Научная статья на тему 'Проектно-исследовательская деятельность студентов педагогического вуза в процессе изучения информатических дисциплин'

Проектно-исследовательская деятельность студентов педагогического вуза в процессе изучения информатических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / SCIENTIFIC RESEARCH WORK OF STUDENTS / PROJECT WORK / PROFESSIONAL COMPETENCIES / INFORMATIONAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Евгения Михайловна

Рассматриваются теоретические аспекты организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Анализируется научно-исследовательская работа студентов вузов, необходимая для овладения профессиональными компетенциями. Описывается опыт реализации проектно-исследовательской деятельности будущих педагогов на информатических дисциплинах в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова Евгения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the theoretical aspects of the organization of project and research students’ work. There is analyzed the scientific and research work of students in higher educational institutions that is necessary for mastering the professional competencies. There is described the experience of the implementation of the project and research work of future teachers at informational disciplines in Volgograd State Socio-Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Проектно-исследовательская деятельность студентов педагогического вуза в процессе изучения информатических дисциплин»

7. Шабанова О.В. Социально-педагогические условия становления научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы: дис. ...

канд. пед. наук. Воронеж, 2002.

* * *

1. Kovalenko A.I. Teoreticheskie i metodolo-gicheskie aspekty ispol'zovaniya koncepcii «konku-rentosposobnosti» v nauchnyh issledovaniyah // So-vremennaya konkurenciya. 2013. № 6 (42). S. 65-79.

2. Macusita Konosuke. Filosofiya menedzhmen-ta / per. s angl. A. Grishin. M.: Al'pina Pablisher, 2018.

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya -bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.04.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie»: prikaz Minobrnauki Rossii ot 22 fevr. 2018 g. № 121 [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (data obra-shcheniya: 25.08.2019).

4. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya -magistratura po napravleniyu podgotovki 44.04.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie»: prikaz Minobrnauki Rossii ot 22 fevr. 2018 g. № 126 [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25 (data obra-shcheniya: 25.08.2019).

5. Serikov V.V. Obuchenie kak vid pedagogiche-skoj deyatel'nosti: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. uchebnyh zavedenij / pod red. V.A. Slastenina, I.A. Ko-lesnikovoj. M.: Izd. centr «Akademiya», 2008.

6. Serikov V.V. Priroda pedagogicheskoj deya-tel'nosti i osobennosti professional'nogo obrazovaniya pedagoga // Pedagogika. 2010. № 5. S. 29-36.

7. Shabanova O.V. Social'no-pedagogicheskie usloviya stanovleniya nauchno-pedagogicheskoj deya-tel'nosti prepodavatelya vysshej shkoly: dis. . kand. ped. nauk. Voronezh, 2002.

Educational aspect of scientific and pedagogical work of higher school teacher

The article reveals the nature of the phenomenon "scientific and pedagogical work of higher school teacher". There are specified its functions and structure. There is presented the educational aspect of scientific and pedagogical teacher's work.

Key words: higher school teacher, essential features of modern higher education, functions and structure of scientific and pedagogical teacher work.

(Статья поступила в редакцию 27.09.2019)

ем. филиппова

(волгоград)

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ студентов

педагогического вуза в процессе изучения информатических дисциплин

Рассматриваются теоретические аспекты организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Анализируется научно-исследовательская работа студентов вузов, необходимая для овладения профессиональными компетенциями. Описывается опыт реализации проектно-исследовательской деятельности будущих педагогов на информатических дисциплинах в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, проектная деятельность, профессиональные компетенции, информати-ческие дисциплины.

Основными признаками современного этапа развития общества являются информатизация, интеллектуализация, инновацион-ность. В быстроменяющихся условиях преображается характер образования: образовательный процесс является средством самореализации и саморазвития индивидуума, а цель образования заключается в знани-евой подготовке обучающегося и в обеспечении условий для развития креативной личности. Теперь у студентов должны быть сформированы компетенции, что позволяет подготовить выпускника вуза к работе с постоянно растущими объемами информации, анализу и проектированию своей деятельности, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности.

Компетентностный подход в высшем образовании отразился на увеличении доли самостоятельной работы студентов, в связи с чем изменяется роль методик и технологий обучения [8]. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования ставит перед студентом задачи овладения профессиональными компетенциями в рамках различных видов деятельности, в том числе педагогической, культурно-просветительской, проектной, исследователь-

О Филиппова Е.М., 2019

ской. Научно-исследовательская работа (НИР) должна стать тем стержнем, вокруг которого аккумулируются дисциплины с контактными формами взаимодействия преподавателя и обучающихся [6].

Научно-исследовательской работе студентов посвящены многие исследования ученых. И.П. Егорова, Т.В. Шувалова подчеркивают, что подготовку студента к исследовательской деятельности следует рассматривать в качестве главного звена в системе профессионального образования.

в ходе научно-исследовательской деятельности у студентов формируется научно-исследовательская компетентность, под которой понимается способность и готовность личности результативно применять имеющиеся знания, умения и опыт в процессе решения профессиональных задач. По мнению С.Ю. Астаниной, Н.В. Шестак, Е.В. Чмыховой, ее формирование предполагает опору на высокую активность студентов в учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности; мотивацию, определяемую как социальными, так и узколичностными мотивами; определенные личностные характеристики студентов. Наиболее адекватным вариантом ее формирования является широкое использование мультимедиатехнологий, направленных на развитие кейс-метода, методов управляемого открытия, портфолио, проектов, системы дистанционного обучения [1].

Е.Э. Попова подчеркивает, что организация совместной научно-исследовательской работы способствует повышению уровня личностного и профессионального развития, позволяет выявлять наиболее талантливых и способных студентов. О.Я. Соколова, Е.В. Би-барцева, О.А. Науменко считают, что процесс подготовки будущих специалистов к научной работе будет результативным, если студенты будут вовлечены в разнообразные формы научно-исследовательской деятельности.

Авторы научных исследований выделяют различные формы и виды НИР студентов (НИРС). По мнению С.Ю. Астаниной, Н.В. Шестак, Е.В. Чмыховой, НИРС включает такие формы, как:

- учебная НИРС, предусмотренная действующими учебными планами;

- НИРС, выполняемая во внеучебное время (участие студентов в научно-исследовательских подразделениях института);

- организационно-массовые мероприятия (конференции, конкурсы, олимпиады, выставки и т. д.).

кие науки -

С.Л. Попова, Е.Н. Алексеева выделяют следующие виды НИРС, в зависимости от которых можно различать степень реализации ее цели:

- НИРС, включенную в учебную деятельность (лабораторные работы, рефераты, курсовые проекты, выпускные квалификационные работы);

- НИРС, выполняемую во внеучебное время (участие студентов в международных исследованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях).

Результатами научных исследований студентов могут быть доклады, отчеты, публикации, дипломы и грамоты конкурсов, оригинальные изобретения и разработки, которые, в свою очередь, являются итогом их проектной деятельности.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. в числе приоритетных принципов развития определяет принципы проектной деятельности, которая включена в образовательные стандарты подготовки выпускников вузов в качестве основного вида профессиональной деятельности. В научных исследованиях освещаются различные стороны и аспекты проектной деятельности студентов. Этим вопросам посвящены работы Т.Е. Бережной, А.А. Гнез-дюковой, Е.Г. Горшковой, О.Н. Григорьевой, Т.И. Закировой, И.А. Зайцевой, Д.Е. Зелениной, Р.Ф. Лопатиной, С.В. Минаевой, Д.В. Пе-кушкиной, Е.С. Полат, А.в. Посоховой, А.В. Сазановой, А.В. Хуторского, Л.В. Чупро-вой и др.

Под методом проектов понимается комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, творчество при выполнении учебных заданий [9]. Сама работа по проекту по своей природе является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации, поскольку проект всегда направлен на создание чего-то нового, предполагает наличие замысла, который достигается в процессе его реализации (А.В. Хуторской).

Участие в проектировании позволяет студенту осознанно проявить ответственность, развить навыки самостоятельного конструирования своих знаний, ориентироваться в информационном пространстве (Е.Г. Горшкова, А.В. Сазанова). Индивидуальная проектная

деятельность студентов является методом формирования компетенций студентов вузов, которые необходимы для дальнейшего трудоустройства выпускников, способствует успешной адаптации молодежи к современным социально-экономическим условиям, формированию потребности в знаниях, высокой профессиональной мотивации, стремлению к самообразованию, приобщению к конкретным жизненно важным проблемам (А.А. Гнездю-кова, Т.И. Закирова, Д.Е. Зеленина, Р.Ф. Лопатина, С.В. Минаева, Е.С. Полат, А.В. Посохо-ва, Л.В. Чупрова).

Использование метода проекта, проектной деятельности в процессе обучения в вузе и их интеграция в учебно-воспитательный процесс способствует развитию креативных способностей и выработке креативного стиля мышления на базе фундаментальной профессиональной подготовки у будущего специалиста, формирует у студента профессиональную компетентность, обеспечивающую его конкурентоспособность на рынке труда и способность к эффективной работе на уровне мировых стандартов (Д.В. Пекушкина). Внедрение в практику метода проектов способно обеспечить уровень и качество не только профессиональной компетентности студентов, но и системы ценностных ориентаций личности, необходимой для решения профессиональных и социальных задач, а также проектной культуры личности. Формирование проектной компетентности выпускника вуза как результата профессионального образования обусловлено способностью выполнять проектные работы (И.А. Зайцева).

В условиях современного образования информационные технологии открывают новые возможности для активизации познавательной деятельности студентов вуза. Проектная деятельность студента является и методом обучения, и средством практического применения усвоенных знаний и умений в области будущей профессиональной деятельности. Структура проектной деятельности включает в себя анализ актуальности проводимого исследования, определение проблемы, целеполагание, формулировку задач, которые следует решить, выбор средств и методов, адекватных поставленным целям, планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта; представление результатов [3]. Применение метода проектов позволяет углубить уровень

знаний по дисциплине, расширить сферу интересов и отработать навыки применения информационных технологий при решении профессиональных задач [2].

Реализация целей информатизации образования предусматривает наличие в учебных планах педагогических вузов РФ дисциплин, формирующих профессиональные умения современного педагога. Проектная деятельность студентов возможна при изучении разных дисциплин. Рассмотрим применение метода проектов на информатических дисциплинах, в рамках изучения которых студент осваивает инструментальную составляющую различных информационно-коммуникационных технологий, их возможности повышения эффективности образовательного процесса.

В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете учебным планом подготовки бакалавров направления 44.03.01 «Педагогическое образование» предусмотрено изучение таких информатических дисциплин, как «Основы математической обработки информации», «Информационные и коммуникационные технологии в культурно-просветительской деятельности», «Информационные технологии в образовании», «Интернет и мультимедиатехнологии», «Социальная информатика» (профили «История», «обще-ствознание», «Право», «Экономика», «технология», «Музыкальное образование», «Художественное образование»). Эти дисциплины изучаются на 1-2-х курсах, по каждой из них предусмотрено выполнение студентами лабораторных работ и различных проектов. Вовлекаясь в самостоятельную учебную работу, будущие педагоги развивают навыки организации различных форм мыслительной деятельности, осваивают научно-исследовательскую работу.

По дисциплине «основы математической обработки информации» студенты готовят рефераты, тематика которых направлена на математическую обработку информации (например, операции математической логики, комбинаторика в реальных задачах, статистические оценки в педагогике, математическое моделирование, случайные процессы и теория вероятностей).

По дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в культурно-просветительской деятельности» студенты выполняют проект по разработке мультимедийного онлайн-продукта (электронного ресурса) культурно-просветительского назначения

по выбранной теме, которая формулируется под руководством преподавателя. Создаваемый электронный ресурс должен содержать текст и различные медийные объекты: иллюстрации, видеофрагменты, таймлайн, интерактивную карту или сторимэп, панорамное фото. Проект может быть выполнен либо в виде сайта при помощи любого онлайн-сервиса, допускающего бесплатную регистрацию и размещение контента, либо в виде ленты (группы) в одной из социальных сетей. В то же время студенты готовят рефераты, связанные с обзором применения информационно-коммуникационных технологий в культурно-просветительской деятельности в разных странах мира, с особенностями организации познавательной, проектной деятельности на основе использования средств информационно-коммуникационных технологий в учебной и внеклассной работе в школе.

По дисциплине «Информационные технологии в образовании» предусмотрено несколько разных форм работы: помимо рефератов, направленных на изучение информационных образовательных ресурсов учебного назначения, предлагаются поисково-аналитическая работа по образовательным ресурсам Интернета и проведение дискуссии по проблемам использования современных информационных образовательных ресурсов в учебном процессе. Все эти работы требуют от студента дополнительной подготовки и проработки материала по соответствующей теме.

По дисциплине «Интернет и мультимедиа-технологии» кроме рефератов, ориентированных на изучение социальных сервисов Интернета и использование мультимедиа в различных областях знаний, запланировано выполнение проектов по разработке электронного ресурса образовательного назначения по профилю подготовки студента.

Дисциплина «Социальная информатика» сосредоточена на изучении современного информационного общества и рассматривает вопросы изменения в межличностном общении, юридических понятий, проблемы интернет-зависимости и компьютерной игромании. Эти темы студенты на реальных примерах освещают в своих рефератах. Предусмотрено также выполнение проекта в виде коллажа по социальной информатике, выполненного средствами компьютерной графики, по выбранной теме, связанной с перспективами развития информатики в будущем, информационными революциями и их ролью в развитии цивилиза-

кие науки -

ции, информационным образом жизни в условиях информатизации, спецификой современной социокультурной ситуации.

остановимся подробнее на дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в культурно-просветительской деятельности», которая относится к вариативной части блока дисциплин. Целью ее изучения является формирование опыта использования информационных и коммуникационных технологий в культурно-просветительской деятельности. освоение данной дисциплины составляет необходимую основу для последующего изучения дисциплин, связанных с формированием естественно-научной картины мира, использованием информационных технологий в образовании, овладением методики обучения предмету, разработкой авторских технологий обучения предмету, прохождения практик [4]. Программой предусмотрены следующие разделы дисциплины: «Информационные и интернет-технологии в культурно-просветительской деятельности» и «Сервисы сети Интернет в культурно-просветительской деятельности».

Рассмотрим подробнее первый раздел. Его содержание включает в себя изучение современных информационных технологий и ресурсов (виды, характеристика, использование в культурно-просветительской деятельности), Интернета как источника информации о событиях, явлениях и объектах искусства и культуры, поиск, анализ, рецензирование культурно-просветительских ресурсов Интернета. В процессе его изучения студенты знакомятся с интернет-ресурсами библиотек, музеев, архивов, а также другими информационными ресурсами культурно-просветительской направленности.

опыт работы показывает, что тема «Виртуальные музеи», при изучении которой осваиваются виртуальные музеи Волгограда и Волгоградской области, россии, мира, всегда больше других привлекает студентов. При выполнении заданий лабораторных работ они стремятся как можно более подробно изучить сайты, сравнить виртуальную информацию на сайте с реальной, представленной в самом музее. Если музей находится не очень далеко, студенты обязательно его посещают. Это хорошая база для развития познавательного интереса обучающихся к истории своего края, патриотического воспитания.

Посетив музей и изучив на сайте его виртуальное представление, студент оформляет

выполненную работу в виде презентации. Однако опыт показывает, что обычным созданием презентаций эта работа не ограничивается, а перерастает в разработку проектов.

Для многих студентов такая деятельность осуществляется впервые, поэтому они, как правило, выбирают самые известные музеи Волгограда: Государственный историко-ме-мориальный музей-заповедник «Сталинградская битва», Волгоградский областной краеведческий музей, Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта», Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова. Однако в этот раз будущие педагоги обратили свое внимание на музей-квартиру волгоградского поэта М.К. Луконина, Музей истории связи, радиовещания, радиоспорта Царицына-Сталинграда-Волгограда, а также на музеи их малой родины: Россошинский военно-мемориальный комплекс, Камышинский историко-краеведческий музей (экспозиция А.П. Маресьеву), Музей «Земля-Космос» г. Николаевска Волгоградской области (экспозиция М.А. Шолохову).

защита выполненных проектов в прошлом году совпала с Областным конкурсом исследовательских работ «Музей XXI века» (в рамках проекта «Мирознай» Волгоградского государственного социально-педагогического университета), посвященным 75-й годовщине разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, который проводился в соответствии с государственной программой Волгоградской области «Региональная молодежная политика Волгоградской области» на 2017-2020 гг.» (URL: http://creation. miroznai.ru/contest/182/info). Были предложены 4 секции для участия («Военная секция», «Краеведческая секция», «Семейная реликвия» и «Экспозиционный комплекс»), по каждой из которых определялись победители.

Студенты представили свои проекты в разные секции. В 56% случаев будущие педагоги выбрали групповую форму работы, что не запрещалось, поскольку навык групповой проектной работы является одним из важнейших профессиональных навыков. Деятельность студентов по данному проекту, использовавших потенциал информационных ресурсов, помогла вывести образование за пределы образовательной организации, освоить новые способы деятельности, что в будущем поможет студенту стать востребованным специалистом.

Это не первый конкурс, в котором принимают участие наши студенты. В последние годы увеличивается количество обучающихся, участвующих в различных проектах: если еще два года назад разрабатывали проекты для конкурса всего несколько человек одного профиля подготовки дневного отделения (примерно 20% студентов), то в этом году подготовили свои работы больше 50% студентов, что показывает большую заинтересованность обучающихся в культурно-просветительской, проектной, научно-исследовательской деятельности. После подведения итогов конкурса студентам было предложено, несмотря на занятые места, оформить свои результаты в виде научных статей или тезисов доклада для научной конференции.

Студент должен уметь правильно сформулировать свои мысли в исследуемой им области. Этот вид работы сразу выбрали 15% студентов, еще 20% согласились, но отложили на некоторое время. Это небольшой процент, однако он показывает склонность и стремление студентов к научно-исследовательской работе [5; 7]. Уже напечатаны две научные работы, что послужило стимулирующим фактором для остальных студентов, и еще несколько человек подготовили статьи и тезисы докладов научных конференций.

таким образом, обучающиеся были мотивированы к познавательной деятельности, личным достижениям, которые впоследствии найдут отражение в их будущей профессиональной деятельности. такая форма работы является первым их опытом НИР на уровне вуза, способствует формированию у них проектной и научно-исследовательской компетенций. Как видно из вышесказанного, использование метода проектов при изучении дисциплины предоставляет широкие возможности при решении образовательных задач, в том числе для оценки достижения образовательных результатов.

Самостоятельное выполнение определенных этапов проектной деятельности развивает способность обучающихся к организации своего времени и трудовых затрат при решении поставленной задачи, а также к проведению анализа выполненной работы и рефлексии собственных возможностей. При этом педагог оценивает уровень сформированности необходимых компетенций, опираясь на образовательные результаты, которые были достигнуты студентами в процессе прохождения дисциплины.

педагогические науки

Список литературы

1. Астанина С.Ю., Шестак Н.В., Чмыхова Е.В. Научно-исследовательская работа студентов (современные требования, проблемы и их решения): моногр. М.: СГУ, 2012.

2. Бережная Т.Е. Реализация метода проектов на занятиях по информатике // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 14-3. С. 67-70.

3. Гуляихина Е.С., Филиппова Е.М. Проектная деятельность студентов вуза в процессе изучения дисциплины «Информатика»: компетентност-ный подход // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2017. № 2(6). С. 59-63.

4. Заволочкина Л.Г., Крючкова К.С., Филиппова Е.М. Информационные и коммуникационные технологии в культурно-просветительской деятельности: учеб. пособие. волгоград, вГСПу, 2016.

5. Копылова Ю.Ю., Сапельникова О.Н., Филиппова Е.М., Ягупова Д.А. Использование музейных материалов в патриотическом воспитании молодого поколения // тенденции развития науки и образования. 2019. № 49. С. 78-81.

6. Крючкова К.С., Смыковская Т.К., Филиппова Е.М. Проблема встраивания информатических дисциплин в структуру основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» в условиях перехода на ФГОС ВО 3++ [Электронный ресурс] // Грани познания. 2018. № 3(56). URL: http://grani.vspu. ru/files/publics/1530863543.pdf (дата обращения: 16.09.2019).

7. Мусаев Р.В., Рулева А.Р., Филиппова Е.М. Особенности использования музейных педагогических технологий в патриотическом воспитании молодежи (на примере музея-квартиры М.К. луконина) // Актуальные вопросы современной науки: сб. ст. по материалам XIX Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2019. С. 134-141.

8. Панова И.В. Метод проектов в системе контроля учебных достижений студентов педагогического вуза // Вестн. Минин. ун-та. 2016. № 2. С. 6770.

9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2008.

1. Astanina S.Yu., Shestak N.V., Chmyhova E.V. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov (sovre-mennye trebovaniya, problemy i ih resheniya): monogr. M.: SGU, 2012.

2. Berezhnaya T.E. Realizaciya metoda proektov na zanyatiyah po informatike // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v sovremennom mire. 2016. № 14-3. S. 67-70.

3. Gulyaihina E.S., Filippova E.M. Proektnaya deyatel'nost' studentov vuza v processe izucheniya

discipliny «Informatika»: kompetentnostnyj podhod // Continuum. Matematika. Informatika. Obrazovanie. 2017. № 2(6). S. 59-63.

4. Zavolochkina L.G., Kryuchkova K.S., Filippova E.M. Informacionnye i kommunikacionnye tekh-nologii v kul'turno-prosvetitel'skoj deyatel'nosti: ucheb. posobie. Volgograd, VGSPU, 2016.

5. Kopylova Yu.Yu., Sapel'nikova O.N., Filippova E.M., Yagupova D.A. Ispol'zovanie muzejnyh ma-terialov v patrioticheskom vospitanii molodogo po-koleniya // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2019. № 49. S. 78-81.

6. Kryuchkova K.S., Smykovskaya T.K., Filippova E.M. Problema vstraivaniya informaticheskih disciplin v strukturu osnovnoj obrazovatel'noj pro-grammy podgotovki bakalavrov po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie» v usloviyah perekho-da na FGOS VO 3++ [Elektronnyj resurs] // Grani poznaniya. 2018. № 3(56). URL: http://grani.vspu. ru/files/publics/1530863543.pdf (data obrashcheniya: 16.09.2019).

7. Musaev R.V., Ruleva A.R., Filippova E.M. Osobennosti ispol'zovaniya muzejnyh pedagogiche-skih tekhnologij v patrioticheskom vospitanii mo-lodezhi (na primere muzeya-kvartiry M.K. Lukoni-na) // Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki: sb. st. po materialam XIX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ufa, 2019. S. 134-141.

8. Panova I.V. Metod proektov v sisteme kontro-lya uchebnyh dostizhenij studentov pedagogichesko-go vuza // Vestn. Minin. un-ta. 2016. № 2. S. 67-70.

9. Polat E.S., Buharkina M.Yu. Sovremennye pe-dagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. M.: Akademiya, 2008.

Project and research work of students of pedagogical educational institutions in the process of learning informational disciplines

The article deals with the theoretical aspects of the organization of project and research students' work. There is analyzed the scientific and research work of students in higher educational institutions that is necessary for mastering the professional competencies. There is described the experience of the implementation of the project and research work of future teachers at informational disciplines in Volgograd State Socio-Pedagogical University.

Key words: scientific research work of students, project work, professional competencies, informational disciplines.

(Статья поступила в редакцию 24.09.2019)

* *

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.