Научная статья на тему 'Характеристика подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности'

Характеристика подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / TEACHER'S STANDARD / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Людмила Николаевна, Фролова Елена Владимировна

Освещается опыт подготовки студентов к профессиональной деятельности, накопленный в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете. Рассматривается организация и проведение учебных и производственных практик с последующим психолого-педагогическим сопровождением студентов с целью профессиональной мотивации.The article considers the experience of preparing students of a pedagogical university for professional activities in the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, with the example of educational and industrial practices followed by psychological and pedagogical support of students with the goal of professional motivation of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Людмила Николаевна, Фролова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности»

DOI: 10.25586/RNU.HET.17.11.P.24 УДК 378

Л. Н. Павлова, Е. В. Фролова,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Характеристика подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Процесс профессиональной подготовки студентов педагогического вуза самым тесным образом связан с будущей трудовой деятельностью педагога, поэтому мы можем говорить об особом образовательном пространстве «вуз - образовательная организация».

Теоретическое изучение будущими педагогами научных основ приобретаемой профессии сопровождается практическим обучением, направленным на формирование профессиональных компетенций. Программы практик входят в комплекс образовательной программы подготовки специалистов. В свете этого проанализируем содержание учебных и производственных практик и рассмотрим психоло-

го-педагогическое сопровождение обучения студентов в вузе на методологической основе компе-тентностного и деятельностного подходов.

Кратко остановимся на исследованиях, проводимые по интересующей нас теме.

И. Ф. Ежукова изучала подготовку студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в рамках студенческого самоуправления. Ее суть заключается в развитии специальных компетенций, способствующих проявлению лидерских качеств, организационной самостоятельности, активности и творчества студентов [2].

С. А. Берлина в диссертационной работе «Практико-ориентирован-

ные технологии профессиональной подготовки педагогов-психологов» отмечает, что «процесс вхождения студентов в практическую деятельность требует адекватной подготовки, прежде всего в рамках учебного процесса, подготовки, которая сможет соединить теоретические знания и практические умения в единое целое» [1]. Изучение это проблемы автор построил на основе деятельностного подхода М. С. Платонова. Исследуя готовность к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогических направлений, С. А. Берлина пришла к выводу, что «полноценное освоение педагогами образовательных программ предполагает не только следование определенной технологии, но и ясное понимание всего комплекса ее психолого-педагогических оснований, узловых моментов логики развития детей» [8].

На взгляд Ж. Ж. Турсыновой, «формирование структуры профессиональной деятельности должно быть обеспечено в рамках учебной и вне-учебной деятельности вуза». В этом контексте она проанализировала формирование профессиональной компетентности студентов в условиях производственной практики на основе использования информационных технологий и определила структуру процесса производственной практики, обеспечивающую поэтапное повышение уровня сфор-мированности профессиональной компетентности студентов [9].

© Павлова Л. Н., Фролова Е. В., 2017

24

ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА ПАВЛОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сфера научных интересов: профессиональное образование, методическая подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности, в частности к управлению ученическим коллективом. Автор более 70 опубликованных научных работ

Н. Д. Кондрачук полагает, что эффективное формирование профессиональной компетентности студентов требует использования адекватной педагогической системы. С ее точки зрения, такая система заключается «в определенной совокупности педагогических и производственных условий на основе системного программно-методического обеспечения и индивидуальных образовательных маршрутов формирования профессиональной компетентности и включает структурные компоненты, цель, критерии, уровни, этапы и конечный результат». Практика является системообразующим фактором профессиональной компетентности будущих специалистов [3].

Целью практики «Введение в специальность», предусматривающей приобретение студентами первичных профессиональных умений и навыков, является знакомство с особенностями профессиональной деятельности учителя начальных классов и системой его профессиональных знаний, умений, профессионально значимых лич-

ЕЛЕНА

ВЛАДИМИРОВНА ФРОЛОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сфера научных интересов: методическая подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности, профилактика аддик-тивного поведения, самоуправление студентов. Автор более 70 опубликованных научных работ

ностных качеств. В ходе практики решаются следующие задачи: формирование и развитие у будущих учителей педагогических умений и навыков, профессионально значимых качеств личности; углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в вузе, и их практическое применение; ознакомление с педагогической техникой учителя начальных классов; воспитание у студентов устойчивого интереса к профессии и потребности в педагогическом самообразовании, выработка творческого и исследовательского подхода к педагогической деятельности. Результатом практики студентов служат компетенции, соотносимые с трудовыми функциями и квалификационными требованиями, установленными в профессиональном стандарте.

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков предусматривает изучение исследовательской деятельности педагога. Она предполагает использование для этого знаний, полученных студентами в ходе

изучения дисциплин «Педагогика» и «Психология». Целью практики является ознакомление с профессиональной деятельностью педагогов дошкольной образовательной организации и начальной школы по обеспечению преемственности в обучении и воспитании дошкольников и младших школьников, а также изучение психолого-педагогических особенностей детей соответствующего возраста. В задачи практики входят: изучение специфики работы дошкольной образовательной организации; проведение учебной диагностики готовности детей к обучению в школе; изучение специфики работы учителя в первом классе; изучение психологических особенностей развития первоклассников, а также документации и опыта работы дошкольных образовательных организаций и школ по вопросам преемственности обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. Практика должна обеспечивать готовность будущих педагогов к взаимодействию с участниками образовательного процесса; к проектированию и реализации воспитательных программ; к соблюдению правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики. Эти и другие результаты практики соответствуют трудовой функции «воспитательная деятельность», предусмотренной профессиональным стандартом педагога.

Производственная педагогическая практика обучающихся организуется в детском оздоровительном лагере с целью ознакомления студентов с особенностями предстоящей профессиональной деятельности, закрепления, расширения и углубления освоенных психолого-педагогических знаний и умений в новых условиях. Во время производственной практики идет ознакомление студентов с вопросами организации и функционирования загородных детских оздоровительных организаций с круглосуточным пребыванием детей; углубление и за-

Освещается опыт подготовки студентов к профессиональной деятельности, накопленный в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете. Рассматривается организация и проведение учебных и производственных практик с последующим психолого-педагогическим сопровождением студентов с целью профессиональной мотивации.

Ключевые слова: образовательный процесс, профессиональная деятельность, стандарт педагога, психолого-педагогическое сопровождение.

The article considers the experience of preparing students of a pedagogical university for professional activities in the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, with the example of educational and industrial practices followed by psychological and pedagogical support of students with the goal of professional motivation of students.

Key words: educational process, professional activity, teacher's standard, psychological and pedagogical support.

крепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения учебных дисциплин психолого-педагогического цикла при исполнении обязанностей вожатого детского оздоровительного лагеря; формирование профессионально-педагогических умений и навыков организации жизнедеятельности детей в условиях детского оздоровительного лагеря с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; освоение методик анализа и самоанализа деятельности вожатого (воспитателя); планирование и проведение коллективных мероприятий воспитательного и познавательного характера, тематических дней в детском оздоровительном лагере; планирование и проведение мероприятий по обучению детей вопросам безопасности жизнедеятельности применительно к коллективному проживанию и отдыху в лесопарковой зоне, правилам поведения в случае возникновения чрезвычайных событий различного происхождения.

Результатами данной практики выступают компетенции, соответствующие по своему содержанию федеральному государственному образовательному стандарту и основной профессиональной образовательной программе, а также профессиональному стандарту педагога по трудовой функции педагога «воспитательная деятельность». Это готовность к проектированию и реализации воспитательных программ и развивающей деятельности, соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики; умение организовывать сотрудничество обучающихся, имеющих социальные, культурные и личностные различия; владение способами поддержки активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, а также готовность к обеспечению охраны их жизни и здоровья.

Практика будущих педагогов в качестве учителей начальной школы призвана использовать и закрепить знания студентов, приобретенные ими в ходе изучения дисциплин «Пе-

дагогика» и «Психология», «Методика обучения русскому языку и литературе и младших школьников», «Методика обучения математике в начальной школе», «Методика обучения предмету „Окружающий мир в начальной школе"», «Теория и методика обучения младших школьников изобразительному искусству», «Теория и методика обучения младших школьников предмету „Технология"». «Психолого-педагогические основы развивающего обучения младших школьников» и при прохождении других производственных практик. Цель этой педагогической практики звучит следующим образом: совершенствование умений практической педагогической деятельности на основе накопленных теоретических знаний. Она основывается на результатах предыдущих практик и решает задачи более высокого уровня: углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в вузе, и их применение при решении педагогических проблем; формирование и развитие у будущих учителей педагогических умений и навыков, профессионально значимых качеств личности; овладение студентами методами, приемами и средствами проведения уроков, навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; совершенствование психологических исследований личности младшего школьника; воспитание у студентов устойчивого интереса к профессии учителя, потребности в педагогическом самообразовании, выработка творческого и исследовательского подхода к педагогической деятельности. Результатами практики является овладение студентами трудовой функции как общепедагогической деятельностью (обучение), так и воспитательной деятельностью.

Для прохождения производственной педагогической практики «Первые дни ребенка в школе» необходимы знания, умения и владения, сформированные в ходе изучения

дисциплин образовательной программы и/или прохождения практик. В ходе практики студенты знакомятся с особенностями профессиональной деятельности учителя начальных классов, с системой профессиональных знаний, умений, профессионально значимых личностных качеств учителя, работающего на первом классе. Следовательно, задачами практики является ознакомление будущих педагогов с особенностями учебно-воспитательного процесса в первом классе; изучение ими специфики труда учителя первого класса; формирование исследовательских умений, связанных с выявлением уровня подготовленности детей к обучению в школе; овладение вопросами преемственности в работе с детьми дошкольной образовательной организации, семьи и школы; формирование у студентов интереса к новому, желания внедрять результаты психолого-педагогических исследований и передовой опыт. Существенно важным является формирование у будущих педагогов осознания социальной значимости приобретаемой профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности.

Преддипломная практика студентов направлена на приобретение ими опыта выполнения задач научно-исследовательского характера в соответствии с профилем подготовки и региональными особенностями развития образования, освоение практических исследовательских навыков применительно к будущей профессиональной деятельности. В ходе выполнения преддипломной практики студенты учатся осуществлять все трудовые функции педагога: общепедагогическую деятельность (обучение), воспитательную деятельность, развивающую деятельность.

В табл. 1 представлена информации о соответствии вида практики студентов факультета подготовки учителей начальных классов с трудовыми функциями педагога, реализуемыми в профессиональной деятельности.

Таблица 1

Типы педагогических практик подготовки учителей начальных классов

№ п/п Название практики Формируемые трудовые функции педагога

1 Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков «Введение в специальность» Воспитательная деятельность

2 Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков Воспитательная деятельность, развивающая деятельность

3 Производственная педагогическая практика (детский оздоровительный лагерь) Воспитательная деятельность

4 Педагогическая практика (учитель начальных классов) Общепедагогическая деятельность (обучение), воспитательная деятельность

5 Производственная педагогическая практика (первые дни ребенка в школе) Общепедагогическая деятельность (обучение), воспитательная деятельность, развивающая деятельность

6 Преддипломная практика Общепедагогическая деятельность (обучение), воспитательная деятельность, развивающая деятельность.

Таким образом, практика студентов факультета подготовки учителей начальных классов имеет отчетливо выраженную целевую образовательную ориентацию. Она совмещается с ходом изучения учебных дисциплин, а результатом каждой практики является формирование у будущих педагогов трудовых функций. Следовательно, образовательные компетенции, осваиваемые студентами в ходе профессионального обучения, имеют практико-ориентиро-ванную направленность.

Традиционно учебный год в педагогическом университете начинается с проведения отделом трудоустройства и профессиональной социализации мини-сочинения «Почему я выбрал Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», цель которого заключается в выявлении причин и мотивов выбора профес-

сии. По итогам данных исследования, полученных за пять лет, можно говорить о том, что доля студентов, мотивированных на педагогическую деятельность, от числа поступивших в вуз возрастает ежегодно на 2-5 % и составляет к настоящему времени более половины студентов первого курса. В связи с этим в университете решаются задачи формирования профессионально важных качеств личности студента с целью повышения готовности к профессиональной деятельности и их профессионального самоопределения в условиях обучения в педагогическом вузе.

Одним из механизмов решения указанных задач является психолого-педагогическое сопровождение студентов [6]. В университете разработан исследовательский пакет такого сопровождения. Он предусматривает изучение мотивации выбора профессии и профессиональной

идентичности студентов первого курса; исследование профессиональной готовности и исследование профессиональной идентичности на последующих курсах. Каждая позиция психолого-педагогического сопровождения сопряжена с учебными и производственными практиками (табл. 2).

В результате изучения профессиональной идентичности студентов первого курса Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, поступивших на обучение в 2016 году, были получены данные, свидетельствующие о том, что профессиональная идентичность у большинства респондентов сформирована. Это означает, что студенты готовы совершить осознанный выбор траектории своего дальнейшего профессионального развития или уже его совершили. У них присутствует уверенность в правильности при-

Таблица 2

Психолого-педагогическое сопровождение учебных и производственных практик

№ п/п Название практики Психолого-педагогическое сопровождение

1 Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков «Введение в специальность» Мини-сочинение «Почему я выбрал ЮУрГГПУ»

2 Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков Изучение профессиональной идентичности

3 Производственная педагогическая практика (детский оздоровительный лагерь) Педагогическая практика (учитель начальных классов) Производственная педагогическая практика (первые дни ребенка в школе) Исследование профессиональной готовности

4 Преддипломная практика Исследование профессиональной направленности

нятого решения о своем профессиональном будущем. Эти студенты прошли через «кризис выбора» и самостоятельно сформировали систему знаний о себе и о своих профессиональных ценностях, целях и жизненных убеждениях. Они могут осознанно выстраивать свою профессиональную карьеру.

Исследование профессиональной готовности представляет собой анкетирование студентов третьего и четвертого курса, прошедших педагогическую практику, с целью оценки своей работы в рамках педагогической практики и выяснения профессиональных намерений после окончания вуза. Были получены следующие результаты: при возникновении трудностей в прохождении практики респонденты в основном обращались к учителю и / или методисту (64 %); а также в деканат, к преподавателям по специальным дисциплинам (9 %). Студенты отметили, что особых трудностей в прохождении педагогической практики они не испытывали. При подборе материала к занятиям респонденты следовали теме учебного плана с учетом индивидуальных особенностей учащихся (54 %); во время практики работали спокойно, творчески, не испытывая напряжения, так как работа их увлекала (39 %). Несмотря на то, что условия труда в образовательной организации по месту прохождения педагогической практики студенты оценили как хорошие (52 %), возможность осуществления их профессиональных планов, включая прежде всего тру-

доустройство, остается неопределенной (46 %). Заметим, что после окончания университета на работу в ту образовательную организацию, где студенты проходили практику, получили приглашение 24 % выпускников.

В целом подготовку к профессиональной деятельности, которую респонденты получают в университете, большинство оценивают как хорошую (56 %). Удовлетворительной ее считают 20 % опрошенных студентов.

Удовлетворенность получаемой профессией выразили 73 % респондентов, а 62 % опрошенных собираются работать в сфере образования.

Анализ трудоустройства выпускников факультета подготовки учителей начальных классов университета свидетельствует о том, что 99 % выпускников трудоустраиваются по профилю профессиональной подготовки.

Исследование профессиональной направленности студентов продемонстрировали следующие результаты: 43 % респондентов ориентированы на руководство людьми и бизнесом; 34 % респондентов ориентированы на взаимодействие с социальной средой.

На основе данных психолого-педагогического сопровождения определяется содержание работы по профессиональной социализации студентов (табл. 3).

Таким образом, подготовка студентов педагогического вуза к пра-ктико-ориентированной деятельности представляет собой единую систему мер, охватывающую учеб-

ные занятия студента и образовательное пространство вуза и направленную на формирование профессиональных компетенций будущих педагогов и их профессиональную социализацию. Сказанное подтверждается психологическим тестированием выпускников факультета подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

С целью оценки собственной работы студентов в рамках педагогической практики и выяснения их профессиональных намерений после окончания вуза проведено анкетирование. Анкета состояла из 17 вопросов открытого и закрытого типа, в анкетировании участвовали студенты третьего и четвертого курса.

Анкетирование показало, что при возникновении трудностей в ходе практики респонденты в основном обращались к учителю, методисту (64 %); в деканат, к преподавателям обращались 9 % студентов из числа опрошенных. Особых сложностей в прохождении педагогической практики студенты не испытывали. При подборе учебного материала во время практики респонденты следовали теме учебного плана с учетом индивидуальных особенностей учащихся (54 %); во время практики работали спокойно, творчески, не испытывая напряжения, так как работа увлекала студентов (39 %). Несмотря на то, что условия труда в данном образовательном учреждении (место про-

Таблица 3

Формы профессиональной социализации студентов

№ п/п Диагностика Форма корректировки студентов (социализация)

1 Мини-сочинение «Почему я выбрал ЮУрГГПУ» Индивидуально-групповая работа психолога с последующими рекомендациями для кураторов

2 Изучение профессиональной идентичности студентов первого курса Вовлечение первокурсников в студенческое самоуправление, определение профиля подготовки дополнительного образования

3 Исследование профессиональной готовности Профориентационная индивидуально-групповая работа

4 Исследование профессиональной направленности Индивидуальная работа по трудоустройству выпускников вуза

хождении педагогической практики) студенты оценили как хорошие (52 %), возможность осуществления их профессиональных планов в этом учебном заведении оставалась неопределенной (46 %). Коммуникативных трудностей респонденты при прохождении педагогической практики не испытывали, общий язык с учениками находили быстро (58 %). После окончания университета на работу в то образовательное учреждение, где проходили практику, пригласили 24 % студентов.

Подготовку к профессиональной деятельности, которую респонден-

ты получают в университете, они оценивают как хорошую (56 %). Общую удовлетворенность получаемой профессией выразили 73 % респондентов, 62 % из числа опрошенных собираются работать в сфере образования.

Система психолого-педагогического сопровождения студентов и выпускников вуза - молодых специалистов сформирована и обеспечивается отделом трудоустройства и профессиональной социализации вуза [5]. Не менее значимым в вопросе подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности является си-

стема воспитательной работы на факультете [7].

Таким образом, педагогические практики способствуют профессиональной социализации и профессиональной ориентации студентов педагогического вуза. Об этом свидетельствуют и данные, полученные в результате анализа трудоустройства выпускников факультета подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Достаточно сказать, что в их числе доля тех, кто работает по профилю полученного образования, приближается к 100 %.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берлина С. А. Практико-ориентированные технологии профессиональной подготовки педагогов-психологов. 1999. URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 05.04.2017).

2. Ежукова И. Ф. Подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления. URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 07.04.2017).

3. Кондрачук Н. Д. Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов. URL: http://www.dissercat.com/

4. Мединцева И.П. Компетентность^ подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012.

5. Павлова Л. Н. Организационно-методическая деятельность отдела трудоустройства и профессиональной социализации: формы взаимодействия с работодателями // Опыт вузов в организации практик, в содействии трудоустройству студентов и выпускников: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. семинара. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2015. С. 149-151.

6. Павлова Л. Н., Гордеева И. С. Система формирования готовности к профессиональной деятельности студентов педагогического вуза // Содружество: российско-китайский науч. журн. науч.-практ. конф. 2016. № 6. С. 43-45.

7. Павлова Л. Н., Фролова Е. В. Формы работы по профессиональному самоопределению студентов и выпускников педагогического вуза // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. ст. по материалам науч.-практ. конф. с междунар. участием. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2017. С. 140-142. 252 с.

8. Платонова М.С. Исследование готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогического образования: психологическая подготовка педагога // Молодой ученый. 2016. № 25. С. 654-657.

9. Турсынова Ж.Ж. Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях производственной практики на основе информационных технологий. 2008. URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 10.04.2017).

LITERATURA

1. Berlina S.A. Praktiko-orientirovannye tekhnologii professional'noj podgotovki pedagogov-psihologov. 1999. URL: http://www. dissercat.com/ (data obrashcheniya: 05.04.2017).

2. Ezhukova I.F. Podgotovka studentov pedagogicheskogo vuza k professional'noj deyatel'nosti na osnove studencheskogo samoupravleniya. URL: http://www.dissercat.com/ (data obrashcheniya: 07.04.2017).

3. Kondrachuk N.D. Proizvodstvennaya praktika kak faktor formirovaniya professional'noj kompetentnosti studentov. URL: http:// www.dissercat.com/

4. Medinceva I. P. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii // Pedagogicheskoe masterstvo: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (Moskva, dekabr' 2012 g.). M.: Buki-Vedi, 2012.

5. Pavlova L.N. Organizacionno-metodicheskaya deyatel'nost' otdela trudoustrojstva i professional'noj socializacii: formy vzaimodejstviya s rabotodatelyami // Opyt vuzov v organizacii praktik, v sodejstvii trudoustrojstvu studentov i vypusknikov: sb.st. po mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. seminara. Tyumen: Izd-vo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015. S. 149-151.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Pavlova L.N., Gordeeva I.S. Sistema formirovaniya gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti studentov pedagogicheskogo vuza // Sodruzhestvo: rossijsko-kitajskij nauch. zhurn. nauch.-prakt. konf. 2016. № 6. S. 43-45.

7. Pavlova L.N., Frolova E. V. Formy raboty po professional'nomu samoopredeleniyu studentov i vypusknikov pedagogicheskogo vuza // Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: problemy i perspektivy: sb. st. po materialam nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. Krasnoyarsk: Krasnoyarskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2017. S. 140-142.

8. Platonova M.S. Issledovanie gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti studentov-bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya: psihologicheskaya podgotovka pedagoga // Molodoj uchenyj. 2016. № 25. S. 654-657.

9. Tursynova ZH.ZH. Formirovanie professional'noj kompetentnosti studentov v usloviyah proizvodstvennoj praktiki na osnove informacionnyh tekhnologij. 2008. URL: http://www.dissercat.com/ (data obrashcheniya: 10.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.