступного образования;
— создание трехуровневой системы непрерывного сопровождения:
— ресурсного центра по организационнометодическому сопровождению процесса раннего выявления и опережающего начала
коррекции отклонений в развитии (на базе областного ПМПС-Центра «Дар»);
— «Центров сопровождения» детей и подростков района, учащихся в системе специального образования (с организацией накопительного банка программнометодических, материально-технических и кадровых ресурсов);
— сети районных интегрированных учреждений: расширение перечня форм оказания помощи по месту жительства (комбинированные ДОУ; смешанные, реабилитационные, группы кратковременного пребывания, группы для детей с тяжелыми нарушениями).
— придание нового статуса специальным (коррекционным) образовательнымучреждени-ям: создание на их базе методических центров, оказывающих помощь детям из малочисленных населенных пунктов, учителям районных школ; организация на их базе предпрофессиональной и профессиональной подготовки, интегрированных в общеобразовательных процессах детей с отклонениями в развитии.
На содержательном уровне предусматривается:
— отработка многоступенчатой системы диагностики, осуществление систематической повторной ее процедуры на основе анализа деятельности и поведения ребенка;
— разработка новых форм сопровождения, в том числе дистантного образования;
— подготовка и переподготовка педагогических коллективов специальных и общеобразовательных учебных заведений (с упором на подготовку специалиста универсального профиля — педагога-дефектолога); организация обучения управленческого корпуса в форме семинаров, курсов, мастер-классов и т.д.; подготовка родителей проблемных детей, готовых на безвозмездной основе осуществлять тьютор-ские функции.
Таким образом, реализация основных направлений Концепции модернизации системы специального образования на территории Забайкальского края послужит дальнейшему ее развитию, будет способствовать полноценному вхождению граждан с ограниченными возможностями в социальное сообщество на основе учета их собственных интересов, потребностей и возможностей.
Развитие систем общего и специального образования привело к появлению и внедрению в практику идей интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями совместно с нормально развивающимися сверстниками. Письмо МО РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии
в дошкольных образовательных учреждениях» (2002) [17, с. 61] создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием. Создание интегрированных ДОУ должно опираться на соответствующее материально-техническое, программно-методическое и кадровое обеспечение. На сегодняшний момент наиболее адекватные условия для проведения работы по интегрированному обучению и воспитанию дошкольников созданы в ДОУ комбинированного вида, в котором помимо общеразвивающих, компенсирующих, оздоровительных групп могут быть организованы смешанные, где одновременно воспитываются дети нормально развивающиеся и с проблемами в развитии.
Полноправным участником образовательного процесса в ДОУ комбинированного вида является педагог-психолог, деятельность которого направлена, прежде всего, на сохранение психического здоровья воспитанников. В его функции входит: психологическое обследование воспитанников, их динамическое изучение, участие в составлении индивидуальных программ развития, проведение коррекционнопсихологическое работы с воспитанниками, консультативной работы с родителями (по вопросам воспитания ребенка в семье, осуществления преемственности в работе ДОУ и семьи), ведение отчетной документации. Письмо «Об интегрированном воспитании и обучении» определяет основные направления деятельности педагога-психолога и содержит перечень документации для ведения специалистом.
В своей практической деятельности специалист по психологическому сопровождению должен опираться на нормативные акты, действующие в области психологической службы системы образования Российской Федерации:
«Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования РФ (1999)» [см.:18] определяет организационнометодическую основу деятельности службы, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, ППМС-Центры, ПМПК, разнообразные научные учреждения и учебно-методические кабинеты органов управления образованием и др. учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.
Положением определены основные направления деятельности службы, которыми являются психологическое просвещение, психопрофилактика, психокоррекция и консультативная деятельность. Непосредственное содержание деятельности психолога определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.
Служба практической психологии в системе МО РФ работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и другими структурами, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании обучающихся.
Реально существующая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, во многом социально обусловленная, а также смещение акцентов с массового унифицированного образования к образованию дифференцированному, ориентированному на возможности конкретного ребенка, привели к необходимости создания Службы специальной психологической помощи в рамках Службы практической психологии образования. Необходимость выделения Службы специальной психологической помощи в образовании определяется противоречием между ростом потребности в специальной психологической помощи и недостаточными возможностями ее удовлетворить. Необходимость создания правовых основ деятельности специалистов определила разработку Концепции специальной психологической помощи в системе образования.
«Концепция специальной психологической помощи в системе образования» (1999) [см.:19] впервые определяет статус специальной психологической службы, которая ориентирована на решение проблем детей, имеющих отклонения в развитии, и поэтому находится на стыке практической психологии образования, здравоохранения и социальной защиты.
Концепцией определен субъект деятельности психолога — дети и подростки с отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностном и социальном развитии, а также лица, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями здоровья.
Концепцией определяются задачи деятельности Службы, к которым относятся: дифференциальная психологическая диагностика, разработка и реализация индивидуальных коррекционных программ, консультирование и оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания; обеспечение консультативной и психологической поддержки родителей, направленной на формирование адекватного подхода к ребенку; обеспечение социально-психологических предпосылок интеграции детей в образовательную, социокультурную среду; формирование психологической культуры субъектов образовательного пространства и т.д.
Концепция устанавливает опорные организационные структуры, в которых может осуществлять деятельность специалист по психологическому сопровождению — это, прежде всего, психолого-медико-педагогические консультации, ППМС-Центры, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии. Она также определяет перечень специалистов, которые могут работать в области оказания специальной психологической помощи.
На региональном уровне в Забайкальском крае принята Концепция развития службы практической психологии в системе образования Читинской области (2002) [см.: 20], которая должна стать единой системой комплексного, индивидуального, динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах обучения в образовательном учреждении. Для качественной организации процесса сопровождения развития ребенка предусмотрено выстраивание трехуровневой системы: психологической службы образовательного учреждения (первичное звено), районных психологических служб — Центров, ПМПк, методобъединений различных специалистов (вторичное звено), областных структур.
В Концепции определены основные структурные подразделения системы — ПМПК, ППМС-Центры, другие учреждения, создаваемые на основе междисциплинарного подхода.
Основные положения Концепции развития Службы практической психологии в системе образования Забайкальского края находят свое отражение в ряде нормативных актов. В приказе «Об организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процес-
са» (2002) [см.: 21] определены меры по повышению эффективности межведомственного взаимодействия в области психолого-медико-педагогического сопровождения детей (заключение многосторонних договоров между Комитетами образования, здравоохранения и социального обеспечения); по координации планов образовательной деятельности учреждений, проводящих подготовку и переподготовку участников образовательного процесса.
Руководителям муниципальных органов управления образованием рекомендовано ввести в штатное расписание всех образовательных учреждений должности педагога-психолога, в районные методические кабинеты — методиста-психолога; произвести материальное и программно-методическое оснащение школ для работы социально-психологических служб; создать ПМПк в образовательных учреждениях и районные ПМПК.
Деятельность специалиста по психологическому сопровождению на региональном уровне определяет также пакет нормативно-правовой документации [см.: 22; 23]:
— Этический кодекс ассоциации психологов г.Читы и Читинской области.
— Положение о супервизии специалистов социально-психологической службы в системе образования Читинской области и т.д.
— Положение о статусе психолога, работающего в области оказания специальной психологической помощи в системе образования Читинской области.
Данные законодательные акты образуют правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Библиографический список
1. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Постановление Правительства РФ № 676 от 1.07.1995 // Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: сборник документов / сост. Ф.Ф. Водоватов, Л.В. Бумагина.
— М.: Академия, 2000. — 184 с.
2. Типовое положение о социальном приюте для детей и подростков / Департамент проблем семьи, женщин и детей Министерства социальной защиты населения РФ // Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: сборник документов / сост. Ф.Ф. Водоватов, Л.В. Бумагина. — М.: Академия, 2000. — 184 с.
3. Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении / Постановление Правительства РФ № 1117 от 28.08.1997 // Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: сборник документов / сост. Ф.Ф. Водоватов, Л.В. Бумагина. — М.: Академия, 2000. - 184 с.
4. Положение о классах коррекционноразвивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы / М.М. Семаго и др.// Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. — М.: Аркти, 1999. — 136 с.
5. Положение о психолого-медико-
педагогической службе округа (города) / М.М. Семаго и др.// Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. — М.: Аркти, 1999.
6. Положение о психолого-медико-
педагогическом консилиуме в образовательном учреждении / Приказ МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 / М.М.Семаго и др. // Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. — М.: Аркти, 1999. — 136 с.
7. Типовое положение о специальном учебновоспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением / Постановление Правительства РФ № 420 от 25.04.1995 // Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: сборник документов / сост. Ф.Ф. Водоватов, Л.В. Бумагина. — М.: Академия, 2000. — 184 с.
8. Типовое положение о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии / Постановление
Правительства РФ № 288 от 12.03.1997 // Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: сборник документов / сост. Ф.Ф. Водоватов, Л.В. Бумагина.
— М.: Академия, 2000. — 184 с.
9. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов / Инструктивное письмо МО РФ № 48 от 4.09.1997 // Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: сборник документов / сост. Ф.Ф. Водоватов, Л.В. Бумагина. — М.: Академия, 2000. — 184 с.
10. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи / Постановление Правительства РФ № 867 от 31.07.1998 // Основы управления специальным образованием / под ред. Д.С. Шилова. — М., 2001. — 335 с.
11. Федеральный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) / Постановление Правительства РФ № 4019-2ГД от 2.06.1999 [электронный ресурс].
12. Об особенностях организации начального профессионального образования для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии / Письмо МО РФ № 27/777-6 от 30.11.1999 // Основы управления специальным образованием / под ред. Д.С. Шилова. — М., 2001. — 335 с.
13. Концепция реформирования системы специального образования / Решение коллегии МО РФ № 3/1 от 9.02.1999 // Дефектология. — 1997. — №4.
14. О психолого-медико-педагогической комиссии / Инструктивное письмо МО РФ № 27/2967-6 от 14.07.2003 [электронный ресурс].
15. Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии (Проект) // Дефектология. — 2000. — № 6.
16. Концепция развития специального образования (образования лиц с отклонениями в развитии) Читинской области (Проект). — Чита, 2005.
17. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ / Приложение к письму МО РФ от 16.01.2002 № 03-51-5 ин / 23-03 // Вестник образования — 2002. — № 33.
18. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации / Приложение к приказу МО РФ № 636 от 22.10.1999 // Основы управления специальным образованием / под ред. Д.С. Шилова. — М., 2001. — 335 с.
19. Концепция специальной психологической помощи в системе образования // Школьный психолог. — 1999. — № 17.
20. Концепция развития службы практической психологии в системе образования Читинской области в условиях модернизации российского образования // Вестник образования Забайкалья. — Чита: ЧИПКРО. — 2003. — № 5 (19).
21. Об организации психологопедагогического сопровождения образова-
тельного процесса / Приказ Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области № 692 от 21.06.2002 // Вестник образования Забайкалья: Информационно-методический журнал КОПОН и МП Читинской области. —Чита: ЧИПКРО. — 2003. — № 5 (19).
22. Вестник образования Забайкалья: Информационно-методический журнал КОПОН и МП Читинской области. — Чита: ЧИПКРО. — 2003. — № 5 (19).
23. Положение о статусе психолога, работающего в области оказания специальной психологической помощи в системе образования Читинской области / сост. Е.В. Зволей-ко. — Чита, 2004.