Научная статья на тему 'Концептуальная модель системы подготовки студентов вуза к научно-исследовательской деятельности'

Концептуальная модель системы подготовки студентов вуза к научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / МОДЕЛЬ / MODEL / СИСТЕМА / SYSTEM / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH WORK / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF INNOVATIVE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Большакова Ольга Николаевна

Представлена концептуальная модель системы подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности, разработанная в соответствии с новыми требованиями к высшему профессиональному образованию. Показано, что эта модель представляет собой один из возможных вариантов формирования у бакалавров и специалистов компетенций профессиональной деятельности инновационной направленности.The purpose of the article is to acquaint readers with our model system of training the students for research activities, based on the concept, the idea of which is to create a system, as one of the possible options for the implementation of the Bachelor (officers) to the professional activities of innovative orientation. The conceptual model developed in accordance with the new requirements for higher professional education, involves the organizational work for the actors (teachers and students) of the educational process of the University to the research activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Большакова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель системы подготовки студентов вуза к научно-исследовательской деятельности»

УДК 378.147.88

О.Н. Большакова,

Братский филиал Иркутского государственного университета

Концептуальная модель системы подготовки студентов вуза к научно-исследовательской деятельности

В последний период в высшей школе существенно усилилось внимание к исследовательской деятельности. Поэтому размышления о том, как она должна быть организована, приобретают особую актуальность

Еще в 1960-е годы в теории познания возникло относительно новое направление - теория научного поиска, которая рассматривает процесс познания с позиций творческой деятельности конкретного субъекта [2, с. 86]. Внимание философов привлекает построение научного исследования, его логика. Они выделяют основные категории процесса научного поиска - проблему, факт, систему. Исследования важны не только для познания новой области, но и для обучения в системе профессионального образования.

Научно-исследовательская деятельность студентов на современном этапе превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки специалистов. «Ученье в вузе есть работа над наукой и вместе с наукой, есть род деятельности, приближающийся к исследованию», - отмечал немецкий ученый Л. Клинберг еще в конце 80-х годов XX века. Концепция В. Гумбольдта «Обучение и исследование» в наши дни трансформировалась в концепцию «Образование через научные исследования». Поэтому сейчас особое внимание уделяется овладению базовыми когнитивными, социальными и эмоциональными компетенциями, обеспечивающими постоян-

Представлена концептуальная модель системы подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности, разработанная в соответствии с новыми требованиями к высшему профессиональному образованию. Показано, что эта модель представляет собой один из возможных вариантов формирования у бакалавров и специалистов компетенций профессиональной деятельности инновационной направленности.

Ключевые слова: концепция, модель, система, научно-исследовательская деятельность, профессиональная деятельность инновационной направленности.

The purpose of the article is to acquaint readers with our model system of training the students for research activities, based on the concept, the idea of which is to create a system, as one of the possible options for the implementation of the Bachelor (officers) to the professional activities of innovative orientation. The conceptual model developed in accordance with the new requirements for higher professional education, involves the organizational work for the actors (teachers and students) of the educational process of the University to the research activity. Key words: concept, model, system, research work, the professional activities of innovative orientation.

ную востребованность специалистов в обществе [3, с. 32].

Интеграция России в мировое образовательное пространство требует глубокого научного анализа достижений ведущих стран в области подготовки студентов и прежде всего их участия в научном творчестве. Это обусловлено тем, что эффективность научно-исследовательской деятельности студентов в значительной степени определяется уровнем сфор-мированности исследовательских знаний, умений, развитием личностных качеств, накоплением опыта творческой исследовательской деятельности.

По данным Центра социологии образования Российской академии образования, почти половина студентов вузов указали, что они не только не включены в научно-исследовательскую деятельность, но и ничего не знают о возможностях участия в ней (В.С. Собкин,

О.В. Ткаченко, А.В. Федюнина) [4]. Обращение к стандарту высшего профессионального образования третьего поколения приводит к выводу о необходимости организации исследовательской деятельности студентов. Так, в рамках образовательных программ бакалавриата студентам необходимо освоить ряд компетенций, которые, безусловно, связаны с исследовательской деятельностью, например, со способностью использовать знания о современной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы анализа и обобщения, теоретического и экспериментального исследования. В рамках учебных практик стандарт рекомендует включать студентов в научные исследования или выполнение проектных разработок.

Что касается магистерских образовательных программ, то в со-

© Большакова О.Н., 2014

ответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта научно-исследовательская деятельность выделяется как отдельная составляющая подготовки в магистратуре. И от студентов требуется не только способность к использованию знаний современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач, самостоятельном освоении новых методов исследования и изменении научного профиля своей профессиональной деятельности, но и целый ряд компетенций, характерных именно для научно-исследовательской деятельности. Магистрант должен быть способен анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач, использовать индивидуальные креативные способности, а также самостоятельно осуществлять научное исследование с применением современных методов науки. Для этого в учебных планах магистерских образовательных программ предусмотрены такие виды деятельности, как подготовка магистерской диссертации, научно-исследовательская работа в семестре, научно-исследовательская практика.

Однако заявленные социально значимые компетенции, касающиеся исследовательской деятельности, на практике зачастую оказываются не реализуемыми. Здесь налицо противоречие между декларируемыми в документах предписаниями относительно качества подготовки выпускников вузов и фактическим уровнем умений исследовательской деятельности студентов с одной стороны и организацией подготовки специалистов в вузе с другой. Это противоречие приводит к тому, что поставленная государством важнейшая задача - привлечение в науку молодых специалистов -остается нерешенной.

Анализ отечественной научной литературы показал, что различные аспекты проблемы формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности описаны многими педагогами и психологами.

Основы организации научно-исследовательской деятельности изучали Ю.А. Сауров, В.В. Кра-евский, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.А. Кру-тецкий, В.В. Сластенин и др.

Вопросы научно-исследовательской деятельности в историческом аспекте рассматривали Г.И. Ибрагимов, Г.В Лагунов, М.Н. Майоров, М.В. Храбров, С.Г. Вершловский, Л.М. Митина и др.

Процесс формирования исследовательских умений студентов осветили в своих трудах О.А. Аб-дуллина, С. И. Архангельский, И.Ю. Ерофеева, Н.В. Кузьмина, О.И. Митрош, В.А. Сластенин и др.

Проблема активизации исследовательской деятельности студентов раскрыта в работах Д.В. Вилькеева, М.А. Данилова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, М.И. Махмутова, А.М. Матюшки-на, Р.И. Малафеева и др.

Что же касается обеспечения ориентации на ценности познания, формирования исследовательских компетенций, поиска собственного стиля профессиональной деятельности, то эту тему анализировали В.И. Андреев, Е.Ю. Васильева, А.А. Лебедев, Н.В. Седова, В.Я. Сердобинцев, Н.М. Яковлева и др.

В последние годы появился ряд диссертационных работ, посвященных вопросам формирования научно-исследовательской деятельности студентов (Ф.Ш. Галлиулина, Е.Ю. Грифано-ва, Р.А. Сельдимирова, Е.Н. Кукли-на, Е.С. Казанцева, Т.Е. Климова, Р.Х. Гильмеева, В.С. Кузнецова, В.М. Обухов, А.А. Солдатова и др).

Анализ информации, поступающей в Министерство образования и науки Российской Феде-

рации, показывает, что во многих высших учебных заведениях не оказывается должного внимания к организации и проведению системной научно-исследовательской работы студентов как на уровне кафедр, так и вуза в целом.

Поэтому стимулом для дальнейшего укрепления позиций в образовательном процессе вуза научно-исследовательской деятельности студентов выступает возросшее внимание к этому вопросу со стороны государственных органов. В разработанной в настоящее время федеральной программе развития образования особо выделено направление «Государственная поддержка научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений и научно-технического творчества учащейся молодежи».

Теоретико-методологическим ориентиром построения системы подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности выступает личностно ориентированный подход, основанный на субъект-субъектных взаимоотношениях между педагогом и учащимся (К.А. Абульханова-Слав-ская, А.В. Брушлинский, В.М. Бехтерев, А.А. Бодалев, Л.А. Головей,

A.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). В рамках этого подхода определена роль студента как субъекта учебного процесса и организатора самостоятельной познавательной деятельности (А.Ф. Березин, П.И. Пидкасистый, О. Плотникова, В. Суханова и др.), подчеркивается необходимость педагогического влияния на процессы саморазвития, самоутверждения, самоактуализации, самосознания, профессионального формирования личности (И.А. Архи-пова, Л.С. Выготский, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, А.В. Мудрик,

B.А. Сластенин, В.А. Онищук, Б.А. Сосновский, А.К. Осницкий, Е.Н. Шиянов, В.А. Якунин и др.).

Концептуальные аспекты подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности

основаны на идее создания системы, обеспечивающей целостность, единство и взаимосвязь студенческих исследований как один из возможных вариантов обеспечения готовности специалистов к профессиональной деятельности инновационной направленности, акцентируемой на оптимальном взаимодействии и взаимообусловленности всех компонентов образовательного процесса вуза.

Основой нашего исследования стала подготовка студентов вуза к научной работе, способствующей проявлению инициативы в будущей профессионально-инновационной деятельности. Подготовка студентов в этом направлении предполагает:

- овладение ими технологией исследовательской работы, знакомство с техникой эксперимента и научной литературой;

- проявление самостоятельности в творческом исследовании темы;

- активное участие в совместной с преподавателем научно-исследовательской деятельности;

- привлечение к работе над инновационным проектом участников по заказу предприятий (служб) города, района, творческих коллективов, преподавателей вуза;

- применение в будущей профессиональной деятельности навыков исследовательской работы, выработанных во время обучения в вузе.

В соответствии с новыми требованиями к высшему профессиональному образованию мы определили следующие исходные принципы, способствующие развитию системы подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе вуза:

- актуализации образовательной системы вуза как необходимого условия подготовки специалистов к профессиональной деятельности инновационной направленности;

- полисубъектности при организации образовательного взаимодействия;

- партисипативного взаимодействия субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей и представителей предприятий региона);

- взаимообусловленности всех компонентов целостного образовательного процесса при подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности;

- интеграции самостоятельных исследовательских действий студентов во все формы образовательного процесса (лекции, семинары, практикумы, кружки, студии, клубы по интересам, практики) на основе научно-исследовательской базы вуза;

- выделения качественных характеристик, необходимых в самостоятельной исследовательской деятельности, в качестве основы для проектирования содержания психологических коррекцион-но-развивающих программ и программ подготовки преподавателей к организации образовательной деятельности студентов;

- индивидуализации образовательного сопровождения в процессе профессиональной подготовки студентов вуза;

- рефлексивности при организации образовательного процесса;

- мониторинга формирования готовности субъектов образовательного процесса (преподавателей и студентов) к исследовательской деятельности.

На основании положений Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации», а также Концепции модернизации российского образования на современном этапе развития общества образовательная система вуза должна учитывать специфические особенности региона в соответствии с современными требованиями к специалисту [5].

Поскольку субъектами образовательного процесса являются студенты, преподаватели, социальные заказчики по разработке инновационных проектов предприятий и служб социума, поэтому целесообразно осуществлять образовательное взаимодействие на основе принципа полисубъектности. Как характеристика образовательного взаимодействия при осуществлении образовательных и целевых программ высшего профессионального образования, полисубъектность реализуется на всех ступенях и этапах образовательного процесса: от первоначальной постановки целей до реализации и оценки результатов.

В соответствии с современными требованиями к высшему профессиональному образованию необходимо использовать такую модель субъектов образовательного процесса, которая отражает характеристики профессионализма и качества личности педагогов, а также личностные и профессиональные качества будущих специалистов во время совместной научно-исследовательской деятельности.

При подготовке студентов к исследованиям предполагается, что в вузе будут приняты активные меры в трех направлениях. Это: организация подготовки студентов к научно-исследовательской работе, развитие совместных научных исследований преподавателей и студентов и создание психолого-педагогической атмосферы, стимулирующей исследовательскую деятельность.

Для того чтобы подготовить студентов к научно-исследовательской деятельности, необходимо включить в образовательный процесс вуза такие формы его организации, как аудиторные занятия, внеаудиторная самостоятельная работа студентов, производственная практика и др.

Основной механизм обеспечения практико-ориентированной результативности образователь-

Рис. 1. Модель системы организации научно-исследовательской деятельности студентов вуза

Примечание. НИД - научно-исследовательская деятельность; НИ кружки- научно-исследовательские кружки; НИРС - научно-исследовательская работа студентов; ИД - исследовательская деятельность; ВТК - временные творческие коллективы; СРС -самостоятельная работа студентов; ВКР - выпускная квалификационная работа.

ных и комплексных целевых программ высшего профессионального образования - это единство, целостность и взаимосвязь профессиональной подготовки и психолого-педагогической коррекции качеств личности.

При реализации системы подготовки студентов вуза к научно-исследовательской деятельности необходимо соблюдать принцип индивидуализации их образовательного сопровождения. Речь идет о психолого-педагоги-

ческой коррекционно-развиваю-щей программе, дифференцированном подходе к освоению образовательной программы высшего профессионального образования, выборе внеаудиторных занятий в кружках, лабораториях, твор-

«ОБЩЕНИЕ» Служба психолого-педагогического сопровождения (поддержки) студентов в процессе их обучения и профессионализации «ЛОГОС» Комплексно-целевая программа: профессиональное совершенствование преподавателей

ОТДЕЛЫ ГРУППЫ

«КОНСУЛЬТАНТ» Лекционно-консультационный по основам самоорганизации учебной деятельности «Школа молодого специалиста и начинающего преподавателя»

/ ЦПП \ содержание Временные творческие коллективы преподавателей при кафедрах

Газета Alma-mater Информационно-аналитический

Научно-исследовательские лаборатории студентов под руководством преподавателей

«Введение в профессию» Организация работы по ознакомлению с профессией НИРС

Индивидуальное проектирование студентов и преподавателей (временные творческие коллективы)

Программа «ПОЗИТИВ» консультационно-психологический

Сайт«КУРС» Организация эффективного общения со студентами

ГОТОВНОСТЬ

выпускников вуза к профессиональной деятельности инновационной направленности

Рис. 2. Модель интеграции целевых программ в образовательной системе вуза по подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности

Примечание. ЦПП - Центр профессиональной подготовки.

ческих коллективах преподавателей и студентов по подготовке инновационных проектов, секциях, клубах по интересам. Необходимо также поэтапно увеличивать долю самостоятельной учебной и исследовательской деятельности студентов с учетом их интересов, склонностей и ступени обучения.

При реализации образовательных программ, а также в процессе проектирования комплексных целевых программ высшего профессионального образования студентов и повышения квалификации преподавателей приоритетследу-ет отдавать методам, которые направлены на развитие логического, критического, дивергентного, творческого мышления участников образовательного процесса, что способствует эффективному формированию самостоятельности в дальнейшей профессио-

нальной деятельности инновационной направленности.

Для определения эффективности образовательных и комплексных целевых программ высшего профессионального образования необходимо практиковать регулярный мониторинг влияния психолого-педагогических воздействий на результативность профессиональной деятельности преподавателей и подготовку студентов к профессиональной деятельности инновационной направленности.

На основе концептуальных положений мы наметили основные цели опытно-экспериментальной работы. Они заключаются в разработке и реализации системы подготовки студентов вуза к научно-исследовательской деятельности, способствующей применению в будущей профессиональной деятельности навыков исследова-

тельской работы, выработанных во время обучения в вузе.

Мы определили следующие направления опытно-экспериментальной работы.

1. Разработка системы подготовки студентов к научным исследованиям, способствующей проявлению инициативы в будущей профессиональной и инновационной деятельности.

2. Конструирование содержания учебно-воспитательного процесса с учетом социально-экономических, педагогических и психологических требований к формированию самостоятельной личности, готовой к инновациям.

3. Организация практики подготовки студентов к самостоятельной, научно-исследовательской, поисковой деятельности, основанной на методологии ведущих психологов, педагогов.

4. Определение условий, обеспечивающих мотивацию обучения, воспитания и формирования творческой самостоятельной личности.

Исходя из намеченных нами путей подготовки студентов к исследовательской деятельности, мы провели ряд психолого-педагогических исследований по этой проблеме: определили уровень педагогической подготовки к организации практической работы по данной проблеме, выявили необходимые материальные условия и методическую оснащенность вуза.

На основании результатов предварительного исследования мы определили цель организации системы работы в вузе - формирование у студентов готовности к научно-исследовательской деятельности. Главная задача -это максимально стимулировать студента к развитию саморегуляции, самоактуализации, самосознания, профессиональной ответственности, познавательной активности и учебной мотивации, которые являются основой для формирования у студентов готовности к исследовательской деятельности.

Содержание организационной работы представляет собой подготовку субъектов (преподавателей и студентов) образовательного процесса вуза к научно-исследовательской деятельности. Система организации подготов-

ки к исследовательской деятельности построена на «трех китах». Это:

- организационная работа по подготовке к научно-исследовательской деятельности студентов, оказывающая влияние, с одной стороны, на качество проведения научных исследований преподавателями вуза, с другой - на подготовку студентов к научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе вуза;

- совместная научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов;

- психолого-педагогическая готовность к самостоятельной исследовательской деятельности, включающая формирование у студентов качеств личности исследователя.

Результат этой работы - готовность выпускников вуза к профессиональной деятельности инновационной направленности. Методы и формы организации данной работы представлены на рис.1.

Для эффективной реализации предложенной системы организации научно-исследовательской деятельности студентов вуза нами разработана модель интеграции целевых программ в образовательной системе вуза по подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности (рис. 2) [1, с. 267].

Таким образом, мы предполагаем, что эффективность рассмотренной системы значительно по-

высится, если формирование у студентов научно-исследовательской деятельности будет рассматриваться как долговременный, комплексный процесс, важнейший компонент системы непрерывного образования, обеспечиваться единством организационно-педагогических, дидактических и научно-методических средств, способствующих формированию самостоятельности, развитию познавательной активности, творчества и инициативы. И безусловно, должна осуществляться подготовка профессорско-преподавательского состава к деятельности, способствующей формированию у студентов научно-исследовательских навыков.

Литература

1. Большакова О.Н. Система подготовки студентов к самостоятельной иновационно-исследовательской деятельности: монография. Иркутск, ИГУ 2013. 267 с.

2. Пидкасистый П.И. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.

3. Ратнер Ф.Л. Научная деятельность студентов Германии. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992. 132 с.

4. Собкин В.С., Ткаченко О.В., Федюнина А.В. Студент педагогического вуза: отношение к образованию и профессиональные планы // Вопросы образования. 2005. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.