Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ'

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ (СЛУЖБ) / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (ПРАКТИКА) / METHOD OF PROJECTS / INNOVATIVE PROJECTS OF ENTERPRISES (SERVICES) / RESEARCH WORK (PRACTICE)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Большакова Ольга Николаевна, Адольф Владимир Александрович

Дан сравнительный анализ требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 2000 и 2014 годов к организации научно-исследовательской практики (работы) студентов-психологов в вузе с учетом преемственности начальных знаний и компетенций образовательных уровней специалитета и бакалавриата. Представлены результаты диссертационного исследования сформированности компетенции научно-исследовательской деятельности студентов. Рассмотрена организация работы студентов по проектным заказам предприятий (служб) города, района (по специальности/направлению «Психология») в Братском филиале Иркутского государственного университета.The article presents a comparative analysis of the requirements of the federal state educational standards of higher education 2000 and 2014 for the organization of research practice (work) of psychology students at the University, taking into account the continuity of initial knowledge and competencies of educational levels of specialization and bachelor's degree. The results of the dissertation research on the formation of the competence of research activities of students are presented. The organization of students' work on the project orders of enterprises (services) of the city, district (in the specialty/field of “Psychology”) in the Bratsk branch of the Irkutsk State University is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Большакова Ольга Николаевна, Адольф Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.20.05.P.40 УДК 378

О.Н. Большакова,

Братский филиал Иркутского государственного университета В.А. Адольф,

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Из опыта организации научно-исследовательской работы при планировании производственной практики студентов

Братский филиал Иркутского государственного университета

Научно-исследовательская деятельность считается лучшим способом привлечения студентов к нестандартному и углубленному изучению учебных дисциплин. Она позволяет им приобрести различные навыки как командной, так и самостоятельной работы, необходимые для профессионального роста в будущем.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования предусматривает следующие обязательные формы научно-исследовательской деятельности для учащихся вузов:

• подготовка курсовых работ или курсовых проектов по конкретным дисциплинам;

• внеаудиторные исследования, обычно выполняемые наиболее способными студентами;

• подготовка выпускных квалификационных работ.

В.А. Миронов, Э.Ю. Майкова [3, с. 100], З.А. Демченко [2, с. 255] отмечают несколько видов организации научно-практической деятельности студентов на разных этапах развития отечественного образования в XX веке. В 1920-х годах сту-

денты участвовали в госбюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских работах, конкурсах студенческих научных работ, выступали на студенческих научных конференциях. В 1938 году было утверждено Положение о производственной практике студентов вузов, включавшее исследовательские задания. Участие студентов в научной работе во внеучебное время уже тогда являлось условием оценки уровня профессиональной подготовки.

В 1944-1946 годах появились новые формы организации научно-исследовательской деятельности - городские смотры научных работ студентов и студенческие конструкторские бюро. В 19581968 годах создаются студенческие бюро для различных специализаций. В 1979 году появились комплексные творческие молодежные коллективы из студентов, аспирантов, молодых преподавателей, специалистов. В это время и в последующий период сохраняется устойчивая динамика в развитии научной деятельности студента. В 1993 году была закреплена обязательность осуществления в вузах научных исследований. С 1997 по 2000 год складывается благоприятная ситуация для развития системы и новых форм организации и поддержки научной деятельности в современных условиях.

© Большакова О.Н., Адольф В.А., 2020

ОЛЬГА

НИКОЛАЕВНА БОЛЬШАКОВА

кандидат педагогических наук, доцент, доцент Братского филиала Иркутского государственного университета. Сфера научных интересов: теоретические основы формирования компетенции научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательном процессе вуза. Автор свыше 100 опубликованных научных работ. Электронная почта: ONBol@yandex.ru

В настоящее время одним из наиболее значимых препятствий к проведению научно-исследовательской работы в вузе является отсутствие регулярных научных контактов с предприятиями, а также стажировок в них.

Вопрос о государственной поддержке научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений и научно-технического творчества учащейся молодежи красной нитью проходит в ряде государственных документов. Среди них можно выделить Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»; Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на

ВЛАДИМИР

АЛЕКСАНДРОВИЧ

АДОЛЬФ

^^^ доктор педагогиче-■ ских наук, профес-I сор, заведующий ка-^^^^^^^^^^^ федрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Сфера научных интересов: потенциал непрерывного профессионального образования. Автор свыше 350 опубликованных научных работ. Электронная почта: adolf@mail.kspu.ru

2011-2015 годы; Концепцию долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года; государственную программу Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы».

Осмысление проблем организации научно-исследовательской работы при планировании производственной практики студентов мы начинаем с 2002 года, когда вузы работали по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования 2000 года. В частности, мы рассматриваем существовавшую в то время специальность 03.03.01.65 «Психология» (квалификация - психолог, преподаватель психологии).

Уже с 2012 года высшее образование в Российской Федерации переходит на многоуровневую систему подготовки специалистов (бакалавров, магистров), закрепленную Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». Филиал Иркутского государственного университета в г. Братске начинает работать с вновь поступившими абитуриентами в соответствии с программами подготовки бакалавров по направлению «Психология», одновременно продолжая образовательный процесс на специа-литете. В этот переходный период возникает необходимость в одновременной организации научно-исследовательской работы во время прохождения учебной и производственной практик для учащихся обеих программ.

В настоящее время обращение к федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования третьего поколения приводит к выводу о необходимости организации научно-исследовательской деятельности студентов в рамках образовательных программ бакалавриата, который рекомендует включать студентов в научные исследования или выполнение проектных разработок. Рассмотрим организацию научно-исследовательской практики по психологии в соответствии со стандартами 2000 и 2014 годов (табл. 1).

Отметим, что в стандартах бакалавриата:

- дифференцированы подходы и определены цели научно-исследовательской деятельности студентов в вузе;

- вместо видов практики определены ее типы и способ проведения (стационарно);

- не конкретизирована научно-исследовательская работа во время прохождения различных типов практик.

На специалитете научно-исследовательская и квалификационная практика предполагает проведение

Дан сравнительный анализ требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 2000 и 2014 годов к организации научно-исследовательской практики (работы) студентов-психологов в вузе с учетом преемственности начальных знаний и компетенций образовательных уровней специалитета и бакалавриата. Представлены результаты диссертационного исследования сформированности компетенции научно-исследовательской деятельности студентов. Рассмотрена организация работы студентов по проектным заказам предприятий (служб) города, района (по специальности/направлению «Психология») в Братском филиале Иркутского государственного университета.

Ключевые слова: метод проектов, инновационные проекты предприятий (служб), научно-исследовательская работа (практика).

The article presents a comparative analysis of the requirements of the federal state educational standards of higher education 2000 and 2014 for the organization of research practice (work) of psychology students at the University, taking into account the continuity of initial knowledge and competencies of educational levels of specialization and bachelor's degree. The results of the dissertation research on the formation of the competence of research activities of students are presented. The organization of students' work on the project orders of enterprises (services) of the city, district (in the specialty/field of "Psychology") in the Bratsk branch of the Irkutsk State University is considered.

Key words: method of projects, innovative projects of enterprises (services), research work (practice).

Таблица 1

Научно-исследовательская практика по психологии в федеральных государственных стандартах высшего образования в 2000 и в 2014 годах

Стандарт Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 03.03.01.65 Психология (квалификация - психолог, преподаватель психологии) Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (бакалавриат)

Сведения об утверждении Утв. приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 686 Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946

Содержание научно-исследовательской деятельности Задачи: - освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе; -закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения; - обучение навыкам решения практических задач; - формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики; - знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля Цели: - участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии; - изучение научной информации, российского и зарубежного опыта по тематике исследования; - применение стандартизованных методик; - обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения

Формы организации практики Виды практики: - учебно-ознакомительная - педагогическая - производственная - научно-исследовательская и квалификационная Типы учебной практики: - получение первичных профессиональных умений и навыков (стационарно); Типы производственной практики: - получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (стационарно); - научно-исследовательская работа (стационарно)

научно-исследовательской работы только при подготовке квалификационной работы. Для бакалавриата научно-исследовательская работа представляет собой один из типов производственной практики. Возникает вопрос: что подразумевается под такой трактовкой в образовательном стандарте?

Таким образом, в ходе нашего исследования мы пришли к выводу о необходимости привлечения к исследовательской и поисковой деятельности студентов первых курсов, в том числе и к учебно-ознакомительной практике. В Братском филиале Иркутского государственного университета нами была разработана система организации научно-исследовательской работы студентов по проектным заказам предприятий и служб города и района на основе проектного метода. Во время собеседования с руководителями предприятий при заключении договора о проведении практики мы выясняем, какие инновационные проблемы они хотели бы разрешить с

привлечением наших студентов-практикантов под руководством преподавателей вуза. При особой заинтересованности представителей со стороны вуза руководители предприятий охотнее соглашаются принять на практику наших студентов. Таким образом, формируется благоприятная среда для работы над проектами совместно с производственными, образовательными и социальными организациями по их заказу. В связи с заказами предприятий и служб города научно-исследовательская работа студентов совместно с профессорско-преподавательским составом вуза была организована по следующим проектам:

• «Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» в прогимназии (на базе дошкольного учреждения № 120 в городе Братске);

• «Организация и проведение мониторинга по проблеме адаптации и комфортного проживания на базе дома-интерната для престарелых»;

• «Проблемы развития самостоятельной деятельности инновационной направленности у студентов Братского филиала Иркутского государственного университета»;

• «Коммуникативные способности сотрудников правоохранительной сферы и пути их формирования в процессе обучения в вузе»;

• «Структура, основные свойства и особенности развития эмоциональной устойчивости у студентов юридического факультета»;

• «Основы формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в новых социально-экономических условиях»;

• «Концептуальные основы полемического взаимодействия в процессе профессионального образования»;

• «Особенности развития интеллектуального творчества воспитанников дома детского и юношеского творчества в городе Братске»;

• городской проект «Город, в котором хочется жить» (Выявление

причин миграции молодежи города Братска);

• научно-исследовательский проект «История развития психологического образования к городе Братске» (посвящается 100-летию Иркутского государственного университета и 15-летию создания кафедры педагогики и психологии в Братском филиале Иркутского государственного университета).

Подготовка к работе над проектом начинается уже с выполнения заданий во время прохождения учебной практики на 1-м курсе и завершается в ходе преддипломной практики на 5-м (специалитет) и 4-м курсах (бакалавриат) обучения в вузе (см. табл. 2).

При прохождении каждого из девяти этапов учитывался уровень подготовки студентов, необходимый для прохождения очередной практики. Так, изучая инновационные проекты предприятий, студенты 1-го курса изучали направления работы предприятия (службы), выявляли проблемные вопросы. На 2-м курсе они исследовали инновационные направления работы предприятия (службы). На 3-м курсе студенты включались в исследовательскую деятельность по инновационным вопросам. На 4-м курсе обучающиеся исследовали психолого-педагогические проблемы, требующие инновационного решения, принимали участие в инновационном решении проблем образовательного учреждения. Студенты 5-го курса специалитета исследовали теоретические подходы и осуществляли поиск инновационного решения по разработке проекта предприятия (службы) [1, с. 163].

Таким образом, постепенно осуществлялось включение студентов на протяжении всего времени обучения в вузе и смена их роли - от заинтересованного наблюдателя и помощника в сборе диагностической информации и защиты курсовых проектов к самостоятельной исследовательской деятель-

ности по осуществлению проекта, его презентации и защите. Если на 1-м курсе они тезировали результаты исследования инновационных проблем в научных сборниках, то по мере дальнейшего исследования научной проблемы публиковали статьи по результатам исследования в научно-практических сборниках вуза и журналах, в том числе совместные с научным руководителем в научно-исследовательских сборниках, научных журналах на старших курсах обучения в вузе.

Во время прохождения производственной практики студенты организуют внеклассные мероприятия психологической направленности со студентами непсихологических направлений. Так, были проведены мероприятия на тему «Лень», «Сон» и др., составлены тренинги по проблемам молодежи -«Трудоустройство выпускников вуза», «Готовность к эффективной профессиональной деятельности», «Личностный рост психолога».

В настоящее время в психологическом диагностировании широко применяются методики в электронном варианте с обработкой результатов. Но не всегда в Интернете можно найти необходимые методики психологической диагностики, поэтому студенты сами, под руководством специалистов, преобразуют известные психоло-

гические диагностики в электронную версию с интерпретацией готовых результатов. Так студенты овладевают умениями создания психодиагностик в электронных версиях, в чем остро нуждается психолог в своей работе.

Итогом подготовки студентов-психологов является достижение ими уровня сформированности компетенции научно-исследовательской деятельности. В результате организации работы по формированию компетенции научно-исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе вуза с акцентом на организацию научно-исследовательской работы во время прохождения практики мы получили следующие результаты (табл. 3).

Таким образом, статистический анализ результатов опытно-экспериментальной работы по организации учебной и научно-исследовательской работы студентов в ходе прохождения производственной и научно-исследовательской практики, а также по разработке проектов предприятий выявил высокие и средние показатели уровня сформированности компетенции научно-исследовательской деятельности студентов-психологов в образовательном процессе вуза, которые повысились на 39,50% и 19,76% соответственно.

Практиканты-психологи исследуют работу своего мозга

Таблица 2

Организация работы студентов по проектным заказам предприятий (служб) города, района (по специальности/направлению «Психология») в Братском филиале Иркутского государственного университета

1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс (специалитет) 5-й/4-й курс (специалитет/ бакалавриат)

1. Производственная практика

Психологические службы города, предприятий Образовательные учреждения Преддипломная практика на предприятиях (службах, сервисах) города, района

Учебно-ознакомительная практика Производственная практика Педагогическая практика

2. Инновационные проекты предприятий

Изучение направления работы предприятия (службы), выявление проблемных вопросов Исследование инновационных направлений работы предприятия (службы) Включение в исследовательскую деятельность по инновационным вопросам предприятия (службы) Исследование психолого-педагогических проблем, требующих инновационного решения; участие в инновационном решении проблем образовательного учреждения Исследование теоретических подходов и поиск инновационного решения по разработке проекта предприятия (службы)

3. Включение студентов в разработку проекта

Анализ направления работы предприятия (службы), представление на конференции по итогам прохождения учебно-ознакомительной практики Анализ исследовательской деятельности студентом инновационных направлений деятельности предприятий (служб) Анализ совместной деятельности студентов и работников предприятий (служб) по работе над инновационными проектами Анализ исследования психолого-педагогических проблем образовательного учреждения, требующих инновационных подходов в их решении Аналитическая работа по определению состояния деятельности предприятия (службы) по проблемному вопросу и исследование готовности инновационного решения проблемы

4. Консультации у научного руководителя

в кружке в секции в лаборатории

По поводу определения современных проблем, требующих психологического исследования Выяснение степени участия и роли студентов в разработке проекта (помощник) Выяснение степени участия и роли студентов в разработке проекта (активный участник совместной исследовательской деятельности) Самостоятельная исследовательская деятельность студента (группы студентов) по разработке инновационного проекта

5. Разработка мероприятий (подбор материала) для проекта

Изучение источников, современных публикаций по рекомендации руководителя Участие в обработке диагностического материала - подбор диагностического материала, сбор информации и ее обработка; - участие в разработке адаптированных и авторских коррекционно-развивающих психологических программ - подбор психолого-педагогического материала, сбор информации и ее обработка; - участие в разработке методического и дидактического материала - самостоятельная разработка экспериментального или эмпирического (бакалавриат) исследования и разработка рекомендаций, апробирование авторских программ; - принятие участия в их совместной с руководителем разработке (бакалавриат)

6. Презентация модели проекта заказчикам

Заинтересованные наблюдатели Посильная помощь в подготовке презентации Участие в оформлении презентации проекта совместно с заказчиками (представителями предприятий, служб) Презентация своего проекта заказчикам

7. Участие в реализации проекта

Привлечение студентов к посильной помощи в сборе диагностической информации - сбор и обработка диагностического материала; - участие в психолого-педагогической коррекцион-но-развивающей работе по проекту Объединение в группы по разработке проектов, касающихся аналогичных проблем

8. Наблюдение за результатом внедрения проекта

Ознакомление со статистическими данными, получаемыми в результате внедрения проекта Обработка статистических данных, получаемых в ходе внедрения проекта Обработка психолого-педагогических статистических данных, получаемых в ходе внедрения проекта, с последующей коррекцией работы по проекту Коррекционно-развиваю-щая работа по результатам исследования статистических данных

9. Документационное оформление результатов исследовательской работы над проектами

Тезирование результатов исследования инновационных проблем в научных сборниках Доклады на научно-практических разноуровневых конференциях

Публикации статей по результатам исследования в научно-практических сборниках вуза, журналах

Отчет по контрольным работам и по реферированию Совместные публикации с научным руководителем в научно-исследовательских сборниках, научных журналах

Защита курсовых проектов Защита дипломных проектов

Таблица 3

Динамика формирования компетенции научно-исследовательской деятельности студентов до и после эксперимента (%)

Группа* Уровень развития

Неустойчивый (низкий) Относительно устойчивый (средний) Устойчивый (высокий)

1-й курс 5-й курс 1-й курс 5-й курс 1-й курс 5-й курс

Когнитивная сфера

Контрольная 24,5 17,7 64 62,5 11,5 19,8

Экспериментальная 20,8 0 62,5 40,5 16,7 59,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребностно-мотивационная сфера

Контрольная 33,7 45,9 40,1 37,6 26,2 16,5

Экспериментальная 21,3 6,1 53,2 38,9 25,5 55

Деятельностно-практическая сфера

Контрольная 12,2 0,9 66,8 70,2 21 28,9

Экспериментальная 14,4 0,2 63,8 40,8 21,8 59

* 1-й курс - до эксперимента, 5-й курс - после эксперимента;

** Экспериментальная группа - обучающиеся по направлению «Психология»; контрольная - по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» (направление «Сервис»).

Участие студентов в проективной деятельности по заказам предприятий и образовательных учреждений города создает уверенность в возможности саморе-

ализации, в определении ими своей ниши в обществе в качестве активного профессионала. Научная деятельность преподавателей способствует не только их профес-

сиональному росту, но и является мощным стимулом для организации творческой научно-исследовательской самостоятельной деятельности студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большакова О.Н. Система подготовки студентов к самостоятельной инновационно-исследовательской деятельности: монография. Иркутск: Изд-во Иркутского государственного ун-та, 2013. 267 с.

2. Демченко З.А. Научно-исследовательская деятельность студентов высших учебных заведений в России (19502000-е гг.): Исторические предпосылки, концепции, подходы: монография. Архангельск: Изд-во Северного (Арктического) федерального ун-та имени М.В. Ломоносова, 2013. 255 с.

3. Миронов В.А., Майкова Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов: монография. Тверь, 2004. 100 с.

4. Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170164/ (дата обращения: 01.02.2019).

LITERATURA

1. Bol'shakova O.N. Sistema podgotovki studentov k samostoyateTnoj innovacionno-issledovaterskoj deyatel/nosti: monografiya. Irkutsk: Izd-vo Irkutskogo gosudarstvennogo un-ta, 2013. 267 s.

2. Demchenko Z.A. Nauchno-issledovateTskaya deyateTnosf studentov vy'sshix uchebny'x zavedenij v Rossii (1950-2000-e gg.): Istoricheskie predposylki, koncepcii, podxody*: monografiya. ArxangeTsk: Izd-vo Severnogo (Arkticheskogo) federaTnogo un-ta imeni M.V. Lomonosova, 2013. 255 s.

3. Mironov V.A., Majkova E'.Yu. Social aspekty* aktivizacii nauchno-issledovateTskoj deyateTnosti studentov vuzov: monografiya. Tver\ 2004. 100 s.

4. Ob utverzhdenii federaTnogo gosudarstvennogo standarta vy'sshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 37.03.01 Psixologiya (uroven* bakalavriata): prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 7 avgusta 2014 g. № 946 // KonsuTtantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170164/ (data obrashheniya: 01.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.